Научная статья на тему 'МАДИ в годы Великой отечественной войны: научно-исследовательская деятельность'

МАДИ в годы Великой отечественной войны: научно-исследовательская деятельность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАДИ в годы Великой отечественной войны: научно-исследовательская деятельность»

ґ

\

ПАМЯТЬ

)

В. ПРИХОДЬКО, ректор і

А. СТАХЕВИЧ, директор библиотеки ( Н. ШАШИНА, сотрудник библиотеки Московский автомобильно-дорожный ^ институт (ГТУ)

К началу войны в Московском автомобильно-дорожном институте были заложены основы научных школ - строительства и эксплуатации дорог (зав. кафедрой проф. Н.В. Орнатский), изысканий и проектирования дорог (зав. кафедрой проф. П.Н. Шестаков), мостов (зав. кафедрой проф. Е.Е. Гибшман), автотракторных двигателей (зав. кафедрой проф. Н.Р. Брилинг), производства и ремонта автомобилей (зав. кафедрой проф. В.В. Ефремов), автомобилей и тракторов (зав. кафедрой проф. Н.А. Яковлев), эксплуатации автотранспорта (зав. кафедрой доц. Г.В. Крамаренко), теоретической механики (зав. кафедрой проф. А.А. Хачатуров), строительной механики (зав. кафедрой А.А. Ильюшин), технологии дорожно-строительных материалов (зав. кафедрой проф. П.В. Сахаров), деталей машин (зав. кафедрой доц. А.П. Владзиев-ский), технологии металлов (зав. кафедрой проф. Н.В. Болховитинов) и др. Они во мно-

МАДИ в годы Великой Отечественной войны: научно-исследовательская деятельность

гом обеспечили эффективную помощь фронту выпускников, преподавателей и аспирантов МАДИ.

I В период Великой Отечественной вой-

ны научная деятельность учёных института была направлена на укрепление оборонной мощи страны. Исследовательская работа кафедр института, внедрение резуль-, татов научных разработок в производство

. и строительство, выполнение заданий наркоматов, а также написание диссертаций, учебников, монографий, инструкций (тех-I нических условий), отражавших научные и практические достижения в области строительства дорог, мостов, транспортных средств, их эксплуатации, ремонта и [ обслуживания - все это служило делу . Победы.

Мы рассмотрим лишь некоторые результаты теоретических и прикладных ис-I следований ученых МАДИ, сыгравшие выдающуюся роль при решении задач, связан-

1940 год. Слева направо сидят: О. В. Андреев, В. В. Ефремов, А. А. Хачатуров, А. П. Владзиевский, С. П. Артемьев, П. П. Кандидов, А. К. Романюк. Во втором ряду стоят (слева направо): В. И. Мартышкин, Я. Я. Юрген, Н. Я. Калмыков, Э. А. Ностовская, С. А. Лапатто, Н. А. Фёдорова, М. С. Замахаев,

С. П. Банников, И.ЛМатук

ных с обеспечением боевых действий Советской Армии.

Кафедра строительства и эксплуатации дорог свои основные силы направила на разработку улучшенной технологии строительства грунтовых дорог с учётом их водно-теплового режима. Опыт содержания грунтовых дорог в условиях интенсивного движения выявил значение уплотнения грунтов земляного полотна для устойчивости грунта против размокания и позволил уточнить требования к поперечному уклону поверхности земляного полотна. Был выполнен ряд важных теоретических работ в области изучения водного режима земля-ногополотна.

Кандидат технических наук А.В. Гер-бурт-Гейбович проводил исследования в области укрепления грунтов органическими вяжущими материалами. Эти работы были посвящены дифференциации методов укрепления дорог в зависимости от климатических условий их эксплуатации и гидрогеологических характеристик местности. В условиях военного времени, когда дорожное полотно эксплуатировалось весьма интенсивно, рациональный выбор укрепляющих материалов содействовал надежности дорог и тем самым обеспечивал войскам большую мобильность.

