Научная статья на тему 'М. Хайдеггер как антиплатоник'

М. Хайдеггер как антиплатоник Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
935
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. Хайдеггер как антиплатоник»

Н. В. Голбан М. ХАЙДЕГГЕР КАК АНТИПЛАТОНИК

Сам М. Хайдеггер дал предостаточно оснований для того, чтобы считаться антиплатоником. Себя он представлял — после так называемого Поворота — как мыслителя, поставившего своей задачей преодоление западной метафизики, пришедшей к «забвению бытия», которой, согласно ему, начало положил своим пониманием бытия как идеи именно Платон. Хайдеггер, пытаясь вернуться к изначальному понятию бытия, озарявшему начало древнегреческой философии, стремится истолковать греков по-гречески, «дать слово им самим», не привнося ничего от себя.

Именно с возникновения теории идей Платона начинается процесс забвения бытия, понятие истины как несокрытости затемняется пониманием истины как соответствия правильному представлению (идее)1, утверждает Хайдеггер. Вместо того чтобы от сущего взойти к бытию сущего, говорит он, Платон лишь удваивает сущее, т.е. бытие у него выступает лишь сущим иного рода — идеями. Идеи суть то, что делает сущее сущим. Для Хайдеггера бытие — это то, что делает сущее сущим, но само оно сущим не является, поэтому когда сущее объясняется исходя из другого сущего, а не из его бытия, бытие утрачивается... Начинается процесс забвения бытия — тотальная ошибка в западноевропейской мысли, приведшая к нигилизму Ницше. То, что считалось традиционно самым ценным в учении Платона, а именно теория идей, оказывается роковой ошибкой в познании бытия. Но это учение возникло не на пустом месте, оно явилось результатом некоторого опыта познания бытия, изначально, по мысли Хайдеггера, содержащего в себе изъян. И если мы вслед за немецким мыслителем произведем анализ и деструкцию этого опыта и станем на точку зрения «преодоления метафизики», то ясно осознаем, от какого наследства мы должны отказаться.

Хайдеггера действительно с полным правом можно назвать антиплатоником, ибо он находит некий роковой изъян в самой сути платоновского мировидения. И, прежде всего, этот изъян проявляется в изменении понимания существа истины в платоновской философии: «существо истины не развертывается как существо непотаенности

1 См.: М. Хайдеггер. Учение Платона об истине //Время и бытие. — М., 1993. — С. 345-361.; Европейский нигилизм //Там же. С. 154-168.

282

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 4

из его собственной бытийной полноты, а перекладывается на существо идеи. Существо истины утрачивает непотаенность как свою основную черту», «учение Платона об истине построено на невысказанном процессе воцарения идеи над алетейей»2. Основную интенцию Платона — понять какую-либо вещь можно лишь в свете ее идеи (а идеи являются, по сути дела, совершенными, оптимальными формами вещей и процессов), следовательно, познание сущего, не исходящее из идей, не приводит к истине, — Хайдеггер объявляет первым шагом к забвению бытия, утратой философией своего реального предмета.

Надо сказать, что Хайдеггер не рассматривает генезис теории идей, не пытается понять, какие существовали предпосылки для ее возникновения, какой ход мышления привел к ней, а ведь именно такое исследование могло бы обосновать подобные утверждения. Вообще, Хайдеггер на редкость не диалектичен — в отличие от интерпретируемых им греков...

