Научная статья на тему 'Магистральные направления стратегического управления в повышении конкурентоспособности предприятий'

Магистральные направления стратегического управления в повышении конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / МАГИСТРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / STRATEGIC MANAGEMENT / THEORETICAL CONCEPTS / MAINSTREAMS / DISTINCTIVE FEATURES / MANAGEMENT SYSTEM TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараш Л.И.

Обосновано, что повышение конкурентоспособности отечественных предприятий возможно путем трансформации системы управления и перехода к стратегическому управлению. Выявлены предпосылки появления и отличительные особенности теоретических концепций стратегического управления, составляющих его магистральные направления, в целях использования в практической деятельности для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Сделаны выводы относительно использования рассмотренных теоретических концепций стратегического управления в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mainstreams in strategic management of improving the enterprise competitiveness

The possibility of improving the competitiveness of the domestic enterprises through the management system transformation and shifting to strategic management was proved. The preconditions and distinctive features of the strategic management theoretical concepts, constituting its mainstreams, were identified for practical application in order to improve the competitiveness of the domestic enterprises. The conclusions on the practical application of the reviewed strategic management theoretical concepts were drawn.

Текст научной работы на тему «Магистральные направления стратегического управления в повышении конкурентоспособности предприятий»

Менеджмент, экономика предпринимательства

УДК 338.24:339.137.2:658.155

Л.И. ТАРАШ, д-р экон. наук, главный научный сотрудник E-mail: econri@mail.ru

ГУ «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР

МАГИСТРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Обосновано, что повышение конкурентоспособности отечественных предприятий возможно путем трансформации системы управления и перехода к стратегическому управлению. Выявлены предпосылки появления и отличительные особенности теоретических концепций стратегического управления, составляющих его магистральные направления, в целях использования в практической деятельности для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Сделаны выводы относительно использования рассмотренных теоретических концепций стратегического управления в практической деятельности.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, стратегическое управление, теоретические концепции, магистральные направления, отличительные особенности, трансформация системы управления.

Tarash L.I. The mainstreams in strategic management of improving the enterprise competitiveness.

The possibility of improving the competitiveness of the domestic enterprises through the management system transformation and shifting to strategic management was proved. The preconditions and distinctive features of the strategic management theoretical concepts, constituting its main-

streams, were identified for practical application in order to improve the competitiveness of the domestic enterprises. The conclusions on the practical application of the reviewed strategic management theoretical concepts were drawn.

Keywords: enterprise competitiveness, strategic management, theoretical concepts, mainstreams, distinctive features, management system transformation.

По мере возобновления работы предприятий в Донецкой Народной Республике на первое место выдвигается проблема обеспечения их конкурентоспособности. Кроме того, что должна быть создана среда, которая способствует развитию бизнеса, необходимо содействовать повышению эффективности и результативности компаний. Только комплексное улучшение макроэкономической и микроэкономической ситуации может обеспечить конкурентоспособность экономики Республики в целом. И хотя возможности государственного влияния на повышение уровня развития бизнеса достаточно ограничены, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики, необходимо сосредоточиться на мерах по повышению конкурентоспособности компаний как составляющей конкурентоспособности Республики.

© Л.И. Тараш, 2016

Сегодня повышение уровня развития бизнеса в Республике, связанное с радикальными изменениями в факторах конкурентоспособности, возможно путем трансформации системы управления на предприятиях и перехода к стратегическому управлению. Обеспечение длительной жизнеспособности компаний в неустойчивой внешней среде на основе поиска источников и механизмов конкурентных преимуществ определяется предметной областью стратегического управления и играет ведущую роль в повышении конкурентоспособности компаний.

Применение механизмов стратегического управления в практической деятельности сталкивается со сложностями, вызванными рядом проблем теоретического, методического и практического плана. Важнейшим препятствием является отставание в формировании целостной теории стратегического управления от практических запросов предприятий. Несмотря на то, что стратегическое управление как направление исследований появилось не так давно, в 60-х годах прошлого столетия, за этот относительно небольшой отрезок времени число публикаций по стратегическому управлению насчитывается многими тысячами. Вместе с тем, до настоящего времени единой общепризнанной теории стратегического управления не существует, как не существует и единого и однозначного определения понятия «стратегия» в мировой науке и практике. Стратегическое управление как направление исследований является синтетической дисциплиной, охватывающей различные научные подходы для решения проблемы поиска источников и механизмов конкурентных преимуществ в неустойчивой внешней среде.

