Научная статья на тему 'Магнитное поле и эдс малоинерционных магнитоэлектрических машин'

Магнитное поле и эдс малоинерционных магнитоэлектрических машин Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
185
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ / УРАВНЕНИЕ ЛАПЛАСА / ОБМОТКА ЯКОРЯ / ЭДС ПРОВОДНИКА / КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / LAPLACE'S EQUATION / MAGNETIC FIELD / ARMATURE WINDING / ELECTROMOTIVE FORCE OF CONDUCTOR / ACTIVITY FACTOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Коков Евгений Георгиевич, Жибинов Александр Степанович, Гейнц Эльмар Рудольфович, Цехместрюк Геннадий Семенович

Получены аналитические выражения для расчета поля возбуждения в средней части активной длины машины, где поле принимается плоскопараллельным, что позволяет достаточно точно находить ЭДС возбуждения в проводниках прямой части и с некоторым приближением в проводниках лобовых частей обмотки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Коков Евгений Георгиевич, Жибинов Александр Степанович, Гейнц Эльмар Рудольфович, Цехместрюк Геннадий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors have obtained the analytic expressions for calculating the excitation field in the center of the machine active length where the field is accepted as plane-parallel. It allows determining rather precisely the excitation electromotive force in direct part conductors and in conductors of end winding with certain approximation.

Текст научной работы на тему «Магнитное поле и эдс малоинерционных магнитоэлектрических машин»

машины. Получены выражения для составляющих синтезирующей функции в обобщенном виде -цель управления не задана явно. На основе синтезирующей функции получены управляющие

устройства электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя, отличающиеся простотой реализации и идентификации переменных, а также высоким быстродействием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bocker J., Mathapati S. State of the Art of Induction Motor Control// The University of Paderborn site. 2007. URL: http://wwwlea.uni-paderborn.de/fileadmin/Elektrotechnik/ AG-LEA/forschung/veroeffentlichungen/2007/07IEMDC-boecker-mathapati.pdf (дата обращения: 01.06.2011).

2. Бичай В.Г, Пиза Д.М., Потапенко Е.Е., Потапенко Е.М. Состояние, тенденции и проблемы в области методов управления асинхронными двигателями // Радюелекгрошка, шформати-ка, управлшня. - 2001. - № 1. - С. 138-144.

3. Kerkman R.J., Skibinski G.L., Schlegel D.W. AC Drives: Year 2000 (Y2K) and Beyond // The Rockwell Automation site. 1999. URL: http://www.ab.com/support/abdrives/documentation/techpa-pers/Y2KIEEE.pdf (дата обращения: 01.06.2011).

4. Григорьев А.В. Оптимальное управление координатами асинхронного электродвигателя// Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2008. - № 6. -С. 29-32.

5. Ещин Е.К., Григорьев А.В. Общая задача управления асинхронным электродвигателем // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. - 2010. - № 1. - С. 39-43.

6. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г, Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. -М.: Наука, 1983. - 392 с.

Поступила 04.07.2011 г.

УДК 621.313.8

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ И ЭДС МАЛОИНЕРЦИОННЫХ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Е.Г. Коков, А.С. Жибинов, Э.Р. Гейнц, Г.С. Цехместрюк

ОАО «Научно-производственный центр «Полюс», г. Томск E-mail: polus@online.tomsk.net

Получены аналитические выражения для расчета поля возбуждения в средней части активной длины машины, где поле принимается плоскопараллельным, что позволяет достаточно точно находить ЭДС возбуждения в проводниках прямой части и с некоторым приближением - в проводниках лобовых частей обмотки.

Ключевые слова:

Магнитное поле, уравнение Лапласа, обмотка якоря, ЭДС проводника, коэффициент использования.

Key words:

Magnetic field, Laplace's equation, armature winding, electromotive force of conductor, activity factor.

Требование максимального быстродействия устройств автоматики обусловило необходимость разработки исполнительных двигателей с малым моментом инерции вращающихся частей. Для этого электрическая машина (ЭМ) заданной мощности проектируется с максимально допустимой по механической устойчивости длиной якоря при минимальном его диаметре (длинная ЭМ). Дальнейшее повышение быстродействия достигается уменьшением инерционной массы ЭМ, когда вращаются только проводники обмотки якоря (двигатель с полым печатным или проволочным якорем [1]) или исключается зубцовая зона, а проводники обмотки равномерно распределяются по ярму якоря (двигатель с гладким якорем [2]). Дополнительно снизить массу вращающихся частей можно путем активного использования лобовых соединений [3] при продлении в их зону индуктора с одновременным сокращением длины прямой (пазовой) части якоря.

