Научная статья на тему 'М. И. Волков - ученый, учитель, человек'

М. И. Волков - ученый, учитель, человек Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. И. Волков - ученый, учитель, человек»

Вестник ХНАДУ, вып. 79, 2017

Е

ЮБИЛЕИ

М.И. ВОЛКОВ - УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК

Когда, спустя 40 лет после ухода М.И. Волкова из жизни, думаешь о нем, о его влиянии на тебя, о его вкладе в тебя, начинаешь сомневаться, кого в нем было больше - ученого или учителя? Приходишь к мысли - человека! Человека во всем его многообразии: мудрости, учености, опытности, мягкой настойчивости, наставничестве, артистичности, ироничности, доброжелательности и жизнелюбии. Какие еще слова может адресовать ему обожающий его ученик, в котором учитель пробудил страсть к науке, о чем тот не подозревал. Бывают такие «звездные часы» в человеческой жизни, когда зарождаются судьбы, определяются жизненные пути, предначертываются свершения. Что такое кафедра, особенно по узкому профилю знаний - дорожно-строительные материалы? Казалось бы, так оно и есть в десятках других коллективов - маленькая группа людей, знающих свое узкое дело и пытающихся передать свои знания «старающемуся» - студенту.

Можно ли было ожидать в подобном коллективе чего-то большего, чем обыденность, судьбоносного? Вряд ли. Как правило, кафедра - это тихая обитель с непрактикующими обуча-телями. А здесь совсем не так! Здесь крепкая семья (за малым исключением) единомышленников, школа, объединенная страстным желанием познавать хоть крупицу нового, постоянно думать, может даже - мыслить, искать логические связи в этих непознанных объектах, эвристической страсти открытия, логической завершенности результата.

Исполняется 85 лет кафедре! Кафедра за это время подготовила 140 кандидатов, 7 докторов наук, около 20 профессоров, 4 ректора высших учебных заведений, 2 секретаря парткома, более десятка заведующих кафедрами, находящихся в разных уголках страны, около сотни доцентов. Три заведующих кафедры за 85 лет. Невероятно, но это факт. Много ли таких кафедр на просторах бывшего Советского Союза?

Мировое признание; наполненные цветами учебные лаборатории; несравненный, фактически академический, кабинет геологии, создаваемый по камушку с разных месторождений на 1/6 части света энтузиастами-фанатами своего дела.

А книги - учебники, по которым учились 4 поколения будущих инженеров! Настольная книга студентов-дорожников всех ВУЗов страны была издана в 1938 г. Профессор умел сколачивать творческие коллективы. Его соавторами при создании первой редакции учебника «Дорожно-строительные материалы» были В.О. Гельмер и К.И. Штауб. Книга-наставление по испытаниям дорожно-строительных материалов (лабораторный практикум) впервые вышла в 1954 г. и переиздается до сил пор. Соавтором М.И. Волкова был Н.Ф. Пантелеев, в то время -заведующий аналогичной кафедрой в МАДИ. Там же, в МАДИ, уже с довоенных лет работал искренне добродетельный Н.В. Горелышев - будущий директор СоюздорНИИ, а затем заведующий той же кафедры, преданный друг Михаила Ивановича и его учеников. Кафедры этих двух ВУЗов были дружны. Это началось с 1943 года, когда Михаил Иванович во время войны работал в МАДИ, продолжалось с переходом в МАДИ профессора И.В. Королева и продолжается по сей день, благодаря Ассоциации исследователей асфальтобетонов, одним из сопредседателей которой является представитель кафедры ХНАДУ.

Михаил Иванович начал грунтоведом, продолжил заведующим лаборатории, ассистентом на кафедре грунтоведения Харьковского сельскохозяйственного института. Одновременно работал в научно-исследовательской лаборатории дорожной станции, которая в 1929 году стала Научно-исследовательским бюро Главного управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете народных комиссаров УССР. Через год Бюро было преобразовано в НИИ безрельсовых дорог и транспорта «УкрдортрансНИИ», где Михаил Иванович занял первую в своей жизни руководящую должность - руководителя грунтово-геологической группы. Он быстро рос: старший научный сотрудник, заведующий лабораторией. Именно в это время Михаил Иванович разрабатывает приборы и методы испытаний грунтов и материалов (эта склонность и любовь к приборам останется с ним навсегда), публикует статьи. На основе исследований того времени вместе с М.М. Подъяконовым он создает «Метод оценки горных пород как сырья для производства природных каменных материалов».

Тогда же зарождается его наиболее эффективное направление - использование побочных продуктов производства в качестве составляющих дорожных бетонов и одежд. Направление, которое в настоящее время стало приоритетным во всех развитых странах мира в связи необходимостью предотвращения экологической катастрофы из-за чрезмерного потребления материа-

К 1930 году Михаил Иванович был признан научной общественностью страны, он становится (по рекомендации выдающегося ученого-дорожника Г.Д. Дубелира) членом-корреспондентом Ленинградского научно-исследовательского автомобильно-дорожного института, членом Научно-технического Совета при Главном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК УССР. Это в неполных 33 года!

