Научная статья на тему 'М. И. Кунинский и западноевропейские издания XVI века из его книжного собрания'

М. И. Кунинский и западноевропейские издания XVI века из его книжного собрания Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

50
19
Поделиться

Текст научной работы на тему «М. И. Кунинский и западноевропейские издания XVI века из его книжного собрания»

Лшдш ш

О.^.. Кудрявцева.

М.И. Кунинский и западноевропейские издания XVI века из его книжного собрания

Самым примечательным и крупным книжным собранием в Пскове в середине XIX столетия была частная библиотека протоиерея Михаила Ивановича Кунинского (1796-1874). О ее основателе - библиофиле мы узнаем из «Русского биографического словаря»1, а также из «Псковского биографического словаря»2, сведения для которых были взяты из двух некрологов, написанных в 1874 г. К.Г. Евлентьевым и П.К. Альбовым3. Документальные материалы Государственного архива Псковской области, а также книги с владельческими штампами Кунинского, хранящиеся в отделе рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника,4 позволяют дополнить биографические сведения о коллекционере, рассмотреть вопрос о формировании и развитии библиофильских увлечений М.И. Кунинского, обратить внимание на ряд западноевропейских изданий XVI столетия, которые составляют наиболее ценную часть его сохранившегося небольшого книжного собрания.

О семье Михаила Ивановича Кунинско-го нам почти ничего не известно. Родился он 5 января 1796 г. в селе Кунине, недалеко от Новгорода в семье священника. Образование получил в Новгородской духовной семинарии, обладавшей богатейшей библиотекой. Ее основу составило книжное собрание Новгородского архиепископа Феофана Прокоповича, который из Псковского арсенала вывез 2500 книг, ранее находившихся в Дерпте5.

Кудрявцева Ольга Анатольевна - старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника. Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант № 11-14-60002а /3)

Вероятно, в Новгороде у него зародился интерес к редкой книге и возникло желание их коллекционировать. Способный, легко усваивающий иностранные языки, юноша продолжил образование в Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия в 1821 г. и был определен в Псковскую духовную семинарию преподавателем сначала еврейского и немецкого, а затем греческого и французского языков. В Государственном архиве Псковской области сохранились конспекты дисциплин М.И. Кунинского, которые он читал в семинарии в 1821-1822 учебных годах6. В должности преподавателя Михаил Иванович проработал около восьми лет и одновременно выполнял другие поручения: был секретарем и членом семинарского правления, в 1827 г. «освидетельствовал» семинарскую библиотеку по каталогам и спискам, составленным профессором Михаилом Малеиным7, исполнял в том же году должность библиотекаря. В это время Кунинский мог познакомиться с роскошными фолиантами из библиотек псковских архиереев ХУШ в.: Варлаама (Леницкого), Симона (Тодорского), Гедеона (Криновского), Иннокентия (Нечаева), восхищаться арабскими рукописными книгами ХУ-ХУН столетий, греческой рукописью X века. Несомненно, что в Пскове окончательно окрепла его любовь к редким книгам и он стал их страстным почитателем. В Пскове Михаил Иванович создал семью, появились первые дети, и в 1826 г. он был рукоположен в священники Петропавловского собора. Через три года (в 1829 г.) уже протоиереем его направили в Митаву, где находился право-

