Научная статья на тему 'Магнитный подшипник на высокотемпературных сверхпроводниках с пассивной стабилизацией ротора'

Магнитный подшипник на высокотемпературных сверхпроводниках с пассивной стабилизацией ротора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
634
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОЯННЫЙ МАГНИТ / ПОДШИПНИК / ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВЕРХПРОВОДНИКИ / ВТСП / НАГРУЗОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ / СИЛОВЫЕ И ЖЕСТКОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Полущенко О. Л., Нижельский Н. А., Сысоев М. А.

Разработана конструкция магнитного подшипника содержащая кольцевые постоянные магниты и высокотемпературные сверхпроводниковые (ВТСП) элементы, обеспечивающие пассивную стабилизацию ротора.. Рассмотрены различные варианты конструкции подшипника и рассчитаны их силовые и жесткостные характеристики. Максимальную нагрузочную способность имеет конструкция подшипника, содержащая двухполюсные магнитные системы центральных и периферийных кольцевых постоянных магнитов с противоположной намагниченностью. Изготовлена модель элемента подшипника, подтверждающая работоспособность предложенной конструкции. ВТСП элементы охлаждаются в отсутствии магнитного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Полущенко О. Л., Нижельский Н. А., Сысоев М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магнитный подшипник на высокотемпературных сверхпроводниках с пассивной стабилизацией ротора»

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эл № ФС77 • 48211. Государственная регистрация №0421200025. ISSN 1994-0408

электронный научно-технический журнал

Магнитный подшипник на высокотемпературных сверхпроводниках с пассивной стабилизацией ротора # 05, май 2013 Б01: 10.7463/0513.0547989

Полущенко О. Л., Нижельский Н. А., Сысоев М. А.

УДК 531.383

Россия, МГТУ им. Н.Э. Баумана olga@ihome.ru ujikolp@bk.ru

Введение

Создание сверхпроводниковых магнитных подшипников (СМП), основанных на взаимодействии объемных высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) с магнитным полем, является одним из перспективных направлений в развитии современной техники. Сверхпроводниковый магнитный подшипник осуществляет устойчивую стабилизацию ротора и не требует сложной электронной аппаратуры и смазывающих веществ, что заметно упрощает их эксплуатацию и повышает время безотказной работы. Исследования в этой области интенсивно развиваются благодаря значительным успехам технологии получения ВТСП материалов. К настоящему моменту в научных центрах Германии, США, Японии разработан ряд конструкций магнитных опор, предназначенных для использования в маховиковых накопителях с большим диаметром ротора с нагрузочной способностью до 10000 Н, в электромоторах, электрогенераторах, центрифугах [1-3].

На настоящий момент разработано несколько конструкций СМП, отличающихся конфигурацией магнитного поля, взаимным расположением постоянных магнитов (ПМ) и ВТСП элементов, а также способом активации сверхпроводниковых элементов - при наличии (РС) или при отсутствии магнитного поля (2БС). Общим же для них является наличие одного взаимодействия, обеспечивающего стабилизацию ротора взаимодействие ПМ-ВТСП [4-6].

В отличие от известных технических решений, в предлагаемой конструкции СМП центрирование и стабилизация ротора по пяти степеням свободы обеспечивается комбинацией двух силовых взаимодействий: радиальная стабилизация и самоцентрирование ротора осуществляются взаимодействием постоянный магнит - постоянный магнит (ПМ); осевая стабилизация - взаимодействием постоянного магнита со сверхпроводником, активируемым в

отсутствии магнитного поля. Комбинированная система стабилизации ротора обеспечивает его самоцентрирование и радиальную стабилизацию без предварительной выставки, что улучшает технологичность сборки и упрощает эксплуатацию, так как ротор расположен вне зоны охлаждения и не подвержен воздействию низких температур. Известно также, что охлаждение на первоначальном этапе активации ВТСП элементов вне магнитного поля по сравнению с их охлаждением в магнитном поле способствует значительному повышению силы левитации при последующем взаимодействии ВТСП элементов с ПМ.

1. Конструкция подшипника

Конструктивная схема подшипника со схемой распределения сил, действующих на ротор, приведена на рисунке 1. Подшипник включает ротор с кольцевыми центральными и периферийными магнитами и две пластины статора с центральными кольцевыми магнитами и периферийными сверхпроводниковыми элементами. Направление намагничивания центральных магнитов статора и ротора направлено в одну сторону и они, следовательно, притягиваются друг к другу - осевые силы Бос. При смещении ротора в радиальном направлении на величину ДБ под действием силы Б на него действует возвращающая сила Брад, которая является компонентой сил Б1 и Она осуществляет радиальную стабилизацию и самоцентрирование ротора. Периферийные магниты ротора и ВТСП элементы статора при сближении взаимно отталкиваются (силы Б2 и Б4, уравнивают взаимное притяжение центральных магнитов ротора и статора и, таким образом, реализуют осевую стабилизацию ротора). Реализация раздельных систем стабилизации позволяет гибко регулировать соотношение радиальных и осевых нагрузочных и жесткостных характеристик подшипника в зависимости от требований эксплуатации.

