Научная статья на тему 'Любовников Иван Иванович, бакалавр С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре Патристики (4 сентября 1841г. 19 мая 1848г.)'

Любовников Иван Иванович, бакалавр С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре Патристики (4 сентября 1841г. 19 мая 1848г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Н. И. Сагарда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Любовников Иван Иванович, бакалавр С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре Патристики (4 сентября 1841г. 19 мая 1848г.)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Новые книги

Опубликовано:

Христианское чтение. 1914. № 2. С. 246-279.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Новыя книги.

Арсеній, Архіепископъ Новгородскій: «На духовной страдѣ». Слова и рѣчи. Т. I. СПБ. 1914 г. Стр. YIII+336. Д. і р. 50 к.

ВОЧТЕННОМУ автору приходилось занимать отвѣтственные посты и выступать съ рѣчами въ высокопросвѣ-щѳнныхъ собраніяхъ. Давно уже чувствовалась нужда & въ изданіи сборника, гдѣ были бы сгруппированы „про-

[ повѣдническіе труды" этого Архипастыря. Идя на встрѣчу назрѣвшей необходимости, онъ и рѣшилъ предложить вниманію публики свои „слова и рѣчи“ въ трехъ томахъ и въ настоящее время выпустилъ въ свѣтъ первый изъ нихъ, напечатанный тщательно и на прекрасной бумагѣ.

•Темы—самыя разнообразныя. Разработаны кратко, ясно и убѣдительно. Нѣкоторыя выхвачены пзъ водоворота современной жизни, и Ахрипастырское слово въ данномъ случаѣ, посему, получаетъ особенное значеніе. Таковы вопросы, напр.: „о современныхъ обвиненіяхъ противъ Церкви“, — „о религіозномъ невѣдѣніи современнаго общества“, „о необходимости борьбы съ невѣріемъ и сектантствомъ“, „идейное значеніе противоалкогольнаго съѣзда“, „Церковь въ борьбѣ съ пьянствомъ“, „законопроектъ о всеобщемъ обученіи“, „о сокращеніи праздничныхъ дней“ и ир.

Насколько всѣ эти и подобные имъ вопросы являются злободневными въ наше время, — излишне и говорить. Кто только не обсуждалъ ихъ? Особенно старались и стараются еврейскія изданія, которымъ, повидимому, всего больше дѣла до процвѣтанія православной Церкви и которыя, посему, хотѣли бы устроить ее по своему во всѣхъ частяхъ, а до тѣхъ поръ не

желаютъ успокоиться. Читая преосвященнаго автора, восхищаетесь обычною его прямолинейностью, откровенностью, съ одной стороны, и, съ другой, его чисто-русскою и здравою точкою зрѣнія на вопросы. Ему и въ голову не приходитъ плыть по теченію, прислушиваться къ „вѣянію вѣтерка“ и настраиваться въ соотвѣтствіи съ послѣднимъ. Что его возмущаетъ, о томъ онъ и говоритъ открыто. Онъ, напр., предостерегаетъ отъ „шаговъ во Францію, гдѣ чиновниковъ и офицеровъ исключаютъ со службы за то, что они въ праздничные дни хотятъ идти въ церковь, чтобы помолиться“. Онъ, напр., открыто говоритъ, что „съ уничтоженіемъ церковныхъ школъ государство потеряетъ одну изъ самыхъ дѣйствительныхъ просвѣтительныхъ организацій“...,—что нельзя „посягать на права Церкви, на ея свободу и существо, лишая ее возможности осуществлять божественное правоучительства“,— что нельзя „незаслуженно оскорблять духовенство“... Онъ справедливо иронизируетъ надъ господами, которые „безъ западныхъ трафаретовъ не могутъ ступить ни-одного шага“... Твердо заявляетъ, „что старообрядчество никогда не было живымъ и развивающимся институтомъ“,—что „принципъ свободы совѣсти въ Русскомъ государствѣ можетъ быть рѣшенъ только въ связи съ принципомъ господствующей православной Церкви“ и что „только она одна и можетъ быть введена въ юридическій порядокъ государства“... „Сектанты“, говоритъ Архіепископъ, „не жалѣютъ денегъ, распространяя направленную противъ Церкви литературу. Пусть же и православные“ не спятъ... А насъ,—прибавимъ, —больше интересуютъ англикане, старокатолики... А что предъ нашими глазами—сплошное безбожіе...,—это насъ не трогаетъ. Мы ужасно огорчены тѣмъ, что какіе-либо католики несогласно съ нами учатъ о томъ-то и томъ-то... И хорошо, конечно, что мы огорчены. Но не гораздо ли больше слѣдовало бы намъ огорчаться тѣмъ, что, напр., въ русской столицѣ масса интеллигенціи, отрицающей Бога, Христа, Церковь и не признающей ничего, кромѣ „рубля“? Вѣдь католики, англикане... все же хоть вѣруютъ въ Бога, во Христа,—пусть и не по-нашему, что, конечно, прискорбно,—но,—повторяю,— все же вѣруютъ,— а тутъ—одно сплошное безвѣріе... Возвращаясь къ прекрасной книгѣ Архіеп. Арсенія, настойчиво утверждаю: ночаще бы раздавались такіе же трезвые, здравые, такіе же смѣлыѳ'и рѣшительные голоса... Было бы очень

