Научная статья на тему 'ЛЮЦЕРНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ И ЕГО АРТ-ДИРЕКТОР МИХАЭЛЬ ХЕФЛИГЕР'

ЛЮЦЕРНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ И ЕГО АРТ-ДИРЕКТОР МИХАЭЛЬ ХЕФЛИГЕР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ЛЮЦЕРНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ / АРТ-ПРОЕКТ / БИОГРАФИЯ / СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / ИСКУССТВО / АРТ-ИНДУСТРИЯ / ART-MANAGEMET / LUCERNE FESTIVAL / ART-PROJECT / BIOGRAPHY / CONTEMPORARY ACADEMY MUSIC / MUSIC FESTIVAL / ART / ART-INDUSTRY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Минайленко Мария Александровна

Статья посвящена международному музыкальному фестивалю в Люцерне и его руководителю Михаэлю Хефлигеру. Арт-менеджмент на проекте такого масштаба как Люцернский фестиваль во многом зависит от личности руководителя. Михаэль Хефлигер - руководитель фестиваля с 1999 года. Его исполнительский опыт музыканта и образование в сфере экономики и менеджмента позволили стать успешным арт-директором. Он точно знает, как создать максимально комфортные условия для артиста. Работу Михаэля Хефлигера можно определить как создание связей между исполнителями и их спонсорами. Ему важно поддерживать с меценатами дружеские отношения. 2003 год в работе фестиваля ознаменовался началом сотрудничества Хефлигера и Клаудио Аббадо. Итогами этой работы стали организация Люцернского фестивального оркестра и академии для молодых композиторов и дирижеров. Ежегодно на люцернской сцене дебютирует большое количество музыкантов. Поддержкой им служат различные гранты и премии, учрежденные Михаэлем Хефлигером и различными фондами. Для увеличения слушательской аудитории Хефлигером было создано большое количество программ для школьников и студентов. Программы включают в себя знакомство с музыкантами и необычные форматы концертов. Фонд «Друзья Люцернского фестиваля» - это клуб любителей музыки со всего мира. На примере работы Михаэля Хефлигера автор выделяет основные задачи арт-менеджмента: создание курсов и летних школ, поддержка молодых музыкантов, расширение слушательской аудитории, установление дружеских отношений со спонсорами. М. Хефлигер лично курирует все вышеперечисленные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUCERNE FESTIVAL AND ART-MANAGER MICHAEL HAEFLIGER

The article is dedicated to the international music festival in Lucerne and its leader Michael Haefliger. Art management on a project of such a scale as the Lucerne Festival largely depends on the personality of the leader. Michael Haefliger has been a festival director since 1999. His performing experience as a musician and his education in economics and management enabled him to become a successful art director. An important role was played by his performing activity, thanks to which he knows exactly how to create the most comfortable conditions for the artist. Michael Haefliger’s work can be defined as creating links between performers and their sponsors. It is important for him to maintain friendly relations with patrons. In 2003 the Festival was marked by the beginning of the collaboration of Heafliger and Claudio Abbado. The results of this work were the Lucerne Festival Orchestra and the Academy for young composers and conductors. A large number of musicians make their debut on the Lucerne scene every year. They are supported by various grants and prizes established by Michael Haefliger and different foundations. To increase the audience, Haefliger created a large number of programs for schoolchildren and students. Programs include getting to know musicians and unusual concert formats. The Friends of the Lucerne Festival Foundation is a club of music lovers from around the world. On the example of the work of Michael Haefliger, the author identifies the main tasks of art management: creating courses and summer schools, supporting young musicians, expanding the audience, friendly relations with sponsors, personal supervision of all of the above tasks.

