Научная статья на тему 'ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
707
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВ: ФРУСТРАЦИЯ / ЛЮБОВЬ / ДРУЖБА / ЮНОСТЬ / ИНДИВИД / FRUSTRATION / LOVE / FRIENDSHIP / YOUTH / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мручковская Е.Ю., Шахова Е.С.

В данной статье говорится о проблемах любви и дружбы в юношеском возрасте, о чувствительной малоустойчивости влияющую на предрасположенность к фрустрациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE AND FRIENDSHIP IN YOUTH

This article talks about the problems of love and friendship in adolescence, about a sensitive instability that affects the susceptibility to frustration.

Текст научной работы на тему «ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 1.740

Мручковская Е. Ю. студент 4 курс Шахова Е. С. студент 4 курс факультет «Технологии Экономики и Дизайна» Армавирский Государственный Педагогический Университет Россия, г.Армавир Научный руководитель Попова А.А.. к.пед.н.

доцент

Армавирский Государственный Педагогический Университет Россия, г.Армавир ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В данной статье говорится о проблемах любви и дружбы в юношеском возрасте, о чувствительной малоустойчивости влияющую на предрасположенность к фрустрациям.

Ключевые слов: Фрустрация, любовь, дружба, юность, индивид.

Murcukovskaya E. Y. 4th year student, Shakhova Elizaveta Sergeevna 4th year student Faculty of Technology Economics and Design Armavir State Pedagogical University

Russia, Armavir supervisor

Popova A.A., Ph.D. assistant professor Armavir State Pedagogical University

Russia, Armavir

LOVE AND FRIENDSHIP IN YOUTH

Annotation. This article talks about the problems of love and friendship in adolescence, about a sensitive instability that affects the susceptibility to frustration.

Keywords: Frustration, love, friendship, youth, individual

Актуальность выбранной проблемы заключается в том, что в юношеском возрасте из-за чувствительной малоустойчивости очень высока предрасположенность к фрустрациям, а вследствие чего, тревога с всевозможными чувствительными воздействиями.

Фрустрация - душевное состояние напряжения, тревожности, отчаяния, рождающееся при столкновении индивида с неодолимыми трудностями (реальными или воображаемыми) на этапе к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей [2, с.128].

Особую значимость представляет связь дружбы и любви, которые являются ценными для людей данного возраста. Для молодого человека любовь - незнакомое чувство. Возникновение чувства любви - довольно значительное явление в жизнедеятельности юноши и девушки, рождающее «цунами» эмоций, душевный порыв. Нередко намерение личности о симпатии характеризует, желание чувствительного эмоционального общения, восприятия, приятного родства. Потребность в разоблачении приятного родства и пылко-любовной страсти часто не сходятся и видимо адресованы на всякого рода установкам. Любовь в юности видоизменяется в душевное переживание, главным образом, когда она является невзаимной. В данной ситуации пребывание в подавленности скорее всего затянется, может превратиться в постоянное перенапряжение.

Неподдельная близость взаимоотношений в юности, следствие совпадения реалистичных взглядов и ориентиров молодых людей при поддержании неповторимости и качеств личности, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Если этого образа нет, личность нередко находится между стремлением полностью соединиться с другой личностью и ужасом оказаться в таком соединении [3, с.123].

В предвкушении такого прекрасного чувства и испытание его у юношей и девушек непременно связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, скоростью пубертата и социальными факторами. Огромное значение в любовных отношениях имеет образ о том, какой должна быть «вторая половинка», она является как бы эталоном выбора и критерием его оценки.

В юности происходит становление нравственно-психологической подготовленности к семейной жизни. Подготовленность к семейной жизни находит отражение в стыковке, духовных и физических тенденций по отношению к определенному партнеру [1, с.89].

Что же касается, юношеской дружбы она по своей природе вариативна. Это выражается многоликостью видов: от простого совместного времяпрепровождения до глубокой откровенности и самораскрытия. Психологическая значимость данной дружбы в том, что она с одной стороны является школой самораскрытия, а с другой- школой понимания другой личности. Молодому возрасту свойственно новый вид

общения, содержанием которого оказывается непосредственно индивид как фигура коммуникации. Самые важные обнаружения в подобных контактах появляются о собственной личности. Таковое глубокое переживание вероятно будет причиной угнетенности, обуславливающее тревогу, прочие депрессивные воздействия [1, с.349].

В дружбе юношей можно наблюдать разногласия данного этапа развития. Знаемая неуточненность и нестабильность образов о собственном «Я» формируют намерение проверить себя путём исполнения новых ролей. Личность переживает от того, что у него дефицит средств и потенциала проявления своего собственного мира.

Психология дружбы в данный период тесно переплетена со свойствами индивида. Общение достаточно устойчиво. Значимым условием считается,

темперамент; порывистые личности быстрее открываются перед другими, это обуславливает взаимный эмоциональный отклик, помогает налаживанию дружеских взаимоотношений. Есть индивиды, у которых необходимость в коммуникации должным образом не развита. Это можно рассматривать как продукт не только эгоизма или чувственной бедности, но и гипертрофии стимула достижения: индивид, полностью поглощённый предметной деятельностью, уделяет мало внимания собственным переживаниям и окружающим людям [6, с.244].

Итак, цель нашего исследования состояла, в том чтобы изучить фрустрацию любви и дружбы в юношеском возрасте. Опытно-экспериментальной базой исследования послужила одной из школ г. Армавира, в качестве испытуемых выступили ученики 11 класса в составе 15 человек( в возрасте 16-17 лет, 9 мальчиков и 6 девочек). В ходе исследования использовали:

Методика «Изучения фрустрационных реакций», (автор С.Розенцвейг.) [5, с.124].

Остановимся подробнее на полученных результатах проективной методики старшеклассников. Нами были выявлены следующие типы реагирования:

- агрессивность наблюдалась у 27% (4 человека). Эти результаты показали - Катя М., Витя В., Лена Л., Даша К. Данному типу соответствует внутренняя антипатия и недовольство, злонамеренность, отсутствие самодисциплины, раздражение, непроизвольные враждебные поступки.

- тревожность наблюдалась у 6% (1 человек) это Наташа И. Данному типу соответствует выраженная эмоциональная неустойчивость и склонность к невротическим расстройствам.

- ригидность наблюдалась у 40% (6 человека) - Андрей Г., Максим Л., Матвей Ч., Саша Ш., Витя С., Олег К. Данному типу соответствует безучастие чувственных отзывов на деформирующиеся изменяющиеся миры чувств, «запаздывание» ответов на данные обстоятельства, продолжая «гнуть» собственную стратегию действий.

-фрустрация наблюдалась у 27% (4 человека)- Настя Р., Арина О., Рита В., Яна Р. Данному типу соответствует набор отрицательных эмоций: раздражение, гнев, чувство вины.

Преобладающим типом реагирования является ригидность наблюдалась у 40% (6 человека)

Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что в юношеском возрасте наблюдаются фрустрационные проявления в любви и дружбе. Значит, для дальнейшей работы по решению данной проблемы, нам необходимо продумать коррекционно-развивающие занятия, что и планируется нами в перспективе дальнейшей работы по данной теме исследования.

Использованные источники:

1.Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, с. 172

2.Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М., 2006, 704 с;

3. Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 2006, с. 267

4. Немов Р.С. Психология В 3 кн., - М.:,2007. - с. 608

5.Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2002, с. 434.

6.Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1998, с. 386

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.