Научные подходы существуют в виде многих теоретических концепций или «школ стратегий», насчитывают до 14 научных школ. Сложность заключает-

ся в том, что, ставшие классическими, исходные концепции стратегического управления не сменяются. В ответ на изменение факторов, условий и границ конкуренции появляются новые, современные научные подходы, которые дополняют исходные концепции. Сосуществование разных концепций стратегического управления, наслоение инструментария сосуществующих концепций, различия и противоречия, возникающие между ними, затрудняют их использование.

Описание основных положений и условий применения разных теоретических подходов к стратегическому управлению, сгруппированных в 10 научных школ, дано Г. Минцбергом с соавторами [1]. Однако, если говорить о магистральных направлениях в стратегическом управлении, то данная классификация помещает в одну группу и стратегическое планирование И. Ансоффа, и стратегическое позиционирование М. Портера, которые ориентируются на диаметрально противоположные источники конкурентных преимуществ (внутренние и внешние).

Для понимания движущих сил экономического роста в тех или иных условиях конкуренции предприятиям следует иметь представление о развитии и накоплении соответствующих теоретических концепций стратегического управления. Для овладения передовыми механизмами повышения конкурентоспособности в современной экономике необходимо знать, прежде всего, об основных направлениях и современных тенденциях в развитии стратегического управления.

Цель статьи - выявление предпосылок появления и отличительных особенностей теоретических концепций стратегического управления, составляющих его магистральные направления, в целях использования в практической деятельности для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

В качестве главных отличительных особенностей теоретических концепций, заключенных в их исходных положениях, рассматриваются:

поиск источников конкурентных преимуществ во внутренней или внешней среде предприятий;

определение природы стратегии как содержания или процесса;

логика структуризации стратегического управления и место в ней целепо-лагания, стратегии и ресурсов.

В числе наиболее известных теоретических концепций, доминирующих в разные годы становления и развития стратегического управления и составляющих его магистральные направления, выделяют концепцию стратегического планирования (1960-е - первая половина 1970-х годов), концепцию позиционирования (середина 1970-х - 1980-е годы) и ресурсную концепцию (с 1990 г. по настоящее время).

Концепция стратегического планирования (А. Чандлер, К. Эндрюс, И. Ан-софф) появилась как новаторская постановка проблемы в поиске путей преодоления ограничений долгосрочного планирования, культивировавшегося в предшествующие годы, и доминировала в США и Западной Европе в 1960-х годах в условиях относительной макроэкономической стабильности, высоких темпов роста компаний и ожидания экономической устойчивости в будущем.

В отличие от долгосрочного планирования, в котором внешняя среда считается практически неизменной и основным методом определения перспектив развития предприятия является экстраполяция выявленных тенденций, стратегическое планирование исходит из предположения об изменчивости, но предсказуемости изменения окружающей среды. Принятие решений о перспективах развития предприятия осуществляется при определенных предположениях об изменении конкурентного окружения. Основ-

ными объектами стратегического анализа окружающей среды являются производимые товары и рынки сбыта продукции. На основе такого анализа принимаются решения относительно деятельности предприятия в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции, результатом которых является переход к комбинации новых продуктов, рынков и технологий производства [2, с. 51]. Таким образом обеспечивается соответствие стратегии предприятия внешней конкурентной среде, осуществляется адаптация деятельности предприятия к меняющимся условиям. Вместо логики долгосрочного планирования - экстраполяция из прошлого на будущее, осуществляется логика - от анализа будущего к настоящему.

В концепции стратегического планирования акцент сделан на внутренние источники конкурентных преимуществ. Стратегические решения принимаются в рамках ограниченных ресурсов и связаны с выбором альтернативных направлений использования имеющихся ресурсов, то есть с выбором продуктового ассортимента и рынков [2, с. 30]. На пути к достижению поставленных целей ставится задача оптимального использования ресурсов [2, с. 28-29]. Разработка стратегии в стратегическом планировании является структурированным формализованным процессом, а стратегия - запланированной, то есть, по сути, определяющей то, что нужно сделать. Самым распространенным определением стратегии в это время является определение, данное А. Чандлером: «установление основных долгосрочных целей и задач предприятия и выработка программы действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [3, с. 15]. Цели представляют собой результаты, которых пытается достичь компания, а стратегия -средства достижения результатов [2, с. 161]. Логика стратегического управления предполагает последователь-

ность: цель (желаемые результаты) ^ стратегия (стратегический план) ^ ресурсы.

