Научная статья на тему 'Макроэкономические условия исполнения бюджета Республики Хакасия в 2011 году'

Макроэкономические условия исполнения бюджета Республики Хакасия в 2011 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НАЛОГИ / ПОСТУПЛЕНИЯ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / PLANNED INDICATORS / TAXES / THE RECEIPTS / THE CONSOLIDATED BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василец Инна Робертовна

Важнейшими показателями финансовой независимости региона являются структура доходов (доля регулирующих, налоговых, неналоговых доходов), а также обеспеченность необходимых расходов бюджета поступлениями из собственных источников. В статье рассматривается динамика изменения структуры доходов консолидированного бюджета республики, изменение структуры собственных доходов и налоговый потенциал консолидированного бюджета республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Macroeconomic Conditions of Khakas Republican Budget Execution in 2011 in the Republic of Khakasia

The most important indicators of financial independence of the region are the structure of the income (the share of the regulating, tax, non-tax income), and also security of necessary expenses of the budget with receipts from idividual's sources. The dynamics of structure change of the income of the consolidated budget of the republic, change of structure of individual income and tax potential of the consolidated budget of the republic is considered.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические условия исполнения бюджета Республики Хакасия в 2011 году»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.101.541+336.14:353(571.513)

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

В 2011 ГОДУ

И. Р. Василец

Хакасский государственный университет им. Н. Ф.Катанова

Важнейшими показателями финансовой независимости региона являются структура доходов (доля регулирующих, налоговых, неналоговых доходов), а также обеспеченность необходимых расходов бюджета поступлениями из собственных источников. В статье рассматривается динамика изменения структуры доходов консолидированного бюджета республики, изменение структуры собственных доходов и налоговый потенциал консолидированного бюджета республики.

Ключевые слова: плановые показатели, налоги, поступления, консолидированный бюджет.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предмету ведения субъекта Федерации.

Структура бюджета каждого уровня позволяет судить об устойчивости или неустойчивости бюджета, отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления финансирования расходов, характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджета субъектов Федерации.

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы РФ. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.

Социально-экономическое развитие Республики Хакасия в 2011 году свидетельствует о сохранении темпов роста относительно 2010 года по отдельным макроэкономическим показателям. Темпы роста валового регионального продукта в 2011 году превысили показатели 2010 года на 7,9 процентных пунктов. По предварительной оценке валовой региональный продукт в 2011 году составил 114 563 млн рублей (в 2010 году - 93 709 млн рублей).

Индекс промышленного производства в 2011 году на 4,4 процентных пункта выше показателя 2010 года и составил 109,5 %. В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился индекс по производству продукции сельского хозяйства всех категорий на 0,9 процентных пунктов и составил 103,7 %, а по такому виду деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, - на 59,6 % процентных пунктов, что в сравнении с предыдущим годом составил 138,8 %. Зафиксировано снижение темпов роста индекса по виду деятельности «обрабатывающие производства» на 13,6 процентных пунктов (99,8 %), по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» - на 11 процентных пунктов (105 %). По виду деятельности «строительство» темп роста индекса остался на уровне 2010 года и составил 113,5 %.

Плановые показатели по индексу производства в 2011 году достигнуты только по виду деятельности «строительство»; превышение плана произошло на 1,5 процентных пункта. По остальным индексам производства плановые показатели не достигнуты, а именно: индекс промышленного производства - на 1,1 процентных пункта, по виду деятельности «обрабатывающие производства» - на 1,2 процентных пункта, по производству продукции сельского хозяйства всех категорий и по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» -на 5 процентных пунктов соответственно каждый, по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - на 5,2 процентных пункта.

В 2011 году объём инвестиций в основной капитал значительно увеличился по сравнению с 2010 годом на

34,7 процентных пунктов и составил 173,2 %. Превышены и плановые показатели на 52,2 процентных пункта.

Оборот розничной торговли в 2011 году составил 45 271,8 млн рублей, что в товарной массе на 13 % выше, чем в 2010 году. Оборот розничной торговли на душу населения в 2011 году составил 85 065 рублей. По сравнению с 2010 годом снизился рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 14,1 процентных пунктов и составил 99,4 %.

