Научная статья на тему 'М. М. СПЕРАНСКИЙ И СИБИРЬ (К 200-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИБИРСКИХ ГУБЕРНИЙ И 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. М. СПЕРАНСКОГО)'

М. М. СПЕРАНСКИЙ И СИБИРЬ (К 200-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИБИРСКИХ ГУБЕРНИЙ И 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. М. СПЕРАНСКОГО) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / М. М. СПЕРАНСКИЙ / ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАЦИЯ / ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Толочко А. П., Коновалов И. А.

Статья подготовлена к юбилею М. М. Сперанского и принятого по его инициативе Учреждения для управления сибирских губерний 1822 г. Рассматривается административная деятельность М. М. Сперанского в Сибири. Также охарактеризованы подготовительные работы по созданию Учреждения для управления сибирских губерний 1822 г., показана процедура принятия этого нормативного акта и проанализировано его содержание. В заключение формулируются основные выводы, в частности, подчёркнуто, что Учреждение способствовало социально-экономическому развитию края. Некоторые правовые нормы, установленные в Учреждении, подверглись в дальнейшем изменениям, но в целом оно действовало вплоть до революционных событий, потрясших Российскую империю в 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.M. SPERANSKY AND SIBERIA (TO THE 200TH ANNIVERSARY OF THE INSTITUTIONS FOR THE ADMINISTRATION OF THE SIBERIAN PROVINCES AND THE 250TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF M.M. SPERANSKY)

The study was prepared for the anniversary of M.M. Speransky and the anniversary of the adoption of the Institution for the Administration of the Siberian provinces in 1822. The authors consider the administrative activities of M. M. Speransky in Siberia. The paper describes the preparatory work for the creation of the Institution for the administration of the Siberian provinces in 1822. The authors are considering the procedure for the adoption of the bill. Special attention is paid to the analysis of the text of the law. In conclusion, the main conclusions are formulated, the authors emphasize that the law has consolidated the special advantages of public service on the Siberian outskirts of the country, contributed to the rapprochement of the Russian and indigenous peoples of Siberia. The Institution of 1822 incorporated the region into the general imperial legal field, becoming an integral part of the Complete Collection of Laws and the Code of Laws of the Russian Empire. It defined the special place of Siberia in the imperial legislation, becoming the first regional code in the history of Russia. The proclamation of such principles as freedom of economic development, provision of food by private trade, elimination of state monopoly in grain purchases had a significant impact on the development of socio-economic life of the region. The Institution established the legal regulation of urban, volost, Cossack and foreign self-government in Siberia. Institution for the administration of the Siberian provinces of 1822, prepared by M.M. Speransky contributed to the socio-economic development of the region and acted until the revolutionary events that shook the Russian Empire in 1917.

Текст научной работы на тему «М. М. СПЕРАНСКИЙ И СИБИРЬ (К 200-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИБИРСКИХ ГУБЕРНИЙ И 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. М. СПЕРАНСКОГО)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 49-54.

УДК 94(57)

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(1).49-54

А. П. Толочко, И. А. Коновалов

М. М. СПЕРАНСКИЙ И СИБИРЬ (К 200-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИБИРСКИХ ГУБЕРНИЙ И 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. М. СПЕРАНСКОГО)

Статья подготовлена к юбилею М. М. Сперанского и принятого по его инициативе Учреждения для управления сибирских губерний 1822 г. Рассматривается административная деятельность М. М. Сперанского в Сибири. Также охарактеризованы подготовительные работы по созданию Учреждения для управления сибирских губерний 1822 г., показана процедура принятия этого нормативного акта и проанализировано его содержание. В заключение формулируются основные выводы, в частности, подчёркнуто, что Учреждение способствовало социально-экономическому развитию края. Некоторые правовые нормы, установленные в Учреждении, подверглись в дальнейшем изменениям, но в целом оно действовало вплоть до революционных событий, потрясших Российскую империю в 1917 г.

Ключевые слова: история Сибири; М. М. Сперанский; генерал-губернатор; законодательство; администрация; губерния.

