Научная статья на тему 'М. ГОРЬКИЙ И ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕКСТ'

М. ГОРЬКИЙ И ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛОКАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЛИТЕРАТУРЫ / ЛИТЕРАТУРА ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ / ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕКСТ / АВТОРСКИЕ МИФЫ ПИСАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Николай Николаевич

Работа посвящена определению места М. Горького в структуре так называемого ярославского текста. Материал осмыслен в событийно-биографическом, историко-литературном аспектах; представлены результаты исследования. Пожалуй, впервые Горький вписан в структуру локального текста, к типу которого принадлежит и ярославский. Данное научное устремление реализовано через решение ряда задач: дополнить дефиниции ярославский текст , авторский миф , определить их биографические, авторологические, историко-литературные контуры; соотнести пространство ярославского текста и биографию, творческие поиски Горького. Решение задач осуществлялось через изучение творческих связей, перекличек, параллелей, личных, семейных отношений. Приведены оригинальные находки и сделан ряд заключений. Особый интерес имеют биографические данные о Горьком, сёстрах Волжиных, семье Богдановичей - Адаме Богдановиче и его сыне Максиме, классике белорусской литературы. Наиболее значимыми результатами работы стали следующие. Горький включён в пространство ярославского текста. Дневник, документ учтены как полноценное звено в наследии писателя, преодолено отношение к ним как к второстепенному, вспомогательному материалу. Использованные подходы к материалу обусловили новизну трактовок наследия Горького, интерпретации фактов его биографии. В работе даны новые оценки известным произведениям, уточнена авторская позиция, показана её связь с биографией и творчеством. Сделаны наблюдения в области изучения эстетики и поэтики прозы, художественности сочинений Горького.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAXIM GORKY AND THE YAROSLAVL TEXT

The work is devoted to determining the place of M. Gorky in the structure of the so-called yaroslavl text. The material is interpreted in the event-biographical, historical and literary aspects; the results of the study are presented. It is probably the first time that Gorky is incorporated into the structure of a local text, the type to which the yaroslavl text belongs. This scientific idea is realized through solving a number of tasks: to complement the definitions of the yaroslavl text, and the author's myth, to determine their biographical, authorological, historical and literary contours; to correlate the space of the yaroslavl text and the biography and creative pursuits of Gorky. The tasks have been solved through the study of creative connections, cross-references, parallels, personal and family relations. The author of the article presents some original findings and draws a number of conclusions.The biographical data on Gorky, the Volzhin sisters, and the Bogdanovich family - Adam Bogdanovich and his son Maxim, a classic of Belarusian literature - are of particular interest. The most significant results of the work were the following. Gorky is included in the space of the Yaroslavl text. The diary and the document are taken into account as a valuable element in the writer's heritage, and the attitude toward them as a secondary, auxiliary material is overcome. The approaches to the material used determined the novelty of Gorky's legacy and the interpretation of his biographical data. The article gives new assessments of famous works, clarifies the writer's position, and shows its connection with the writer's biography and his work. Some observations are made in the field of aesthetic and poetics of prose and the artistic nature of Gorky's writings.

Текст научной работы на тему «М. ГОРЬКИЙ И ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕКСТ»

Научная статья

УДК 821.161.1-93/930.253

DOI: 10.20323/2499-9679-2022-2-29-39-45

EDN: ENDOEQ

М. Горький и ярославский текст

Николай Николаевич Иванов

Доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин ФГБОУ ВО «Ярославский педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, r. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Qaus758@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6292-2903

Аннотация. Работа посвящена определению места М. Горького в структуре так называемого ярославского текста. Материал осмыслен в событийно-биографическом, историко-литературном аспектах; представлены результаты исследования. Пожалуй, впервые Горький вписан в структуру локального текста, к типу которого принадлежит и ярославский. Данное научное устремление реализовано через решение ряда задач: дополнить дефиниции ярославский текст, авторский миф, определить их биографические, авторологические, историко-литературные контуры; соотнести пространство ярославского текста и биографию, творческие поиски Горького. Решение задач осуществлялось через изучение творческих связей, перекличек, параллелей, личных, семейных отношений. Приведены оригинальные находки и сделан ряд заключений. Особый интерес имеют биографические данные о Горьком, сёстрах Волжиных, семье Богдановичей - Адаме Богдановиче и его сыне Максиме, классике белорусской литературы.