Индекс потребительских цен сложился ниже уровня прошлого года на 0,8 процентных пунктов и ниже планируемых показателей на 1,2 процентных пункта и составил 107,6 %.

По состоянию на 1 января 2012 года в консолидированный бюджет Республики Хакасия поступило доходов в сумме 21 221,6 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы увеличились на

2873,7 млн рублей. Расходы консолидированного бюджета Республики Хакасия за 2011 год сложились в сумме 23 803,7 млн рублей и увеличились на 4719 млн рублей по сравнению с 2010 годом. Дефицит консолидированного бюджета увеличился на 1845,3 млн рублей и составил 2582,1 млн рублей, или 16,4 % доходов консолидированного бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений.

Таким образом, в 2011 году наблюдается рост по основным макроэкономическим показателям, однако многие планируемые значения не достигнуты.

Законом Республики Хакасия от 23.12.2010 № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год» утверждёны основные характеристики республиканского бюджета Республики Хакасия (далее-республиканский бюджет) по доходам в сумме 13 177 379 тыс. рублей, по расходам - 15 393 633 тыс. рублей и дефициту бюджета - 2 216 254 тыс. рублей (21,8 %).

В процессе исполнения республиканского бюджета в 2011 году в Закон Республики Хакасия от 23.12.2010 № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год» законами Республики Хакасия неоднократно (четыре раза) вносились изменения и дополнения.

С учётом внесённых последних изменений и дополнений Законом Республики Хакасия от 19.12.2011 № 121-ЗРХ республиканский бюджет на 2011 год утверждён по доходам в сумме 16 770 480 тыс. рублей и по расходам - 19 503 150 тыс. рублей. При этом был уточнён размер дефицита бюджета, который составил 2 732 670 тыс. рублей, или 24,4 % доходов республиканского бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений. По сравнению с первоначальной редакцией закона доходы увеличились на 3 593 101 тыс. рублей, или на 27,3 %, по расходам - на 4 109 517 тыс. рублей, или на 26,7 %.

Доходы республиканского бюджета исполнены в сумме 15 625 855 тыс. рублей (93,2 %), что на 1 144 625 тыс. рублей меньше объёма доходов, утверждённых Законом Республики Хакасия от 23.12.2010 № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год» (в редакции от 19.12.2011). Расходы республиканского бюджета исполнены в сумме 18 233 187 тыс. рублей (93,5 %), что на 1 269 963 тыс. рублей меньше бюджетных назначений. Дефицит составил 2 607 332 тыс. рублей, или 25,5 % доходов республиканского бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений. По сравнению с 2010 годом доходы увеличились на 2 057 943 тыс. рублей (темп роста составил 115,2 %).

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 10 224 281 тыс. рублей или 91,4 % бюджетных назначений, отклонения составили 964 024 тыс. рублей. При этом налоговые доходы исполнены в объёме 10 004 836 тыс. рублей, или на 91,7 % бюджетных назначений, неналоговые доходы - в сумме 219 445 тыс. рублей, или на 78,5 %.

Безвозмездные поступления исполнены в объёме 5 401 574 тыс. рублей, или на 96,8 %, отклонения составили 180 601 тыс. рублей.

В структуре доходов республиканского бюджета в 2011 году налоговые доходы составили 64 % (в 2010 году

- 63,5 %), неналоговые доходы - 1,4 % (в 2010 году - 1,9 %). Доля безвозмездных поступлений, по сравнению с 2010 годом, не изменилась и составила 34,6 %.

Налоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год составили 10 004 836 тыс. рублей, или 91,7 % бюджетных назначений, отклонения составили 903 942 тыс. рублей. По сравнению с 2010 годом налоговые доходы увеличились на 1 387 908 тыс. рублей (темп роста - 116,1 %).

В 2011 году бюджетные назначения по всем налоговым доходам (за исключением налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения), не выполнены на общую сумму 933 784 тыс. рублей, в том числе:

- по налогу на прибыль организаций на 697 892 тыс. рублей, исполнение - 84,6 %;

- акцизам на 123 349 тыс. рублей (92,2 %);

- налогу на имущество организаций на 79 691 тыс. рублей (95,1 %);

- транспортному налогу на 14 013 тыс. рублей (90,6 %);

- налогу на добычу полезных ископаемых на 15 210 тыс. рублей (96,7 %);

- сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов на 92 тыс. рублей (90,8 %);

- государственной пошлине на 3 537 тыс. рублей (75,9 %).