Поскольку в длинных ЭМ основное преобразование энергии происходит в проводниках прямой части, а поле в этой зоне можно считать плоскопараллельным, то можно обойтись более простым решением уравнения Лапласа в двухмерной области, приняв найденные параметры поля для расчета с некоторой погрешностью ЭДС в проводниках лобовых частей, тогда как для коротких ЭМ необходимо решение трехмерной задачи [4, 5].

Целесообразно определять поле в обобщенной расчетной области (рис. 1), в которой можно выделить пять подобластей в цилиндрических координатах г, р: / - подобласть с внутренним источником поля /1, V - подобласть с наружным источником поля /2, е, / - подобласть стыковых зазоров, отделяющих источники поля от соответствующих магнитопроводов.

Тогда частными вариантами будут: ЭМ с полым якорем и внутренними постоянными магнитами (ПМ) (/2=0, г9=г10=г11), полым якорем и наружными ПМ (/1=0, г1=г2=г3) и с гладким якорем (/1=0,

г1=г2=г3=г4). По приведенной на рис. 1 расчетной области и полученной для нее математической модели можно найти поле в рабочем зазоре ЭМ с шихтованным пакетом [6] и внутренними (/2=0, г4=г5=г6=г7=г8=г9=г10=г11) или наружными (Л=0, Г1=г2=Г3=Г4=г5=Г6=Г7=Г8) ПМ.

В“ _ —

п А

1

2 рп

(ЗА - ЗА ) + и гГрп -и г!

1 п 1 п 2 п 2 и ' 1 п 1 2 п 11

Л

С? _ З2и а - 0“г-2ри + и г-Рп ■

А2п °лГ11 + и 2пГ11 ■

2 рп

П" _ П? 32п рп +1. г™ — П і > З2п -рп +1,

Вп Вп г9 ■ Си С п + г9 ■

2 2рп

в: _ в: +

32 п рп +1

2 рп 10

Г" * ■ се _ с: —

'1П ; сп сп

3.

2п -рп +1 .

в _ в? -

3^

2 рп

3

2 рп

2 рп

„рп +1. Ґ~!І _ ГЧ , 31„ „

; Сп Сп + г

2 рп

3

1п „-рп+1 . 3 ■

в!, _ вп +^-^гТ+1; сп _ с‘п -

1п -рп +1

2рп

где

г 4 З1 . г 432 .

Зщ _ —1 Біп рр; 3„ _ —^ Біп рпр2; пп пп

4 р- р

и1п _ — I и1 (р) сов рпрсСр; П 0

4 р -ф!Р

и2п _— I и2(р)соБ рпрсСр;

ТТ 1

А1п _ г2-рп+1 - г-рп+1 + г1-2рп (грп+1 - грп+1);

А _ г - рп+1 - г

А2п '10 '9 1 '11 ('9

-2 рп -2 рп

^ г і

рп+1 + -2рп ґ рп+1 рп+1 ч .

+ г11 (г9 г10 );

А3п — Г\ '11

В свою очередь, и12(р) - функции распределения потенциалов на поверхности магнитопроводов от падения магнитодвижущей силы в тангенциальном направлении, определяемые последовательными приближениями (при первом расчете ^=0).

Дальнейшие вычисления производятся в следующем порядке. По радиальной индукции на поя ди‘

верхности магнитопроводов вГп --Мо"

дг

В _-Мо

диу

дг

вычисляется их поток:

Рис. 1. Обобщенная расчетная область ЭМ

Решение уравнения Лапласа для скалярного магнитного потенциала в отдельной области в цилиндрических координатах известно [7] и имеет вид

от

и _ X (спгрп + впг-рп) СОБ рпр.

п=1

где п - нечетные числа натурального ряда; p - число пар полюсов ЭМ; C, D -коэффициенты; р -полярный угол от оси полюса; г - расстояние от центра расчетной области.

Используя условия на внешних границах г1, г11, где равны потенциалы, и внутренних границах г2, г3, г9, г10, где равны и потенциалы, и нормальные составляющие индукции, составим систему из десяти уравнений для определения неизвестных коэффициентов C и D, решив которую, найдем

Р

ФА _ IВ г1СР _

0

ОТ

_ -Мо г1 X (ФГ- - вїг;рп-1)віп рпр;

п_1

р

ф]2 _ IК г11СР _

0

ОТ

_ -Мо гп X (СУп -1 - В‘ЛГ->)в1п рпр

п_1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и при известной высоте магнитопроводов Ц12 опре деляется тангенциальная индукция:

1 - " _1

']\ 2

Учитывая, что потенциал магнитопроводов посредине межполюсного пространства равен нулю, очередное приближение й12 найдем в виде

-П12 р р

н (В д)Ср;

Н (В]2)йр,

и2(Р) _ || г11 +:

-ж/2р V

где H(Bj) - нелинейная скалярная функция.