Рис. 1. Конструктивная схема подшипника с комбинированной системой стабилизации и схема

сил взаимодействия между ротором и статором

Сборка подшипника отличается хорошей технологичностью. Вначале ВТСП элементы статорных пластин охлаждаются до рабочей температуры посредством жидкого азота или криокулера, затем над нижней охлажденной пластиной статора размещают ротор, который левитирует и самоцентрируется без дополнительных приспособлений на высоте 7-10 мм. Далее над ротором размещается вторая охлажденная половина статора, которая также левитирует над ротором и самоцентрируется. После чего нижняя и верхняя половины статора жестко соединяются шпильками и стягиваются, задавая некоторое начальное расстояние между поверхностями ротора и статора (начальный зазор). Он необходим в силу того, что при больших зазорах (более 3 мм) крутизна изменения силы отталкивания между ВТСП и магнитами (жесткость) заметно меньше, чем при малых зазорах (менее 2-3 мм), и радиальная жесткость также возрастает при уменьшении зазора. После проведения данных операций подшипник готов к работе. Существенным положительным моментом является то, что ротор находится вне зоны охлаждения ВТСП. Подшипник может эксплуатироваться, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

В случае, если по условиям эксплуатации ось подшипника расположена вертикально и он нагружается в основном в осевом направлении, то есть находится под воздействием массы ротора,

возможен вариант конструкции, когда сверхпроводники на верхней части статора подшипника отсутствуют. В этом случае осевые силы притяжения между центральными магнитами ротора и нижней и верхней половин статора будут в основном компенсироваться и нагрузочная способность будет определяться только силой отталкивания между периферийными магнитами ротора и сверхпроводниками нижней части статора. Она будет больше, чем в обычном варианте, так как взаимодействие между верхними периферийными магнитами ротора и сверхпроводниками статора (сила F2) будет отсутствовать. В то же время радиальная нагрузочная характеристика, определяемая взаимодействием только центральных кольцевых магнитов, останется прежней. Таким способом можно заметно увеличить нагрузочную способность подшипника работающего в качестве опорного.

2. Расчет нагрузочных характеристик ВТСП подшипников с различными конфигурациями магнитной системы

Нагрузочные и жесткостные характеристики подшипника определяются конфигурацией и размерами его магнитной системы, состоящей из центральных кольцевых магнитов, периферийных кольцевых магнитов и сверхпроводниковых элементов.

С целью определения оптимальной конструкции подшипника проведены расчеты силовых и жесткостных характеристик различных вариантов, отличающихся конфигурацией магнитной системы, размерами кольцевых постоянных магнитов (ПМ), направлением их намагничивания и количеством полюсов (число колец постоянных магнитов).

Разработан метод расчета магнитных систем, включающих элементы высокотемпературных сверхпроводников, постоянные магниты и магнитную арматуру, выполненную из магнитомягкого материала. Расчет строится относительно формальных источников поля, анализируемых на макроскопическом уровне. Совокупность таких источников, заключенных в объеме элемента системы, составляет основу его математической модели. Для расчетов электромагнитного поля в магнитных системах применен метод пространственных интегральных уравнений для источников поля: объемной плотности токов I, плотностей зарядов £ и векторов намагниченности ферромагнитных деталей М. Высокотемпературный сверхпроводящий материал представлен нелинейной анизотропной электропроводящей средой. Для численного расчета непрерывные распределения в пространстве намагниченности, токов и зарядов представлены их кусочно-постоянными аппроксимациями по малым элементарным объемам. При построении метода расчета использованы наиболее развитые модели нелинейных электрофизических свойств ВТСП материала [7]. На основе предложенного метода разработан алгоритм расчета, компьютерные программы для расчета распределения напряженности магнитного поля в рабочем зазоре

подшипника и его нагрузочных характеристик.

Расчеты проведены для четырех вариантов подшипника.

Магнитная система варианта № 1 (рисунок 2) имеет единичные центральные кольцевые магниты на статоре и единичные периферийные кольцевые магниты на роторе (однополюсная система).

