Научная статья на тему 'Магическая сила воздействия музыкального звука на человека'

Магическая сила воздействия музыкального звука на человека Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3283
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магическая сила воздействия музыкального звука на человека»

Джагаева Татьяна Ерастовна,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, межфакультетская кафедра педагогики и психологии, профессор, доктор педагогических наук,

Жуйкова Наталья Андреевна,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, межфакультетская кафедра педагогики и психологии, соискатель, главный специалист Министерства культуры Республики Южная Осетия

Магическая сила воздействия музыкального звука на человека

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поисков новых результативных, наиболее соответствующих человеческой сущности, психокоординационных методов. Музыка непосредственно создает в нашем подсознании целый ряд абстрактных связей, которые имеют мощное влияние на нашу психику. В связи с этим музыкотерапию можно считать одной из самых распространенных психокоординационных методов.

Одним из самых наиболее оригинальных и малоисследованных направлений традиционной медицины является звукотерапия. Она основывается на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами или со всем организмом человека в целом.

С самого рождения человека окружает большое количество разнообразных звуков. Они вызывают у человека разные чувства и ощущения. Одни звуки могут быть полезны и приятны, другие вызывать отторжение. Это звуки естественные, созданные природой, и звуки искусственные, которые возникают по воле человека.

ЗВУК - механические колебания, воспринимаемые ухом [7, с.425]. Источником звука являются различные колеблющиеся тела (например, натянутая струна), которые вызывают колебание окружающего воздуха и, распространяясь, достигают уха человека, вызывая тем самым колебания его барабанной перепонки. Этот процесс вызывает раздражение слухового нерва, который воспринимается человеком как звук. Звуковые волны возникают от колебания воздуха, а пространство, в котором они распространяются, называют ЗВУКОВЫМ ПОЛЕМ [7, с.426]. Распространение звуков зависит от упругости воздуха, температуры и влажности. В безвоздушном пространстве звук не распространяется.

Человек воспринимает колебания звука частотой 10-20 Гц, насекомые - 0,2-500 кГц, дельфины - 0100 Гц-200 кГц.

Колебания ниже 20 Гц - инфразвук. Инфразвук может вселить в человека тоску, чувство тревоги и страха, дрожь в позвоночнике. «Попадая в резонанс с биоритмом человека, инфразвук высокой интенсивности может вызвать мгновенную смерть».

Резонансные частоты внутренних органов человека:

20-30 Гц - голова 19-40 Гц - глаза 4-6 Гц - сердце 2-3 Гц - желудок 2-4 Гц - кишечник

При совпадении инфразвука с частотами внутренних органов, соответствующие органы начинают вибрировать, и это может сопровождаться сильными болевыми ощущениями.

Психотропные эффекты сильнее всего выказываются на частоте 7 Гц, совпадающей с альфоритмом природных колебаний мозга. При этом появляется ощущение, что голова вот-вот разорвется на мелкие кусочки, а колебания 15-18 Гц внушают чувство панического страха и беспокойства.

ЗВУКОТЕРАПИЯ - система психологической регуляции функций организма человека. Прекрасным оздоровительным методом обладает колокольный («малиновый») звон. Он способствует быстрому выводу организма из депрессивного состояния.

В Америке и других развитых станах очень широко применяется метод звукотерапии. Существует более 80 программ обучения для подготовки преподавателей этой сферы. Созданы научные общества специалистов, проводятся съезды и симпозиумы. Звукотерапевты должны иметь специальное медицинское и музыкальное образование и сдать экзамены по звукотерапии.

Методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких, специфических направлений. Это словотерапия, лечение ультразвуком, лечение звуками природы, музыкотерапия.

Словотерапия из отдельных звуков создает смысловые мыслеформы, которые дополнительно целебно воздействуют на человека.

Огромное значение словотерапии придавали в Индии и Китае. С помощью свойств отдельных звуков лечили заболевания. Данному методу терапии отдавали должное и на Руси.