Наиболее значимыми результатами работы стали следующие. Горький включён в пространство ярославского текста. Дневник, документ учтены как полноценное звено в наследии писателя, преодолено отношение к ним как к второстепенному, вспомогательному материалу. Использованные подходы к материалу обусловили новизну трактовок наследия Горького, интерпретации фактов его биографии. В работе даны новые оценки известным произведениям, уточнена авторская позиция, показана её связь с биографией и творчеством. Сделаны наблюдения в области изучения эстетики и поэтики прозы, художественности сочинений Горького.

Ключевые слова: биография и творчество М. Горького; творческая индивидуальность и литературный процесс; локальные тексты литературы; литература Ярославского края; ярославский текст; авторские мифы писателей

Для цитирования: Иванов Н. Н. М. Горький и ярославский текст // Верхневолжский филологический вестник. 2022. № 2 (29). С. 39-45. http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2022-2-29-39-45. https://elibrary.ru/ENDOEQ

Original article

Maxim Gorky and the yaroslavl text

Ivanov Nikolai Nikolaevich

Doctor of philological sciences, professor, department of theory and methodology of teaching philological disciplines, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 Claus758@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6292-2903

Abstract. The work is devoted to determining the place of M. Gorky in the structure of the so-called yaroslavl text. The material is interpreted in the event-biographical, historical and literary aspects; the results of the study are presented. It is probably the first time that Gorky is incorporated into the structure of a local text, the type to which the yaroslavl text belongs. This scientific idea is realized through solving a number of tasks: to complement the definitions of the yaroslavl text, and the author's myth, to determine their biographical, authorological, historical and literary contours; to correlate the space of the yaroslavl text and the biography and creative pursuits of Gorky. The tasks have been solved through the study of creative connections, cross-references, parallels, personal and family relations. The author of the article presents some original findings and draws a number of conclusions.The biographical data on Gorky, the Volzhin sisters, and the Bogdanovich family - Adam Bogdanovich and his son Maxim, a classic of Belarusian literature - are of particular interest.

© Иванов Н. Н., 2022

The most significant results of the work were the following. Gorky is included in the space of the Yaroslavl text. The diary and the document are taken into account as a valuable element in the writer's heritage, and the attitude toward them as a secondary, auxiliary material is overcome. The approaches to the material used determined the novelty of Gorky's legacy and the interpretation of his biographical data. The article gives new assessments of famous works, clarifies the writer's position, and shows its connection with the writer's biography and his work. Some observations are made in the field of aesthetic and poetics of prose and the artistic nature of Gorky's writings.

Key words: biography and work of M. Gorky; creative individuality and literary process; local literary texts; literature of the Yaroslavl region; yaroslavl text; writer's authorial myths

For citation: Ivanov N. N. Maxim Gorky and the Yaroslavl text. Verhnevolzhski philological bulletin. 2022;(2):39-45. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2022-2-29-39-45. https://elibrary.ru/ENDOEQ

Введение

Постановка вопроса. Интерпретация темы М. Горький и ярославский текст позволяет связать биографию, творчество писателя и локальный текст литературы. Имеющиеся источники биографического характера о Горьком тему не отражают: страницы о пребывании Горького на Ярославской земле лаконичны, тема Ярославль в творчестве Горького, практически, не звучит (Литературный энциклопедический словарь Ярославского края, 2018). Разрозненные в этом направлении сведения биографического, историко-литературного, краеведческого характера могут быть уравновешены в пространстве ярославского и даже волжского текста, что и предполагается сделать в данной работе.

