Научная статья на тему 'М. В. Научитель — основатель и научный руководитель Гомельской школы экономистов'

М. В. Научитель — основатель и научный руководитель Гомельской школы экономистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. В. Научитель — основатель и научный руководитель Гомельской школы экономистов»

В предыдущем номере нашего журнала была опубликована статья Т.А. Яковлевой, посвященная сибирскому периоду жизни и творчества Михаила Вениаминовича Научителя (1924-2005), в своих работах 1950-1960-х гг. нарисовавшему целостную картину развития экономической мысли в Сибири в пореформенный период. Своеобразным откликом и продолжением начатого разговора стал материал, поступивший из Белоруссии, с которой связаны последующие годы его научно-педагогической и научно-организационной деятельности.

Б.В. Сорвиров М. В. НАУЧИТЕЛЬ — ОСНОВАТЕЛЬ И НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГОМЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИСТОВ

Проблемы переходной экономики особенно в последнее десятилетие вызывают пристальный интерес экономистов. И это вполне естественно: именно в этот период происходил «массовый» переход бывших социалистических стран и бывших советских республик от централизованной плановой экономики к рыночной.

Особое место среди этих стран занимают республики бывшего СССР, в частности Беларусь. С самого начала было ясно, что трансформация экономики бывшего СССР в рыночную будет более трудной и дорогостоящей по сравнению со странами социалистического блока из-за размеров страны, ее замкнутости, безраздельного господства плановой экономики, парадоксальной слабости государства. Кроме того, переход к рынку был «прыжком в неизвестность» практически не только для всего руководства страны, но и для экономических субъектов.

Профессор М.В. Научитель (Гомель, 2004 г.)

© Б.В. Сорвиров, 2009

Несмотря на всю историческую значимость горбачевской перестройки и приобретенный в ходе ее осуществления опыт, она не только не устранила эти препятствия, но и создала новые: нарушение макроэкономического равновесия привело к росту подавленной инфляции; частичная либерализация и ослабление ограничений, присущих плановой экономике, породили извращенное поведение субъектов хозяйственной деятельности. В результате последующего распада СССР были разорваны хозяйственные связи, произошла дезинтеграция бюджетной и денежной систем.

Реформа началась без начала деблокирования международной помощи, без учета связанности бюджетной и денежной политики, без прояснения отношений между республиками СССР. Поэтому нет ничего удивительного в том, что трансформация, начатая в таких условиях, не привела к ожидаемым результатам. Глубокие социально-экономические преобразования всегда сопряжены с потерями и ошибками, глубина и масштабы которых тесно связаны с состоянием общества и его экономики: с согласием на реформы и тяготы, обусловленные этими реформами; с организованностью общества и эффективностью государственной власти; с развитием науки и восприимчивостью общества к ее достижениям; социальной структурой общества; достигнутым уровнем благосостояния и т.д. Даже страны, находившиеся в более благоприятных условиях, прошли этот путь значительно болезненнее, чем ожидали эксперты: падение производства наблюдалось везде.

Начатые советские реформы напоминали тактику, о которой говорил Наполеон: сначала надо «ввязаться в бой», а уже затем посмотреть, что из этого получится.

Транзитивная экономика ставит сегодня перед экономистами множество вопросов, касающихся целей и содержания реформ, значимости приватизации в процессе реформирования народного хозяйства, его темпов и последовательности этапов, роли государства в процессе преобразований и т.д. Однозначных ответов на эти вопросы пока нет, но опыт Беларуси помогает прояснить некоторые из них. Свою лепту в эти исследования вносят и представители школы экономистов Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, основополож-

ником и руководителем которой являлся доктор экономических наук, профессор М.В. Научитель.

Михаил Вениаминович Научитель работал в университете с 1971 г., до 1989 г. — проректором по научной работе, с 1989 г. — на должности профессора на кафедре экономических теорий. Это опытный и требовательный педагог, воспитатель студенческой молодежи и аспирантов, талантливый исследователь и организатор науки.

Благодаря его усилиям на кафедре сформировался научный коллектив, который стал основой научно-педагогической школы в области экономической теории, методологии экономической науки и истории экономических учений. Основные направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы, — развитие экономической теории в ХХ-ХХ1 вв. (эволюция методологии, основных направлений и школ, их концепции и доктрины); концептуальные подходы к исследованию трансформационных процессов в социально-экономических системах; формирование рыночных институциональных структур.

Соратники и ученики М.В. Научителя

Только за последние десять лет членами научной школы разработаны концептуальные основы трансформации экономических систем, методологические концепции перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной; основы модели социального и экономического пространства в экономической концепции трансформации экономической системы; теоретическая основа концепции преобразования земельных отношений в переходной экономике; концептуальные осно-

вы экономической стабилизации через призму развивающейся теории переходной экономики; основные направления реструктуризации региональной экономики в условиях становления и развития рыночных отношений в экологодестабилизированном регионе; разработан и обоснован экономико-правовой метод регулирования отношений государства с иностранными субъектами рыночных отношений в вопросах иностранного инвестирования национальной экономики (предложения были использованы при разработке Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Все научные разработки воплотились в научных трудах школы. В печатных работах изложены и проблемы экономической теории в творчестве белорусского ученого М.В. Довнар-Заполь-ского; особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь через призму миграционных процессов.

