лучении топлива и сельхозпродуктов, так и самого района» [2, Оп.1. Д. 127. Л. 7]. Кроме того, со строительством постоянного моста отпадала необходимость ежегодно затрачивать дефицитные материалы на его возведение. Также появлялась возможность высвободить столь необходимую для послевоенного восстановления хозяйства рабочую силу. Запланированные работы по возведению нового моста были осуществлены уже на следующий год [2, Оп.1. Д. 127. Л. 15 об.]. Проблема с переправой через крупнейшую реку региона была не только во Владимире, но и в Коврове. Там 9 ноября 1941 года по неизвестной причине рухнул автомобильный мост. В результате заведующим горкомхозом Маров получил предписание наладить движение парома и в 3-дневный срок восстановить наплавной мост [8, с. 14].
Таким образом, в годы войны городское хозяйство Владимирской области в целом находилось в неудовлетворительном состоянии. Это было вызвано в первую очередь дефицитом кадровых, материальных и финансовых ресурсов. Самыми неблагоприятным в этом отношении периодом были 1942 и 1943 годы. Несколько лучше складывалась ситуация во вновь ставшем областном центре Владимире. С другой стороны, городские власти и сами жители городов прилагали много усилий к улучшению плохой обстановки в сфере городского хозяйства. К концу войны положение стало улучшаться. Это было связано с грядущим ожиданием конца войны, когда экономика стала постепенно переводиться на мирные рельсы. Стал сокращаться дефицит материальных ресурсов, хотя с кадрами по-прежнему было не так всё просто.
Список литературы:
1. Агишева, О.В. Город в ценностном контексте // Проблемы политических ценностей в условиях трансформации режима. Томск, 2004. С. 89 - 109;
2. ГАВО РФ. Ф. Р-950.
3. ГАВО РФ. Ф. Р-3186.
4. ГАВО РФ. Ф. Р-3377.
5. ГАВО РФ. Ф. Р-3862.
6. Гусев А. Городское хозяйство Первоуральска в годы Великой Отечественной войны // [Электронный ресурс]. URL: http://pervo66.ru/history/articles-2104/.
7. Дорофеев, А. Владимир в годы Великой Отечественной войны / А. Дорофеев // Материалы исследований. Сборник № 6. Сост. А.А. Тенеткина. Владимир, 2000. - С. 92-97.
8. Ковровчане в Великой Отечественной: к 55-летию Великой Победы / сост.: Н.В. Фролов. - Ковров: Маштекс, 2000. - 112 с.: ил.
9. Косенкова, Ю.Л. Советский город 1940-х - первой половины 1950-х годов: от творческих поисков к практике строительства. М., 2000.
10. Осинцев, Л.П. и др. Щадринск. Городское хозяйство. Щадринск, 2004;
11. Чекалин В.С. Проблемы развития городского хозяйства в условиях местного самоуправления // Архитектурно--художественные и социально-экономические проблемы исторических городов. Л. 1991. С. 62-63.
М.М. СПАСОВСКИЙ - О СОБОРНОМ НАЧАЛЕ
Возчиков Вячеслав Анатольевич
доктор философских наук, профессор, Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск
В Архиве Гуверовского Института Стэнфордского университета в Фонде Ю.П. Миролюбова хранится копия рукописи известного русского эмигранта М.М. Спасов-ского (1890-1971) «О Соборном начале Руси» [см.: 3], на последней странице которой - небольшое письмо Юрию Петровичу Миролюбову, датированное 25 августа 1956 г. Выражаем сердечную признательность и искреннюю благодарность ассистенту Архива г-же Кэрол Лиденхэм (Carol A. Leadenham), которая любезно познакомила нас с данными документами, которые приводятся ниже.
О Соборном начале Руси.
Тысячелетняя история России, особенно ее пятиве-ковой Московский период, самый блистательный по выявлению своей государственной одаренности и своей здоровой национальной самобытности, подготовивший величавую мощь и красу Российской Империи, рассказывает нам всеми своими страницами, что Русь только потому уцелела, росла, крепла и цвела под тяжестью терзающих ее напастей, что в основе государственного благоустроения Земли Русской лежало соборное начало, -лежала Земщина, - мощь и воля Земли, - всей Земли.