славный храм Симеона и Анны, построенный в конце XVIII в. знаменитым архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. В этом лифляндском городе Кунинские прожили до 1839 г. Этот период оказался очень важным в жизни протоиерея. Он много работал, часто по делам ездил в Ригу, занимался увещеванием раскольников, был благочинным церквей, находящихся в Курляндии, после образования Полоцкой епархии в 1833 г. принимал дела от Лифляндского Духовного Правления. В начале 1830-х гг. начался процесс обращения униатов в православие, и этой работой также занимался Кунинский. Многие западноевропейские книги выбрасывались, сжигались, уничтожались. После закрытия Полоцкой коллегии, обладавшей огромной библиотекой, книги вывозились в Санкт-Петербург, Москву, отбирались для гимназий, семинарий, кадетского корпуса8. Т.В. Говорова пишет, что часть библиотеки Полоцкого коллегиума была расхищена, редкие и дорогостоящие книги продавались за несколько грошей. Книжный рынок оказался перенасыщенным западноевропейскими книгами. За очень короткое время Михаил Иванович Кунинский сумел собрать богатую библиотеку. Своей главной миссией он считал «...сохранение этих драгоценностей от истребления невежеством.»9. Любовь к книгам проявилась и в том, что в 18351837 гг. он являлся попечителем публичной библиотеки в Митаве. Вероятно, в это время он принял решение о передаче своего основного книжного собрания в Полоцкую семинарию. Михаил Иванович разбирал библиотеку, отбирал книги, которые были необходимы его детям. На книгах появлялся владельческий штамп «П.М. Кунинский» -«Протоиерей Михаил Кунинский», а также владельческие записи, свидетельствующие о принадлежности книг его детям. Так, на сохранившейся книге XVI в.10 кроме владельческого штампа протоиерея сохранилась запись «К:М: Кунинский 1837», свидетельствующая о принадлежности этого издания его старшему сыну Константину. В 1836 г. М.И. Кунин-ский получил признательность Полоцкого епархиального начальства за воспитание и за пожертвование им для Полоцкой семинарии 1216 книг11.

Через два года, в 1838 г. Михаил Иванович стал протоиереем Рижского собора, и следующие четырнадцать лет его жизни (до 1852 г.) и его семьи были связаны в Ригой. Кунинский кроме того, что служил в храме, занимался учебными духовными и светскими заведениями. Он был смотрителем Рижского духовного уездного училища, входил в комиссию, управляющую училищами Риги, преподавал в Рижской гимназии и училищах. После создания в 1850 г. Рижской епархии заведовал Рижской семинарией в качестве ректора и являлся членом Рижской духовной консистории. Материальное положение его упрочилось, получал он 800 рублей серебром, что давало возможность не только учить четырех детей, но и приобретать книги, необходимые для учебы и преподавания. В 1851 г.12 Михаила Ивановича перевели в Псковский кафедральный собор.

Последние годы жизни Кунинского были связаны с Псковом. Покидая Рижскую епархию, Михаил Иванович оставил в Риге старшую дочь Елизавету, которая вышла замуж за преподавателя Рижской духовной семинарии. А в 1852 г. его старший сын Константин закончил Санкт-Петербургский университет, философско-юридический факультет по юридическому разряду13. Позднее, в 1860-х гг., он жил в Петербурге, служил в Департаменте уделов. Второй сын библиофила состоял на военной службе «в телефонном ведомстве»14. В Псков Кунинский приехал с женой и младшей дочерью Екатериной, которая вскоре вышла замуж за преподавателя Псковской семинарии Ивана Лебединского15, но овдовела, и к ней сватался Андрей Григорьевич Полотебнов, преподаватель Псковской духовной семинарии.

В Пскове Михаил Иванович стал членом Псковской духовной консистории, смотрителем Псковского уездного и приходского училищ. Доходы его сильно сократились: штатное жалование его составляло 600 руб., или 173 руб. серебром, и доход от 150 до 185 руб. Кроме того, из-за растрат в Псковской консистории вместе с другими членами его привлекли к суду, но он был оправдан. Этот трудный период в жизни Кунинского совпал с болезнью и смертью жены. В 1863 г. он обратился в Псковское семинарское правле-

ние с просьбой об увольнении, но ответа на прошение не последовало. И только в 1865 г. оно было удовлетворено, и ему назначили пенсию в размере 185 руб. 90 коп.16 Теперь Михаил Иванович был свободен и мог заниматься любимым делом, собирать монеты и книги. Он сблизился с кружком любителей старины, созданным служащими Псковского статистического комитета. О его дружбе с секретарем комитета И.И. Василевым свидетельствует дарственная запись на Библии, которую он ему подарил: «Мужу просвящен-ному и любителю просвящения Ив. Ив. Василеву М.И. Кунинский 1863 года мая 30 дня»17. Он общался с людьми, близкими ему по духу и увлечениям. Среди них - А.Г. Полотебнов (1843-1905), будущий известный духовный писатель, который в 1868-1869 гг. вместе с М.И. Кунинским являлся сотрудником про-тивораскольнического журнала «Истина»18, издатель этого журнала К.Е. Голубов, любитель старины Г.И. Тарасов.