Полагаю, что прежде всего опыт самосознания, получивший чистую форму выражения в учении Сократа, привел к рождению теории идей Платона. Вполне оправданно предположить, что основным источником теории идей Платона была попытка онтологического обоснования процесса самопознания как единственного способа получения истины, восхождения к высшей реальности. В этом он духовный наследник и благодарный ученик Сократа. Философия Сократа — философия самопознания, Сократом был впервые поставлен вопрос о сущности человеческого бытия и поставлен в греческом ключе. Человек обретает бытие — в парменидовском смысле — как себе-равность, или, выражаясь языком Сократа, как согласие человека с самим собой, лишь через энтелехию разума. Весь пафос платоновского учения об идеях и направлен на обоснование того, что те сущности, которые обнаруживает в себе душа в акте самопознания, и есть элементы подлинного бытия. Они (названные Платоном идеями) гораздо более истинны, чем те вещи, о которых свидетельствует наш чувственный опыт. Душа в учении Платона является тем единственным местом в мире вещей (теней идей), где хранится истина вещей, пусть и в полузабытом виде. Поэтому, лишь погружаясь во все более глубокие слои воспоминания (анамнезиса), душа способна взойти к истинной реальности. Для Хайдеггера же процесс самосознания лежит в основе отхода от подлинного бытия. Здесь он исходит из предпосылок, сложившихся под влиянием Ф. Ницше. Для Хайдеггера причина кризисного состояния современной западной культуры — в появлении абсолютного субъекта, с его претензией все превратить в объект своего господства и преобразования. Поэтому все то, что способствует становлению вообразившего себя основой всего сущего субъекта (в том числе и осуществляемый на протяжении всей философии процесс самосознания), для него носит негативный характер. Но останется ли в философии что-либо от философии, если не позволить ей быть формой самосознания человека? народа? Разве не явилась древнегреческая философия самосознанием создавшего ее народа? Процесс самосознания — прихоть или необходимый процесс? Как тут не вспомнить Гераклита: «Лишь для бодрствующих есть общий мир, а каждый из спящих отворачивается в свой собственный»...

Насколько оправданна интерпретация Хайдеггера платоновского учения как самого значительного шага в сторону забвения бытия, которая заключается в постепенной подмене его сущим? «Самое страшное, что совершил Платон (!!!), состояло в том, что

2 Там же. С. 354.

он приравнял идею к Sein. Идея была поставлена на место Sein», — пишет А. Дугин, автор недавно вышедшей книги «Мартин Хайдеггер: философия другого Начала». Продолжу цитату: «Своим решением Платон сделал два судьбоносных для западноевропейской философии онтологических жеста:... сргклс; как бытие сущего он осмыслил как сущность (Seiendheit, ouaia), а затем отождествил сущность с идеей... Благодаря этому двойному ходу проход в Seyn-öumue (а только оно и есть истинная проблема философии для Хайдеггера и хайдеггерианцев. — Н. Г.) был необратимо закрыт. И хотя сам Платон и примыкающие к нему философы (в частности, Аристотель) постоянно ставят вопрос о сущности сущего, т.е. не упускают бытие из виду, но отныне речь идет только о Sein-бытии, как о «виде», «образе», «изображении» Seyn-бытия»3.

Единственно, что здесь можно кратко сказать, так это то, что проблема бытия решалась Платоном в самых разных аспектах и на самых разных уровнях постижения и, тем не менее, так и осталась проблемой. Платон не просто отождествил истинное бытие с идеями, считать так было бы чрезмерным упрощением (и уплощением) его воззрения, но и поставил проблему бытия — единого способа существования как идей, так и вещей. Уже в зрелый период своего творчества Платон дает определение бытию именно как бытию (способу существования) в своем диалоге «Софист»: «Я утверждаю теперь, что все, обладающее по своей природе способностью (6i3va|wv) либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие, пусть от чего-то весьма незначительного и только один раз, — все это действительно существует. Я даю такое определение существующего: оно есть не что иное, как способность» (Софист, 247 е). Платон обнаруживает всеобщий способ бытия, единый как для «телесного» мира, так и для «невидимого» — мира идей. Быть, согласно Платону, значит быть способным воздействовать на иное, либо испытывать воздействие, т.е. в самом общем смысле быть — следовательно, относиться к иному. Единое есть лишь по отношению к своему иному — многому (что и обосновывается в диалоге «Парменид»), идея как таковая есть лишь по отношению к материи, бытие — по отношению к небытию. Раз быть — это относиться к иному, следовательно, бытие с необходимостью множественно и относительно. После всех рассуждений Хайдеггера о том, что метафизика удалила ничто из бытия, уклонившись от его истины, нелишне вспомнить, что у Платона — в отличие от Парменида — бытие выступает уже не как чистая позитивность, утвердительность, а включает в себя небытие как свой необходимый момент, как основу различий, существование небытия (в форме инобытия) и есть онтологическая основа лжи и заблуждения. После того как бытие было понято как возможность отношения одного с иным или иными, теория идей Платона была осмыслена им, исходя из нового основания. Первое, что было поставлено под вопрос, — это самотождественность идей. Если идея существует лишь по отношению к иному, то как может быть сохранена ее определенность? Должна она вбирать в себя определенность тех идей, с которыми она взаимодействует? Бытие идеи — вот главная проблема Платона в зрелый период его творчества. Полагаю, что после написания «Софиста» Платон вступает на совершенно новый уровень исследования проблемы бытия и — если выражаться хайдеггеровским языком — бытия не как сущего, а именно бытия, как способа, каким все есть. Диалектика идей («Парменид») возводит его в область Единого, надбытийного (уж никак не являющегося одним из сущих) и не постижи-