Текст научной работы на тему «ЛЮЦЕРНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ И ЕГО АРТ-ДИРЕКТОР МИХАЭЛЬ ХЕФЛИГЕР»

Музыка в ее художественных параллелях

и взаимосвязях

DOI: 10.26086/NK.2020.2.56.014 УДК 78.074

© Минайленко Мария Александровна, 2020

Самарский государственный институт культуры (Самара, Россия), аспирантка кафедры

культурологии

E-mail: inspiration_63@mail.ru

ЛЮЦЕРНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ И ЕГО АРТ-ДИРЕКТОР МИХАЭЛЬ ХЕФЛИГЕР

Статья посвящена международному музыкальному фестивалю в Люцерне и его руководителю Михаэлю Хефлигеру. Арт-менеджмент на проекте такого масштаба как Люцернский фестиваль во многом зависит от личности руководителя. Михаэль Хефлигер — руководитель фестиваля с 1999 года. Его исполнительский опыт музыканта и образование в сфере экономики и менеджмента позволили стать успешным арт-директором. Он точно знает, как создать максимально комфортные условия для артиста. Работу Михаэля Хефлигера можно определить как создание связей между исполнителями и их спонсорами. Ему важно поддерживать с меценатами дружеские отношения. 2003 год в работе фестиваля ознаменовался началом сотрудничества Хефлигера и Клаудио Аббадо. Итогами этой работы стали организация Люцернского фестивального оркестра и академии для молодых композиторов и дирижеров. Ежегодно на люцернской сцене дебютирует большое количество музыкантов. Поддержкой им служат различные гранты и премии, учрежденные Михаэлем Хефлигером и различными фондами. Для увеличения слушательской аудитории Хефлигером было создано большое количество программ для школьников и студентов. Программы включают в себя знакомство с музыкантами и необычные форматы концертов. Фонд «Друзья Люцернского фестиваля» — это клуб любителей музыки со всего мира. На примере работы Михаэля Хефлигера автор выделяет основные задачи арт-менеджмента: создание курсов и летних школ, поддержка молодых музыкантов, расширение слушательской аудитории, установление дружеских отношений со спонсорами. М. Хефлигер лично курирует все вышеперечисленные задачи.

Ключевые слова: арт-менеджмент, Люцернский фестиваль, арт-проект, биография, современная академическая музыка, музыкальный фестиваль, искусство, арт-индустрия.

© Minailenko Maria A, 2020

Samara State Institute of Culture (Samara, Russia), Postgraduate student of the Department of

Cultural Studies

E-mail: inspiration_63@mail.ru

LUCERNE FESTIVAL AND ART-MANAGER MICHAEL HAEFLIGER

The article is dedicated to the international music festival in Lucerne and its leader Michael Haefliger. Art management on a project of such a scale as the Lucerne Festival largely depends on the personality of the leader. Michael Haefliger has been a festival director since 1999. His performing experience as a musician and his education in economics and management enabled him to become a successful art director. An important role was played by his performing activity, thanks to which he knows exactly how to create the most comfortable conditions for the artist. Michael Haefliger's work can be defined as creating links between performers and their sponsors. It is important for him to maintain friendly relations with patrons. In 2003 the Festival was marked by the beginning of the collaboration of Heafliger and Claudio Abbado. The results of this work were the Lucerne Festival Orchestra and the Academy for young composers and conductors. A large number of musicians make their debut on the Lucerne scene every year. They are supported by various grants and prizes established by Michael Haefliger and different foundations. To increase the audience, Haefliger created a large number of programs for schoolchildren and students. Programs include getting to know musicians and unusual concert formats. The Friends of the Lucerne Festival Foundation is a club of music lovers from around the world. On the example of the work of Michael Haefliger, the author identifies the main tasks of art management: creating courses and summer schools, supporting young musicians, expanding the audience, friendly relations with sponsors, personal supervision of all of the above tasks.

Key words: art-managemet, Lucerne Festival, art-project, biography, contemporary academy music, music Festival, art, art-industry.

Международный музыкальный фестиваль в Люцерне — один из старейших музыкальных фестивалей (проводится с 1938 года). Он оказывает огромное влияние на мир музыкального академического искусства: здесь открываются новые имена, исполняются новейшие сочинения, проводятся мастер-классы, работает композиторская и исполнительская академия. В первую очередь обращает на себя внимание масштаб проекта. В 2020 году были запланированы: летний фестиваль (август), фортепианный фестиваль (ноябрь), пасхальный фестиваль (апрель), летние курсы для композиторов, дирижеров и исполнителей.

