Научная статья на тему 'Магия в быту славянского населения Красноярского края в ХХ веке (на материалах мифологической прозы, заговоров и примет)'

Магия в быту славянского населения Красноярского края в ХХ веке (на материалах мифологической прозы, заговоров и примет) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
973
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магия в быту славянского населения Красноярского края в ХХ веке (на материалах мифологической прозы, заговоров и примет)»

С. В. Калинина (Красноярск)

Магия в быту славянского населения Красноярского края в ХХ веке (на материалах мифологической прозы, заговоров и примет)

Современное общество остается обществом мифологизированным. Это доказывает существование у населения Красноярья внеконфессио-нальных и внеэтнических верований. Одиу из элементов таких воззрений — вера в магию, то есть возможность влиять на окружающий мир с помощью ритуалов и слов.

Для анализа были использованы более 1000 текстов мифологической прозы, более 700 текстов заговоров, более 100 фиксаций примет, запретов и предписаний, сделанных на территории Красноярского края.

Анализ материалов доказывает, что, по представлениям жителей Красноярья, элементами сакральных знаний и бытовой магии может в различной степени обладать каждый человек, даже не осознавая этого; а бытовая магия жива до сих пор и особенно активно проявляется в пороговых ситуациях (свадьба, рождение ребенка, похороны, переезд в новый дом). Однако различные проявления магии в обыденной жизни наблюдаются и вне пороговых ситуаций.

Широкое распространение бытовых магическых практик в Сибири, в том числе в Красноярье, отмечали в начале ХХ в. исследователи народной культуры. Так, В. С. Арефьев назвал раздел статьи «Материалы по этнографии Енисейского уезда Енисейской губернии» «Колдовские средства в повседневной жизни» [Арефьев 1902, 119]. Также неоднократно приводил факты, связанные с применением магии в быту, А. А. Макаренко [Макаренко 1913, 120-121, 160 и др.].

Обычный человек начинал осваивать магические знания и умения с детства. Играя, ребенок обращался к солнышку, дождику, улитке и прочим понятным ему существам и явлениям. Этот феномен сохранился в дошедших до нас жанрах детского фольклора: закличках и приговорках. Затем ребенок овладевал основами сельскохозяйственной магии, которые применялись при семейном огородничестве и животноводстве [Солнцеворот, т. 1, 2005, 234-246, 254-277], выраженных как в заговорах, ритуальных действиях, так и в запретах и предписаниях. В подростковом возрасте девушки учились магическому влиянию на внешность (например, умывание купальской росой) [Солнцеворот, т. 1,

2005, 280-281], применяли заговоры для хорошего роста волос1 [Калинина Архив.

2006. С. 2]) и проч., осваивали хозяйственные (в том числе имеющие магическую основу) предписания (втыкание осинки на бухару), заговоры (от кротов) и запреты (например, на разные виды работ).

Далее сильнейшим стимулом для освоения магии становилась любовь. Любовная магия широко известна до сих пор, но отношение к ней неоднозначно. Одни считают приворот действенным средством:

1 Записано от Соколовой Лидии Феофановны, 1927 г. р. Род. и живет в с. Большая Салба (Идринский район). Образование 4 класса. Деды орловские и псковские. Записала в с. Большая Салба в 2006 г. Калинина С. В.

Но мама не любила своего мужа. Никак у них не было жизни. Ну, а потом позвали колдунью, она повела ее в баню, нашептала в туесок, поворожила, и вот сразу маме нужно этого мужа. И жили они хорошо [Мифологическая проза 2011, 201].

Другие, признавая существование любовной магии, отрицают ее пользу:

А Грапа, покойница, меня жалела, что Толя без отца растет: «Хочешь, говорит, вот этого? Ну, приворожу?» А у ней мужик так за ней и ходил, как привязанный, а как напьется, так кидатся ее бить. Шаманенный. А шаманенная любовь, она без проку [Мифологическая проза 2011, 199].

Тем не менее, в Красноярском крае в последней трети ХХ в. было зафиксировано более 20 разнообразных любовных заговоров.

Недавно вышедшая замуж женщина могла профилактически использовать магию начала для «усмирения» драчливого мужа.

Чтобы муж не дрался, надо говорить заговор: «У матери Елены, у отца Константина был сын Давид. Он был робок, смирен и недрачлив. Так пусть будет раб Божий (...) смирен, робок и недрачлив» [Мифологическая проза 2011, 200].

С такой же целью в рукава мужниной рубахи профилактически вшивались веревочки с рук покойника. Манипуляции с этой ритуальной деталью известны и за пределами края [Толстой, Толстая 1994, 242].

