Научная статья на тему 'Любовь и строгость педагога'

Любовь и строгость педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4900
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ / LOVE TO CHILDREN / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM / КОНТАКТ ГЛАЗ / EYE CONTACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курганский Сергей Михайлович

Воспитание сочетает в себе любовь и строгость, доброжелательность и требовательность. Нельзя бросаться в крайности, во всём нужно знать меру. Это закон, следуя которому можно зажечь искорки инициативности, самостоятельности и ответственности в детских сердцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Любовь и строгость педагога»

ЛЮБОВЬ И СТРОГОСТЬ ПЕДАГОГА

Сергей Михайлович Курганский,

директор Департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

ВА Сухомлинский

Любовь к детям Лев Толстой рассматривал как доминирующую черту личности. В.А. Сухомлинский считал, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Любви нельзя научить в теории. Для педагога любовь — это та идея, которую учитель проносит через всю свою деятельность.

школа • учитель контакт глаз

любовь к детям • педагогический профессионализм

Любовь к детям как педагогическое качество личности

Когда говорят о любви к детям, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребёнку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это чувство удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка.

У Бориса Пастернака есть удивительная мысль: «Мы все стали людьми лишь в той мере, в какой нас любили или мы имели случай любить». Учительская профессия поразительная по своей природе, ведь нам предоставлен случай любить в той мере, в какой никто не способен. А как ты воспользу-

ешься им, зависит от твоих человеческих качеств, от твоей культуры и профессионализма. Любовь к детям — показатель профессионализма.

Любовь к своим ученикам — важнейший ресурс учителя. Владеющий этим ресурсом способен целенаправленно, профессионально и компетентно создавать условия для самостоятельности и творческого саморазвития ученика. Если нет любви, то никакие методики не помогут ни в воспитательной работе, ни в привитии ученику усердия к знаниям, труду, к содержанию усваиваемой культуры и процессу усвоения.

Любовь к детям отнюдь не в сентиментальности, не в мягкосердечии, не во все-прощенчестве. Она преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически

и духовно. Дети очень чувствительны к тому, как к ним относятся учителя. Они замечают всё: искренность, заботу, манеру одеваться, опрятность, культуру речи, знание предмета, сообразительность, находчивость, юмор, безразличие, подозрительность, недоверие, чванливость. Ученики многое простят учителю: ошибку, вспышку гнева, забывчивость, суровое наказание, человеческую слабость. Но никогда не забудут злобы, мстительности, несправедливости, унижения человеческого достоинства, безразличия, невежества и лицемерия.

Только искренней любовью к ребёнку можно завоевать его доверие, а значит, право учить его, воспитывать. И нельзя подорвать этого доверия ни словом, ни поступком. Заинтересовав ученика своим предметом, мы учим его мыслить, помогаем максимально раскрыть творческие возможности, дарим ему радость познания. И, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, надо помочь ученику стать высоконравственной гармонически развитой личностью.

Учитель начинается с любви к детям

Любовь к ученикам — определяющее качество учителя. Она выражается в чувстве радости от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, в чутком отношении к ним. Придя в школу, педагог должен любить каждого одинаково, ни меньше ни больше. Всех: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они — дети. Для этого он должен найти в каждом из них личность, понимая, что у каждого есть свой маршрут достижения успеха. Любовь к детям, стремление понять и помочь — профессионально важные качества учителя. Если общение с детьми не является ценностью для учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

Школа — это не здание и не учебные предметы, а лица, характеры, личности учеников. А умеет ли учитель любить детей по-настоящему и проявлять любовь так, чтобы ребёнок её почувствовал? Важное условие — школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей, защищённым, где ему уютно, комфортно и тепло. Роль учителя здесь ключевая, и она огромна.

Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условий. Любить ребёнка — значит любить его независимо ни от чего: от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие.

Каким образом ребёнок может понять, что его в школе и в классе любят и уважают? Существенную роль в этом играет контакт глаз. Открытый, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку при обращении с ним важен для удовлетворения его потребностей. Правда, есть один психологический нюанс: глаза ребёнка и учителя должны находиться на одном уровне. Учитель не должен смотреть снизу вверх (унизительная поза).

Гораздо проще выразить своё расположение, поддержку и любовь простым прикосновением. Здесь вовсе не имеются в виду объятия, поцелуи. Достаточно лишь прикоснуться к руке, погладить по головке, игриво потрепать по волосам, положить руку на плечо.

