Научная статья на тему 'М.А. БАКУНИН О ГЕНЕЗИСЕ И ЭВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)'

М.А. БАКУНИН О ГЕНЕЗИСЕ И ЭВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.А. БАКУНИН / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СВОБОДА / НАСИЛИЕ / РАВЕНСТВО / АНАРХИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИДЕАЛ / НАРОД / M.A. BAKUNIN / STATE / POWER / JUSTICE / FREEDOM / VIOLENCE / EQUALITY / ANARCHISM / SOCIAL REVOLUTION / IDEAL / PEOPLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ксенофонтов Владимир Николаевич

В статье раскрываются социально-философские взгляды М.А. Бакунина по вопросу генезиса, сущности и эволюции государства. При этом акцентируется внимание на его трактовку государственной власти, представляющей собой отсутствие справедливости и свободы для народа. Философ в обосновании своей точки зрения дает развернутый анализ философским концептуальным положениям на государство. М.А. Бакунин, являясь по своим философским взглядам анархо-революционером, обосновывает ограниченность точки зрения по вопросу государства и его социальной роли, положений представителей немецкой социал-демократии и взглядам сторонников марксистской философии. В статье раскрываются социально-философские положения русского мыслителя по вопросу сущностных компонентов, обосновывающих необходимость эволюции государства и его ухода с исторической арены. При этом вскрываются основные регулятивы, характеризующие перспективы развития государства и его отмирания. Только социальная революция, по взглядам М.А. Бакунина, способна привести к уничтожению государства, как органа насилия, и принести народу свободу, равенство и пользование социальными богатствами. Цель исследования: раскрыть социально-философские положения М.А. Бакунина на генезис государства, его сущность и эволюцию. Выводы: государство, по взглядам М.А. Бакунина, представляет собой в любой его форме насилие над народом, а потому оно должно быть уничтожено путем социальной революции. Будущее устройство общества, как идеал, должно основываться на справедливости и свободе народа, его самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.A. BAKUNIN ON THE GENESIS AND EVOLUTION OF THE STATE (SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS)

The article reveals the social and philosophical views of M.A. Bakunin on the genesis, essence and evolution of the state. At the same time, attention is focused on his interpretation of state power, which is a lack of justice and freedom for the people. The philosopher, in substantiating his point of view, gives a detailed analysis of the philosophical conceptual provisions on the state. M.A. Bakunin, being an anarcho-revolutionary in his philosophical views, substantiates the limited point of view on the issue of the state and its social role, the positions of the representatives of German social democracy and the views of supporters of Marxist philosophy. The article reveals the socio-philosophical positions of the Russian thinker on the issue of essential components that substantiate the need for the evolution of the state and its departure from the historical arena. At the same time, the main regulations that characterize the prospects for the development of the state and its withering away are revealed. Only a social revolution, according to M.A. Bakunin, can lead to the destruction of the state as an organ of violence, and bring the people freedom, equality and the use of social wealth. Purpose of the research: to reveal the social and philosophical positions of M.A. Bakunin on the genesis of the state, its essence and evolution. Conclusions: The state, according to the views of M.A. Bakunin, is in any form of violence against the people, and therefore it must be destroyed through a social revolution. The future structure of society, as an ideal, should be based on justice and freedom of the people, their self-organization.

Текст научной работы на тему «М.А. БАКУНИН О ГЕНЕЗИСЕ И ЭВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»

09.00.11 Социальная философия

Social philosophy

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-154-158

М.А. Бакунин о генезисе и эволюции государства (социально-философский анализ)

