Научная статья на тему 'М.А. Орлова «Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII – начало XVI века»'

М.А. Орлова «Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII – начало XVI века» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
487
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орнамент / фреска / древнерусское искусство / древнерусская архитектура / монументальная живопись / Андрей Рублёв / Феофан Грек / ornament / fresco / Old Russian art / Old Russian architecture / monumental painting / Andrei Rublev / Theophanes the Greek

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волошина Л.А.

Представлен анонс двухтомного издания, посвящённого подробному разбору орнамента в росписях древнерусских храмов, в соответствии с их принадлежностью художественным центрам средневековой Руси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.A. Orlova «Ornament in monumental painting of Ancient Russ. The end of the XIII – beginning of the XVIst century»

The announcement of a two-volume edition devoted to a detailed analysis of the ornament in the paintings of ancient Russian churches, in accordance with their belonging to the art centers of medieval Russia, is presented.

Текст научной работы на тему «М.А. Орлова «Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII – начало XVI века»»

Книжная полка (обзоры и рецензии)

Волошина Л. А., кандидат философских наук, заведующий библиотекой Высшей школы народных искусств (академии)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. A, e-mail: voluta@yandex.ru

Voloshina L.A., candidate of philosophical sciences, head of the library of Higher school of folk arts (Academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: voluta@yandex.ru

M.A. Орлова «Орнамент в монументальной живописи Древней Руси.

Конец XIII - начало XVI века»

М.А. Orlova «Ornament in monumental painting of Ancient Russ.

The end of the XIII - beginning of the XVIst century»

Аннотация. Представлен анонс двухтомного издания, посвященного подробному разбору орнамента в росписях древнерусских храмов, в соответствии с их принадлежностью художественным центрам средневековой Руси.

Ключевые слова: орнамент, фреска, древнерусское искусство, древнерусская архитектура, монументальная живопись, Андрей Рублёв, Феофан Грек.

Abstract. The announcement of a two-volume edition devoted to a detailed analysis of the ornament in the paintings of ancient Russian churches, in accordance with their belonging to the art centers of medieval Russia, is presented.

Keywords: ornament, fresco, Old Russian art, Old Russian architecture, monumental painting, Andrei Rublev, Theophanes the Greek.

В данном издании сделана попытка представить полный свод орнаментов в архитектуре Древней Руси конца XIII - начала XVI века. Это двухтомное издание, первый том которого представляет собой исследование орнамента с точки зрения его истории, символики, рассматривается проблема прочтения орнамента. Для средневекового сознания - орнамент всегда был способом отображения духовности мира в символических формах. В книге представлены методы изучения орнамента, наиболее подробно -классификационный и эстетический.

Главная задача исследования - проследить развитие русского орнамента, как естественный поступательный процесс, соединивший в себе привнесенный опыт с русской культурной традицией. Это процесс, развивающийся в русле русской истории, глубоко связанный с переменами в жизни российского государства.

Обязательным условием исследования сохранившегося орнамента, автор считает связь декора с архитектурно-пространственной средой, с самой росписью, в которой он существует. Только такое прочтение дает целостное представление об орнаменте, как части единой храмовой композиции. Материал в книге располагается по периодам. XIV - XV вв. - время активного

183

строительства храмов, расцвета монументальной живописи. Фрески этого периода уцелели лишь частично, поэтому в исследовании использованы материалы и о несохранившихся памятниках.

Изучение орнамента с точки зрения его символики - наиболее распространённый способ исследования. Чаще всего толкование связывается с образом мироздания, в росписях - это символические изображения неба, солнца, земного мира. Фантастические растения, изображенные на стенах храмов, связывают с образом рая. Наряду с ними встречаются растительные и животные мотивы. Во введении рассматриваются орнаментальные росписи космогонической тематики.

На протяжении XI - XII вв. система декора видоизменялась в сторону усложнения вследствие изменений внутренней конструкции храма. Появились росписи, имитирующие мрамор. В памятниках Новгорода, Пскова, Старой Ладоги и, конечно, в Софии Киевской сохранились свидетельства о таких росписях, которые занимали половину стен. В древних фресках широко использовался ещё один прием имитации. На нижней части стен встречаются остатки изображений пелены. Этот прием использовался наряду с фреской и мозаикой. Большое распространение получил в XIV - XVI вв. Это была не просто имитация ткани, закреплённой на стене, а ткани, покрытой полосами орнамента (рис. 1).

Рис. 1. Пелена в цокольной зоне апсиды церкви Спаса-Преображения на Ильине

улице. Новгород Великий Некоторые исследователи связывают этот приём с погребальной символикой, культом умерших. Воронин H.H. предполагает, что этот мотив навеян описанием скинии в Ветхом Завете, где главное убранство составляли как раз драпировки. Подобный орнамент расположен в основном на алтарных частях храма. «Не исключено, что усиленное внимание к ветхозаветным образам, вообще характерное для искусства византийского мира в переломные исторические эпохи, в данном случае активировалось распространением и широкой популярностью на Руси в XIV - XV веках сочинений Космы

Индикоплова, много раз обращавшегося к описанию и символике Скинии» [1, с. 25].