В 1872 г. при Псковском губернском статистическом комитете была создана Археологическая комиссия, которая занялась устройством музея, а практической работой занимался К.Г. Евлентьев19. Среди первых дарителей был и Михаил Иванович, передавший музею коллекцию монет. Он продолжал приобретать редкие рукописные и старопечатные книги. Среди удачных находок следует назвать «Книгу псковитина посадского торговаго человека Сергея Иванова сына Поганкина» XVII века. Кунинский предоставил возможность краеведу, архивариусу Псковского окружного суда К.Г. Евлентье-ву изучить ее и опубликовать в 1870 г.20 После смерти Михаила Ивановича в 1874 г. его сын Константин Михайлович подарил эту бесценную находку музею Псковской археологической комиссии. И имя М.И. Кунинского вошло в историю Пскова. В 1870 г. он пожертвовал пятьсот книг в библиотеку Псковской духовной семинарии, за что удостоился благославления Святейшего Синода. После смерти знаменитого библиофила наследники должны были передать еще 1500 экземпляров21. В 1882-1883 гг. по каталогам библиотеки Псковской духовной семинарии значилось 1453 названия книг из библиотеки М.И. Кунинского.22 Тематический репертур

этого собрания пока нам неизвестен, т. к. описи библиотеки М.И. Кунинского до настоящего времени не выявлены.

Но в отделе рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника есть фонд Ку-нинских23, в который входят 133 печатные книги, - приблизительно десятая часть того, что когда-то хранилось в книжном собрании семинарии. Все книги имеют владельческие штампы протоиерея М.И. Кунинского, владельческие записи его сыновей Константина и Владимира и включают: три издания кирилловской печати XУII-XУШ вв., 25 книг гражданской печати XVIII столетия и 105 томов западноевропейской печати XУI-XIX вв. на латинском, греческом, немецком и французском языках. Это сочинения античных философов, историков, писателей: Аристотеля, Плутарха, Цицерона, Геродота, Гомера, Корнелия Непота, Овидия, Вергилия; произведения писателей эпохи Просвещения: Вольтера, Монтескье, а также языковые словари и другие издания.

Но наиболее ценными являются книги иностранной печати XVI в. До Великой Отечественной войны в Псковском музее находилось восемь томов эпохи Возрождения и Реформации из библиотеки Кунинских. Четыре из них оказались утраченными24.

Сохранились четыре небольших тома XVI в. в четвертую, восьмую и шестнадцатую долю листа с владельческим штампом «П.М. Кунинский».

В начале XX столетия эти книги находились в разных книжных собраниях. Два тома хранились в фундаментальной библиотеке Псковской семинарии25, один26 - в музее Церковно-археологического музея, хотя все три тома имеют штамп Псковской семинарии, а третий27, вероятно, в частном собрании, и в конце 1918 - в начале 1919 гг. он поступил в музей Псковского археологического музея. После революции все они уже хранились в Псковском музее.

При более детальном изучении этих томов выяснилось, что в их составе - восемь сочинений XVI столетия. Они входили в круг гуманистических дисциплин, которые в эпоху Возрождения получили название «studia Мтапка^»28. Гуманисты, ученые, писатели, поэты этого периода особое внимание

уделяли изучению и преподаванию древних языков, грамматики, филологии, поэзии, риторики, моральной философии, истории. Коллекционирование и изучение античных рукописей, их перевод, комментирование привел к культу латинского классического языка. Петрарка, Коллючо Салютати и другие деятели Возрождения довели латинский язык до совершенства29. Появились произведения, прославляющие красоту латинского языка.