В этот же период зарождается судьбоносное сотрудничество А.К. Бируля и М.И. Волкова. Именно А.К. Бируля, работавший в то время заместителем директора ХАДИ, созданного, как и другие 5 институтов этого профиля, 7 июня 1930 г., приглашает Михаила Ивановича к себе на работу, сначала заведующим кабинетом, а затем доцентом и заведующим кафедрой дорожно-строительных материалов. В 1938 году специальным постановлением правительства целому ряду успешных ученых страны были присвоены ученые степени и звания. Михаил Иванович в одночасье стал кандидатом технических наук и профессором. Главным аргументом в пользу такого решения был упомянутый выше учебник. Без преувеличения можно утверждать, что за такой учебник можно было бы рассчитывать на звание профессора на любом этапе развития науки, а в наше время авторы учебника конечно заслужили бы еще и почетное звание лауреатов Государственной премии.

Михаил Иванович не был узко ориентированным ученым, как его «наследники» по заве-дыванию кафедрой ИМ. Грушко и В.А. Золотарёв. Круг научных интересов Михаила Ивановича все время расширялся. Он обладал потрясающей научной интуицией. Можно перечислить много инновационных направлений, которые он основал. В 1935 году на кафедре было начато исследование бетонов на органических вяжущих. Первым на этом пути был Г.К. Сюньи, защитивший в 1940 г. блестящую диссертацию, которая предвосхитила научное направление по трещиностойкости асфальтобетонов минимум на 40 лет. Практически одновременно с ним защитил диссертацию по органическим вяжущим и В.О. Гельмер. Благодаря этому направлению взрощена целая плеяда незаурядных исследователей: Г.К. Сюньи, М.И. Борщ, И.В. Королев, В.П. Кузьмичев, A.B. Юхименко, Н.В. Горнаев и мн. другие. Профессор понимал, что будущее автомобильных дорог за асфальтобетоном. И он не ошибся. Сегодня около 85 % дорожных

лов и энергии из невозооновляемых природных источников.

Вестник ХНАДУ, вып. 79, 2017

9

покрытий в мире являются асфальтобетонными. За 85 лет существования кафедры по этому направлению защищено 75 кандидатских и 4 докторских диссертации. Всего под руководством М.И. Волкова защитили свои диссертации 49 кандидата и три доктора наук.

Но к средине 50-х годов профессор осознает, что цемент - не только «хлеб строительной индустрии», но и дорожного строительства. Исследования в этом направлении он начинает с изучения структуры и свойств дорожных цементных бетонов. Первая диссертация была защищена в 1963 году B.C. Гладковым. В это же время в стране начинают уменьшать численность армии. Под сокращение попадает и молодой офицер ИМ. Грушко. В 1958 году он поступает в аспирантуру к Михаилу Ивановичу, быстро воспринимает научное направление и в 1962 году защищает кандидатскую, а уже через 8 лет - докторскую диссертацию. Он укрепляет направление «Структура и свойства дорожных цементобетонов», создает мощный научный коллектив. С годами (до 1997 г.) под его руководством защитились 43 исследователя. Иван Макарович был темпераментной, оптимистической натурой: вмиг загорался новой научной идеей, в кратчайшие сроки ее осуществлял. Как молодой коммунист, он быстро попал в партийную систему, ему нравилась и эта работа. Крутая карьерная лестница: секретарь партбюро, парткома, проректор, ректор ХАДИ. Бурная деятельность и тяжелая разновекторная работа сломили его. И если поставить на чашу весов: кто он - ученый или руководитель, можно справедливо утверждать по совокупности способностей - он больше ученый. Если бы он продолжал свой путь в научном направлении, наверное, стал бы, по крайней мере, членом-корреспондентом АН УССР. Но не сложилось.

А Михаил Иванович всю жизнь до конца отдал науке и кафедре. Началась она в скромной по достатку и образованию среде. Родился он в сентябре 1897 года в Слободе Ракитное Курского уезда. Но в графе «национальность» ставил - украинец. Это неудивительно, - в Западной России во многих селах и городках жили украинцы, говорящие на украинском языке - никто не запрещал. Много таких селений было и в Белгородской губернии. Вообще жители этих регионов тяготели к Харьковской области, и учиться, как правило, приезжали в Харьков. Село Ракитное было одним из таких, сначала принадлежало оно генеральному писарю В. Кочубею, который так неудачно столкнулся с С. Мазепой и был безвинно казнен при попустительстве Петра I. Владельцами слободы были: С. Мазепа, А. Меньшиков, последними -князья Юсуповы.