Актуальность

Изучение биографии, творческой индивидуальности Горького в художественной системе ярославского, волжского текста допускает двоякую интерпретацию: с акцентами на писателе при формулировании темы как Горький и Ярославль; при формулировании темы как Ярославль и Горький с акцентами на Ярославском тексте. Но оба случая требуют конкретизации биографических реалий в проекциях на творчество, выхода к художественной типологии, семантике и поэтике текстов. Следует также актуализировать не имеющие однозначной научной трактовки дефиниции локальный текст литературы, система мотивов, мотив и архетип, авторские мифы писателей.

Научная литература по теме многосторонняя. Одна сторона, относительно разработанная и потенциально применимая к любой авторской персоналии, - это круг теоретико-литературных понятий методологического характера: локальный текст литературы, мотив, архетип, авторский миф. Дефиниции текст, текст ярославский уточнялись. Сложилась и традиция исследования ярославского текста (Ярославский текст в пространстве диалога культур, 2014;

2016; 2018; 2020).

Другая сторона, непосредственно обращённая к теме Горький и ярославский текст, имеет биографический, историко-литературный аспекты: Горький на Ярославской земле, ярославская тема в его творчестве. Оба аспекта намечены фрагментарно, представлены трудами локального характера: краеведение, газетные статьи, заметки.

Цель работы - рассмотреть биографию, творческое наследие Горького в художественной системе ярославского, волжского текста. Задачи работы. Дополнить дефиниции ярославский локальный текст литературы, авторский миф Горького, определить их биографические, авто-рологические, историко-литературные контуры; соотнести пространство ярославского текста и биографию, творческие поиски Горького.

Основная часть статьи

Методология исследования. Системная методология литературоведения, лингвистический, литературоведческий, культурологический подходы к тексту. Изучение локальных текстов литературы, ярославского текста, мотивов, авторского мифа строилось на методах мотивного анализа, структурно-семантическом, семиотическом, метатекстуальном; характеристика творческих индивидуальностей, персоналий - на историко-литературном, сравнительно-историческом, биографическом.

Описание проведённого анализа.

Соединить горьковский событийно-биографический, историко-литературный материал с ярославской тематикой в парадигме ярославского текста возможно на следующих теоретических основаниях. Уточняем дефиницию локальный текст литературы. По М. Бахтину, это связный знаковый комплекс, по Ю. Лотману, -выразительность, отграниченность, структурность. Ярославский текст - локальный текст литературы, но слово в подобных образованиях оценивается через пространство, и этот лингвистический оксюморон в научном плане продуктивен: локальные тексты, пребывая в лингвисти-

ческой матрице, систематизируют как собственно художественный, так и находящийся вне литературы материал, они хранят опыт литературной рефлексии и саморефлексии.

А. Ф. Лосев понимал миф как сущность, конкретность бытия, как в словах данную личностную историю. Подобное, производное от мифа мифотворчество, глубоко индивидуальное, авторское, присущее писательству, писателям, захватило и М. Горького. Горьковский авторский миф имеет ветви, значимые для семиотического пространства ярославского текста. Одна из них -биографические сведения и наша интерпретация их с актуализацией находящегося вне текста содержания.

Алексей Максимович Горький, со дня рождения которого в марте 2022 г. исполнилось 154 года, известен как прозаик, драматург, публицист, издатель, общественный деятель. Горький неоднократно подчёркивал, что он - нижегородец, волгарь. Горький был связан с Ярославлем, однако ярославские страницы его биографии, творчества начинались не в Ярославле и могли таковыми не стать.