К таким сочинениям относятся произведения кардинала, дипломата, политика и писателя Адриана Кастелези (ок.1458-ок.1518), изданные в Кёльне в 1566 г.30 Человек сложной судьбы, он по указу папы Иннокентия VIII побывал в Англии и по возвращению в Рим получил кардинальскую шапочку. Около Ватикана построил дворец, который сохранился до нашего времени под именем последнего владельца «Палаццо Тор-лония». После ряда политических интриг, заговоров вынужден был бежать в Венецию и по возвращению в Рим был убит. Адриан Кастелези, любитель античного искусства и литературы, был одним из первых наряду с Петраркой и Салютати, кто выступил за «очищение» латыни как идеального языка. Псковский сборник включает четыре произведения Кастелези: «De sermo latino» и «De modis latine loquendi» были написаны Адрианом в 1515 г., а два стихотворения, посвященные кардиналу Аксанию Сфорца и папе Юлию II, в 1505-1506 гг. Этот сборник пользовался популярностью в российских учебных заведениях в XVIII-XIX вв., т. к. изучению латинского языка уделялось большое внимание. Его можно встретить в книжных собраниях Москва и Петербурга. Данный том, вероятно, привлек внимание М.И. Кунинского и своим владельческим переплетом из светлой кожи с художественным тиснением. На верхней крышке переплета можно увидеть изображение «Fortitudo»-«Мужество» - одно из четырех самых главных добродетелей в образе женщины в развевающихся одеждах, опирающуюся на столб Самсона, а у ее ног возлежит лев, символ храбрости и мужества.

Вопросам античной поэзии, риторике, нравственной философии, истории посвящены «Речи» крупнейшего французского

гуманиста, писателя, поэта, ученого Марка-Антуана Мюре (1526-1585)31, который читал лекции в учебных заведениях Парижа и Рима. Писал он исключительно на латинском языке эпиграммы, оды, сатиры, письма, которые еще до их издания быстро расходились в рукописях. Во второй том «Речей» из Псковского собрания входят комментарии и толкования философских работ Платона, Аристотеля, Сенеки, Цицерона, историков Тацита и Тита Ливия, римского поэта Вергилия. Текст набран курсивом и имеет изящные гравированные заставки, концовки, инициалы с изображениями животных и птиц.

История и быт древних римлян привлекал и Альда Мануция Младшего (1547-1597) - внука родоначальника знаменитой семьи венецианских типографов Альда Мануция Старшего. Он занимался изучением, переводами и изданиями античных авторов, продолжая традицию деда и отца. В Псковском музее хранятся «De qvaesitis per Epistolam», изданные в Венеции в 1576 г. на латинском и греческом языках32. Это - исследования по различным вопросам античной истории, быта, природных явлениях, написанные в форме эпистол (писем), одном из самых распространенных жанров творчества гуманистов. В этих эпистолах Альд Мануций Младший пишет об одежде древних римлян (тоге, тунике, одеянии консулов), об украшениях, о различных видах римских щитов, крепостных сооружениях, городах и вилах, о водоснабжении древнего Рима, деньгах и вольноотпущенных, природных явлениях (молнии, ветрах), а также его привлекают такие отдельные исторические личности как философ Деметрий Фалерай, астроном и географ Птоломей. Это редкое издание, имеющее типографскую марку с портретом Альда Мануция Старшего, есть только в книжном собрании Петербургской консерватории33.

Изучению эпистолярного жанра посвящена «Epistolica institutio» нидерландского гуманиста, филолога, философа и историка Юста Липсия (1547-1606), изданная во Франкфурте-на Майне в 1591 г.34 В этом произведении автор разбирает происхождение писем, различные их типы и содержание, пишет о стиле, имитации, следуя текстам писем одного из лучших древних ораторов, филосо-

фов Деметрия Фалерая, основателя Александрийской библиотеки и Мусейона. Текст дан на греческом и латинском языках.

