Научная статья на тему 'ЛЮСЬЕН СЭВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ФИЛОСОФА -МАРКСИСТА'

ЛЮСЬЕН СЭВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ФИЛОСОФА -МАРКСИСТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Люсьен Сэв / гуманистический марксизм / марксистская теория личности / биографический метод / Grande Édition de Marx et d’Engels. / Lucien Sève / humanistic Marxism / Marxist theory of personality / biographical method / Grande Édition de Marx et d’Engels

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондрашов Пётр Николаевич

23 марта 2020 года на 94 году жизни от коронавирусной инфекции COVID-19 умер всемирно известный французский психолог и философ-марксист Люсьен Сэв. В предлагаемой обзорной статье кратко описывается жизненный путь Л. Сэва, рассматривается его вклад в теоретическое развитие марксистской философии, психологии, антропологии, биоэтики, социологии и политической науки. Автор показывает, что в своей широко известной теории личности под личностью Сэв понимает конкретного индивида в его органическом и диалектическом единстве с теми биографическими, межличностными и социально-историческими процессами и отношениями, в системе которых он существует и посредством которых он связан с миром. В связи с этим установлено фундаментальное методологическое значение биографии для марксистской социальной психологии. Показана ключевая роль Люсьена Сэва в организации Большого издания сочинений Маркса и Энгельса (GEME – Grande Édition de Marx et d’Engels) – проекта издания всех сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса на французском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUCIEN SÈVE: THE LIFE PATH OF A MARXIST PHILOSOPHER

On March 23, 2020, the world-famous French psychologist and Marxist philosopher Lucien Sève died at the age of 94 from the coronavirus disease (COVID-19). This review article briefly describes the life of L. Sève and examines his contribution to the theoretical development of Marxist philosophy, psychology, anthropology, bioethics, sociology and political science. The author shows that in his well-known theory of personality under the personality Sève understands a specific individual in his organic and dialectical unity with those biographical, interpersonal and socio-historical processes and relations in the system of which he exists, and through which he is connected with the world. In this regard the fundamental methodological significance of biography for Marxist social psychology is established. It shows the key role of Lucien Sava in organizing a Large edition of the works of Marx and Engels (GEME – Grande Édition de Marx et d’engels) – the project of publishing all the works of Karl Marx and Fredric Engels.

Текст научной работы на тему «ЛЮСЬЕН СЭВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ФИЛОСОФА -МАРКСИСТА»

УДК 101 DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10113

люсьен сэв:

жизненный путь философа-марксиста

Кондрашов Пётр Николаевич,

Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Екатеринбург, Россия, ORCID: 0000-0003-0975-4418, E-mail: pnk060776@gmail.com

поступила в редакцию 04.04.2020, принята к публикации 20.04.2020

Для цитирования: Кондрашов П.Н. Люсьен Сэв: жизненный путь философа-марксиста // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2020. № 1 (38). С. 182-195. doi: 10.24411/1817-9568-2020-10113

Аннотация

23 марта 2020 года на 94 году жизни от коронавирусной инфекции COVID-19 умер всемирно известный французский психолог и философ-марксист Люсьен Сэв. В предлагаемой обзорной статье кратко описывается жизненный путь Л. Сэва, рассматривается его вклад в теоретическое развитие марксистской философии, психологии, антропологии, биоэтики, социологии и политической науки. Автор показывает, что в своей широко известной теории личности под личностью Сэв понимает конкретного индивида в его органическом и диалектическом единстве с теми биографическими, межличностными и социально-историческими процессами и отношениями, в системе которых он существует и посредством которых он связан с миром. В связи с этим установлено фундаментальное методологическое значение биографии для марксистской социальной психологии. Показана ключевая роль Люсьена Сэва в организации Большого издания сочинений Маркса и Энгельса (GEME - Grande Édition de Marx et d'Engels) - проекта издания всех сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса на французском языке.

© Кондрашов П.Н., 2020

I 1 DiacouRBB-p Я ft

Шскурс ш

Ключевые слова:

Люсьен Сэв, гуманистический марксизм, марксистская теория личности, биографический метод, Grande Édition de Marx et d'Engels.

UDC 101 DOI: 10.24411/1817-9568-2020-10113

lucien seve:

the life path of a marxist philosopher

Kondrashov Pyotr Nikolaevich,

Institute of Philosophy and Law

of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

PhD, Senior Researcher,

Ekaterinburg, Russia,

ORCID: 0000-0003-0975-4418,

E-mail: pnk060776@gmail.com

Article received on April 4, 2020, accepted on April 20, 2020

To cite this article: Kondrashov, P.N. (2020). Lyus'en Se'v: zhiznennyj put' filosofa-marksista [Lucien Sève: the life path of a Marxist philosopher]. Scientific Journal ".Discourse-P", 1(38), 182-195. doi: 10.24411/1817-9568-2020-10113

Abstract

On March 23, 2020, the world-famous French psychologist and Marxist philosopher Lucien Sève died at the age of 94 from the coronaviras disease (COVID-19). This review article briefly describes the life of L. Sève and examines his contribution to the theoretical development of Marxist philosophy, psychology, anthropology, bioethics, sociology and political science. The author shows that in his well-known theory of personality under the personality Sève understands a specific individual in his organic and dialectical unity with those biographical, interpersonal and socio-historical processes and relations in the system of which he exists, and through which he is connected with the world. In this regard the fundamental methodological significance of biography for Marxist social psychology is established. It shows the key role of Lucien Sava in organizing a Large edition of the works of Marx and Engels (GEME - Grande Édition de Marx et d'engels) -the project of publishing all the works of Karl Marx and Fredric Engels.

