ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330.101.541+336.14:353(571.513)
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
В 2011 ГОДУ
И. Р. Василец
Хакасский государственный университет им. Н. Ф.Катанова
Важнейшими показателями финансовой независимости региона являются структура доходов (доля регулирующих, налоговых, неналоговых доходов), а также обеспеченность необходимых расходов бюджета поступлениями из собственных источников. В статье рассматривается динамика изменения структуры доходов консолидированного бюджета республики, изменение структуры собственных доходов и налоговый потенциал консолидированного бюджета республики.
Ключевые слова: плановые показатели, налоги, поступления, консолидированный бюджет.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предмету ведения субъекта Федерации.
Структура бюджета каждого уровня позволяет судить об устойчивости или неустойчивости бюджета, отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления финансирования расходов, характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджета субъектов Федерации.
Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы РФ. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.
Социально-экономическое развитие Республики Хакасия в 2011 году свидетельствует о сохранении темпов роста относительно 2010 года по отдельным макроэкономическим показателям. Темпы роста валового регионального продукта в 2011 году превысили показатели 2010 года на 7,9 процентных пунктов. По предварительной оценке валовой региональный продукт в 2011 году составил 114 563 млн рублей (в 2010 году - 93 709 млн рублей).
Индекс промышленного производства в 2011 году на 4,4 процентных пункта выше показателя 2010 года и составил 109,5 %. В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился индекс по производству продукции сельского хозяйства всех категорий на 0,9 процентных пунктов и составил 103,7 %, а по такому виду деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, - на 59,6 % процентных пунктов, что в сравнении с предыдущим годом составил 138,8 %. Зафиксировано снижение темпов роста индекса по виду деятельности «обрабатывающие производства» на 13,6 процентных пунктов (99,8 %), по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» - на 11 процентных пунктов (105 %). По виду деятельности «строительство» темп роста индекса остался на уровне 2010 года и составил 113,5 %.
Плановые показатели по индексу производства в 2011 году достигнуты только по виду деятельности «строительство»; превышение плана произошло на 1,5 процентных пункта. По остальным индексам производства плановые показатели не достигнуты, а именно: индекс промышленного производства - на 1,1 процентных пункта, по виду деятельности «обрабатывающие производства» - на 1,2 процентных пункта, по производству продукции сельского хозяйства всех категорий и по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» -на 5 процентных пунктов соответственно каждый, по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - на 5,2 процентных пункта.
В 2011 году объём инвестиций в основной капитал значительно увеличился по сравнению с 2010 годом на
34,7 процентных пунктов и составил 173,2 %. Превышены и плановые показатели на 52,2 процентных пункта.
Оборот розничной торговли в 2011 году составил 45 271,8 млн рублей, что в товарной массе на 13 % выше, чем в 2010 году. Оборот розничной торговли на душу населения в 2011 году составил 85 065 рублей. По сравнению с 2010 годом снизился рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 14,1 процентных пунктов и составил 99,4 %.
Индекс потребительских цен сложился ниже уровня прошлого года на 0,8 процентных пунктов и ниже планируемых показателей на 1,2 процентных пункта и составил 107,6 %.
По состоянию на 1 января 2012 года в консолидированный бюджет Республики Хакасия поступило доходов в сумме 21 221,6 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы увеличились на
2873,7 млн рублей. Расходы консолидированного бюджета Республики Хакасия за 2011 год сложились в сумме 23 803,7 млн рублей и увеличились на 4719 млн рублей по сравнению с 2010 годом. Дефицит консолидированного бюджета увеличился на 1845,3 млн рублей и составил 2582,1 млн рублей, или 16,4 % доходов консолидированного бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений.
Таким образом, в 2011 году наблюдается рост по основным макроэкономическим показателям, однако многие планируемые значения не достигнуты.
Законом Республики Хакасия от 23.12.2010 № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год» утверждёны основные характеристики республиканского бюджета Республики Хакасия (далее-республиканский бюджет) по доходам в сумме 13 177 379 тыс. рублей, по расходам - 15 393 633 тыс. рублей и дефициту бюджета - 2 216 254 тыс. рублей (21,8 %).