После вступления в брак в жизни женщин важное место занимала магия, связанная с беременностью (чаще всего это запреты, направленные то, чтобы роды были нетрудными, а младенец здоровым появился на свет и вырос (см.: [773 заговора 2003, 92]). Обычно это соблюдение правил при уходе за ребенком (не доедать за малышом, чтобы не поглотить его силу, не мыть водой после его купанья пол, оберегая от порчи, не сушить пеленки и детскую одежду ночью на улице и др.) и при введении его в мир взрослых (не показывать новорожденного большому количеству людей, не стричь ему года волос, не подносить его к зеркалу и проч.). Гости тоже должны были соблюдать правила:

Нельзя, придя в дом, поговорить и уйти. Гость или гостья должны хоть на минутку присесть, иначе у хозяйки будут ребятишки беспокойные [Красноже-нова. Ед. хр. 178-3. С. 55]

За лечением сильных уроков и болезней обращались к бабкам, а детскую бессонницу и другие несложные случаи лечили сами, «своим средствам, молитвам».

В быту широко использовали земледельческую магию: чтобы увеличить урожай, например, «во время сева в амбаре в уголок клали соль» [Солнцеворот, т. 1, 2005, 190], защищая семена от сглаза, порчи и нечистой силы. А при посадке овощных культур применяли магию как словесную («сажаю кошку да кота на мышь и на крота» [Солнцеворот, т. 1, 2005, 201]), так и сопровождавшуюся действиями — например, обнажением:

Чтобы капуста росла хорошо, после посадки рассады поднимай подол и голым задом присядь к грядке, приговаривая: «Будь, капуста, кругла и бела, как моя задница» [Солнцеворот, т. 1, 2005, 217].

Существовали и парные ритуалы: например, поцелуи супругов через грядку с луком при посадке, чтобы лук был сладким2 [Фоноарх. КГПУ. Пленка У1-12/1991]. Что касается мужчин, то их влияние на огород благотворно в принципе: «Чтобы уродился чеснок и лук, их должен посадить мужик»3 [ФА ГЦНТ. Папка 1. Л. 49].

Известны в Красноярье не сопровождающиеся никакими словами действия, нацеленные на то, чтобы снять возможную порчу с семян: например, их пропускали черз ступицу колеса.

Это одна баба дала мне семян. Помидор. Ну, мне дала и со мной ишшо одна была, покойница теперь, Грапа. Ну, идем дорогой. А Грапа-то и говорит: «Зачем она шшепёткой дала семена?» — «А чё, — говорю, — не все равно?» — «Да не вырастут. Ну, я-то в ступицу пропушшу, семена эти»4 [Калинина Архив. 1996. С. 3].

Существовали на территории края предписания и запреты, соблюдение которых обеспечивало магическую защиту урожая во время посадки в огороде.

Когда человек садит, нельзя спрашивать, что он садит. А если тебя спросили, ты не отвечай, как будто ты слышишь [Солнцеворот, т. 1, 2005, 200],

Не дают рассаду или семена прямо из огорода. Нужно занести в дом, отдать там, а то не будет урожая на следующий год [Солнцеворот, т. 1, 2005, 200].

Защитные действия можно было совершить и до посадки:

Весной в четыре угла огорода насыпать соль и сказать: «Соль вам всем в глаза», это чтобы огород не испортили [ФА ГЦНТ. Папка 1. Л. 32].

В Красноярском крае также известны заговоры от червей и огородных вредителей, от крота, от порчи лука, на хороший урожай репы, гороха.

Современные дачники и жители пригородных поселков до сих пор пользуются различными элементами сельскохозяйственной магии на своих участках (не дают семена через забор, платят желтую копеечку за рассаду или дают рассаду только на обмен, посыпают огород золой, собранной в Чистый четверг, закапывают при посадке картошки в первую лунку скорлупу от пасхальных яиц и др.).

Еще один элемент мифологического мировоззрения — вера в сглаз и порчу. Как справедливо писал С. А. Токарев, «вера во вредоносную магию ("порча", <...> колдовство) является <...> древней формой религии» [Токарев 1990, 392]. И здесь же он отмечал: «Считалось, что обряды вредоносной магии может совершать всякий» [Токарев 1990, 393].

2 Записано от Назаренко Евгении Лукиничны, 1928 г. р. Род. в Смоленской обл. В Тасеево живет с 1955 г. Образование 4 класса. Записала в с. Тасеево в 1991 г. Соколова С. В.

3 Записано от Вяземской Марии Павловны, 1931 г. р. Родилась и живет в д. Желтый берег (Тюх-тетский р-н). Образование 4 класса. Записала в 2013 г. в с. Зареченка (Тюхтетский р-н) Кри-воручко Н. В.