Keywords:

Lucien Sève, humanistic Marxism, Marxist theory of personality, biographical method, Grande Édition de Marx et d'Engels.

Люсьен Сэв (9 декабря 1926-23 марта 2020) - французский философ-марксист, психолог, антрополог, но в первую очередь - коммунист, скончался от коронавируса в понедельник, 23 марта, в возрасте 93-х лет в больнице Беклер в Кламаре (l'hôpital Béclère de Clamart). Сообщив о его смерти на своём сайте, официальный орган Французской компартии газета L'Humanite напомнила, что на протяжении многих лет он считался во Франции одним из ведущих представителей марксистской философии (Le Hyaric, 2020; см. также: Ducange, 2010).

Люсьен Сэв родился в период между двумя мировыми войнами, 9 декабря 1926 года, в Шамбери (Chambéry), департамент Савойя, в светской и хорошо образованной семье из среды мелкой провинциальной буржуазии. В 1945 году поступил в престижную Высшую нормальную школу (l'Ecole normale supérieure) на улице Ульм, в Париже. По словам его биографов, Сэв всерьез заинтересовал-

I 1 DiacouRBB-p Я ft

Шскурс m

ся марксизмом уже в студенческие годы, - именно в l'Ecole normale он начал изучать труды мыслителей «от Сартра до Маркса».

После окончания l'Ecole normale в 1949 году Люсьен Сэв стал работать преподавателем во Французском лицее Брюсселя (Lycée français de Bruxelles), но в мае 1950 года был отстранён от должности после нескольких лекций, организованных посольством Франции, где он провозглашал идеи марксизма. Формулировка при отстранении: «за марксистско-ленинскую пропаганду» (pour propagande marxiste-léniniste).

Его перевели в лицей города Шомон, департамент Верхняя Марна. Директор этого учебного заведения сразу предупредил нового сотрудника о грозивших ему строгих административных санкциях, и в 1952 году Сэв предпочёл отправиться на военную службу в дисциплинарное подразделение армии в Алжире, не дожидаясь призыва. По возвращении из армии Люсьен Сэв преподает философию в старших классах средней школы, в том числе в лицее Святого Шарля в Марселе (Lycée Saint-Charles, à Marseille), где он преподавал до 1970 года.

В 1952 г. Сэв женился на Франсуазе Гийе (Françoise Guille, 1934-2011), активистке Компартии и переводчице (она переводила в том числе и работы советского психолога Л.С. Выготского), и у них родилось двое детей.

В сентябре 1950 года Сэв вступил в ряды Коммунистической партии Франции, а в 1961 году был избран в Центральный комитет ФКП и оставался членом ЦК до 1994 года. «Испытывая неприязнь» к богатым парижским буржуа, он предпочитал общаться с «активистами из числа рабочих», которых он встретил среди членов ФКП. Он был вынужден дорого заплатить за свои убеждения, став жертвой антикоммунизма, укрепившегося в то время в академической среде: дело в том, что после 1970 года Сэву из-за его радикально коммунистических взглядов фактически было запрещено преподавать.

Философские воззрения Люсьена Сэва, который был членом центрального комитета ФКП, порой несколько расходились с её основной линией. Сразу же после вступления в ФКП Сэв активно поддерживал идею и практику коммунистических режимов, в которых компартии были доминирующей и ведущей силой, в силу чего его тогда считали сталинистом. Однако этот «сталинизм» касался только организационных вопросов, никак не влияя на содержание глубоко гуманистических идей Сэва (Shames, 1981). Именно в силу последних после смерти Сталина (1953 г.), и особенно после XX съезда КПСС (1956 г.), Сэв поддержал десталинизацию в СССР (O'Donnell, 1986, p. 7-29).

Оживлённые дебаты среди однопартийцев вызвала публикация его книги «Современная философия и её генезис от 1789 года до наших дней», изданной в 19б2 году, в которой автор предлагал отойти от догматической трактовки марксизма за счёт творческого развития этого учения.

Мобилизованный в комитет Мориса Одина (le comité Maurice Audin) 1959 года, он участвовал в антиколониальной борьбе и против бонапартистских насмешек над голлизмом. Одновременно он вошел в состав главной редакции журнала «Новая критика» (Nouvelle Critique), где занимался вопросами, связанными с историей философии.