Утверждённые в 1938 г. Технические условия Гушосдора являлись первым отечественным техническим документом, регламентирующим строительство дорог, предназначенных исключительно для автомобильного движения. Наряду с новыми требованиями к плану и профилю дороги в ТУ указывалось, что «земляное полотно дороги должно быть построено таким образом, чтобы прочность и устойчивость его были обеспечены при всех условиях, независимо от меняющегося в течение года температурного и водного режима».

В них было предусмотрено ограничение применения грунтов в зависимости от склонности к пучинообразованию. Большое внимание было уделено отводу воды от зем-

ляного полотна, причём на основании работ М.Н. Кудрявцева было нормировано возвышение бровки земляного полотна над возможными источниками увлажнения -дном канав, уровнем грунтовых вод и застойными местами.

Однако в связи с тем, что основное дорожное строительство велось в центральных районах Европейской части СССР, данные об условиях строительства и эксплуатации дорог в других районах страны отсутствовали. Это явилось причиной того, что ТУ-1938 были составлены применительно к «средним климатическим, гидрологическим и прочим условиям, свойственным большей части территории Союза». Исследование, проведённое А. В. Гербурт-Гейбовичем в 1940-1941 гг., стало первым вариантом дорожно-климатического районирования территории СССР на ряд зон. В дальнейшем по мере накопления опыта строительства в отдельных районах СССР он подвергся постепенным уточнениям.

Профессор Н.В. Орнатский посвятил свои исследования закономерностям напряженно-деформированного состояния дорожных одежд. Опыт, накопленный в действующей армии при дорожном обеспечении военных действий, а также исследования, проведенные в 1944-1945 гг., позволили ему в 1946 г. защитить докторскую диссертацию на тему «Основы теории проектирования противопучинных мероприятий на дорогах с твердой одеждой».

Неоценимый вклад в дорожную науку внёс крупнейший учёный-дорожник, доктор технических наук, профессор Н.Н. Иванов. Предложенный им в 1941 г. «метод расчета дорожных одежд» опередил зарубежные исследования в этой области, получив название «метод профессора Иванова». Н.Н. Иванов был также одним из тех, кто проводил расчёты по обоснованию необходимой прочности ледяного покрова «Дороги жизни», проложенной по льду Ладожского озера.

Профессор Н.В. Орнатский, канд. техн. наук А.Я. Тулаев и др. предложили систе-

Н.Н. Иванов

му мероприятий по борьбе с пучинами на дорогах (возвышение бровки земляного полотна, устройство теплоизоляционных слоёв, песчаное основание, работающее как объёмный конденсатор). Профессор Н.Н. Иванов, канд. техн. наук В.Ф. Бабков и др. разработали методы расчёта толщины нежёстких и жёстких дорожных одежд. Успеху этих работ способствовало широкое привлечение к ним высококвалифицированных физиков (С.Л. Бастамова, Г.И. Покровского, Н.Т. Швейковского) и удачное сочетание строгих лабораторных исследований с наблюдениями на многочисленных опытных участках и стационарных наблюдательных постах на дорогах. В районах Москвы, Ленинграда и Киева, на Дальнем Востоке и в Карелии еще в 1939-1941 гг. были созданы так называемые пучинные станции, где велись систематические наблюдения за водным и температурным режимом грунтов земляного полотна автомобильных дорог.

В результате изучения работы дорожных конструкций в лаборатории, на опытной кольцевой дорожке, а также на эксплуатируемых дорогах, где закладывали специальную аппаратуру для измерения напря-

жений и вели испытания одежд передвижным прессом, к 1941 г. были сформулированы основные положения отечественной теории прочности нежёстких дорожных одежд. Эти исходные положения были затем проверены и уточнены в процессе массового обследования дорог, подвергшихся воздействию интенсивного войскового движения. При этом были конкретизированы основные расчётные параметры. На этом этапе в разработке теории прочности нежёстких одежд участвовали В.Ф. Бабков, А.В. Гербурт-Гейбович, В.Г. Булычёв и др.

