Научная статья на тему 'ЛЮБОВЬ КАК САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ'

ЛЮБОВЬ КАК САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
776
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / ПОЛОВОЙ ИНСТИНКТ / ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО / ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / LOVE / SEXUAL ATTRACTION / FEELING FOR THE BEAUTIFUL / PERSONAL CHOICE / SELF-AFFIRMATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаджиев Ровшан Сабир Оглы

В статье излагается авторская теория любви и ее историческая динамика. Показывается, что возникновение любви зависит от трех факторов, при отсутствии одного из которых ее проявление становится не полноценным. Выявляется, что любовное чувство проявляло себя не во все эпохи исторического процесса, а начиная с так называемой «осевой эпохи». Обосновывается, что любовь проявляет себя как форма самоутверждения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE AS A SELF-AFFIRMATION OF A PERSONALITY

The paper investigates the theory of love, dynamics of its historical manifestation, and reveals three necessary causes as bases of the real love. These are sexual attraction, feeling for the beautiful and personal choice as the self-affirmation of a personality. The paper explains that love manifestation begins from the epoch of “axial period”. In that connection, there are concrete examples from the history of literature and mythology. It gives us a clear definition of the real love as the special form of the self-affirmation of a personality.

Текст научной работы на тему «ЛЮБОВЬ КАК САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ОБЩЕСТВА

Любовь как самоутверждение личности

Love as a self-affirmation of a personality

В статье излагается авторская теория любви и ее историческая динамика. Показывается, что возникновение любви зависит от трех факторов, при отсутствии одного из которых ее проявление становится не полноценным. Выявляется, что любовное чувство проявляло себя не во все эпохи исторического процесса, а начиная с так называемой «осевой эпохи». Обосновывается, что любовь проявляет себя как форма самоутверждения личности.

Ключевые слова и словосочетания: любовь, половой инстинкт, чувство прекрасного, личностный выбор, самоутверждение личности.

The paper investigates the theory of love, dynamics of its historical manifestation, and reveals three necessary causes as bases of the real love. These are sexual attraction, feeling for the beautiful and personal choice as the self-affirmation of a personality. The paper explains that love manifestation begins from the epoch of "axial period". In that connection, there are concrete examples from the history of literature and mythology. It gives us a clear definition of the real love as the special form of the self-affirmation of a personality.

Keywords: love, sexual attraction, feeling for the beautiful, personal choice, self-affirmation of personality.

Эту актуальную, жизненно важную и в то же время интересную и увлекательную тему мы рассматривали в монографии «О принципе самоутверждения» [1, с. 28-29, с. 108-109], однако отрывочно, как бы вскользь. После этого прошло много лет. За эти годы наше знание претерпело определенное развитие, в свете которого возникла необходимость более полного и всестороннего исследования этой достаточно сложной проблемы. Ведь о любви вроде бы сказано все, однако при скрупулезном отношении к проблеме обнаруживается, что она до сих пор остается не до конца изученной и понятой. Данная статья, сущность и содержание которой давно вынашивается нами, направлена на выявление тех сторон проблемы, которые, по мнению автора, могут способствовать ее новому философскому осмыслению. Причем, говоря о любви, мы будем рассуждать по «прямому назначению» и не будем рассматривать ее, как это было осуществлено Э. Фроммом, во всех возможных разновидностях. Да, как вы правильно поняли, речь будет идти об особых отношениях между мужчиной и женщиной, которые в совокупности понимаются и трактуются как любовь.

При первом подходе к проблеме обнаруживает себя тот очевидный факт, что не только писатели, но и многие философы, говоря о любви, в основном, уделяли и до сих пор уделяют внимание описанию этого чувства, нежели его определению. В первых работах мы, хотя и не уделили достаточного внимания этой проблеме, все же сформулировали четкое определение, сказав, что любовь есть полное самоутверждение личности [1, с. 28]. Настало время более углубленного изучения этого вопроса с тем, чтобы выявить -насколько выдвинутая «формула» отражает сущность рассматриваемого явления.