В.Н. Ксенофонтов ©

Российская открытая академия транспорта (МИИТ), г Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются социально-философские взгляды М.А. Бакунина по вопросу генезиса, сущности и эволюции государства. При этом акцентируется внимание на его трактовку государственной власти, представляющей собой отсутствие справедливости и свободы для народа. Философ в обосновании своей точки зрения дает развернутый анализ философским концептуальным положениям на государство. М.А. Бакунин, являясь по своим философским взглядам анархо-революционером, обосновывает ограниченность точки зрения по вопросу государства и его социальной роли, положений представителей немецкой социал-демократии и взглядам сторонников марксистской философии. В статье раскрываются социально-философские положения русского мыслителя по вопросу сущностных компонентов, обосновывающих необходимость эволюции государства и его ухода с исторической арены. При этом вскрываются основные регулятивы, характеризующие перспективы развития государства и его отмирания. Только социальная революция, по взглядам М.А. Бакунина, способна привести к уничтожению государства, как органа насилия, и принести народу свободу, равенство и пользование социальными богатствами. Цель исследования: раскрыть социально-философские положения М.А. Бакунина на генезис государства, его сущность и эволюцию. Выводы: государство, по взглядам М.А. Бакунина, представляет собой в любой его форме насилие над народом, а потому оно должно быть уничтожено путем социальной революции. Будущее устройство общества, как идеал, должно основываться на справедливости и свободе народа, его самоорганизации.

Ключевые слова: М.А. Бакунин, государство, власть, справедливость, свобода, насилие, равенство, анархизм, социальная революция, идеал, народ

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-154-158

M.A. Bakunin on the genesis and evolution of the state (social and philosophical analysis)

V.N. Ksenofontov ©

Russian Open Academy of Transport (MJET), Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The article reveals the social and philosophical views of M.A. Bakunin on the genesis, essence and evolution of the state. At the same time, attention is focused on his interpretation of state power, which is a lack of justice and freedom for the people. The philosopher, in substantiating his point of view, gives a detailed analysis of the philosophical conceptual provisions on the state. M.A. Bakunin, being an anarcho-revolutionary in his philosophical views, substantiates the limited point of view on the issue of the state and its social role, the positions of the representatives of German social democracy and the views of supporters of Marxist philosophy.

KceHotyoHmoe B.H.

The article reveals the socio-philosophical positions of the Russian thinker on the issue of essential components that substantiate the need for the evolution of the state and its departure from the historical arena. At the same time, the main regulations that characterize the prospects for the development of the state and its withering away are revealed. Only a social revolution, according to M.A. Bakunin, can lead to the destruction of the state as an organ of violence, and bring the people freedom, equality and the use of social wealth. Purpose of the research: to reveal the social and philosophical positions of M.A. Bakunin on the genesis of the state, its essence and evolution. Conclusions: The state, according to the views of M.A. Bakunin, is in any form of violence against the people, and therefore it must be destroyed through a social revolution. The future structure of society, as an ideal, should be based on justice and freedom of the people, their self-organization.

Key words: M.A. Bakunin, state, power, justice, freedom, violence, equality, anarchism, social revolution, ideal, people

FOR CITATION: Ksenofontov V.N. M .A. Bakunin on the genesis and evolution of the state (social and philosophical analysis) . Sociopolitical Sciences. 2020. Vol. 10. No. 6. Pp . 154-158. (In Russ.) DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-6-154-158

ВВЕДЕНИЕ

Среди отечественных философов второй половины XIX и начала ХХ в. заметное место принадлежит М.А. Бакунину (1814-1876). Его своеобразие, как и преимущественно большинства философов России того исторического периода от представителей философской мысли Запада отличается связью теоретических положений с реалиями общественного развития.

Социально-философские взгляды М.А. Бакунина, прежде всего на развитие общества и роли в нем государственной власти, не предоставляли собой статичную позицию. Они эволюционизировались. Причем такая эволюционность его воззрений развивалась довольно непросто: от идеализма восприятия действительности, ее романтического осмысления к гегельянскому примирению с ней, а затем к атеизму и материализму, к трактовке социальной философии, рассматривающей в качестве регулятивов общества социальную солидарность и свободу.

По своим мировоззренческим взглядам М.А. Бакунин предстает в качестве анархо-революционера, считавшего доминирующим компонентом свободы прежде всего бунты. При этом он неоднократно пытался реализовать свои анархические планы: в России в 1869 г., а также во Франции - в 1870 г. и Италии -в 1874 г., когда происходили восстания в Лионе и Болонье, где философ принимал активное участие. Он также сражался на баррикадах в Дрездене и Праге.

