Научная статья на тему 'МАГЖАН ЖУМАБАЕВ: ВИРТУОЗНОЕ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ'

МАГЖАН ЖУМАБАЕВ: ВИРТУОЗНОЕ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / ПОЭТ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / СТИХОТВОРЕНИЕ / РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ / ПОНЯТИЕ КРАСОТЫ / ЧУВСТВО ЧИСТОТЫ / ПОЭТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Байсеитова А.Ж., Сатпаева Ж.А., Жандаева У.Ж., Закирова Д.Ф.

Творчество Магжана - всеохватывающая высокая поэзия смелой, гордой личности, устремленной постоянно ввысь; поэзия, достигшая уровня поэтической мысли и культуры мировой литературы ХХ века. Любовная лирика Магжана, поэмы на гражданскую тематику подняли казахскую поэзию на новые вершины. В статье рассматриваются примеры некоторых его произведений и тщательно анализируется мастерство использования речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАГЖАН ЖУМАБАЕВ: ВИРТУОЗНОЕ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ»

ФИЛОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИКА

УДК 8. 82. 80.

МАГЖАН ЖУМАБАЕВ: ВИРТУОЗНОЕ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ

Байсеитова А.Ж., Сатпаева Ж.А., Жандаева У.Ж., Закирова Д.Ф.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Творчество Магжана — всеохватывающая высокая поэзия смелой, гордой личности, устремленной постоянно ввысь; поэзия, достигшая уровня поэтической мысли и культуры мировой литературы ХХ века. Любовная лирика Магжана, поэмы на гражданскую тематику подняли казахскую поэзию на новые вершины. В статье рассматриваются примеры некоторых его произведений и тщательно анализируется мастерство использования речи.

Ключевые слова: поэзия, поэт, литературный герой, стихотворение, речевые обороты, понятие красоты, чувство чистоты, поэтичность.

Достаточно много было тех, кто ценил поэзию Магжана Жумабаева и восхищался его мастерством слова. Талант Жумабаева заключался в том, что он был одним из немногих поэтов, который так виртуозно использовал слова, знал прекрасную клавишу сердца, притягивающею к себе самые сокровенные тайны души. Мог почувствовать красоту и донести ее до сердца другого человека так, как получится не у каждого писателя. Так можно сказать о каждом произведении, вышедшем из-под его пера.

Казахский писатель Мухтар Ауэзов считал, что произведения Магжана достойны занимать второе место после Абая Кунанбаева, называя его «высококультурным поэтом». Проанализируем одну из статей Мухтара Ауезова: «Из казахских поэтов и писателей, конечно, люблю Абая. С самого детства все мое существо и мое бытование - как бы пропитаны творчеством Абая.... После него люблю Магжана. Люблю его европейское естество, и блеск поэтической мысли. Рожденный в среде казахских поэтов аульного уклада жизни, он своим внеземным обаянием и своим умом достиг высот европейской культуры, храма мировой поэзии. Его поэтическая индивидуальность настолько велика и уникальна, что она перерастает рамки своей эпохи. Из числа нынешних поэтов и писателей только поэтическое слово Магжана устремлено в будущее и достойно останется в памяти грядущих поколений. Я не уверен и очень сомневаюсь в том, что каждый из нас, кроме него, останется в литературе» [1, с. 261].

Очевидно, что Магжан Жумабаев - поэт будущего, а не поэт-однодневка. Его произведения будут читаться каждый раз и каждый день. У казахского народе есть такое понятие, что имя хорошего человека и труды ученого никогда не умрут, таки имя Магжана Жумабаева останется в памяти народа Казахстана, ведь его талант был уникальным.

Так рассказывает о Магжане поэт, писатель и журналист В. Шестериков: «Его называли казахским Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина - то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, как смоль, то ли открытой, как североказахстанская степь, и распахнутой навстречу самой жизни искренностью в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подернутых дымкой печали, что по утрам таяла над войлоком юрт его родного аула, то ли по-

есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе»[2, с.64].