Рескриптом императора Александра I от 22 марта 1819 г. М. М. Сперанский был назначен на должность генерал-губернатора Сибири с предоставлением ему чрезвычайных полномочий по проведению ревизии и производству следственных действий в регионе. Кроме того, он должен был «сообразить на месте полезнейшее устройство и управление края, сделав оному очертание на бумаге, и представить его в столицу» (цит. по: [1, с. 123]).

М. М. Сперанский прибыл в Сибирь в мае 1819 г. На пристани в Тюмени местное купечество встретило его хлебом-солью на серебряном блюде. Хлеб был принят, а блюдо было им возвращено. Таким образом новый генерал-губернатор недвусмысленно давал понять, что подношения «в почесть», принятые в то время в Сибири, его не интересуют. М. М. Сперанский посетил в Западной Сибири Тобольск, Омск, а по приезде в Томск он запретил делать в честь своего прибытия торжественную встречу1.

Всего несколько часов Сперанский провёл в Красноярске, отправившись в центр губернии - Енисейск, который произвёл на него неприятное впечатление. 29 августа он

прибыл в Иркутск, где провёл большую часть зимы 1819/20 г., отправившись затем в Верхнеудинск и Кяхту [2, с. 76].

В общей сложности Сперанский провёл в Сибири 19 месяцев. В нём трудно было узнать генерал-губернатора. Одевался он просто, носил длинный сюртук и кожаную фуражку без знаков различия. На обратном пути Сперанский посетил Барнаул и Семипалатинск. 8 февраля 1821 г. Сперанский выехал из Тобольска и навсегда покинул Сибирь [3, с. 18].

М. М. Сперанский работал в Сибири с достаточно большой канцелярией сотрудников. Канцелярия вместе с начальником Шкларевским почти вся была составлена из лиц, служивших ещё при прежнем генерал-губернаторе И. Б. Пестеле. Сперанский разделил её на четыре отделения по предметам ведения управленческих дел. Поначалу Сперанский относился осторожно к сотрудникам своей канцелярии, однако потом, убедившись, что они не участвовали в злоупотреблениях Пестеля, стал доверять им. Это были, главным образом, молодые люди, ещё не обладавшие служебным опытом, но, как подчёркивал сам генерал-губернатор, очень

© Толочко А. П., Коновалов И. А., 2022

усердные. Однако наиболее деятельными сотрудниками Сперанского стали не чиновники его канцелярии, а Ф. И. Цейер, председатель всех трёх следственных комиссий, и коренной сибиряк, будущий декабрист Г. С. Батеньков, состоявший в то время на службе в Сибирском округе путей сообщения, с которым Сперанский встретился в Тобольске .

Необходимость переустройства Сибири сделалась очевидной уже при ревизии края М. М. Сперанским. Это вызывалось не только большим количеством выявленных злоупотреблений, но и всем прошлым сибирского регионального управления. «Ни в той одной эпохе, которая ныне подверглась ревизии, обнаружены злоупотребления, - писал М. М. Сперанский графу В. П. Кочубею, -и нельзя утверждать, чтобы при прежнем управлении Сибирь была в другом и лучшем положении. Напротив, с переменою людей, менялись только виды и степени злоупотреблений» . По его мнению, нельзя было управлять Сибирью без новых законов и новых администраторов.

Причины злоупотреблений в Сибири М. М. Сперанский видел в местном управлении, несвойственном положению края, в недостатке узаконений, в неудовлетворительной организации волостного управления, в отсутствии «общественного мнения» и должного административного надзора - двенадцать лет в регионе не проводилось ревизий - и, наконец, в «ложных понятиях управляющих» . «Личная власть, - отмечал М. М. Сперанский, - очень быстро перерождается в самовластие. Действуя по причинам, одной ей известным без законных и публичных участников она не может, даже при всей чистоте своих намерений, оградить себя от подозрений. В Сибири, где ещё нет публичного мнения, и где почти нет дворянства эти подозрения становятся ещё сильнее. Огромные территории края усиливают их: так как предполагается, что до высших властей ничто не доходит, потому что и в самом деле не доходит многое» .