Примечательно во взглядах русского философа понимание перспектив развития общества М.А. Бакунин в своей философской позиции социальное содержание общественной жизни в будущем устройстве рассматривал как мир справедливости, социализма и равенства.

1. М.А. БАКУНИН О ГЕНЕЗИСЕ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Социально-философские взгляды М.А. Бакунина, теоретика народничества и анархизма, на власть достаточно сложны и в то же время оригинальны. Свои положения по вопросу ее генезиса и сущности философ рассматривал преимущественно через анализ государства и его развитие. Проблему понимания власти и ее функционирование в системе государства он изложил в работах: «Государственность и анархизм», «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Следует отметить, что центральным положением социально-философской позиции М.А. Бакунина представляет идея генезиса государства и выяснение специфической роли в жизни страны; нахождение путей его разрушения, а затем установления безгосударственного общественного самоуправления.

В свою очередь философ, подчеркивая неприятие жестко централизованного управления власти бюрократического государства, полагал, что его противоположность находится в идеале. Им М.А. Бакунин представлялся в виде общества, организация жизни в котором строится на началах самоуправления и свободной федерации индивидов, наций и провинций.

В отечественной философской литературе, характеризуя социально-философскую точку зрения М.А. Бакунина на государство, акцент делался на отрицании им государства в жизни общества. Однако такая позиция, по нашему мнению, применительно к взглядам русского философа, страдает односторонним подходом. М.А. Бакунин, характеризуя государство в жизни общества, отмечал, что его существенное предназначение связано как с обеспечением внешней безопасности своих граждан от нападений извне, так и их защита друг от друга внутри страны. При таком функционировании государства, как считал русский философ, должно опираться на договор, в основе которого лежит нравственный принцип добра для народа [Бакунин, 1997: 25].

В свою очередь, М.А. Бакунин, давая оценку государству под углом зрения критического подхода, отмечает, что оно, как и церковь, исходит из того, что по своей природе люди существенно необразованы, а потому нуждаются в принуждении со стороны, тождественности быть не может. Это, прежде всего связано с тем, что государство не должно быть вечным институтом власти. Развивая свою мысль по проблеме государства и его судеб, М.А. Бакунин дает сравнительную характеристику немецким социал-демократам и русским социальным революционерам. Он обращает внимание на то, что во взглядах и программах представителей немецких социал-демократов ставится цель совершенствования пангерманского государства. В противоположность такой позиции, направленной на совершенствование государственной власти, отечественный философ высказывает иную точку зрения. Ее сущность сводится к тому, что русские социальные революционеры стремятся прежде всего к совершенному разрушению нашего государства, убежденные в том, что

Т. 10. № 6. 2020

Социально-политические науки

155

«.. .пока государственность, в каком бы то виде ни было, будет тяготеть над нашим народом, народ этот будет нищим рабом» [Бакунин, 1997: 27].

М.А. Бакунин высказал также вполне определенно на марксистскую точку зрения по вопросу государства и его управленческой роли в обществе. В своих положениях по этой проблеме философ обратил внимание на следующее. Марксистская точка зрения гласит о государстве, которое будет свободным от рабства и насилия, подчеркивает М.А. Бакунин. Однако такое государство, по его мнению, управляемое меньшинством, посредством избранных народом представителей, в той или иной форме отражает диктатуру, то есть насилие. В свою очередь, как полагает философ, сам же народ, являясь необученным и неученым объединением людей, будет реально освобожден от управления государством.

Вместе с тем М.А. Бакунин, давая критическую оценку марксистской концепции государства, основанной на диктатуре пролетариата, отмечает в ней теоретический позитивный ее аспект. Он, по мнению философа, в марксистской концепции связан с тем, что государство будет экономически и политически образовывать народ и в конечном счете сделается постепенно ненужным в обществе.

