Научная статья на тему 'М. М. Верховская: непростая судьба в контексте трудного времени'

М. М. Верховская: непростая судьба в контексте трудного времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВСКАЯ М.М / ФИЛОЛОГ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РЕАЛИЗМ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ / VERKHOVSKAYA M.M / PHILOLOGIST / RUSSIAN LITERATURE / REALISM / UNIVERSITY PROFESSOR / HUMAN AND PROFESSIONAL SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федосеева Татьяна Васильевна, Чекурин Леонид Васильевич

В статье собраны материалы, освещающие творческую судьбу русского филолога и педагога М.М. Верховской. Сделан акцент на то, как связана судьба выдающегося ученого с трудной судьбой страны в XX веке. Выделены общечеловеческие ценности: самоотверженное служение своему делу, преданность идее, честность, отзывчивость, любовь к людям, определившие исключительный характер личности профессора Верховской. Сделан вывод о том, что именно эти качества повлияли на значительность следа, оставленного в памяти коллег и учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.M. VERKHOVSKAYA: A DIFFICULT FATE IN THE CONTEXT OF DIFFICULT TIMES

The paper throws light on the life and work of M.M. Verkhovskaya, a philologist and a teacher. The paper highlights the connections between the outstanding scholar’s fate and the complex fate of Russia in the 20th century. The paper underlines the human values (such as self-denying devotedness to work, honesty, empathy, etc) that define Professor Verkhovskaya’s personality. The author of the paper maintains that M.M. Verkhovskaya’s personal qualities enabled her to leave such a significant trail in the hearts and minds of her colleagues and students.

Текст научной работы на тему «М. М. Верховская: непростая судьба в контексте трудного времени»

УДК 821.161.1(092.2)

Т.В. Федосеева, Л.В. Чекурин

М.М. ВЕРХОВСКАЯ: НЕПРОСТАЯ СУДЬБА В КОНТЕКСТЕ ТРУДНОГО ВРЕМЕНИ 1

В статье собраны материалы, освещающие творческую судьбу русского филолога и педагога М.М. Верховской. Сделан акцент на то, как связана судьба выдающегося ученого с трудной судьбой страны в XX веке. Выделены общечеловеческие ценности: самоотверженное служение своему делу, преданность идее, честность, отзывчивость, любовь к людям, определившие исключительный характер личности профессора Верховской. Сделан вывод о том, что именно эти качества повлияли на значительность следа, оставленного в памяти коллег и учеников.

Верховская М.М., филолог, русская литература, реализм, преподаватель высшей школы, человеческая и профессиональная значимость личности.

Судьба поколения, родившегося в начале ХХ века, полна потрясений, непредсказуемости и веры. Те, кто выстоял в испытаниях, казалось непосильных для человека, приобрели необыкновенную стойкость к невзгодам, обладали душевной чистотой и высокой порядочностью. Марианна Митрофановна Верхов-ск^я — из ^несгибаемой^ своей нравственной высоте когорты. Ленинград-скиедпредео.енныеур1спытания, война, эвакуация, гибель мужа в Ленинградской блокаде, воспитание двоих сыновей, собственное профессиональное совершенствование, учительский и профессорский труд, образование и высокая наука, слепота — все это вместилось в одну биографию.

Всю жизнь М.М. Верховская проповедовала культ знания, души и человечности. В памяти учеников и коллег сохранился образ истинного интеллигента, ученого, борца и просветителя, человека, понимающего значение и мудрость христианского смирения. Не однажды по тому или иному поводу ею приводились слова Л.Н. Толстого о том, что «семья — это опора. Очень важно быть вместе». Это мудрость и ее жизни. Для нее семья была не только ее дети, но и коллеги по работе, ученики в студенческой аудитории.