3 Дугин А. Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. — М., 2010. — С. 77. О комментариях этого автора по поводу различия Беіп-бьітия и Беуп-бытия см. на с. 40-41.

мого мыслью, но являющегося подлинным началом всего. Для Платона постижение бытия — исключительно трагичный для мысли процесс, процесс, при котором по мере восхождения к высшим сферам бытия, приходится отказываться от прежних форм постижения, ведь даже диалектика, которую он называет подлинным, философским способом познания в целом ряде диалогов, имеет границу своего применения, — там, где наступает Единое (или Благо), умолкают все противоречия... Этот процесс трагичен еще и потому, что идеи, формы совершенства вещей, их образцы, лишь будучи иными бытию, сохраняют себе-равность, самотождественность, в момент вступления в бытие, они становятся иными по отношению к себе, не равными себе. В чувственном мире присутствуют лишь подобия идей, он всегда есть расхождение с истинным. Идеи и вещи, единое и многое, божественное и смертное находятся в вечной тяжбе, борьбе, и наш мир рожден этой борьбой. То, что объявлялось Платоном истинным бытием на первом этапе его философии, на котором предметом исследования был чувственный мир, затем переосмысляется: идеи как самотождественные, чистые сущности, являются лишь возможностью бытия, как только они вступают в бытие, они становятся не равными себе. Природа идей переосмысляется на основе понимания более фундаментального процесса бытия: бытие, чтобы быть в себе различенным, а следовательно, и мыслимым, должно допускать инобытие, всякое конкретное бытие имеет свое определенное инобытие. На все, что ни есть, распределяется не только бытие, но и инобытие. Следовательно, всякая идея и тождественна себе и отлична от себя самой. Это же относится и к высшим идеям Единого и Блага. Вступая в бытие, Единое или Благо, впадает в несовпадение с самим собой. «Расхождение с собой в самом начале и возвращение начатого в начинающее начало»4 — вот в чем заключается для Платона процесс бытия, который раскрывается в диалектическом мышлении. Если в начале эйдологии именно чувственная вещь признавалась не совпадающей с самой собой, а вот ее самость — идея — неизменной и самотождественной, то затем процесс познания сущего приходит к такому пониманию, что и идеи втянуты в диалектический процесс. Другими словами, для Платона всеобщ именно процесс бытия, в который втянуто все сущее, в том числе и идеи. О каком господстве сущего над бытием в философии Платона тогда говорит Хайдеггер?

Так от какого наследства нам надо отказаться? От процесса самосознания — ибо этот путь приводит к само-стоянию человека, его самонадеянности, к раздуванию его субъективности (а именно в этом видел причину кризиса европейской цивилизации Хайдеггер), к платоновским идеям, к связи теории с практикой, и не дай бог сделает метафизику инструментом какой-нибудь извращенной практики, например, нацеленной на всепланетарное господство (тут мы должны поверить Ницше, что только так оно и есть), от диалектики и логики как старых форм постижения истины, слишком связанных с порочным опытом старой метафизики, а в принципе от самой структуры разума, которая и сформировалась в процессе развития этой философии, в этом опыте мышления бытия — а где еще, ведь не вещь же это какая — структура разума?

4 Так интерпретирует гераклитовское понимание бытия А. В. Ахутин, которое в силу вышесказанного считаю возможным применить и к платоновскому пониманию бытия: См. Ахутин А. В. Античные начала философии. — СПб., 2007. — С. 548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.