По налогу на доходы физических лиц и налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, поступило больше утверждённых показателей на 19 974 тыс. рублей (на 0,9 %) и на 8 775 тыс. рублей (на 3,8 %) соответственно.

Кроме того, поступили непланируемые доходы в общей сумме 1 093 тыс. рублей, в том числе:

- по налогу на игорный бизнес 226 тыс. рублей;

- задолженность и перерасчёты по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам 867 тыс. рублей.

Основную долю налоговых поступлений (91,7 %) составили поступления по четырём налогам, в том числе:

- по налогу на прибыль организаций 38,3 %;

- налогу на доходы физических лиц 23,2;

- налогу на имущество организаций 15,6 %;

- акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 14,6 %.

По другим налогам доля поступлений составила:

- по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами 4,4 %;

- налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, 2,4 %;

- транспортному налогу 1,4 %.

Поступления государственной пошлины, налога на игорный бизнес, а также задолженности и перерасчётов по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам в целом составляют 0,1 %.

За счёт налога на прибыль организаций сформировано 38,3 % налоговых доходов республиканского бюджета, или 3 836 138 тыс. рублей (84,6 % плана), темп роста к уровню 2010 года составил 128,5 %.

По данным Управления ФНС России по Республике Хакасия наибольшие поступления налога по основным видам экономической деятельности приходятся на предприятия добычи полезных ископаемых (1 229 512 тыс. рублей), в том числе по добыче каменного и бурого угля 1 102 272 тыс. рублей (увеличение к уровню прошлого года составило в 2,7 и 3 раза соответственно). Другие суммы поступления налогов в республиканский бюджет представлены следующим образом:

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 054 993 тыс. рублей (темп роста - 112,4 %), из них производство, передача и распределение электрической энергии составили 1 033 916 тыс. рублей (111,7 %);

- налоги с обрабатывающих производств 265 884 тыс. рублей (к уровню 2010 года это составляет 46,8 %), из них налоги с производства цветных металлов составили 43 353 тыс. рублей (или 12,2 % к уровню 2010 года);

- по виду экономической деятельности «транспорт и связь» налогообложение составило 341 068 тыс. рублей (82,1% к уровню 2010 года), в том числе деятельность железнодорожного транспорта принесла в бюджет 192 452 тыс. рублей (64 % к уровню 2010 года);

- финансовая деятельность разных уровней принесла 213 452 тыс. рублей (темп роста - 140,4 %), в том числе финансовое посредничество - 207 635 тыс. рублей (темп роста - 142 %).

Также по состоянию на 01.01.2012 из республиканского бюджета возмещено налога на прибыль в сумме 333 956 тыс. рублей; переплата по данному налогу числится в сумме 997 080 тыс. рублей, по сравнению с прошлым годом она увеличилась в 2,3 раза (на 01.01.2011 переплата составляла 435 294 тыс. рублей).

По данным Управления ФНС России по Республике Хакасия (отчёт формы 4-НМ), недоимка по налогу на прибыль организаций (без учёта пени и штрафов) увеличилась за 2011 год на 18,6 %, а на 01.01.2012 составила 74 793 тыс. рублей.

За счёт налога на доходы физических лиц сформировано 23,2 % налоговых доходов республиканского бюджета, поступления которого составили 2 318 212 тыс. рублей или 100,9 % плановых назначений. Отклонение произошло на 19 974 тыс. рублей, темп роста по отношению к 2010 году составил 108,7 %.

По данным отчёта формы 1-НОМ Управления ФНС России по Республике Хакасия, в разрезе видов экономической деятельности наибольшие поступления налога в консолидированный бюджет республики приходятся на государственное управление и обеспечение военной безопасности и обязательное социальное обеспечение (15,9 %), обрабатывающие производства (14,4 %), транспорт и связь (10,7 %), образование (8,6 %), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (8,3 %), добыча полезных ископаемых (7,2 %).

