Научная статья на тему 'Магистраль в будущее Ямала'

Магистраль в будущее Ямала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистраль в будущее Ямала»

МАГИСТРАЛЬ В БУДУЩЕЕ ЯМАЛА

В. И. ТЕТЕРЯТНИК,

заместитель главного редактора газеты «Гудок»

Ямало-Ненецкий автономный округ долгое время рассматривался как территория без реальных перспектив экономического развития. Открытие в 60-х гг. углеводородного сырья коренным образом изменило роль региона в экономике страны. Наряду с добычей газа в округе идет интенсивное освоение нефтяных месторождений.

Однако транспортная инфраструктура здесь недостаточно развита. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 3,4 тыс. км, длина внутренних судоходных путей - 3,7 тыс. В настоящее время начинается интенсивное развитие железнодорожных путей, ибо Ямало-Не-нецкий автономный округ входит в регион, где бурно развиваются экспортно ориентированные отрасли. Недаром Минэкономразвития относит этот регион к группе «регионов ресурсного типа», на территории которых сконцентрированы ресурсные резервы федерального значения.

По оценкам международных экспертных институтов, на долю автономного округа приходится около 75% доказанных запасов природного газа России, или около одной трети мировых запасов, и 10% доказанных запасов российской нефти. Кроме того, Ямало-Ненецкий автономный округ можно рассматривать как наиболее перспективный регион по добыче стратегических полезных ископаемых - хромитов, полиметаллических руд, фосфоритов, баритов. Округ входит в десятку наиболее привлекательных для иностранных инвесторов регионов России. Значительная часть инвестиций приходится на долю промышленности, более 90% всех капиталовложений идет в топливную промышленность.

Экономические предпосылки успешного развития региона послужили шагом в решении вопроса о железнодорожном сообщении. Как отметил, выступая 15 сентября на митинге в Новом Уренгое полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев, открытие постоянного пассажирского движения на участке Коротчаево - Новый Уренгой дает возмож-

ность реализовать один из разделов Послания Президента РФ Владимира Путина, в котором говорится об обеспечении свободного перемещения по стране жителей отдаленных районов Севера.

Тридцать лет назад, в сентябре 1973 г., в центре островка тундры был забит символический колышек будущего города газовиков, строителей и транспортников Нового Уренгоя. Страна нуждалась в газовых ресурсах, и они были открыты именно здесь. А со временем здесь вырос город, который знают не только россияне, в домах которых горит голубой огонь, добытый из подземных кладовых в краю вечной мерзлоты, но и многие жители Европы. В край многочисленных озер и рек можно было добраться только на мощных вездеходах и по зимнику, поэтому стройка была бы обречена, если бы в короткий срок здесь не проложили однопутную железную дорогу, которая стала единственной «кровеносной» артерией, связавшей Всесоюзную ударную стройку с Большой землей. Железнодорожники перевозили все, что было нужно для города газовиков.

Кто-то не верил, что здесь, в гиблом месте, как называли его коренные жители, не только газ, но и жизнь будет бить ключом. Но большинство верили. Потому что была «Дорога жизни», как вплоть до 1996 г. местные жители называли железную дорогу. Но однопутка со временем обветшала. Учитывая государственную важность транспортного обеспечения для освоения природных ресурсов нефтегазодобывающих районов севера Уральского федерального округа, в апреле нынешнего года в Новом Уренгое было проведено выездное заседание коллегии МПС России. На нем не только был рассмотрен вопрос о развитии транспортной инфраструктуры региона, но и принято решение о первоочередной постройке железнодорожных линий Коротчаево - Новый Уренгой - Пангоды - Надым и Новый Уренгой - Ямбург.

Это был поистине исторический шаг, инициированный Министерством путей сообщения. В небывало короткие сроки строители и железнодорожники Свердловской магистрали реконструировали участок Новый Уренгой - Коротча-ево. Выступая на митинге в Новом Уренгое по случаю открытия постоянного пассажирского движения, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов сказал, что это событие, а также открытие нового вокзала на станции Коротчаево стали возможны благодаря государственному подходу к развитию транспортной инфраструктуры министра путей сообщения Геннадия Фадеева.

- Геннадий Матвеевич и его помощники оперативно решили проблему, которая стояла перед нами много лет, - подчеркнул губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. - Это человек слова. Сегодня сказал, завтра сделал. Мы все благодарны ему за это.

Слово было предоставлено и мэру города Новый Уренгой Виктору Казарину:

- Хочу сказать большое спасибо нашему губернатору Юрию Неелову, который делал все, чтобы это событие состоялось. Но особое спасибо министру путей сообщения Геннадию Матвеевичу Фадееву, который первым сделал шаг навстречу нам. Он сумел мобилизовать все ресурсы Свердловской железной дороги и МПС. Мне эта стройка напомнила строительство самого Нового Уренгоя, когда каждый стремился работать по-ударному, когда человек труда всегда был на первом месте. Знаем, как это было нелегко, поэтому самый низкий поклон вам, Геннадий Матвеевич.

Проникновенным было выступление настоятеля новоуренгойского храма отца Андрея, который сказал, что все созидатели добра - участники божественного дела. Он освятил поезд «Ямал», а значит, и тех, кто поедет на нем. Благодать Божия освещает и тех, кто создавал его, кто, построив дорогу, вернул радость людям.

Теплые и искренние слова в адрес министра путей сообщения говорили в тот день все, кто встречался с ним при открытии вокзального комплекса в Коротчаеве. Здесь одновременно могут разместиться сто человек. Без преувеличения можно сказать, что это одно из лучших архитектурных сооружений города. И сделано все на века. Внутренние помещения выложены плиткой под мрамор. Есть все необходимые удобства для пассажиров, даже туалет для инвалидов.