Событийно-биографическая составляющая такова. На нижегородской земле Горький встретился с Адамом Богдановичем - белорусом, ставшим позднее ярославцем, и надолго. А. Богданович, педагог и банковский служащий, этнограф и писатель, был переведён по службе в Нижний Новгород в ноябре 1896 и познакомился там с Горьким по рекомендации Е. Чирикова. Богданович приехал в Нижний Новгород отцом семейства, недавно овдовевшим: его первая жена, Мария Афанасьевна, умерла от чахотки в 1896 году. Их второй сын, Максим, впоследствии классик белорусской литературы, родился в 1891 г. в Минске, умер в мае 1917 г. в Ялте от туберкулёза. Ещё раньше, 30 августа 1896 г. Горький, тогда он был ещё Пешковым, обвенчался с Екатериной Павловной Волжиной. Сестра Екатерины Павловны, Александра, стала второй женой Адама Богдановича. Горький и Богданович и подружились, и породнились. Сын Горького Максим родился в 1897, умер 11 мая 1934.

В июне 1908 г. Богдановичи по причине изменения места службы отца переезжают в Ярославль, где Богданович-старший и умер в 1940 году. Он оставил воспоминания о сыне Максиме, Максиме Горьком, Фёдоре Шаляпине.

Переписка Горького и Богдановича не очень обширна, но содержательна, становится понятнее с учётом её контекста. И здесь за событийной

стороной просматривается идейная, творческая, писательская. Так, после 1917 Горький разошёлся с большевиками в трактовке целей и методов русской революции; в 1917, не пройдя перерегистрацию членов партии, формально выбыл из неё. В годы красного террора, ГУЛАГа Горький буквально спасал представителей старой интеллигенции от преследований, голода, репрессий. Его жертвенность, самоотверженность, взращённая идеалами разума и знания любовь к людям умственного труда, сыграли не последнюю роль и в судьбе Богдановича-отца.

В советском Ярославле Богданович заведовал научной библиотекой Ярославского исторического музея, и тучи над ним сгущались. В январе 1931 года Богданович писал из Ярославля Горькому о выходе в отставку и желании продолжать работу «вперемежку с воспоминаниями». В 1932 году Ярославское отделение ГПУ всё же добралось до Богдановича, арестовало заведующего библиотекой. Вмешательство, ходатайство Е. П. Пешковой о его освобождении имело положительный результат. В декабре 1934 г. Богданович сообщал Горькому из Ярославля, что работает над книгой «Этнический состав русских народов», благодарил его за моральную и материальную помощь; благодарность за спасение прямо не выражена, и не могла быть выражена, но прочитывается между строк письма.

М. Горький бывал на Ярославской земле, когда приезжал в Переславский уезд Ярославской губернии и, возможно, не раз. Достоверно известно, что в августе 1904 он приехал поездом на станцию Итларь и пришёл на дачу художника К. А. Коровина в пустоши Ратухино вблизи деревни Охотино: немного более двух вёрст от станции, ныне - Ростовский район. Эпизод отражен в воспоминаниях К. Коровина, в двухтомнике «Шаляпин» (Коровин, 1938; Шаляпин, 1957). На даче, купленной Коровиным в начале XX в., гостили Ф. И. Шаляпин, художник В. А. Серов. Коровин вспоминал, что Горький с длинной палкой и в большой чёрной шляпе, белом пальто, чёрной блузе, подпоясанной простым ремнем, появился рано утром.

Горький собирал грибы, любил певчих птиц и, в отличие от страстного охотника Коровина, «не мог убивать» их. Перед нами словно раскрываются трогательные страницы из автобиографической трилогии Горького, в частности, повести «Детство», построенные на воспоминаниях о его детских походах с бабушкой Акулиной Ивановной в лес, о слушании певчих птиц. Юный Алек-

сей Пешков очень искусно ловил их и продавал на рынке в Нижнем Новгороде.