Созданный коллективом советских специалистов метод оценки прочности и назначения толщин нежёстких одежд явился крупным достижением отечественной дорожной техники и выгодно отличался от ранее существовавших методов.

Несмотря на тяжёлые условия военного времени, научно-исследовательская работа в области дорожного строительства не прерывалась. Она проводилась в следующих направлениях: расширение ассортимента местных материалов, считавшихся ранее непригодными для дорожного строительства; широкое применение деревянных конструкций при строительстве дорожных покрытий и мостов; максимальное сокращение сроков строительства и восстановления дорог и использование опыта дорожников в строительстве покрытий взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек аэродромов. В части конструирования деревянных дорожных покрытий большая работа была проведена работниками военно-дорожных частей.

Представители кафедры А.Я. Тулаев, С.М. Полосин-Никитин, В.В. Михайлов, А.М. Богуславский и другие талантливые учёные внесли огромный вклад в дело победы над врагом, применяя свои знания и опыт, приобретенный на службе в военно-дорожных отделах Главного дорожного управления Красной Армии

(ГДУ КА).

П.Н. Шестаков, первый заведующий кафедрой дорожного дела, и в трудное

С.М. Полосин-Никитин

военное время не прекращал научной работы по созданию уникального учебного пособия «Упражнения по курсу проектирования автомобильных дорог», в котором методика проектирования раскрывалась путём решения типовых задач. Эта рукопись готовилась в предвоенное и военное время, завершена учениками и вышла из печати после смерти автора в 1942 г.

Большими научными достижениями отмечен труд военных дорожников, кандидатов технических наук В.Ф. Бабкова, А.Я. Тулаева, Н.В. Горелышева и других. Военная служба в 35-м Военно-дорожном отряде и работа в Проектно-техническом отделе Главного дорожного управления позволили В.Ф. Бабкову накопить громадный опыт. В 1943 г. во фронтовых условиях им был построен опытный участок снегозащиты, результаты наблюдений за которым легли в основу «Инструкции ГДУ о зимнем содержании военных дорог». За период службы он не прекращал научных исследований, которые затем легли в основу его учебников, монографий, статей по учёту опыта дорожной службы в период войны.

Обзоры В.Ф. Бабкова о подготовке дорог к боям на Курской дуге и действиях 2-го Украинского фронта при форсировании Днепра были опубликованы в «Сборнике материалов по изучению опыта войны» с грифом «секретно».

Профессор, доктор технических наук, почетный доктор Будапештского технического университета, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, академик Академии транспорта России В.Ф. Бабков проработал заведующим кафедрой изысканий и проектирования дорог с 1944 по 1992 гг. Результатами научной деятельности В.Ф. Бабкова, в том числе и военной, явились: разработка эффективности практических рекомендаций по снижению аварийности на дорогах, расширение возможностей использования грунтовых аэродромов, улучшение проезжаемости дорог в неблагоприятных погодных условиях, внедрение новых методов проектирования строящихся и реконструируемых дорог.

Важным результатом деятельности Проектно-технического отдела, в котором

В.Ф. Бабков

служили мадийцы — инженер-подполковник профессор Н.В. Орнатский, инженер-

Н.В. Орнатский

капитаны кандидаты технических наук А.Я. Тулаев, А.М. Богуславский и другие, явилась подготовка «Технических требований к постройке, восстановлению и ремонту военно-автомобильных дорог армейского и фронтового тыла» (1943). Они содержали основные нормативы на военные дороги и отражали опыт первых лет войны. В них были устранены отдельные неудачные положения довоенных «Технических условий» и впервые сформулированы минимальные требования к трассе, земляному полотну и конструкции дорожных одежд на военно-автомобильных дорогах и облегченные правила их строительства и ремонта. Был также подготовлен альбом конструкций дорожных одежд из местных материалов, необходимых для пропуска потоков движения разной интенсивности. Не всегда в военных условиях удавалось выдержать рекомендации этих документов, но их положения, несомненно, оказывали положительное влияние на проводившиеся