Изменения условий конкуренции в 1970-х годах, связанные с нефтяными кризисами и последовавшим за ними мировым экономическим кризисом, усилением неустойчивости и неопределенности окружающей среды, сделали невозможным для предприятий планирование стратегии о рынках и продуктах на основе долгосрочных прогнозов, использовавшихся в модели стратегического планирования. Обострение международной конкуренции в это время привело к необходимости поиска новых факторов повышения конкурентоспособности. Произошло «смещение акцента с планирования на создание стратегии, где детальному менеджменту путей развития компании стали уделять меньше внимания, чем позиционированию компании на рынке относительно конкурентов» [4, с. 32]. Появляется радикально новая теоретическая концепция стратегического позиционирования М. Портера, перенесшая акцент с компании на отрасль. В ее основу положены такие ключевые исходные концепции [5, с. 51-72]:

сравнительной привлекательности отрасли, в которой действует предприятие и в которой интенсивность конкуренции определяется пятью основными конкурентными силами (поставщиками, потребителями, прямыми конкурентами, потенциальными конкурентами, производителями товаров-заменителей). Размещение в привлекательной отрасли является одним из источников высокой доходности предприятия. Чтобы получить дополнительные доходы в виде монопольной ренты от конкурентного преимущества по сравнению с соперниками, необходимо занять в отрасли такую позицию, которая позволит наилучшим образом защититься от действий конкурентных сил или влиять на них, чтобы изменить в свою пользу. А для этого не-

обходимо выявить основные структурные особенности отрасли и определить, какие из них поддаются действию стратегических инициатив предприятия. Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество предприятия;

типовых стратегий конкурентной борьбы. Превзойти конкурентов можно с помощью трех непротиворечивых альтернативных стратегий: минимизации издержек (снижения затрат по сравнению с затратами конкурентов для предприятий, занимающих большую долю рынка); дифференциации (уникальности производимого продукта в отрасли по дизайну, качеству, сырью, обслуживанию и т.п.); концентрации (удовлетворения потребностей определенного потребителя);

цепочки создания ценности (вклад всех видов деятельности предприятия -основных, вспомогательных и инфраструктурных - от разработки и производства до выведения на рынок и обслуживания в создание потребительной стоимости продукта и его цены), в которой кроются все конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество зависит от того, насколько четко предприятие может организовать систему согласованных видов деятельности в цепочке ценности и управлять ею путем разработки новых способов, перестановки, перегруппировки или исключения отдельных видов деятельности.

Таким образом, основным содержанием концепции позиционирования является конкурентный анализ отрасли, в которой действует предприятие, определение конкурентного преимущества предприятия и построение на его основе конкурентной стратегии из числа типовых (эталонных) стратегий, определение цепочки ценности и управление ею.

В концепции позиционирования акцент сделан на внешние источники конкурентных преимуществ и глубокое понимание конкурентной среды. Анализ

внешнего окружения предприятия занимает центральное место в концепции, а стратегия конкурентной борьбы заключается в наилучшем позиционировании предприятия на рынке относительно конкурентных сил. В отличие от стратегического планирования, концепция позиционирования ограничивает число возможных стратегий, которым может следовать предприятие, тремя типовыми (эталонными) стратегиями.

В концепции позиционирования стратегия рассматривается как процесс, аналитический процесс поиска конкурентного преимущества от анализа привлекательности отрасли и давления пяти конкурентных сил до анализа цепочки ценности. Логику структуризации стратегического управления, в соответствии с используемыми исходными концепциями, и место в ней стратегии можно представить так: стратегия ^ ресурсы (объединенные в видах деятельности по озда-нию цепочки ценности) ^ цель (результаты).

Развернувшийся процесс глобализации экономики в 1990-х годах превращает мировое хозяйство в единый рынок результатов и факторов производства. Свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и знаний в рамках открытой экономики меняет условия хозяйствования, нивелирует барьеры и границы конкуренции. Ресурсы и весь спектр глобальных возможностей становятся потенциально доступными для любой компании в мире. Поэтому все компании в мире могут рассматриваться в качестве действующих в одной окружающей среде потенциальных конкурентов, которые в любой момент времени могут вступить в конкурентное взаимодействие. Окружающая среда и конкуренция становятся глобальными. В этой связи анализ внешнего окружения, занимающий центральное место в выявлении конкурентных преимуществ предприятия, на основе его поведения на рынке значительно затруд-

няется, а поиск конкурентных преимуществ в наилучшем позиционировании предприятия относительно конкурентов без обращения к внутренним источникам теряет актуальность. Кроме того, из-за значительного увеличения скорости обновления ассортимента продукции конкретный продукт перестает быть надежной основой стратегии.