Профессиональное становление М.М. Верховской началось задолго до того, как она стала студенткой филологического факультета Ленинградского государственного университета (1935-1941). Сразу после окончания средней школы, с 1929 го-да, до поступления в университет, она преподавала сначала в сельской школе Смоленской области, а затем — в Ленинградской школе № 122. В Ленинграде вышла замуж за Нико-

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Рязанской области. Проект 15-14-62001а(Р).

лая Павловича Верховского, слушателя Ленинградского института философии, лингвистики и истории (ЛИФЛИ), выпускника Ленинградского университета, в доме родителей которого была большая библиотека, а членов семьи отличал глубокий интерес к литературе. Специальность филолога-западника и знание европейских языков предопределило место службы мужа в Министерстве внешней торговли, а с 1940 года — в качестве специального корреспондента ТАСС. Став в 1935 году студенткой Ленинградского университета, Марианна Верховская приобщилась к большой науке с мощным исследовательским потенциалом изучения русско-зару-бежных литературных связей складывавшейся тогда школы Михаила Павловича Алексеева, с 1933 года состоявшего в должности профессора кафедры западноевропейских литератур филологического факультета ЛГУ. Васильевский остров, Университетская набережная, Государственная национальная библиотека, Пушкинский дом — все это входит в плоть и кровь русского интеллигента на всю его жизнь, как бы она потом ни сложилась. В 1941 году М.М. Верховская — выпускница университета, получившая диплом с отличием и квалификацию литературоведа-западника.

Дальше была война. 22 июня 1941 года — день, который траурной лентой отметил жизнь страны и судьбу каждого советского человека, от мала до велика. Познав ужас фашистского концлагеря, вернулся из очередной командировки в Германию Николай Павлович Верховский, эвакуировал жену с сыновьями на Урал, сам же остался в Ленинграде для работы в радиокомитете. Все сотрудники жили в общежитии радиокомитета. Там же жила и Ольга Федоровна Берггольц, по окончании войны выпустившая книгу о работе Ленинградского радиокомитета и посвятившая ее тем, кто самоотверженно трудился и умер от голода на боевом посту. «Я посвятила свою книжку «Говорит Ленинград», — писала Берггольц в предисловии, — прекрасной памяти Якова Бабушкина, погибшего под Нарвой в боях по ликвидации блокады; памяти работников радиокомитета Николая Верховского, Всеволода Римского-Корса-кова, Леши Мартынова, поэта Владимира Волженина, умерших от голода в феврале сорок второго года; памяти нашей военной радиокорреспондентки Ани Васильевой,

убитой на фронте в командировке, — памяти всех работников и сотрудников Ленин-

2

градского радиокомитета, отдавших свои жизни за наш город» .

Простившись с мужем в самом начале войны, Марианна Верховская осталась в тридцать лет вдовой. Наверное, в знак этого в ее одежде с тех пор преобладали только черные и ослепительно белые тона. Взяв на себя воспитание детей и посвятив свою жизнь гражданскому служению по подготовке специалистов и развитию науки, она всегда оставалась женщиной, ценившей жизнь во всех ее проявлениях, оставалась цельной личностью, ненавидевшей ложь и предательство, свято верившей в добро, дружбу и человеческую порядочность.

Профессиональное служение в годы войны включило в себя Патошинскую сельскую школу в Пермском (Молотовском) крае, где Марианна Митрофановна Верховская была директором десятилетки, в послевоенные — Пермский государственный педагогический институт. Жизнь в эвакуации была нелегкой — неустроенность, недоедание, напряженный труд. Она все должна была решать сама:

2 Берггольц О. Дневные звезды. Говорит Ленинград. Статьи. Л.: Худож. лит., 1985.

как воспитать сыновей, организовать преподавательскую деятельность, продолжить образование. Тогда же началась ее научная деятельность: в августе первого послевоенного года была выбрана тема диссертационного исследования «Н.Г. Чернышевский о немецкой литературе», которую она с успехом защитила в 1951 году в родном Ленинградском университете. В 1954 году Министерством высшего и среднего специального образования СССР ей было присвоено ученое звание доцента по кафедре зарубежной литературы.