4 Записано от Соколовой Лидии Феофановны, 1927 г. р. Род. и живет в с. Большая Салба (Идринский р-н). Образование 4 класса. Деды орловские и псковские. Записала в с. Большая Салба в 1996 г. Калинина С. В.

5 Записано от Максимова Константина Васильевича, 1971 г. р. Род. в Томской обл. Проживает в п. Новокаргино (Енисейский р-н) с 1972 г. Образование среднее. Записала в 2013 г. в с. Новокаргино (Енисейский р-н) Линючева Е. Н.

Если наведение порчи на людей и скотину обитатели края чаще всего приписывали ведьмам и колдунам, то сглазить мог, по мнению жителей, и обычный человек.

А вот бабка-то Матрена, она тоже глазила. Помнишь, ты пекла тогда каки-то кукорки? Ну, они еще осели. Она же пришла и охнула над ними: «Ох, какие большие да красивые!» Ну вот. Всегда говорят: «Не охай, сглазишь» [Мифологическая проза 2011, 232].

Обычный человек, если знает за собой глазливость, урочливость, старается вести себя в опасных ситуациях осторожно: не ахает над людьми, предметами, не хвалит работу, скотину или здоровье.

Население Красноярья порчу скота чаще всего приписывает ведьме (23,4% от общего количества текстов о ведьме из нашего корпуса). С возможной порчей скота связан запрет отдавать что-либо из дома в тот день, когда отелилась корова или любое другое животное принесло потомство.

Когда родится телёнок, не отдают из дома ничего. Это раньше делали. Ну, почему. Значит, делали. Может корова молока не дать, овечка ягненка не принять. Такая была басня. Ну и не давали6 [Фоноарх. КГПУ. Пленка 44а-1/1992].

Только у старожилов Приангарья считалось порчей, если корова не ходит домой.

У нас корова дичала: тоже испортили. Никак домой не ходила. Убежит в елань и стоит не доёная. А поймать и догнать не можем7 [ФА КГПУ. Коллекция 23. Папка 5. Л. 5].

Поэтому чтобы корова ходила домой, особенно если покупают новую, хозяйки применяют следующие магические средства: кормят корову в первый раз с заслонки, переводят ее через фартук или пояс, подкладывают под пятку калитки и пятку ворот загона коровью лепешку. Эти способы воздействия на корову известны и в новопоселенческих, и в смешанных районах края, где такие действия совершаются с обычной коровой профилактически, «чтобы корова домой ходила». Перед нами проявление имитативной магии, что доказывают произносимые вместе с действием тексты:

Как заслонка от печи не отходит (или «фартук от хозяйки»), так чтоб и корова моя всегда домой приходила8 [Фоноарх. КГПУ. Пленка 44а-6/1992].

В Курагинском районе потомки переселенцев с Украины кропят скотину:

6 Записано от Чугуновой Марии Григорьевны, 1920 г. р. Род. в д. Тыныс (Тасеевский р-н). В Троицке живет с 1940 г. Образование 2 класса. Записали в д. Троицк (Тасеевский р-н) Соколова С. В., Веселина Т.

7 Записано от Колпенской Полины Спиридоновны, 1923 г. р. Род. в д. Костино (Богучан-ский р-н). Записали в д. Климино (Богучанский р-н) в 1986 г. Соколова С., Дмитриева И.

8 Записано от Чугуновой Марии Григорьевны, 1920 г. р. Род. в д. Тыныс (Тасеевский р-н). В Троицке живет с 1940 г. Образование 2 класса. Записали в д. Троицк (Тасеевский р-н) Соколова С. В., Веселина Т.

Водой окропишь, и обязательно скотинушка станет домой ходить. Скажешь еще: «Чтобы моя скотинушка нигде не бродила, всегда домой приходила»9 [Фоноарх. КГПУ. Пленка 626-8/2003].

Поскольку ведьмы и колдуны вредят магическим способом, обычные люди нашли также магические способы защиты от них. Например, в качестве оберега от вмешательства ведьмы и сглаза в Приангарье и Шарыповском районе отелившуюся корову профилактически окуривают богородской травой.

Когда корова отелится, то через неделю брали богородскую траву и окуривали. Ходят вокруг и приговаривают: «Чего куришь?» — «Уроки, призоры» — «Кури горазнее, чтобы их век от веку не было» [Мифологическая проза 2011, 226].

Чтобы оградить корову от порчи, в европейской части России меры предосторожности предпринимались заранее, ср. в Псковской губ.:

...При первом выгоне в Егорьев день хозяйка её (корову. — С. К.) метит на лбу дёгтем [Никитина 1928, 320].