По данным Управления ФНС России по Республике Хакасия, по налогу на доходы физических лиц в 2011 году возмещено из консолидированного бюджета 242 011 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2012 имеется недоимка в сумме 159 212 тыс. рублей, а также переплата в сумме 112 614 тыс. рублей, которая может быть возвращена налогоплательщикам.

Акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, поступило 1 459 390 тыс. рублей, или 92,2 % бюджетных назначений, отклонения составили 123 349 тыс. рублей, темп роста к уровню 2010 года составил 119,1 %.

Акцизов на пиво поступило с учётом возврата 565 281 тыс. рублей, что на 110 599 тыс. рублей, или на 24 % больше уровня прошлого 2010 года.

По другим доходам, подлежащим распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, поступления составили 894 109 тыс. рублей. По трём видам доходов поступлений стало меньше утверждённых бюджетных назначений на 116 850 тыс. рублей, в том числе:

- от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей на 722 тыс. рублей (на 10,7 %);

- уплаты акцизов на автомобильный бензин на 103 928 тыс. рублей (на 18,1 %);

- уплаты акцизов на прямогонный бензин на 12 200 тыс. рублей (на 35,3 %).

По остальным видам доходов поступления больше утверждённых бюджетных назначений на 27 557 тыс. рублей, в том числе:

- уплаты на дизельное топливо на 25 531 тыс. рублей (на 12,4 %);

- уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) на 161 тыс. рублей (на 5 %);

- уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исключением вин) на 1 865 тыс. рублей (на 1,2 %).

Налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, поступило 239 744 тыс. рублей, или 103,8 % бюджетных назначений, темп роста к уровню 2010 года составил 116,9 %.

От общих сумм поступлений по данному налогу процентное соотношение поступлений от налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, составляет 63,6 % (152 437 тыс. рублей); от налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, - 36 % (86 265 тыс. рублей) и от доходов от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощённой системы налогообложения - 0,4 % (1042 тыс. рублей).

За счёт налогов на имущество сформировано 17 % налоговых доходов республиканского бюджета, поступило 1 698 237 тыс. рублей, или 94,8 % годовых бюджетных назначений и 99 % к уровню 2010 года, в том числе:

- по налогу на имущество организаций поступило 1 562 867 тыс. рублей, или 95,1 % бюджетных назначений и 97,9 % к уровню 2010 года;

- транспортному налогу - 135 144 тыс. рублей, в том числе с организаций - 23 442 тыс. рублей и с физических лиц 111 702 тыс. рублей, что в целом составляет 90,6 % бюджетных назначений и 113,3 % к уровню 2010 года;

- налогу на игорный бизнес поступило 226 тыс. рублей (бюджетные назначения не планировались).

По данным Управления ФНС России по Республике Хакасия (информационный ресурс «Расчёты с бюджетом»), в течение 2011 года сократилась недоимка по налогу на имущество организаций на 29,1 % и на 01.01.2012 составила 11 247 тыс. рублей, однако переплата увеличилась в 16,5 раз и составила 247 141 тыс. рублей. По транспортному налогу с организаций недоимка сократилась в 2 раза и составила 890 тыс. рублей, сумма переплаты с начала года увеличилась в 5,7 раза и составила 16 943 тыс. рублей.

По налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами поступило 441 097 тыс. рублей, или 96,6 % бюджетных назначений, отклонения составили 15 302 тыс. рублей, темп роста к уровню 2010 года - 126,5 %.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 440 190 тыс. рублей (96,7 %), что на 15 210 тыс. рублей меньше бюджетных назначений, темп роста к уровню 2010 года составил 126,6 %.

Согласно данным Управления ФНС России по Республике Хакасия (отчёт № 4-НМ), недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых к уровню 2010 года увеличилась в 16 раз и по состоянию на 01.01.2012 составила 7 262 тыс. рублей.

Поступление сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов составило 907 тыс. рублей (90,8 %), что на 92 тыс. рублей меньше утверждённых показателей и составляет 85,8 % к уровню исполнения 2010 года.

Поступление государственной пошлины к уровню 2010 года увеличилось в 2,3 раза и составило 11 151 тыс. рублей (75,9 %), что на 3 537 тыс. рублей меньше бюджетных назначений.