Марианна Митрофановна была разносторонне одаренным человеком. В воспоминаниях сына сохранились свидетельства ее приобщения к музыкальной культуре. Он вспоминал, как его мать, директор школы, по газетной публикации разучила и исполнила со школьниками только что принятый Гимн Советского Союза, о чем написал в своем стихотворении:

На разбитом старом пианино, Позабыв давно основы гаммы, Ноты Государственного гимна Разбирает долгой ночью мама.

Двухнедельной давности газета (Где-то радио звучит краснознаменно), А в деревне радио-то нету И пластинки нету патефонной...

И сидит до самого рассвета, Тычет пальцем долго и упрямо. Превращает ноты из газеты В звуки Гимна этой ночью мама.

А наутро соберемся в школе -Мама вскинет молодые руки. Понесутся над широким полем Нам пока неведомые звуки. 3.

На фоне духовно богатой жизни российской глубинки, где в годы войны были сосредоточены мощные силы творческой интеллигенции, пробудился и писательский талант М.М. Верховской. В местном издательстве вышла ее книга об уральской писательнице Анне Кирпищниковой, а некоторое время спустя подготовлено издание ее сочинений 4

В 1957 году М.М. Верховскую как уже опытного педагога командировали на работу в Китай — преподавать в Шанхайском институте иностранных языков. Она увлеченно стремилась донести своим слушателям, молодым китайским преподавате-

3 Марианна Митрофановна Верховская (1912-2005) : биобиблиогр. указ. / сост. М.В. Це-ли-кова, Л.В. Чекурин; науч. ред. И.Г. Хомякова; РЗИ(ф)МГУКИ. Рязань, 2007. 78 с.

4 Верховская М.М. Анна Кирпищникова: критико-биогр. очерк. Молотов : Молотов. кн. изд-во, 1954. 134 с. ; Кирпищникова А.А. Повести, рассказы, очерки / подг. текстов, вступ. ст. и примеч. М.М. Верховской. Молотов : Молотов. кн. изд-во, 1956. 745 с.

лям, совершенствовавшим свое знание русской словесности, величие русской литературы и красоту русского языка, находила для них интересные формы активного усвоения материала. В изданиях Шанхайского института публиковались ее научные статьи. В удостоверении к медали «Китайско-советской дружбы» помещены слова премьера Государственного совета КНР Чжоу Эньлая: «В память о бескорыстной и искренней помощи...». Мы знаем, что помощь талантливого педагога и ученого действительно была искренней и бескорыстной. Ее младший сын Л.Н. Верховский вспоминал: «По-видимому, дело в том, что основные черты, действительно присущие этому народу, как-то перекликались с чертами характера матери. Это любовь к труду, беззаветная преданность делу, которому себя посвятил» 5.

Возвращение в Пермь ознаменовалось новой книгой — критико-биогра-фи-ческих очерков о писателе-народнике Алексее Погорелове 6. Преподавательский и научный труд Верховской был высоко оценен правительством страны, в 1961 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

М.М. Верховская 1962/63 учебный год начала в должности заведующего кафедрой литературы Рязанского государственного педагогического института. Она была активным участником научных мероприятий в городе и за его пределами, сотрудничала, кроме Пермского и Ленинградского педуниверситетов, с вузами Смоленска, Свердловска, Москвы и др.; много работала со студентами, руководила научной и воспитательной работой, обсуждала с ними помещавшиеся в «Литературной газете» и «толстых» журналах новые материалы, используя открывшиеся с началом хрущевской оттепели возможности. В Рязани, как и в Пермском крае, Вер-ховская вела активную просветительскую деятельность, читала лекции учителям, выезжала в сельские школы, сотрудничала с народным университетом культуры при РГПИ, Рязанской областной и Рязанской областной детской библиотеками, Институтом усовершенствования учителей города Рязани, областным отделением общества «Знание».