В Московской области выгоняли <...> скот <...> вербами <...> и сгоняли в одно место за деревней. Бабы и мальчишки играли в горелки, бегая вокруг стада: считалось, что это способствует хорошим удоям [Громыко 1986, 121].

В Красноярском крае обереги были иными. Информации об обычае метить коров дегтем у нас нет, но здесь для защиты скотины в Великий четверг было принято мазать скот четверговой смолой [Макаренко 1913, 155]. Оберег игрой в горелки в регионе неизвестен. В день первого выгона скота на территории Красноярья применялись следующие способы защиты: выгон вербой, окропление святой водой, благословление и хлопанье коровы вербой крест-накрест, изготовление специального оберега — красной тряпочки или лоскута с зашитым в нем иголкой. Обеспечить благополучие скота помогало и обращение к святым:

Святые Лавр и Егорий, возьмите мою скотину на широкую луговину, пасите, кормите и домой пригоните" [Фоноарх. КГПУ. Пленка 16-2/2001].

В Новоселовском районе в качестве оберега держат в печи нож:

Нож клали в печь, чтобы скот ходил домой цел и невредим, чтоб не было никакого урона" [Фоноарх. КГПУ. Пленка 26а-3/2003].

В д. Большая Салба Идринского района отдельные жители постоянно хранят нож из сломанной литовки [косы] на шестке, ссылаясь на семейные традиции, но никак не связывают это со скотом [Калинина Архив. 2006. С. 4].

9 Туренко Таисья Александровна, 1935 г. р. Род. и живет в д. Березовка (Курагинский р-н).

Образование 8 классов. Деды с Украины. Записала в Березовке Орехова Н. ю Миллер Нина Павловна, 1935 г. р., род. в с. Новоселово. В Балахте живет с 1981 г. Мать из Курганской обл. Записала в Балахте Миллер Я.

11 Горева Павлина Петровна, 1930 г. р. род. в с. Каптырево (Республика Хакасия), в Новоселово живет с 1935 г. Образование 8 классов. Записала в с. Новоселово Горева Ю.

Среди обеих поселенческих групп широко распространено поверье, что испортить корову по молоку может в любое время любой человек. Поэтому при продаже молока профилактически применяют обереги, защищающие коров. Такими апотропеями может послужить уголек, соль или крошка хлеба (частотность по нисходящей), бросаемые хозяйкой в молоко. Более того, манипуляции ведьмы с отниманием молока население Красноярья рассматривает как покушение на долю, а потому считает, что молоко и корову необходимо магически охранять.

Кроме того, население края знало магические способы увеличить продуктивность коровы и жирность молока, не нанося вреда скотине и доле соседей. Эту информацию зафиксировала в с. Емельяново в начале ХХ в. М. В. Крас-ноженова:

А вот баушка в Великий четверг до солнышка сбегат в три бани, принесет по три камешка из каменки и соли и сухарей, которы ночь за заслонкой в печи лежали, да еще прибавит богородской травы. Все это сложит в подойник, зальет кипятком и поставит в западню в том месте, где она открыватся. А потом вымет прожарены крынки из печи, все их вокруг подойника положит и начнет наговаривать: «Как эта шшель глубока, так и снимок будь глубокой». Так три раза проговорит [Красноженова. Ед. хр. 112. С. 50].

В середине и конце ХХ в. о таком магическом приеме уже не знают. Но до последней трети ХХ в. продержался способ увеличения жирности молока, зафиксированный А. А. Макаренко.

Под «Иванову росу» (здесь и далее в этой цитате кавычки А. А. Макаренко. — С. К.) ставят пустые «крынки» <...>: в них «снимок» (молочный скоп — сметана) толще, якобы, делается [Макаренко 1913, 86].

Однако в конце ХХ в. в локальных новопоселенческих традициях считается, что это делают только «жадные люди». Жительницы д. Большая Салба Идринского района Л. Ф. Соколова и Н. А. Дейкова видят в подобных действиях грех, потому что в таких кринках не просто молоко:

Черт-змей наплюёт в эти кринки, и молоко бывает жирным [Калинина Архив. 1988. С. 7].

В любом случае магическая составляющая манипуляций с молочной посудой налицо.

В поддержку предписаниям, ритуалам и запретам существовали заговоры от болезней домашнего скота и словесные обереги, направленные на его общее здоровье и защиту от порчи и сглаза. Здоровье скота было настолько важным, что существовали даже молитвы и заговоры от тоски коровы по теленку и теленка по корове [773 заговора 2003, 241].