Не менее важный момент — индивидуальное общение с ребёнком. Не должно быть в классе детей, с которыми учитель не поговорил бы лично хотя бы несколько раз. Пусть даже тема этого разговора совсем не школьная.

Доброта педагога — первый шаг к преодолению неуспеваемости, незаинтересованности ребят в получении знаний. Именно в результате добрых, доверительных отношений учителя и ученика на уроках передаётся любовь к предмету, формируется целостное представление об окружающем мире и возникает желание познавать этот мир.

Доброта и истинная любовь к детям позволяет учителю:

• общаться с учениками и их родителями, уважая их самолюбие и достоинство;

• верить в каждого ребёнка и его возможности;

• оценивать не личность, а действия, поступки;

• видеть ценность не только результата, а самого процесса взаимодействия с ребёнком;

• проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

• не торопиться с выводами;

• помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Учитель должен быть человеком доброй души и любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и прилежного. Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренним переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом в педагогической деятельности каждого учителя при общении не только с ребёнком, но и с классом в целом, а также с их родителями.

Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребёнка, чаще улыбается, реже хмурится, он живёт настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает своё профессиональное счастье. Именно в этом случае срабатывает простейшая модель успеха: «Успешный учитель — успешный ученик».

Учитель должен уметь понимать детей. Понимать детей — значит стать на их позиции, ценить их чувства, принимать их заботы и дела, проявляя к ним особое уважение, заинтересованность, деловое отношение, и считаться с ними.

Понимать детей — значит не подчинять их своей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни, чувствуя движение души и переживания

сердца ребёнка, его устремления. Входя в жизнь детей, педагог сможет заняться его глубинным воспитанием. И только тогда сам ребёнок уже становится его соратником в своём же воспитании, а не объектом этого воспитания.

Понимать детей — значит овладеть высочайшим мастерством воспитания человека. Каждый учитель ставит перед собой цель — воспитать гармонично развитую личность. Сотрудничая с учащимися и их родителями, педагог обязан донести до их сознания следующие правила.

Не делай другим того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благорассудочных, добродетельных, благопорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять ближнего в беде, сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать как своё собственное. Великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.

Будьте патриотами своей страны, защищайте Отечество. Данное нравственное правило поможет детям любить свою Родину, свой народ. Оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность к нашей стране, независимо от её экономического, климатического или другого положения. Соблюдая это правило, дети вырастут патриотами, готовыми защищать своё Отечество. У детей должны быть развиты такие нравственные качества, как чувство чести и достоинства.

Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Это правило способствует воспитанию демократических и гуманистических свойств характера. Только строгое соблюдение законов ведёт к освоению демократических принципов жизнедеятельности. Вне этого человек неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.

Нужна ли строгость в обучении и воспитании детей?

«Строгость учителя лучше ласки отца» Персидская пословица

Современные педагоги далеко не всегда гуманны, как нам хотелось бы. Но хорошему учителю необходимо быть справедливо строгим. Строгость в воспитании детей должна присутствовать, но в разумных пределах. Только не нужно думать, что строгость в воспитательном процессе вообще не нужна. Строгость без любви и заботы становится жестокостью. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его качество быть помощником, советчиком и другом своих учеников.

Строгий учитель — в этом нет ничего плохого. Требовательность педагога заставляет учеников ответственно готовиться к урокам, быть внимательнее на занятиях, поэтому знаний по предмету у учащихся становится больше и им легче усваивать школьную программу.

Не каждому учителю хочется быть строгим, но многим приходится. В чём причина? Скорее всего, в ответственности. Хороший учитель понимает свою значимость не только как предметника, но и как воспитателя.

С одной стороны, быть строгим учителем с репутацией тирана непросто. С другой — строгое отношение, отсутствие поблажек и критическая оценка вынуждают ученика выполнять задание качественно и стимулируют внутренний рост учащегося.

Как ощутить и не нарушить грань между строгостью и жестокостью, суровостью и тиранией? Строгие учителя имеют общие черты характера и манеры поведения, следуя которым воспитывают сильных и целеустремлённых личностей.

• Быть строгим учителю помогает чёткая субординация и отсутствие избыточных эмоций, а порой даже индифферентность к достижениям своих учеников. При таком поведении даже лёгкое подбадривание со стороны сурового учителя воспринимается как высшая степень похвалы. Такие отношения мотивируют к новым достижениям, будь то домашнее задание или проект.