Автор обращается к древнейшим архитектурным памятникам XIII века Новгородской, Псковской, Московской земель. Они подвергались разрушению, как временем, так и врагами. Но то, что уцелело, имеет огромное значение для истории русской культуры. Орнамент этого периода схож с декором храмов Х1-ХП в. В основном его содержание сводилось к цветку, лозе, волюте. Он сохранил следы влияния романо-готического, византийского стилей. Автор книги считает, что нельзя отрицать присутствие скандинавского орнамента в общем русле развития русского. Византийский и скандинавский орнаменты схожи (особенно плетеный), но есть коренные отличия, касающиеся общей композиции. Мотивы плетенки в новгородских храмах X-XI вв. скорее дань моде.

В главе, посвященной фрескам XIV века, рассматривается, конечно и творчество Феофана Грека, его вклад в русскую живопись. В новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице сохранились фрагменты его росписей. Это изображения пелены в алтаре и на хорах, и фрагменты геометрического орнамента фриза. Роспись фриза подчинена задаче акцентирования внимания на изображении Троицы. Интересен орнамент в виде брусков. Он четко согласован с архитектурой храма. Бруски развернуты к центру и имеют соответствующую поставленной задаче, двуцветную окраску (рис. 2).

Рис. 2. Фриз брускового орнамента на хорах церкви Спаса-Преображения на Ильине улице. Новгород Великий Создатель росписи оформлял брусковые формы с учетом разных точек зрения, что способствовало разворачиванию поверхностей, «растягиванию» пространства. Данный мотив брускового орнамента применялся еще в греческих храмах. Это объемный орнамент, в котором присутствуют такие пространственные изображения как: «поребрик», «меандр», «извивающиеся ленты» и др. Подобные декоративные мотивы встречались часто в римских и

раннехристианских мозаиках. Что касается растительного орнамента, то он, в основном, был фризовый и представлял собой изображения лотоса и пальметт, распространенных ещё в египетском искусстве. Наряду с этим широко применялся орнамент «крин», своеобразный цветок с длинными тычинками.

Большое распространение имели орнаменты в виде медальонов, тоже включающие в композицию различные растительные (цветочные мотивы), четко геометрически скомпонованные. В медальонах велика роль фона. Символика медальона связана с древнейшей символикой круга, как выражения полноты совершенства, духовности. Орнаментированные медальоны на пелене в храме Спаса-Преображения - первое подобное явление в русской стенописи. Анализируя детали художественного почерка, М.А. Орлова приходит к выводу, что орнаменты этой церкви принадлежат Феофану Греку. Феофановский орнамент «синтезирован из элементов и форм разных эпох и стилей, переработанных в целостные и органичные композиции» [1, с. 95].

В росписях других храмов этой эпохи, можно проследить влияния, которые были особенно активны в конце XIV - начале XVI вв. Помимо влияний романского и отчасти готического стилей, заметно воздействие исламского искусства, но не буквальное копирование, а осмысленное усвоение особенностей.

В росписях церкви Успения Богородицы на Волотовом поле видно, как в древнерусском искусстве начинает формироваться самостоятельный стиль росписей - «волотовская роспись выделяется из рассматриваемой группы произведений совершенно особыми качествами, не известными нам ни в каком другом живописном ансамбле, но вместе с тем не является и совершенно самостоятельным художественным явлением» [1, с. 161].

Орнаменты в храмах рубежа XIV - XV вв., сохранившиеся до нашего времени, связывают с именем Андрея Рублёва. Отдельная глава в книге посвящена этим памятникам. В Успенском соборе Звенигорода используется, уже ставший традиционным к XV веку, орнамент - имитация подвесных пелен. Они были богато орнаментированы медальонами. М.А. Орлова приводит схемы-реконструкции этих медальонов. В основном - это вариации пальметты и небольшие лепестково-лиственные мотивы. В этих росписях прослеживается связь с искусством Феофана Грека.

Рублёвские росписи отличаются изысканностью флоральных мотивов. Ведущая тема росписей не столько сами растительные объекты, сколько многочисленные тончайшие белые стебли и усики, изгибающиеся в движении. Этот орнамент - вариация лозы, широко использовался как в христианском, так и в мусульманском искусстве (арабеска). Ощутимо и влияние западноевропейского орнамента. Использование ориентализирующих мотивов характерно для росписей конца XIV - первого десятилетия XV вв., эпохи, отличающейся готовностью, открытостью к восприятию и ассимиляции элементов разных эпох и стран.