В Красноярском крае, как у всех восточных славян, «широко распространенным жестом, оберегающим от сглаза, был кукиш» [Левкиевская 2009, 597-602]. Это средство применяют и дети, и взрослые:

А мимо меня проходит бабка Елена. <...> Она колдовка, и я ей фигушки ставлю. Ну, она заметила, что я ей фигушки ставлю, она и говорит: Сережа, ты

мне фигушки не ставь, я не колдовка. Это твоя бабушка колдовка» [Мифологическая проза 2011, 237].

В периоды повышенной активности ведьм использовали обереги и совершали определенные действия, чтобы выявить ведьм и затем спастись от их вмешательства. На территории Красноярского края активно применяли как христианские обереги, так и языческие, основанные на вере в защитную силу колючих растений и острых металлических предметов. Из наших материалов видно, что старожилы предпочитают использовать христианские апотро-пеи, а новопоселенцы — языческие.

Так как старожилы считают периодом наибольшей мифологической опасности страшные вечера (время от Нового года до Крещения), именно в это время они применяли обереги: например, расставляли по дому деревянные крестики, закрещивали дома от нечистой силы вообще. Закрещивание домов, колодцев, хлевов накануне Крещения или в Крещенье было принято в Красноярском крае повсеместно; отдельные лица практикуют его до сих пор. Кое-где этот акт уже утратил магическое значение — его совершают по традиции, уже не мотивируясь защитой от нечистой силы или конкретного ее представителя.

Новопоселенцы закрещивались от нечистой силы вообще, старожилы, (судя по экспедиционным данным середины ХХ в.) — от шуликунов, а в начале ХХ в. А. А. Макаренко отмечал, что это действие защищало от ведьм: «...пишут мелом "хресты" (здесь и далее в этой цитате кавычки А. А. Макаренко. — С. К.) на дверях скотских дворов — от "волхитки"; мелом или углем <...> пишут кресты и в избах» [Макаренко 1913, 50-51].

Чтобы обнаружить ведьм, использовали разные способы. Так, новопоселенцы выявляли и разоблачали ведьм в купальскую ночь с помощью дохристианских магических средств. Как правило, идентифицирующие действия были направлены на коров подозреваемых в колдовстве женщин: создавалась магическая преграда, перейти которую легко. Однако скот ведьмы преодолеть такой барьер не может.

В этот день можно распознать, кто колдует. Натягивали в воротах суровую небелёную нитку. Если хозяйка колдунья, то её корова через такую поскотину не перейдёт [Мифологическая проза 2011, 182].

Магическая преграда может быть иной: из мелких частиц (земли из муравейника, мака). Ведьма не может не размести созданную черту — и ее узнают. Такая преграда актуализирует границу между своим и чужим пространством. Этот же способ применяют для защиты на суде, когда помещение обсыпают маком со словами «Когда мак соберут, тогда мои дела разберут»12 [Калинина Архив. 1995. С. 12], чтобы решение было принято в пользу рассыпающей мак стороны. Данное магическое действие известно и за пределами края [Толстой, Толстая 1981, 92-93].

Еще один вид магической преграды — воткнутый в притолоку нож.

Жила в деревне баба-колдунья. <...> Однажды двое мальчишек осмелились, воткнули ей в притолоку нож, чтобы колдунья не могла из дому выйти. А сами —

12 Записано от Соколовой Лидии Феофановны, 1927 г. р., род. и проживающей в д. Большая Салба (Идринский р-н), образование 4 класса. Записала в 1995 г. Калинина С. В.

караулить, выйдет она или нет. Но так и не дождались [Мифологическая проза 2011, 209].

Таким образом, у желающих опознать ведьму было несколько магических способов это сделать.

Старожилы Приангарья в начале ХХ в. на Страстной неделе выявляли ведьм с помощью магического огня, разожженного из воскрёсных дров.

Перво великопосно воскресеньё. С этого дня хозяйки оставляют от каждой топки печей по полену дров [Макаренко 1913, 153].

В Христовску заутреню «затопляют печь» (здесь и далее в этой цитате кавычки А. А. Макаренко. — С. К.) дровами, накопленными от «первова великопо-снова воскресенья»: «волхитка» придет и её узнают [Макаренко 1913, 15-16].

Подобный способ обнаружения колдунов существовал в Саратовской губернии [Минх 1994, 284-285].

Специфическим и общим средствам защиты от персонажей освоенного пространства в Красноярском крае была посвящена отдельная статья [Калинина 2003].

