Научная статья на тему 'Магия чисел и мистическая нумерология в новелле-сказке Э. Т. А. Гофмана <<золотой горшок>>'

Магия чисел и мистическая нумерология в новелле-сказке Э. Т. А. Гофмана <<золотой горшок>> Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
885
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The destiny of this cult fairy tale on Russian ground is unique. The romantic masterpiece contains a number of amusing facts based on the interesting digital row. This article is about Hoffmann’s numerological observations with identified as the author’s idea and are subordinative heroes’ characteristics.

Текст научной работы на тему «Магия чисел и мистическая нумерология в новелле-сказке Э. Т. А. Гофмана <<золотой горшок>>»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестник Омского университета, 2004. №1. С. 80-83.

V 7ТТ<" Я9 П01

© Омский государственный университет ^ oz.uji

МАГИЯ ЧИСЕЛ И МИСТИЧЕСКАЯ НУМЕРОЛОГИЯ В НОВЕЛЛЕ-СКАЗКЕ Э.Т.А. ГОФМАНА «ЗОЛОТОЙ ГОРШОК»

В.А. Кузнецкая, Н.Н. Мисюров

Омский государственный университет кафедра русской литературы XX века и журналистики 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 9 декабря 2003 г.

The destiny of this cult fairy tale on Russian ground is unique. The romantic masterpiece contains a number of amusing facts based on the interesting digital row. This article is about Hoffmann's numerological observations with identified as the author's idea and are subordinative heroes' characteristics.

Сказочная новелла «Золотой горшок», вошедшая в сборник «Фантазии в манере Кал-ло» (1814), - истинно романтический шедевр. Немецкая критика сдержано приняла «болезненный талант» (по замечанию Гете) Э.Т.А. Гофмана. Однако для немецких читателей и множества поклонников в других странах он стал подлинным кумиром. «Золотой горшок», впервые появившийся на русском языке в «Московском Наблюдателе» в 1839 г., стал любимым чтением для многих поколений. Творчество Э.Т.А. Гофмана рассматривалось в разных аспектах (связь с музыкой, психологией и психоанализом, даже магией). Гофманическая нумерология почти не изучена.

Геалии сказки из новых времен имеют скрытый смысл, так или иначе упомянутые числа -мистическое значение. Если верить догадкам биографов, Э.Т.А. Гофман был членом масонской ложи иллюминатов и увлекался оккультными науками, возможно, был знаком с нумерологией. Смерть Моцарта, гофмановского кумира, связывают с разглашением композитором нумерологических символов масонства в «Волшебной флейте», законченной незадолго до смерти. Элементы нумерологии использованы в новелле «Золотой горшок».

Наиболее популярны в XIX в. две нумерологические школы - каббалистическая и пифагорейская (халдейская, индийская и китайская использовались меньше). Пифагорейская наиболее привлекательна для Э.Т.А. Гофмана как композитора и музыканта. В этой древнейшей

системе знаний о символическом значении чисел соотношения между музыкальными интервалами играют важную роль. Мироздание представляется гигантским музыкальным инструментом с бесчисленными струнами, вибрирующими с разной частотой (существует девять уровней). Каждая представляет человека, место или предмет, издавая свой слабый звук, присоединяющийся к звукам других струн, сумма которых создает одну общую ноту. Это и есть камертон звучания Вселенной. Пифагор считал числа символами мировых начал, а науку о числах - первоосновой всех оккультных учений. Согласно Аристотелю, пифагорейцы полагали: «Такой-то набор цифр является справедливостью, другой - душой и рассудком, третий - возможностью, и соответственно все остальное тоже может быть выражено в числах». Каббалистическая школа основана на представлениях о единстве Вселенной, ее скрытый механизм связан с числами и планетами; человек есть Бог и Вселенная в миниатюре, может развить в себе божественный дар, познать Вселенную и стать Божеством. Учение гематрии придает большое значение связи имени и числа (буквы слова переводятся в их числовые эквиваленты, затем складываются, одно слово заменяется на другое, имеющее такую же сумму). Этот метод может быть темой особого изучения, мы же выделим те числа, которые Гофман использовал в своей сказке.