Завершая работу над своим отчётом о ревизии в Сибири, М. М. Сперанский писал: «Все меры надзора и исправления имеют и не могут не иметь иного действия, кроме временного, или, так сказать, личного. Они

могут приостановить зло, но не могут истребить его в корне. Для этого нужны другие способы, которых твёрдое постановление зависит не от местного, а от высшего начальства. Способы эти состоят в том: 1) чтобы учредить в Сибири порядок управления, состоянию её наиболее сообразный; 2) снабдить её положениями и уставами, в разных частях управления её необходимыми» . С этою целью им был разработан и отправлен на утверждение целый ряд проектов уставов и положений.

М. М. Сперанский был убеждён, что исполнение его сибирских проектов произведёт переворот в положении дел в регионе. В то же время он сомневался в самой возможности осуществить эти проекты. «Сибирские проекты столь сильны, что даже при большом благоприятствовании обстоятельств, я сомневаюсь, что они будут утверждены», -отмечал он в одном из своих писем . М. М. Сперанский также не был уверен, что его разработки найдут на местах подготовленных и добросовестных исполнителей.

Для рассмотрения отчёта по сибирской ревизии летом 1821 г. в Петербурге был организован специальный комитет, состоящий из шести человек - А. А. Аракчеева, В. П. Кочубея, А. Н. Голицына, Д. А. Гурьева, Б. Б. Кампенгаузена и самого М. М. Сперанского, который, будучи в новой должности члена Государственного совета, ещё по-прежнему числился генерал-губернатором Сибири. Производителями дел в комитете стали Цейер и Батеньков. Заседания комитета были начаты в конце лета. Комитет одобрил всё сделанное генерал-губернатором, что нашло отражение в именном Указе 1822 г., который предписывал: 1) прежнего сибирского генерал-губернатора И. Б. Пестеля отстранить от службы; 2) иркутского губернатора Н. И. Трескина предать суду; 3) томского губернатора Д. В. Иличевского отстранить от должности и «его проступки передать на рассмотрение в Сенате»8. Всего по результатам ревизии 681 чел. был привлечён к следствию, 48 из них были преданы суду, 43 -получили другие наказания, а 375 чел. вообще избежали ответственности за недоказанностью обвинений. Денежные взыскания с чиновников по результатам ревизии достигли внушительной суммы в 2 847 тыс. руб.,

М. М. Сперанский и Сибирь (к 200-летию Учреждения для управления сибирских губерний..

большая часть из которых перешла в казну [4, с. 404].

Обсуждение проектов и предположений о будущем устройстве региона было возложено на тот же комитет. Начав свои заседания 13 октября и собираясь каждый четверг, комитет завершил их 19 мая 1822 г., проведя двадцать заседаний. Некоторые разногласия между его членами были устранены путём обсуждения и уступок, и опасения, которые Сперанский ранее высказывал, полагая, что его предложения будут отвергнуты, не оправдались. Ещё до завершения заседаний комитета в Сибири, как предлагал Сперанский, были образованы Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское генерал-губернаторства. В марте 1822 г. по его рекомендации были назначены генерал-губернаторы: в Восточную Сибирь - тайный советник Лавинский, в Западную - генерал-лейтенант Капцевич, который, ещё во время пребывания Сперанского в Сибири, стал после смерти Г. И. Гла-зенапа командиром корпуса. Сперанский считал необходимым разделение края на два генерал-губернаторства, основываясь на географических, экономических и внешнеполитических факторах. «Это разделение местного управления, - указывал он, - признано необходимым: поскольку одно главное управление, где бы оно ни находилось, не могло охватить всей территории Сибири. Пограничная черта между этими двумя частями проходит по горному хребту, разделяющему на юг системы рек Оби и Енисея, на севере -по возвышенности между рек Таза и Пура. Это естественное разделение, применяемое к гражданскому управлению, давно известно в промышленности и торговле. Все направления внутренней торговли Восточной Сибири обращаются к востоку - в Иркутск и Кяхту; напротив, движение промышленности Западной Сибири идёт большей частью на запад, в Ирбит. Места, пригодные для хлебопашества, между Енисеем и Обью делятся этой чертой на две почти равные части. Связи продовольствия между этими частями никакой нет, как потому, что обе одинаково хлебородны, так и из-за трудности сообщений. Напротив эти связи постепенно усиливаются между крайними пределами каждой из них. Наконец черта, отделяющая Восточную Сибирь от Западной, делит и южную

границу Сибири на две части. Первая из них лежит в Киргизской степи, и боком касается китайской Монголии; вторая, во всем протяжении, смежная с Монголией. Правила пограничных отношений в той и другой части различны: отношения с Монголией основаны на трактатах, отношения чрез Киргизскую

9

степь имеют другие основания» .