Геннадия Матвеевича растрогало то, что, несмотря на дождливую погоду, разделить радость со взрослыми пришли дети. Когда он подошел к ним, они в один голос поблагодарили за прекрас-

ный вокзал. Министр тут же рассказал собравшимся на торжество гостям и пассажирам, что в этом году 9 тысяч детей были перевезены из северных районов в здравницы Черноморского побережья Кавказа. И выразил надежду, что в следующем году их будет гораздо больше. Министерство сделает все возможное, чтобы из северных уголков страны дети ездили отдыхать на юг.

У начальника вокзала Ольги Черновой министр поинтересовался техническими возможностями станции и услышал, что сюда завезена система. «Экспресс», которая дает возможность купить билет на любое направление, любую станцию. А в опорном пункте милиции он расспрашивал работников транспортной милиции, как будет обеспечиваться безопасность пассажиров.

Забегая вперед, скажу, что обеспечению безопасности пассажиров министерство уделяет самое пристальное внимание. Как было сказано на брифинге, который прошел в связи с подписанием Соглашения МПС с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа, на средства МПС содержится шесть тысяч сотрудников транспортной милиции. Они обеспечены всем необходимым, чтобы предотвратить теракты на железных дорогах. И тут же Геннадий Фадеев привел пример, что 15 сентября работники внутриведомственной охраны предотвратили попытку очередного террористического акта под Кисловодском.

Среди тех, кто благодарил железнодорожников за настоящий праздник для северян, был и полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Он сказал, что возобновление железнодорожного сообщения с Большой землей стало возможно благодаря настойчивости министра путей сообщения Геннадия Фадеева, который был инициатором многих начинаний. Подтверждением этому стало подписание министром и губернатором Соглашения о сотрудничестве между МПС и администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.

Этот документ имеет принципиальное значение. Он, как было сказано, определяет транспортную стратегию Ямала и севера Тюменской области. Открытие постоянного пассажирского движения на участке Новый Уренгой - Коротчаево - только начало большой работы. Уже в следующем году планируется построить вокзал в Новом Уренгое, который будет, по словам министра, самым красивым на дороге. Еще один намечено возвести на станции Лабытнанги. А с первых дней будущего года на трассу Новый Уренгой - Москва выйдут еще два фирменных поезда.

Большие работы предстоят также по достройке введенного участка и последующей совместной эксплуатации железнодорожной линии Коротча-ево - Новый Уренгой - Пангоды. И министерство на эти цели средств не жалеет. Около двух миллиардов рублей потратит отрасль на развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с заключенным соглашением.

- А на такое благое дело денег не жалко, - сказал Геннадий Матвеевич. - Они окупятся сполна.

- Я уверен, - подчеркнул Юрий Неелов, -что подписанное соглашение принесет большую пользу людям, которые здесь живут. Мне нравится работать с таким партнером, как МПС. Здесь трудятся обязательные и компетентные люди, болеющие за государственное дело. И прежде всего это заслуга министра путей сообщения.

В свою очередь Геннадий Фадеев отметил, что подписанный документ - яркий пример сотрудничества с регионами. Но инвестиций потребуется много, вот почему важно, чтобы в развитии транспортной инфраструктуры участвовали все заинтересованные ведомства. Поэтому идет активная подготовка к встрече с руководством «Газпрома». Ведь именно газовики должны быть в первую очередь заинтересованы в развитии железнодорожных подходов к новым месторождениям, учитывая то, что добыча газа растет из месяца в месяц...

Министр путей сообщения принял также участие в открытии памятника строителям «мертвой дороги» - 501-го управления ГУЛАГа, занимавшегося прокладкой железной дороги Чум -Лабытнанги - Салехард - Игарка. Именно о ней поэт писал: «...Железный путь, на самый край земли, был беспощадно судьбами людей уложен...»

На митинге выступил полномочный представитель Президента РФ Петр Латышев, который

подчеркнул нравственную и воспитательную значимость этого события:

- Мы отдаем дань памяти тем, кто строил полярную железную дорогу. Меня радует отношение к событиям полувековой давности салехар-дцев и то трепетное чувство, с которым относятся к этому железнодорожники. Все те, кто сегодня пришел сюда.

Низкий поклон всем, кто строил этот мемориал, приложил руку к его созданию. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов также поблагодарил всех, кто помнит историю Родины.

- Символично, - сказал он, - что именно в этот праздничный день мы отдаем долг памяти своим соотечественникам, безвинно погибшим при строительстве железной дороги.

Салехардцы говорят, что под «каждой шпалой остался строитель». В то же время они понимают, что во многом благодаря им получила жизнь дорога от Лабытнанги к Большой земле. Вот уже 50 лет железнодорожники пытаются достигнуть самых дальних точек Крайнего Севера. И обязательно достигнут их. Ведь именно в недрах этого края лежат поистине несметные богатства, которые нужны России. И доставить их на Большую землю можно только по железной дороге.

Возложив цветы к памятнику, Геннадий Фадеев с большим уважением сказал о подвиге первопроходцев, подчеркнув, что историю надо помнить, но не повторять ее горькие уроки.

День, полный событий и впечатлений, подошел к концу. Наш самолет взял курс на Москву, а внизу, как напоминание о прошлом, лежали рельсы недостроенной в 1953 г. дороги. И недалеко яркой стрелой в лучах солнца уходила на юг современная стальная трасса - на Большую землю. В ней видят свое будущее ямальцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.