М.Д. Рахманинова
ДИСКУРС ГЛАМУРА КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ*
В числе феноменов, характеризующихся на сегодняшний день наибольшей степенью проникновения в самые разные области социального и индивидуального бытия человека, обнаруживает себя феномен так называемого «гламура».
В русском языке слово «гламур» является заимствованием из английского и французского языков и переводится как «волшебство», «чары», «роскошный», «шикарный». Этот термин применяется прежде всего к моде на одежду и косметику, а в расширительном употреблении - также к стилю жизни, развлечениям и прочему. Сам факт русификации этого слова свидетельствует о появлении в мышлении новой категории, прежде не существовавшей именно в этой форме: новые явления, как известно, требуют новых имен.
Метаморфозы и представления о прекрасном, произошедшие за последние десятилетия на Западе и в России, послужили фундаментом для формирования нового понимания красоты, ее предназначения, задач и смысла. Слово «гламур» синонимично слову «глянец», в связи с чем именно «глянцевость» становится новой характеристикой и новым атрибутом эстетического. Проявления «глянцевости» обнаруживают себя, в первую очередь, в подходе к человеческому лицу и телу, а именно: в стремлении приблизить их к безупречному состоянию преодоленной природы - к образу, свойственному синтетическим материалам, для которых характерна идеальная гладкость, яр-
* Рахманинова М.Д. Дискурс гламура как знаковая система социальной реальности // Феномены современной культуры. Полюс мира. - Режим доступа: http://foram.polismi.org/index.php?/topic/10976-феноменьI-современной-культурьI/ 200
кий цвет, блеск и т.д. Специфическим в данном случае является то, что биологическое и живое под воздействием внешних императивов мимикрирует под синтетическое и искусственное: в фотографии и кино графические редакторы придают телу и лицу безупречно гладкие литые формы, схожие с теми, которые способен принимать лишь пластик. Максимальное соответствие свойственным ему формам и фактурам предстает в качестве канонического и становится заглавным мотивом в деятельности разрастающейся индустрии косметологии и пластической хирургии.
Приближение к идеальному облику представляет собой сложную систему дорогостоящих ритуалов, выполнение которых обещает человеку, что он непременно будет восприниматься как красивый, успешный, уважаемый, т.е. нормальный, а потому будет иметь все шансы на успех в карьере и личной жизни. Гламурный образ в сознании большей части общества с недавних пор ассоциируется именно с нормальностью, а поэтому приближение к пластику уже выходит за рамки моды. Мотив этого - в желании быть «нормальным», пригодным для симпатии и восприятия другими.
В архитектуре происходят аналогичные перемены: господство идеальных и безупречно искусственных гладких поверхностей пластика, стекла и бетона вытесняет природную текстуру камня и дерева, а вместе с ними и излишние декоративные элементы, неровности, все, что не оптимизирует темп жизнедеятельности человека. Значительная часть жилых зданий и учреждений, а также многочисленных торговых комплексов уже на сегодняшний день как снаружи, так и внутри гораздо больше напоминает макет или компьютерную графику, нежели пространство, в котором существует человек.
Создание гламурной архитектуры не может не повлечь за собой формирование нового типа личности. Гламуризация архитектуры деформирует эстетические представления человека не только относительно должного образа себя и других людей, но относительно должного образа внешнего мира и надлежащих способов бытия в нем. И этот механизм был бы не так опасен, если бы не направляющие его в случае гламура безличные коммерческие доминанты - в качестве главных ценностей, в качестве анонимной власти, которая лишь в той мере заинтересована в человеке, в какой он является потребителем предлагаемых и навязанных ею благ.
Область современного костюма в неменьшей степени претерпела аналогичные изменения. На первый взгляд, в метаморфозах костюма
М.Д. Рахманинова
сложно обнаружить что-либо кроме обычных тенденций моды: бутафорные элементы и нефункциональные детали уже давно никого не удивляют. Однако господство «химических» цветов, с одной стороны, и странных тематических мотивов - с другой, позволяет провести параллель с гламуризацией тела и окружающих пространств. Первые показы моды стали проводиться в конце XIX в., и именно с этого периода следует отсчитывать историю зарождения, формирования и становления гламура в моде: вышедший на первый план костюм, надетый на манекенщицу, затмил ее собственный образ, концентрируя все внимание на себе, а на ней - лишь как на приложении к костюму. Воспроизводя подобный образ, люди воспроизводят и онтологический статус личности относительно костюма: второстепенный; необходимый лишь для того, чтобы этот костюм обыграть и мотивировать. За это костюм им дает шанс на хорошую характеристику и право называться гламурным - нормальным.