хорошо... Всякіе фальсификаторы еврейскаго стиля на каждомъ шагу суютъ Вамъ грязные, изолгавшіеся листки съ бранью противъ всего святого и дорогого православному русскому сердцу,—а мы... въ отвѣтъ будемъ говорить только о превыспреннихъ матеріяхъ и рѣшать вопросы: сколько верстъ отъ земли до луны? Вѣдь въ мусорѣ какого-либо „Русскаго Слова“, „Рѣчи“... намъ все равно не разобраться...

Привѣтствую славную книгу Архіепископа Новгородскаго Арсенія.

Профессоръ А. Бронзовъ.

Архангельскій А. С., проф. Введеніе въ исторію русской литературы. Казань 1913. 224 стр.

— Русская литература XVIII вѣка. Изъ лекцій но исторіи русской литературы. Казань 1913. 96 стр.

Воскресенскій Гр. А.,(проф. Православные славяне въ Австро-Венгріи. I. Карловецкая митрополія. II. Буковинско-далматинская митрополія. III. Босно-герцеговинская митрополія. Съ приложеніемъ карты славянскихъ епархій въ Австро-Венгріи. Изд. Спб. Славянск. Благо-твор. Общ. Спб. 1914. Стр. VIII -(-205. Ц. 1 р. 50 к.

Вревскій Б. А. Основы философіи сознанія и ихъ гносеологическое значеніе. Спб. 1914. 73 стр. Ц. 1 р.

Л я с к о р о н с к і й В. Г., Кіевскій Вышгородъ въ удѣльно-вѣчевое время. Спб. 1913. XL1V+363 стр.

Монро Т., проф. Исторія педагогики. Ч. II. Новое время. Ііерев. съ англ. М. В? Райхъ подъ редакп. Н. В. Виноградова. М. 1914. VI+ 372 стр. Ц. 1 р. 50 к.

Перетцъ В. И., проф. Изъ лекцій по методологіи исторіи русской литературы. Исторія изученія. Методы. Источники. Кіевъ 1914. VII + 496 стр. Ц. 1 р.

Скворцовъ Д. И. „Розыскъ о раскольнической Брынской вѣрѣ“ св. Димитрія, митроп. Ростовскаго, съ предварительнымъ очеркомъ современнаго ему раскола въ Ростовской области. (Подробныя библіографическія свѣдѣнія о „Розыскѣ“). М. 1914. 31 стр.

Титовъ Ѳ. И., проф.-прот. Русскій Царствующій Домъ Романовыхъ въ отношеніяхъ его къ Кіево-Печерской Лаврѣ. 1613—1913 г.г. Кіевъ 1913. 172 + CXL1V + XVIII + 18 стр. съ рис. и иортр.

— Святитель Павелъ, митрополитъ Тобольскій и Сибирскій. 1705—1770. Кіевъ 1913. 140 стр.

