УДК 629.7.014-519
МАКЕТ АЭРОПОРТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПЕРВОГО КЛАССА
М. С. Булыгин, Ю. В. Матвеев, В. В. Лукасов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В работе представлено описание учебного макета аэродрома гражданской авиации первого класса, для обучения студентов старших курсов процессам оперативного и периодического технического обслуживания.
Ключевые слова: макет, аэродром, техническая эксплуатация, авиационная техника, техническое обслуживание
THE LAYOUT OF THE AIRFIELD CIVIL AVIATION FIRST CLASS
M. S. Bulygin, U. V. Matveev, V. V. Lukasov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The work gives presents a description of the training model of the civil aviation airfield of the first class, for training senior students in the operational andperiodic maintenance.
Keywords: layout, airfield, technical operation, aviation equipment, maintenance
Макет представляет собой стол размером 2400*1400*300 мм, на котором расположен макет, изготовленный из пенопласта, и представляющий объемную модель аэродрома гражданской авиации. На макете размещены взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, стоянки, перрон, терминал, авиационно-техническая база и другие технические здания и сооружения аэропорта, а также масштабные модели воздушных судов: Ил-96, Ту-204, Ми-8.
Макет предназначен для ознакомления с процессами технической эксплуатации, происходящими на аэродромах гражданской авиации при техническом обслуживании и ремонте и для углубления знаний студентов в изучении специальных дисциплин по технической эксплуатации авиационной техники.
Макет является интерактивной формой обучения, в которой наглядно раскрываются вопросы, связанные с обучением и демонстрацией процессов, происходящих при летной и технической эксплуатации летательных аппаратов.
Обозначение объектов происходит с помощью программаторов и светодиодной иллюминации. Каждый объект на макете обозначается подсветкой красного цвета.
Летная эксплуатация представлена на макете в виде движения самолета со стоянки по рулежной дорожке на взлетно-посадочную полосу, разбег, отрыв, взлет, набор высоты и уход на маршрут. Прибывающий самолет заходит на посадку, снижается, садится на взлетно-посадочную полосу, сруливает по рулежной дорожке на перрон для высадки пассажиров. Движение самолетов по земле и в воздухе обозначается бегущими с различной скоростью светодиодными огнями
[1-3].
Техническая эксплуатация представлена на макете в виде авиационно-технической базы, ангаров для проведения оперативного и периодического технического обслуживания, мест стоянок самолетов и вертолетов, стоянок таможенного досмотра, стоянки для аэродромной техники.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2
Каждый объект на макете обозначается с помощью светодиодной иллюминации в режиме свечения, а при одновременном обозначении всех объектов - в режиме мерцания разными цветами.
При включении подсветки каждого отдельного участка или объекта, на интерактивный экран выводится информация с описанием всех процессов и выполняемых работ, происходящих на каждом этапе эксплуатации. Работа авиационно-технической базы представлена описанием вида технического обслуживания, форм проведения работ, их периодичности и трудоемкости.
Кроме авиационной техники на макете представлены модели аэродромной техники в масштабе 1:500 (самолеты размером 40-50мм, машины 15-25мм), такие как:
- машина сопровождения воздушных судов (используется для обеспечения безопасного движения воздушного судна согласно заданному маршруту);
- трап самоходный аэродромный ТА-СД (предназначен для обеспечения комфортной посадки (высадки) пассажиров на борт самолета);
- автомобиль с подъёмной платформой АПК-10 (используется для перевозки и загрузки грузов, багажа и почты в самолёт);
- аэродромный тягач БЕЛАЗ-7421 (для буксировки воздушных судов);
- автолифт АЛ-10/14 (предназначен для перевозки и погрузки в самолёт контейнеров с бортпитанием для пассажиров, либо бытового оборудования);
- перронный автобус МАЗ-171 (для перевозки пассажиров по территории аэропорта);
- машина для противообледенительной обработки поверхностей самолетов (деайсер The Elephant Beta-15 Delcer);
- тягач для доставки багажа;
- самоходный ленточный транспортер (служат для транспортировки багажа, груза и почты);
- топливозаправщик ТЗА-20 (предназначен для заправки воздушных судов отфильтрованным авиационным топливом);
- маслозаправщик (для заправки и дозаправки воздушных судов смазочными материалами);
- газоструйная машина (для удаления льда и снега с аэродромного покрытия);
- пожарная машина;
Данный макет изготавливался студентами старших курсов с использованием материальной базы Центра молодежного инновационного творчества «Композит» при аэрокосмической школе.
Макет позволит ознакомиться с функционированием аэродрома, всех его подразделений и служб и даст возможность связать функционирование аэропорта с деятельностью инженерно-
Рис. 1. 3Б модель макета аэродрома гражданской авиации первого класса
технического состава авиакомпаний по технической эксплуатации с целью обеспечения безопасности и регулярности полетов.
Библиографические ссылки
1. Блохин В. И. Основы проектирования аэропортов. Москва.: Транспорт, 1985. 208 с.
2. Блохин В. И., Белинский И. А., Циприанович И. В., Гелетуха Г. Н. Аэропорты и воздушные трассы. Москва.: Транспорт, 1994. 160 с.
3. Канарчук В. Е. Авиационная наземная техника. Справочник. Москва: Транспорт, 1989.
278 с.
© Булыгин М. С., Матвеев Ю. В., Лукасов В. В., 2017