В процессе исполнения республиканского бюджета в 2011 году в Закон Республики Хакасия от 23.12.2010 № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год» законами Республики Хакасия неоднократно (четыре раза) вносились изменения и дополнения.
С учётом внесённых последних изменений и дополнений Законом Республики Хакасия от 19.12.2011 № 121-ЗРХ республиканский бюджет на 2011 год утверждён по доходам в сумме 16 770 480 тыс. рублей и по расходам - 19 503 150 тыс. рублей. При этом был уточнён размер дефицита бюджета, который составил 2 732 670 тыс. рублей, или 24,4 % доходов республиканского бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений. По сравнению с первоначальной редакцией закона доходы увеличились на 3 593 101 тыс. рублей, или на 27,3 %, по расходам - на 4 109 517 тыс. рублей, или на 26,7 %.
Доходы республиканского бюджета исполнены в сумме 15 625 855 тыс. рублей (93,2 %), что на 1 144 625 тыс. рублей меньше объёма доходов, утверждённых Законом Республики Хакасия от 23.12.2010 № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год» (в редакции от 19.12.2011). Расходы республиканского бюджета исполнены в сумме 18 233 187 тыс. рублей (93,5 %), что на 1 269 963 тыс. рублей меньше бюджетных назначений. Дефицит составил 2 607 332 тыс. рублей, или 25,5 % доходов республиканского бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений. По сравнению с 2010 годом доходы увеличились на 2 057 943 тыс. рублей (темп роста составил 115,2 %).
Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 10 224 281 тыс. рублей или 91,4 % бюджетных назначений, отклонения составили 964 024 тыс. рублей. При этом налоговые доходы исполнены в объёме 10 004 836 тыс. рублей, или на 91,7 % бюджетных назначений, неналоговые доходы - в сумме 219 445 тыс. рублей, или на 78,5 %.
Безвозмездные поступления исполнены в объёме 5 401 574 тыс. рублей, или на 96,8 %, отклонения составили 180 601 тыс. рублей.
В структуре доходов республиканского бюджета в 2011 году налоговые доходы составили 64 % (в 2010 году
- 63,5 %), неналоговые доходы - 1,4 % (в 2010 году - 1,9 %). Доля безвозмездных поступлений, по сравнению с 2010 годом, не изменилась и составила 34,6 %.
Налоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год составили 10 004 836 тыс. рублей, или 91,7 % бюджетных назначений, отклонения составили 903 942 тыс. рублей. По сравнению с 2010 годом налоговые доходы увеличились на 1 387 908 тыс. рублей (темп роста - 116,1 %).
В 2011 году бюджетные назначения по всем налоговым доходам (за исключением налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения), не выполнены на общую сумму 933 784 тыс. рублей, в том числе:
- по налогу на прибыль организаций на 697 892 тыс. рублей, исполнение - 84,6 %;
- акцизам на 123 349 тыс. рублей (92,2 %);
- налогу на имущество организаций на 79 691 тыс. рублей (95,1 %);
- транспортному налогу на 14 013 тыс. рублей (90,6 %);
- налогу на добычу полезных ископаемых на 15 210 тыс. рублей (96,7 %);
- сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов на 92 тыс. рублей (90,8 %);
- государственной пошлине на 3 537 тыс. рублей (75,9 %).
По налогу на доходы физических лиц и налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, поступило больше утверждённых показателей на 19 974 тыс. рублей (на 0,9 %) и на 8 775 тыс. рублей (на 3,8 %) соответственно.
Кроме того, поступили непланируемые доходы в общей сумме 1 093 тыс. рублей, в том числе:
- по налогу на игорный бизнес 226 тыс. рублей;
- задолженность и перерасчёты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам 867 тыс. рублей.
