УДК 82 Машадова Л.Х., Маммедова Ай.А.
Машадова Л.Х.
Туркменский государственный университет имени Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)
Маммедова Ай.А.
Туркменский национальный институт мировых языков имени Д. Азади
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА МАХТУМКУЛИ ФРАГИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФИЗМА
Аннотация: в этой статье представлен краткий обзор о любовной лирики Махтумкули Фраги, а также дана краткое определение о понятии суфизма.
Ключевые слова: поэзия. Философия, причина, произведение, искусство, культура, народ, творчество.
Многогранная поэзия Махтумкули, обращенная к душе туркменского народа, воспевает простого человека, мечтает об истине и гуманизме, счастливой жизни народа, выдвигает идеи о том, что добро обязательно победит зло и несправедливость. Но его исследования по раскрытию истины, стремление понять место человека в жизни и смысл жизни привели Махтумкули к философии суфизма на определенных этапах его творчества.
Одна из причин, приведших Махтумкули к суфизму, на наш взгляд, заключается в том, что некоторые представители суфизма поставили в центр своей темы концепцию человека и то, что человек создан Богом, они считали его душу самым прекрасным существом на свете. Проблема суфизма в творчестве Махтумкули очень сложна и многогранна. Одной из таких областей является отличие светской любовной лирики поэта от его суфийских стихов. Причина этой трудности в том, что в стихах, связанных с суфийскими идеями,
используются слова и образы светской любовной лирики; поэты обращаются к Богу как к своему возлюбленному.
В данной работе мы рассмотрим некоторые особенности любовной лирики Махтумкули и стихотворений суфийского содержания и отличим их друг от друга.
Суфийская поэзия использует в своих произведениях образы и термины традиционной светской любовной лирики, придавая им буквальное и аллегорическое значение. Например, «яблоко» — Божья природа, «черное» — Божья тайна и познание ее, «багровые губы» — духовное наслаждение и тайное милосердие, «мэй» — Божья любовь, «саки» — ученик, «губляние» (кабак) — место, где пьют божье пиво, человеческое общество и т. д.
В своих суфийских стихах Магтумкули обращается к Богу со словами «яр», «дилдар», «дилбер», «друг», «сахипджемал». Но в его любовной лирике эти слова используются буквально. Конечно, чтобы различить их значение, мы должны обратиться к контексту, в котором используются эти слова. В каждом контексте Магтумкули дает понимание, которое является ключом к пониманию значения этих слов.
По мнению Махтумкули, мир полностью наполнен Богом, но обычными глазами его увидеть невозможно, поэтому лирический герой стихотворения ищет его. Согласно религиозной доктрине, человек должен верить в природу Бога, а не знать ее. Этот принцип составляет основу религии и веры. Но некоторые представители суфийской философии пытаются понять природу Бога и то, чем он является, и вмешиваются в рационализм. В результате таких исследований некоторые суфии даже заявляли, что посредством суфийских практик они достигли видения Бога и соединились с ним духовно и физически. Но подобные ситуации всегда заканчивались трагедией. Об этом свидетельствует судьба Мансура аль-Халладжа и Насими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Книга Махтумкули и восточная литература;
2. Теория Литературы, Ашхабад 2018 Mashadova L.H., Mammedova Ay.A.
Mashadova L.H. Turkmen State University named after Magtymguly (Ashgabat, Turkmenistan)
Mammedova Ay.A.
Turkmen National Institute of World Languages named after D.Azadi
(Ashgabat, Turkmenistan)
LOVE LYRICS OF MAGTYMGULY PYRAGY AND THE DEFINITION OF SUFISM
Abstract: this article provides a brief overview of the love lyrics of Magtymguly Fragi, as well as a brief definition of the concept of Sufism.
Keywords: poetry, philosophy, reason, work, art, culture, people, creativity.