Задачам конкуренции в глобальной экономике в условиях нарастающей неустойчивости и неопределенности внешней среды в наибольшей степени соответствует новое направление в теории стратегического управления - ресурсная концепция (Б. Вернерфельт, Э. Пенроуз, К.К. Прахалад, Г. Хамел), в которой анализ предприятия переносится с продуктов на ресурсы, а в разработке концепции акцент смещается со взаимодействия стратегии и внешней среды на взаимосвязи стратегии и внутренней среды предприятия [4, с. 141].

Исходными положениями ресурсной концепции являются замеченная неоднородность компаний, уникальность каждой из них и установленная причина уникальности - ресурсы и собственные отличия (способности) в организации их использования в рамках компании. Под способностями предприятия, которые обозначаются также термином «отличительные компетенции» или «ключевые компетенции» (для способностей, вносящих наибольший вклад в повышение ценности продукции и имеющих определяющее значение для стратегии предприятия), понимаются заведенный порядок, навыки, умения, знания, связи, с помощью которых задействуются и согласованно работают ресурсы, осуществляется четко скоординированная производительная деятельность [4, с. 154-157; 6, с. 32].

В соответствии с ресурсной концепцией предприятие рассматривается как совокупность ресурсов и способностей. В уникальности портфеля ресурсов

и способностей предприятия, которые не могут быть скопированы конкурентами, заключено его конкурентное преимущество. В ресурсной концепции по-новому трактуется смысл стратегического управления: вместо создания стратегии, соответствующей внешней конкурентной среде, то есть реактивной стратегии, которая в условиях быстро меняющегося окружения не может обеспечить сколько-нибудь постоянное направление развития, ставится задача построения проак-тивной стратегии, то есть стратегии, опирающейся на опережающее создание и развитие ресурсов и уникальных способностей предприятия [4, с. 146; 7, с. 11]. В отличие от концепции позиционирования, в которой фундаментальное значение для разработки стратегии имеет сравнительная привлекательность отрасли и высота барьеров входа на внутриотраслевой рынок и выхода из него, в ресурсной концепции фундаментальным положением является необходимость глубокого знания и развития своих ресурсов и способностей. Акценты с отраслевой организации вновь сместились в сторону предприятия, конкурентные преимущества которого видятся созданными «изнутри». Но если в концепции стратегического планирования, также опирающейся на внутренние источники конкурентных преимуществ, используется подход «от возможного», то есть основанием для принятия стратегических решений являются имеющиеся ресурсы, то в ресурсной концепции реализуется подход «от желаемого» - стратегические решения основываются не только на использовании существующих ресурсов, но и создании будущих возможностей за счет пополнения ресурсов и развития способностей.

Итак, в соответствии с ресурсной концепцией источником конкурентных преимуществ предприятия являются параметры его внутренней среды - ресурсы и способности (компетенции). Совокуп-

ность ресурсов и способностей (компетенций) задает возможные направления стратегического развития предприятия. Но стратегическую ценность имеют те из них, которые относятся к уникальным, недоступным для копирования ресурсам и способностям (компетенциям). Уникальные способности являются ключевыми компетенциями, то есть коллективными знаниями, в которых предприятие добилось совершенства и которые позволяют организовать и управлять использованием других компетенций (способностей). Ключевые компетенции относятся к процессу создания продукта, вносят наибольший вклад в повышение его ценности, существенно усиливают преимущества в глазах потребителей и обеспечивают проникновение продукта на новые рынки. В частности, можно выделить такие ключевые компетенции, как качество продукта, уровень послепродажного сервиса, новизну продукта и его свойств, имидж предприятия и доверие к нему, торговую марку, брэнд и другие. В настоящее время все большую ценность приобретают встроенные в предприятие управленческие компетенции. Основанные на знаниях, навыках, опыте и связях ключевые компетенции предприятия позволяют более эффективно использовать задействованные в производственной деятельности ресурсы, обеспечивать дополнительные доходы и лучшие по сравнению с конкурентами экономические показатели деятельности предприятия, а, следовательно, и конкурентные преимущества. Для поддержания конкурентных преимуществ необходимо постоянно инвестировать в развитие ключевых компетенций и повышать их качество. Стратегия предприятия должна быть направлена на создание, поддержание и развитие недоступных для конкурентов специфических ресурсов и ключевых компетенций.