Структура фестиваля выросла из летнего проекта. Организаторы приняли решение создать отдельные фестивали для некоторых направлений. Это многообразие повлекло за собой появление различных образовательных проектов. Работа фестиваля осуществляется в трех направлениях: концертная деятельность, образовательная и организационная. Арт-про-ект такого масштаба — целая система, образующая уникальное художественное поле. Создание такой системы невозможно без грамотной работы арт-менеджера. Такая работа сегодня определяется как «искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами в сфере искусства» [3, ^ 105]. Объектом исследования является современный арт-менеджмент в сфере академического музыкального искусства, а предметом стала деятельность Михаэля Хефлигера как арт-менеджера Люцернского фестиваля.

Стратегия арт-менеджмента полностью связана с руководителем проекта. Конечно, на фестивалях международного уровня работает целая команда специалистов в разных областях. Большая часть работы находится в компетенции руководителя проекта. Корнеева С. М. пишет, что «уместность и успешность того или иного креативного решения зависит от концепции проекта, личности продюсера, менталитета аудитории и многих других внешних и внутренних факторов. Поэтому и разработка их требует времени и творческого поиска» [2, а 95]. Арт-менеджер — не только руководитель и организатор, в первую очередь это креативный директор. Именно такой человек в 1999 году стал исполнительным и художественным руководителем Люцернского фестиваля. Изучая личность Михаэля Хефлигера, его жизненный и творческий путь можно понять стратегию, благодаря которой Люцернский фестиваль сегодня стал одним из лучших проектов академической музыки. Таким образом, цель

данной работы — определить ключевые задачи и способы их решения в деятельности арт-менеджера Люцернского фестиваля.

Михаэль Хефлигер родился в 1961 году в Западном Берлине в семье швейцарского тенора Эрнста Хефлигера. Музыкальные способности мальчика проявились уже в раннем возрасте. Первый концерт юного музыканта состоялся уже в семь лет, и впереди его ожидала карьера музыканта-исполнителя. С 1978 по 1983 год Михаэль учится в Нью-Йорке в Джульярдской школе по классу скрипки у И. Галамяне и Д. Дилэй, после чего начинает сольную карьеру скрипача. Это привело его на фестивали в Люцерне, Интерла-кене и Сполето. Исполнительский опыт впоследствии сыграл очень большую роль в организаторской работе. О том, что такое выйти на сцену Хефлигер знал не понаслышке, у него сформировалось четкое понимание того, что необходимо исполнителям для продуктивной работы. Сам Михаэль всегда переживает за музыкантов: «Чтобы достичь такого высокого уровня исполнения, артисты идут на огромные жертвы. Я не знаю никого, кто бы не нервничал перед выступлением. Существует огромное физическое и психологическое напряжение. Моя работа заключается в том, чтобы как можно лучше сопровождать творческий процесс»1 [5]. Чуткое отношение к музыкантам требует решения практических задач. Это создание комфортной благоприятной среды, полного зала и благосклонной публики, а также всей материальной стороны организации проекта. По словам Хефлигера он готов предоставлять все необходимое для каждого из участников фестиваля: «У музыкантов нервозность очень разная. Например, художник меняет номер в отеле 50 раз, пока не найдет подходящий. Моя задача — помочь артисту добиться высоких результатов и сделать все, чтобы он чувствовал себя комфортно. Лишь затем он получает отклик аудитории. Тогда и фестиваль будет успешным» [5].

Еще в студенческие годы у Михаэля Хеф-лигера появился интерес к созданию собственных проектов. Поэтому он решил получить второе образование в Университете Санкт-Галлена и окончил его со степенью «Executive MBA». Также он посещал курсы управления и бизнеса в Гарвардском университете в Массачусетсе, дипломная работа была посвящена системам эффективности спонсорства. Так в будущем руководителе Лю-цернского фестиваля соединились — профессиональный музыкант и дипломированный менеджер.