Звуки воздействуют на человека не благодаря смысловому значению, а колебаниям, возникающим при их произношении. Современными исследователями были созданы звуковые реестры, которые совпадают с реестрами, созданными в ходе исследований в древности на Востоке.

Например:

- звуки О, А, С, М, И - лечат сердечные заболевания;

- звуки Ц, К, Щ, И - лечат уши;

- звук И - прочищает нос и лечит глаза;

Целебным свойством обладают и звукосочетания.

Например:

- Ай, Па - снимают боль в сердце;

- Ош - снимает кровяное давление.

Некоторые слова и предложения, сказанные в надлежащем тоне и с определенной интенсивностью, могут стать действительно незаменимым лекарством. Но наиболее «магической» силой обладают молитвы, созданные и отшлифованные веками. Они несут в себе позитивную энергетику слов и звукосочетаний. Таких сочетаний множество и перечислять всех нет необходимости.

Лечение звуками природы - один из самых распространенных видов терапии. Эта методика не существует в качестве самостоятельной, но используется во многих направлениях традиционной медицины (психотерапия, аэрофитотерапия и т.д.) для расслабления и медитации. Уединившись на природе, человек получает огромный заряд энергии и отвлекается от тяжелых мыслей повседневности.

Определенные тона ультразвука могут вызвать нарушение психики человека, свести его с ума, некоторые могут и убить.

Если сравнивать МУЗЫКОТЕРАПИЮ с другими сферами звукотерапии, можно сказать, что она является одной из самых вдохновенных форм. Своей гармонией, динамикой, мелодией, ритмом, разнообразием звуковых сочетаний музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Минуя разум, она проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека, вызывает разные чувства, желания и побуждения. Нельзя отрицать факт воздействия музыки на формирование сознания. Если мы говорим о песне и влиянии музыки на наш характер, то необходимо отделить текст от самой музыки. Текст воздействует напрямую, значение воспринимается полностью с содержанием.

Музыка же непосредственно создает в нашем подсознании целый ряд абстрактных связей, это является скрытым содержанием музыки. По утверждению психологов, в организме должно происходить совпадение музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов. Если эти ритмы идентичны, то влияние усиливается. Если человек ведет размеренный образ жизни, спокойный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности. Если мы агрессивны и неуравновешенны, то соответственные ритмы будут поддерживать нас в этом состоянии.

Тесная взаимосвязь музыкальных и биологических ритмов не вызывает сомнения, причем наша биологическая составляющая подстраивается под музыку. Музыка - объект независимый и не может подстраиваться под наши желания и настроения. Поэтому нам остается подстраиваться под ритм, содержание и энергию музыки. Ритм с полтора ударами в

секунду в сопровождении мощного давления инфразвуковых колебаний может вызвать экстаз, а два удара в секунду с той же инфразвуковой мощностью, может вызвать танцевальный транс, равный наркотическому.

Эффективность музыкотерапии заключается не только в воздействии на эмоциональную составляющую человека, но и в биорезонансной сочетаемости музыкальных ритмов с вибрациями отдельных органов и систем организма. Вибрации звуков музыки воздействуют на вегетативные механизмы высшей нервной системы, вызывают особые вибрационные ответы в подсознании больного человека. Учеными Пекинского мединститута было доказано, что музыка положительно воздействует на пожилых, страдающих психическими расстройствами людей. Сочетание нот Си, Соль и До облегчает терапию онкологии. С помощью хора в Древнем Египте избавляли от бессонницы, а с помощью трубы в Древней Г реции исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Пифагор использовал сочиненные им мелодии для лечения «болезней души», и создал «Теорию о музыкальночисловом строении Космоса». Пифагор классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения по болезням, и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. К сожалению, ни классификация, ни сами мелодии до нас не дошли. Но известно, что Пифагор отдавал предпочтение струнным музыкальным инструментам и предупреждал своих учеников, чтобы они не прислушивались даже мимолетно к звукам флейты и цимбал, так как, по его мнению, они имеют звучание резкое, торжественное, манерное и несколько неблагородное. Описан случай, когда Пифагор предотвратил поджог и убийство, воздействовав музыкой на разъяренного ревнивца, пытавшегося поджечь дом своей подруги. Когда ревнивец подкладывал к дверям дома хворост, флейтист неподалеку играл возбужденную фригийскую мелодию. Пифагор попросил флейтиста сменить музыку на более медленную и спокойную. После звуков новой мелодии ревнивец присмирел, одумался, забрал свой хворост и ушел [4, с.3].