В воспитании нового человека гуманисты считали необходимым изучать моральную философию и историю. Моральным проблемам посвятил свою работу итальянский философ Луиджини (1526-) «De comprescen-dis animi affectibus, per moralem philosophiam et medendi artem» 1562 года издания35.

Важное место в системе гуманистических дисциплин занимала история, особенно изучение источников. В Псковском собрании имеются два издания, посвященные истории Франции и Германии XVI столетия из библиотеки М.И. Кунинского. Одним из самых популярных учебников по истории для юношества были «Комментарии о состоянии религии и государства при императоре Карле V», написанные протестантским ученым Иоганном Слейданом (1506-1556), который получил образование в университетах Германии и Франции, а с 1542 г. жил в Страсбурге. Ему была предоставлена возможность работать с документами эпохи Реформации. За год до смерти он издал свой главный труд «De statu religionis et republicae, Carolo quin-to»36. Это первое страсбургское издание хранится сегодня в отделе рукописных и редких книг Псковского музея. История Слейдана пользовалось большим успехом до XVIII в., его тщательно изучали, о чем свидетельствуют многочисленные записи, пометы в книге. Сразу же после издания первый владелец книги заказал переплет из светлой кожи с художественным тиснением, датой 1556 и монограммой IRS.

Другим популярным сочинением по истории Франции эпохи французских королей Генриха III и IV было «Discursis De triplici potentia regis Galliae, regis Navarra et Guisiorum principum», изданное, вероятно, во Франции в 1590 г.37

Но самой занимательной книгой XVI века из сохранившейся библиотеки М.И. Кунинского являются «Центурии» французского врача и астролога, профессора медицины в Париже Антонио Мизо (1510-1578)38. Плодовитый писатель, он писал о медицине, астрономии, метеорологии, о садоводстве, деревьях, травах. Изучая растения, пришел к

выводу, что многие лекарства можно найти в саду.

В маленькую книжечку в простом бумажно-картонном переплете XVIII в. из Псковского собрания включены 900 афоризмов, кратких изречений, которые затрагивают проблемы, волновавшие людей того времени. Это высказывания о разнообразных растениях, цветах, травах, деревьях; природных стихиях: воде, огне, воздухе, земле; различных жидкостях, минераллах, животных, болезнях, травмах, женщинах и детях. К «Центуриям» добавлен «Appendix», содержащий рецепты для лечения заболеваний, взятые из рукописных и печатных книг разных авторов. Сама книга очень заинтересовала Михаила Ивановича, читая ее, он делал пометы графитным карандашом в виде маленьких крестиков напротив рецептов от зубной боли, болезни глаз и живота. Современники отмечали, что М.И. Кунинский отличался крепким здоровьем, почти никогда не болел, сам себя лечил и знал много рецептов, которые, вероятно, находил в книгах, подобной «Центуриям».

Впервые это сочинение увидело свет в Париже в 1566 г. и затем неоднократно переиздавалось. «Афоризмы» Мизо были особенно популярны в Германии. Псковское издание было издано во Франкфурте-на Майне в 1592 г., уже после смерти автора. На титульном листе и форзаце сохранились владельческие записи, говорящие о принадлежности этой редкой книги разным владельцам. Об Иоанне Бауэре, чья запись стоит на титульном листе, нам ничего не известно. Но владельческий штамп П. М. Кунинского и владельческая запись К.М. Кунинский свидетельствуют о семейной библиотеке знаменитого псковского библиофила.

Книги с владельческими штампами из Псковского собрания, вероятно, приобретались коллекционером или в Митаве, или в Риге, когда он занимался преподавательской практикой. Один из четырех томов - конволют, в который входят пять сочинений по риторике, эпистолярному искусству, моральной философии и истории. Эти дисциплины были востребованы не только в эпоху Возрождения, но и в XVIII-XIX столетиях, т. к. в учебных заведениях продолжали изучать древние языки, риторику, философию и исто-

рию. В поздний период своей жизни М.И. Кунинский, вероятно, уже книги не подписывал, о чем свидетельствует «Книга Сергея Поганкина». Весьма возможно, что какая-то

часть книг из его библиотеки растворилась в книжном собрании Псковского музея-заповедника. Выявление и изучение этих изданий предстоит сделать в будущем.