Вероятно, Горький, Шаляпин и Коровин ездили вниз по реке Малая Нерль к селу Пречистое ловить окуней [Иванов К. И., 1961], [Иванов К. И., 1962], [Иванов К. И., 1968 а]. Здесь же, в Ратухино, споря с монархистом архитектором Мазыриным о чудесах, происшедших во время открытия мощей Серафима Саровского, Горький будто бы оценивал истинность утверждений о чудесах святых и свободе жизни русского народа, но отношение его к этой проблематике никогда не было однозначным.Тогда же, развивая тему скрытых в народе творческих сил, он гипотетически высказался о желании построить огромный театр для народа, «где бы пел Фёдор», «театр на двадцать пять тысяч человек. Ведь церквей же настроено на десятки тысяч народу» [Иванов К. И., 1968 б].

Фотографий не сохранилось, но в мемориальной комнате Шаляпина в Переславском музее выставлена мебель с дачи Коровина, корзинка, с которой Шаляпин и Горький ходили по грибы. Экспонируется также принадлежавшая Горькому коллекция огнестрельного и холодного оружия XIX века. В своё время Горький подарил её Шаляпину, а тот подарил её сыну Горького - Максиму. В феврале 1963 Надежда Алексеевна Пешкова (сноха Горького) подарила коллекцию оружия музею. В 1962 скульптор из Липецка Владимир Шанин изваял по заказу музея скульптурную композицию «Максим Горький и Фёдор Шаляпин», изобразив их во время отдыха после сборагрибов.

Вернувшись в Москву в мае 1928, Горький по приглашению советского правительства и лично Сталина в этом году и летом 1929 проехал по стране, посетил Соловки. На основе увиденного создан цикл очерков «По Союзу Советов». В этих очерках, как и в графике частых поездок Горького 1928 и 1929 гг. по стране, по Волге Ярославль отсутствует.

С 1930 по 1933 гг. Горький создал и редактировал газеты, журналы, серийные издания: «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «История молодого человека XIX столетия», «Жизнь замечательных людей», издательство «Academia», журнал «Литературная учёба» и другие. Ярославль в подготовительных наработках к ним фигурирует лишь изредка как проходной материал, лишённый авторской субъективной заинтересованности. В статье «История фабрик и заводов» (1931) Горький отметил «не-

прерывное обогащение» Союза Советов «новыми культурами» - «кенаф, каучук, соя и пр.», вероятно, имея в виду, но, не конкретизируя, производство каучука в Ярославле, однако, перечисляя строительство новых заводов в разных регионах Союза, ярославские не назвал. И это представляется странным. Ярославль, город на Волге, находящийся относительно недалеко от Москвы, был одним из центров Советской индустриализации, чего не знать Алексей Максимович не мог. Знанием о куда менее значимых, ещё дореволюционных событиях частного характера он хорошо владел. Так, в статье «О работе по «Истории фабрик и заводов»» (1932), дав план этого издания, Горький указал, например, «на значение архивов департамента полиции», на «доклад ярославского губернатора о разгроме рабочих фабрики Карзинкина, нижегородского - о...».

21 сентября 1933 Горький встретился с делегацией ярославских рабочих, приехавших на заседание СНК, а перед тем беседовал с делегацией колхозников из Татарии. В сентябре 1933 был написан очерк «Ярославцам», перепечатанный тогда же газетами «Северный рабочий (28 сент., № 223), «Красный Татарстан» (23 сент., № 218). Дружеский рассказ рабочих о «фабрике синтетического каучука, о замечательной коммуне на бывшей Карзинкинской [фабрике], о промышленном и жилищном строительстве в крае и городе» Горький обобщил, усмотрев в перечисленных фактах изменение самого человека и всей жизни: «Какой умной, красивой становится жизнь, какие отличные люди воспитываются у нас... Ежедневно вижу я молодежь Союза Советов. мощная историческая картина разнообразной работы миллионов». «В ответ на рассказы рабочих о производственных успехах автозавода, резинового комбината, Горький сказал: «Это социализм идёт. Своей работой вы помогаете международному пролетариату двигаться к революции. Это пропаганда фактами» [Завьялов, 1951]. Очерк «Ярославцам» кажется отвлечённым лишь на первый взгляд; его риторика, па-фосность соответствуют предложенной Горьким новой для начала XX в. «философии будущего», которая должна «возвратить человека на его место - в центр процесса жизни, должна гармонизировать его» [Неизданная переписка, 2000, с. 40].