дорожные работы. Офицерами отдела был подготовлен ряд сборников тематических обзоров опыта военно-дорожных работ: «Обеспечение проезда по грунтовым дорогам в распутицу» (А.К. Бируля, В.Ф. Бабков), «Зимнее содержание военно-автомобильных дорог» (В.Ф. Бабков, Я.А. Калужский, М.Н. Оленин).

Итогом деятельности Проектно-технического отдела явилась написанная по всем собранным материалам монография «Дорожные войска в Великой Отечественной войне», в подготовке которой принимали участие А.К. Бируля, В.Ф. Бабков, Ю.Л. Мотылев, В.М. Тихонов.

В журналах «Тыл и снабжение Красной Армии» и «Строительство дорог» были опубликованы статьи Л.Л. Афанасьева (будущего ректора МАДИ) - по перевозкам дощато-гвоздевых ферм на автомобилях (1944), А.Я. Тулаева - по улучшению черноземных дорог местными материалами (1944), В.Ф. Бабкова - по применению кирпичного боя для восстановления дорожных одежд (1944).

Для обеспечения безопасности движения дорожные покрытия должны обладать большим коэффициентом трения скольжения, в особенности коэффициентом поперечного скольжения для избежания заноса. В мае 1944 г. М.С. Замахаевым была защищена кандидатская диссертация, посвященная исследованию коэффициента поперечного скольжения шины по поверхности дороги.

В 1942 г. М.С. Замахаеву было присвоено учёное звание доцента. В период эвакуации в Янги-Юле он выполнял практически весь объём учебных занятий со студентами по кафедре изысканий и проектирования дорог. Большой педагогический опыт получил отражение в ряде учебников и учебных пособий, написанных при его участии. Несколькими изданиями выходили книги для низового дорожного персонала: «Пособие десятнику-дорожни-ку» и «Как построить дорогу в поселке». С 31 января 1944 г. М.С. Замахаев -

руководитель научно-исследовательской работы института.

В 1944 г. доцентом кафедры строительства и эксплуатации дорог А.С. Рабиновичем была защищена кандидатская диссертация по теме «Скоростное строительство дорожных покрытий (восстановление, реконструкция и постройка)», которая стала актуальной в период возвращения промышленных предприятий, учреждений из эвакуации и необходимой подготовки автомобильных дорог к огромным нагрузкам. Восстановлен опыт скоростного строительства дорог, имевший единичное применение в довоенный период. Созданы теоретические предпосылки для повсеместного строительства дорог этим методом.

Тогда же, в конце 1943 г., была защищена диссертация Л.С. Аксельрода по теме «Аварийно-восстановительные работы на городских проездах, пораженных фугасными авиабомбами». В диссертации дана технология комплексного восстановления городских дорог и коммунальных сетей с учетом глубинных разрушений. Разработаны методы полной механизации для скорейшего выполнения всех видов дорожных аварийно-восстановительных работ. В период войны своевременное восстановление объездов специальных узлов, участков магистральных проездов и подъездных путей специального назначения обладало исключительной важностью.