Итерации продолжаются до достижения заданной погрешности двух последовательных приближений.

После определения поля в расчетной области необходимо проверить правильность задания размеров магнитов, вычислив индукцию при р=0 и г=г9, г=г3, г=г2. Ни одно из этих значений не дол-

3п

жно превышать значение остаточной индукции ПМ [2].

При вычислении ЭДС принимаем индукцию в зоне расположения обмотки равной среднему значению по радиусу:

и (г7) - и (г5)

В’ _-Мо-

■_х Х. СО!3 рпрр

где _■

“М0

[С?(г/" - грп)+в? (г;рп - гг)].

Расчет ЭДС в лобовой части обмотки рассмотрим на примере аппроксимации ее формы зависимостью 1=а+Ьрк (рис. 2), которая при к=1 представляет прямую линию (треугольная форма лобовой части обмотки), а при четном к>2 - параболу второго или высшего порядка [8].

Рис. 2. Представление лобовой части обмотки для расчета ЭДС

Шаг обмотки в прямой части считаем диаметральным, как обычно принимается для коллекторных ЭМ постоянного тока. После преобразований аппроксимирующей зависимости для угла р0, отсчитываемого от середины витка, получим

— 1 2 р0 - 2г\ К

При скорости V взаимного перемещения проводника и поля ЭДС элемента dl проводника в лобовой части обмотки вычисляется по составляющей dz, перпендикулярной скорости, т. е. de=Bqcpvdz. ЭДС dewл двух сторон витка в лобовой части при текущей координате р середины витка запишется в виде

от

-КХ ^ [с°8 Рп(Р + Ро) - С08 Рп(Р-Ро№-

п—\

ЭДС лобовой части витка найдем, проинтегрировав dewл на длине zm(0<zm<lл) распространения магнитного поля в зону лобовых частей (рис. 2):

от

Е„л - -2vlл X Бп!п ^ РЩ>

где Іп _ IБІП| —Ц1 - 2' р'; 2'

пп

2

_ — - относитель-

Учитывая, что для прямой части обмотки

ро - —, получаем ЭДС элемента 1п прямой части 2Р

Е„о - -2Ко X Бп ^ ^ РПР •

п-1 2

Максимального значения Eш^ достигает при п

р-—, когда стороны витка располагаются по 2Р

осям полюсов. Примем это значение за базовое:

от

Е„о --2vК X X •

п-1

Считая витки обмотки якоря равномерно распределенными по углу р, ЭДС последовательно соединенных витков на полюсном делении запишем в ви-

—Р Р„ Г

де Е1 -—I Е„йр. Тогда для прямой части

п о

К --—К„ X1^ вш —п; Е о - -2Wo„ Хот ;

п п-1 п 2 п-1

для лобовой части

4 -А 1

Е,л - - -VI,,„ X - •

п п-1 п

Для общего представления введем относительные параметры при длине элемента 1п прямой части, равной активной длине 1т лобовой части: отЕ

носительную ЭДС витка Е„ - —— и обмотки

на полюсном делении Е' _—^, коэффициент

Е,„

использования лобовой части к _ —-:

и Е,„

. п п .

X Я- 81п^81п рпр

Е' п_1_________________________________2_ ; —' 1

:п от ; :л

X ЯпІп в1п рпр

1

2 X-X, В1п2 X1 ЗД,

' _ _2 п 2 ' ' _ _2 п

Е' от ; Е' -

X я

X - ХА

к,, _■

ная координата.