Успенскій А. И., Царскіе иконописцы и живописцы XVII вѣка.

Т. III. (Изъ XXXII тома Записокъ Императорскаго Московскаго Археологическаго Института). М. 1914. 400 + II стр.

Чекановскій А. И, проф.-свящ. Степень неизмѣнности догмата. Кіевъ 1914. 35 стр. Ц. 80 к.

Поименованныя книги въ конторѣ журнала не продаю т с я, и контора не принимаетъ на себя комиссіи по пріобрѣтенію ихъ въ книжныхъ магазинахъ.

Авторы и издатели, желающіе, чтобы о вновь выходящихъ книгахъ помѣщено было въ „Христіанскомъ Чтеніи“ сообщеніе или отзывъ, благоволятъ присылать въ редакцію журнала (Невскій проспектъ, д. 182, кв. 10) по одному экземпляру каждой книги.

СОДЕРЖАНІЕ БОГОСЛОВСКИХЪ АКАДЕМИЧЕСКИХЪ ЖУРНАЛОВЪ:

БОГОСЛОВСКАГО ВѢСТНИКА.

ЯНВАРЬ 1914 г.

Св. Максима Исповѣдника житіе. Переводъ, изданіе и примѣчанія U. Д. Муретова.

Поученіе о спасеніи. Епископа Игнатія (Брянчанинова). Сообщилъ М. А. Новоселовъ.

Письма Епископа Игнатія (Брянчанинова) къ разнымъ лицамъ. Сообщилъ М. А. Новоселовъ.

Пророкъ вѣры. Іеромонаха Варѳоломея.

Римская Имперія и Христіанство. В. А. Тернавцева. Индусскій аскетизмъ въ до-буддійскій періодъ. В. А. Но-жевнинова.

Телеологія неоламаркистовъ. I. Теоріи „естественнаго отбора“ и „прямого приспособленія“. П. Н. Наптерева.

Профессоръ Московской Духовной Академіи П. С. Казанскій и его переписка съ архіепископомъ Костромскимъ Платономъ Прот. А. Бѣляева.

Мои замѣтки и воспоминанія. Леонтія Митрополита Мо-сновснаго.

Природа научной мысли: I. Постановка вопроса. Тоносъ науки. II. Наука и научное міровоззрѣніе. Вл. Ф. Эрна.

Критика: I. На фундаментѣ прошлаго. Власть Всероссійскаго Императора. Очерки дѣйствующаго русскаго права. П. Е. Назанснаго. Одесса. 1913 г. XL-)-960 стр. В. В. Розанова.

П. Н. Лоссній. Интуитивная философія Бергсона. Книгонзд. „Путь“, Москва. 1914 г. С. А. Голованенно.

III. Отвѣтъ свящ. Вл. Н. Страхову. Н. Д. Протасова.

За границей: I. Въ далекомъ Китаѣ. (Письмо изъ Пекина). А. А.

II. Письма изъ Франціи. А. Н. Нупреяновой.

Изъ академической жизни.

Изъ общественной жизни. Памяти Ю. А. Сидорова. С. М. Соловьева.

Новыя книги, полученныя въ Редакцію.

Содержаніе богословскихъ академическихъ журналовъ. Журналы собраній Совѣта Императорской Московской Духовной Академіи за 1913 г.

Объя вленія.

Изъ лекцій по Священному Писанію Ветхаго Завѣта, читанныхъ доцентомъ Московской Духовной Академіи А. А. Ждановымъ*. Подъ ред. Свящ. В. Д. Рождественскаго.

Изслѣдованія Апокалипсиса. А. М. Бухарева (Архимандрита Ѳеодора).

ПРАВОСЛАВНАГО СОБЕСѢДНИКА.

НОЯБРЬ 1913.

О значеніи духовнаго опыта для богословской науки. Слово въ храмовой праздникъ Императорской Казанской Духовной Академіи 8 ноября). /. Евсевія.

Пребываніе Іисуса Христа въ Самаріи. (Іоан. 4, 4—42 ст.).

U. И. Богословскаго.

На чемъ основывается религіозная убѣжденность христіанина? (Къ вопросу о научномъ характерѣ Богословія). Свящ. Н. В. Петрова.