Сначала скажем, что любовь - сугубо человеческое явление. Это и есть исходный тезис, на основе которого можно углубиться в сущность изучаемого вопроса. А поскольку любовь свойственна только людям,

Гаджиев

Ровшан Сабир оглы

Кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии и социологии НАН Азербайджана (г. Баку)

Rovshan S. ogly Hajiyev

Candidate of Philosophical Sciences, Lead Researcher, Associate Professor of Azerbaijan NAS, The Institute of Philosophy and Sociology (Baku)

e-mail: vinodelrovshan 1 @rambler. ru УДК 177.61

то в аспекте интеллектуального развития нашего вида можно спросить - каким? Наверное, таким, которые обладают самосознанием. Интересно вспомнить, что говорил по этому поводу известный французский писатель Стендаль, которого Ф. Ницше характеризует как самого великого психолога [5, т. 2, с. 374]: «Любовь - чудо цивилизации. У народов диких или слишком варварских мы находим только физическую любовь, и притом весьма грубую» [9, с. 59-60]. В этой связи отметим, что некоторые крупные мыслители под понятием "любовь" понимали именно физическую или же половую любовь. Например, А. Шопенгауэр теме половой любви посвятил целую работу [11], а З. Фрейд понимал любовь, как выражение, точнее сублимацию полового инстинкта, т. е. либидо, - позиция, подвергшаяся в дальнейшем серьезной критике Э. Фромм [10, с. 128].

В своей диссертационной работе [2], опираясь на воззрения Гегеля, Ясперса и других, мы выяснили, что самосознание человечества начало складываться в «осевую эпоху». А между 1У-1 тысячелетиями до н.э., когда человечество, согласно нашей гипотезе, находилось в возрасте "11 лет" [3, с.90], были всего лишь проблески самосознания, и то, по всей видимости, в лице монархов или же жрецов того времени. Значит, только начиная с эпохи древнейших цивилизаций можно более или менее говорить о каких-то проблесках любви, носившей, в основном, эротический характер. Даже в эпоху эллинизма трудно говорить о полноценной любви, в которой личностное начало, согласно нашему пониманию, играет ключевую роль. Например, вот что говорит Стендаль: «Римляне не имели о ней понятия, и она проявлялась у них только в физической любви» [9, с. 22]. Для более детального изучения данного вопроса мы обратились к литературе Древней эпохи и обнаружили, что, например, в Древнем Египте имели место порывы любви среди жителей Нового Царства (ХУ1-1Х вв. до н. э.), исторический период, предшествовавший эпохе "осевого времени", когда человечеству исполнилось "12 лет" [3, с. 90]. Например, вот что можно обнаружить в поэзии Древнего Востока: «Особыми поэтическими достоинствами отличается тонкая любовная лирика этих времен» [8, с. 28]. И на самом деле, в таких стихах, как «Сила любви», «Вечная любовь» [8, с. 74-96] ощущаются любовные переживания древних людей. Но все же при подробном ознакомлении с литературой Древней эпохи явно заметно, что в целом в чувствах людей того времени превалирует эротическая или же физическая любовь, в которой выступает магия и культ богини, предстающая как покровительница рожениц. В этом контексте обратимся к древней Месопотамии (II тысячелетие до н. э.): «...Прекрасная девушка хороша, как молодая телочка, как коровье масло и сливки, и добиться ее любви можно колдуя с маслом, молоком и сливками. Она поражает воображение юноши, пронзив ему грудь «стрелой-тростником». Она блудница, которая шляется по рынкам и постоялым дворам, но при этом она - существо крайне почитаемое и вызывающее чувство необыкновенного уважения, ибо она служительница культа богини, которая обеспечивает плодородие и рождение, а потому - самого важного.» [8, с. 121]. И далее отмечается: «Древневосточная, в частности, клинописная литература настолько пронизана мифологией, религией, что невозможно безболезненно отделить первую от второй. Герои таких произведений, как правило, обобщены и являют собой определенные мифологические типы, нет особого интереса к личности как таковой, не раскрыты внутренние переживания героев» (там же).