• Строгий учитель скорее недооценит, чем переоценит учебные возможности учеников. Убеждённость в том, что все ученики слабы, приводит к тому, что они получают трудновыполнимые задания. А педагогу приходится заставлять учеников многократно переделывать плохо выполненную работу. В итоге такая, с позволения сказать, муштра дисциплинирует ученика, развивает внимательность, сосредоточенность и стремление достигать цели.

• Учителю важно ставить конкретные задачи и выполнимые цели, задать вектор движения к ним. Строгий учитель требует чётко исполнять эти задачи и неукоснительно следовать в заданном направлении. Его ученики участвуют в интеллектуальных играх, олимпиадах, соревнованиях, творческих конкурсах, он проводит сравнительную оценку результатов своих учеников. Под постоянным контролем такого учителя ученик приходит к конечной цели посредством планомерного выполнения различного рода задач.

• Своей строгостью эти учителя заслужили уважение, а порой и любовь. В жизни часто случается, что именно таких педагогов искренне благодарят ученики, даже спустя годы по окончании школы. Выйдя из-под контроля и влияния строгого учителя, ученики продолжают жизнь по науке

своего наставника: добиваются цели, качественно выполняют любое задание, ответственно подходят к решению личных дел или служебных проблем. Их награда за терпение — успешная карьера, крепкая семья, высокий профессиональный и личностный рост, осознание значимости своих мыслей и поступков.

Ученикам нужна строгость. Она устанавливает ограничения, без которых они испытывают неудобства. Если ограничений нет, ученик пытается испытать границы допустимого и порой он может далеко зайти в своём поведении. Обычно это приводит к печальным результатам.

Быть строгим учителем — значит нести огромную ответственность перед теми, кому ты передаёшь знания. Чтобы быть строгим, нужно, как минимум, быть лучшим в своей области. Во все времена учитель был олицетворением накопленных знаний человечества и того, как эти знания развиваются и передаются из поколения в поколение. Возможно, учителю необходимо быть строгим именно для того, чтобы не обрывалась эта многовековая нить человеческого познания и мир постоянно обогащался разносторонними, целеустремлёнными личностями.

Между тем излишняя строгость учителя может стать причиной тяжёлых физических и психологических заболеваний. Обучение, основанное на дрессуре, выработке условных рефлексов по схеме «шалость — наказание», без обращения к разуму не приносит положительных результатов. Ученик по большей части даже не понимает, в чём виноват, лишь тупо заучивает ситуации, которых допускать нельзя: бить стёкла нельзя исключительно потому, что за это наказывают. Отсюда лишь полшага до вывода: если о битье стёкол никто не узнает, то и наказания не будет. Следовательно, бить стёкла можно, но так, чтобы об этом не узнали.

Тем более не следует путать строгость с жестокостью. Воспитательный процесс — это в первую очередь обращение к человеческому разуму и сердцу. Это объяснение того, что такое хорошо, а что такое плохо и как отличить добро от зла. Воспитание — это не дрессура и уж тем более не унижение. Воспитать ученика жестокостью и унижениями невозможно. Как сможет уважать

себя тот, которого с детства приучили, что он недостоин уважения? И как он сможет уважать других?

Умелое сочетание доброты и строгости

Некоторые из нас слишком добры, если не сказать мягки, а некоторые — слишком строги. Бывает и так, что мы проявляем и доброту, и строгость, но делаем это не одновременно. Мы бываем чересчур снисходительны к нашим детям и позволяем им недостойно вести себя, совершать неразумные поступки, а в другой раз становимся слишком строги и подавляем их чувства своим превосходством над ними. Кажется, что быть строгим и добрым одновременно довольно просто, но на деле это трудно. Помехой часто становятся устаревшие, консервативные убеждения.

Что такое доброта? Вседозволенность и безнаказанность? Тогда вряд ли она принесёт пользу. А строгость? Если под ней подразумеваются бесконечные упрёки, требования и постоянное недовольство учениками, то такое воспитание точно не поспособствует сохранению отношений в ученическом коллективе. Если же доброта заключает в себе ласку, нежность, заботу и понимание, это и станет золотой серединой, которая принесёт положительные плоды.

Что касается строгости, то самому учителю необходимо быть примером во всём. Так, у добрых учителей, которые проявляют умеренную строгость, ученики выпускаются из школы общительными и воспитанными людьми. В этом случае учителя заложили нужный фундамент, научив своих учеников достойно вести себя в обществе. Хорошего результата в воспитании учащихся добиваются те учителя, которые ведут себя с ними на равных: они рассказывают о существовании правил этикета, демонстрируют на собственном примере

Приложение Примерный перечень вопросов по теме

«Любовь и строгость педагога»

для педагогического коллектива школы на учебный год

Для учебно-методических семинаров:

1. Соты педагогической любви.