Ведьмы причиняли соседям неудобства и беспокойство если не физические, то хотя бы психологический. Поэтому в исключительных случаях люди пытаются избавиться от ведьмы, магически воздействуя на нее. Так, во Владимирской губернии существовало поверье:

Если колдуна или ведьму ударить наотмашь либо до крови, выбить зуб, обругать еретиком, то они лишаются своей волшебной силы [Быт 1993, 131].

В Красноярском крае, чтобы лишить ведьму силы, использовалась симиль-ная, или имитативная, магия: над ведьмой-человеком или оборотнем производили действия, которыми принято облегчать смерть умирающей ведьме.

Подсказали им тогда, что это колдунья; и, чтобы её извести, надо, чтобы она, эта кошка, через хомут перепрыгнула. Так и сделали. Загнали кошку раз в угол и хомут на неё накинули. Перестала с тех пор кошка лазить к ним. А потом узнали они, что в этот день умерла старая бабка. Её все считали колдуньей13 [ФА КГПУ. Коллекция 40. Папка 4. Л. 9].

Так поступали новопоселенцы. Старожилы применяют другой способ:

Чтобы лишить колдунью силы, нужно оторвать доску над её дома порогом. Всё колдовство в трубу вылетит, а сама она умрёт" [ФА КГПУ. Коллекция 14. Папка 23. Л. 10].

Магические действия совершались в различные праздники и даты народного календаря, а также в периоды сельскохозяйственных работ. В Крас-

13 Записано от Сосновской Марии Семеновны, 1911 г. р. Родилась и живет в с. Тасеево. Неграмотная. Записала в 1990 г. в с. Тасеево Зубец О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Записано от Безруких Анны Марковны, 1925 г. р. Родилась в Приангарье. Записали в пос. Таежный (Богучанский р-н) в 1983 г. Пелевина Т., Ермаченко О.

ноярском крае это зимние Святки, Иван Купала, Егорий, Чистый четверг, Пасха, Сороки, Покров и другие. Магические действия в эти праздники должны были обеспечить хороший урожай, здоровье, благосостояние и т. д.

Кроме того, магические действия в Красноярье совершали во время ледохода, когда, жертвуя Ангаре хлеб, люди облегчали ей «роды», прося, чтобы «ее, матушку, пронесло бы лёхко» [Макаренко 1913, 81], или стимулировали жертвой хлебом рыбную ловлю на весь год [773 заговора 2003,169-171]; во время посева хлебов [773 заговора 2003, 189-190], льна [773 заговора 2003, 199] и другой «посадины» ради увеличения количества и качества урожая, а также во время жатвы [Солнцеворот, т. 2, 2008, 67-69, 78-79]. И, например, в засолке капусты, чтобы она не стала мягкой, запрещалось участвовать менструирующим жен-щинам15 [Калинина Архив. 1987. С. 3].

Ярко иллюстрировали использование магии в быту попытки управления погодой. Вот свидетельство А. А. Савельева (начало ХХ в.):

...При граде и при грозе выбрасывают на улицу через окошко (д. Ярки) или через ворота (Богучаны, Карабула) на улицу же лопату, которой садят хлеб в печь (Ярки, Карабула), или печную клюку (Богучаны), чтобы скорее прекратилось и то и другое [Запорожец 2000, 46].

Подобный способ защиты был известен в виде поверий в Идринском, Курагинском и Новоселовском районах края, однако быличек об этом не записано. Чтобы избежать летом града, в д. Еловке Бирилюсского района соблюдали запрет на работу 21 мая, в день Ивана Богослова (см.: [773 заговора 2003, 191]).

В быту широко известны магические практики и запреты, которые должны были обеспечить финансовое благополучие. Таковы прямые запреты на манипуляции с деньгами: не тратить деньги, не переночевавшие дома, не давать в долг в понедельник. Это и предписание носить с собой весной мелочь в кармане, чтобы в ответ на первое услышанное кукование кукушки позвенеть мелочью (это должно было обеспечить наличие денег в течение года). Совершали и действия, косвенно влияющие на финансовую составляющую:

Веник надо ставить вверх метёлкой, чтоб деньги водились" [ФА ГЦНТ. Папка 5. Л. 22].

Ряд магических действий регулярно совершают профилактически, так как необходимо оберегать здоровье:

Чтобы зубы не болели, ногти на руках и ногах обрезать нужно только по пятницам после захода солнца^ [ФА ГЦНТ. Папка 1. Л. 48].

15 Записано от Недомолкиной Татьяны Васильевны, 1924 г. р. Родилась в Воронежской обл. В Сибири с 1930 г. Жила в д. Шеломки и Кондратьево (Дзержинский р-н). В Красноярске живет с 1957 г. Образование 4 класса. Записала в г. Красноярске в 1987 г. Калинина С. В.