Итак, есть серьезные основания для размышления. Как видно из цитат, в эпоху древнейших цивилизаций не было личностного взгляда на различные стороны социальной жизни. В частности, об этом же говорится в книге Л. Оппенхейма, касательно религии [7, с. 139]. Это дает нам основание утверждать, что истинная, настоящая любовь порождается тогда, когда проявляет себя самосознание человека, т.е. когда индивид выступает как личность. Отсюда следует важный вывод: используя понятие «любовь» исследователи истории древних эпох фактически неадекватным образом описывают эстетически окрашенное эротическое чувство людей того времени. Другими словами, современные ученые занимаются подчас экстраполяцией, когда значение, которое придается понятию «любовь» в его современном звучании, без учета исторических условий переносится в древнейшую эпоху, для отображения эротических чувств людей того времени. В таком случае возникает другой вопрос: а что же мы сами подразумеваем под понятием «любовь»? Как было сказано в нашей монографии [2, с. 103], существуют три вида интересов человека: интересы тела, т.е. потребности, исходящие из инстинктов организма; интересы души, выступающие в виде эстетических потребностей; наконец, интересы личности - как морального существа, которое в каждом актуальном моменте своей экзистенции нацелено на самоутверждение личности. Мы считаем, что в любви сочетаются все три разновидностей интересов современного человека: сексуальные, эстетические и личностного выбора. Именно поэтому любовь является особым видом самоутверждения личности, где мы имеем дело со всеми интересами человека. Так как в акте самоутверждения осуществляется личностный выбор, то человек, как мы понимаем, необходимо проявляет свою волю. Об этом же рассуждает Э. Фромм: «Любовь должна была бы быть, в

сущности, актом воли, решением полностью посвятить мою жизнь жизни другого человека...» [10, с. 139]. Иначе думает Стендаль: «Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли» [9, с. 21]. И сразу же вслед добавляет: «Это одно из главных различий между любовью-влечением и любовью-страстью» (там же). Как же понять этот пассаж? Дело в том, что под «любовью-влечением» Стендаль понимает проявление тщеславия человека [9, с. 11], когда он, выражая свою волю, обдуманно выбирает объект любви, тогда как в случае с «любовью-страстью» два человека как бы независимо от своего сознательного решения, т. е. как бы не преднамеренно влюбляются друг в друга; и в таком случае воля как бы остается не у дел. Как считаем мы, даже при любви-страсти влюбленные проявляют свою волю, т. к., согласно нашему мнению, все действия, производимые с участием сознания человека, реализуются через проявление его воли [2, с. 57, с. 97-99].

