Научная статья на тему 'МАГНИТОПЛАН КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

МАГНИТОПЛАН КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
325
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЕЗД НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ / ПОЕЗД / МАГЛЕВ / МАГНИТОПЛАН / СКОРОСТЬ / ТРАНСПОРТ / TRAIN MAGLEV / TRAIN / MAGLEV / MAGNETOPHON / SPEED / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ронжин Н.Н.

Показана роль железнодорожного транспорта в развитии транспортной системы России; рассмотрены особенности поезда на магнитной подушке; представлен зарубежный опыт использования магнитоплана; выделены особенности применения данной технологии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ронжин Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGNETOPLAN AS A PERSPECTIVE TECHNOLOGY DEVELOPMENTOF RAILWAY TRANSPORT

There is shows the role of railway transport in the development of transport system of Russia; the features of Maglev trains and presents the foreign experience of the use of magnetoplasma; the features of the application of this technology in Russia in this article.

Текст научной работы на тему «МАГНИТОПЛАН КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 656.2

МАГНИТОПЛАН КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Н. Н. Ронжин Научный руководитель - А. А. Рыжая

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nikironzhin@mail.ru

Показана роль железнодорожного транспорта в развитии транспортной системы России; рассмотрены особенности поезда на магнитной подушке; представлен зарубежный опыт использования магнитоплана; выделены особенности применения данной технологии в России.

Ключевые слова: поезд на магнитной подушке, поезд, маглев, магнитоплан, скорость, транспорт.

MAGNETOPLAN AS A PERSPECTIVE TECHNOLOGY DEVELOPMENTOF

RAILWAY TRANSPORT

N. N. Ronzhin Scientific Supervisor - A. A. Ryzhaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: nikironzhin@mail.ru

There is shows the role of railway transport in the development of transport system of Russia; the features of Maglev trains and presents the foreign experience of the use of magnetoplasma; the features of the application of this technology in Russia in this article.

Keywords: train Maglev, train, Maglev, magnetophon, speed, transport.

Железнодорожный транспорт является одним из основных звеньев транспортной системы России. По данным Росстата за 2017 год [1] железнодорожным транспортом воспользовались порядка 1,12 миллиарда пассажиров. Технологические решения развития железнодорожного комплекса играют важнейшую роль в формировании условий для обеспечения лидерства России в мировой транспортной системе.

Приоритетным направлением развития железнодорожных пассажирских перевозок уже несколько десятилетий является создание транспорта, способного передвигаться на высоких скоростях и доступного для всех категорий граждан. Одним из вариантов технологического решения является создание магнитоплана.

В 1969 на территории ФРГ начали прокладывать первую магнитную трассу для испытаний маглев-поездов. В 1979 году появился первый в мире прототип поезда на магнитной подушке с лицензией для перевозки пассажиров - Transrapid 05. Испытательный трек длиной 908 м находился в Гамбурге. После успешных испытаний Transrapid 05 продолжал работать в течение 3 месяцев, после чего линию расширили. Магнитоплан перевез около 50 тысяч пассажиров с максимальной скоростью 75 км/ч [2].

Разработки первых маглев-трасс в мире начались более 50 лет назад, но на сегодняшний день существует лишь 5 успешно функционирующих путей

В 2002 году компания Transrapid запустила первую в Китае высокоскоростную маглев-трассу от шанхайского аэропорта Пудун до первой станции метро Шанхая длиной 30 км. Стои-

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

мость проекта составила 1,3 миллиарда долларов. Магнитоплан преодолевает трассу за 7 минут 20 секунд, развивая скорость до 431 км/ч. Расширение линии до Южного Шанхая, будет стоить приблизительно 18 миллионов долларов за километр [3].

В марте 2005 введена эксплуатацию Японская трасса, длиной 9 км линия города Нагоя, состоящая из 9 станций. 3 февраля 2016 года открылась Южнокорейская маглев-трасса длиной 6,1 км с 6 станциями. Она соединяет международный аэропорт Инчхон с базой отдыха Yongyoo-Mui. Максимальная скорость движения составляет 110 км/ч. В мае 2016 года открылась Китайская низкоскоростная маглев-линия (120 км/ч) в городе Чанша длиной 18,5 км и стоимостью 749 миллионов долларов. Она соединяет международный аэропорт Чанша и железнодорожный вокзал Чанша Южная. В конце 2017 года в Пекине (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5% D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82% D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD) была открыта автоматизированная низкоскоростная маглев-линия - S1 длиной 10,2 км [3].

Эксперты ожидают удешевления себестоимости проектов за счёт прироста производства необходимых компонентов и оптимизации процесса строительства. Поскольку с каждым годом будет увеличиваться количество маглев линий.

