ВКЛАД М.Н. СКАТКИНА В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Г.И. Ибрагимов
Ключевые слова:
М.Н. Скаткин о формировании положительного отношения школьников к учению; основные приемы побуждения школьников к учению
М.Н.СКАТКИН О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
В статье раскрываются дидактические взгляды выдающегося отечественного ученого М.Н. Скаткина на формирование у школьников положительного отношения к учению. Выделены основные приемы побуждения школьников к учению (разъяснение учащимся в доступной форме значения изучаемого предмета в жизни, отражение в содержании обучения связи науки с практикой, жизненным опытом школьника и др.ф раскрыто их значение для современной школы.
В дидактическом наследии выдающегося отечественного дидакта М.Н. Скаткина большое место занимают работы, посвященные проблеме формирования положительного отношения к учению, которой он придавал исключительное значение. Надо сказать, что эта проблема остается остро актуальной и для современной школы, в связи с чем обращение к выводам М.Н.Скаткина представляется крайне важным.
Прежде всего отметим, что он одним из первых обратил внимание на то, что учение школьников нельзя рассматривать как сугубо познавательный процесс. Процесс учения имеет и другую, не менее важную, побудительную сторону, суть которой в том, что эффективность учения в немалой степени зависит от
84
I Г.И. Ибрагимов
того, каковы цели, потребности, мотивы, определяющие отношение школьника к учению. В частности, он писал: «Дидактика допускает большую ошибку, когда рассматривает учение только как интеллектуальный процесс. Для учителя не безразлично, как ученик относится к учению, какое место занимает учение в его жизни, к каким целям он стремится, каковы побуждения, которые заставляют его трудиться так, а не иначе» [4, с.186].
Ученый подчеркивал, что в дидактике проблема мотивов учения долгое время игнорировалась или получала одностороннее освещение, сводилась к интересу. Между тем учение опирается не только на интерес, но и на другие мотивы, цели, стремления человека. Это не забава, а труд, требующий большого напряжения всех сил. Большое напряжение сил, в свою очередь, предполагает, что человек преодолевает трудности, связанные с учением. В этой связи М.Н. Скаткин задается вопросом: «Откуда человек черпает силы для преодоления трудностей?». Ответ на него он находит в советской психологии и педагогике. В частности, в исследованиях Б.М.Теплова, который показал, что «отношение человека к деятельности, а, следовательно, и то, как он выполняет ее, в сильной мере определяется тем, насколько далеко видит он перспективу стоящих перед ним задач» [5, с 184]. Он приводит и опыт А.С.Макаренко, который блестяще раскрыл значение перспективы, ясно осознанной цели для организации эффективной деятельности. Истинным стимулом человеческой жизни А.С.Макаренко считал «завтрашнюю радость» [2].
Отсюда следует, что отношение школьников к учению в значительной мере определяется тем, какие перспективы связывают они с результатами своего учения, какую ценность представляет учебная деятельность в их жизни. М.Н. Скаткин проводил мысль о том, что учение школьников не только личное дело каждого из них, а дело, важное для страны в целом, для родителей школьника. Он приводит для примера цитаты школьников младших классов одной из московских школ, с которыми учительница с первых же шагов обучения в начальной школе говорила о самоотверженном труде взрослых: «Я учусь хорошо, и маме не надо тратить времени, чтобы мне помогать»; «Я учусь хорошо, и мама спокойно работает». Учиться не только для своего будущего, но и для того, чтобы радовать близких, чтобы быть полезным родному краю, Родине - эти мотивы, к сожалению, не характерны для школьников современной школы. Формирование таких мотивов является актуальной теоретической и практической задачей педагогики и образования.
В этой связи представляет научный и практический интерес вопрос о
85
М.Н. Скаткин о проблеме формирования у учащихся ... I
том, насколько далеко видят современные школьники перспективы своего учения, каковы отдаленные цели их учения? Этот вопрос требует специального исследования. Однако наши наблюдения, беседы со школьниками и родителями показывают, что в последние годы перспективы учения большинство школьников связывают с одним фактором - успешно сдать ЕГЭ. Причем это касается не только старшеклассников. Родители многих школьников уже в начальной школе начинают ориентировать своих детей на необходимость изучения лишь нескольких предметов, которые нужны будут для сдачи ЕГЭ.