Весьма примечательные рассуждения отечественного философа, раскрывающие его положения, сравнивающие монархическое государство с демократической республикой. Он подчеркивает неодинаковость такого государственного устройства. Более того, философ обращает внимание при их сравнении на существенное различие. Глубина различия между монархией и демократической республикой, по мысли М.А. Бакунина, сводится к следующему. В период монархии чиновники притесняют и эксплуатируют народ во имя получения выгоды для себя и имущих классов. Во время республиканского государственного устройства правящий чиновничий аппарат теснит и грабит народ под дымовой завесой народной воли.

Несмотря на такую обобщающую констатацию, ученый все же подчеркивает свое твердое убеждение о том, что самая несовершенная республика во много раз предпочтительнее для бытия народа, чем самая просвещенная монархия.

Важным показателем различия между монархическим и демократическим режимами, по взгляду М.А. Бакунина, выступает реальное положение народных масс. При демократическом режиме массы хоть немного приобщаются к общественной жизни. В свою очередь монархия никогда этого не делает.

Русский мыслитель, исходя из такой точки зрения, делает вывод о том, что никакое государство, как бы демократически не были его формы не в силах дать народу подлинную свободу и вольную организацию. Развивая свой тезис, философ подчеркивает, что славяне в отличие от немцев, ищущих жизни в государстве, напротив должны идти по пути освобождения от государства путем социальной революции [Там же: 29].

Отличие социальной революции от политической, по мнению М.А. Бакунина, заключается в том, что она совершается не только с помощью декретов, а с помощью народной силы, возбужденной посредством революционных страстей. Социальная революция, считал

философ, и представляет собой действительно народную революцию.

М.А. Бакунин, исследуя государство и его различные формы правления, высказал, хотя и в достаточно сжатом виде, свое отношение к роли права в отношениях между людьми в обществе. При этом, с точки зрения генетической, он утверждал, что отсутствие у русского народа достаточно ясных представлений о праве, включая римское, а также укоренившееся инстинктивное понимание право любого крестьянина на землю, способны сыграть вполне определенную роль в перспективных политических преобразованиях.

По суждению М.А. Бакунина, существующее в обществе законодательство, основанное политическим государством, в своей направленности вступает в противоречие с естественным правом человека. В свою очередь, считает русский философ, подчинение искусственно созданному праву порождает олигархию, порабощает простого человека и способствует развращению правителей. «Одним словом, - констатирует М.А. Бакунин, - мы отвергаем всякие привилегии, пусть даже и закрепленные официально государством, исходящие из господствующего права, так как мы убеждены, что они всегда неизбежно обращаются лишь к выгоде господствующего и эксплуатируемого меньшинства в ущерб огромного порабощенного большинства. Вот в каком смысле мы действительно анархисты» [Семи-гин, 2005: 554].

Примечательно, что М.А. Бакунин во взглядах на состояние государства и роль в нем власти в конкретно-исторический период был близок к воззрениям славянофилов. Так, он, как и славянофилы, оценивая западное устройство капиталистического общества, считал его «изрядно подгнившим». Правящая власть, отмечал философ, в капиталистическом государстве по существу отказалась от прежнего лозунга: свобода, равенство и братство, превратив свои институты в органы насилия и эксплуатации народа.

Вместе с тем он в своих взглядах значительно приблизился к идее славянофилов, возлагая надежды на реформирование российского общества. При этом М.А. Бакунин приоритетом, как и славянофилы, считал самосознание русского народа, его духовные ценности, особенно мораль. Философ отмечал, что русский народ, свободный от западных предрассудков политического и социального характера, способен создать в истории новую цивилизацию, новую веру и новую жизнь.

2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ М.А. БАКУНИНА НА ЭВОЛЮЦИЮ ГОСУДАРСТВА

М.А. Бакунин в своих взглядах, отмечая определенную позитивную роль государства, в целом же относился к нему отрицательно. Он полагал, что государство является злом для народа. Более того, государство и его институты власти представляют временные общественные формы, которые должны исчезнуть. Ученый подчеркивал, что наряду с государством должно неизбежно погибнуть все, принятое считать юридическим правом, а также характерное устройство в нем сверху вниз, включая правительство, организованные в пользу исключительно управляющих классов [Бакунин, 1989: 524-525].