Проекты М. М. Сперанского, минуя Государственный совет, были отправлены на утверждение императору Александру I и одобрены им. Комитет, обсуждавший проекты М. М. Сперанского, не был ликвидирован и был оставлен для дальнейшей работы, получив название Сибирского комитета10.

22 июля 1822 г. в соответствии с именным указом Сенату было издано Учреждение для управления Сибирских губерний с тремя положениями и шестью уставами, касающимися важнейших сторон сибирского управления. Учреждение для управления Сибирских губерний было основано на двух главных началах: «1) чтобы, несмотря на расстояния доставить всем частям управления способы к удобнейшему местному разрешению вопросов; 2) чтобы единством и постепенностью надзора удостоверить, как можно более, правильность движения управленческих решений»11.

Для того чтобы обеспечить «правильность движения управленческих решений», Учреждение предусматривало создание при исполнительной власти в Сибири совещательных органов: при генерал-губернаторах -Советов Главных управлений, при губернаторах - губернских советов, на окружном уровне - окружных советов12. Доказывая необходимость создания совещательных органов, М. М. Сперанский указывал, что власть личная нередко превращается в самовластие. Люди с лучшими намерениями могут ошибаться, могут увлекаться личными взглядами - и, действуя по совести, действуют противозаконно. Свободное обсуждение вопросов в совещательных органах предохраняет власть от этих ошибок и увлечений. Исполнительная власть, выслушав мнения членов совещательных органов, могла или принять их, или поступить по своему усмотрению, но обязана непременно выслушать эти мнения прежде, чем приступить к действию. Вместе с тем дела, требующие принятия персональ-

ных решений, должны быть предоставлены исключительно власти исполнительной13.

Некоторые современники М. М. Сперанского обвиняли его в том, что Учреждение 1822 г. серьёзно увеличило в Сибири численность бюрократических инстанций и что в организации совещательных органов он возвратился к принципам коллегиальности, которые были упразднены при переходе к министерской системе управления в Российской империи. Впрочем, сам М. М. Сперанский никогда не считал, что разработанное им Учреждение не требует доработок, а принципы коллегиальности, по его мнению, вполне допустимы для сибирской модели администрирования. В частности, в письме западно-сибирскому генерал-губернатору П. М. Капцевичу он отмечал: «Общая черта этих учреждений есть то, чтобы вводить новый порядок постепенно и по возможности, не разрушая старого. Все установления представляют в большей степени план к постепенному преобразованию сибирского управления, нежели внезапную его перемену»14.

Важно отметить, что уставы и положения Учреждения для управления сибирских губерний определяли правовое положение разных категорий сибирского населения (инородцев, ссыльных и др.), а также касались некоторых аспектов экономической жизни края, таких как земские повинности, долговые обязательства, функционирование хлебных магазинов, устройство сухопутных сообщений и т. д. Создание более благоприятных возможностей для хозяйственного развития региона и обеспечения населения продовольствием, устранение казённой монополии при хлебных закупках и другие преобразования оказали существенное влияние на социально-экономическую жизнь Сибири. Кроме того, уже само то обстоятельство, что теперь каждый ссыльный знал, что его ожидает в местах ссылки, сколько он должен пробыть в положении бесправного преступника и какие права у него будут впоследст-

вии, давало Учреждению несомненные преимущества над прежними законами, по которым ссыльный мог всю свою жизнь оставаться бесправным при произволе земской полиции. Учреждение 1822 г. устранило также разорительные и продолжительные для коренного населения поземельные споры, исключило беспорядочность во взимании налогов, способствовало сближению русского и коренных народов Сибири [5, р. 1235].

