Научная статья на тему '«Любой каприз за Ваши деньги», или применимы ли законы коммерческой рекламы к судебной экспертизе?'

«Любой каприз за Ваши деньги», или применимы ли законы коммерческой рекламы к судебной экспертизе? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИНФОРМАЦИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / САЙТ / FORENSICS / INFORMATION / NON-GOVERNMENTAL EXPERT ORGANIZATIONS / WEBSITE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубина Елена Александровна

В статье рассматриваются проблемные вопросы информационного взаимодействия негосударственной экспертной организации с общественностью. Автор статьи доказывает, почему недопустима коммерческая реклама эксперта или экспертной организации, и говорит о необходимости разработки экспертным сообществом правил информационного взаимодействия с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«EVERY WHIM FOR YOUR MONEY», OR IS IT PERMISSIBLE THE COMMERCIAL ADVERTISING OF FORENSICS EXPERTISE

The problem questions of information exchange between the expert organization and the public are examined in the article. Actuality of heaved up problems is conditioned that in practice there are difficult and serious questions of ethics character. These situations are connected with distribution of unreliable information on the websites. The author of article proves why advertising of the expert or the expert organization is inadmissible. The authors concluded that it is necessary to develop rules of information exchange with the public.

Текст научной работы на тему ««Любой каприз за Ваши деньги», или применимы ли законы коммерческой рекламы к судебной экспертизе?»

™™ J л ■ 1 LJIAif

82 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗ)университета

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

Елена Александровна ЧУБИНА,

кандидат педагогических наук, магистр юриспруденции, доцент, доцент кафедры судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

«ЛЮБОЙ КАПРИЗ ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ», ИЛИ ПРИМЕНИМЫ ЛИ ЗАКОНЫ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ К СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ?

В статье рассматриваются проблемные вопросы информационного взаимодействия негосударственной экспертной организации с общественностью. Автор статьи доказывает, почему недопустима коммерческая реклама эксперта или экспертной организации, и говорит о необходимости разработки экспертным сообществом правил информационного взаимодействия с общественностью. Ключевые слова: судебная экспертиза, информация, негосударственные экспертные организации, сайт.

ELENA A. CHUBINA,

Ph.D. in Pedagogy, LL.M. Assistant Professor of the Forensic Expertise Dept. at Moscow State Kutafin Law University (MSAL), Moscow

«EVERY WHIM FOR YOUR MONEY», OR IS IT PERMISSIBLE THE COMMERCIAL ADVERTISING OF FORENSICS EXPERTISE

The problem questions of information exchange between the expert organization and the public are examined in the article. Actuality of heaved up problems is conditioned that in practice there are difficult and serious questions of ethics character. These situations are connected with distribution of unreliable information on the websites. The author of article proves why advertising of the expert or the expert organization is inadmissible. The authors concluded that it is necessary to develop rules of information exchange with the public.

Keywords: forensics, information, non-governmental expert organizations, website.

В настоящее время все чаще возникают серьезные ситуации этического характера, связанные с распространением на сайтах негосударственных экспертных организаций информации, качество которой вызывает сомнение. Забывая о том, что экспертная деятельность коммерческой не является, что © Е. А. Чубина, 2015 основная ее цель заключается не в получении прибыли, а в содействии органам

в

[МШН1Ж Чубина Е А и СЭ^Э

университета «Любой каприз за Ваши деньги», или применимы ли законы СЭ^Э

именио.Е.кутафина(мпод) коммерческой рекламы к судебной экспертизе?

правосудия в установлении фактов и обстоятельств, имеющих доказательственное значение, некоторые негосударственные экспертные организации считают возможным действовать по законам рынка и заявлять о себе, используя средства и приемы коммерческой рекламы. Сравним: «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к Вам!» (реклама порошка «Тайд ») и «Вы получили постановление о назначении судебной экспертизы? Вам срочно потребовалось заключение судебной экспертизы? Вам необходима повторная или дополнительная судебная экспертиза? Обращайтесь к нам!»1.