Примечания

1 Русский биографический словарь. - СПб., 1903. Книга-Кюхельбекер. - С. 550-551.

2 Псковский биографический словарь. - Псков., 2002. - С. 262.

3 4 Евлентьев К. Некролог // Псковские губернские ведомости. - 1874. - 2 марта, № 9; Протоирей Михаил Иванович Кунинский (Некролог)// ж. «Странник». - 1874. Февраль. Хроника. - С. 138-145.

4 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 1184, 1862. Л. 2 (об.); Ф. 291. Оп. 1. Д. 18, 1852-1854. Л. 52; Д. 23, 1865. Л.

143-145, 187; ПГОИАХМЗ. ОР и РК. Ф. 388.

5 Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время 1725-1740. - Л., 1976. - С. 257.

6 ГАПО. Ф. 291. Оп.1. Д. 10, 1821. Л. 108, 1059, 1062, 1077.

7 ГАПО. Ф. 291. Оп.1. Д. 10, 1821. Л. 1069.

8 Говорова Т.В. Библиотека Полоцких иезуитов: факты, сведения, документы. Научная библиотека Полоцкого государственного университета. Новополоцк, Беларусь. http:/www.gpntb.ru/win/inter-events/ сйтеа 2007

9 Протоирей Михаил Иванович Кунинский (Некролог)// ж. «Странник». - 1874. Февраль. Хроника. - С. 138.

10 ПГОИАХМЗ. ОР и РК. Ф. 388, №29939 (97)

11 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 1184, 1862. Л. 2 (об.). В «Некрологе» К. Альбова, а также в «Русском биографическом словаре» указываются 2016 книг.

12 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 1184, 1862. Л. 2 (об.)

13 Константин Кунинский учился вместе с Аркадием Николаевичем Мицкевичем - будущим сенатором, коллекционером, подарившим музею Псковского археологического общества свою коллекцию, а также с К.И. Паленом, который в 1864-1867 гг. был псковским губернатором, Ф. Фитингофом, псковским дворянином. http://old.jurfak.spb.ru/student 1852.

14 ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 1184, 1862. Л. 2 (об.)

15 ГАПО. Ф. 291. Оп.1. Д. 24, 1868. Л. 30 (об.), 43.

16 ГАПО. Ф. 291. Оп.1. Д. 22, 1865. Л.143-145.

17 ПГОИАХМЗ. ОР и РК. Ф. 99, №28245 (4)

18 ^атес Eugeniusz. Droga Konstantyna Golubowa od Starowierstwa do Prawoslavia. - Bialystok, 2001. -С. 181.

19 Иванова З.П. Музея Псковского археологического общества // Псков: научно-практический, историкокраеведческий журнал. № 7.-/ Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова. - Псков : ПГПУ, 1997.

20 ПГОИАХМЗ. ОР и РК. Ф. Типографии губернского правления. № 16303 (42) Книга псковитина посадского торговаго человека Сергея Иванова сына Поганкина. - Псков, 1870.

21 Протоирей Михаил Иванович Кунинский (Некролог)// ж. «Странник». - 1874. Февраль. Хроника. -С. 138-144.

22 ГАПО. Ф. 291. Оп.1. Д. 29, 1882/83. Л. 24.

23 ПГОИАХМЗ. ОР и РК. Ф. 388

24 Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. - Т. 14 : Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / МК РФ, Федер. агентство по культуре и кинематографии; Федер. служба по надзору в сфере мас. коммуникаций, связи и охраны культур. наследия; Под. ред. Н. И. Никандрова; авт. идеи: А. И. Вилков; П. В. Хорошилов. - М., 2008. - Кн. 2. - С.18-48. №2296, 2315, 2319, 2382.