Первая философская работа Сэва «Различие. Введение в ленинизм» (1960 г.) была посвящена критике ревизионизма Анри Лефевра с позиций верного ле-

нинца. Дело в том, Сэв безоговорочно принял работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.), и свою критику большей частью проводил в свете положений этой книги. Так, «обращаясь к истории философии, Сэв подчеркивает в ней борьбу материализма и идеализма и классовый характер философии. Он убеждён в том, что осуществленный классиками марксизма синтез материализма и диалектики является глубоко научным и социально прогрессивным» (Самарская, 2008, с. 282).

Вступив в ЦК КПФ на XVI съезде в 1961 году, Люсьен Сэв продемонстрировал свои навыки и интеллект в дискуссиях, которые тогда встряхнули коммунистическое движение. Усердно работая над выводом Коммунистической партии из сталинизма, он, тем не менее, был очень внимателен к её теоретическому закреплению и верности концепциям, вытекающим из марксизма, посвящая много времени борьбе с «ревизионизмом».

Тогда же, вдохновившись дебатами в центральном комитете по культурным и идеологическим вопросам Аржантёя в марте 1966 года между Роже Гароди и Луи Арагоном, с одной стороны, и Луи Альтюссером - с другой, Люсьен Сэв занял оригинальную и прочно аргументированную позицию между гуманизмом Гароди и структурализмом Альтюссера: «В противовес Гароди Сэв доказывает, что К. Маркс рассматривал человека в контексте истории и ставил изменения личности в зависимость от изменений социальной среды. Сэв даже радикализирует мысль Маркса, заявляя, что сущность человека находится вне его, в совокупности социальных отношений. Этот чрезмерный социологизм в трактовке личности несколько смягчают апелляции Сэва к биологической природе человека, в результате чего история толкуется им как процесс, в ходе которого происходит переработка природного начала личности в социальный феномен.

В противовес Альтюссеру Сэв стремится доказать, что марксистская философия представляет собой «научный гуманизм». Как и Альтюссер, он критически относится к ранним работам Маркса и апеллирует к его более зрелым работам, но, в отличие от Альтюссера, не хочет сводить историю к динамике взаимодействия различных общественных структур, заявляя, что структурализм вообще и в трактовке Альтюссера в частности ведёт к изгнанию из истории человека. Поскольку все объективные социальные процессы проходят сквозь человека, он, по убеждению Сэва, является активным субъектом истории» (Самарская, 2008, с. 282-283; см. также Шихардин, 2009).

Свою позицию в этих знаменитых дебатах Л. Сэв теоретически выразил в книге «Марксизм и теория личности» (1969 г.), в которой, помимо всего прочего, представлены результаты весьма жарких дебатов с Луи Альтюссером по поводу интерпретации VI-го тезиса Маркса о Фейербахе и концептуализации категории «человеческой сущности» (de l'essence humaine). Сэв ставил перед собой цель изложить марксистскую концепцию личности (d'exposer une conception marxienne de l'individu) в противоположность бестелесной концепции тогдашнего модного социализма (Le Hyaric, 2020).

Полемика гуманистического марксиста Л. Сэва со структуралистскими марксистами не ограничивалась только лишь критикой Л. Альтюссера. В 1967 году он на страницах журнала La Pensée обрушился с критикой на Клода Леви-Строса, который объявил себя «неомарксистом». Сэв чётко и однозначно

показал отличие диалектического метода от метода структуралистского (Sève, 1972b, p. 221-240). В 1972 году в журнале International Journal of Sociology Сэв опубликовал довольно резкий ответ другому марксистскому структуралисту -Морису Годелье (Sève, 1972a, p. 281-314; Kodaj, 2010).

В психологии Л. Сэв известен введением понятия социальной эксцен-трации (Сэв, 1976, с. 246-254). Однако мировое признание и известность Сэву принесла его марксистская концепция личности (Сэв, 1972), основные положения (или, как он сам их называл, «гипотезы для научной теории личности») которой можно кратко представить в виде следующих тезисов:

1. Методологически построение научной теории личности с необходимостью предполагает применение материалистической диалектики не изолированно, не как таковой, а только непосредственно в анализе «конкретной реальности и ситуации, ибо если по Ленину «основное положение диалектики: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», то какого рода «истина» могла бы иметь место в изложении марксистской диалектики, «взятой отдельно», даже, и особенно, когда принципиальная абстрактность изложения более или менее маскируется ложно конкретным приведением «примеров»?.. Для марксизма диалектика существует только в конкретных знаниях, в конкретных практиках»(Sève, 1974, pp. 25-26).

2. Главным принципом в построении теории личности является диалектическое единство общих закономерностей развития человека и индивидуальных особенностей и форм деятельности каждой конкретной личности. При этом личность, как конкретно-исторический индивид, должна рассматриваться в единстве её структуры и её развития в реальных общественных условиях.