Итак, под личностью мы понимаем нравственное существо, обладающее самосознанием. Однако каждая личность обладает не только моралью, но и инстинктами, а также эстетическим чувством прекрасного. С инстинктами, конкретнее, сексуальной потребностью, в аспекте рассматриваемой проблемы, вроде бы все ясно. А какую значимость в любви имеет чувство прекрасного? Например, А. Шопенгауэр считает, что без чувства красоты половой инстинкт падает на степень отвратительной потребности [11, с. 380]. Однако в вопросах любви для А. Шопенгауэра и чувство красоты, и нравственный аспект сводится, как уже отмечалось, всего лишь к половому инстинкту: «Ибо всякая влюбленность, какой бы эфемерный вид она себе не придавала, имеет свои корни исключительно в половом инстинкте» [11, с. 373]. Далее А. Шопенгауэр усиливает свои мысли: «.Существенной стороной в любви является не взаимность, а обладание, т.е. физическое наслаждение» [11, с. 376]. Схожие мысли высказывает Ф. Ницше: «Но яснее всего выдает себя, как стремление к собственности, любовь полов» [5, т. 1, с. 526]. Интересно то, что мысли этих двух выдающихся философов противоречат теории любви Э. Фромма. Он пишет: «Наиболее фундаментальный тип любви, лежащий в основе всех ее видов (т. е. материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе. - Р.Г.), - братская любовь» [10, с. 134]. Далее он отмечает: «Братская любовь - это любовь равных» [10, с. 135]. Под братской любовью Э. Фромм понимает чувство ответственности, заботу, уважение, но отнюдь не обладание или же стремление к собственности. Возникшая дилемма требует разрешения. Возможно, что прояснению ситуации поможет следующая цитата из Э. Фромма: «В викторианскую эпоху, как и во многих культурах, приверженных традициям, любовь не была непосредственным личным переживанием, которое могло привести затем к браку» [10, с. 111]. Затем, если обратим внимание на нижеследующие мысли Ф. Ницше, то ситуация во многом может проясниться: «Со времен французской революции влияние женщины в Европе умалилось в той мере, в какой увеличились ее права и притязания; и «женская эмансипация», поскольку ее желают и поощряют сами женщины (а не только тупицы мужского рода), служит таким образом замечательным симптомом возрастающего захирения и притупления наиболее женственных инстинктов... Конечно, много есть тупоумных друзей и развратителей женщин среди ученых ослов мужского пола, которые советуют женщине отделаться таким путем от женственности и подражать всем тем глупостям, какими болен европейская "мужественность", - которые хотели бы низвести женщину до «общего образования», даже до чтения газет и политиканства» [5, т. 2, с. 357-358]. Если сопоставить эти цитаты, то можно понять, что положение женщины в Европе в викторианскую эпоху разительно отличался от той ситуации, когда Э. Фромм писал свою работу "Искусство любить" (работа впервые была опубликована в 1956 году). Дело в том, что женщина ХХ столетия является раскрепощенной, более образованной, а значит, свободной. Как говорится в одной старой французской песне, «любовь - дитя свободы» [10, c. 125].

Итак, мы имеем два важных фактора, которые в совокупности создают возможность образования чувства любви - именно ту, которую подразумеваем мы. Иначе говоря, для истинной любви требуется личностный выбор и историческое условие (не учитывающееся многими), которые возникают за счет интеллектуальной эволюции человечества. Ведь как уже выяснили, до древнейших цивилизаций люди не обладали свободно-нравственным выбором, который повсеместно начинает проявлять себя только с эпохи «осевого времени». В этом контексте хотелось бы отметить, что начальные условия, с помощью которых Э. Фромм старается разъяснить проявление любви, не отражает, как мы понимаем, реальное положение вещей. Согласно нашей точке зрения, изначальным условием всякой любви является любовь к себе, как это можно заключить из знаменитой библейской заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», а не братская любовь, как это понимает Э. Фромм. Затем скажем, что Э. Фромм исходит из чувства отчужденности человека и на этой основе хочет показать, что исторически любовь является тем необходимым условием и образом жизни, посредством которых можно преодолеть чувство одиночества. В этой связи Э. Фромм пишет:

«.Самая глубокая потребность человека - это потребность преодолеть отчужденность, освободиться из плена одиночества» [10, с. 115]. Далее он продолжает: «Человек любой эпохи и любой культуры сталкивается с одним и тем же вопросом: как преодолеть одиночество, как достичь единения, как выйти за пределы своей отдельной жизни и обрести воссоединение. Вопрос этот - один и тот же для первобытного человека, для кочевника или рабочего. Вопрос один и тот же потому, что корни его одни и те же - положение человека, условия его существования» (там же). Во-первых, мы в корне не согласны с тем, что чувство отчужденности имело место в первобытном обществе. Скорее, как мы ранее отметили, эта вся та же ошибка экстраполяции, когда современные проблемы, без соответствующих верификаций, переносятся на образ жизни первобытных людей. Культура первобытной эпохи синкретична по природе и сущности. Здесь человек выступает как неотъемлемая часть природы, где отсутствует чувство обособленности, одиночества или же отчужденности. Ведь, чтобы чувствовать свое одиночество, человек должен еще осознать самого себя как личность, т.е. приобрести свое Я. А как уже отметили, это состояние более поздних эпох. Фактически об этом же повествует и сам Э. Фромм. Однако, остается фактом то, что при вроде бы правильном анализе [10, с. 115], он все же рассуждает об отчужденности как о проблеме всех эпох. Во-вторых, как можно было бы понять из наших предыдущих суждений, любовь - не является изначальной формой существования и общежития людей. Любовь является одной из форм бытия и взаимоотношения людей (однако, желательной формой), возникающие лишь с определенного этапа интеллектуальной эволюции человечества. Наконец, по-нашему мнению, любовь является одной из форм самоутверждения личности. Интересно то, что в своей работе Э. Фромм излагает мысли известного протестантского философа П. Тиллиха, который советует ему назвать любовь к себе как самоутверждение [10, с. 140]. Ведь как указывает сам Э. Фромм, «любовь - одна и та же установка по отношению ко всем объектам, включая меня самого» (там же). И очень важно повторить еще раз библейское изречение «возлюби ближнего твоего, как самого себя», к которому Э. Фромм обращается неоднократно. И правильно трактуя эту заповедь, Э. Фромм показывает, что именно любовь к себе создает предпосылки для любви другому. Однако, прав ли Э. Фромм (да и многие писатели и мыслители), исходящий из той позиции, что любовь является естественной потребностью, проявляющей себя не только между мужчиной и женщиной, но и между всеми людьми (так называемая «братская любовь»)?.. Вообще, особенно в западном мире, эта точка зрения довольно-таки распространена. Позвольте заметить, что мы придерживаемся другого мнения и считаем, что любовь как исторически позднее явление, выступает сначала как любовь к себе, и уже на этой основе может способствовать формированию дружественных взаимоотношений между людьми. Если выразить это языком биологии, любовь является не «безусловным рефлексом» а «условным», т. е. она приобретается в процессе интеллектуального развития человечества. А исторической родиной «братской любви» является Ближний Восток - родина семитских племен, а именно, евреев, арабов, и других. Давайте обратимся к Ф. Ницше: «"Любовь". Тончайшая уловка, которую христианство превосходит прочие религии, заключается в одном слове: оно говорит о любви» [5, т. 2, с. 826]. Со своей стороны заметим, что это очень «тонкий намек» для тех, кто безоговорочно принимает на веру сложившиеся стереотипы. И еще добавим, что Э. Фромм по национальности еврей; и многие цитируемые мыслители в его работе также евреи (Б. Спиноза, К. Маркс, З. Фрейд). Иудеями являются Иисус Христос и первые апостолы. Не поймите нас превратно. Просто мы считаем, что национальные ценности и менталитет определенно влияют на мировоззрение людей, и в том числе мыслителей. Одним словом, неудивительно, что Ф. Ницше думает о братской любви как о чисто христианском явлении. Давайте вспомним изречение великого мыслителя: «Наша любовь к ближним - разве она не есть стремление к собственности?» [5, т. 1, с. 525]. И еще: «Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений» [5, т. 1, с. 459].

Мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что любовь между мужчиной и женщиной - сравнительно позднее приобретение человечества, а для убедительности нашего утверждения можем проследить динамику исторического проявления рассматриваемого феномена. С этой целью, в первую очередь, обратимся к мифологическому словарю [6]. Рассматривая мифологические персонажи разных народов, живших до осевого времени, мы обнаружили единственную богиню плотской любви, известной под названием Иштар, которая, как и можно было предугадать, является творением древнесемитских народов (конкретно аккадцев). Кстати, говоря, древнегреческая Афродита, как считают исследователи, по своему происхождению относится именно к ближневосточной богине Иштар. Интересно то, что древнеегипетские мифологические персонажи Хатор, Таурт, Исида являются в целом богинями плодородия или же выступают как покровительницы рожениц и семейного очага. И только начиная с осевой эпохи, в мировой литературе постепенно начиняет проявлять себя любовная тематика, носящая личностный оттенок. И это неудивительно, т.к. постепенно