16 Надольская Вера Власовна, 1938 г. р. Родилась в д. Новорождественская (Нижнеингаш-ский р-н). В Абанский р-н переехала в 2005 году. Образование 5 классов. Родители из Белоруссии. Записала в д. Заозерка (Абанский р-н) в 2013 году Фабричкина Т. В.

17 Записано от Максимова Константина Васильевича, 1971 г. р. Родился в Томской обл. Проживает в п. Новокаргино (Енисейский р-н) с 1972 г. Образование среднее. Записала в 2013 г. в с. Новокаргино (Енисейский р-н) Линючева Е. Н.

На застеленную постель в течение дня нельзя садиться и вообще тревожить, а то сон будет беспокойным [ФА ГЦНТ. Папка 1. Л. 56].

Заметное количество магических действий люди производили, так как верили в домашних духов (домового, банника) и духов природы (лешего, водяного и проч.). С каждым из них связаны определенные магические практики, направленные на защиту или, гораздо реже, на то, чтобы привлечь их внимание и получить помощь (например, кормление, относы и др.).

Мужчины сегодня не поддерживают стремление женщин магически влиять на мир и часто относятся к бабьим запукам с пренебрежением. О магии же, применяемой самими мужчинами, архивные материалы сохранили немало информации. Так, еще в начале ХХ в. у мужчин существовали свои тайные знания, относящиеся, в основном, к промысловой магии. Охотнику нужно было оберегать свое ружье от порчи [Солнцеворот, т. 2, 2008, 178], знать заговоры от нападения диких хищников [Солнцеворот, т. 2, 2008, 179], уметь пользоваться магией для свободного прохода по лесу:

Чтобы в тайге сарга18 не цеплялась и не мешала ходить, нужно набрать ее целый пук и перед отправлением в путь сжечь [Клеменц 1890, 1].

Строитель умел предотвращать неудачную жизнь в новом доме на разных этапах строительства:

Если для постройки дома рубишь лес на ущербе месяца, то хозяину дома не будет счастья [Костров 1856, 17];

Где были ворота, нельзя ставить дом, а то будут разные несчастья [Красноже-нова // НА КККМ. Осн. ф. 7886. Ед. хр. 178-3. С. 55];

При строительстве дома в один из углов закапывали дёготь, чтобы в доме было благополучно 19 [ФА КГПУ. Коллекция 6. Папка 10. Л. 3].

Таким образом, обычные женщина и мужчина приобретали к зрелым годам значительный запас магических знаний и могли пользоваться ими в повседневной жизни, в том числе лечить несложные распространенные заболевания, повышать урожайность, оберегать здоровье.

Итак, население Красноярского края использовало в быту различные виды магии: сельскохозяйственную, промысловую, защитную, любовную, продуцирующую, магию начала, имитативную, вредоносную. В ХХ в. магия сопровождала человека с младенчества до зрелости и смерти. С помощью различных магических действий жители края улучшали качество жизни, воздействовали на природу, защищались от влияния вредоносных персонажей. Веру населения Красноярского края в магию до нас донесли различные жанры фольклора: заговоры, былички, поверья, приметы, бытовые предписания и запреты, а также обрядовые действия.

18 Ранее автор указал латинское название (Atragene alpina) и уточнил, что так растение называют «черневые татары». — С. К.

19 Киселева Евдокия Александровна, 1919 г. р. Род. в Благовещенске. Образование 3 класса. Записали в Ирбее в 1979 г. Алексеева Л., Храмкова Р.

ЛИТЕРАТУРА

773 заговора 2003 — 773 заговора и оберега целителей Сибири на здоровье, любовь и успех в делах / авт.-сост. Н. А. Новоселова, Л. И. Скрипачева. М., 2003.

Андюсев 2004 — Андюсев Б. Е. Традиционное сознание крестьян-старожилов Приени-сейского края 60-х гг. XVIII — 90-х гг. XIX вв.: опыт реконструкции. Красноярск, 2004.

Арефьев 1902 — Арефьев В. С. Материалы по этнографии Енисейского уезда Енисейской губернии // Известия Восточно-Сибирского отделения Императорского Российского географического общества [за 1901 г.] Иркутск, 1902. Т. 32. № 1 / 2. [Глава] 3: Приметы, гаданье, колдовство, наговоры и суеверие. [Параграф] 3: Колдовские средства в повседневной жизни. С. 129-131.

Быт 1993 — Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии) / авт.-сост. Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. СПб., 1993.

Громыко 1986 — Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.