Учреждение 1822 г. инкорпорировало регион в общеимперское правовое поле, став составной частью Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. Вместе с тем оно определило особое место Сибири в имперском законодательстве. Некоторые правовые нормы, установленные в Учреждении, подверглись изменениям во второй половине XIX в. [6, с. 17], однако в целом оно действовало до революционных событий, потрясших Российскую империю в 1917 г. [7, с. 251]

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вагин В. И. Исторические сведения о деятельности графа М. М. Сперанского в Сибири : в 2 т. - СПб., 1872. - Т. 1. - С. 42.

2 Там же. С. 131.

3 Цит. по: Вагин В. И. Указ соч. Т. 2. С. 249.

4 Вагин В. И. Указ соч. Т. 1. С. 107.

5 Цит. по: Вагин В. И. Указ. соч. Т. 2. С. 257.

6 Цит. по: Корф М. А. Жизнь графа Сперанского : в 2 т. - СПб. : Имп. Публ. б-ка, 1861. -Т. 2. - С. 228.

7 Вагин В. И. Указ. соч. Т. 2. С. 312.

8 Корф М. А. Указ. соч. Т. 2. С. 267.

9 Цит. по: Вагин В. И. Указ. соч. Т. 2. С. 250.

10 Корф М. А. Указ. соч. Т. 2. С. 267.

11 Вагин В. И. Указ. соч. Т. 1. С. 647.

12 Прутченко С. М. Сибирские окраины. Областные установления, связанные с Сибирским учреждением 1822 г., в строе управления русского государства : ист.-юрид. очерки. - СПб., 1899. - Т. 1-2. - С. 256.

13 Обозрение главных оснований местного управления Сибири. - СПб., 1841. - С. 32.

14 Цит. по: Вагин В. И. Указ. соч. Т. 2. С. 322.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ремнёв А. В. Сибирь в имперской географии власти XIX - начала ХХ вв. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2015. - 580 с.

2. Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. -Омск : Изд-во ОмГУ, 1995. - 237 с.

М. М. Сперанский и Сибирь (к 200-летию Учреждения для управления сибирских губерний...

3. Дамешек Л. М., ДамешекИ. Л., Перцева Т. А., Ремнев А. В. М. М. Сперанский: Сибирский вариант имперского регионализма : к 180-летию сиб. реформы М. М. Сперанского. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2003. - 246 с.

4. Коновалов И. А. Сибирская полицейская бюрократия в государственном аппарате абсолютизма в первой половине XIX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. -2017. - Т. 16, № 3. - С. 400-414.

5. Konovalov I. A. Local government in Siberia in the 18th - early 20th century // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2021. - Vol. 14, iss. 8. - P. 1231-1238. - DOI: 10.17516/19971370-0798.

6. Коновалов И. А. Реформа политической полиции в Сибири во второй половине XIX в. // История государства и права. - 2014. - № 22. - С. 17-21.

7. Коновалов И. А. Роль и место общей полиции в системе местного управления в Сибири (XVIII - начало ХХ в.) : моногр. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 311 с.

Сведения об авторах

Толочко Анатолий Павлович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

РИНЦ AuthorlD: 452703

ORCID: 0000-0002-3898-7408

Коновалов Игорь Анатольевич - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,

Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

РИНЦ AuthorlD: 349646

ORCID: 0000-0001-7622-0230

WoS ResearcherlD: AAQ-1008-2021

Информация о статье

Дата поступления 2 января 2022 г.

Дата принятия в печать 28 января 2022 г.

Для цитирования

Толочко А. П., Коновалов И. А. М. М. Сперанский и Сибирь (к 200-летию Учреждения для управления сибирских губерний и 250-летию со дня рождения М. М. Сперанского) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 49-54. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).49-54.