Вариант № 2 (рисунок 3) отличается от варианта № 1, увеличенными размерами центральных и периферийных магнитов.

Вариант № 3 (рисунок 4) содержит парные концентрически расположенные центральные и периферийные магниты.

Вариант № 4 (рисунок 5) имеет компоновку аналогичную варианту № 3, но отличающийся увеличенными размерами магнитов.

Для всех предложенных вариантов рассчитаны возвращающие силы от осевых и радиальных нагрузок при начальных зазорах между ротором и статором 2, 1.5, 1.0 и 0,5 мм и определены значения жесткости. Радиальные и осевые нагрузочные характеристики представлены на рисунках 6-13. Нагрузочные характеристики имеют в основном линейный характер, за исключением варианта № 2 при зазоре 0,5 мм, где наблюдается преобладание силы притяжения центральных магнитов над силой отталкивания между периферийными магнитами и сверхпроводниками.

Рисунок 4 - Вариант №3 подшипника. Рисунок 5 - Вариант №4 подшипника.

Парные центральные и периферийные Вариант аналогичен варианту №3, но с

кольцевые магниты увеличенными размерами магнитов

зазор 1,5мм зазор 1 мм

зазор 1 1,3 л

О 0.1 0,2 03 04 0.5 0.6

Смещение, мм

Рисунок 6 - Осевая нагрузочная характеристика для варианта № 1

45

-10

Смещение, мм

Рисунок 7 - Осевая нагрузочная характеристика для варианта № 2

.16

- _ . . Л

Ш зазор 1,5мм

» лсмир 1МИ

—•—зазор 0,5мм

0.1 0.2 0.3 0.4 0 5

Смещение, мм

Рисунок 10 - Радиальная нагрузочная характеристика для варианта № I

50

40

'30

20

10

0

06 о

" ззэор ^ мм

Ш заэов 1.5мм

™ ¿сиир 1ММ

-•—зазор 0,5мм

0.1

0.4

05

0.2 0.3

Смещение, мм

Рисунок 11 - Радиальная нагрузочная характеристика для варианта №2

0 6

Вариант конструкции № 1 с единичными центральными и периферийными магнитами имеет низкие нагрузочные характеристики: осевая нагрузочная способность 40 Н, радиальная - 20 Н при смещении ротора на 0,5 мм. Увеличение размеров магнитов в варианте № 2 приводит к увеличению радиальной характеристики в 2,8 раза до 56 Н, но практически не влияет на осевую. Варианты конструкции № 3 и № 4 имеют наилучшие характеристики, что достигается использованием двухполюсных центральных и периферийных магнитов. В этом случае

радиальная сила возрастает, как за счет увеличения количества магнитов, так и за счет отталкивания соседних кольцевых магнитов. Осевая сила возрастает за счет уменьшения рассеяния магнитного поля периферийных магнитов. Осевая и радиальная нагрузочная способность и жесткость возрастают в 2-3 раза в сравнении с вариантами № 1 и № 2 и составляют 140 Н и 111 Н соответственно, при высоких значениях жесткости - 313 Н/мм в осевом направлении и 227 Н/мм в радиальном. Расчетные значения жесткости для всех вариантов конструкции приведены на рисунках 14 и 15. Видно, что их наиболее оптимальные значения имеют конструкции № 3 и № 4.

Ф Вариант №1

—^Вариант №2 —Напиант Nle3

—•—Вариант №

< - - -- —=4

1 s

Начальный зазор, мм

Рисунок 14 - Осевая жесткость в зависимости от начального зазора для различных вариантов подшипника

250

200

1 150

§ s

s

100

50

• Вариант NS1 -»-Вариант Мег

—^—Вариант Nfi3 Вариант №4

0,5 1 1.5 г

Начальный зазор, мм

Рисунок 15 - Радиальная жесткость в зависимости от начального зазора для различных вариантов подшипника

Таким образом, данные расчета силовых и жесткостных характеристик показывают, что из рассчитанных наиболее оптимальными конструкциями являются многополюсные магнитные системы, отличающиеся максимальными значениями нагрузочных и жесткостных характеристик. Предлагаемая конструкция подшипника с комбинированной стабилизацией ротора и активацией ВТСП в режиме 2БС при сопоставимых размерах и одинаковых смещениях ротора, позволяет увеличить характеристики практически в два раза: нагрузочную способность - со 110 Н до140 Н и жесткость с 270 Н/мм до 313 Н/мм, по сравнению с разработанным нами подшипником с активацией ВТСП в режиме БС, имеющем нагрузочные характеристики 60...75 Н, и жесткость -140.. .190 Н/мм.