Для формирования положительного отношения к учению предлагалось использовать ряд приемов побуждения, связанных с использованием возможностей содержания обучения, форм и методов обучения и других дидактических средств. Раскроем некоторые из них подробнее.
1. Разъяснение учащимся в простой и доступной форме значения изучаемого предмета в жизни. Обосновывая этот прием, М.Н.Скаткин вспоминал годы своего школьного учения в дореволюционной гимназии и отмечал в связи с этим: «До сих пор не могу забыть чувства неудовлетворенности и недоумения, испытанные мной и многими моими товарищами из-за того, что математик не объяснил нам значения геометрии, к изучению которой мы впервые приступили. ... Дело, значение которого непонятно, не может увлечь человека» [4, с.188].
2. Отражение в содержании обучения связи науки с практикой. Как известно, одними из уровней представления содержания обучения являются учебные программы и учебники. И поэтому связь науки с практикой должна быть отражена прежде всего в этих документах - программе и учебнике. Но дело в том, отмечал М.Н.Скаткин, что, во-первых, никакая программа и учебник не могут угнаться за бурными темпами развития жизни, а, во-вторых, ни в каких программах и учебниках невозможно предусмотреть богатейший местный материал, который в первую очередь и нужно использовать для установления связи преподавания с практикой жизни.
Что делать в этой ситуации? М.Н.Скаткин подчеркивал, что здесь многое зависит от учителя, который должен: а) использовать в преподавании своего предмета самый новый материал, о котором ежедневно сообщается в газетах и по радио; б) изучать с учащимися практику социалистического строительства местного края и широко использовать на уроках краеведческий материал.
Акцентируем внимание на некоторых моментах. Прежде всего, обратим внимание на то, что М.Н.Скаткин убедительно проводил мысль о том, что какими бы хорошими ни были учебная программа и учебник по предме-
86
I Г.И. Ибрагимов
ту, они никак не могут полностью соответствовать актуальной жизненной ситуации, так как жизнь быстро меняется. И выход он видел в новых требованиях к учителю, который должен опираться на новейший материал, отражающий развитие страны. Но более важно, что учитель обязан изучать жизненную практику местного края, широко использовать краеведческий материал.
Надо сказать, что эти идеи выдающегося ученого уже нашли воплощение в современных государственных стандартах общего и профессионального образования, где предусматриваются обязательный и вариативный компоненты содержания обучения. Кроме того, они отражены и в современной концепции непрерывного образования, главной доминантой которой является как раз то, о чем он писал - необходимость каждому педагогу постоянно работать над самосовершенствованием, чтобы идти в ногу со временем.
Говоря о связи обучения с практикой, он понимал практику достаточно широко, включая сюда и ту практику, которая составляет значительную часть содержания повседневной жизни детей - их игры, развлечения, коллекционирование, занятия искусством, техникой, их домашний труд по уходу за животными и т.д. Если школьное учение оказывается органически связанным с кругом жизненных интересов детей, то выигрывает и учение, и одновременно укрепляются и развиваются интересы детей. На современном этапе развития школы, когда интересы детей связаны в значительной мере с информационно-компьютерными технологиями (планшеты, айфоны, ноутбуки и др.), учитель должен учитывать этот факт и искать способы включения в урок или самостоятельную работу школьников эти интересы детей.
Но М.Н. Скаткин одновременно предостерегал от чрезмерного увлечения опорой на жизненный опыт учащихся. Роль и место связи обучения с жизненным опытом школьников зависит от того, на какой основе осуществляется эта связь. Если жизненный опыт школьника становится центром, вокруг которого строится все обучение, если к детским делам привязываются разрозненные клочки знаний из разных дисциплин, то это будет вредное методическое прожектерство. Однако, если при изучении систематических курсов основ наук учитель умело привлекает к разъяснению понятий и законов науки материал жизненного опыта детей и обогащает домашние занятия их новыми интересными делами, затеями, требующими творческого применения школьных знаний, то это становится «могущественным средством повышения интереса, сознательности и активности школьников в изучении ими систематических курсов основ наук» [4, с. 194].
