Научная статья на тему 'Людмила Павловна Качалова'

Людмила Павловна Качалова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Людмила Павловна Качалова»

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 08-10 --- ♦ ----

Людмила Павловна Качалова Lyudmila Pavlovna Kachalova

1 января 2024 г. отметила 70-летний юбилей доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Шадринского государственного педагогического университета, почётный работник высшего профессионального образования, заслуженный деятель науки и образования Российской Федерации,

действительный член Международной академии наук педагогического образования, известный специалист в области исследования актуальных проблем личностно-ориентированного

образования Качалова Людмила Павловна.

После окончания школы Л.П. Качалова поступила в кооперативный техникум г. Шадринска, в 1974 г. получила специальность «бухгалтер-экономист» и начала трудовую деятельность на Шадринском телефонном заводе. Однако поняла, что выбранная профессия не соответствует ее представлениям о профессии, которой бы она хотела посвятить жизнь. Людмила Павловна, будучи человеком творческим, энергичным, неординарным, видела такой и свою профессию. Поиски привели ее в систему дошкольного образования: в 1977 году она начала работать воспитателем в детском саду, затем, после окончания в 1981 году факультета дошкольной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического

института и присвоения квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию», продолжила работать в детском саду в качестве методиста дошкольного воспитания.

В июне 1985 г. Л.П. Качалова начала трудовую деятельность в Шадринском государственном педагогическом институте в должности старшего лаборанта кафедры педагогики начального обучения. В 1985-1986 учебном году Людмила Павловна начала преподавательскую деятельность по кафедре педагогики начального обучения и в октябре 1985 г. была переведена на должность ассистента кафедры педагогики начального обучения. Л.П. Качалова разработала и читала курсы «Теория и методика пионерской работы», «Теория обучения», «Теория воспитания», «Общие основы педагогики», «Психолого-педагогические

особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми шестилетнего возраста», «Практикум по воспитательной работе». Людмила Павловна руководила курсовыми работами, педагогической практикой студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Она вела активную общественную работу, работала в составе группы народного контроля, была членом профбюро. Учебная группа, куратором которой была Л.П. Качалова, была одна из лучших на факультете. Коллеги характеризовали Людмилу Павловну как профессионала-специалиста по младшему возрасту, подчеркивали ее ответственное отношение к порученным делам, умение перспективно мыслить и находить верное решение любого вопроса (теоретического, методического, научного).

В 1990 годуЛ.П. Качалова была переведена на должность ассистента кафедры педагогики и психологии. Людмила Павловна начала работать со студентами факультета иностранных языков и факультета физической культуры, которым читала курс педагогики по разделам «Дидактика», «Теория воспитания», «Методика воспитательной работы», «Школоведение», «История педагогики», «Основы педагогического мастерства». Для контроля знаний студентов она разработала нетрадиционные формы: конкурс педагогического мастерства, деловые игры, игротека по нетрадиционным формам обучения, курсовой зачет-конкурс «Королевский суд присяжных ее Величества Педагогики», алгоритм

индивидуально-творческих интеллектуальных карт. В это же время Л.П. Качалова прошла стажировку в средней школе № 1 г. Шадринска с целью изучения и обобщения опыта учителей начальной и основной школы по использованию

JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2024, no 1(61),

PEDAGOGICAL UNIVERSITY, pp. 08-10

дидактических игр на уроках. Людмила Павловна работала не только со студентами института, но и со школьниками в рамках педагогического класса.

В 1993 году Л.П. Качалова поступила в аспирантуру Уральского государственного педагогического института на кафедру возрастной педагогики, начала работу над научным исследованием «Нетрадиционные методы обучения как средство формирования интеллектуальных мотивов» под руководством доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля наук Августа Соломоновича Белкина, опубликовала ряд научных работ по этой теме. Исследование было связано с разработкой проблем интеллектуального воспитания и мотивации, технологией создания педагогических условий для активизации познавательной деятельности студентов.

Л.П. Качалова вела активную научно-исследовательскую работу со студентами: проводила студенческие научно-практические конференции, организовала «Педагогический клуб», готовила студентов к участию в научных конкурсах, конкурсах молодых ученых. Коллеги характеризовали Л.П. Качалову как добросовестного человека, творчески

относящегося к своим обязанностям преподавателя, также отмечали, что у Людмилы Павловны есть своя система проведения занятий, ее студентов отличает умение работать самостоятельно, проводить исследования и представлять их результаты.

В 1994 году Л.П. Качалова была переведена на должность старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии.

20 июня 1995 года Л.П. Качалова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Педагогические условия воспитания

интеллектуальных мотивов учения студентов педвуза» при Уральском государственном педагогическом университете (диссертационный совет К 113.42.01) по специальности 13.00.01 Теория и история педагогики. 18 ноября 1998 года Л.П. Качаловой присвоено ученое звание доцента по кафедре общей педагогики и психологии.

В 1996 году Л.П. Качалова переведена на должность доцента кафедры педагогики и психологии. В эти годы Людмила Павловна активно работала со школами: проводила методологические семинары по конфликтологии, возрастной психологии, психологии человека, педагогической психологии, социальной психологии, специальной психологии и коррекционной педагогике, по проблеме одаренного ребенка, по проблеме личностно-ориентированных технологий; читала лекции по психолого-педагогическому циклу в филиале Курганского института повышения квалификации работников образования при Шадринском

государственном педагогическом институте; принимала участие в приеме квалификационных испытаний учителей Курганской области.