3. Необходимым принципом марксистской теории является принцип историзма в понимании социальной сущности человеческой личности. Сэв считает, что развитие человека, его способностей, сущностных сил, талантов, взглядов, сознания в целом, всей его психики определяется различными социально-историческими условиями каждой конкретной эпохи. Так, например, в условиях капитализма решающее значение имеют социальные контрасты, антагонистические противоречия, радикальное отчуждение человека. Социализм же, по Л. Сэву, обеспечивает личности неограниченные возможности её развития, устраняет все классовые препятствия для развития индивида; человек становится хозяином своей судьбы; освобожденный от всех и всяких видов отчуждения, он развертывает многогранную творческую деятельность, определяющую расцвет всех его сил и способностей. Тем самым социализм создает высоко и всесторонне развитого человека (см. Сэв, 1972, с. 518-521). Историчность становления человеческой личности, согласно Сэву, проходит путь от «расчленённой индивидуальности» к расцвету «цельного индивида будущего коммунистического общества» (Сэв, 1972, с. 392).

4. Личность проявляет и утверждает себя в многообразии своих активных действий (актов), среди которых Л. Сэв выделяет:

- определяющие (базисные) акты/действия и их структуру, что составляет базис личности (который Сэв отделяет от базиса общества), - сюда, прежде всего, относятся временные (темпоральные) структуры личной, биографической деятельности конкретного индивида, ибо «сама биография, в основном

и не утрачивая своего конкретного своеобразия, отсылает нас к общественным отношениям, в недрах которых она формируется и преобразуется; общественные отношения в свою очередь функционально детерминируют индивидуальное сознание, прежде всего проходя через биографию и не теряя при этом своей социальной объективности» (Сэв, 1972, с. 576);

- различные регулирующие акты/действия спонтанного и волевого характера, которые составляют «психологическую надстройку» и «суперструктуру» личности.

5. Теория личности необходимо включает также анализ человеческих способностей, потребностей, форм восприятия и осознания индивидом явлений окружающей среды и условий жизни, их структуры, законов их формирования и развития.

Таким образом, личность, с точки зрения Л. Сэва, - это реальный и конкретный индивид в его органическом и диалектическом единстве с теми биографическими, межличностными и социально-историческими условиями, ситуациями, процессами и отношениями, в системе которых он бытийствует и посредством которых он связан с миром. Личность - это «живая система», обладающая определённой социально-исторической структурой в её индивидуальной жизни и действии, в «её драме» (Ж. Политцер).

Как мы видели, в теории Л. Сэва «биографические акты» составляют фундаментальную часть базиса личности. Но самое главное тут заключается в том, что исследование биографии, с точки зрения Сэва, позволяет марксистской теории эксплицировать отношения функциональной детерминации между двумя типами качественно различных процессов, которые, однако, взаимопереплетаются, а именно: между базисом общества и базисом личности (Сэв, 1972, с. 574-578). В связи с этим Сэв формулирует весьма требовательную концепцию того, как следует писать биографии по-марксистски. Как пишет Жульен Рош, работы Сэва включали в себя очень специфические, хотя и практически недостижимые, критерии, которые, однако, по его мнению, должны соблюдаться во всех марксистских биографиях (Roche, 2018, p. 291-306)1. Заметим, что столь же суровые требования к написанию биографий предъявлял другой французский философ - Жан-Поль Сартр (о чём свидетельствует его последний, незаконченный грандиозный труд - многотомная биография Флобера).

Эти требования были непосредственно связаны с теорией личности, основополагающим способом бытия которой Сэв считал акты. «Под актом мы понимаем всякий поступок индивида, на каком бы уровне он не совершался, рассматриваемый не только в качестве поступка, т. е. как относящегося к психике, но и в качестве конкретной деятельности, т. е. как относящегося к биографии; иными словами, поступок рассматривается как дающий (возможно) определен-

1 Так, например, Сэв не признавал в качестве «марксистских» биографии Маркса, написанные И. Дойчером, И. Берлиным, Д. Маклелланом, а также монументальное исследование Л. Троцкого «Сталин», «ибо ни в одной из них не обсуждается инфраструктура деятельности субъекта, не анализируется время использования и тем более не помещается субъект в какую-либо заранее заданную аналитическую структуру, связанную с социальными формами индивидуальности» (Roche, 2018, p. 303).

ное число результатов, но не только непосредственных результатов для самого индивида, а в результате для всего общества с учетом его конкретных условий, результатов, возвращающихся (возможно) к индивиду через более сложные объективные социальные опосредствования. Акты являются существенными -и единственно существенными - элементами теоретического рассмотрения биографии.

Конкретно познать личность - значит, прежде всего, познать совокупность актов, составляющих её биографию. Способность понятия акта играть роль основного понятия в теории личности сразу явствует из того факта, что он непосредственно нам открывает доступ к фундаментальным противоречиям личности. В самом деле, именно потому, что особенность акта в отличие от поступка или поведения заключается в том, что он совершает что-то, знание чего в высшей степени важно для его понимания, всякий акт есть, с одной стороны, акт индивида, аспект его биографии, его самовыражение, но, с другой стороны, он является актом детерминированного социального мира, аспектом общественных отношений, выражением объективных исторических условий» (Сэв, 1972, с. 440-441).