Горький был в Ярославле в июле 1934 года. Сопровождаемый Н. А. Пешковой и внучками Дашей и Марфушей, он поднялся на палубу парохода «Клара Цеткин», улыбнулся и сказал:

«Хочу еще раз проехать по Волге». Пароход шёл по маршруту Ярославль - Горький - Камское Устье - Дербешки - Жигули - Горький - Ярославль. Капитан парохода, волгарь И. И. Очел-ков, в 1934 был назначен на новый пароход -«Максим Горький», на котором Горький в августе 1935 путешествовал по маршруту Горький -Астрахань. В Ярославле не был.

В 1926 режиссёр В. Пудовкин снимал в Ярославле сцены фильма по повести Горького «Мать» (сценарий - Натан Зархи, Максим Горький). Премьера фильма состоялась 15 марта 1927, в 1968 он был восстановлен. В рамках Всемирной выставки в Брюсселе (1958) по опросу критиков он назван восьмым. Это второй фильм в истории отечественного кинематографа и самый старый советский; и первый фильм, эпизод из которого снимали в Ярославле. На берегу Волги снимали сцену ледохода: актёру Николаю Баталову, игравшему Павла Власова, пришлось прыгать по льдинам. В газетах писали, что Волга выглядела устрашающе, но Баталов проявлял большую смелость, пошёл на лед и сыграл там одну из сцен.

Поясняя сюжетные расхождения текста и фильма, Горький говорил, что «некоторые эпизоды романа изменены режиссёром по условиям кинематографической техники» [Г. Чтения, 1964-65], [Летопись, т. 4, с. 447]. Горький смотрел этот фильм также 1 июля 1935 в Горках вместе с Р. Ролланом.

Пьесы Горького ставились на сценах Ярославских театров, в основном, в Ярославле и Рыбинске. Пьеса «Дети солнца» (1905) почти сразу после её премьеры в столичных театрах шла 16 декабря 1905 (второй уже раз) в Рыбинском городском театре. Постановка была неудачной, судя по рецензиям. В этом же театре с большим успехом прошёл спектакль по повести «Трое» (24 окт. 1906), был инсценирован рассказ Горького «Мальва».

На сцене театра им. Ф. Г. Волкова в разное время шли пьесы «На дне», «Варвары», «Мещане», «Старик», «Враги», «Последние», «Васса Железнова», «Чудаки», «Егор Булычёв и другие», «Сомов и другие», «Фальшивая монета», «Трое».

На похоронах Горького, среди других, гроб с его телом несли Сталин и Молотов. В числе обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 г. было обвинение в отравлении сына Горького: известное «дело врачей». После смерти Горький был кремирован, прах помещён

в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг Горького был извлечён и доставлен в Московский Институт мозга для изучения.

Выводы

В работе были получены следующие научные результаты. Конкретизированы дефиниции ярославский локальный текст литературы, авторский миф Горького. Обоснована правомерность рассмотрения материалов биографии, творчества Горького в системе Ярославского текста. Охват разного по жанру, тематике, стилю материала обусловил достоверность суждений, выводов по теме Горький и Ярославский текст. Интерпретированы сведения биографического, историко-литературного характера. Проведённое исследование представляется перспективным, потому что открывает новые исследовательские пути для изучения биографий, творческих поисков русских писателей XX столетия.

Библиографический список

1. Архив А. М. Горького. Т. III. Повести, воспоминания, публицистика, статьи о литературе. Москва : Гослитиздат,1951. 297 с.

2. Архив А. М. Горького. Т. XIV. М. Горький. Неизданная переписка. Москва : Наука, 1976. 532 с.