/ ^ 1 С ■ п п

X-Яп 81П^Г

п_1 п 2

Провести исчерпывающий анализ рассматриваемых ЭМ по полученной математической модели из-за большого числа варьируемых параметров (тип якоря, форма лобовой части, радиальные размеры немагнитного зазора и обмотки якоря, раз-

п_ 1

с' У 4 Ем, , \ 1 1 , I'' ч Е": ’ х'—'х ч‘1 1 г1 Г * г X V 1 ' / \ '

■ 1 • \ 1 / \ \( 4

1 ' - ■/ 2 - 0.5 "/ \ 0.5 - / \-

II /: к= 2 \\ / к = 4 \

/- 1 1 Ф о 1 1 Ф 0 £ 1 1 ^

Рис. 3. ЭДС 1) прямой (Е'ж) и 2-4) лобовой (Еш) частей обмотки

меры и свойства ПМ и др.) не представляется возможным, поэтому ограничимся частным примером двигателя с гладким якорем ДПУ170 [8] (при замене системы возбуждения с тангенциальной на радиальную). Размеры активной части (в сантиметрах): г1=г2=г3=г4=2,71; г5=2,725; г7=2,955; г8=2,97; г9=3,01; Гю=гп=4,01; ^=0; ^=26°; p=2; 4=2,8; 4=16,8.

Результаты расчетов при тП=1 показаны на рис. 3, а зависимости коэффициента использования к от активной длины лобовой части тт и степени k аппроксимирующей ее параболы представлены на рис. 4.

- к = 1

тп

О 0,2 0,4 0,6 0,8 1

Рис. 4. Коэффициент использования лобовой части обмотки

В рассматриваемом двигателе форма лобовых частей обмотки близка к треугольной, поэтому две

лобовые части (общей длиной 5,6 см) при коэффициенте использования 0,688 (к=1) эквивалентны по развиваемой мощности 3,8 см прямой части, т. е. длину якоря можно сократить с 22,4 см (1п+21л) до 18,6 см при одновременном увеличении длины индуктора с 16,8 до 18,6 см. Это приведет к снижению момента инерции (с учетом неизменной массы коллектора) примерно на 10 %, уменьшению активного сопротивления якоря, потерь в меди и улучшению теплового состояния. Использование лобовых частей обмотки эквивалентно увеличению мощности при неизменных габаритах машины.

Выводы

1. Получены аналитические выражения для расчета магнитного поля малоинерционных магнитоэлектрических машин, позволяющие находить ЭДС возбуждения в прямой и лобовых частях обмотки якоря.

2. Исследование магнитоэлектрических машин с активными лобовыми частями является основой для их оптимизации, что позволяет снизить массогабаритные показатели. Улучшение использования активного объема машин достигается за счет приближения формы лобовой части обмотки к прямоугольной.

Рекомендовано для публикации Оргкомитетом V Юбилейной Международной научно-технической конференции «Электромеханические преобразователи энергии», посвященной памяти Г.А. Сипайлова, г. Томск.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казанский В.М. Беспазовые электродвигатели малой мощности: дис. ... д-ра техн. наук. - Новосибирск, 1970. - 304 с,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Электрические двигатели с гладким якорем для систем автоматики / под ред. Ю.К. Васильева. - М.: Энергия, 1979. - 176 с.

3. Гейнц Э.Р., Коков Е.Г. Использование объема лобовых соединений обмотки якоря в электрических машинах постоянного тока // Электронные и электромеханические системы и устройства: Сб. науч. тр. / под ред. А.И. Чернышева. - Новосибирск: Наука, 2007. - С. 239-249.

4. Коков Е.Г., Жибинов А.С., Гейнц Э.Р. ЭДС якорной обмотки в магнитоэлектрических машинах с активными лобовыми частями // Электронные и электромеханические системы и устройства: Сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Гладущенко. - Томск: Изд-во НТЛ, 2011. - С. 273-281.

5. Коков Е.Г., Жибинов А.С., Гейнц Э.Р. Поля возбуждения и реакции якоря в машинах с постоянными магнитами и якорной обмоткой в воздушном зазоре // Электромеханические преоб-

разователи энергии: Матер. IV Междунар. науч.-техн. конф. -Томск, 2009. - С. 45-48.

6. Коков Е.Г., Жибинов А.С., Гейнц Э.Р. Поля возбуждения и реакции якоря магнитоэлектрических машин с шихтованным сердечником // Электромеханические преобразователи энергии: Матер. IV Междунар. науч.-техн. конф. - Томск, 2009. -С. 48-52.

7. Домбровский В.В. Справочное пособие по расчету электромагнитного поля в электрических машинах. - Л.: Энергоато-миздат, 1983. - 256 с.

8. Братковский О.А., Судов В.Б., Руссков В.В. Электродвигатель с беспазовым якорем для следящего привода // Системы автономного электроснабжения и электромеханические устройства: Сб. науч. трудов НПО «Полюс» / под ред. П.В. Голубева и А.И. Чернышева. - Томск, 1992. - Т. 2. Проектирование и технология электрических машин и приборов. - С. 155-158.

Поступила 23.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.