Научная статья на тему 'Любовь в философии Платона (научный руководитель - доцент Слобожанин А. В. )'

Любовь в философии Платона (научный руководитель - доцент Слобожанин А. В. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12783
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТОН / ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ / ЛЮБОВЬ / ПИР / PLATON / PHILOSOPHY OF LOVE / THE LOVE FEAST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Медведева Дарья Дмитриевна

В статье рассматривается категория любви в философских диалогах Платона. Это чувство многообразно и противоречиво, именно поэтому с давних времен люди интересуются любовью. Среди философских размышлений о любви особая роль принадлежит античному философу Платону, который в своем произведении «Пир» рассуждает о любви и о благе. В диалоге Платон раскрывает ценность истинной любви, ее олицетворение в Эросе, который вызывает чувство блаженства у людей, а именно любовь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Love in the philosophy of Plato (Supervisor - associate professor Slobozhanin A. V.)

In the article the category of love in Plato's philosophical dialogues. This feeling is diverse and contradictory, which is why since ancient times, people interested in love. Among the philosophical reflection on love special role belongs to the ancient philosopher Plato, who in his work "The Feast" talks about love and good. In Plato's dialogues reveal the value of true love, its personification in Eros, which causes a feeling of happiness in people, namely love.

Текст научной работы на тему «Любовь в философии Платона (научный руководитель - доцент Слобожанин А. В. )»

Студенческие победы

Статьи, представленные ниже, были отмечены наградами студенческих конкурсов научных работ. Публикуются в авторской редакции.

Д. Д. Медведева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЛЮБОВЬ В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА

В статье рассматривается категория любви в философских диалогах Платона. Это чувство многообразно и противоречиво, именно поэтому с давних времен люди интересуются любовью. Среди философских размышлений о любви особая роль принадлежит античному философу Платону, который в своем произведении «Пир» рассуждает о любви и о благе. В диалоге Платон раскрывает ценность истинной любви, ее олицетворение в Эросе, который вызывает чувство блаженства у людей, а именно любовь.

Ключевые слова: Платон, философия любви, любовь, Пир.

D. D. Medvedeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) LOVE IN THE PHILOSOPHY OF PLATO1

In the article the category of love in Plato's philosophical dialogues. This feeling is diverse and contradictory, which is why since ancient times, people interested in love. Among the philosophical reflection on love special role belongs to the ancient philosopher Plato, who in his work "The Feast" talks about love and good. In Plato's dialogues reveal the value of true love, its personification in Eros, which causes a feeling of happiness in people, namely love.

Keywords: Platon, philosophy of love, the love feast.

Любовь - такое прекрасное и глубокое чувство, которое испытывает каждый человек в своей жизни. Она возникает неожиданно и присуще для каждого из нас. С самых давних времен тема любви интересует людей. Данная проблема актуальна и в современном мире, но именно в античное время появились первые попытки изучения феномена любви, ведь во времена Древней Греции это прекрасное чувство высоко ценилось. Существует множество определений и высказываний античных философов, таких как Платон, Аристотель, Сократ, на тему любви. Появились теории духовной любви. Так, Аристотель в своем труде «Риторика» определяет любовь: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него (то есть этого другого человека), а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага». Любовь является фактором человеческого формирования, его измерением личности. Часто мы ждем какого-то необычного чуда от любви, но иногда и разочаровываемся в ней. Ведь это

1 Статья заняла второе место (Номинация - Философские науки) в международном интеллектуальном конкурсе студентов и аспирантов Discovery Science - 2016.

глубокое и самое приятно чувство, которое испытывает человек многообразно и порой противоречиво.

Стремление видеть в людях только все самое хорошее и лучшее: доброту, красоту, ум и т.п. развивает и углубляет в людях такое чувство как любовь. Тем самым, любовь, как весьма противоречивая область философского самопознания жизни, является неким стимулом к творческому созидании жизни человека, а именно формированию самого себя, то есть происходит человеческое самотворчество. Среди философских размышлений о любви особая роль принадлежит античному философу Платону. Трактовка любви Платоном широко раскрывается в его труде «Пир». Диалог Платона представляет собой рассуждения о любви и о благе. Можно выделить следующую структуру диалога:

1) Вступление;

2) Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота;

3) Речь Павсания: два Эрота;

4) Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе;

5) Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности;

6) Речь Агафона: совершенства Эрота;

7) Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом;

8) Речь Алкивиада: панегирик Сократу;

9) Заключительная сцена.