Это начало не сразу оформилось в законченный институт, но оно сразу Верховную Власть поставило вплотную к Церкви и по линии роста на Руси христианского вероучения слило эти две силы с Народом, укореняя в жизни не только юридические отношения, но и чувство нравственное.
Проф. В.О. Ключевский так отмечает этот момент, очень важный в истории развития соборного начала Русской Власти:
- «Церковь на Руси ведала тогда не только одно дело спасения душ. На нее возложено было много чисто земных забот, близко подходящих к задачам Государства. Она является сотрудницей мировой государственной власти в устроении общества и поддержания государственного порядка». (Изд. 1909 года, стр. 48).
Все содержание Церковного устава Великого Князя Ярослава, сына Владимира Святого, удивительно живо и полно повествует о том, что действие Церкви распространилось не только на быт и нравы русского общества Х-Х1 веков, но и на политический порядок страны.
- «Церковь старалась, - пишет проф. В.О. Ключевский, - устранить некоторые тяжелые следствия тогдашнего политического порядка, например: княжеские усобицы и внушить лучшие политические понятия, разъясняя князьям истинные задачи их деятельности и указывая наиболее пригодные и чистые средства действия. Точно так же, не касаясь прямо ни форм, ни начал русского юридического быта, Церковь прививала к нему новые лучшие юридические понятия и отношения и с помощью их изменяла быт и нравы общества» (Изд. 1909 года, стр. 50).
Из этой беглой попутной справки читатель уже видит, что соборное начало, - начало деликатного кооперирования Русской Верховной Власти с Русской Церковью завязалось еще в Х веке и достигло высшей точки своего красочного развития в период Московского Царства, то
есть, длилось фактически свыше семисот лет. Оно то, это соборное начало позволило Руси пройти сохранною через все ее погромы и разгромы и расцвети в диковинную Империю и естественно составляло и составляет явление действительно феноменального порядка, единственное в Мировой истории. В глазах иностранцев это явление было и до сих пор остается «великой несообразностью», чем-то непостижимым и вообще «определенно непонятным», а, может быть, даже и ненормальным. Но соборное начало было и оно остается русским явлением, глубоко индивидуальным.
Это явление взращивалось и проверялось веками. Именно оно зародило и укрепило, подняло и раскинуло то, что известно человечеству под именем Исторической России. Именно оно, это соборное начало, вопреки всем окаянным условиям - климатическим, географическим и военно-политическим создало в России поистине самую совершенную форму демократического устройства, какая только известная Мировой истории, - Соборную Монархию или, выражаясь на современном языке, Демократическое Самодержавие, - такой режим, при котором Царь, Народ и Церковь совместными усилиями своей мысли, воли и православной совести ковали государственное благополучие своей страны. И ковали блестяще, - иначе крохотный удел Данилы не разросся бы в великую и цветущую Империю, не дал бы столь блестящую систему управления и столь блестящую культуру русскую.
Вот почему, - выражаясь словами Ив. Солоневича, - мы не хотим борьбы за власть, мы хотим соборность власти, - такой, какой эта соборность была на практике достигнута в Московской Руси и создала там государственный строй, до какого Петербургская Империя так и не сумела дойти (см. «Народную Монархию», часть I, стр. 108).
Отсюда понятно ревнивое отношение к соборному началу, которое несет в себе все элементы органического, самого живого, тесного и честного сотрудничества Верховной Власти, Церкви и Народа и которое, действительно, крепко и грозно стоит на страже и общегосударственных и общенародных интересов. При соборном начале народными представителями являются представители от всего населения, от всех его слоев и категорий, -лица, профессионально связанные с местом и со всей сферой своей работы и потому, конечно, максимально сведущие по линии той области государственного хозяйства страны, которую они представляют, как специалисты.