Ксенофонтов В.Н.

М.А. Бакунин в силу исторической ограниченности не мог достаточно развернуто охарактеризовать пороки современного западного государства, особенно его стремление к сырьевым ресурсам других стран и наращивание военной мощи. Однако ряд его положений по этому вопросу достаточно актуальны и в наше время.

Так, в работе «Государственность и анархия» ученый выдвигает и обосновывает тезис о роли капиталистического (рыночного) производства и банковской системы в деятельности государства. Он указал на то, что современное (новейшее) капиталистическое производство и банковские действия (спекуляции) объективно ведут к государственной централизации.

В свою очередь экономическая и банковская система в жестко управляемом государстве во внешней политике ведут к наращиванию в нем военной мощи. А она в свою очередь на международной арене государ -ством проявляется в завоевании территории и сырьевых рынков других стран.

М.А. Бакунин, обосновывая представления анархизма о будущем устройстве общества, отвечающего интересам народа, высказал ряд положений. В концентрированном виде их можно свести к следующему.

Положение первое. Славянский пролетариат, по его мнению, во имя собственной свободы должен войти в Интернационал, образовав в нем социальные организации.

Положение второе. Войдя в Интернационал, который освободит людей от государственного отечества, представители славянского пролетариата должны братски встретиться с работниками другой страны, осуществив с ними союз.

Положение третье. Анархисты в своих взглядах исходят из того, что всякая власть государства и функционирующее в нем правительство по своему положению противостоит народу, его интересам. В свою очередь никакой идеал общественного устройства, основанный на книжных теориях, не соответствует подлинным интересам народа. Ему же не подходят теоретические положения о государстве и о парламентских формах борьбы из собственных потребностей; он сам создает необходимые ему организации.

Положение четвертое. Провозглашаемые различного рода теоретиками будущего общества политические организации и движения, по оценке М.А. Бакунина, отвлекают народные массы от главного - бунта, а потому толкают их действия на путь эволюционного реформизма и государственности. Вот почему, вместо политических (включая пролетарские) партий целесообразно создать централизованные тайные организации, способные осуществить социальную ликвидацию государства. При этом частная собственность должна быть ликвидирована в результате передачи ее объектов ассоциированным производителям.

Взамен же централизованного государственного устройства предполагается создать федерацию коммун, областей и провинций.

Положение пятое. Подлинную свободу народу может дать только грядущая революция. Именно она призвана разрушить политические и религиозные фетиши типа «Бог», «Государство», «Власть», «Законы истории», «Религия» и т.п. Ей надлежит в противоположность таким фетишам установить реальное

социальное и экономическое равенство, социальные человеческие отношения для всех граждан общества. Социальная революция и представляет собой действительно народную революцию.

Движущей силой революции должны стать крестьяне, ремесленники, пролетариат, которые наделены стихийным революционным инстинктом. На смену государству должна прийти свободная Федерация земледельческих и фабрично-ремесленных общин.

Осуществление принципа свободы для народа, таким образом, по мнению М.А. Бакунина, возможно в результате социальной революции, исключающей из общественной жизни жесткий принцип власти.

Положение шестое. М.А. Бакунин изложил своеобразную точку зрения по вопросу сохранения свободы в условиях государственного управления. Он высказал достаточно перспективное положение. Его суть сводилась к идее о том, что гарантией свободы человека в государстве выступает общественный контроль за представителями власти. Он утверждал, что вхождение людей во властные институты портит даже самых лучших граждан.

А противовесом такому аморальному явлению, по оценке М.А. Бакунина, может стать сильный контроль со стороны общественности и постоянная оппозиция к власти.

В условиях же капиталистического государства рабочие не в состоянии использовать для выполнения этой цели политическую демократию. Такое положение обусловлено тем, что рабочим не хватает средств, образования и основательной организации.