2. Как любить детей.

3. Строгость как основа воспитания ученика.

4. Педагогическая любовь и требовательность.

5. Любовь и требовательность в работе классного руководителя.

6. Педагогика любви и система требований.

7. Строгость как обратная сторона любви.

8. В любви и строгости нужна мера.

9. Любовь и требовательность в воспитании нравственности учащихся.

10. Мягкость и строгость в воспитании детей.

11. Строгость с учеником.

12. Воспитание в любви, заботе и строгости.

13. Грань между строгостью и любовью.

14. Атмосфера сотрудничества на уроке.

15. Доброта и похвала в жизни ученика.

Для психолого-педагогического лектория:

1. Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства.

2. Любовь и доброта.

3. Любовь, строгость и контроль.

4. Строгость — мать дисциплины.

5. Учитель и ученик: проблемы взаимодействия и взаимопонимания.

6. Педагогическая требовательность.

7. Гармония строгости и доброты.

8. Как правильно воспитывать детей: в строгости или с помощью ласки и понимания?

9. Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости.

10. Поощрение и наказание как методы воспитания.

11. Воспитание любовью.

12. Доброта и требовательность.

13. Строгость как качество личности.

14. Наказание как метод педагогического процесса.

15. Доброта истинная и доброта ложная.

Для консультаций педагога-психолога:

1. Как перестать бояться строгости.

2. Мера влияния — строгость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Страх строгости.

4. Строгость как средство воспитания детей.

их соблюдение, но не настаивают на беспрекословном послушании.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна образовательного стандарта второго поколения и современного урока? Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Имеет значение характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность с педагогическим тактом, уважение и чуткость к детям.

В настоящее время учитель выступает скорее в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания — это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Тяжела слава «хронического двоечника»... Наверное, в каждом классе встречается такой. Кто-то из родителей, может, и сам побывал в этой печальной роли. Но никто не желает этой участи своему ребёнку. Что делать: ругать, требовать? Или, может быть, можно иначе решить проблему, помочь ребёнку справиться с неуспехом? Иногда излишняя учительская требовательность на самых первых шагах школьного обучения может привести к печальным последствиям. Рассмотрим подобные ситуации.

Грамотная требовательность. Кричать и требовать: «Немедленно! Срочно! Вы обязаны!» — это не требовательность, а скандал. Грамотная требовательность вдумчива, включает посильность, подробный инструктаж, поддержку и стабильность.

Посильность. Требовать можно только то, с чем человек справится. Обычные в школе требования: «Думать надо!» «Следи за собой!» — есть вредные пустышки и конфлик-тогены, обвинения, прикрытые «требовательностью». Если ученик пока не умеет должным образом думать и следить за собой, нужно не требовать, а учить его этому: предусмотрительности (об этом в крике: «Думать надо!»?) и тому, к чему был призыв: «Следи за собой!» (а действительно, это о чём?). Создавать для этого условия, подавать пример.

Подробный инструктаж. Требовать можно только того, по поводу чего ученик хорошо представляет, как и что нужно делать. Требовательность к ученику начинается с подробного его инструктирования. Требования лучше всего зафиксировать письменно и очень полезно повесить на видное место в классе.

Поддержка. Требовательность эффективна тогда, когда в трудных моментах смягчается поддержкой.

Стабильность. Требовательность должна проявляться без сбоев. А если требовательность сменяется нетребовательностью или одно требование сменяется другим, третьим, пятым? При эффективной методике обучения и воспитания ученик через некоторое время уже перестаёт нуждаться в каком-либо внешнем контроле и переходит к самоконтролю.

Готовность применить силу. Если учащиеся проверяют учителя на прочность и требовательность, то он должен быть готов применить силу: дать жёсткий отпор, провести серьёзный разговор, наказать за невыполнение требований. Требовательная сила не истерична. Она спокойна, расчётлива и применяется в нужный момент и в нужных направлениях, осознанно, не выходит из-под контроля и может быть снята при первых же признаках улучшения ситуации.

А.С. Макаренко писал, что без требовательности нет воспитания. Педагогическая требовательность отличается особыми признаками: гуманностью, целесообразностью, понятностью, справедливостью, систематичностью, ин-дивидуализированностью, вниманием к людям,

5. Строгость не самое главное.