Орнаменты медальонов, которые можно рассмотреть на схемах-реконструкциях, отличаются большим разнообразием. Медальоны украшали пространство храмов, в алтарной части имели символическое значение, напоминая собой райские сады. Они активно использовались в декорировании откосов окон, фризов, на пеленах и арочных проёмах (рис. 3). Медальон XV века приобретает новые качества. В нем еще сохранились феофановские элементы, но его мощный энергичный рисунок становится более тонким и дробным. Композиция усложняется. Орнамент переходит в другую стилистику. Процессы взаимодействия разных форм и стилей протекают быстрее и легче. В прикладном искусстве Руси этого периода идет поиск новых форм и средств выразительности. Автор пишет о возможном влиянии местной культурной традиции.

Рис. 3. Медальоны в нишах церкви Сергия Радонежского. Новгородский кремль

Росписи второй половины XV века сохранились в большом количестве фрагментов в Евфимиевой палате (Грановитой) Новгородского кремля. Здесь орнамент в виде плетенки напоминает о романских образцах. Для плетенки этого типа характерно наличие зооморфных и антропоморфных элементов. Консерватизм новгородской архитектуры автор объясняет политическими причинами. Тип новгородского храма сохраняли принципиально, не допуская московских влияний.

Традиции, к которым обращалась новгородская архитектура, восходят к глубокой древности. Прообразы росписей в медальонах можно найти в волотовских орнаментальных мотивах. Отличительной особенностью некоторых орнаментов этого времени является очень тонко и тщательно проработанное письмо, напоминающее своей техникой иллюминированные рукописи. Они слишком эстетизированы для стенописи. Автор соотносит

настенный орнамент с орнаментикой богослужебных книг, которые лучше сохранились.

Храмовые росписи этого периода настолько гармоничны в пространстве храма, что, вычленяя их, невозможно оценить в полной мере органичной соотнесенности орнамента с масштабами и всем характером архитектурных членений. Но, к сожалению, такому целостному восприятию мешает слабая его сохранность.

Пожалуй, только один ансамбль фресок конца XV - начала XVI вв. сохранился в относительной целости. Это росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Здесь орнамент представлен в виде: панно, росписей на оконных и дверных проемах, медальонами на белой пелене в нижней части стен

Обилие растительных и цветочно-лиственных мотивов служит одновременно отображением райской растительности и композиционным переходом между находящимися рядом изображениями сцен из акафистов. Орнаментальные мотивы обусловлены здесь характером представленных сюжетов. Нижний ярус росписи, представленный медальонами, выглядит монументальнее, в полной мере соответствует единому композиционному решению храмового пространства (рис. 4.). «Орнаментированные круги на пелене в цокольном ярусе росписи, по-своему взаимодействуют с верхними её регистрами, играя в какой-то степени декоративно-уравновешивающую, гармонизирующую роль по отношению к расположенным выше сюжетным композициям» [1, с. 325].

Рис. 4. Пелена в нижней части алтарной стены собора Рождества Богородицы.

Ферапонтов монастырь Автор книги называет орнамент кодом мировой художественной культуры, дает подробный историко-культурный анализ орнаментальных росписей с целью не только показать различные влияния на развитие русского орнамента других культур в XIII - XVI вв., но и то, как удачно были ассимилированы эти заимствования русской культурой и способствовали, в

конечном счете, формированию национальной традиции. Все эти орнаменты, прежде всего, - памятники древнерусского искусства определенной эпохи.

Второй том - альбом иллюстраций. Здесь представлены прекрасного качества репродукции: фотографии, акварели, зарисовки орнаментов, элементы росписей и виды храмовых интерьеров; всего 412 иллюстраций.

Издание предназначено: историкам искусства, реставраторам, студентам художественных вузов, архитекторам.

Литература

1. Орлова М.А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII - начало XVI века. В 2 ч. Часть 1 / М.А. Орлова. - Москва: Северный паломник, 2004. - 496 с.

2. Орлова М.А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII - начало XVI века. В 2 ч. Часть 2 / М.А. Орлова. - Москва: Северный паломник, 2004. - 416 с.

References

1. Orlova М.А. Ornament v monumental'noj zhivopisi Drevnej Rusi. Konec XIII - nachalo XVI veka. V 2 ch.. CHast' 1 / M.A. Orlova. - Moskva: Severnyj palomnik, 2004. - 496 s.

2. Orlova M.A. Ornament v monumental'noj zhivopisi Drevnej Rusi. Konec XIII - nachalo XVI veka. V 2 ch. CHast' 2 / M.A. Orlova. - Moskva: Severnyj palomnik, 2004. -416 s.

В оформлении издания использовано изображение шкатулки «Праздник русской зимы», созданной в технике федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Автор Л. Корсукова, руководитель М.А. Салтанов. 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.