Основную долю налоговых поступлений (91,7 %) составили поступления по четырём налогам, в том числе:
- по налогу на прибыль организаций 38,3 %;
- налогу на доходы физических лиц 23,2;
- налогу на имущество организаций 15,6 %;
- акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 14,6 %.
По другим налогам доля поступлений составила:
- по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами 4,4 %;
- налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, 2,4 %;
- транспортному налогу 1,4 %.
Поступления государственной пошлины, налога на игорный бизнес, а также задолженности и перерасчётов по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам в целом составляют 0,1 %.
За счёт налога на прибыль организаций сформировано 38,3 % налоговых доходов республиканского бюджета, или 3 836 138 тыс. рублей (84,6 % плана), темп роста к уровню 2010 года составил 128,5 %.
По данным Управления ФНС России по Республике Хакасия наибольшие поступления налога по основным видам экономической деятельности приходятся на предприятия добычи полезных ископаемых (1 229 512 тыс. рублей), в том числе по добыче каменного и бурого угля 1 102 272 тыс. рублей (увеличение к уровню прошлого года составило в 2,7 и 3 раза соответственно). Другие суммы поступления налогов в республиканский бюджет представлены следующим образом:
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 054 993 тыс. рублей (темп роста - 112,4 %), из них производство, передача и распределение электрической энергии составили 1 033 916 тыс. рублей (111,7 %);
- налоги с обрабатывающих производств 265 884 тыс. рублей (к уровню 2010 года это составляет 46,8 %), из них налоги с производства цветных металлов составили 43 353 тыс. рублей (или 12,2 % к уровню 2010 года);
- по виду экономической деятельности «транспорт и связь» налогообложение составило 341 068 тыс. рублей (82,1% к уровню 2010 года), в том числе деятельность железнодорожного транспорта принесла в бюджет 192 452 тыс. рублей (64 % к уровню 2010 года);
- финансовая деятельность разных уровней принесла 213 452 тыс. рублей (темп роста - 140,4 %), в том числе финансовое посредничество - 207 635 тыс. рублей (темп роста - 142 %).
Также по состоянию на 01.01.2012 из республиканского бюджета возмещено налога на прибыль в сумме 333 956 тыс. рублей; переплата по данному налогу числится в сумме 997 080 тыс. рублей, по сравнению с прошлым годом она увеличилась в 2,3 раза (на 01.01.2011 переплата составляла 435 294 тыс. рублей).
По данным Управления ФНС России по Республике Хакасия (отчёт формы 4-НМ), недоимка по налогу на прибыль организаций (без учёта пени и штрафов) увеличилась за 2011 год на 18,6 %, а на 01.01.2012 составила 74 793 тыс. рублей.
За счёт налога на доходы физических лиц сформировано 23,2 % налоговых доходов республиканского бюджета, поступления которого составили 2 318 212 тыс. рублей или 100,9 % плановых назначений. Отклонение произошло на 19 974 тыс. рублей, темп роста по отношению к 2010 году составил 108,7 %.
По данным отчёта формы 1-НОМ Управления ФНС России по Республике Хакасия, в разрезе видов экономической деятельности наибольшие поступления налога в консолидированный бюджет республики приходятся на государственное управление и обеспечение военной безопасности и обязательное социальное обеспечение (15,9 %), обрабатывающие производства (14,4 %), транспорт и связь (10,7 %), образование (8,6 %), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (8,3 %), добыча полезных ископаемых (7,2 %).
По данным Управления ФНС России по Республике Хакасия, по налогу на доходы физических лиц в 2011 году возмещено из консолидированного бюджета 242 011 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2012 имеется недоимка в сумме 159 212 тыс. рублей, а также переплата в сумме 112 614 тыс. рублей, которая может быть возвращена налогоплательщикам.
Акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, поступило 1 459 390 тыс. рублей, или 92,2 % бюджетных назначений, отклонения составили 123 349 тыс. рублей, темп роста к уровню 2010 года составил 119,1 %.