Специалисты, подготовленные кафедрой мостов, вынесли на себе огромную тяжесть по постройке, восстановлению и ремонту мостов, переправ и других сооружений. Кафедру мостов с 1932 г. возглавлял выдающийся педагог и крупный ученый, профессор, доктор технических наук Е.Е. Гибшман. Помимо работы в институте, он в течение всей войны руководил проектированием мостов и их восстановлением в ГДУ КА в Москве. Профессора Н.И. Поливанов и В.С. Кириллов участвовали в работах по восстановлению и скоростному строительству временных мостов. Для исследования существующих мостов в поле-

вой обстановке еще в 30-е гг. была создана экспериментальная выездная база в виде Мостоиспытательной станции. Она работала в трёх направлениях: приемочные испытания вновь сооруженных мостов, эксплуатационные испытания мостов и исследования мостов, находящихся в состоянии, близком к аварийности. В течение всего периода военных действий Мостоиспытательная станция выполняла не только задачу подготовки инженеров-мостовиков, но и важнейшие задания оборонного значения как в Москве, так и в Янги-Юле. Исследования и испытания мостов не прекращались ни на один день.

В 1942 г. вышел учебник Е.Е. Гибшмана «Деревянные мосты на автомобильных дорогах», в 1943 г. - учебник Н.Я. Калмыкова «Каменные и бетонные мосты и трубы на автомобильных дорогах» и учебник профессора Н.М. Колоколова «Искусственные сооружения на железнодорожном транспорте». По результатам НИР в 1944 г. подготовлен отчет по теме «Базы по изготовлению деревянных мостов на дорогах».

Е.Е. Гибшман

Огромную роль во время Великой Отечественной войны сыграла кафедра строительной механики, которую с 1940 по 1943 гг. возглавлял А.А. Ильюшин — крупнейший ученый в области пластичности и механики сплошной среды (впоследствии член-корреспондент РАН). Параллельно с одной из лабораторий МГУ под его руководством в 1941-1942 гг. была проведена

А.А. Ильюшин

важная для обороны страны научно-исследовательская работа. Ход военных действий потребовал увеличения мощности бронебойных снарядов и прочности орудийных стволов (толщина танковой брони к концу войны увеличилась с 40 до 270 мм). Увеличение давления пороховых газов в орудийном стволе приводило к возникновению пластических деформаций снаряда при залпе. Такие деформации не допускались государственной комиссией из-за вероятности возникновения взрыва в стволе, и огромное количество забракованных снарядов скопилось на складах боеприпасов.

Исследование осесимметрических пластических деформаций позволило А.А. Ильюшину выработать новую методику оценки деформационных свойств снарядов и выяснить, до каких пределов пластические деформации являются безопасными. Экспериментальная часть этой работы, касающаяся выяснения пластических свойств материалов снарядов, была выполнена механической лабораторией МАДИ в Янги-Юле под руководством заведующего кафедрой деталей машин А.П. Владзиевского при участии инженера Е. Р. Сидоренко и начальника мастерской точной механики Красовско-го. В результате испытаний металлических образцов при больших скоростях деформаций, проводившихся в МГУ, и испытаний образцов тех же металлов на усталость, проводившихся в МАДИ, была создана теория упругопластического расчета на прочность корпусов снарядов при выстреле. Результаты работы позволили использовать в боевых действиях снаряды, скопившиеся в арсеналах. Это сыграло огромную роль в ряде боевых операций, в частности Корсунь-Шевченков-ской.

В 1942 г. в Янги-Юле инженером И.А. Медников-ым была защищена кандидатская диссертация по теме «Динамическая устойчивость стержней в инженерных сооружениях». Работа И.А. Медникова позволила производить расчёт ответственных нагруженных стержней на устойчивость в условиях резонанса по новой методике, которая исключала ошибки, порождённые гипотезой о малой амплитуде колебаний и следующей из этого линеаризации уравнений. Полученная теоретическая оснастка могла быть использована при проектировании принципиально новых машин и узлов, создаваемых в период войны, без строительства большого числа экспериментальных образцов техники и её опытной эксплуатации.