Деятельность Михаэля Хефлигера можно определить как создание сетей и связей между артистами и их спонсорами. Директор фестива-

ля проводит в Люцерне не менее трех месяцев в году, встречаясь с меценатами, музыкантами и представителями СМИ. В одном из интервью Хефлигер говорит: «У меня нет никаких ограничений в экономической деятельности, но сотрудничество должно идти глубже, чем просто деньги. Для меня спонсоры — партнеры для долгосрочных отношений» [4]. Со многими главами корпораций Михаэля Хефлигера связывают действительно теплые и дружеские отношения.

Первый опыт в организации арт-проектов Хефлигер получил в 1986 году, когда стал одним из соучредителей фестиваля молодых исполнителей в Давосе. Около 12 лет он работал в качестве директора фестиваля. Его деятельность поддерживали Бруно Гербер, Вернер Куппер и Герберт фон Караян. Именно здесь он нашел свое художественное призвание. В первые годы Хефлигер выступал на сцене в Давосе, но затем полностью сосредоточился на своей роли «режиссера», которой и посвятил всю дальнейшую профессиональную жизнь: «Как артист, я не оправдал своих собственных ожиданий. Но музыка по-прежнему моя главная деятельность, хотя и не артистическая: я занимаюсь музыкой предпринимательским путем, я тот, кто создает программу и концепцию фестиваля» [5].

Следующим проектом Хефлигера стала программа «Collegium Novum Zurich», где в течение 1997 и 1998 года он проводил ретроспективу работ Софии Губайдулиной и цикла «Музыка из США». В дальнейшем его интерес к современной академической музыке стал одной стратегических задач в развитии Люцернского фестиваля.

1 января 1999 года Михаэль Хефлигер занял должность художественного руководителя Люцернского фестиваля, который в то время существовал под названием «Internationale Musikfestwochen Lucern». Хефлигер начал сразу со смены названия фестиваля. Под брендом «Lucerne Festival» проект стал современной международной площадкой.

Настоящий успех пришел к Люцернскому фестивалю в 2003 году, когда началось сотрудничество Михаэля Хефлигера и Клаудио Аббадо. Благодаря имени Аббадо в зале культурного конгресс-центра начали собираться лучшие музыканты, для которых честью было работать с маэстро. Так был создан фестивальный оркестр Люцерна. 2003 год ознаменовался и появлением фестивальной академии для композиторов и дирижеров. Композиторская академия стала настоящей лабораторией современной музыки, как для создателей музыки так и ее исполнителей. На курсах Люцернской фестивальной академии каждое лето

около ста молодых музыкантов со всего мира получают возможность посвятить себя современному репертуару. Репетиции проходят в течение двух недель, после чего сочинения исполняются в одном из бесплатных концертов фестиваля.

Первым руководителем академии стал Пьер Булез, в 2016 году его сменил Вольфганг Рим. Мастер-классы и уроки проводят также такие музыканты как сэр Джордж Бенджамин, Питер Этвос, Изабель Фауст, Алан Гилберт, Хайнц Холлигер, Анн-Софи Муттер, сэр Саймон Рэттл, Ольга Ной-вирт, Марк Андре и Хельмут Лахенманн, чьи авторские стили и методы работы оказывают влияние на создаваемые произведения. Развитие современной академической музыки и стремление к передаче опыта молодым композиторам — одна из главных задач фестиваля. И здесь деятельность арт-менеджера трудно переоценить, поскольку он выступает как «посредник между художником и обществом, влияющий на сам процесс творчества и распространение его результата» [1]. Эту задачу и выполняет Михаель Хефлигер — директор Лю-цернского фестиваля.