25 ПГОИАХМЗ, ОР и РК. Ф. 388, № 29936 (75, 97)

26 ПГОИАХМЗ, ОР и РК. Ф. 388, № 29936 (116)

27 ПГОИАХМЗ, ОР и РК. Ф. 388, № 29936 (45)

28 Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV-XV веков. - М., 1977. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения./Под. Ред. Л.М. Брагиной. - М., 1999.

29 Касаткин А.А. Культ латыни в эпоху Возрождения (генезис и исход) // Культура эпохи Возрождения.

- Л., 1986.

30 Castellesi, Adriano. De sermone Latino et modis Latine, et loquendi.-Koln, 1566. http://thesaurus.cerl.org

31 Muret, Mark-Antoine. M. Antonii Mureti Orationum volumen secundum. Venezia, 1591. Энциклопедический словарь. // Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - Спб., 1897. - Т. 20. - С. 371.

32 Manuzio Aldo. De quaesitis per Epistolam Libri III. Venezia, 1576. Энциклопедический словарь. / Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1896. - Т. 18а. - С. 565.

33 Западноевропейские издания XV-XVII веков в собрании научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории./Сост. О.Н. Блескинаю-СПБ., 2004. - № 84.

34 Lipsius, Justus.Epistolica institutio.-Frankfurt a. M., 1591. Энциклопедический словарь / Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1896. - Т. 17а. - С.727.

35 Luigini, Luigi. De comprescendis animi affectibus, per moralem philosophiam et medemdi artem. Basel, 1562. Jocher C.G. Allgemeines gelehrten Lexicon. Leipzig, 1750. T. 2. Стб. 2598-2597.

36 Sleidanus, Johannes. De statu religionis et republicae, Carolae quinto.-Strasbourg, 1555. Энциклопедический словарь / Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1890. - Т. 30. - С.355.

37 Hurault, Michel. Orbis christiani status, hoc est Discursus De triplici potentia regis Galliae, regis Navarrae, et Guysiorum principum.-[S.l.], 1590.

38 Mizauld Antoine. Centuriae IX. Memorabilium, utilium, ac iucundorum in Aphorismos Arcanorum omnis Generis locupletes ... - Frankfurt a. M., 1592. Jocher C.G. Allgemeines gelehrten Lexicon. Leipzig, 1751. T. 3. Отб. 560.

1 x

Dc Ptolemaeis, Aegypti regibus.

ad- antonivm

CARAFFAM

CARDINALEM

T FAMILIAE tuae digni-

tas, Antoni • caraf-f a, & uero quam Tibiob-

feruantiam praeflititTater mens, poflutare uiientur, _ ut in Te colendo Tatris iudi

wJJT'qu7d cum libenterfaciam, Tatris exemplo tommotm ; libentius tamen id mea (bonte facereprofiteer. tuarum nempe uirtutm fkma impulfws, iampridem Teobjtruo ■ H«c igitur ad Te mitto, quae me Ttbi de ficu j turn commendent. Quae ft Ttbt non dijj1 IT fmtiam, fatis ampltm laborum tntorum jru-ftum me retulijfe exifliniabo.

Aegypti regnum floruit olim coptjs, donee ab Augufto, deu!^ r°eda(lm

& .Antonio, in prouinciae for* * eft- in eorum ordine, qui ”&n"“ ’letem, diffcntiunt. Strabo Ttolemaeum£ i(eronis fatrem Cleopatrae, qm nominatur1 ^

Альд Мануций Мл. Сочинения. - Венеция, 1576. Инициал.

Альд Мануций Мл. Сочинения. - Венеция, 1576.

Кастеллези А. Сочинения. - Кёльн, 1566. Титульный лист

Мизо А. Центурии. - Франкфурт-на-Майне, 1592. Титульный лист

Мюре М.А. Речи. - Венеция, Мюре М.А. Речи. - Венеция,

1591. Инициал. 1591. Инициал

Мюре М.А. Речи. - Венеция, 1591. Титульный лист

Мюре М.А. Речи. - Венеция, 1591. Инициал

Слейдан И. Сочинения. - Страсбург, 1555. Титульный лист

Слейдан И. Сочинения. - Страсбург, 1555. Переплет