Анализируя полученные расчетные данные можно сделать вывод, что повышение нагрузочных характеристик можно достичь, увеличивая размеры и число полюсов магнитов. При этом необходимо также увеличивать размер сверхпроводниковых элементов. Такой подход

коррелирует с данными работы [3], в которой исследовалось силовое взаимодействие между диском с четырьмя концентрическими кольцевыми магнитами, максимальный диаметр которых составлял 620 мм, а минимальный - 320 мм, и десятью ВТСП дисками диаметром 150 мм, имеющих крупнокристаллическую структуру. Температура охлаждения ВТСП при этом составляла 65 К. Диск левитировал под нагрузкой 10000 Н при зазоре 7,5 мм, однако, не обладал нагрузочной способностью в радиальном направлении, в отличие от разработанного нами. Кроме того, используемые нами ВТСП элементы представляют собой квазимонокристаллы, которые по своим магнитным характеристикам значительно превосходят использованные в упомянутой работе крупнокристаллические материалы. Таким образом, нагрузочные характеристики в несколько десятков тысяч ньютон для данного типа подшипника являются вполне достижимыми.

3. Экспериментальная апробация

Для подтверждения работоспособности концепции предлагаемой конструкции подшипника изготовлена модель элемента подшипника с двухполюсными периферийными магнитами. Сверхпроводниковые элементы изготовлены на основе разработанной нами ранее технологии, представленной в работе [8]. Проведен предварительный эксперимент. После охлаждения ВТСП элементов статора в режиме 2БС наблюдалось самоцентрирование и устойчивая левитация вращающегося ротора на высоте 6 мм над статором (рисунок 16).

Заключение

Предложена новая конструкция бесконтактного магнитного подшипника с использованием высокотемпературных объемных сверхпроводников. В ее основе лежат два силовых взаимодействия: (1) сила притяжения между кольцевыми центральными магнитами статора и ротора, обеспечивающая радиальную стабилизацию и самоцентрирование ротора, и (2) сила отталкивания между периферийными кольцевыми магнитами ротора и сверхпроводниковыми элементами, расположенными на статоре. Проведен расчет силового взаимодействия ротора и

статора для различных конструктивных вариантов магнитной системы подшипника. Лучшие характеристики соответствуют многополюсным вариантам магнитной системы подшипника, когда она включает два и более кольцевых и периферийных магнитов. Проведена экспериментальная апробация принципа действия данной конструкции подшипника, подтверждающая ее работоспособность.

Список литературы

1. Matveev V., Nizhelskiy N., Poluschenko O. Force and stiffness characteristics of supeconducting bearing prototype // Physica C: Superconductivity. 2004. Vol. 416, no. 1-2. P. 17-24. http://dx.doi.org/10.1016/j.physc.2004.09.001

2. Матвеев В.А. и др. Бесконтактная радиально-упорная опора на высокотемпературных сверхпроводниках: пат. № 2270940 РФ. 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Walter H., Bock J., Frohne Ch., Schippl K., May H., Canders W.R., Kummeth P., Nick W., Neumueller H.-W. First Heavy Load Bearing for Industrial Application with Shaft Loads up to 10 kN // Journal of Physics: Conference Series. 2006. Vol. 43. P. 995-998. doi:10.1088/1742-6596/43/1/243

4. Полущенко О.Л., Нижельский Н.А., Сысоев М.А. Роторная система с опорами на основе объемных высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) // Известия ВУЗов. Машиностроение. 2011. № 3. С. 59-66.

5. Polushchenko O.L., Nizhelskiy N.A., Matveev V.A., Gerdi V.N. Prototype of a Disc-Type HTS Bearing // Physics Procedia. 2012. Vol. 36. P. 1014-1019. http://dx.doi.org/10.1016/j.phpro.2012.06.098

6. Магнитные бесконтактные подшипники с использованием объемных ВТСП элементов / О.Л. Полущенко, Н.А. Нижельский, В.А. Матвеев, В.А. Маевский, М.М. Сухарев, В.А. Лыхин // Сборник трудов 3-й международной конференции «Фундаментальные проблемы высокотемпературной сверхпроводимости». 2008. С. 280-281.

7. Грибанов С.В., Кулаев Ю.В., Курбатов П.А., Матвеев В.А., Нижельский Н.А., Полущенко О.Л. Расчет магнитных систем с элементами из высокотемпературных сверхпроводящих материалов // Электричество. 2009. № 2 .С. 51-57.