3. Васильев С. Д. Интересный поиск переслав-ских краеведов // Северный рабочий. 1973. 13 февраля. С. 4.

4. Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре // Литературное обозрение. 1989. № 9, 10, 12.

5. Горький М. Собрание сочинений : [в 30 томах]. Москва : ГИХЛ, 1949-1955.

6. Горьковские Чтения, 1964-65: Горький и русская литература начала XX века. Москва : Наука, 1966. 398 с.

7. Завьялов Б. Встреча ярославских рабочих с А. М. Горьким // «Сев. рабочий», 1951, 17 июня, № 118.

8. Запартыко М. М. Жизнь и деятельность А. Е. Богдановича (по документам Литературного музея М. Богдановича) // Ярославский текст в пространстве диалога культур: материалы международной научной конференции / отв. ред. О. Н. Скибинская и др. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014.

9. Иванов К. И. Горький на земле Переславской // Коммунар. 1968. 27 марта. С. 3.

10. Иванов К. И. Максим Горький в нашем крае // Путь к коммунизму. 1962. 30 ноября. С. 4.

11. Иванов К. И. На даче в Ратухине // Северный рабочий. 1968. 28 марта. С. 2.

12. Иванов К. И. Фёдор Иванович Шаляпин в нашем крае // Путь Ленина. 1961. 12 февраля.

13. Иванов Н. Н. Горький А. М. // Литературный энциклопедический словарь Ярославского края / сост. О. Н. Скибинская. Ярославль : Академия 76, 2018. 680 с.

14. Иванов Н. Н. Ремизовский миф в структуре ярославского текста // Верхневолжский филологический вестник : научный журнал. 2021. № 3. С. 17-23.

15. Коровин К. Воспоминания. Париж, 1938.

16. Кузьмичёв И. К. Последние дни М. Горького. Документальная повесть. Нижний Новгород : Издательство «Книги», 2005. 165 с.

17. Летопись жизни и творчества А. М. Горького. Том 4. 1930-1936. Москва : Издательство Академии наук СССР, 1960. 733 с.

18. Литературный энциклопедический словарь Ярославского края / сост. О. Н. Скибинская. Ярославль : Академия 76, 2018. 680 с.

19. М. Горький. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. Вып. 5. Москва: 2000 (ИМЛИ).

20. Переписка М. Горького : [в 2 томах]. Москва : Художественная литература, 1986.

21. Сухотин П. С. Письмо А. М. Горькому. 28 мая 1932г. АГ, КГ - П - 74 - 13 - 4. Интерет-ресусы;www.hrono.ru/biograf/gorkyi.html

22. Шаляпин : [в 2 томах]. Москва : Искусство. 1957.

Reference list

1. Arhiv A. M. Gor'kogo. T. III. Povesti, vospominanija, publicistika, stat'i o literature = A. M. Gorky's archive. Vol. III. Novels, memoirs, journalism, articles on literature. Moskva : Goslitizdat,1951. 297 s.

2. Arhiv A. M. Gor'kogo. T. XIV. M. Gor'kij. Neiz-dannaja perepiska = A. M. Gorky's archive. Vol. XIV. M. Gorky. Unpublished correspondence. Moskva : Nauka, 1976. 532 s.

3. Vasil'ev S. D. Interesnyj poisk pereslavskih kraevedov = An interesting quest of Pereslavl local historians // Severnyj rabochij. 1973. 13 fevralja. S. 4.

4. Gor'kij M. Nesvoevremennye mysli. Zametki o revoljucii i kul'ture = Untimely thoughts. Notes on revolution and culture // Literaturnoe obozrenie. 1989. № 9, 10, 12.

5. Gor'kij M. Sobranie sochinenij : [v 30 tomah] = Collected works: [in 30 volumes] Moskva : GIHL, 1949-1955.

6. Gor'kovskie Chtenija, 1964-65: Gor'kij i russkaja literatura nachala XX veka - Gorky Readings, 1964-65:

Gorky and Russian Literature of the early XX century. Moskva : Nauka, 1966. 398 s.