Важнейшее стратегическое направление фестиваля — работа со слушательской аудиторией. Это очень важная проблема для любого проекта академической музыки. При этом задача организаторов не просто сделать музыку доступной, снизив цену на билет или предложив публике популярный репертуар, а приобщить новую аудиторию разных возрастов к академической музыке, как старинной, так и современной, традиционной и радикальной, пробудить у слушателей интерес к новым именам и новым музыкальным явлениям. Решением этой задачи стали программы, ориентированные на слушателей разных возрастов. Первая программа называется «Lucerne Festival Young», где используют специальные яркие и красочные форматы концертов, в том числе и для самых маленьких слушателей [6]. Есть и семейные представления, на которых могут присутствовать все поколения, от бабушек до внуков. Такой подход позволяет «выращивать» своих слушателей начиная с самого юного возраста. Вторая программа направлена на очень важный и обширный пласт публики — школьников. В этих программах Люцернский фестиваль предлагает взаимодействовать не с родителями, а со школами. На некоторые концерты фестиваля можно приобрести бесплатные билеты для всего класса или большой группы учащихся начальной школы. Для старше -классников на симфонические концерты летнего фестиваля установлена символическая плата. Также для школьников организуются специальные встречи перед началом концерта, так называ-

емые «подготовительные мероприятия», на которых рассказывают о композиторах, исполнителях и музыке, которая будет звучать.

Еще одна программа, доступная учащимся средней и старшей школы — встречи с исполнителями, как в концертном зале, так и в самой школе. Особенно интересна идея Хефлигера проводить небольшие концерты в школах, в ходе которых молодые солисты, участвующие в программе «Дебюты», рассказывают о себе, о своих музыкальных инструментах, о творческом пути и демонстрируют свое искусство.

Своеобразное ежегодное правило арт-ме-неджера фестиваля — «каждый сезон новые лица». Это поддержка молодых и талантливых исполнителей и открытие новых имен в мире музыки. Кроме программы «Дебюты» на фестивале есть еще три специальных гранта для юных музыкантов. Это «Credit Suisse Young Artist Award», «Roche Young Commmissions» и «Fritz Gerber Award» [6]. Михаэль Хефлигер как руководитель музыкального проекта сотрудничает с различными фондами для организации помощи одаренным музыкантам. Председателем отборочного комитета также является Михаэль Хефлигер. Он лично курирует множество проектов внутри одной большой системы. Безусловно, для арт-менеджера любого уровня всегда стоит вопрос делегирования полномочий. Однако персональное внимание к музыкантам-исполнителям и к репертуару позволяет добиваться уникальных результатов. Здесь можно присоединиться к мнению Е. И. Ждановой: «К продукции культуры особые требования: она должна быть уникальной, неповторимой, оригинальной, отличающейся высоким качеством исполнительства» [1].

Одним из довольно крупных «под-проектов» Люцернского фестиваля является фонд «Friends of Lucerne Festival» [6]. Фонд был основан еще в 1966 году, но продолжает развиваться, и сегодня у него несколько собственных «ветвей». К 2020 году членские взносы друзей фестиваля составляют 8 процентов от общего бюджета, а география охватывает Великобританию, Германию, Бельгию, Францию, Австрию, Испанию, Израиль, Гонконг, США и Японию. Программа «Друзья Люцернского фестиваля» — это своеобразный клуб любителей современной академической музыки и всех желающих узнать о ней больше, познакомиться как с выдающимися мэтрами, так и с молодыми исполнителями. За ежегодную фиксированную плату члены клуба получают скидку на билеты, доступ за кулисы, возможность встречи с музыкантами, организаторами и другими участниками клуба, приобретают новые знакомства

в мире музыки и могут поделиться своими впечатлениями о концертах в среде единомышленников. В программе «Друзей фестиваля» особенно ценны встречи внутри самого клуба. Это превращает саму идею проекта не просто в безликие анонимные онлайн-пожертвования, а объединяет людей из разных стран, которые могут встретиться и познакомиться только на Люцернском фестивале и у которых есть общие интересы и любовь к музыке.

Ответвлением этой программы стал проект «Молодые друзья Люцерна». Это клуб для молодых людей, интересующихся музыкальной культурой и искусством. Организаторы фестиваля предлагают участникам совместные поездки на концерты, скидки на билеты, посещение репетиций, семинаров и мастер-классов, беседы с артистами.

В 2002 году в Нью-Йорке появилась еще одна «ветка» программы «Друзья Люцернского фестиваля» — «Американские друзья Люцерна». Это уже не просто клуб любителей музыки. Это некоммерческая организация, миссия которой дать возможность талантливым студентам-музыкантам из консерваторий США принять участие в Люцернской фестивальной академии.