Первым серьезным научным событием для РГПИ и кафедры литературы стала Всесоюзная научная конференция, посвященная 70-летию С.А. Есенина, объединившая ученых из 14 городов. Министерство просвещения РСФСР поддержало предложение участников конференции об организации при РГПИ регулярных Есенинских чтений. В 1965 году при огромном стечении народа был открыт мемориальный музей С.А. Есенина в Константинове. Активную роль в этом сыграли преподаватели кафедры, в частности доцент Игорь Николаевич Гаврилов. На его семинарах осуществлялась основательная литературоведческая подготовка студентов-экскурсоводов, проходивших практику в музее С.А. Есенина, из которых вышли крупные ученые и общественные деятели Рязани — Ольга Ефимовна Воронова, Наталья Николаевна Гришина и др.

5 Верховский Л.Н. Воспоминания о Матери // Марианна Митрофановна Верховская (1912— 2005): биобиблиогр. указ. С. 29.

6 Верховская М.М. Алексей Погорелов: критико-биогр. очерк. Пермь : Перм. кн. изд-во, 1959. 210 с.

С 1977 года кафедра литературы Рязанского пединститута стала ведущей в области есениноведения. Сотрудниками кафедры выпускались сборники научных трудов, разрабатывались спецкурсы и спецсеминары по самой актуальной тематике: «Литературная Рязань», «Творчество С.А. Есенина», «Современная журнальная проза» и др. Немалая заслуга принадлежит М.М. Верховской и в издании оригинальной монографии Раисы Александровны Фридман о началах мировой поэзии. В то время пединститутам разрешалось издавать только сборники статей и научно-методические труды, но благодаря поддержке проректора по научной работе профессора В.П. Орехова и твердой позиции М.М. Верховской были созданы условия для издания книги. В одном из выпусков «Ученых записок РГПИ» более 300 страниц было отведено монография Фридман «Любовная лирика трубадуров и ее истолкование» 7.

Долгие годы исследовательской работы М.М. Верховской завершились в 1973 году изданием монографии «Русская литература и рабочий вопрос. Из истории реализма XIX века». Подготовленная и представленная к защите докторская диссертация вызвала критику, однако результаты исследований и книга Верхов-ской были отмечены самыми видными учеными, изучавшими разные аспекты русского реализма. Ее имя стоит в одном ряду с именами крупнейших специалистов в этой области — Я.Е. Эльсберга, А.П. Штейна, У.Р. Фогта, Н.И. Пруцкова, Б.И. Бур-сова, Г.М. Фридлендера, Л.М. Лотман. «Главным для этих трудов, — писал Ю.А. Андреев, — является стремление их авторов, поднявшись над широчайшим эмпирическим материалом (но не уйдя от него в выси бесплотных абстракций), определить основные особенности как реализма русской литературы, так и реализма вообще — в тенденциях исторического развития» 8.

В 1980 году ученый совет РГПИ избрал М.М. Верховскую на должность профессора кафедры литературы, а в 1982 году ВАК при Совете министров СССР присвоил ей ученое звание профессора по кафедре литературы. Работа ученого была продолжена в намеченном русле в более благоприятных условиях: завершен новый труд — «Л.Н. Толстой и русские писатели революционно-демократического направления» (1982), где особой новизной была отмечена глава «Л.Н. Толстой и И.И. Эр-тель», исследована малоизвестная переписка Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова, показаны сложные, противоречивые отношения с М.Е. Салтыковым-Щедри-ным, Н.Г. Чернышевским.

За период заведования кафедрой литературы РГПИ (1962-1972), а затем работы в качестве доцента и профессора кафедры М.М. Верховская неоднократно была отмечена благодарностями и почетными грамотами администрации вуза, знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года», юбилейной медалью в честь тридцатилетия победы в Великой Отечественной войне, в 1980 году за высокие показатели в учебной, научной, общественной работе занесена на Доску почета, в том же году награждена медалью «Ветеран труда».

7 Фридман Р.А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование // Ученые записки Рязанского государственного педагогического института. Рязань, 1965. Т. 34. С. 87-417.