вырисовываются личностные черты человека, что и было отмечено в предыдущих суждениях. Давайте обратимся к древним источникам: «В этих песнях (т. е. «Щи цзин» - поэтический свод, сформировавшийся с начала I тысячелетия до н. э. - Р.Г.) еще чувствуется дух первобытной жизни. Это заметно и в описаниях встреч девушек со своими возлюбленными, - тайных, как в песне «Чжун! В деревню нашу.», и открытых - в дни, освященные традицией, как в песне «Воды Чжень и Вэй...», где видны воспоминания о древнем весеннем оргиастическом празднике» [8, с. 252]. Интересно то, что для древней литературы характерно анонимность автора, что согласуется с нашими выводами. Рассмотрим цитату: «Анонимность творчества характерна в известной мере и для первых повествовательных произведений в прозе. Проза повествовательная в Китае, начинает складываться лишь в самом конце древнего периода» [8, с. 259]. Отметим, что конец древнего периода почти во всех странах цивилизованного мира приходится к первым векам н. э. Причем повествовательная проза, в основном, посвящена деяниям легендарных или же исторических личностей. И только малая часть литературы отражает любовную лирику. Рассмотрим другие примеры: «Древняя тамильская поэзия создавалась, как полагают исследователи, в основном с I века до н. э. по III... Есть основания полагать, что древнетамильская поэзия оказала влияние на пракритскую любовную лирику. а через нее - на последующую любовную поэзию на санскрите» [4, с. 14]. И еще одна цитата: «Любовный лиризм жанра цы (этот жанр сформировался в VIII веке н. э. - Р.Г.) господствовал в этих стихотворениях, по масштабам китайской истории сравнительно недолго. Порывы юной души редко проявлялись в китайской поэзии» [4, с. 197]. Этими цитатами мы хотели всего лишь подчеркнуть, что любовная тематика, о которой так много пишут в современную эпоху, создавалась постепенно, причем она долгие столетия не являлась столь актуальной, как это могло бы показаться современному исследователю. Достаточно привести слова А. Шопенгауэра: ".И удивляться должны мы не тому, что и философ решился избрать темой эту постоянную тему всех поэтов, а тому, что предмет, который играет столь значительную роль во всей человеческой жизни, до сих пор не подвергался обсуждению со стороны философов и представляет для них неразработанный материал" [11, с. 373]. Далее, рассматривая все существующие, немногочисленные и поверхностные взгляды (например, Б. Спиноза говорит о любви таким образом: «Любовь это - щекотание, сопровождаемое идеей внешней причины») о любви, А. Шопенгауэр приходит к заключению: «Таким образом, у меня нет предшественников, на которых я мог бы опереться или которых должен был бы опровергать» [11, с. 373].

Проводя достаточно обстоятельный исторический анализ и рассматривая многие особенности исследуемой темы, мы решили, наконец, прояснить свою позицию относительно любви. Как уже известно, основные моменты нашей теории любви были выявлены в наших первых работах [2]. Согласно нашей позиции, любовь - это полное самоутверждение личности. Почему полное? Потому, что лишь в этом случае выступают в совокупности все три разновидности интереса человека: сексуальный инстинкт как интерес тела; чувство прекрасного как интерес души; наконец, нравственно-свободный выбор как интерес личности, приводящий к ее самоутверждению. Так как особенности всех трех интересов человека достаточно подробно рассмотрены ранее [2], то мы попытаемся раскрыть и показать все возможные нюансы, исходящие из нашего определения любви.