В 1942-1943 гг. велись исследования рабочего цикла двигателей с раздельной

вихревой камерой сгорания. В 1943 г. инженером С.Р. Лейдерманом была защищена кандидатская диссертация на тему «Характеристики эффективности мощности автотракторного двигателя». Она содержала вывод новой формулы, позволяющей получить внешнюю характеристику двигателя теоретическим путём, без стендовых испытаний. Эта характеристика служит паспортом двигателя, показывая зависимость развиваемой им мощности от числа оборотов коленчатого вала. Как и работу И.А. Медникова, полученную в диссертации теоретическую базу можно было использовать при проектировании принципиально новых двигателей (дизельных и бензиновых) без их стендовых испытаний, а также для построения внешней характеристики трофейных двигателей.

С 1944 г. на кафедре работал А.Д. Поспелов, отозванный из армии для завершения образования. Он был учеником

А.А. Ильюшина и впоследствии стал крупнейшим специалистом по механике и сопромату и внёс большой вклад в развитие артиллерийской науки.

С 1941 г. профессором И.Г. Ивановым-Дятловым проводились исследования по применению керамзитобетонных конструкций и было осуществлено опытное строительство перекрытий из керамзитобетона марки 140.

На созданной в 1944 г. кафедре строительного производства и конструкций было сформировано новое направление исследований - испытание сооружений и оценка надёжности конструкций дорожно-мостового и аэродромного назначения неразрушающими методами, которое в послевоенное время получило широкое развитие. Авторами этого научного направления были профессор Кочетков, доценты Ветошкин, Серебрянный, Жданов и другие.

Обоснованию точности инженерно-геодезических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, мостов, тоннелей и аэродромов были посвящены исследования

профессора П.И. Шилова. Его учебник «Инженерная геодезия», вышедший в 1941 г., многократно переиздавался и признан лучшим учебником для инженерногеодезической подготовки.

В 1944 г. была образована кафедра гидравлики. Ее заведующим стал доктор технических наук профессор Ф.Б. Нельсон-Скорняков — специалист в области фильтрации через земляные сооружения. За большой вклад в исследования фильтрации в однородной среде он был удостоен Сталинской премии II степени. Крупные специалисты в области водоснабжения, гидродинамики грунтовых вод Н.Н. Абрамов, К.А. Михайлов, А.И. Богомолов были создателями лаборатории гидравлики, обеспечившей всестороннюю подготовку студентов дорожно-мостовой специальности по общему курсу гидравлики.Гидравличес-кая лаборатория признана одной из лучших среди вузов страны.

На кафедре теоретической механики в 1943 г. А.А. Хачатуров защитил диссертацию по устойчивости опор строительных конструкций. Он был основателем кафед-

И.Г. Иванов-Дятлов

ры и её бессменным руководителем в течение 55 лет. А.А. Хачатуров - доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, создатель научной школы по проблемам динамики системы «дорога - шина - автомобиль -водитель».

Сотрудники старейшей кафедры - электротехники и электрооборудования - в период Великой Отечественной войны участвовали в работах по восстановлению трофейных автомобилей, проводили фундаментальные исследования по расчету баланса электроэнергии, по износу деталей автомобильного электрооборудования для ремонтных заводов, вели разработки новых типов реле-регуляторов и аккумуляторов. Доцент, кандидат технических наук С.П. Банников на основе научной работы в 1943 г. издал монографию «Электрооборудование автомашин».

Известный учёный, профессор В.В. Ефремов занимался разработкой теории восстановления машин и исследованием эффективности ремонта автомобилей путём научно обоснованного выбора методов продления долговечности и оптимизации сроков службы машин. Заслуга В.В. Ефремова и коллектива кафедры производства и ремонта автомобилей и дорожных машин состояла в том, что они впервые установили факт разной интенсивности накопления износа деталями автомобиля за пробег до их предельного состояния. Это послужило основанием для расчёта невостребованной в процессе эксплуатации части эксплуатационного допуска деталей с меньшей интенсивностью накопления износа. В мае 1941 г. К.Т. Кошкиным была защищена кандидатская диссертация (научный руководитель В.В. Ефремов) на тему «Увеличение межремонтного пробега автомобилей на базе исследования износа цилиндров». Важное практическое значение этих работ особенно проявилось в годы войны и восстановления разрушенного войной народного хозяйства страны.

