Научная статья на тему 'М. В. Ломоносов о народонаселении России'

М. В. Ломоносов о народонаселении России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СОХРАНЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО НАРОДА / БЫТ НАРОДА / POPULATION / DEMOGRAPHIC SITUATION / KEEPING AND INCREASE OF RUSSIAN PEOPLE / MODE OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козиков Иван Андреевич

Cтатья посвящена размышлениям М.В. Ломоносова о народонаселении России, его сохранении и умножении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail V. Lomonosov's Views on the population of Russia

An article considers the states, reflections of M.V. Lomonosov about the population of Russia, its keeping and increase.

Текст научной работы на тему «М. В. Ломоносов о народонаселении России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 3

К 300-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ОСНОВАТЕЛЯ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА М.В. ЛОМОНОСОВА

И.А. Козиков

М.В. ЛОМОНОСОВ О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ РОССИИ

^атья посвящена размышлениям М.В. Ломоносова о народонаселении России, его сохранении и умножении.

Ключевые слова: народонаселение, демографическая ситуация, сохранение и умножение российского народа, быт народа.

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею...

Бытие. 1.28.

Велико дело есть избавление единого человека, то коль несравненно большее спасение целого народа.

М.В. Ломоносов

В 2011 г. исполняется триста лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765), гениального русского ученого, энциклопедиста, который, по словам А.С. Пушкина, "обнял все отрасли просвещения" [Пушкин, 1949, с. 32], великого патриота России. М.В. Ломоносов жил и творил в пору бурного экономического, политического и культурного подъема России, в пору глубочайшей трансформации и модернизации, начатой Петром Великим, изменившей весь уклад жизни людей. Это был период становления российской государственности, системы императорской власти, укрепления военной мощи страны. Было положено начало созданию фабрик и заводов, кораблестроительной промышленности, развитию внутренней и внешней торговли. Шел процесс обновления духовной жизни общества, начали развиваться отечественная наука, образование и просвещение. Вместе с тем это было время бурного формирования геополитического пространства России. Во всем этом самое активное участие принимал М.В. Ломоносов. Его многогранная деятельность отвечала потребностям и особенностям развития России в XVIII в., он вписал в историю страны великую страницу. Как отмечал А.И. Герцен (1812—1870), "с тех

пор Россия Бирона и Остермана состарилась, а Россия Ломоносова пошла вперед" [Михайло Ломоносов..., 1989, с. 378]. М.В.Ломоносов оказал влияние не только на развитие России, но и на развитие всего человечества. По словам В.Г. Белинского (1811—1848), он "действует на человечество и его будущее не прямо, а через свой народ, приготовляя в нем нового действователя на сцене мира" [там же, с. 379].

М.В. Ломоносов создал основу подлинно научного россиеведения, осмысления России, ее истории, истории славян, формирования русской нации, был символом величайшего роста самосознания россиян, вел борьбу за объективное написание истории народа. По замечанию В.Ф. Одоевского (1803/1804—1869), он был "самородный представитель многосторонней славянской мысли" [там же, с. 364]. М.В. Ломоносов дал всестороннюю оценку крупнейшему и важнейшему историческому этапу развития России, оценку петровской модернизации, раскрыл ее основные черты и сделал из нее много важных выводов, которые не утратили своей актуальности и по сей день.

М.В. Ломоносов был не только великим ученым, далеко опередившим свое время в ряде научных направлений, но и выдающимся государственным деятелем, великим борцом за русскую культуру. Он неустанно боролся за развитие науки в стране, за сохранение, умножение и просвещение российского народа. С присущей ему титанической настойчивостью он призывал к преодолению отсталости страны и всеми доступными ему средствами, ведя бескомпромиссную борьбу, способствовал превращению России из отсталой в промышленно и культурно развитую страну. Он горячо и беззаветно любил свое Отечество, русский народ и был глубоко убежден в его великом будущем. "Всякое прикосновение любезной его сердцу России, на которую он глядит под углом ее сияющей будущности, исполняет его силой чудотворной, — писал Н.В. Гоголь (1809-1852). — Всю русскую землю от края до края он озирал с какой-то светлой вышины, любуясь и не налюбуясь ее беспредельностью и девственной природой".

М.В. Ломоносов занимался многими самыми важными для страны проблемами, в том числе проблемой народонаселения, которая была весьма актуальной в его время и продолжает оставаться таковой и сегодня. Демографическая ситуация в современной России оценивается как катастрофическая. Ежегодно население страны сокращается на 1 млн человек. Падает рождаемость, растет смертность, ухудшается здоровье всех возрастных групп населения. "При сохранении сегодняшней социально-экономической ситуации в 2050 г. численность населения РФ сократится до 100 млн человек" [Национальная идентичность., 2008, с. 120, 174, 196]. По мнению же М. Римашевской, к 2015 г. численность населения России составит примерно 132 млн человек, к 2025 г. — 87 млн человек, а к 2050 г. — 55 млн человек. В этих условиях перед страной встает проблема сохранения и умножения народонасе-

ления. В стране кое-что делается в этом направлении. Однако этого недостаточно для того, чтобы остановить негативные и весьма опасные для существования страны демографические процессы.