A.P. Tolochko, I.A. Konovalov

M.M. SPERANSKY AND SIBERIA (TO THE 200th ANNIVERSARY OF THE INSTITUTIONS FOR THE ADMINISTRATION OF THE SIBERIAN PROVINCES AND THE 250th ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF M.M. SPERANSKY)

The study was prepared for the anniversary of M.M. Speransky and the anniversary of the adoption of the Institution for the Administration of the Siberian provinces in 1822. The authors consider the administrative activities of M. M. Speransky in Siberia. The paper describes the preparatory work for the creation of the Institution for the administration of the Siberian provinces in 1822. The authors are considering the procedure for the adoption of the bill. Special attention is paid to the analysis of the text of the law. In conclusion, the main conclusions are formulated, the authors emphasize that the law has consolidated the special advantages of public service on the Siberian outskirts of the country, contributed to the rapprochement of the Russian and indigenous peoples of Siberia. The Institution of 1822 incorporated the region into the general imperial legal field, becoming an integral part of the Complete Collection of Laws and the Code of Laws of the Russian Empire. It defined the special place of Siberia in the imperial legislation, becoming the first regional code in the history of Russia. The proclamation of such principles as freedom of economic development, provision of food by private trade, elimination of state monopoly in grain purchases had a significant impact on the development of socio-economic life of

the region. The Institution established the legal regulation of urban, volost, Cossack and foreign self-government in Siberia. Institution for the administration of the Siberian provinces of 1822, prepared by M.M. Speransky contributed to the socio-economic development of the region and acted until the revolutionary events that shook the Russian Empire in 1917.

Keywords: History of Siberia; M.M. Speransky; Governor-General; legislation; administration; province.

REFERENCES

1. Remnev A.V. Sibir' v imperskoi geografii vlasti XIX - nachala XX vv. [Siberia in the Imperial geography of power of the 19th - early 20th centuries], Omsk, Omsk State University Publ., 2015, 580 р. (in Russian).

2. Remnev A.V. Samoderzhavie i Sibir'. Administrativnaya politika v pervoi polovine XIX v. [Autocracy and Siberia. Administrative policy in the first half of the 19th century], Omsk, Omsk State University Publ., 1995, 237 р. (in Russian).

3. Dameshek L.M., Dameshek I.L., Pertseva T.A., Remnev A.V. M.M. Speranskii: Sibirskii variant imperskogo regionalizma [M.M. Speransky: The Siberian version of Imperial Regionalism], to the 180th anniversary of the Siberian reform of M.M. Speransky, Irkutsk, Irkutsk State University Publ., 2003, 246 р. (in Russian).

4. Konovalov I.A. Sibirskaya politseiskaya byurokratiya v gosudarstvennom apparate absolyutizma v pervoi polovine XIX v. [Siberian police bureaucracy in the state apparatus of absolutism in the first half of the 19th century]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: History of Russia], 2017, vol. 16, no. 3, рр. 400-414. (in Russian).

5. Konovalov I.A. Local government in Siberia in the 18th - early 20th century. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, vol. 14, iss. 8, рр. 1231-1238. DOI: 10.17516/1997-13700798. (in Russian).

6. Konovalov I.A. Reforma politicheskoi politsii v Sibiri vo vtoroi polovine XIX v. [Reform of the political police in Siberia in the second half of the 19th century]. Istoriya gosudarstva i prava [History of State and law], 2014, no. 22, рp. 17-21. (in Russian).

7. Konovalov I.A. Rol' i mesto obshchei politsii v sisteme mestnogo upravleniya v Sibiri (XVIII - nachalo XX v.) [The role and place of the General Police in the system of local government in Siberia (18th - early 20th century)], monograph, Moscow, INFRA-M Publ., 2020, 311 р. (in Russian).

About the authors

Anatoly P. Tolochko - Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of General History of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 452703 ORCID: 0000-0002-3898-7408

Igor A. Konovalov - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 349646

Article info

Received January 2, 2022

Accepted January 28, 2022

For citations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tolochko A.P., Konovalov I.A. M.M. Speransky and Siberia (to the 200th Anniversary of the Institutions for the Administration of the Siberian Provinces and the 250th Anniversary of the Birth of M.M. Speransky). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 1 (33), pp. 49-54. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).49-54 (in Russian).

ORCID: 0000-0001-7622-0230 WoS ResearcherlD: AAQ-1008-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.