Запорожец 2000 — Фольклор Приангарья начала XX в. / предисловие и публикация

B. В. Запорожец // Живая старина. 2000. №2 (26). С. 45-48. — Журнальная публикация воспроизводит материалы, взятые из источника: Фольклорный архив Государственного литературного музея. Фонд А. А. Савельева.

Калинина 2003 — Калинина С. В. Специфические способы защиты от мифологических персонажей освоенного пространства (на материале мифологической прозы Красноярского края) // Язык и текст: исторические метаморфозы. Славянские чтения: материалы межвуз. конф. / под ред. А. Н. Сперанской. Красноярск, 2003.

C. 11-16.

Клеменц 1890 — Клеменц Д. А. Список растений, собранных членами экспедиции в долину верхнего Абакана с мая по сентябрь 1884 г. А. И. Венцков-ским и Д. А. Клеменц и определенных Г. П. Андреевым в Минусинске на основании сочинений Ледебура и гербария Минусинского музея, составленного Н. М. Мартьяновым (1895 г.) // Материалы, собранные Д. А. Клеменцом при экскурсиях в Верхний Абакан в 1883 и 1884 гг. Омск, 1890. Прил. 1. С. 1-20 (7-я паг.). (Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества; кн. 11).

Костров 1856 — Костров [Н.А.] Народные приметы крестьян — старожилов Минусинского округа //Записки Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. СПб., 1856. Кн. 2. С. 15-19 (4-я паг.).

Левкиевская 2009 — Левкиевская Е. Е. Сглаз // Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н. И. Толстого: в 5 т. М., 1995-2012. Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). М., 2009. С. 597-602.

Макаренко 1913 — Макаренко А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. СПб., 1913. (Записки Императорского Русского географичексого общества по отделению этнографии; т. 36).

Минх 1994 — Минх А. Н. Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии: собрано в 1861-1888 гг. // Русское колдовство, ведовство, знахарство / сост. М. Северов, Н. Ушаков. М., 1994.

Мифологическая проза 2011 — Мифологическая проза славянского населения Красноярского края: хрестоматия. В 2 т. Т. 1. Рассказы о домашних духах и людях

со сверхъестественными способностями / сост., предисл., примеч., сбор материала и подгот. текста — Н. А. Новоселова, С. В. Калинина.

Никитина 1928 — Никитина Н. А. К вопросу о русских колдунах // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 7. Л., 1928. С. 299-325.

Солнцеворот — Солнцеворот. Традиционный народный календарь Енисейской губернии... / сост., предисл., примеч., сбор и подготовка текста Н. А. Новоселовой: [в 2 т.]. Красноярск, 2005-2008. [Т. 1]: ...от Рождества до Ивана Купалы; [Т. 2]: ...от Петрова дня до Святок.

Токарев 1990 — Токарев С. А. Проблема происхождения и ранних форм религии // Ранние формы религии. М., 1990. — [Раздел 2]: Проблема происхождения религии и ранние формы верований. [Статья 1]. С. 376-403.

Толстой, Толстая 1981 — Толстые Н. И. и С. М. Заметки по славянскому язычеству. 1. Вызывание дождя у колодца // Поэтика русского фольклора. Л., 1981. С. 87-98. (Русский фольклор; т. 21).

Толстой, Толстая 1994 — Толстые Н. И. и С. М. О вторичной функции обрядового символа (на материале славянской народной традиции) // Историко-этно-графические исследования по фольклору: сб. статей памяти С. А. Токарева / сост. В. Я. Петрухин. М., 1994. С. 238-255. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Калинина Архив — Личный архив С. В. Калининой. 1987. С. 3; 1988. С. 7; 1995. С. 12; 1996. С. 3; 2006. С. 2, 4.

Красноженова — Красноженова М. В. // НА КККМ (Научный архив Красноярского краевого краеведческого музея). Осн. ф. 7886. Ед. хр. 112. С. 50; Ед. хр. 178-3. С. 55.

ФА ГЦНТ — Фольклорный архив Государственного центра народного творчества Красноярского края. Папка 1. Л. 32, 48, 49, 56; Папка 5. Л. 22.

ФА КГПУ — Фольклорный архив Красноярского государственного педагогического университета. Коллекция 6. Папка 10. Л. 3; Коллекция 14. Папка 23. Л. 10; Коллекция 23. Папка 5. Л. 5; Коллекция 40. Папка 4. Л. 9.

Фоноарх. КГПУ — Фоноархив Красноярского государственного педагогического университета. Пленка У1-12/1991; 44а-1/1992; 44а-6/1992; 1б-2/2001; 26а-3/2003; 62б-8/2003. — В номере пленки число после косой черты — год. Пленки в ссылке перечислены в хронологическом порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.