Нумерология делит все числа на сложные и первичные, представляющие собой ряд от 1 до 9, и так называемые мастер-числа - «11» и «22». В

каббалистической нумерологии к первичным относятся также числа «12», «13» и «40», иногда «10». Все сложные числа переводятся в простые (исходные) путем сложения (например, 25=7, так как 2+5=7).

Какие числа используются и обыгрываются Гофманом? Разделим числа на три категории: время, даты, цифровой ряд в тексте и в сюжете. Чаще всего упоминается 12 часов: в 12 часов начинается день Ансельма (со 2-й по 9-ю вигилию), в 12 часов (11-я вигилия) надворный советник Ге-ербранд приходит свататься к Веронике и дарит ей сережки, которые она уже примеряла в своих мечтах. В 4 часа закончен обеденный перерыв Ансельма: «При ударе четырех часов он встал, чтобы идти на работу, и эта пунктуальность, по-видимому, понравилась архивариусу» (6-я вигилия). В 6 часов он завершает свою работу, ему представляется, как он элегантно заигрывает с девушками и говорит: «Сейчас пробьет шесть часов» (1-я вигилия). В 10 часов конкректор Паульман уходит спать, Вероника отправилась к ведьме (7-я вигилия), в 10 часов в мечтаниях Вероники возвращается Ансельм и дарит ей великолепные сережки (4-я вигилия). События имеют или нейтральный, или положительный эмоциональный заряд.

События, которые произошли в 3 часа - драматичны. «Часов около трех пополудни» Ансельм сбивает корзину с яблоками и пирожками: старая безобразная женщина и ее товарки «окружили молодого человека и стали ругать его столь грубо и неистово, что он, онемев от досады и стыда, мог только вынуть свой маленький и не особенно полный кошелек, который старуха жадно схватила и быстро спрятала» (1-я вигилия). В 3 часа в комнате Вероники появляется враждебный образ, разрушивший ее приятные мечты о замужестве: «Ансельм никогда не будет надворным советником и твоим мужем; да он и не любит тебя, хотя у тебя голубые глаза, стройный стан и нежная рука» (5-я вигилия). В 11 часов происходят очень значимые события - начало магического обряда в ночь равноденствия; запоздалый путник спешит в Дрезден (7-я вигилия). Именно в этот час автор узнает волшебное окончание истории любви Ансельма и Серпентины: «Ровно в одиннадцать часов погасил я свою лампу и пробрался к архивариусу, который уже ждал меня на крыльце» (12-я вигилия). Число «11», согласно пифагорейской школе, подтверждает существование нематериальной с точки зрения обыденного сознания стороны мира.

Выбор четных или нечетных часов напрямую связан с эмоциональной окраской и напряженностью события. Согласно Плутарху, нечетные числа - «производящие», в то время как в лю-

бом четном числе есть «как бы лакуна внутри себя», позволяющая воспринимать новую информацию, мироощущение, эмоции. На протяжении всей сказки 12 раз говорится о 12 часах. Мистическое значение числа (12 месяцев в году, 12 зодиакальных созвездий) означает завершение одного цикла и начало нового. Именно в 12 часов Вероника просит надворного советника Геербран-да выбросить магическое зеркальце; завершилась история ее любви к «ненормальному» Ансельму, началась «правильная» жизнь надворной советницы. Венчанием Ансельма со змейкой Серпентиной в Атлантиде завершается его бюргерское бытие.