Л.П. Качалова в период с 1998 года по 2001 год осуществила работу по теме диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Теоретические основы процесса интеграции психолого-педагогических знаний в

образовательном процессе вуза». В этот период Людмила Павловна начала осуществлять научное руководство диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 8 аспирантов работали над темами своих исследований. В 2000 году была защищена первая кандидатская диссертация под ее руководством: Колмогорова Ирина Владимировна, ассистент кафедры английского языка, защитила диссертационное исследование по теме «Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников».

В феврале 2002 году Л.П. Качалова переведена на должность профессора кафедры педагогики и психологии. В июне 2002 года Л.П. Качалова назначена на должность заведующего кафедрой педагогики, теории и методики физического воспитания и спорта факультета физической культуры.

30 мая 2003 года Л.П. Качалова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Теория и технология интеграции психолого-

педагогических знаний в образовательном процессе педвуза» при Уральском государственном педагогическом университете по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогического образования. 17 ноября 2004 года Л.П. Качаловой присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики.

В феврале 2003 года Людмила Павловна была назначена на должность заведующего кафедрой педагогики и психологии. Под руководством Людмилы Павловны на кафедре начинает работать научная лаборатория «Возрастная педагогика и педагогические технологии», результаты работы которой были представлены на научно-практических конференциях разного уровня, в научных и учебных изданиях, апробированы при проведении семинаров в школах Курганской области, внедрены в практику образования в образовательные организации региона.

Л.П. Качалова продолжала активно руководить диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей: в 2003 году 12 человек работали над темами своих научных исследований под ее руководством, 3 аспиранта успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Людмила Павловна сотрудничала с диссертационными советами Самары,

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 08-10

Екатеринбурга, Магнитогорска и др. городов: выступает оппонентом по диссертационным исследованиям, готовила отзывы ведущей организации.

В сентябре 2003 года Л.П. Качалова назначена на должность проректора по заочному обучению. В 2007-2009 гг. работала в должности проректора по научно-исследовательской работе.

Л.П. Качалова - руководитель научной школы «Личностно-ориентированный подход в педагогическом образовании». Деятельность научной школы востребована в теории и практике подготовки будущего учителя.Результаты исследований легли в основу разработки педагогического сопровождения подготовки будущих учителей, будущих руководителей в сфере образования, преподавателей-

исследователей, нашли свое

практикоориентированную значимость в читаемых авторских курсах: «Возрастная педагогика», «Теория и практика личностного развития учащихся», «Рефлексивные технологии в подготовке будущего учителя», «Профессиональная мобильность педагога», «Педагогический имидж». Результаты научных исследований ежегодно обсуждаются на научно-практических конференциях разного уровня, проводятся методологические семинары по проблемам личностно-ориентированной

практической подготовки студентов

педагогического вуза, научно-педагогические интенсивы по актуальным проблемам современного образования. Монография Качаловой Л.П. «Интеграция психолого-педагогических знаний в процессе подготовки будущего учителя: теория и технология» награждена премией Главы администрации Курганской области в сфере науки и техники; социальный проект Качаловой Л.П. «Социальная модель взаимодействия семьи, школы и социума» отмечен премией заместителя правительства города Ханты-Мансийска.

В процессе подготовки кадров высшей научной квалификации разработаны и внедрены методические материалы «Научно -

исследовательские задания», в подготовке будущего учителя внедрен педагогический силлабус по читаемым дисциплинам, что отражено в учебных изданиях; в программе педагогического сопровождения и

педагогической супервизии как прогрессивного

ресурса личностно-ориентированного подхода.В рамках исполнения государственного задания Министерства Просвещения РФ по теме НИР «Разработка концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования» (2021, 2022) разработана программа диссеминации ключевых аспектов концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования; разработаны теоретико-методологические, организационно-педагогические, дидактико-методические

материалы в аспекте практической подготовки будущего учителя, руководителей

образовательных учреждений, подготовки кадров высшей научной квалификации.

Л.П. Качалова - автор более 100 широко востребованных научных публикаций. Под ее научным руководством подготовлено 33 кандидата наук по педагогике, теории и методике профессионального образования.

Людмила Павловна имеет ряд почетных званий: Почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования РАЕ», Почетное звание «Основатель научной школы», участник энциклопедии «Известные Ученые»; награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, нагрудным знаком «Почетный работник высшего

профессионального образования Российской Федерации», медалью им. А.С. Макаренко.

Дорогая Людмила Павловна!

Ваш бесценный жизненный и профессиональный опыт, плодотворные научные достижения, Ваши деловые качества и талант руководителя, искренность и прямолинейность в общении делают Вас образцом для подражания у студентов, вызывают восхищение и уважение Ваших коллег. Мы завидуем сегодня Вашей молодости, Вашей энергии, Вашему оптимизму. Мы благодарим Вас за Ваше умение понимать людей, ценить их по достоинству, поддерживать словом и делом. Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, новых идей, взаимопонимания с коллегами и родными!

От всей души желаем Вам крепкого здоровья!

От имени коллектива Гуманитарного института Шадринского государственного педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.