Во времена М.В. Ломоносова малочисленность населения и низкая его плотность не соответствовали территориальным размерам страны, сложившимся в силу определенных естественно-исторических процессов формирования России как государства. Слабая заселенность обширных территорий сдерживала общественное развитие России, не позволяла в должной мере осуществлять масштабные государственные мероприятия. М.В. Ломоносов считал народонаселение важнейшим фактором прогрессивного развития страны, а подъем благосостояния народа — основным фактором роста его численности. К тому же, как отмечал С.М. Соловьев, в то время в Западной Европе шли бурные обсуждения необходимости умножения народонаселения. Это нашло свой отклик и в России, где эти обсуждения "имели полную законность" [Соловьев, 1993, с. 459]. М.В. Ломоносов написал и отправил И.И. Шувалову специальный трактат "О сохранении и размножении российского народа" (1761). В нем он выделил несколько важных для развития страны проблем, касающихся экономической политики, связанных с подъемом производительных сил страны, ростом военного могущества, повышением культуры народа, его благосостояния, по которым, как он писал, ему хочется собрать воедино свои возникшие в разное время мысли, "простирающиеся к приращению общей пользы", "в уповании, может быть, найдется в них что-нибудь, к действительному поправлению Российского света служащее".

В трактате рассматривались вопросы о: размножении и сохранении российского народа; истреблении праздности; исправлении нравов и большего народа просвещении; исправлении земледелия; исправлении и размножении ремесленных дел и художеств; лучших пользах купечества; лучшей государственной экономии; сохранении военного искусства во время долговременного мира. Это был план большого труда, своего рода завещание великого ученого России. "Сильный ум, развитой самою многообразною деятельностию, — писал С.М. Соловьев, — не мог не останавливаться на разных поразительных общественных явлениях, а сильное патриотическое чувство заставляло ум искать средств для устранения зла в родной стране" [Соловьев, 1989, с. 459].

Из намеченных в плане проблем главной Ломоносов считал "сохранение и размножение российского народа", "ибо в том состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей" [Ломоносов, 1952—1958, т. 6, с. 383—384]. Он отмечал, что этой проблеме уделяется мало внимания, и предлагал государству регулировать ее законодательно. Помимо этого М.В. Ломоносов предложил 13 способов сохранения и приращения "подданных ее императорского величества", позволяющих в течение 20 лет увеличить

численность населения на 10 млн человек, что будет служить "безопасности и успокоению всенародному" [там же, с. 402]. Это была программа, отвечающая запросам и возможностям того времени.

М.В. Ломоносов считал, что в браке жена не может быть старше мужа более чем на 2 года, а муж не может быть старше жены более чем на 15 лет. Во многих российских пределах, отмечал он, в обычай вошло женить мальчиков на взрослых девках или мужчинам в летах жениться на молодой девке. "Для сего вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно". Вместе с тем М.В. Ломоносов был противником насильственных браков, браков без любви. Он предлагал:

— позволить третий и четвертый брак (для вдовцов и др.), контролируя этот процесс; разрешить второй брак священнослужащим;

— отменить монашество в молодости (мужчинам до 50 лет, а женщинам до 45 лет). "Монашество в молодости не что иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода". Ограничение принятия монашеского чина, отмечал он, будет способствовать приумножению народа и сокращению "детского душегубства";

— сохранять новорожденных, которые рождаются при неблагоприятных для родителей обстоятельствах. Для этого учредить "нарочные богоделенные дома для невозбранного зазорных детей приему". В этих домах он предлагал вместо отсутствующих матерей или бабок для ухода за детьми привлекать "богоделенных старушек";

— просвещать о деторождении. Обобщать опыт, издавать пособия по лечению детских болезней, акушерству. Обязать крестить детей только в теплой воде;

— издать инструкции (и распространить их по всей стране) о действиях при чрезвычайных обстоятельствах: болезнях, эпидемиях, потопах, пожарах, морозах. По всем этим вопросам просвещать население, "рассказать о средствах против таких несчастий";

— искоренять суеверия, например, о затмении солнца и других необычайных явлениях. Изживать суеверия, грубые упрямства при лечении людей и "все лучшее учредить по правилам, медицинскую науку составляющим";