В стиле коммерческой рекламы говорят о цене: «Сколько стоит судебная экспертиза? Стоимость судебной экспертизы (а также внесудебной) в нашем экспертном учреждении находится в среднем диапазоне цен на рынке экспертных услуг (выделено мною. — Е.Ч.). По некоторым видам судебных и внесудебных экспертиз наши цены ниже рыночных, при этом уровень и качество проводимых исследований и экспертиз выше среднего. <...> Организация имеет систему скидок при заказе досудебных или судебных экспертиз или оценки, которая заключается в уменьшении стоимости по некоторым экспертизам до 30% от начальной стоимости производимой экспертизы».

Создатели подобных текстов забывают, что негосударственное судебно-экспертное учреждение не является коммерческим, это отражено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»2: «Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами». Думается, не случайно данное положение вошло в п. 2 ст. 13 проекта федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"»3; «Негосударственными судебно-экспертными организациями являются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к основным видам деятельности которых относится судебно-экспертная деятельность, осуществляемая в соответ- Ш ствии с установленными требованиями к производству судебной экспертизы». А

Судебная экспертиза — это не бизнес и не консалтинг, ее нельзя определять □

в терминах рынка. К сожалению, в современном медийном поле границы понятия ^

«судебная экспертиза» размываются, существует немало публикаций, в кото- >

рых смешиваются понятия «экспертиза», «судебная экспертиза», «маркетинговая экспертиза», «маркетинговое консультирование». Смешиваются они и в научных публикациях. Глубоко дискуссионным представляется нам предложенный

Интернет-портал «Российской raзеты»:http://www.rg.ru/2010/12/30/postanovlenie-dok.html

Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.kanevskaya.rU/express/product/page.phphttp://asozd2.duma.gov.ru/main. nsf/% (дата обращения: 21.09.15).

Я б

Все приведенные примеры реальны, взяты с сайтов негосударственных экспертных орга- ^

низаций, из соображений профессиональной этики названия организаций и адреса сайтов не приведены в работе.

I

п

* к Н к

НАУКИ Ъ

™™ ig ■ i Ul/tlS

84 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗ)университета

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

А. В. Нестеровым подход «различать экспертизу и так называемую экспертизу»4, под которой автор понимает представление, «сформировавшееся в массовом сознании для обозначения двух форм применения специальных знаний и выполняемых так называемым экспертом...»5.

Представляется также некорректным называть деятельность судебного эксперта услугой, к сожалению, в последнее время наметилась такая тенденция: по запросу «экспертные услуги» поисковая система Google выдает порядка 512 000 страниц, при этом первая же ссылка выводит на сайт, где в разделе «Экспертные услуги» компания «предлагает своим клиентам проведение следующих независимых судебных экспертиз.»6. У слова «услуга», кроме основного значения, есть многочисленные коннотации, связанные со сферой обслуживания, сбыта, рынка. Само сочетание «экспертная услуга» порождает идею ангажированности, что недопустимо в сфере судебной экспертизы.

Информация, размещенная на сайте экспертной организации, не должна представлять в ложном свете квалификацию и опыт эксперта, его специализацию, а также сведения о сроках и стоимости исследования. В реальности иначе: на сайтах некоторых негосударственных экспертных организаций выпускники вузов, имеющие зафиксированную в дипломе специализацию «Судебные экономические экспертизы», позиционируются — вопреки учебному плану специальности — как специалисты в области судебной почерковедческой экспертизы. Ситуация, которую замечательно отражает русская пословица: «И швец, и жнец, и на дуде игрец».

Пользуясь тем, что в силу п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» положения данного закона не применяются к информации об экспертах, некоторые негосударственные экспертные организации безнаказанно вводят в заблуждение клиентов обилием эпитетов «уникальный», «единственный», «лучший», «ведущий», голословными по сути утверждениями: «первые по объемам независимых экспертиз» (хочется спросить: а кто считал?), «проводим редкие виды экспертиз, носящие прецедентный характер» и прочее. Думается, создателям контента сайта следует использовать конструкции утверждения, а не мнения, избегать оценочных характеристик, как то: «лучшие эксперты Москвы», «независимая экспертиза № 1 в Московском регионе», «ведущая независимая экспертная организация России» и т.д.