В 2010 году Люсьен Сэв вышел из Французской компартии, но не перестал общаться с её активистами. Уход из ФКП он обосновывал, ссылаясь на отсутствие политической поддержки партии на президентских выборах во Франции в 2007 году и региональных выборах во Франции в 2010 году, а также на свою неприязнь к молодёжному движению партии, которое фактически игнорирует необходимость теоретической подготовки, в частности - изучения работ Маркса, а также выступает против строгой (ленинско-сталинской) структуры партии.

В 1970-1982 гг. Л. Сэв был директором издательства «Editions Sociales» (издательство Компартии Франции).

В начале 1980-х годов Л. Сэв поддержал создание Национального консультативного комитета по вопросам этики (Comité consultattif national d'éthique, CCNE), в отдел по медицинской этике которого в 1983 году его включил президент Франции Франсуа Миттеран. В составе CCNE Сэв работал до 2000 года (Banchoff, 2011, p. 53). Он был сторонником тестирования эмбрионов, но только избыточных эмбрионов ЭКО. Он рассматривал эмбрионы как «потенциал человеческого существа», и поэтому считал неэтичным использовать их исключительно для тестирования (Banchoff, 2011, p. 54, 138).

Этот контекстно-зависимый подход становится ещё более ясным, когда Комиссия в своём заявлении 1986 года подчеркнула, что психосоциальная привязка статуса эмбриона имеет решающее значение: «эмбрион является человеком не только благодаря своему специфическому геному. Он также является человеческим в силу родительского плана, в силу значимости этого плана в «семейном романе» (familial novel), введения будущего ребенка в сферу родительских мыслей, даже до того, как он был зачат» (Comité consultatif national d'éthique ..., 1987, p. 60).

Согласно этому определению, человеческая сущность эмбриона конституируется не через его само существование и не только через его жизнеспособность, но только через его отношение к другим людям. В 1987 году CCNE

опубликовал доклад, разъясняющий свои философские основания, главным автором которого был Л. Сэв, - поэтому, как считает Джованни Майо, социальная ориентация в определениях «человечности эмбриона» имеет явно марксистские корни (см. Maio, 2004, p. 589-590).

Люсьен Сэв был одним из вдохновителей и основателей, вместе с Изабелль Гаро (Isabelle Garo, сейчас - директор GEME), проекта Большого издания сочинений Маркса и Энгельса (GEME, Grande Edition de Marx et d'Engels), французского аналога международного проекта MEGA2, призванного перевести и издать все труды основателей марксизма на французском языке.

В партнерстве с различными академическими учреждениями Люсьен Сэв активно способствовал созданию уже в 2008 году первых томов издания, основанного на филологической работе сотрудников Marx-Engels-Gesamtausgabe, а также организовал три регулярных исследовательских семинара, позволяющих обсуждать и публиковать самые последние научные работы по этому вопросу:

- Séminaire «Marx au 21ème siècle» (Сорбонна, Париж)3;

- Séminaire «Lectures de Marx» à l'ENS (l'Ecole normale supérieure, Париж);

- Séminaire de la GEME (Grande Edition Marx et Engels, Париж)4.

В 2007 году Люсьен Сэв поспособствовал созданию неформального «Круга чтения Карла Маркса» в Тулузе (Cercle de lecture Karl Marx de Toulouse), участники которого совместно читают те или иные фрагменты из работ Маркса, делают доклады и обсуждают их, собираясь в «уютной пиццерии Бельфор» (la chaleureuse pizzeria Belfort)5.

Отчасти благодаря Сэву, в 2015 году Маркс впервые был зачислен в программу написания агрегации философии (конкурс на получение должности доцента).

В 2010 году вместе с Жераром Корниле и Лораном Простом Люсьен Сэв отредактировал и перевел Главу Vi, известную как «неопубликованная» Книга I «Капитала» Карла Маркса.

В своих книгах и публичных выступлениях Л. Сэв приводил многочисленные примеры того, как даже в первоклассных марксистских исследованиях возникают теоретические и политические проблемы и даже глупости, связанные с использованием искаженных или плохо переведенных фрагментов из работ Маркса. Поэтому он без устали боролся со всеми, кто утверждал, что относится к Марксу как к «мертвой собаке». По мнению многих экспертов именно Сэв способствовал возобновлению интереса к мысли Маркса в 2000-2010-е гг.