6. Строгость как фундамент взаимоотношений.

7. Чувство меры в любви и строгости.

8. Как правильно насказывать учащихся.

9. Мера доброты и строгости.

10. Грани ответственности. Любовь.

11. Воспитание наказанием или добротой.

12. Правильное наказание.

13. Воспитываем добротой.

14. Наказание как воспитательное средство.

15. Способы лояльного наказания ученика.

Для педагогических дискуссий, диспутов, круглых столов:

1. Нужна ли строгость в воспитании детей?

2. Строгость не порок?

3. Нужно ли строгость растворять теплотою любви?

4. Что первично: любовь к детям или профессионализм?

5. Является ли любовь к детям профессиональным качеством?

6. Любовь или заигрывание?

7. Существует ли особая учительская мораль?

8. Могут ли личные нравственные нормы учителя расходиться с нравственными нормами его профессиональной деятельности?

9. Является ли любовь педагогической категорией?

10. Всегда ли истинная любовь отличается целомудренной строгостью?

11. Что ставить на первое место — строгость или доброту?

12. Авторитарность — всегда зло?

13. В чём проявляется строгость учителя?

14. Должен ли учитель быть строгим и почему?

15. Есть ли разница между строгостью и грубостью? Какая?

16. Строгий учитель — это как?

17. Плюсы и минусы строгого учителя.

18. Можно ли решать проблемы в школе, не прибегая к строгости? Как?

19. Баловать или воспитывать в строгости?

20. Строгость или свобода в воспитании?

21. Педагог — мудрый наставник или строгий учитель?

22. Что важнее в воспитании детей: любовь или строгость?

23. Какого учителя уважают дети: доброго или строгого?

24. Гармония строгости и доброты. Где граница?

25. Как вы поощряете и наказываете своих учеников? Какие поощрения и наказания эффективны? В каких случаях?

заботой о них и уважением к человеческому достоинству, щадящим характером. Она должна быть по необходимости минимально принудительной. Известны четыре волевых способа поправить поведение человека: приказать, дать указание, дать совет, попросить. В той же последовательности снижается и их императивность, принудительность. Важно избирать способ с минимальной принудительностью, учитывая индивидуальные особенности того, кому он адресован: одному достаточно совета, а то и просьбы, а другой без решительного указания и не пошевелится. В стратегии применения такого подхода надо стремиться увеличивать число тех, к которым можно предъявлять менее императивные формы, рассчитывать на взаимопонимание и развитое чувство долга. Всё это особенно важно, когда требовательность предъявляется к детям и подросткам. При любых действиях, связанных с требовательностью, педагог должен придавать ей черты педагогичности. Так, выражая требовательность, соблюдать такт, не оскорблять ученика, не изощряться в поисках унижающих высказываний, не кричать, а говорить твёрдо, без излишних эмоций, уверенно. Контроль педагогически эффективен, когда строится с конструктивной установкой педагога — для дела и помощи, а не для того, чтобы «подловить» и наказать. Не следует превращать контроль в повод для постоянных мелочных придирок и разносов. Иногда полезно не заметить промах, если он сделан неумышленно. Бывает и так, что в нарушении участвуют несколько человек, группа, класс. В таких случаях не следует обвинять всех, ибо это сплотит группу в противостоянии педагогу. Лучше выделить главных ви-

новников либо быть убедительным в том, что нарушения многих «не замечены», а предъявить высокую требовательность только к части участников нарушения.

Педагогическая оценка обладает большой силой воздействия для большинства учащихся, но нельзя превращать её в кнут погонщика, пугало, ставя двойки направо и налево и проявляя несправедливость.

Требовательность не единственный метод воздействия на учащихся, она должна сочетаться с другими методами и не преобладать, быть элементом в развитии стратегии педагогической доброжелательности, осознанной требовательности учащихся к самим себе.

Бывает, что в начале учебного года учитель начинает работу в новом классе с либерального отношения к проявлениям недобросовестности в учёбе, не ставит двоек, только предупреждает, журит и пр. Как правило, вскоре возникает необходимость «закручивать гайки», предъявлять сверхтребовательность, а это вносит в педагогическую работу лишь повышенную нервозность. Все эти меры оказываются запоздалыми и не приводят к достижению максимального педагогического результата. Требовательность должна быть ровной и высокой с самого начала.

В требовательности, как, может быть, ни в чём другом, должны сказываться единство педагогического коллектива и разработанные в образовательном учреждении единые педагогические требования к учащимся. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.