Для человека грамотного, опытного в вопросах экспертизы не составит труда понять, что на сайте организации, где работают «лучшие эксперты города», грамматические, пунктуационные, речевые ошибки, как и высказывания, подобные следующим, просто невозможны: «.существуют законодательные нормы, предусматривающие, или обозначающие некоторые "деликты", или определенные правовые деяния, являющиеся правонарушениями. Некоторые из этих типов деяний или конкретных правонарушений, деликтов, имеют свое выражение и существование через языковые единицы и речевые конструкции. <> Судеб-

4 Нестеров А. В. Экспертиза в общей теории экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2013. №2 (30). С. 162—168.

5 Там же.

6 Сайт ООО «Экспресс сервис» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kanevskaya.ru/ express/product (дата обращения: 15.10.15).

в

ШШИ1Ж Чубина Е А и ос

университета «Любой каприз за Ваши деньги», или применимы ли законы СЭ^Э

именио.Е.кутафина(мпод) коммерческой рекламы к судебной экспертизе?

но-лингвистическая экспертиза изучает на признаки различных деликтов, и на различные другие признаки, речевые произведения — могущие существовать и рассматриваться в виде голосовых аудио или видео записей, рукописей, печатных или рукописных документов разного типа. Также опосредованно мы можем изучать речевые произведения по показаниям, отзывам и протоколам»7.

Однако для человека менее опытного высоки риски случайного выбора, основанного на эмоциональном восприятии информации, без анализа того, является ли эта информация полной, непротиворечивой, корректной, достоверной.

Неэтичной представляется нам подача информации, построенная по формуле противопоставления «Мы — они»: «Мы делаем то, от чего в силу сложности отказываются специалисты других экспертных учреждений», неэтичным является сравнение с другими экспертными организациями (без указания оснований сравнения), критика их, стремление позиционировать себя, представив в негативном свете других, как правило, государственных экспертов, говорить о неготовности «существующих государственных экспертных учреждений отвечать потребностям современной следственной и судебной практики, а также динамично развивающемуся бизнес-сообществу и росту правовой культуры граждан».

Недопустимо, на наш взгляд, использовать в процессе номинации экспертной организации названия, сходные до степени смешения с уже существующими, имеющими авторитет в экспертном мире (например, РФЦСЭ и ФЦСЭ), в сфере рекламы и РК это называется «подстраиваться под бренд» или «ехать зайцем».

Возможно ли на сайте помещать список организаций, которые « нас рекомендуют», если собственно рекомендации нет? Это обман, уловка, тоже пришедшая из мира рекламы (например, излюбленное создателями рекламы «Рекомендовано НИИ питания РАМП» означает лишь то, что НИИ питания РАМП разрешил тому или иному продукту выйти на рынок, а не совет, рекомендацию потребителям использовать именно этот продукт). То, что на сайте суда приведена информация об экспертных учреждениях, предложения от которых поступают в его адрес, это отнюдь не означает, что суд рекомендует обратиться именно в это экспертное учреждение.

Не следует размещать на сайте информацию, которая может ввести в заблуждение человека, нуждающегося в проведении экспертизы, вызвать у него безосновательные надежды, уверить его в стопроцентном результате. Равно как распространять недостоверную информацию, использовать чужую интеллектуальную собственность. Анализ показал, что текстовое наполнение многих сайтов экспертных организаций, призывающих именно у них провести «экспертизу на плагиат», заимствуется — вот парадокс — из известных учебников по судебной экспертизе без какой-либо ссылки на авторов.

Это далеко не полный перечень ситуаций, возникающих в сфере информационного взаимодействия между экспертной организацией и общественностью. Анализ их — даже в первом приближении — доказывает необходимость того, что экспертным сообществом должны быть выработаны рекомендации по распространению информации об эксперте и экспертной организации, продуманы критерии допустимости размещения тех или иных сведений на сайте.

Орфография и пунктуация всех приведенных в работе текстов сохранены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.