8. Nizhelskiy N.A., Poluschenko O.L., Matveev V.A. Employment of Gd-Ba-Cu-O elongated seeds in top-seeded melt-growth processing of Y-Ba-Cu-O superconductors // Superconductor Science and Technology. 2007. Vol. 20, no. 1. P. 81-86. http://dx.doi.org/10.1088/0953-2048/20/1/015

SCIENTIFIC PERIODICAL OF THE RAIJMAN MS TU

SCIENCE and EDUCATION

EL № FS77 - 48211. №0421200025. ISSN 1994-0408

electronic scientific and technical journal

Magnetic bearing on high-temperature superconductors with passive

rotor stabilization

# 05, May 2013

DOI: 10.7463/0513.0547989

Poluschenko O.L., Nijel'skii N.A., Sysoev M.A.

Bauman Moscow State Technical University, 105005, Moscow, Russian Federation

olga@ihome.ru ujikolp@bk.ru

The authors present a design of a magnetic bearing including ring permanent magnets and high-temperature superconductor (HTS) elements which ensure passive rotor stabilization. Various options of the bearing's construction were considered; their power and stiffness properties were calculated. The bearing design with bipolar magnetic systems of central and peripheral ring permanent magnets with an opposite magnetization has a maximum load capability. The prototype of the bearing element confirming working-capacity of the proposed bearing construction was manufactured and tested.

Publications with keywords: permanent magnet, bearing, high-temperature superconductors, HTS, load capacity, force and stiffness characteristics

Publications with words: permanent magnet, bearing, hi gh-temperature superconductors, HTS, load capacity, force and stiffness characteristics

References

1. Matveev V., Nizhelskiy N., Poluschenko O. Force and stiffness characteristics of supeconducting bearing prototype. Physica C: Superconductivity, 2004, vol. 416, no. 1-2, pp. 17-24. http://dx.doi.org/10.10167j.physc.2004.09.001

2. Matveev V.A., et al. Beskontaktnaia radial'no-upornaia opora na vysokotemperaturnykh sverkhprovodnikakh [Touchless angular-contact support with the use of high-temperature superconductors]. Patent RF, no. 2270940. 2006.

3. Walter H., Bock J., Frohne Ch., Schippl K., May H., Canders W.R., Kummeth P., Nick W., Neumueller H.-W. First Heavy Load Bearing for Industrial Application with Shaft Loads up to 10 kN.

Journal of Physics: Conference Series, 2006, vol. 43, pp. 995-998. doi:10.1088/1742-6596/43/1/243

4. Polushchenko O.L., Nizhel'skii N.A., Sysoev M.A. Rotornaia sistema s oporami na osnove ob"emnykh vysokotemperaturnykh sverkhprovodnikov (VTSP) [The rotor system with magnetic bearings based on high-temperature superconductors (HTS)]. Izvestiia VUZov. Mashinostroenie [Proceedings of Higher Educational Institutions. Machine Building], 2011, no. 3, pp. 59-66.

5. Polushchenko O.L., Nizhelskiy N.A., Matveev V.A., Gerdi V.N. Prototype of a Disc-Type HTS Bearing. PhysicsProcedia, 2012, vol. 36, pp. 1014-1019. http://dx.doi.org/10.1016/j.phpro.2012.06.098

6. Polushchenko O.L., Nizhel'skii N.A., Matveev V.A., Maevskii V.A., Sukharev M.M.,

Lykhin V.A. Magnitnye beskontaktnye podshipniki s ispol'zovaniem ob"emnykh VTSP elementov [Non-contact magnetic bearings with the use of volumetric HTSC elements]. Sbornik trudov 3-i mezhdunarodnoi konferentsii ««Fundamental'nye problemy vysokotemperaturnoi sverkhprovodimosti»

rd

[Proc. of the 3 international conference «Fundamental problems of high-temperature superconductivity».]. 2008, pp. 280-281.

7. Gribanov S.V., Kulaev Iu.V., Kurbatov P.A., Matveev V.A., Nizhel'skii N.A., Polushchenko O.L. Raschet magnitnykh sistem s elementami iz vysokotemperaturnykh sverkhprovodiashchikh materialov [Calculation of Magnetic Systems Containing Elements Made of High-Temperature Supercon ducting Materials]. Elektrichestvo, 2009, no. 2, pp. 51-57.

8. Nizhelskiy N.A., Poluschenko O.L., Matveev V.A. Employment of Gd-Ba-Cu-O elongated seeds in top-seeded melt-growth processing of Y-Ba-Cu-O superconductors. Superconductor Science and Technology, 2007, vol. 20, no. 1, pp. 81-86. http://dx.doi.org/10.1088/0953-2048/20/1/015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.