В тексте сказки упоминаются три важных по смыслу даты, их выбор не случаен. Например, Вознесение Господне, которое празднуется на 40-й день после Пасхи (заметим, что «40» -первичное число в каббале). Судьба Вероники коренным образом меняется 4 февраля: ее мечта о статусе надворной советницы исполнилась, Ге-ербранд сделал ей предложение. Возможно, эта дата как-то связана с 4 февраля 1810 г., когда Александр I решился ответить вежливым отказом на сватовство Наполеона к своей сестре, великой княжне Анне Павловне. А вот 23 сентября, в день осеннего равноденствия, когда потусторонние силы сравнялись с силами Божьего мира, происходит событие, чуть не погубившее Ансельма: Вероника и фрау Рауэрин, изготовив волшебное зеркало, отправляются колдовать на перекрестке трех дорог. Эта же дата связана с культом «двух богинь» - Деметры и ее дочери Персефоны (Прозерпины); греческие женщины, посвященные в их таинства, в дни весеннего равноденствия колдовали на хороший урожай, а осенью околдовывали мужчин. Картина колдовского обряда точна: «Подъехавши ближе, ты видишь огненное кольцо, а в середине его, около котла, из которого вырывается густой дым и сверкающие красные лучи и искры, - две сидящие фигуры» (7-я вигилия). Наконец, совпадение это или нет, но именно 23 сентября Наполеон отдал приказ взорвать Кремль (в 1812-1815 гг. Гофман, как и многие немцы, симпатизировал русским - «братьям по оружию»).

Мы можем говорить о «ясных» числах в тексте («видел, как три змейки») и числах скрытых. Заметно пристрастие Э.Т.А. Гофмана к противопоставлению или сопоставлению действующих лиц сказки: Линдгорст и старуха, кот и попугай, Ансельм и Вероника, Ансельм и Серпентина, Ге-ербранд и Паульман и т. д. Число «2» всегда считалось «плохим» в фольклоре, так как является числом антитезы, смешивая позитивные и негативные качества. Однако в Германии 2 февраля считалось идеальным днем для вступления в

82

В.А. Кузнецкая, Н.Н. Мисюров

брак. Согласно пифагорейской школе, по количеству «двоек» в нумерологической трактовке личности человека можно судить о силе его энергетики. В Библии отношение к «2» крайне отрицательное: оно символизирует расщепление и является числом дьявола. Святой Августин отмечал: «В ковчеге были чистые и нечистые твари, подобно тому, как добро и зло принимают участие в таинствах Церкви. Чистые - седьмицами... Дурные парами, ибо, распадаясь, легко уступают в своем стремлении к ереси».

Странные «говорящие» числа окружают гоф-мановских героев. К ним относятся 12 вигилий, «от трех до четырех грошей» за опрокинутую корзину с пирожками (1-я вигилия), 3 змейки (1-я, 2-я вигилии), тройной звон колокольчиков, 3 юноши и 3 дочери (8-я вигилия), «которые суть не что иное, как три маленькие золотисто-зеленые змейки» («Хотел бы и двух остальных также сбыть с рук!», - говорит о них архивариус Линдгорст в 12-й вигилии), 2 загадочных фигуры (7-я вигилия), 5 незадачливых переписчиков в стеклянных банках (10-я вигилия), с 5-го этажа спускается автор, когда торопится на встречу (12-я вигилия); 385 лет назад умер отец духа огня Саламандра, сыплются «1000 искр, огней, красок, зародышей, лучей и флейт» (1-я, 2-я и 3-я вигилии). Больше всего означенных чисел встречается в первой и последней вигилии.

Приведенная ниже таблица покажет все числа, имеющие отношение к действующим лицам.

Как можно заметить, «8» и «9» ни разу не упомянуты. Согласно пифагорейской теории, некоторые из значений «8» - власть, реализм, мирская жизнь, материальная удача или поражения; нумерологическое значение «9» - альтруизм, самоотверженность, интеллектуальное и духовное совершенство.