Кроме того, поступили непланируемые суммы задолженности и перерасчётов по отменённым налогам, сборам и иным обязательным платежам в объёме 867 тыс. рублей (в 2010 году подобные поступления составили 1 325 тыс. рублей).

Таким образом, на недопоступление налоговых доходов повлияли возвраты в течение года налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, а также наличие недоимок по налоговым доходам.

Неналоговые доходы республиканского бюджета составили 219 445 тыс. рублей или 78,5 % бюджетных назначений, отклонения - 60 082 тыс. рублей. По сравнению с 2010 годом неналоговые доходы снизились на 42 561 тыс. рублей и составили 83,8 % к уровню исполнения 2010 года.

Основную часть неналоговых доходов республиканского бюджета составили доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (46,5 %) и платежи при пользовании природными ресурсами (26,2 %).

Неисполнение бюджетных назначений неналоговых доходов составило 82 365 тыс. рублей, в том числе по подгруппам:

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 62 664 тыс. рублей, или на 68,8 %;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 19 701 тыс. рублей, или на 16,2 % (за счёт доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества - за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казённых, на 17 400 тыс. рублей, или на 15,4 %).

По другим подгруппам неналоговых доходов сверх утверждённых бюджетных назначений поступило 22 283 тыс. рублей, в том числе:

- по платежам при пользовании природными ресурсами на 7058 тыс. рублей, или на 14 % (за счёт платы за негативное воздействие на окружающую среду на 4372 тыс. рублей, или на 12,9 %, платы за пользование лесов

- на 2350 тыс. рублей, или на 15,9 %);

- доходам от продажи материальных и нематериальных активов на 10 803 тыс. рублей или в 2,1 раза (за счёт доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности - за исключением земельных участков бюджетных и автономных учреждений на 10 604 тыс. рублей, или в 2,1 раза);

- штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 4150 тыс. рублей, или на 84,7 %;

- административным платежам и сборам на 105 тыс. рублей, или на 30,9 %;

- прочим неналоговым доходам на 167 тыс. рублей, или на 13,6 %.

Таким образом, значительное невыполнение бюджетных назначений (на 68,8 %) по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства и перевыполнение (в 2,1 раза) по доходам от продажи материальных и нематериальных активов свидетельствует о низком уровне планирования неналоговых доходов главными администраторами средств республиканского бюджета.

Безвозмездные поступления с учётом возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов исполнены в объёме 5 401 574 тыс. рублей, или на 96,8 % годовых бюджетных назначений, отклонения составили 180 601 тыс. рублей. По сравнению с 2010 годом безвозмездные поступления увеличились на 712 596 тыс. рублей, или на 15,2 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2011 году безвозмездные поступления сформированы за счёт:

- дотаций - 1 718 125 тыс. рублей (исполнение - 103,3 %), темп роста к уровню 2010 года - 118,3 %;

- субсидий - 2 134 382 тыс. рублей (исполнение - 99,9 %), темп роста к уровню 2010 года - 139,4 %;

- субвенций - 956 927 тыс. рублей (исполнение - 92,9 %), темп роста к уровню 2010 года - 61,5 %;

- иных межбюджетных трансфертов - 621 852 тыс. рублей (исполнение - 101,2 %); к уровню 2010 года поступления увеличились в 4,2 раза;

- прочих безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы - 3642 тыс. рублей (исполнение - 98,8 %), темп роста к уровню 2010 года - 155,8 %;

- поступлений от государственных организаций - 36 724 тыс. рублей (исполнение - 28,2 %); в 2010 году произведён возврат в сумме 201 тыс. рублей;

- прочих безвозмездных поступлений - 9215 тыс. рублей (исполнение - 167,3 %); в 2010 году поступлений не было.

В 2011 году сверх бюджетных назначений поступили в республиканский бюджет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 55 000 тыс. рублей.

По пяти видам субсидий сверх бюджетных назначений поступило в республиканский бюджет 11 524 тыс. рублей.