О поэтичности Магжана Жумабаева лидер движения «Алаш» Алихан Букейханов сказал так: «Как может исчезнуть язык 5 миллионов казахов, у которых есть такой поэт как Магжан?!» [3, с.41]. Наверное, нельзя сказать лучше и дать более высокую оценку поэзии писателя.

А ученый Алькей Маргулан прокоментировал: «Какова роль Шекспира для англичан, Пушкина для русских, такова роль Магжана для казахского народа» [1, с.43].

«Магжан - поэт тайны, поэт нежных чувств, поэт-художник, поэт-виртуоз слова. Его поэзия сравнима с ровными рядами жемчуга, она тонка, как птица, тонкоголоса, лирична, сильна своей тоской... Он знает толк в сердце, его сладкие слова, исходящие из его сердца со смешанными слезами и кровью, сеют сладкий яд в сердце другого. «Что бы Магжан ни писал, он пишет таинственно, художественно, модно» [4, с.17]», - говорит Жусупбек Аймаутов в своей статье «Поэзия Магжана».

Ознакомившись с произведениями Магжана, писатель Аймауытов дал такую оценку: «От Магжана исходит благородное слово, наполняющее уста. Его слова не только заставляют сердце биться, но и наполняют его до глубины души. В его стихах можно найти красивые узоры слов. В поэтическом плане Магжана можно назвать бесспорным художником. В художественном плане Магжана можно уподобить Пушкину» [5, 152]. Его экспрессию можно увидеть в следующих строках:

«Сарарка, ты же - светоч души, Ты - моя бескрайняя ширь, Я всей грудью к тебе припаду. Ветерок твой обнимет как шелк, Будет дорог мне каждый глоток Из ключа, что течет на меду» [6, 43].

Откуда Магжан узнал все чувства, творившиеся в сердце, страсть человеческой души к прекрасному? В каждом его стихотворении, оживает природа и поэт ведет диалог с этими явлениями.

К примеру, красота земли Кокшетау приравнивалась к красоте девушки, олицетворяя собой прекрасную натуру. Рассмотрим отрывок:

«Бурабай в Арке - изюминка природы, Укрывают кудри сосен ей бока. «Я люблю тебя!» ей шепчут небосводы, С Кокшетау обнимая облака» [7, 169].

В списании красоты казахской девушки нет равных Магжану в мастерстве слова. Например, «Сен сулу» («Ты красавица»), «Орамал» («Платок»), «Май сулу» («Майская красавица»), «Шолпы» и т.д.Так, например, в поэме «Батыр Баян» описана красота калмыцкой девушки: «Красота ее сравнится лишь с зарею, Для нее красоты все, что в мире есть. Шелк для кожи, зубы жемчуг, лик луною, Речь журчащая доносится как песнь. То взволнует, то отравит нежным взглядом, То погаснет, то блистает как звезда. А дыхание - дуновение волшебно, Утолиться красотою той нельзя» [7, 170].

В стихах Магжана Жумабаева много противоречивых явлений. Стихотворение «Сырым» («Сокровенное») создает образ некоего героя, выражая противоположные друг другу чувства человека.

«Когда я рад, забуду обо всем, Не раз людьми обозван был глупцом. Когда грущу я, мрачен как в аду, Но я отходчив, не живу я злом.

Когда смеюсь, смеюсь я без ума, Когда я плачу, всюду только тьма. Когда враждую, кровь пролить готов, Когда дружу, я - жертвенность сама» [8, 5].