Надо сказать, что неестественность диктуемых гламуром образов с трудом позволяет их сочетать с повседневным существованием и требует известных жертв, т.е. в лице гламура мы все больше имеем дело с неким сводом законов - по большей части, иррациональных, с некоей новой мифологией - догматичной, императивной, устанавливающей свои собственные критерии рациональности. Все эти метаморфозы фиксируют за воображаемым статус реального, а подчас -более реального, чем по-настоящему реальное, делая моду в мышлении обывателя более реальной, чем, например, социальные и экологические проблемы, политика, культура, которые становятся чем-то декоративным, второстепенным, непонятным, тем, в чем человек все меньше стремится чувствовать, все больше не видя в этом смысла. Такая рокировка позволяет системам рынка беспрепятственно и незаметно свершать экологические преступления, эксплуатировать незащищенные слои населения, уничтожать в пользу финансовых выгод культурные и исторические памятники. Таким образом, смысл гламу-ризации как инструмента капиталистической системы состоит вовсе не в самих элементах гламура, не в том, чем они отличаются от догла-мурных элементов, но именно в обозначенной рокировке, которая максимально оптимизирует рынок и дает ему полную свободу действий, защищая его от осуждения обществом.
В противовес гламуризации внешнего образа человека возникает другая линия, позиционирующая себя как «антигламур». Ее эстетика полностью противоположна гламуру и несомненно претендует на своего рода диссиденство, на то, чтобы вернуть человеку его утрачи-
ваемую уникальность. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидной однородность антигламура и гламура, их глубинная взаимосвязь. Формирование «антигламурной» индустрии происходит по тому же сценарию, что и гламурной. В точности так же, как на форме и продуманных деталях внешнего образа концентрирует личность гламур, концентрирует на них и антигламур, превращая ношение одежды и элементов образа в ритуал. Отличие заключено лишь в коннотациях: гламур заставляет стремиться к нормальности, анти-гламур позиционирует себя как ненормальность, якобы гарантирующая уникальность личности.
Однако наибольшую опасность представляет даже не столько эта в конечном итоге тоталитарная замкнутость повсеместно проникающих императивов гламура, но свойство их выходить за рамки эстетики как таковой. Так, в последнее время в жанре костюма и образа в целом приобрела популярность тематика смерти и всего, что связано с нею: вплоть до самых жестоких (и вызывающих отторжение психически здорового человека) картин. Это явление - серьезный шаг гла-мура за пределы моды и стиля, за пределы эстетического в плоскость социальной антропологии, социальной психологии и экзистенциального самовосприятия. И дело здесь не в эстетизации смерти, не в глубинном ее осмыслении, напротив: тематика смерти дискредитируется и превращается в обыденную, повседневную систему образов.
Аналогичным образом обстоит дело и с гламуризацией идеологической тематики. Об этом свидетельствует появление таких понятий, как, например, «глобальный фашизм». Этот термин обозначает, с одной стороны, эстетизацию фашистской символики, а с другой -гламуризацию протестной составляющей отечественного антиглобализма.
Сходным образом осуществляется гламуризация коммунизма, терроризма, тоталитаризма, войны, революции и т.д., т.е. становится возможным констатировать гламуризацию не только внешних форм массовой культуры, но и областей идеологии. Все особенности гла-мура указывают на его идеологическое (а отнюдь не случайное эстетическое) происхождение: основательное формирование нового типа человека в самых фундаментальных областях его взаимодействия с миром - базовая задача гламура как знаковой системы. Гламур - в первую очередь, методология самосохранения и самообслуживания капиталистической системы и рыночной экономики, в частности.
Т.А. Фетисова