7. Zav'jalov B. Vstrecha jaroslavskih rabochih s . A. M. Gor'kim = Yaroslavl workers meet A. M. Gorky // «Sev. rabochij», 1951, 17 ijunja, № 118.

8. Zapartyko M. M. Zhizn' i dejatel'nost' A. E. Bog-danovicha (po dokumentam Literaturnogo muzeja M. Bogdanovicha) = Life and work of A. E. Bogdanovich ( based on the documents of the Literary Museum of M. Bogdanovich) // Jaroslavskij tekst v prostranstve dialoga kul'tur: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii / otv. red. O. N. Skibinskaja i dr. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014.

9. Ivanov K. I. Gor'kij na zemle Pereslavskoj = Gorky on the land of Pereslavl // Kommunar. 1968. 27 marta. S. 3.

10. Ivanov K. I. Maksim Gor'kij v nashem krae = Maxim Gorky in our region // Put' k kommunizmu. 1962. 30 nojabrja. S. 4.

11. Ivanov K. I. Na dache v Ratuhine = At the dacha in Ratukhin // Severnyj rabochij. 1968. 28 marta. S. 2.

12. Ivanov K. I. Fjodor Ivanovich Shaljapin v nashem krae = Fyodor Ivanovich Shalyapin in our region // Put' Lenina. 1961. 12 fevralja.

13. Ivanov N. N. Gor'kij A. M. = Ivanov N.N. Gorky A.M. // Literaturnyj jenciklopedicheskij slovar' Jaro-slavskogo kraja / sost. O. N. Skibinskaja. Jaroslavl' : Akademija 76, 2018. 680 s.

14. Ivanov N. N. Remizovskij mif v strukture jaro-slavskogo teksta = Remizov's myth in the structure of the Yaroslavl text // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik : nauchnyj zhurnal. 2021. № 3. S. 17-23.

15. Korovin K. Vospominanija = Memories. Parizh, 1938.

16. Kuz'michjov I. K. Poslednie dni M. Gor'kogo. Dokumental'naja povest' = The last days of M. Gorky. Documentary story. Nizhnij Novgorod : Izdatel'stvo «Knigi», 2005. 165 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Letopis' zhizni i tvorchestva A. M. Gor'kogo. Tom 4. 1930-1936 = Chronicles of A. M. Gorky's life and work. Volume 4. 1930-1936. Moskva : Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1960. 733 s.

18. Literaturnyj jenciklopedicheskij slovar' Jaro-slavskogo kraja = Literary encyclopedic dictionary of the Yaroslavl region / sost. O. N. Skibinskaja. Jaroslavl' : Akademija 76, 2018. 680 s.

19. M. Gor'kij. Neizdannaja perepiska s Bogdano-vym, Leninym, Stalinym, Zinov'evym, Kamenevym, Korolenko = M. Gorky. Unpublished correspondence with Bogdanov, Lenin, Stalin, Zinoviev, Kamenev, Korolenko. Vyp. 5. Moskva: 2000 (IMLI).

20. Perepiska M. Gor'kogo = M. Gorky's corre- 22. Shaljapin = Shalyapin : [v 2 tomah]. Moskva : spondence : [v 2 tomah]. Moskva : Hudozhestvennaja Iskusstvo. 1957.

literatura, 1986.

21. Suhotin P. S. Pis'mo A. M. Gor'komu. 28 maja 1932 g. = A letter to A. M. Gorky. May 28, 1932. AG, KG - P - 74 - 13 - 4. URL: www. hrono. ru/bio graf/go rkyi. html

Статья поступила в редакцию 05.13.2022; одобрена после рецензирования 22.03.2022; принята к публикации 28.04.2022.

The article was submitted on 05.13.2022; approved after reviewing 22.03.2022; accepted for publication on 28.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.