В 2004 году Люсьен Сэв приступает к изданию своего обобщающего труда «Мыслить с Марксом сегодня» (Penser avec Marx aujourd'hui). На сегодняшний день парижское издательство Éditions La Dispute выпустило четыре тома (почти четыре тысячи страниц):

2 Marx-Engels-Gesamtausgabe (http://mega.bbaw.de/).

3 https://lesfilmsdelan2.org/marx-au-21 %C3 %A8me-si%C3 %A8cle

4 https://geme.hypotheses.org/category/billets/seminaire-de-la-geme

5 См.: https://clkmtoulouse.wordpress.com/

I 1 oibcourbb-P Ж А

Шскурс ш

I. Маркс и мы (Marx et nous, 2004)

II. Человек? (L'homme? 2008)

III. Философия? (La philosophie? 2014)

IV. Коммунизм? (Le communisme? 2019).

Весь этот труд представляет собой разрешение вопроса о сущности человека и о месте личности в диалектической и исторической материалистической концепции. Эта проблематика была расширена в 2006 году в книге «Что такое человеческая личность? Биоэтика и демократия», в которой анализируется биомедицинская революция, которая ставит всех нас перед потрясающим вопросом: каким человечеством мы хотим быть? И что же такое эта человеческая личность, без должного уважения к которой нет более цивилизованного мира?

Люсьен Сэв опубликовал огромное количество статей в самых разных журналах, но большей частью в La Nouvelle Critique или La Pensée. Среди наиболее известных книг философа:

La Philosophie française contemporaine (Современная французская философия, 1962; русский перевод 1968).

Marxisme et théorie de la personnalité (Марксизм и теория личности, 1969; русский перевод 1972).

Pour une critique marxiste de la théorie psychanalytique (Марксистская критика психоанализа, 1973; в соавторстве с К.Б. Клеман и П. Брюно; русский перевод 1976).

Über die materialistische Dialektik (О материалистической диалектике, 1976).

Man in Marxist theory and the psychology of personality (Человек в марксистской теории и психология личности, 1978).

Marxistische Analyse der Entfremdung (Марксистский анализ отчуждения, 1978).

Une introduction à la philosophie marxiste (Введение в марксистскую философию, 1980).

Structuralisme et dialectique (Структурализм и диалектика, 1984).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Communisme, quel second souffle? (Коммунизм: второе дыхание? 1990).

Pour une critique de la raison bioéthique (К критике биоэтического разума, 1994).

Commencer par les fins: La nouvelle question communiste (Начните с концов: новый коммунистический вопрос, 1999).

Sciences de l'homme et de la société: La responsabilité des scientifiques (Наука о человеке и обществе: ответственность ученых, 2001).

Qu'est-ce que la personne humaine? Bioéthique et démocratie (Что такое человеческая личность? Биоэтика и демократия, 2006).

Aliénation et émancipation (Отчуждение и освобождение, 2012).

Capitalexit ou catastrophe (Capitalexit, или катастрофа, 2018).

Люсьен Сэв всё время призывал читать и перечитывать труды Маркса и Энгельса, не воспринимая их как канонические тексты. Основная мысль, которую он видел в их философии, состояла в том, что коммунизм - это не какое-то идеальное состояние, отражение духа, создающего мировоззрение, на которое

должен опираться весь миропорядок. Это, скорее, по словам самого же Маркса, «движение, которое должно покончить с нынешним положением дел».

Основываясь на этом утверждении, Люсьен Сэв отвергал давний постулат всевозможных коммунистических партий - идею о поэтапном продвижении к далёкой цели. По мнению французского философа, вопрос о коммунизме ставится здесь и сейчас, в реальном современном мире, и само это движение порождает новые производственные отношения, новое отношение к Земле, новые человеческие отношения, зародыши и основы которых существуют уже сегодня. Трагическая реальность коронавирусного кризиса, которая делает как никогда актуальным запрос на создание «общего», подтверждает его правоту.

Люсьен Сэв всегда умел отличать коммунизм от его карикатуры. Нынешний поворот капиталистической глобализации решительно требует именно такого понимания. Вот, что он ответил Пьеру Шайяну (Pierre Chaillan) в интервью l'Humanité в 2019, опубликованном под названием «Крушение Берлинской стены 9 ноября 1989 года представлено доминирующими СМИ как «смерть коммунизма»:

Пьер Шайян: Вы только что опубликовали «Коммунизм?» (Sève, 2019), где утверждаете, наоборот, радикальную актуальность коммунизма. Как тогда понять, что произошло в XX веке?

Люсьен Сэв: Чтобы до крайности суммировать то, что я излагаю в этой большой книге.., я отвечу одной фразой, но которая требует длинных подтверждений: то, что умерло под фальшивым названием «коммунизм» в конце 1989 года с падением Берлинской стены, а затем в 1991 году с распадом Советского Союза, не имело в глубине никакого отношения к коммунизму в его подлинном марк-совом смысле (см. Pena-Ruiz, 2020).

«В ХХ веке коммунизма не было», - произнёс он, выступая перед собравшимися на Агоре во время последнего праздника газеты «Юманите», и тем самым кратко выразил мысль, которая красной нитью проходит через все его труды и книги последних лет. Сильное заявление, сделанное в пику всем тем, кто утверждает, будто коммунистическая идеология исчезла вместе с СССР. Оно прозвучало смело и даже крамольно с точки зрения тех, кто до сих пор предаётся ностальгии по ушедшим годам» (Верньоль, 2020).