В этом произведении противопоставляются чувства радости и печали, отражающие настроение поэта в двух разных ситуациях. Когда герой радуется как ребенок, искренне не скрывает своих внутренних чувств. Это можно увидеть в следующих строках: «Глупец», «Есалац!». А если, наоборот, опечалится, то мир, который существует, будет гореть, как Судный день. Но так как он молодой человек с чистой душой, он быстро избавляется от своего горя. И снова, как радость и печаль, противопоставляется смех и плач. «Ведь сама жизнь состоит из радости и горя, печали и любви. Как белый, так и черный, они всегда меняются. В той жизни, где обменивались радостью и печалью, я видел и то, и другое, и радость, которая приходила мне в голову, «выходила из головы», и печаль «проливала кровь» из моих глаз (из оригинала). Я взял на себя наказание судьбы в том же виде, принял жизнь в том же виде, испытал всю ее горечь и сладость, о чем никогда не пожалел». Он не может любить наполовину, он не может чувствовать кое-как, герой отдается полностью этим переживаниям. Он буквально растворяется в эмоциях. «Я женщину не так люблю, как вы, Сгораю в миг я на костре любви. Душа важна мне и важна мне плоть, Я душу с телом стисну до крови. Она смеется, я - еще звончей, Заплачет если, плачу вместе с ней. Оставшись враз без тела и души, Умрет она, но я умру быстрей» [8, 5].

Здесь мы можем увидеть явление антитезы смерти и жизни героя. Он описывает смерть и воскрешение героя как повседневную радость и печаль человека. Тогда он говорит о том, что, приравнивая свою печаль к смерти, а радость к жизни, он дает свою душу, которая есть в жизни, и ощущает добро и зло каждой частицей своего сердца. Если наш герой любит, то сгорает в этой любви до конца, если его спутница сердца «заплачет», то он будет плакать до потери своей души.

Следующий отрывок: «Жизнь как река, надежда - чебачок, Словами дурит рыбу ветерок. Безумец - я, младенец - я, во мне Надежды пламя пересилит рок» [8, 5].

В этих строках мы видим особенное использование речи. Жизнь-это река, а надежда человека - это пловец. Но здесь говорится буквально: «Каким бы огонь горячим не был, я ребенок, я буду стремиться к нему снова и снова». В этом месте надежда человека, то как вода (рыба в воде), то горит как огонь. Человеку в жизни главное - это вера и надежда на будущее, поэтому пусть судьба утопит его или сожжет в огне, здесь есть мысль о том, что человек никогда не должен терять надежду. Именно такие лирические контрасты можно заметить в стихотворениях Магжана Жумабаева, которые являются зеркалом его души.

Его называли казахским Пушкиным, его сравнивали с Байроном, Шекспиром, возможно, из-за его черного цвета глаз, внешне он напоминал Сергея Есенина. Но у него была своя лирика, своя мелодия и особая колоритность, присущая только казахским акынам.

В заключении можно заметить, что страсть акына к красоте прослеживается в каждом его стихотворении, читая произведения писателя, всматриваешься в мир красоты и тонкости слова.

Библиографический список

1. Альжанов Ш. В книге: антология казахской ментальной мысли. //Составители: Жарыкбаев К., Калиев С.-Алматы: Рауан, 1 том. 1998. - 416 с.

2. Жолдыбаев М. В книге: антология казахской ментальной мысли //Составители: Жарыкбаев К., Калиев С.-Алматы: Рауан, 2 том. 1998. - 416 с.

3. Шонанов Т. В книге: антология казахской ментальной мысли//Составители: Жарыкбаев К., Калиев С.-Алматы: Рауан, 3 том. 1998. - 447 с.

4. Мир Магжана. Сборник литературных исследований. Составитель: Ж. Сулейменов -Алматы: «Асыл ютап», 2009. - 447- стр.

5. Произведения Аймаутова Ж. - Алматы: Жалын, 1991. - 340 б.

6. Жумабаева А. М. воспитательное значение поэзии Жумабаева. - Алматы, 1999. - 27 с.

7. Какишев Т. Магжан-Сакен. - Алматы: Казахский университет, 1999. - 449 с.

8. Жумабаев М. Избранное (стихи, поэмы, исследования, переводы)- Алматы: Гылым, 1992.

- 272 с.

Байсеитова А.Ж., преподаватель, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail: bayseitova14@mail.ru

Сатпаева Ж.А., старший преподаватель, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Жандаева У.Ж., старший преподаватель, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Закирова Д.Ф., старший преподаватель, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Дата поступления статьи: 24.12.2021

© Байсеитова А.Ж., Сатпаева Ж.А., Жандаева У.Ж., Закирова Д.Ф., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.