Недопоступило (или израсходовано исходя из фактической потребности) безвозмездных поступлений в виде субсидий на сумму 12 775 тыс. рублей, в том числе:

- на поддержку элитного семеноводства 5274 тыс. рублей (исполнение 57,3 %);

- возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008-2011 годах на срок до 1 года - 3 000 тыс. рублей (исполнение 88,6 %);

- ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство 1412 тыс. рублей (исполнение 98 %);

- возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005-2011 годах на срок до 8 лет - 3 000 тыс. рублей (исполнение 92,2 %);

- реализацию мероприятий Государственного плана подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации 84 тыс. рублей (исполнение 78,7 %);

- поступления по пяти видам субсидий меньше бюджетных назначений на 1 тыс. рублей.

По двум видам субвенций сверх бюджетных назначений поступило в республиканский бюджет 1 448 тыс. рублей, в том числе:

- на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награждённых знаком «Почётный донор СССР», «Почётный донор России» 678 тыс. рублей, или 104,2 % бюджетных назначений;

- осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений 770 тыс. рублей, или 100,6 % бюджетных назначений.

Недопоступило (или израсходовано исходя из фактической потребности) безвозмездных поступлений в виде субвенций на сумму 74 105 тыс. рублей, в том числе:

- на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 61 958 тыс. рублей (исполнение 79,3 %);

- на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 7 236 тыс. рублей (исполнение 74,8 %);

- на осуществление полномочий по подготовке проведения статистических переписей 4 438 тыс. рублей (исполнение 25 %);

- на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов - 320 тыс. рублей (исполнение 99,6 %);

- на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений - 149 тыс. рублей (исполнение 57,4 %);

- поступления по четырём видам субвенций меньше бюджетных назначений на 1 тыс. рублей.

Также не исполнены:

- межбюджетные трансферты на реализацию программ модернизации здравоохранения в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца на 1 тыс. рублей;

- прочие безвозмездные поступления от бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 46 тыс. рублей (на 1,2 %);

- безвозмездные поступления от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на обеспечение мероприятий, в том числе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 93 425 тыс. рублей (100 %), по капитальному ремонту многоквартирных домов на 13 тыс. рублей (на 0,04 %).

Кроме того, в безвозмездных поступлениях отражены доходы бюджетов бюджетной системы, которые до 01.01.2011 г. отражались в структуре неналоговых доходов бюджета, - доходы от возврата и возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в том числе:

- в республиканский бюджет 10 852 тыс. рублей (бюджетные назначения не планировались). К уровню 2010 года сумма возвратов снизилась на 41 617 тыс. рублей, или в 4,8 раза;

- за счёт республиканского бюджета 90 145 тыс. рублей (бюджетные назначения не планировались). К уровню 2010 года сумма возвратов увеличилась на 2877 тыс. рублей, или на 3,3 %.

Следует отметить, что особенностью формирования доходной базы бюджета Республики Хакасия является прежде всего наличие крупных предприятий-налогоплательщиков, относящихся к таким видам деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство, передача и распределение электрической энергии. Малый бизнес в республике, несмотря на значительную помощь со стороны её правительства, всё ещё недостаточно развит.

Большое влияние на формирование доходной базы бюджета Республики Хакасия имеет соотношение собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов и безвозмездные поступления. Доля собственных доходов Республики Хакасия продолжает снижаться, что говорит о повышении зависимости субъекта от федерального бюджета.

Библиографический список

1. Отчёт Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия о результатах внешней проверки отчёта Правительства Республики Хакасия об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2011 год [Электронный ресурс]. - ИКЬ: http://www.ksp19.ru (дата обращения: 18.02.20l3).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 04.02.2010). - М.: Омега-Л, 2010. - 208 с.

3. Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс]. - ИЯЬ: http://info.minfm.ru/project_fb_fbproject.php (дата обращения: 20.11.2012).

4. Алиев, Б. Х. Бюджеты территорий в условиях кризиса / Б. Х. Алиев, М. М. Сулейманов, Ш. А. Гасанов // Финансы и кредит. - 2011. -№ 6. - С. 10-14.

5. Голубцова, В. Г. Бюджетная политика региона в условиях финансового кризиса / В. Г. Голубцова // Финансы. - 2009. - N° 9. - С. 6-8.

© Василец И. Р., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.