Л. Сэву посвящён документальный фильм Марселя Родригеса «Три жизни философа Люсьена Сэва» (2019 г.).

Как замечает обозреватель Le Monde Абель Местре (Abel Mestre), Люсьен Сэв - «прекрасный знаток творчества Карла Маркса, который своим потоком мысли оставил неизгладимый след в истории его идей и во многом способствовал их обновлению, особенно с 1980-х годов». «Мало кто будет иметь такое большое значение в моей интеллектуальной и активистской жизни, - говорит коммунистический историк Роже Мартелли. - Его основательность, его марксологическая эрудиция и его резкая критика очаровали несколько поколений студентов, преподавателей, исследователей и активистов». Как и многие активисты и представители левой интеллигенции, Фабиан Руссель, национальный секретарь ФКП, также отдал ему дань уважения: «Люсьен Сэв, коммунистический философ, умер. Унесённый коронавирусом, он тот, кто орошал ФКП своими размышлениями до конца своей жизни, останется интеллектуалом, который воплотил в жизнь марксистскую мысль, которая всё ещё актуальна» (Mestre, 2020).

Завершая этот небольшой обзор жизни и деятельности Люсьена Сэва, хочется привести слова, написанные в связи с его смертью на официальном сайте GEME под заголовком «GEME осиротело»: «Интеллектуальные требования и страсть, которые будут характеризовать его до конца его долгой и богатой жизни, его исключительная щедрость и человечность, уже отсутствуют. Люсьен Сэв завещает нам долгосрочную задачу. С момента создания GEME уже опубликовано семь томов, другие находятся в стадии подготовки: продолжение этой огромной работы, которая была так дорога его сердцу, - лучший способ воздать ему должное» (La GEME est orpheline, 2020).

Список литературы

1. Верньоль, М. (2020, 25 марта). Люсьен Сэв, Маркс и коммунисты. L'Humanité-Россия. «Общество друзей Юманите» в России. Взято 1 апреля 2020, с https://humanite-russie.ru/2020/03/25/lyusen-sev-marks-i-kommunisty/

2. Самарская, Е.А. (2008). Сэв, Люсьен. В Философы Франции: Словарь (с. 282-284). М.: Гардарики.

3. Сэв, Л. (1972). Марксизм и теория личности. М.: Прогресс.

4. Сэв, Л. (1976). Психоанализ и исторический материализм. В Клеман, К. Б., Брюно, П., Сэв, Л. Марксистская критика психоанализа (с. 207-276). М.: Прогресс.

5. Шихардин, Н.В. (2009). Французский неомарксизм: противостояние гуманизма и сциентизма. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та.

6. Banchoff, T. (2011). Embryo Politics. Ethics and Policy in Atlantic Democracies. Ithaca and London: Cornell University Press.

7. Comité consultatif national d'éthique pour la science de la vie et de la santé. Ethique et recherche biomédicale. Rapport 1986. (1987). Paris: La Documentation Française.

8. Ducange, J.-N. (2010). Marx in France. Socialism and Democracy, 24(3), 169-174. doi.org/10.1080/08854300.2010.513622

9. Kodaj, D. (2010). Dialectics for the New Century [Book Reviews]. Critique. Journal of Socialist Theory, 38(1), 170-171. doi.org/10.1080/03017600903454462

10. La GEME est orpheline. (2020). Grande Edition de Marx et d'Engels. Взято 1 апреля 2020, с https://geme.hypotheses.org/date/2020/03

11. Le Hyaric, P. (2020). Lucien Sève disparu: la pensée communiste en deuil. l'Humanité. Взято 1 апреля 2020, с https://www.humanite.fr/lucien-seve-disparu-la-pensee-communiste-en-deuil-par-patrick-le-hyaric-686695

12. Maio, G. (2004). The Embryo in Relationships: A French Debate on Stem Cell Research. Journal of Medicine and Philosophy, 29(5), 583-602. doi: 10.1080/03605310490518096

13. Mestre, A. (2020). La mort du philosophe marxiste Lucien Sève. Le Monde. Взято 1 апреля 2020, с https://www.lemonde.fr/disparitions/article/2020/03/24/la-mort-du-philosophe-marxiste-lucien-seve_6034266_3382.html

14. O'Donnell, P. (1986). Lucien Sève,Althusser and the contradictions of the PCF. Critique. Journal of Socialist Theory, 15(1), 7-29. doi.org/10.1080/03017608608413298

15. Pena-Ruiz, H. (2020). La critique n'est pas le reniement: hommage à Lucien

Sève. Marianne. Взято 1 апреля 2020, с https://www.marianne.net/politique/la-critique-n-est-pas-le-reniement-hommage-lucien-seve

16. Roche, J. (2018). Can Biography Benefit from a Marxist Theory of Individuality? Lucien Sève's Contribution to Biographical Theory and Practice. Rethinking Marxism, 30(2), 291-306. doi.org/10.1080/08935696.2018.1502312