Въ области самарянской литературы. В. И. Протопопова.

Историко-литературная почва перваго славянофильства. (Къ вопросу о происхожденіи и сущности такъ называемаго славянофильства). А. Г. Лушникова.

Ближній Востокъ. Прот. Н. Русанова.

Очерки изъ исторіи христіанскаго вѣроученія патристи-ческаго періода. Вѣкъ мужей апостольскихъ. Л. И. Писарева.

Содержаніе: 1) Іюль-августовской п сентябрьской книжекъ „Богословскаго Вѣстника“ и 2) Сентябрьской и октябрьской книжекъ „Христіанскаго Чтенія“ за 1913 годъ.

Инородческое Обозрѣніе, приложеніе къ журналу „Православный Собесѣдникъ“ за мартъ 1913 года. Книга 2-я.

Приложенія къ Протоколамъ Совѣта Казанской Духовной Академіи за 1911 г.

ДЕКАБРЬ 1913 г.

Значеніе идеи загробнаго существованія для нравственной жизни. В. А. Никольскаго.

Пребываніе Іисуса Христа въ Самаріи. (Іоан. 4, 4—42 ст.). М. И. Богословскаго.

Въ области самарянской литературы. В. И. Протопопова.

Ближній Востокъ. Прот. Н. Русанова.

Сакраментальный элементъ въ христіанскомъ богослуженіи въ первые три вѣка. Ѳ. С. Нрасноргьцнаго.

Очерки изъ исторіи христіанскаго вѣроученія патристи-ческаго періода. Вѣкъ мужей апостольскихъ. Л. И. Писарева.

Лѣтопись академической жизни за 1913 уч. годъ.

Содержаніе: 1) Октябрьской, ноябрьской и сентябрьской

книжекъ „Богословскаго Вѣстника“ и 2) Ноябрьской и декабрьской книжекъ „Христіанскаго Чтенія“ за 1913 г.

Объявленіе о продажѣ паломническихъ книжекъ.

Инородческое Обозрѣніе, приложеніе къ журналу „Православный Собесѣдникъ“ за мартъ 1913 года. Книга 4-я.

Приложенія къ Протоколамъ Совѣта Казанской Духовной Академіи за 1911 годъ.

Объявленія объ изданіи журналовъ и газетъ въ 1914 г.

ТРУДОВЪ

ИМПЕРАТОРСКОЙ КІЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМІИ.

ЯНВАРЬ 1914 г.

I. Полемическія сочиненія Тертулліана. Переводъ Н. Н. Щеглова.

II. Слово въ день годичнаго поминовенія всѣхъ почившихъ основателей, благодѣтелей, учившихъ и учившихся въ Кіевской Духовной Академіи. Значеніе прошлаго Академіи для насъ. Свящ. Н. Н. Фетисова.

III. Послѣднія путешествія Христа Спасителя во Іерусалимъ (Матѳ. 19, 1—20, 34; Марк. 10, 1—52; Лук. 18, 15— 19, 28). Архим. Василія.

IV. Кіевская Академія въ эпоху реформъ. Прот. Ѳ. И. Титова.

V. Евгеній Болховитиновъ, какъ митрополитъ Кіевскій. С. М. Карпова.

VI. Отчетъ о состояніи Императорской Кіевской Духовной Академіи за 1912—1913 учебный годъ.

VII. Памяти проф Н. И. Ивановскаго. В. Э. Бѣлолинова.

VIII. Протоіерей Петръ Ивановичъ Орловскій. (Некрологъ). Прот. Кл. Ѳомвнно.

IX. Содержаніе академическихъ богословскихъ журналовъ.

Въ приложеніи:

X. Извлеченіе изъ журналовъ Совѣта Императорской Кіевской дух. Академіи за 1912—1913 учебный годъ.

XI. Объявленія.

1 февраля 1914 года. Печатать разрѣшается. Ректоръ Императорской С.-Петербургской Духовной Академіи епископъ Анастасій.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редакторъ, профессоръ Императорской С.-Петербургской

Духовной Академіи Николай Сагарда.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.