Уникальное соединение в личности Михаэля Хефлигера музыканта, менеджера и арт-дирек-тора позволило ему развить Люцернский фестиваль от проекта регионального значения до большой международной системы, состоящей из множества компонентов. Каждое направление проекта (концертная деятельность, образовательная и организационная) тесно связано с другими, но имеет различные задачи в сфере арт-менеджмен-та. Однако Михаэлю Хефлигеру удалось создать программы, отвечающие целям сразу нескольких направлений фестиваля, что позволяет ему лично курировать всю систему.

В образовательной деятельности фестиваля главной задачей остается расширение курсов и летних школ, для которых учреждают различные гранты и премии, что помогает привлекать к проекту молодых музыкантов (поддержание концертной деятельности) и сотрудничать с крупными фондами (организационная деятельность). В концертной деятельности это расширение слушательской аудитории, чему способствует проведение концертов нового формата для публики разных возрастов, создание уникальной тематики каждого фестиваля и привлечение наряду с крупными партнерами любителей музыки, которые становятся одновременно и слушателями, и спонсорами фестиваля. Таким образом, большая часть стратегических задач арт-менеджмента слу-

жит в первую очередь обеспечению взаимосвязи музыкантов и их слушателей. С помощью такого подхода решение организационных задач, связанных с финансированием фестиваля, оказывается более эффективным.

Ставя во главе арт-менеджмента музыку в качестве уникального культурного продукта, Люцернский международный фестиваль и работа Михаэля Хефлигера сегодня оказывают огромное влияние на развитие духовной культуры и академического музыкального искусства.

Примечания 1 Перевод с немецкого языка здесь и далее автора статьи

Литература

1. Жданова Е. И. К вопросу подготовки студентов по арт-менеджменту // Культура и образование: culture and education. 2008. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-podgotovki-studentov-po-art-menedzhmentu (дата обращения 11.05.2020)

2. Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент: учеб. пособие. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 303 с.

3. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: к определению понятия // Культура и образование: culture and education. 2013. №1. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/art-menedzhment-k-opredeleni-yu-ponyatiya (дата обращения 11.05.2020)

4. Handelszeitung.ch (2013), "Machtnetz von Michael Haefliger: Der Revolutionär", available at: https://www.handelszeitung.ch/panorama/macht-netz-von-michael-haefliger-der-revolutionar Accessed 28 May 2020)

5. Handelszeitung.ch (2006), "Michael Haefliger: Symbiose von Manager und Musiker", available at: https://www.handelszeitung.ch/unternehmen/ michael-haefliger-symbiose-von-manager-und-musiker (accessed 28 May 2020)

6. Lucerne Festival, available at: https://www.lu-cernefestival.ch/en/ (accessed 28 May 2020)

References

1. Zhdanova, E. (2008), "On the issue of training students in art-management", Kultura i obrazovanie [Culture and education] [Electronic], no. 1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-vopro-su-podgotovki-studentov-po-art-menedzhmentu (accessed 11 May 2020).

2. Korneeva, S. (2006), Muzyikalnyiy menedzhment: ucheb. posobie [Music management: tutorial], YuNITI-DANA, Moskva, Russia.

3. Suminova, T. (2013), "Art-management: to the definition of a concept", Kultura i obrazovanie [Electronic], no. 1, available at: https://cyberlen-inka.ru/article/n/art-menedzhment-k-opredeleni-yu-ponyatiya (accessed 11 May 2020).

4. Handelszeitung.ch (2013), "Machtnetz von Michael Haefliger: Der Revolution", available at: https://www.handelszeitung.ch/panorama/macht-netz-von-michael-haefliger-der-revolutionar (accessed 28 May 2020).

5. Handelszeitung.ch (2006), "Michael Haefliger: Symbiose von Manager und Musiker", available at: https://www.handelszeitung.ch/unterneh-men/michael-haefliger-symbiose-von-manag-er-und-musiker (accessed 28 May 2020).

6. Lucerne Festival (2020), "Lucerne Festival", available at: https://www.lucernefestival.ch/en/ (accessed 28 May 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.