17. Sève, L. (1972a). Reply to Maurice Godelier. International Journal of Sociology, 2(2-3), 281-314. doi.org/10.1080/15579336.1972.11769552

18. Sève, L. (1972b). The Structural Method and the Dialectical Method. International Journal of Sociology, 2(2-3), 195-240. doi.org/10.1080/15579336.19 72.11769550

19. Sève, L. (1974). Lenine et la pratique scientifique. Paris: Editions sociales, CERM.

20. Sève, L. (2019). Penser avec Marx aujourd'hui. IV. Le communisme? Paris: Éditions La Dispute.

21. Shames, C. (1981). The Scientific Humanism of Lucien Sève. Science & Society, 45(1), 1-23.

References

1. Banchoff, T. (2011). Embryo Politics. Ethics and Policy in Atlantic Democracies. Ithaca and London: Cornell University Press.

2. Comité consultatif national d'éthique pour la science de la vie et de la santé. Ethique et recherche biomédicale. Rapport 1986. (1987). Paris: La Documentation Française.

3. Ducange, J.-N. (2010). Marx in France. Socialism and Democracy, 24(3), 169-174. doi.org/10.1080/08854300.2010.513622

4. Kodaj, D. (2010). Dialectics for the New Century [Book Reviews]. Critique. Journal of Socialist Theory, 38(1), 170-171. doi.org/10.1080/03017600903454462

5. La GEME est orpheline. (2020). Grande Edition de Marx et d'Engels. Retrieved April 1, 2020, from https://geme.hypotheses.org/date/2020/03

6. Le Hyaric, P. (2020). Lucien Sève disparu: la pensée communiste en deuil. l'Humanité. Retrieved April 1, 2020, from https://www.humanite.fr/lucien-seve-disparu-la-pensee-communiste-en-deuil-par-patrick-le-hyaric-686695

7. Maio, G. (2004). The Embryo in Relationships: A French Debate on Stem Cell Research. Journal of Medicine and Philosophy, 29(5), 583-602. doi: 10.1080/03605310490518096

8. Mestre, A. (2020). La mort du philosophe marxiste Lucien Sève. Le Monde. Retrieved April 1, 2020, from https://www.lemonde.fr/disparitions/article/2020/03/24/ la-mort-du-philosophe-marxiste-lucien-seve_6034266_3382.html

9. O'Donnell, P. (1986). Lucien Sève,Althusser and the contradictions of the PCF. Critique. Journal of Socialist Theory, 15(1), 7-29. doi.org/10.1080/03017608608413298

10. Pena-Ruiz, H. (2020). La critique n'est pas le reniement: hommage à Lucien Sève. Marianne. Retrieved April 1, 2020, from https://www.marianne.net/politique/ la-critique-n-est-pas-le-reniement-hommage-lucien-seve

11. Roche, J. (2018). Can Biography Benefit from a Marxist Theory of Individuality? Lucien Sève's Contribution to Biographical Theory and Practice.

Rethinking Marxism, 30(2), 291-306. doi.org/10.1080/08935696.2018.1502312

12. Samarskaya, Ye.A. (2008). Sev, Lyus'yen [Sève, Lucien]. In Filosofy Frantsii: Slovar' (pp. 282-284). Moscow: Gardariki.

13. Se'v, L. (1972). Marksizm i teoriya lichnosti [Marxism and theory of personality]. Moscow: Progress.

14. Sève, L. (1972a). Reply to Maurice Godelier. International Journal of Sociology, 2(2-3), 281-314. doi.org/10.1080/15579336.1972.11769552

15. Sève, L. (1972b). The Structural Method and the Dialectical Method. International Journal of Sociology, 2(2-3), 195-240. doi.org/10.1080/15579336.19 72.11769550

16. Sève, L. (1974). Lenine et la pratique scientifique. Paris: Editions sociales, CERM.

17. Sève, L. (1976). Psikhoanaliz i istoricheskiy materializm [Psychoanalysis and historical materialism]. In Clement, K.B., Bruno, P., Sève, L. Marksistskaya kritika psikhoanaliza [Marxist criticism of psychoanalysis] (pp. 207-276). Moscow: Progress.

18. Sève, L. (2019). Penser avec Marx aujourd'hui. IV. Le communisme? Paris: Éditions La Dispute.

19. Shames, C. (1981). The Scientific Humanism of Lucien Sève. Science & Society, 45(1), 1-23.

20. Shikhardin, N.V. (2009). Frantsuzskiy neomarksizm: protivostoyaniye gumanizma i stsiyentizma [French neo-Marxism: the confrontation of humanism and scientism]. Kurgan: Izdatel'stvo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta.

21. Verniol, M. (2020, March 25). Lyus'yen Sev, Marks i kommunisty [Lucien Sève, Marx and the Communists]. L'Humanité-Rossiya. «Obshchestvo druzey Yumanite» v Rossii. Retrieved April 1, 2020, from https://humanite-russie. ru/2020/03/25/lyusen-sev-marks-i-kommunisty/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.