На кафедре автомобилей, основанной

выдающимся учёным и конструктором Н.Р. Брилингом, в годы войны велась научная работа как в области развития теории автомобиля, так и в области создания приборов для исследования автомобиля в реальных условиях эксплуатации. В1942 г.,

Н.Р. Брилинг

в эвакуации инженером С. М. Красиковым была защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование расчётов движения автомобиля». Впоследствии С.М. Красиков - профессор, всю жизнь посвятивший кафедре, институту.

Во время войны автомобиль был мощным фактором стратегического маневра подвижных соединений, часто решающим. Практика вскрыла слабые стороны автомобиля, характерные дефекты, недостатки конструкции. В 1945 г. инженер-капитан И.Л. Крузе, обобщив научный и военный опыт, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Исследование основных эксплуатационных требований к автомобильным тормозным системам гидравлического типа». В довоенный период для управления тормозной системой легковых автомобилей

консервативная Европа использовала в основном механический привод (ленточные и колодочные тормоза), однако военное время поставило инженеров перед необходимостью внедрения в автомобилестроение колодочных тормозов с гидравлическим приводом. Поэтому объективное и беспристрастное изучение параметров данной тормозной системы носило фундаментальный характер. Исследования И.Л. Крузе позволили установить целесообразность применения этих тормозов на легковых автомобилях и грузовиках грузоподъемностью до полутора тонн.

В 1942 г. профессор Н.Р. Брилинг дал научное обоснование целесообразности и практическому применению быстроходных двигателей с коротким ходом. Им были проанализированы возможности осуществления рабочего процесса в быстроходном дизеле и приведены все связи, определяющие преимущества применения дизеля с повышенной частотой вращения коленчатого вала.

В августе 1944 г. в МАДИ возобновились научно-исследовательские конференции, которые проводились по трём секциям: автомобильной, дорожной и мостовой.

Для подготовки к печати научных работ кафедр и обеспечения регулярного и своевременного выпуска сборника научных трудов в 1944 г. была образована постоянная редакционная коллегия. В ее состав входили профессора Н.Р. Брилинг, Е.Е. Гибшман,

В.В. Ефремов, Н.Н. Иванов, В.А. Киселёв, Н.В. Орнатский, И.А. Романенко, Н.А. Яковлев, Ф.П. Нельсон-Скорняков.

Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава МАДИ в годы Великой Отечественной войны внесла весомый вклад в наращивание военного потенциала страны, необходимого для разгрома мощной военной машины фашистской Германии, а также в восстановление и развитие народного хозяйства в трудный послевоенный период.

В. КОЛЕСНИКОВ, академик РАН Е. ОЛЕСЕЮК, профессор МГОПУим. М.А. Шолохова

А. ШУЛУС, профессор, ректор Академия труда и социальных отношений

Широко отмеченное в нашей стране и мире 60-летие Великой Победы, совпавшее с 250-летним юбилеем МГУ и 175-летием МГТУ, - это триединое знаковое явление заставило с особым вниманием оглянуться на пройденный отечественной высшей школой путь. Между упомянутыми событиями существует глубокая причинная связь на генетическом уровне, ибо без МГУ не состоялся бы МГТУ как лучший инженерный вуз мира, а без высшей школы, увенчанной двуглавым пиком прославленных

Дорога длиной в два с половиной столетия

вузов, наверное, не состоялась бы сама Победа. Русская высшая школа продемонстрировала уникальную жизнеспособность, разделив со своим народом и все тяготы, жертвы войны, и лавры Победы. В то же время университеты других воюющих стран буквально замерли на военное время, и даже в далеких от главных театров военных действий Соединенных Штатах в 1944 г. закрылось 50 университетов за отсутствием желающих учиться.

Война с фотографической четкостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.