Всего опубликовано членами научной экономической школы за последние годы более 200 научных и научно-методических работ. За всю историю функционирования школы экономистов М.В. Научителем и его учениками опубликовано свыше 300 научных работ, в том числе около 70 монографий.

Важным достижением в работе научной школы считается защита дис-сертаций. Под руководством профессора М.В. Научителя подготовлено 26 кандидатов и 5 докторов наук.

Научная школа экономистов — это 6 докторов наук, 44 кандидата наук, 11 аспирантов, 6 бакалавров и студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой. Так, девять студентов в период с 2003 по 2009 г. получили гранты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований для работы над темами, имеющими важное теоретическое значение «Проблемы экономической безопасности через призму демографической и миграционной политики Беларуси», являющейся частью исследуемой проблемы; два студента удостоены медалей РАН с премиями за победу в 14-м конкурсе РАН молодых ученых и студентов России, СНГ и стран Балтии.

Гомельская экономическая школа постоянно обменивается информацией о тематике исследований, планах научно-исследовательской работы, создании новых учебных курсов по перспективным научным направлениям, о внедрении научных разработок в учебный процесс, проводит совместные научные исследования

с Институтом экономики НАН Беларуси, Белорусским государственным экономическим университетом, Белгосуниверситетом, Белорусским торгово-экономическим университетом потребительской кооперации. Установлены и поддерживаются контакты с Институтом мировой экономики и международных отношений РАН, Московским институтом электроники и математики (техническим университетом), Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации, Байкальским государственным университетом экономики и права, Орловским государственным техническим университетом (Россия), Киевским национальным торгово-экономическим университетом, Черновицким торговоэкономическим институтом (Украина), Молдавским торговоэкономическим университетом (г. Кишинев).

Осуществляется научное сотрудничество с администрацией СЭЗ «Гомель-Ратон»: разработка концепции «белорусского пути» развития свободных экономических зон; разработка прогноза развития СЭЗ и ее субзон, развитие макро- и микроэкономики СЭЗ.

Поддерживается прямой контакт между членами научной школы и со-трудниками Высшей школы финансов и управления г. Белостока (Польша), Высшей профессиональной школы г. Киля (ФРГ), Института менеджмента и мировой экономики Бременского университета (ФРГ).

Представители научной экономической школы принимают участие в редакционной коллегии журнала «Известия Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины», в организационных комитетах международных научных конференций, Международных Довнарских чтений.

По тематике научной школы в университете работает ежегодный научный семинар «Актуальные проблемы экономической теории».

Результаты научно-исследовательских работ, выполненных членами научной школы, используются в учебном процессе при чтении общих и специальных лекционных курсов, выполнении курсовых и дипломных работ, а также студенческих научных работ. Профессором М.В. Научителем разработаны и внедрены в учебный процесс прогрессивные методы обучения наукам экономического цикла — проблемный, герменевтический методы, метод рассредоточенного и концентрированного обучения, что

позволило повысить эффективность образовательного процесса при изучении общих и специальных экономических курсов.

Коллектив экономистов-тео-ретиков выполняет ряд научных исследований по реализации научно-технических программ социально-економического развития Республики Беларусь и региона. Реализация полученных научных результатов в социально-экономической политике государства позволит ускорить и углубить проводимые в стране реформы, ноправленные на становление и развитие социально ориентированной ры-ночной экономики.

Члены научной школы работают не только в Гомельском госунивсрситете им. Ф. Скорины, а и в других вузах и организациях: в Московском институте правовсй экономики (ректор)), Белорусском государственном экономическом университете, Институте управления (г. Минск), Министерстве экономики Республики Боларусь, Высшем инженерно-командном училище МЧС РеспуОлики Беларусь (г. Гомель), а МИТСО (г. Гомель), в администрации Чукотки.

Ученые-теоретики научной школв1, аозданной профессором М.В. Научителем в ХХ в., внесли определенный вклад в развитие экономической и юридической науки в области формирования социального и экономического пространства, основ методологической концепции переходной экономики, механизма взаимодействия бизнесс с основными институтами рыночной инфраструктуры, выработки путей адаптации субъектов хозяйствования к рыночной экономике и их адекватному правовому регулированию. 13 XXI в. продолжается поиск оовых форм и оодходов в мотодоло-гичоской концепции теории переходной экономико.

Научная школа экономистов Гомельского госуниверситета получила широкоо првзнание в Беларуси и за ее пределами.

За подготовкой научного отчета (М.В. Научитель с зав. ксфедрой профессором Б.В. Сорвировым, 2004 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.