— пропагандировать правильное питание, сочетание употребления пищи, водки, умеренных разговений, сокращение праздности, изнуряющих постов. "Неоспоримое есть дело, — подчеркивал М.В. Ломоносов, — что неравное течение жизни и круто переменное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертельно". Предлагал исправить даты религиозных праздников, приспособив их к климату и местностям;

— вести борьбу за чистоту, борьбу с антисанитарией вокруг жилища;

— умножить число докторов, лекарей, развивать медицинские учреждения, создать по всей стране сети аптек, снабжать их медикамен-

тами, иметь при аптеках большое число российских учеников, чтобы готовить их к самостоятельной работе. Вести подготовку медиков. Для этой цели обучать в других государствах молодежь и предоставить льготы для подготовки докторов государственным университетам;

— вести борьбу с убийствами, поставить заслон разбойникам, поощрять премиями за их поимку; с этой целью укрепить городские стены, ввести учет приезжающих в города, караульным постам осматривать ввозимое в города. В городах создать постоянные ночлежки для прохожих и приезжих с письменными разрешениями, чтобы хозяева знали, кто у них на ночлеге;

— устранить причины побегов жителей из пограничных районов в соседние государства. "Побеги, — писал М.В. Ломоносов, — бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов". Предлагал облегчить здесь подати и солдатские наборы, а места беглецов заполнять иностранцами;

— исправлять нравы [там же, с. 384-402].

Обращаясь к проблеме народонаселения России, М.В. Ломоносов не обошел и такой важный ее аспект, как заселение территории страны, переселение людей и привлечение в страну иностранцев для постоянного жительства. Он считал, что можно разрешить заселение пустующих пространств своей страны иностранцами и даже целыми народами, но при одном условии: переселенные люди будут честно трудиться на благо России, станут подлинными россиянами. "Пространное владение великой нашей монархини, — писал он, — в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами, кои единого только посильного труда от человеков ожидают к своему полезному произведению" [там же, с. 402]. Насущно необходимым М.В. Ломоносов считал заселение Сибири. "Будет время, — писал он, — когда Сибирь, наполненная разными народами, на разных языках будет приносить похвалу дому Петрову и как из Греции, так из России" [там же, с. 684].

Как известно, многие иностранцы, в том числе немцы, привлеченные в Россию при Петре I и Екатерине II, да и в последующие периоды ее истории, верно служили России. Что касается засилья иностранцев в коридорах власти после Петровской эпохи, которое осуждал и М.В. Ломоносов, то оно произошло потому, что "птенцы" Петра I "сами раздвинули свои ряды для иностранцев, дали последним больше значения, чем сколько хотел уступить Петр иностранцам" [Соловьев, 1989, с. 673]. "Петр держался постоянно правила поручать русским высшие места военного и гражданского управления, и только второстепенные могли быть заняты иностранцами. От этого-то важного правила уклонились по смерти Петра: птенцы его завели усобицы, начали вытеснять друг друга, ряды их разредели, а этим воспользовались иностранцы и пробрались до высших мест... От этого ига избавила Россию

дочь Петра Великого. Россия пришла в себя" [Соловьев, 1993, с. 398]. До ее прихода на престол (1741) в течение 15 лет у власти сменилось 5 царствующих особ. Это было время раздора, грабежа России. Елизавета Петровна, по словам С.М. Соловьева, "восстановила народный дух".

Сегодня проблема заселения иностранцами территории России выглядит иначе. В определенных случаях это заселение имеет негативные последствия. Одной из важнейших проблем заселения страны является возвращение на свою историческую родину русских, русскоязычного населения, которое осталось за пределами России в результате развала СССР. Именно это переселение составляет тот огромный, надежный и предпочтительный резерв роста катастрофически убывающего российского населения.

Предложенная М.В. Ломоносовым программа по сохранению и умножению российского народа не дошла до властей его времени. Она была частично опубликована, по одним данным, в 1917 г., по другим — в 1819 г., а полностью — в 1871 г. Н.С. Тихомировым [Московский университет, 1995, с. 3]. Однако высказанные в этом трактате мысли и положения актуальны и сегодня, когда от решения демографической проблемы зависит "быть или не быть" России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аргументы и факты. 1995. № 49.

2. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1952-1958.

3. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. М., 1989.

4. Московский университет. 1995. Январь. № 2.

5. Национальная идентичность России и демографический кризис // Мат-лы 11 Всеросс. науч. конф. (Москва, 15 ноября 2007 г.). М., 2008.

6. Парламентская газета. 2001. 18 окт.

7. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 11. М., 1949.

8. Советская Россия. 2003. 30 янв. № 11.

9. Соловьев С.М. Об истории новой России. М., 1993.

10. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.