На Всероссийских Земских Соборах Московской Руси мы видим представителей административных, военных, церковных, торгово-промышленных и общественно городских и сельских кругов со всей Земли. Кадр этих представителей составляется по принципу территориальному и профессиональному и эти представители естественно заинтересованы не в том, как бы это половчее и понапористее дорваться до власти и сесть на шею народную, а исключительно в том, как бы возможно полнее и возможно вернее осветить, защитить и укрепить интересы Государства по данной линии государственно-хозяйственной жизни.
Этим лицам, чтобы быть избранным в Земский Собор, не надо ничего обещать, а, следовательно, и лгать своим избирателям, им не надо никого подкупать или соблазнять, обволакивать и обманывать какой бы то ни было пропагандой и тратить на нее бешенные деньги, иногда очень темного происхождения. Этим лицам требуется только одно: - знать возможно полнее и понимать возможно глубже ту сферу труда, которую они представляют,
и освещать эту сферу возможно честнее. Наиболее знающий, толковый и живой, наиболее честный и верный сын своего народа сам собою, силою своего труда, своей даровитости, своих познаний, своего опыта и своего душевного благородства автоматически выбрасывается на гребень жизни и посылается представителем Народа на Земский Собор.
Одаренные по природе, преданные своему делу и верные своей стране, эти люди - члены Московских Земских Соборов работали так, как никогда не работали, да и не могут работать никакие парламентарии-партийцы. Именно по этой причине соборяне смогли построить и построили Великую Державу Российскую - диковинное Государство Российского Царствия.
М.М. Спасовский
Глубокоуважаемый Юрий Петрович, - с благословения нашего <нрзб> Епископа Саввы я принял на себя представительство по распространению здесь церковной литературы, которую буду продавать по воскресениям на воротах Архиерейского дома - в непосредственной близости от нашего Кафедрального Собора (в гор. Стратфилде). Тут же я получил право продавать и наши национальные русские эмигрантские газеты, журналы и книги. Буде уместно, могу продавать и Вашу «Жар-Птицу». В положительном случае прошу высылать мне «Жар-Птицу» с июльского ^ра в количестве пока только десяти экз. и указать условия продажи и расчета с вами.
Дай Бог вам всего доброго. С искренним уважением Мих. Мих. Спасовский.
25 авг. 1956.
(Подготовка к печати и публикация В.А. Возчикова)
Из письма следует, что Спасовский, недавно прибывший в Австралию с острова Формоза, активно обустраивается на новом месте жительства, обстоятельства не сломили его, он по-прежнему энергичен и предприимчив. Сообщение о распространении церковной литературы и эмигрантской периодики вполне коррелирует с воспоминаниями капитана 3 ранга ВМФ Австралии в отставке, русского эмигранта Георгия Михайловича Некрасова. Так, отвечая на вопрос редактора газеты «Единение» (г. Сидней) Владимира Кузьмина: «В ваших книгах немало морских историй о морском флоте России начала прошлого века. Откуда вы берете материалы?», офицер сказал:
- Должен признаться, что мне повезло. В первый раз оказавшись в Сиднее, я пришел в собор, а после литургии зашел в книжный киоск, который тогда содержал М.М. Спасовский. Рассказал, что слышал, в Сиднее имеется кают-компания офицеров Императорского Флота. И тут же познакомился с одним из них. Потом получил приглашение на встречу, а там и сам был принят в члены. Потом старался не пропускать их встреч. <...> [см.: 2].
Со своей стороны выражаем искреннюю признательность Георгию Михайловичу Некрасову за эксклюзивные сведения, которыми он счел возможным поделиться в ответ на нашу просьбу:
«С Михаилом Михайловичем (Спасовским. - В.В.) я был знаком, но не близко. Он в те годы жил в Сиднее, а я там поначалу бывал только, когда корабль туда приходил. Моя семья и все родственники жили в Мельбурне. И даже когда мы переехали на время в Сидней, наш дом был далеко от центра (и также от «русского центра»). Поэтому мои воспоминания об М.М. Спасовском неполные. Мне он запомнился как худощавый, всегда опрятно одетый и подтянутый среднего роста господин в очках. Говорил
всегда ясно и четко, за словом в карман не лазил. У нас были общие знакомые, главным образом члены Кают-компании офицеров Р.И.Ф. Они подтвердили мои впечатления о твердых монархических убеждениях Михаила Михайловича. Всегда был осторожен в своих высказываниях и его слова были вескими. Русская жизнь в Сиднее очень часто была неспокойной и отличалась ненужной грызней как личностей, так и организаций (включая церковные приходы). Я не помню никаких разговоров о каком-либо участии М.М. Спасовского в этом».