Построение стратегии на основе уникальных ресурсов и способностей

диктует логику структуризации стратегического управления в ресурсной концепции: от выявления отличительных особенностей в организации использования ресурсов на предприятии через определение целей (желаемых результатов) на основе эксплуатации отличительных особенностей до формирования стратегии их развития для достижения намеченных результатов - ресурсы (задействованные и согласованно работающие с помощью отличительных компетенций) ^ цель (желаемые результаты) ^ стратегия.

Применение ресурсной концепции стратегического управления в практической деятельности сдерживается отсутствием четкости в ее понятийном аппарате и, в частности, дискуссионностью трактовок содержания понятий ресурсы и способности. В одних случаях способности (компетенции) рассматриваются в качестве разновидности ресурсов, в других - способности (компетенции) и ресурсы разделяются. Нет четкости и единообразия и в классификации самих способностей (компетенций). Чаще всего под термином «компетенция» объединены и личные способности персонала, проявляющиеся в профессиональной деятельности, и коллективные знания [8; 9]. Установлено, что конкурентные преимущества предприятия создают коллективные знания, то есть организационные способности (компетенции), в которых опыт персонала как носителей индивидуальных способностей объединяется на основе взаимопонимания членов одной команды с оборудованием, технологией и другими ресурсами [4, с. 156157]. Методология исследования организационных способностей (компетенций) как коллективного знания остается дискуссионной. Методологическая неопределенность тормозит развитие соответствующего методического инструментария, в частности, по идентификации и оценке компетенций предприятия. С целью при-

менения основных положений ресурсной концепции в практике стратегического управления отечественных предприятий необходимо дальнейшее уточнение и развитие ее основных категорий и наработки соответствующего методического инструментария.

Продвинутой версией ресурсной концепции стратегического управления является концепция интеллектуального капитала, отражающая изменение структуры факторов производства в связи с переходом развитых стран к постиндустриальному обществу. Главной проблемой стратегического управления в соответствии с концепцией интеллектуального капитала является трансформация знаний, носителями которых являются работники предприятия, в организационные компетенции предприятия, заключенные в патентах, ноу-хау, товарных знаках и других коллективных знаниях, и, в конечном счете, в эффективные связи с клиентами (потребителями, поставщиками, посредниками, деловыми партнерами).

Высшим развитием ресурсного подхода к стратегическому управлению, тесно связанным с концепцией интеллектуального капитала, является концепция динамических способностей [10, с. 17]. В соответствии с этой концепцией конкурентное преимущество обеспечивается наличием у предприятия способности к быстрому обновлению, модификации имеющихся ресурсов и ключевых компетенций в соответствии с изменениями внешней среды [10, с. 17; 11, с. 166].

Для того, чтобы предприятие было преуспевающим, оно должно постоянно воспроизводить свои компетенции или приобретать новые. Способами быстрого аккумулирования специфических ресурсов и уникальных способностей являются интеграционные процессы слияния и поглощения и стратегические альянсы. Они позволяют получить доступ к способностям других предприятий. Умение интегрировать поглощенные компании и всту-

пать в стратегические альянсы рассматривается в стратегическом управлении как проявление динамических способностей предприятия [11, с. 170].

Как известно, стратегические решения компаний имеют иерархическую структуру, в которой выделяют три уровня стратегий - корпоративную, конкурентные и функциональные стратегии. В этой иерархической структуре использование той или иной из рассмотренных теоретических концепций стратегического управления или их синтезированное применение связано непосредственно с разработкой конкурентных стратегий.

Выводы. Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать такие выводы и предложения, способствующие использованию стратегического управления в отечественных предприятиях для формирования и развития долгосрочных конкурентных преимуществ.

1. Продвижение Республики по пути реформ в направлении усиления конкуренции на рынках сбыта собственных товаров диктует необходимость формирования системы стратегического управления в отечественных компаниях в целях обеспечения их длительной жизнеспособности, повышения конкурентоспособности и эффективного использования ресурсов. Система стратегического управления предназначена для поиска источников и механизмов создания, поддержки и развития конкурентных преимуществ в нестабильной, неопределенной и динамичной окружающей среде.