8 Андреев Ю.А. Движение реализма. Л.: Наука, 1978. С. 17-18.

Начиная с 1983 года и в течение почти десяти лет М.М. Верховская преподавала в должности профессора-консультанта в Рязанском филиале Московского института культуры на кафедре общенаучных дисциплин. Это были годы становления нового вуза в Рязани и становления новых гуманитарных кафедр. Большую роль в непростом процессе выработки прочных традиций широкого гуманитарного образования сыграла секция литературы под руководством профессора Вер-ховской.

Огромный опыт М.М. Верховской как руководителя и активного участника образовательного и научного процесса оказался востребованным в новом вузе, где была организована серьезная самостоятельная работа студентов-заочников. Рекомендованные профессором М.М. Верховской книги студенты начинали читать еще до начала ее лекций. Выпускники до сих пор вспоминают блестящие лекции Верхов-ской, которые погружали их в океан человеческой мудрости и красоты. Профессор-консультант помогла становлению молодых преподавателей литературы, воспитанных из числа студентов и выпускников. Для чтения отдельных курсов приглашались коллеги-преподаватели из педагогического института: Р.А. Фридман, А.М. Каргова, И.Н. Гаврилов и другие, некоторые из которых позднее перешли на штатную работу в филиал Московского института культуры.

Вскоре кафедра по показателям исследовательской, учебно-методической и общественной работы заняла ведущее место в институте. Преподаватели участвовали в крупных проектах, выступали с инициативой о проведении в Рязани областной научной конференции, положившей начало активной подготовке к празднованию 900-летия Рязани, 100-летия со дня рождения С.А. Есенина. Профессор М.М. Верховская возглавила работу одной из важных секций областной конференции — «Краеведение и культура», оказала помощь в издании учебного пособия «Историческое краеведение: историография и источниковедение» (М., 1991). Самые доступные энциклопедические издания с участием М.М. Верховской — это «Краткая литературная энциклопедия» (1962-1978), «Русские писатели (1800-1917): биографический словарь» (1989-).

Резкое ухудшение состояния здоровья не позволило М.М. Верховской продолжать преподавательскую деятельность, и в 1992 году она оставила ее по собственному желанию, но продолжала до последней возможности свою научную деятельность. Она осуществила издание монографии своего мужа Н.П. Верховского «Борьба за Шекспира в эпоху классицизма и раннего Просвещения», которая увидела свет спустя 60 лет после написания 9. В начале 1940-х годов рукопись монографии, почти законченная и подготовленная автором к печати, исчезла и долгое время считалась утраченной. Лишь в начале 2000-х годов выяснилось, что ее сохранил однокурсник Н.П. Верховского по ЛИФЛИ и аспирантуре в Ленинградском университете у профессора В.М. Жирмунского — Сергей Васильевич Тураев, который явился инициато-

9 Гришина Н.Н. И вклад в науку, и знак благодарной памяти // Рязанские ведомости. 2005. 19 апр. С. 3.

ром издания рукописи. Книга отмечена глубиной мысли, широким охватом литературных явлений, скрупулезным подбором фактического материала, а знание автором европейских языков сделало доступным самые широкие источники 10.

Марианна Митрофановна Верховская прошла путь учителя, ученого, преподавателя высшей школы, достойно пережив все тяготы непростого времени. Она родилась 24 января 1912 года в селе Баскунчак Владимирского района Волгоградской (Сталинградской) области, работала в сельской школе на Смоленщине и в Ленинграде, на Западе (в Германии) и на Востоке (в Китае), в начале войны — на Ленинградском радио, в эвакуации преподавала в сельской школе на Урале, после войны служила в вузах Перми и Рязани. Марианна Митрофановна скончалась 24 декабря 2005 года в Рязани. Мы, ученики и коллеги, запомнили ее как человека долга, честно и вдохновенно служившего на благо отечественной науки, образования и культуры. В нашей жизни была встреча с талантливым ученым, удивительным по своей эрудированности и работоспособности, честным, бескорыстным и верным своему предназначению человеком.