Первый и самый важный момент заключается в том, что любовь, как понимаем ее мы, - это всегда свободно-нравственный выбор личности. Даже если это «любовь-страсть», как понимает ее Стендаль, происходит личностный выбор объекта любви. Правда, хочется сказать: а причем тут нравственность? А при том, что без нравственности бессмысленно говорить о личностном выборе. Или это просто страсть, желание, и тогда следует говорить не о любви, а о сексуальной потребности; или же это всегда свободно-нравственный выбор, и тогда происходит самоутверждение личности. Соответственно сказанному, «любовь-страсть» Стендаля может иметь два решения: если это просто удовлетворение полового инстинкта, тогда не о чем говорить о любви; если же это личностный выбор объекта любви, тогда человек всей своей сущностью и нравственной основой выбирает того, кто ему нужен, что и приводит в итоге к самоутверждению его личности. Для наглядности всей панорамы выдвигаемых нами суждений рассмотрим нижеследующую схему:

Как видно из схемы, для истинной, настоящей любви требуется сочетание всех трех интересов личности. Рассмотрим эти составляющие. Сначала скажем, что у каждого человека, кроме половых потребностей, имеется свое представление о прекрасном. Для африканца это одно, для европейца нечто другое, но у каждого именно свое чувство красоты. Не случайно же говориться, что «на вкус и цвет товарища нет». Итак, при первой же встрече влюбленные интуитивно улавливают, что они как бы созданы друг для друга, т.е. каждый нашел то, что искал, и когда одна личность дополняет не хватающую часть своей души за счет другой. Происходит как бы оценивание тех достоинств объекта любви, которые удовлетворяют все требования влюбленного. В первую очередь, оцениваются внешние, т. е. эстетические совершенства объекта выбора. Вот как это описывает А. Шопенгауэр: «...Каждый, прежде всего, решительно предпочитает и страстно желает самых красивых особей, т. е. таких, в которых родовой характер запечатлен с наибольшей чистотой; но потом ищет он в другой особи таких совершенств, которых недостает ему самому» [11, с. 380-381]. Но это первый этап, который может завершиться только лишь удовлетворением полового чувства. Однако, есть и второй, но самый важный этап, когда оцениваются личностные достоинства объекта любви. И вот здесь уже можно с полным правом говорить о том, что происходят истинные любовные переживания, когда вовлечены все три интереса личности влюбленного. В данном случае самоутверждение происходит на основе того, что каждый в любимом существе находит те достоинства, которые дополняют его личность, обнаруживает те качества, которые необходимы для полного самоутверждения личности. Одним словом, во всех тех случаях, когда объект выбирается без учета нравственных достоинств, следует говорить не о любви, а о страсти, об эротической или же физической «любви». И действительно, анализируя динамику исторического проявления любви, мы видели, что до осевого времени существовала эротическая любовь, когда выступали первые два интереса, а именно, половой инстинкт и чувство прекрасного. Однако с появлением самосознания подключается третий интерес - интерес нравственного существа, сознающего свои действия, свой выбор и свое Я. Эротическая любовь первична, а личностная любовь вторична; последняя является продуктом интеллектуальной эволюции человечества, когда возможно полное самоутверждение личности, а говоря конкретно, когда проявляет себя настоящая любовь.

Второй момент: так как любовь изначально не свойственна человеку, то, как правильно наставляет Э. Фромм, следует еще учиться любви. А для этого, как считаем мы, надо желать любви, так как она сама по себе не приходит. Иначе говоря, любит тот, кто желает! Это вполне согласуется с универсальной пословицей многих народов: кто ищет, тот находит! Именно поэтому есть очень много людей, которые не пережили истинную любовь. Мы утверждаем, что удовлетворение требований либидо необходимо, а вот любовь - есть лишь одна из разновидностей свободного нравственного выбора, т.е. самоутверждения личности, являющегося основополагающим принципом жизнедеятельности человека. Изначальной формой любви является любовь к себе. Ведь не случайно сказано - возлюби ближнего твоего, как самого себя. Как правильно отмечает Э. Фромм, тот, кто не любит себя, не сумеет любить никого. Поэтому, совершенная или самодостаточная личность вполне удовлетворяется любовью к себе. Таковыми являются истинные философы и властелины. Любят сентиментальные и слабые натуры, а самодостаточные и властные - хотят! Любовь больше свойственна тем натурам, которые хотели бы дополнить недостающие качества своей личности. Поэтому любовь - это всегда поиск дополняемости! И именно поэтому, находящий свою любовь человек одновременно приобретает цельность своей личности. Теперь станет понятно, почему Ф. Ницше относился к любви как к чисто христианскому явлению - явлению слабых и страждущих. Мы полностью не разделяем эту позицию. Могут любить и некоторые волевые люди, обладающие чувствительной натурой, однако, учитывая заслуженный авторитет Ф. Ницше, следует учитывать также его слова.