2. Неравномерность развития рыночных отношений и конкуренции, различия в масштабах и степени зрелости рынков в отдельных сферах и отраслях экономики в пределах Республики вызывает необходимость освоения предприятиями концепций и моделей стратегического управления, адекватных условиям ведения бизнеса. В этой связи оправданным является одновременное сосуществование и использование разных концеп-

ций стратегического управления, предназначенных для разных условий ведения бизнеса, применение для формирования конкурентных стратегий механизмов стратегического управления формально устаревших концепций, а также синтезированное использование механизмов разных концепций.

3. Для большей части отечественных предприятий, которые находятся вне сферы глобальной конкуренции и основными конкурентами которых выступают республиканские предприятия, а также тех, которые практически не сталкиваются с конкуренцией, учитывая их технологическую отсталость и, как следствие, неконкурентоспособность продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках, основными объектами стратегии должны быть производимые товары и рынки их сбыта, а поиск источников, создание и поддержка конкурентных преимуществ сосредоточены во внутренней и внешней среде предприятий, используя положения концепций стратегического менеджмента и стратегического позиционирования. Основными ожидаемыми результатами реализации стратегии должны стать повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

4. Для крупных предприятий, выступающих локомотивами развития экономики и ведущих конкурентную борьбу на внешних рынках, более эффективным способом обеспечения конкурентоспособности является сосредоточение на поиске, мобилизации и наиболее полном использовании внутренних источников конкурентных преимуществ, которыми, исходя из современных концепций стратегического управления, являются трудно копируемые конкурентами ресурсы и компетенции предприятия, заключенные в креативном потенциале персонала и коллективных знаниях. Такие предприятия призваны осуществлять активное влияние на покупательские предпочтения и структуру рынка и опираться на опере-

жающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей. Способом быстрого аккумулирования уникальных ресурсов и способностей может быть создание международных стратегических альянсов по схемам легальной внешнеэкономической деятельности для внешнего заимствования новых знаний и технологий и использования ноу-хау партнеров, взаимодействия с поставщиками, финансирования научных разработок и научно-технического сотрудничества на кооперационных началах, получения доступа к рынкам. Основными заданиями стратегии должны стать модернизация и техническое переоснащение предприятий, внедрение новых ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования, прогрессивных форм управления, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

5. В связи с использованием технологий стратегического управления, предназначенных для разных условий ведения бизнеса, заслуживает внимания проблема создания модели стратегического управления, построенной на интеграции механизмов разных концепций стратегического управления и не противоречащей ни одной из объединяемых концепций. Для этого необходимы систематизация известных инструментов, исследование особенностей и эффективности их применения, поиск новых механизмов выявления, формирования и реализации конкурентных преимуществ на основе интеграции концепций стратегического управления в условиях их совместимости.

Список использованной литературы

1. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел; пер с англ. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 336 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф; пер с англ. -СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

3. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises / A.D. Chandler. - Cambridge; Mass: MIT Press, 1962. - 724 p.

4. Грант Р. М. Современный стратегический анализ / Р.М. Грант; пер с англ. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -560 с.

5. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / М. Портер; пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.

6. Катькало В.С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий / В.С. Катькало // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. - 2002. - Вып. 4. -С. 20-42.

7. Катькало В.С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления (предисловие к разделу) / В.С. Катькало // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. - 2003. - Вып. 3. - С. 3-17.

8. Верба В.А. Проблеми щентифь кацп компетенцш тдприемства / В.А. Верба, О.М. Гребешкова // Проблеми науки. - 2004. - № 7. - С. 23-28.

9. Верба В.А. Дiагностика компетенцш тдприемства / В.А. Верба, О.М. Гребешкова // Формування ринко-во'1 економши: зб. наук. пр. - Вип. 18. -К.: КНЕУ, 2007. - С. 166-172.

10. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие / В.Л. Тамбовцев // Российский журнал менеджмента. - 2010. - Т. 8, № 1. - С. 5-40.

11. Андреева Т.А. К дискуссии о сущности динамических способностей / Т.А. Андреева, В.А. Чайка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. - 2006. - Вып. 4. - С. 163-174.

Статья поступила в редакцию 16.03.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.