Особо автор выделяет число «3» (22 упоминания). Пифагорейцы считали «3» совершенным числом, так как оно имеет начало, середину и конец, «его средняя точка соединяет противоположности» (Э. Леви). Любое развитие происходит путем примирения противоположностей. В христианской нумерологии это число Святой Троицы. Есть примеры более древние: греческое слово «трисмегистос» ( «трижды великий» ) и латинское ter felix («трижды счастливый») близки друг другу по сакральному смыслу. Нумерологическое значение «3» воплощает мужскую энергию и мощную духовную созидательную силу. Согласно каббалистике, «3» (третья сфира) проявляет Великую Плодородную Мать, соединяющуюся с Отцом для поддержания Вселенной. Число «3» упомянуто в сказке 22 раза, что в свою очередь является мастер-числом, считается самым сложным в пифагорейской системе, поскольку соответствует Мастеру-демиургу. Заметим, что в сказке больше всего «3» окружает Ансельма - 12, это случайность или закономерность? Тройка указывает на стремление человека выйти за пределы его обычной реальности, что и сделал Ансельм.

Следующим числом по частоте упоминания является «1». Это число Бога, выражает Бога-Отца, Создателя, начало всего во Вселенной. Неудивительно, что у колдуньи Рауэрин «1» отсутствует. В связи с Ансельмом «1» упоминается дважды, характеризуя его как первопроходца,

исследователя других миров. Ансельм первый смертный, женившийся на змейке и получивший-угодья в Атлантиде. Число «1» упоминается 7 раз. «7» является мистическим, магическим числом: семь дней недели, семь грехов, семь основных цветов. Это число дает свободу воли, вслед за шестеркой это - первое число, которое позво-

Герои/ Ан- Линд- Геер- Пуль- Автор Веро- Рауэ- Общ.

числа сельм горст бранд ман ника рин кол.

1 2 1 1 1 1 1 7

2 3 1 1 1 6

3 12 6 2 1 1 22

4 2 1 2 5

5 1 1 2 1 5

6 2 1 3

7 - 1 1 1 3

8 -

9 -

11 - 1 1 1 3

12 5 7 3 2 17

100 1 1

1000 6 3 1 9

Общее

число 34 21 11 5 7 3 81

ляет человеку добиться невероятного. Седьмая сфира - победа и стойкость в каббалистике. Число «7» присутсвует в сюжете 3 раза, 2 раза как показатель возраста: 16 (1+6=7) лет Веронике и 385 (3+8+5=16=1+6=7) лет со дня смерти отца Саламандра (2-я вигилия). О возрасте говорится всего 3 раза (причем дважды во 2-й вигилии, и оба раза это исходное число «7»). Число «7» - общее количество чисел, которые автор связывает с Ансельмом (чаще, чем всех остальных героев

- 34, что означает 3+4=7). Это число означает уход от мира, погружение в мистическую тайну. Звезда магов имеет 7 лучей. Рассмотрим еще одно число - 81 (общее количество чисел, показанных в тексте), его исходное число - 9. 9-я сфира в каббалистике - основание или базиз, «9»

- это малая гематрия слова «эмет» (алеф - мем

- тав), то есть «правда».

«Как высший судия, - писал Э.Т.А. Гофман,

- я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же - из истинных музыкантов. Но никто не будет осужден, наоборот, всех ожидает блаженство, только на различный лад». Такими он стремился показать своих героев. Ансельм приличный и старательный студент, но он способен разговаривать с тремя змейками и кустом бузины. Линдгорст

- тайный советник, он же - верховный дух Саламандр. Серпентина - прекрасная стройная девушка и зеленая змейка...

Числа в его фантасмагорической образности

- символические характеристики героев, проявляющие суть событий и уточняющие суждения самого повествователя.

[1] Белл П. Астронумерология. М., 2000.

[2] Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории: Пер. с нем. М., 1981.

[3] Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Библейская нумерология. СПб., 2001.

[4] Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. М., 2001.

[5] Cohn-Sherbok L. and D. A Short History of Judaism. Oxford, 1995.

[6] Decker R., Dummett M. A History of the Occult Tarot 1870-1970. London, 2002.

[7] Kleßmann E. E.T.A. Hoffmann oder die Tiefe zwischen Stern und Erde. Stuttgart, 1988.

[8] Matzker R. Der nutzliche Idiot. Wahnsinn und Initiation bei Jean Paul und E.T.A. Hoffmann. Frankfurt a. M.; Bern, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.