Третий момент имеет чисто практический характер и адресовано, прежде всего, к молодым. Вопрос может выглядеть так: как распознать, что «это» - настоящая любовь? Здесь, в первую очередь, следует выявить такой нюанс - выступают ли в любовных чувствах товарно-денежные отношения? Учитывая грубость сказанного, перефразируем вопрос иначе: имеются ли в любви моменты упрека в материальной невнимательности? Пример: «Мог бы ты подарить мне и французские духи, а не только цветы!» или:

«Какое приданое собираются дать твои родители?». В данном контексте хотелось бы еще раз подчеркнуть мысль, что в подобных рассуждениях не может идти речь о любви, как бы это ни хотели представить.

В конце нашей статьи, на основании предыдущей схемы, попытаемся проанализировать все те разновидности любви, которые, как полагаем мы, вполне возможны. Как отметили, истинная любовь предполагает необходимого участия всех трех составляющих, а именно, полового инстинкта, чувства прекрасного и личностного выбора. Мы считаем, что без личностного, т.е. нравственно-свободного выбора не имеет смысла рассуждать о любви. А обосновать это утверждение не так сложно. Ведь говоря о любви к Богу, мы даже не задумываемся о половом инстинкте, т. к. в этом просто нет необходимости. Бог для нас нечто духовно совершенное - и в эстетическом плане, и в нравственном отношении. А значит, без участия первого составляющего вполне резонно рассуждать об определенной форме любви, а именно, о любви к Богу. Учитывая, что и средневековые философы, и многие современные мыслители, а также исследователи, среди которых достойное место занимают и азербайджанские ученые (Ю. Рустамов, З. Кулизаде, С. Рзакулизаде, К. Буньядзаде) основательно рассмотрели этот аспект любви (особенно в философии суфизма), то мы не хотели бы на этом задерживаться. Однако и в остальных разновидностях любви (например, любовь к детям, родителям, родине, другому человеку и т. д.) должна выступать конкретная личность, у которой свои нравственные ценности. Значит, если даже выбор происходит вроде бы спонтанно, как бы непроизвольно, то и в этом случае перед нами человек, исходящий из своего нравственно-свободного выбора. А если нет третьей составляющей, то уже следует говорить не о любви, а об эротической страсти, которая многими трактуется как сама «любовь». Как считаем мы, до осевого времени существовала только эротическая любовь, когда имело место проявление первых двух составляющих вышеуказанной схемы.

Библиографический список

1. Гаджиев Р.С. О принципе самоутверждения. Баку: Елм, 1999. 144 с.

2. Гаджиев Р.С. Проблема смысла жизни. Баку: Текнур, 2007. 158 с.

3. Гаджиев Р.С. Философский анализ исторического процесса: в поисках закономерности // Научный журнал «Вестник Калмыцкого Университета», №3(31). 2016. С. 86-92.

4. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М.: Художественная литература, 1977. 927 с.

5. Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. М., «Мысль», 1990.

6. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

7. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М.: Наука, 1990. 319 с.

8. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Художественная литература, 1973. 736 с.

9. Стендаль. Собр. соч. в 12-ти тт., т. 7. М.: Правда, 1978.

10. Фромм Э. Искусство любить. - Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

11. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви (Избр. произв.), М.: Просвещение, 1992. 479 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.