За всю историю использования маглев-поездов произошло несколько несчастных случаев: в 1991 году полностью выгорел Японский испытательный поезд MLU002, действовавший в Ми-ядзаки. 11 августа 2006 года в шанхайском экспрессе произошло возгорание батареи в результате неполадки в электрических системах. 22 сентября 2006 года на испытательном полигоне компании Transrapid в Эмсландемаглев-поезд Transrapid-08 на скорости 170 км/ч столкнулся с техническим поездом. Вследствие катастрофы погиб 21 человек и 10 были серьёзно ранены [3].

Поезд на магнитной подушке - это поезд, движущийся при помощи электромагнитного поля. При движении магнитопланне имеет физического контакта с поверхностью и парит над железнодорожным полотном при помощи магнитной подушки. Она создаётся за счёт отталкивания магнитов с одинаковыми полюсами друг от друга. Движение осуществляется линейным двигателем, расположенным либо на поезде, либо на пути. При таком движении отсутствует трение, а тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Самым быстрым поездом на магнитной подушке на сегодняшний день является Maglev L0, от компании JR Central, развивший скорость 603 км/ч в апреле 2015 года [3].

Достоинствами поезда на магнитной подушке являются: высокая скорость; низкое потребление электроэнергии (в 3 раза ниже чем у автомобиля и в 5 раз - чем у самолёта); отсутствие трения и соответствующих затрат, связанных с его наличием; низкий уровень шума; высокий уровень комфорта; автоматизация управления и средств защиты; более высокий уровень кпд, чем у традиционных поездов. К недостаткам можно отнести высокую стоимость производства и обеспечения линии; маглев-пути не пригодны для других видов транспорта (потребуются дополнительные пути для низкоскоростного сообщения); электромагнитное загрязнение [3].

Также существуют экономические причины, которые усложняют строительство маглев-линий. Магнитный подвес имеет смысл только при высокоскоростном движении, что возможно лишь при больших расстояниях между станциями, иначе поезду не разогнаться. На сегодняшний день стоимость строительства одного километра полотна для маглев-путей сравнима с проходкой километра тоннеля метро закрытого типа. Кроме того, отмечается необходимость наличия сложной путевой инфраструктуры.

При этом многие страны инвестируют средства в долгосрочные исследования и конструкторские проекты по созданию магнитопланов. Это может принести большую экономическую прибыль за счет спроса на высокоскоростной вид транспорта.

Средняя скорость на железнодорожных путях не превышает 150 км/ч. При этом маглев-поезд развивает скорость свыше 500 км/ч, что делает его одним из оптимальных транспортных-средств междугороднего сообщения. Таким образом, с его помощью можно было бы доехать от Красноярска до Москвы приблизительно за 9 часов.

Однако в связи с высокой стоимостью обустройства маглев-трассы и всей необходимой для него инфраструктуры, линии должны находиться в более густонаселённых регионах для постоянного пассажирооборота. Такие пути будут востребованы в Японии, Китае, Европе и европей-

ской части России в частности. Так, например, до ближайших аэропортов крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург или Нижний Новгород можно установить маглев-линии, что непременно поднимет спрос из-за большого потока граждан.

В перспективе можно построить маглев-пути в центральном регионе: Москва - Нижний Новгород - Казань, в приволжском регионе: Казань - Самара - Саратов, в уральском регионе: Екатеринбург - Тюмень и в южном регионе: Ростов - Краснодар - Сочи, а также Москва -Санкт-Петербург. Также существует вероятность строительства международных маглев-трасс, таких как: Москва - Минск, Владикавказ - Тбилиси.

Кроме того, можно выделить проект РЖД на 2030 год о соединении Москвы и Владивостока транссибирской маглев-трассой. Расстояние в 9300 километров магнитоплан будет преодолевать за 20 часов [4].

Основная сложность создания маглев-трасс на территории России помимо стоимости, является климат. Все существующие пути для поездов на магнитной подушке были построены в благоприятном климате и на данный момент неизвестно, как будут эксплуатироваться маглев-трассы в зимний период.

Создание маглев-трасс обеспечит экономию ресурсов во время эксплуатации, а также снизит влияние на экологию. При постоянном потоке людей все затраты на строительство окупятся билетами. Магнитоплан будет востребован среди пассажирских перевозок и транспортировки груза из-за высокой скорости передвижения, недоступной другому наземному транспорту, и низкой стоимости относительно авиаперелётов, а также важным фактором будет являться новизна транспорта, что способствует к привлечению граждан.

Библиографические ссылки

1. Транспорт [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/transport (дата обращения: 12.03.2018).

2. Поезда на магнитных подушках - это транспорт будущего? Как работает поезд на магнитной подушке? [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/165360/poezda-na-magnitnyih-podushkah---eto-transport-buduschego-kak-rabotaet-poezd-na-magnitnoy-podushke (дата обращения: 12.03.2018).

3. Маглев [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0% D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2 (дата обращения: 12.03.2018).

4. Москву и Владивосток соединят летящие поезда [Электронный ресурс]. URL: https://helionews.ru/47688 (дата обращения: 12.03.2018).

© Ронжин Н. Н. 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.