Акцизов на пиво поступило с учётом возврата 565 281 тыс. рублей, что на 110 599 тыс. рублей, или на 24 % больше уровня прошлого 2010 года.
По другим доходам, подлежащим распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, поступления составили 894 109 тыс. рублей. По трём видам доходов поступлений стало меньше утверждённых бюджетных назначений на 116 850 тыс. рублей, в том числе:
- от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей на 722 тыс. рублей (на 10,7 %);
- уплаты акцизов на автомобильный бензин на 103 928 тыс. рублей (на 18,1 %);
- уплаты акцизов на прямогонный бензин на 12 200 тыс. рублей (на 35,3 %).
По остальным видам доходов поступления больше утверждённых бюджетных назначений на 27 557 тыс. рублей, в том числе:
- уплаты на дизельное топливо на 25 531 тыс. рублей (на 12,4 %);
- уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) на 161 тыс. рублей (на 5 %);
- уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исключением вин) на 1 865 тыс. рублей (на 1,2 %).
Налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, поступило 239 744 тыс. рублей, или 103,8 % бюджетных назначений, темп роста к уровню 2010 года составил 116,9 %.
От общих сумм поступлений по данному налогу процентное соотношение поступлений от налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, составляет 63,6 % (152 437 тыс. рублей); от налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, - 36 % (86 265 тыс. рублей) и от доходов от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощённой системы налогообложения - 0,4 % (1042 тыс. рублей).
За счёт налогов на имущество сформировано 17 % налоговых доходов республиканского бюджета, поступило 1 698 237 тыс. рублей, или 94,8 % годовых бюджетных назначений и 99 % к уровню 2010 года, в том числе:
- по налогу на имущество организаций поступило 1 562 867 тыс. рублей, или 95,1 % бюджетных назначений и 97,9 % к уровню 2010 года;
- транспортному налогу - 135 144 тыс. рублей, в том числе с организаций - 23 442 тыс. рублей и с физических лиц 111 702 тыс. рублей, что в целом составляет 90,6 % бюджетных назначений и 113,3 % к уровню 2010 года;
- налогу на игорный бизнес поступило 226 тыс. рублей (бюджетные назначения не планировались).
По данным Управления ФНС России по Республике Хакасия (информационный ресурс «Расчёты с бюджетом»), в течение 2011 года сократилась недоимка по налогу на имущество организаций на 29,1 % и на 01.01.2012 составила 11 247 тыс. рублей, однако переплата увеличилась в 16,5 раз и составила 247 141 тыс. рублей. По транспортному налогу с организаций недоимка сократилась в 2 раза и составила 890 тыс. рублей, сумма переплаты с начала года увеличилась в 5,7 раза и составила 16 943 тыс. рублей.
По налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами поступило 441 097 тыс. рублей, или 96,6 % бюджетных назначений, отклонения составили 15 302 тыс. рублей, темп роста к уровню 2010 года - 126,5 %.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 440 190 тыс. рублей (96,7 %), что на 15 210 тыс. рублей меньше бюджетных назначений, темп роста к уровню 2010 года составил 126,6 %.
Согласно данным Управления ФНС России по Республике Хакасия (отчёт № 4-НМ), недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых к уровню 2010 года увеличилась в 16 раз и по состоянию на 01.01.2012 составила 7 262 тыс. рублей.
Поступление сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов составило 907 тыс. рублей (90,8 %), что на 92 тыс. рублей меньше утверждённых показателей и составляет 85,8 % к уровню исполнения 2010 года.
Поступление государственной пошлины к уровню 2010 года увеличилось в 2,3 раза и составило 11 151 тыс. рублей (75,9 %), что на 3 537 тыс. рублей меньше бюджетных назначений.
Кроме того, поступили непланируемые суммы задолженности и перерасчётов по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам в объёме 867 тыс. рублей (в 2010 году подобные поступления составили 1 325 тыс. рублей).
Таким образом, на недопоступление налоговых доходов повлияли возвраты в течение года налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, а также наличие недоимок по налоговым доходам.