Отец Михаила Ивановича происходил из православных крестьян, а мать была католичкой, что само по себе свидетельствовало о толерантности этой пары и большой любви. Эта супружеская чета произвела на свет 9 детей. По профессии отец Михаила Ивановича был механиком. Дети получили хорошее образование. Михаил Иванович тоже начал свое образование в гимназии в г. Сумы. Он был общественно активным молодым человеком. В Харькове уже в 1915 г. он участвует в Съезде горнопромышленников Юга России, поступает на физико-математический факультет Харьковского императорского университета, но в конце 1916 года его призывают в армию. Первая мировая война разрушила семейную идиллию. Октябрьская революция разбросала семью в разные стороны. Через несколько месяцев его направляют в четырехмесячную школу прапорщиков в г. Тифлис. По окончании школы М.И. Волков служил делопроизводителем в белой армии при штабе Кавказского военного округа. В 1918 году власть поменялась. Михаил Иванович берет отпуск и едет в Сумской уезд. В это время там уже была гетманщина П. Скоропадского. Михаил Иванович устраивается работать химиком на сахарный завод. Вскоре к власти приходят большевики, и Михаила Ивановича призывают в Красную Армию. В 1919 он попадает в плен к белым. В качестве рядового его зачисляют в Добровольческую армию. Там он заболел тифом (спутником гражданской войны); после выздоровления, воспользовавшись военной неразберихой, перешел на сторону Красной Армии. Служил в бригаде знаменитой Красной латышской дивизии, где его прикомандировали к отряду по борьбе с тифом и холерой.

В 1921 году закончились военные мытарства Михаила Ивановича, он демобилизовался и решил продолжить образование в Харьковском университете. Но система образования изменилась и, к счастью для дорожной науки, Михаил Иванович поступает в Харьковский сельскохозяйственный институт, который заканчивает в 1925 году.

Во время учебы, чтобы выжить, Михаил Иванович работал. В душе М.И. Волков был артистом, поэтом и художником, был режиссером молодежного театра, картины рисовал до глубокой старости. Мог цитировать своим слушателям целыми страницами классику, особенно

любил А.П. Чехова. Он воспитывал своих учеников неназойливо, без каких-либо признаков превосходства, и ласково называл нас, независимо от пола, «дурами». Особенно поучительным для нас, асфальтобетонщиков, было высказывание типа: «Виктор, дура, в асфальтобетоне нет битума - есть асфальтовяжущее». Он глубоко осознал учение А.П. Сахарова и передал его нам.

42 года заведования кафедрой, 42 года движения вперед, познания нового, воспитания учеников и студентов в качестве бессменного руководителя студенческого научного общества. Достойная жизнь интеллектуала, ученого, воспитателя, прекрасного отца!

Михаил Иванович не гнался за наградами, не добивался их. Их перечень невелик: «Почетный дорожник», орден «Трудового Красного знамени», «Знак Почета», медаль «За доблестный труд» в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., Заслуженный работник Высшей школы Украины. Трогательной была любовь к М.И. Волкову тех, кого когда-то он учил. «Орден Трудового Красного Знамени» он получил в 1944 году, когда работал в МАДИ. Невероятно, но факт. Некоторое время спустя он получил письмо-открытку с фронта из Польши. В нем инженер-майор В.Ф. Андреев пишет: «Уважаемый Михаил Иванович! От души поздравляю Вас, моего бывшего декана дорожного факультета, с получением правительственной награды -«Ордена Трудового Красного Знамени». Студент-выпускник 1938 года.

Не только награды М.И. Волков получал от Советской власти - были и наказания. В 1956 г. в Венгрии поднялось восстание против тамошней коммунистической власти. Оно было жестоко подавлено советскими войсками. А в это время заканчивал ХАДИ венгр-демократ Ференц Буркуш. Он и старшая дочка Михаила Ивановича 18-летняя студентка ХИСИ полюбили друг друга. Они поженились и уехали в Венгрию. За это М.И. Волкова сняли с должности проректора по учебной работе. «Как же может профессор воспитывать студентов, - подумали чиновники, - если он не смог правильно воспитать даже свою дочь». Но сердцу не прикажешь. Ференц и Нина создали прекрасную семью и живут в любви уже 61 год.

В 2010 году была издана серия библиографических очерков о выдающихся ученых и педагогах ХНАДУ. В очерке о М.И. Волкове приведены воспоминания его учеников и тех, кто работал или общался с ним. Все они полны искренней любви и благодарности за счастье общаться с профессором. Названия кратки, но богаты смыслом: профессор М.И. Волков -«Учитель, ученый, человек» (Кузьмичев B.T); «Памяти учителя посвящается» (А.К. и H.C. Да-гараны); «Каким я помню М.И. Волкова»; «По-моему, других таких примеров (о научной школе) нет ни на одной дорожной кафедре ХАДИ, МАДИ, КАДИ, СИБАДИ и т.д. Спасибо ему за это!» (Б.С. Радовский); «Благодарен судьбе за встречу с М.И. Волковым» (И.И. Тимченко -преемник Михаила Ивановича на посту руководителя CHO); «Учитель мой - таких Учителей забывать нельзя» (A.M. Гридчин - ректор Белгородского технологического университета); «Выдающийся организатор подготовки специалистов высшей квалификации» (В.И. Братчун, первый проректор ДонНАБА, зав. кафедрой ТСМИиАД); «Дорогой памяти Большого человека, профессора» (Н.П. Лукин, зав. кафедрой мостов ХАДИ).

Что к этому можно добавить? Просто нам всем в жизни повезло встретиться с Михаилом Ивановичем Волковым.

B.A. Золотарёв, проф., д.т.н., Л.А. Прилуцкая, доц., к.и.н.

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.