24 января — день рождения и день памяти Марианны Митрофановны Вер-ховской.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, Ю.А. Движение реализма [Текст]. — Л. : Наука, 1978. — 208 с.

2. Берггольц, О. Дневные звезды: Говорит Ленинград; Статьи [Электронный ресурс]. — Л. : Худож. лит., 1985. — 256 с. — Режим доступа : http://militera.lib.ru/pro-se/russian/berggolts_of/pre.html (дата обращения: 19.09.2015).

3. Верховская, М.М. Алексей Погорелов: критико-биогр. очерк. — Пермь : Перм. кн. изд-во, 1959. — 210 с.

4. Верховский, Н.П. Борьба за Шекспира в эпоху классицизма и раннего Просвещения : моногр. — Рязань, 2004. — 140 с.

5. Гришина, Н.Н. И вклад в науку, и знак благодарной памяти // Рязанские ведомости. — 2005. — 19 апр. — С. 3.

6. Кирпищникова, А.А. Повести, рассказы, очерки / подг. текстов, вступ. ст. и примеч. М.М. Верховской. — Молотов : Молотов. кн. изд-во, 1956. — 745 с.

7. Марианна Митрофановна Верховская (1912-2005) : биобиблиогр. указатель / сост. М.В. Целикова, Л.В. Чекурин ; РЗИ(ф)МГУКИ. — Рязань, 2007.— 78 с.

REFERENCES

1. Andreev, Yu.A. Dvizhenie realizma [The movement of realism] [Text]. — L. : Science, 1978. — 208 p.

10 Верховский Н.П. Борьба за Шекспира в эпоху классицизма и раннего Просвещения : мо-ногр. Рязань, 2004. 140 с.

2. Berggol'c, O. Dnevnye zvezdy: Govorit Leningrad; Stat'i. [Daily star: Leningrad is speaking; Articles] [Text]. — L. : Fiction, 1985. — 256 p.

3. Verhovskaya, M.M. Aleksej Pogorelov: kritiko-biogr. Ocherk [critical-biographical essay] [Text]. — Perm : Perm. Publishing House, 1959. — 210 p.

4. Verhovskij, N.P. Bor'ba za Shekspira v e'poxu klassicizma i rannego Prosveshheniya. [The fight for Shakespeare in the age of classicism and the early Enlightenment] [Text]. — Ryazan, 2004. — 140 p.

5. Grishina, N.N. I vklad v nauku, i znak blagodarnoj pamyati [Both contribution to science, and a sign of grateful memory] [Text] // Ryazan statements. — 2005. — 19 Apr. — P. 3.

6. Kirpishhnikova, A.A. Povesti, rasskazy, ocherki [Novels, short stories, essays] [Text] / M.M. Verhovskaya's introduction and notes. — Molotov : Molotov. Bk. Publishing house, 1956. — 745 p.

7. Marianna Mitrofanovna Verhovskaya (1912-2005): biobibliogr. ukazatel' [Bibliographic Index] [Text] / composed by M.V. Tselikov, L.V. Chekurin. — Ryazan, 2007. — 78 p.

T.V. Fedoseeva, L.V. Chekurin

M.M. VERKHOVSKAYA: A DIFFICULT FATE IN THE CONTEXT OF DIFFICULT TIMES

The paper throws light on the life and work of M.M. Verkhovskaya, a philologist and a teacher. The paper highlights the connections between the outstanding scholar's fate and the complex fate of Russia in the 20th century. The paper underlines the human values (such as self-denying devotedness to work, honesty, empathy, etc) that define Professor Verkhovskaya's personality. The author of the paper maintains that M.M. Verkhovskaya's personal qualities enabled her to leave such a significant trail in the hearts and minds of her colleagues and students.

Verkhovskaya M.M., philologist, Russian literature, realism, university professor, human and professional significance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.