Положение седьмое. Важным слагаемым будущего общества должно быть такое его устройство, в котором каждый человек имел бы возможность равных средств в области развития своих индивидуальных способностей и их применения в конкретной деятельности. Кроме того, в обществе будущего должна отсутствовать эксплуатация чужого труда и имелась бы возможность для каждого гражданина пользоваться социальными богатствами. В основе социальной идеи будущего общества, по мнению М.А. Бакунина, лежит положение о том, что земля - собственность всего народа и могут ею пользоваться те, кто ее обрабатывает собственными руками [Бакунин, 1997: 22-23].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

М.А. Бакунин по своим философским взглядам представляет собой одно из ярких представителей идей революционного анархизма. Он достаточно развернуто высказал свою точку зрения на происхождение государства, его сущность и характер различных типов власти. Философ, определяя государство как зло для народа, его социального положения, подчеркивает необходимость социальной революции, которая способна покончить со всяким государственным устройством.

Свою мысль по вопросу будущности государства М.А. Бакунин отразил в весьма сжатой, но четкой форме. Государство, утверждал философ, должно «растопиться» в обществе, которое будет строиться на началах справедливости.

Русский философ достаточно определенно выразил свою точку зрения на понимание социальной

Т. 10. № 6. 2020

Социально-политические науки

157

справедливости в обществе. М.А. Бакунин в этой связи подчеркнул, что без достижения справедливости в общественном развитии нельзя достичь свободы, республиканского государства, мира между странами.

Именно справедливость, по мнению ученого, требует от представителей народа, разделяющих идеи социализма, защищать интересы широких народных масс.

Вместе с тем достижение принципа свободы, считал отечественный философ, возможно благодаря исключению из жизни общества принципа власти, а со-

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Антология мировой политической мысли. В 5 т. / рук. проекта Г.Ю. Се-мигин. Т. IV: Политическая мысль в России. Вторая половина Х1Х-ХХ вв. М.: Мысль, 1997.

2. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Антология мировой политической мысли. В 5 т. / рук. проекта Г.Ю. Семигин. Т. IV: Политическая мысль в России. Вторая половина Х1Х-ХХ вв. М.: Мысль, 1997.

3. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.

4. Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М., 2005.

ставной компонент свободы представлять в качестве народного бунта. По оценке М.А. Бакунина, народ уже созрел для социального переворота и способен его совершить. В перспективе ожидаемый революционный бунт решительно уничтожит государство как главный инструмент социального угнетения, а освобожденный народ сможет, опираясь на свои собственные идеалы, построить новое общество. Идеалом же общественного устройства русский философ представлял в виде свободной федерации самодеятельных общин.

REFERENCES

1. Bakunin M.A. Statehood and anarchy. In: Anthology of world political thought. In 5 vols. G.Yu. Semigin (research advisor). Vol. IV: Political thought in Russia. Second half of the 19th-20th centuries Moscow: Mysl, 1997.

2. Bakunin M.A. Federalism, socialism and anti-theologism. In: Anthology of world political thought. In 5 vols. G.Yu. Semigin (research advisor). Vol. IV: Political thought in Russia. Second half of the 19th-20th centuries Moscow: Mysl, 1997.

3. Bakunin M.A. Philosophy. Sociology. Politics. Moscow, 1989.

4. Semigin G.Yu. Russian political and legal doctrines. Moscow, 2005.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 80,64%

Рецензент: Крылова И.А, доктор философских наук; ведущий научный сотрудник Института философии РАН

Статья поступила в редакцию 30.11.2020, принята к публикации 25.12.2020 The article was received on 30.11.2020, accepted for publication 25.12.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ксенофонтов Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор; профессор кафедры «Философия, социология и история» Российской открытой академии транспорта. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Vladimir N. Ksenofontov, Dr. Sci. (Philos.), Professor; Professor at the Department of Philosophy, Sociology and History of the Russian Open Academy of Transport. Moscow, Russian Federation. E-mail: vnksenoffontov@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.