Неналоговые доходы республиканского бюджета составили 219 445 тыс. рублей или 78,5 % бюджетных назначений, отклонения - 60 082 тыс. рублей. По сравнению с 2010 годом неналоговые доходы снизились на 42 561 тыс. рублей и составили 83,8 % к уровню исполнения 2010 года.
Основную часть неналоговых доходов республиканского бюджета составили доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (46,5 %) и платежи при пользовании природными ресурсами (26,2 %).
Неисполнение бюджетных назначений неналоговых доходов составило 82 365 тыс. рублей, в том числе по подгруппам:
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 62 664 тыс. рублей, или на 68,8 %;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 19 701 тыс. рублей, или на 16,2 % (за счёт доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества - за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казённых, на 17 400 тыс. рублей, или на 15,4 %).
По другим подгруппам неналоговых доходов сверх утверждённых бюджетных назначений поступило 22 283 тыс. рублей, в том числе:
- по платежам при пользовании природными ресурсами на 7058 тыс. рублей, или на 14 % (за счёт платы за негативное воздействие на окружающую среду на 4372 тыс. рублей, или на 12,9 %, платы за пользование лесов
- на 2350 тыс. рублей, или на 15,9 %);
- доходам от продажи материальных и нематериальных активов на 10 803 тыс. рублей или в 2,1 раза (за счёт доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности - за исключением земельных участков бюджетных и автономных учреждений на 10 604 тыс. рублей, или в 2,1 раза);
- штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 4150 тыс. рублей, или на 84,7 %;
- административным платежам и сборам на 105 тыс. рублей, или на 30,9 %;
- прочим неналоговым доходам на 167 тыс. рублей, или на 13,6 %.
Таким образом, значительное невыполнение бюджетных назначений (на 68,8 %) по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства и перевыполнение (в 2,1 раза) по доходам от продажи материальных и нематериальных активов свидетельствует о низком уровне планирования неналоговых доходов главными администраторами средств республиканского бюджета.
Безвозмездные поступления с учётом возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов исполнены в объёме 5 401 574 тыс. рублей, или на 96,8 % годовых бюджетных назначений, отклонения составили 180 601 тыс. рублей. По сравнению с 2010 годом безвозмездные поступления увеличились на 712 596 тыс. рублей, или на 15,2 %.
В 2011 году безвозмездные поступления сформированы за счёт:
- дотаций - 1 718 125 тыс. рублей (исполнение - 103,3 %), темп роста к уровню 2010 года - 118,3 %;
- субсидий - 2 134 382 тыс. рублей (исполнение - 99,9 %), темп роста к уровню 2010 года - 139,4 %;
- субвенций - 956 927 тыс. рублей (исполнение - 92,9 %), темп роста к уровню 2010 года - 61,5 %;
- иных межбюджетных трансфертов - 621 852 тыс. рублей (исполнение - 101,2 %); к уровню 2010 года поступления увеличились в 4,2 раза;
- прочих безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы - 3642 тыс. рублей (исполнение - 98,8 %), темп роста к уровню 2010 года - 155,8 %;
- поступлений от государственных организаций - 36 724 тыс. рублей (исполнение - 28,2 %); в 2010 году произведён возврат в сумме 201 тыс. рублей;
- прочих безвозмездных поступлений - 9215 тыс. рублей (исполнение - 167,3 %); в 2010 году поступлений не было.
В 2011 году сверх бюджетных назначений поступили в республиканский бюджет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 55 000 тыс. рублей.
По пяти видам субсидий сверх бюджетных назначений поступило в республиканский бюджет 11 524 тыс. рублей.