В античности ценили и почитали красоту и силу Эрота. Так в речи Федра говориться: «Эрот - это великий бог, которым люди и боги восхищаются по многим причинам, и не в последнюю очередь из-за его происхождения: ведь почетно быть древнейшим богом. А доказательством этого служит отсутствие у него родителей». В диалоге Платон раскрывает ценность истинной любви, ведь нет большего блага, чем любить и быть любимым. «А умереть друг за друга готовы одни только любящие, причем не только мужчины, но и женщины», ведь преданность и самоотверженность это главные составляющие любви. Только Эрот способен дать людям при жизни и после смерти блаженство.

Платон в речи Павсания излагает, что поскольку Афродит две, должно существовать два Эрота, соответственно один небесный, а другой пошлый, ведь: «...не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить», точно так же должно быть и с любовью. Пошлый Эрот, который относится к пошлой Афродите, способен весьма на дурные поступки как по отношению к женскому, так и по отношению к мужскому началу. Собственно это любовь ничтожных людей, которые любит больше тело, чем душу. А Эрот небесный относится лишь к мужскому началу, требующий от любящего и от любимого заботы о нравственном совершенстве. Эрот небесный и пошлый присутствуют во всех делах, как человеческих, так и божественных, поэтому следует принимать во внимание двух Эротов.

Эрот бог человеколюбивый, он помогает людям, исцеляет и для рода человеческого это является счастьем. Платон в речи Аристофана разъясняет,

что пришлось пережить человеческой природе, а именно, что люди были трех полов: «Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевшие в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано». Мужской, женский пол и андрогины были таковы, что мужской пол происходит от Солнца, женской пол происходит от Земли, а андрогины от Луны, совмещающие в себе мужское и женское начало. Но Зевс принял решение разрезать андроген пополам, что бы они не смогли занять места богов, тем самым андрогины станут слабее и их число увеличится, а именно, теперь: «каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину». Платон в речи Аристофана приходит к выводу, что любовь это и есть жажда целостности, к которой стремится каждый человек. Люди должны почитать и славить Эрота, ведь он направляет людей к своим половинам.

Платон в речи Агафона разбирает свойства Эрота. Прежде всего, бог Эрот является самым молодым богом, он ненавидит старость и обходит ее стороной, он нежен, он гибок, так как незаметно как входит в душу людей, так и незаметно выходит из нее. Эрот не обижает ни богов, ни людей, он добродетель, который обуздывает желания и страхи, тем самым он рассудителен и справедлив. Успех в делах богов Платон видел в том, что среди них появилась любовь, а именно любовь к красоте, любовь к прекрасному. В результате этой любви и возникают различные блага. Тем самым сам Эрот представляет собой любовь к прекрасному.

По мнению Сократа, Эрот это всегда любовь к кому-то или к чему-то. Целью бога любви является овладения всеми богами. Платон подводит к тому, что Эрот объединяет в себе все виды любви, что любовь к вечному порождает красоту.

Таким образом, любовь - это проявление человеческой сущности, а бог любви вызывает у людей чувство блаженства. Ведь каждый человек пытается найти в жизни близкую себе по духу вторую половинку, что бы обрести истинное счастье от любви. Так Платон в своем диалоге «Пир» раскрывает проблему любви, ее олицетворение в Эросе, доброго и злого, небесного и пошлого. Незаметно для людей бог любви вселяется в каждого из нас. Будет ли это свойства телесного или духовного Эроса, главным останется получение удовольствия от такого прекрасного чувства как любовь.

Литература

1. Аристотель. Риторика [Текст] / Аристотель ; пер. Н. Платонова. М. : Античные риторики, 1978. Кн. 2, гл. 4 ; то же [Электронный ресурс] // RusLib.org: электронная библиотека. URL: http://ruslib.org/books/ aristotel/ritorika-read.html (дата обращения: 19.03.2016).

2. Платон. Пир [Электронный ресурс] / Платон // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/pir.txt (дата обращения: 23.03.2016).

Bibliography

1. Aristotle. Ritorika [Rhetoric] [Text] / Aristotle; trans. by N. Platonov. Moscow: Antichnyye ritoriki, 1978. B. 2, chap. 4; same [Electronic resource] // RusLib.org: electronic library. URL: http://ruslib.org/books/aristotel/ritorika-read.html (accessed: 19.03.2016).

2. Plato. Pir [The Feast] [Electronic resource] / Plato // Lib.ru: Biblioteka Maksima Moshkova [Library of Maxim Moshkov]. URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/pir.txt (accessed: 23.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.