87
М.Н. Скаткин о проблеме формирования у учащихся ... I
Учитывая роль жизненного опыта в поддержании и развитии мотивов учения, М.Н. Скаткин выдвигал требование о том, чтобы учебные занятия по всем предметам были насыщены фактами из жизненного опыта детей. И задача каждого учителя состоит в том, чтобы научить детей видеть в обыденных явлениях окружающей жизни проявление тех общих законов науки, которые изучаются на уроках по разным предметам.
Чтобы связь с жизненным опытом учащихся носила активный характер преподавание всех учебных предметов должно сопровождаться различной практической работой детей в классе, на пришкольном участке, в кружках, дома. Причем практическая работа должна быть организована так, чтобы для ее успешного выполнения необходимо было знание теории. Но как можно это обеспечить, чтобы дети, выполняя ту или иную практическую работу, понимали, что ее успешное выполнение требует знания теории, которую они изучают в ходе учебных занятий по предметам? М.Н. Скаткин нашел ответ на этот вопрос. Он писал, что «практика лишь в том случае порождает вопросы к теории, когда работа выполняется сознательно и работающий стремится сделать его как можно лучше, ищет в науке основания для осуществления намеченной практической цели». Отсюда следует, что для обращения к теории вопроса учащийся должен: а) выполнять практическое задание сознательно и б) стремиться сделать ее как можно лучше. И соответственно задача учителя сводится к тому, чтобы обеспечить выполнение этих условий. Для этого М.Н. Скаткин предлагал реализовывать рационализаторский подход к любому делу, сделать такой подход привычным для любой практической работы. В этих целях надо все время ставить перед детьми вопрос: «Подумай, как можно сделать это лучше, быстрее, красивее» - и т.д. [4, с. 198].
Как актуально звучит эта мысль для сегодняшнего дня несмотря на то, что она была высказана полвека тому назад. Действительно, современным производством и сферой услуг крайне востребованы именно такие работники, которые были бы нацелены не столько на четкое выполнение своих функций, сколько на постоянный поиск рациональных подходов к решению традиционных и вновь возникающих задач. Акцентируем внимание на том, что речь идет именно о рационализаторских подходах, предполагающих получение максимально возможного результата при имеющихся ресурсах путем оптимизации содержания, технологии, организации работы, поиска новых решений, повышающих конкурентоспособность продукции и услуг.
Анализ связи обучения с практикой привел М.Н. Скаткина к формули-
88
I Г.И. Ибрагимов
рованию следующей связи: «Чем теснее содержание курса связано с жизненным опытом детей, тем осмысленнее учение, тем с большей охотой занимаются дети изучением предмета, производительнее их труд» [4, с.194]. Мы склонны считать, что эту связь следует рассматривать как закономерность обучения, выявленную М.Н.Скаткиным (хотя он и не писал о закономерном характере данной связи).
Мысль о тесной связи обучения с жизненным опытом детей получила развитие в современной педагогике. Она состоит в следующем. Сегодня в педагогике впервые четко разделены понятия «образование» и «педагогика». Предмет образования - формирование жизненного опыта личности, а педагогики - знание о том, как формировать этот жизненный опыт [3, с.11]. С учетом этого мы полагаем, что в качестве предмета современной дидактики выступает система закономерностей, принципов и других научных знаний о формировании жизненного опыта личности в образовательном процессе. Под «опытом» понимается система знаний, умений и навыков, а также способностей и готовности личности их использовать для решения различных задач. Здесь одинаково важны и первая (знания, умения, навыки) и вторая (способности и готовность личности их использовать для решения различных задач) части.
Акцент на формировании опыта личности означает, что в центре внимания дидактики находится личность обучающегося, его учебная деятельность, а не педагогическая деятельность учителя. Современный педагог призван к тому, чтобы проектировать и реализовывать в учебном процессе такие дидактические средства (формы, методы, средства) и условия, которые позволяли бы успешно формировать жизненный опыт обучающегося. Имеет место смещение акцента с деятельности преподавания как передачи знаний на преподавание как проектирование и организацию учебной деятельности.