Недопоступило (или израсходовано исходя из фактической потребности) безвозмездных поступлений в виде субсидий на сумму 12 775 тыс. рублей, в том числе:
- на поддержку элитного семеноводства 5274 тыс. рублей (исполнение 57,3 %);
- возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008-2011 годах на срок до 1 года - 3 000 тыс. рублей (исполнение 88,6 %);
- ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство 1412 тыс. рублей (исполнение 98 %);
- возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005-2011 годах на срок до 8 лет - 3 000 тыс. рублей (исполнение 92,2 %);
- реализацию мероприятий Государственного плана подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации 84 тыс. рублей (исполнение 78,7 %);
- поступления по пяти видам субсидий меньше бюджетных назначений на 1 тыс. рублей.
По двум видам субвенций сверх бюджетных назначений поступило в республиканский бюджет 1 448 тыс. рублей, в том числе:
- на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награждённых знаком «Почётный донор СССР», «Почётный донор России» 678 тыс. рублей, или 104,2 % бюджетных назначений;
- осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений 770 тыс. рублей, или 100,6 % бюджетных назначений.
Недопоступило (или израсходовано исходя из фактической потребности) безвозмездных поступлений в виде субвенций на сумму 74 105 тыс. рублей, в том числе:
- на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 61 958 тыс. рублей (исполнение 79,3 %);
- на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 7 236 тыс. рублей (исполнение 74,8 %);
- на осуществление полномочий по подготовке проведения статистических переписей 4 438 тыс. рублей (исполнение 25 %);
- на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов - 320 тыс. рублей (исполнение 99,6 %);
- на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений - 149 тыс. рублей (исполнение 57,4 %);
- поступления по четырём видам субвенций меньше бюджетных назначений на 1 тыс. рублей.
Также не исполнены:
- межбюджетные трансферты на реализацию программ модернизации здравоохранения в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца на 1 тыс. рублей;
- прочие безвозмездные поступления от бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 46 тыс. рублей (на 1,2 %);
- безвозмездные поступления от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на обеспечение мероприятий, в том числе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 93 425 тыс. рублей (100 %), по капитальному ремонту многоквартирных домов на 13 тыс. рублей (на 0,04 %).
Кроме того, в безвозмездных поступлениях отражены доходы бюджетов бюджетной системы, которые до 01.01.2011 г. отражались в структуре неналоговых доходов бюджета, - доходы от возврата и возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в том числе:
- в республиканский бюджет 10 852 тыс. рублей (бюджетные назначения не планировались). К уровню 2010 года сумма возвратов снизилась на 41 617 тыс. рублей, или в 4,8 раза;
- за счёт республиканского бюджета 90 145 тыс. рублей (бюджетные назначения не планировались). К уровню 2010 года сумма возвратов увеличилась на 2877 тыс. рублей, или на 3,3 %.
Следует отметить, что особенностью формирования доходной базы бюджета Республики Хакасия является прежде всего наличие крупных предприятий-налогоплательщиков, относящихся к таким видам деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство, передача и распределение электрической энергии. Малый бизнес в республике, несмотря на значительную помощь со стороны её правительства, всё ещё недостаточно развит.
Большое влияние на формирование доходной базы бюджета Республики Хакасия имеет соотношение собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов и безвозмездные поступления. Доля собственных доходов Республики Хакасия продолжает снижаться, что говорит о повышении зависимости субъекта от федерального бюджета.
Библиографический список
1. Отчёт Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия о результатах внешней проверки отчёта Правительства Республики Хакасия об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2011 год [Электронный ресурс]. - ИКЬ: http://www.ksp19.ru (дата обращения: 18.02.20l3).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 04.02.2010). - М.: Омега-Л, 2010. - 208 с.
3. Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс]. - ИЯЬ: http://info.minfm.ru/project_fb_fbproject.php (дата обращения: 20.11.2012).
4. Алиев, Б. Х. Бюджеты территорий в условиях кризиса / Б. Х. Алиев, М. М. Сулейманов, Ш. А. Гасанов // Финансы и кредит. - 2011. -№ 6. - С. 10-14.
5. Голубцова, В. Г. Бюджетная политика региона в условиях финансового кризиса / В. Г. Голубцова // Финансы. - 2009. - N° 9. - С. 6-8.
© Василец И. Р., 2013