В 1983 году Том Генлок (психотерапевт) основал научно-исследовательскую компанию под названием «Акустическое исследование мозга». Она изучает влияние музыки и звука на человеческое сознание. В работу были задействованы научные лаборатории, независимые исследователи и университеты, которые занимались изучением изменений энцефалограммы мозга при воздействии звука.

Долгое время роль музыки сводилась только к ее психоэмоциональному воздействию на органы слуха. Но на самом деле каждое изменение музыкального звука сопровождается определенными биологическими изменениями. Наукой доказано, что музыка проникает в организм не только через органы слуха, но и через кожу, виброрецепторы кожи воспринимают звуковые волны в широком диапазоне. Звуковые волны определенной частоты воздействуют на виброрецепторы, образуется противоболевая система, в результате чего болевые ощущения ослабевают или исчезают полностью.

Современное человечество обладает огромным богатством мировой музыкальной культуры с большими психотерапевтическими возможностями.

Для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Моцарта, «Хабанеру » из оперы Бизе, «Кармен» или « Триумфальный марш» из «Аиды» Дж. Верди.

По мнению специалистов, самая необыкновенная музыка у Моцарта. Музыкальный феномен Моцарта еще не объясним до конца, но фактом является то, что его произведения способствуют повышению коэффициента интеллектуальности. Она повышает умственные способности у всех, независимо от того, нравится его музыка или нет.

«Вальс цветов» Чайковского и музыка Моцарта лечат язву желудка и двенадцатиперстной кишки. От шизофрении лечит музыка Генделя.

«Дафнис и Хлоя» Равеля подходит лицам, страдающим от алкоголизма. Концерты и сонаты Вивальди, серенады Шуберта помогают вставать по утрам и прогоняют сонливость. Ощущением утренней свежести наполняют душу произведения Штрауса, «Утреннее расположение» Грига, симфонический эскиз «Море» Дебюсси.

Пифагор утверждал, что движение каждого небесного тела через космическое пространство рождает звук. После долгих поисков «гармоничных отношений» на небе, Пифагор установил, что планета Сатурн и Юпитер поют басом, а Марс - тенором, Земля и Венера поют альтом, а Меркурий - дискантом [2, с. 162].

Современные астрологи, основываясь на пифагорейское учение о «Музыке сфер» установили взаимосвязь знаков Зодиака со звуками нотного ряда.

- Овен - нота До, тональность До мажор;

- Телец - До диез и Ре бемоль;

- Близнецы - нота Ре, тональность Ре мажор;

- Рак - нота Ре диез, тональность Ми мажор;

- Лев - нота Ми тональность Ми мажор;

- Дева - нота Фа, тональность Фа мажор;

- Весы - нота Фа (Соль бемоль);

- Скорпион - нота Соль, тональность Соль мажор;

- Стрелец - нота Соль диез (Ля бемоль);

- Козерог - нота Ля, тональность Ля мажор;

- Водолей - нота Ля диез (Си бемоль);

- Рыбы - нота Си, тональность Си мажор.

Существуют различные отношения, упорядочивающие взаимодействие планет, цветов и музыкальных нот. Основу идеи о светомузыке, связанную с метафизическими представлениями о мировой числовой гармонии продолжил А.Н. Скрябин (композитор, пианист) [5,стр.23].

Цветомузыкальная палитра, предложенная Скрябиным, была построена вначале на традиционном мышлении. Цвет у него менялся в зависимости от модуляции в ту или иную тональность. По Скрябину каждой ноте соответствует определенный цвет:

До - красный;

Ре - оранжевый;

Ми - желтый;

Фа - зеленый;

Соль - голубой;

Ля - синий;

Си - фиолетовый.