(Из электронного письма Г.М. Некрасова - В.А.
Возчикову от 23 мая 2014 г.).
Упоминаемый Спасовским епископ Савва - глава Австралийско-Новозеландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей с 1955 по 1970 гг. (в миру -Феодор Феодорович Раевский) стремился оказывать всяческую поддержку соотечественникам. В одной из публикаций, последовавших после кончины владыки, говорится: «Наряду с укреплением материального благополучия епархии, владыка Савва, как и многие другие, нес в своем сердце тяжелую гирю изгнания, о чем свидетельствует его активная работа по выписке русских из коммунистического Китая ...» [1, с. 14].
Сведениями о том, принял ли Ю.П. Миролюбов предложение М.М. Спасовского о присылке номеров журнала «Жар-Птица», мы не располагаем, равно как и о том, с какой целью отправлял Михаил Михайлович свою статью: рассчитывал ли он на публикацию или же просто поделился своими взглядами?.. По нашим сведениям, опубликованный выше текст ранее обнародован не был. Полагаем, что перед нами - одна из вариаций темы, к которой Спасовский неоднократно обращался в 50-60-е гг. прошлого века, - монархическая государственность, величие исторической России. Данная проблематика всегда была близка Михаилу Михайловичу, однако мощным стимулом активизации интереса к ней стало изучение труда И.Л. Солоневича «Народная монархия», под впечатлением которого М.М. Спасовский подготовил и свою известную работу - «Соборная монархия» [см.: 4].
Статья «О Соборном начале Руси» в сжатом виде отражает основные идеи «Соборной монархии», может быть, с более явственным акцентированием роли церкви в государственном строительстве. Так, в контексте архивной публикации обратим внимание на положения «Соборной монархии» о том, что «понятие Соборной Монархии присуще только Русской Истории» [4, с. 7], «Соборы Земские никогда не претендовали на власть, а Цари русские никогда не шли против мнения земли русской» [4, с. 11], «Никак не посягая на власть Царя и никак ее не ограничивая, Собор своими указами подчеркивал самое главное, а именно то, что распоряжения московских властей свободно обсуждаются Всей Землей, всеми земскими выборными людьми ...» [4, с. 37] и др.
На взгляд публикатора, и статья, и письмо к Ю.П. Миролюбову являются ценными источниками для изучения жизни и деятельности Михаила Михайловича Спасов-ского, понимания его мировоззрения в послевоенные годы.
Список литературы:
1. К.П. Еще тяжелая утрата [Текст] // Православная Русь: Церковно-общественный орган, основанный братством преп. Иова Почаевского в 1928 г. во Владимировой на Карпатах (Джорданвилль; Типография преп. Иова Почаевского Свято-Троицкого монастыря). Год издания 47-й. - 1976. - №9 (1082). -14 мая. - С. 14-15.
2. Кузьмин, Владимир. Любовь к морю: Интервью с капитаном 3 ранга ВМФ Австралии в отставке Георгием Михайловичем Некрасовым [Текст] / Владимир Кузьмин // Единение: Русская еженедельная газета (Сидней, Австралия). - 2013. - №3 (3253). -С. 3.
3. Спасовский, М.М. О Соборном начале Руси [Текст] / М.М. Спасовский // Uni Petrovich Miroliubov Collection. Box 8. Folder 18. (Reel 8). Hoover Institution Archives.
4. Спасовский, М.М. Соборная монархия [Текст] / М.М. Спасовский. - Буэнос-Айрес: Изд-во «Наша страна», 1953. - 46 с.