Основная цель современного образования - подготовка ребенка к участию в разных видах деятельности, а значит, формирование соответствующих умений, навыков, способностей. Подчеркнем именно деятельностную суть цели образования. Это говорит о том, что традиционные предметные знания, умения и навыки (освоение которых остается по-прежнему необходимым, хотя не в том объеме и не в тех пропорциях) из разряда основной цели переходят в разряд необходимых средств для освоения той или иной деятельности. Знания и предметные умения нужны постольку, поскольку они составляют ориентировочную основу деятельности человека.
В процессе учебной деятельности обучающийся призван осваивать не
89
М.Н. Скаткин о проблеме формирования у учащихся ... I
только знания в той или иной предметной сфере, не только умения использовать эти знания для решения задач в этой предметной сфере (например, изучая физику, обучающийся учится применять физические знания для решения физических задач; а изучая математику - для решения математических задач и т.д.), но и методологию самой учебной деятельности как деятельности по освоению нового жизненного опыта (в виде новых знаний, умений и т.д.) [1, с.20].
М.Н. Скаткин подчеркивал, что на продуктивность учебного труда школьников в классе огромное влияние оказывают те методы обучения, которые использует учитель. Метод обучения он понимал как способ руководства познавательной деятельностью учащихся, способ формирования мировоззрения и развития умственных сил учеников. Он считал, что изложение учебного материала, проведение беседы, демонстрация опыта и другие виды деятельности должны быть направлены на то, чтобы пробудить активную работу мысли у всех учащихся класса. Опираясь на передовой опыт учителей, М.Н. Скаткин предлагал и конкретные способы для решения этой задачи. Одним из лучших способов он считал постановку перед учащимися вопросов, требующих наблюдения, рассуждения, доказательства («Что ты видишь?, Сравни данный предмет с другим. Как ты это объяснишь? От чего это зависит? Почему так происходит? Докажи, что это так. И т.п.). Кроме того, он рекомендовал использовать такие способы, как: побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов; включение элементов разнообразной самостоятельной работы в содержание уроков по всем предметам; постановка заданий, требующих самостоятельного поиска и творческого применения полученных знаний, проявления находчивости, изобретательности и др.
Приведем еще один прием, который существенным образом влияет на побуждение школьников к учению - создание ситуаций успеха для ученика. «Успех окрыляет человека, вселяет уверенность в свои силы, увеличивает энергию в борьбе с трудностями», - писал М.Н.Скаткин (4, с.202). Поэтому учителю необходимо использовать все возможности для того, чтобы учащиеся переживали радость успеха. Что конкретно предлагалось для этого?
Во-первых, обучение школьников приемам правильной организации своего труда, рабочего места, обстановки; навыкам самостоятельной работы с книгой, с приборами, справочниками и т.д.; давать советы о том, как правильно заучивать стихи, решать задачи, пересказывать деловые статьи и т.п. Правильная организация учебного труда является залогом хороших успехов в учении.
90
I Г.И. Ибрагимов
Во-вторых, вовремя отмечать успехи ученика перед всем классом, что вызывает положительные эмоциональные реакции у обучающегося, которые побуждают его хорошо заниматься и в дальнейшем. Одобрение учителя, классного руководителя, похвала родителей - могучие стимулы успешного учения.
В-третьих, избегать частых нотаций и наказаний, так как они приводят к тому, что ученик теряет веру в свои силы, перестает заниматься.
В-четвертых, целенаправленно работать над восполнением пробелов в знаниях учащихся, испытывающих большие трудности в учении, с тем, чтобы дать им возможность пережить радость успеха.
В заключение отметим, что жизненность и востребованность дидактического наследия М.Н. Скаткина в рассмотренном выше аспекте (и не только) не в последнюю очередь обусловлены тем, что выдающийся дидакт сам был очень близок к практике. Все его работы и идеи опирались на скрупулезный анализ и глубокое обобщение передового педагогического опыта. Именно этого, на наш взгляд, не хватает современной дидактике.
Литература
1. Ибрагимов Г.И. Предмет и основные понятия дидактики// Педагогика. - 2014. - №2. - С. 15-23.
2. Макаренко А.С. Сочинения в 7-ми томах. Т.5. М., 1958.
3. Новиков А.М. О предмете педагогики /А.М.Новиков//Педагогика. -2010. - №6. - С.8-15.
4. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. - 208 с.
5. Теплое Б.М. Психология. М.: Госполитиздат, 1946
91