Еще в античный период великий Аристотель в своем трактате «О душе» писал, что цвета по приятности их гармонии могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными.

Эффективность музыкотерапии обуславливается биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрацией отдельных органов и систем организма. Вибрации музыкальных звуков способствуют активизации вегетативных механизмов высшей нервной системы. Происходят реакции, которые способствуют более быстрому выздоровлению пациента. Музыкотерапия помогает в лечении различных форм психических расстройств: помогает от депрессивных состояний, в сочетании с психотропными средствами лечит психозы. Также музыкотерапия помогает в лечении многих психосоматических заболеваний. «...Всякая музыка имеет начало, середину и конец, как всякое иное существование, как и сама жизнь. Именно это и позволяет вернуть к ней человека, выключенного из мира» (американский музыкотерапевт Алан Витенберг).

Разделение звукотерапии на отдельные направления является весьма условным. Ведь возникает вопрос: куда отнести пение. Этот вид терапии очень близок к музыке и к слово-терапии, к лечению отдельными звуками и к рифмотерапии. Связь голоса, звука с высшей нервной системой были известны еще в древности и принимались в терапевтической практике на Востоке. Современными учеными установлено, что большое значение имеет интенсивность произношения звуков. При лечении заболеваний сердца или легких интенсивность звуков должна быть низкой или средней, но более высокой - при лечении внутренних органов.

Человек, слушая музыку, испытывает положительные эмоции и это, соответственно, продлевает его жизнь. Люди, окруженные приятными звуками, живут дольше других. Когда человек испытывает удовольствие от музыки, у него усиливается сила сердечных сокращений, замедляется пульс, далее происходит расширение сосудов и стабилизируется артериальное давление.

При проведении параллели между исследованиями музыкального звукового ряда в разные эпохи мы получаем удивительный результат: насколько гармонична Вселенная и все, что нас окружает.

До - красный - Марс - оптимизм - Овен Ре - оранжевый - Солнце - оптимизм - Близнецы Ми - желтый - Меркурий - радость - Лев Фа - зеленый - Сатурн - спокойствие - Дева, Весы Соль - голубой - Венера - покой, расслабление - Скорпион Ля - синий - Венера - постоянство, целомудрие - Козерог Си - фиолетовый - Луна - инфантильность, потребность в поддержке - Рыбы Поражает феномен великих композиторов, составляющих сокровищницу мирового музыкального искусства. Создавая свои шедевры, они не подозревали о том, что их музыка будет лечить людей. Мы не знаем, какое волшебство происходит в голове композитора, создающего неповторимую мелодию. Гениальное произведение - это результат вдохновения и мастерства его создателя, а еще своеобразная тайна, которую порой постичь невозможно. Слушая и исполняя великую музыку, мы открываем в ней совершенство, простоту, гармонию и еще нечто такое, что не подвластно выражению словом.

Исполнение музыки - великое таинство. Композитор предлагает информацию, закодированную в знаках - символах. Исполнитель ее расшифровывает, в соответствии со своими ощущениями вдыхает в нее жизнь. Насколько ярка индивидуальность исполнителя, настолько он художник, настолько значительно его приближение к произведению. Он несет в себе информацию, через которую мы приближаемся к непостижимому, порой необъяснимому, но необходимому.

Литература

1. Данилов Ю. Две вариации на тему Пифагор (самоподобие) - «Знание».

2. Вронский С.А. Астрология - М.: Наука, 1996.

3. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию - СПб.: Европа, 2006. 432с.

4. ПельтцерА.К. Кто ты, Пифагор? - Знание - сила. №3. 1995

5. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. // Вестник Московского университета. № 14. 1988. №3.

6. Познай себя. Москва. 1990.

7. Физическая энциклопедия. Гл. ред. Прохоров А.М. В 5-ти томах - М.: Советская энциклопедия, 1988.

8. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы - Киев, 1990.

9. Цховребова Ж.Д. Гармония и сила звука - «Известия ЮОНИИ», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.