Научная статья на тему 'Любительское театральное искусство как средство творческого саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Любительское театральное искусство как средство творческого саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
любительское театральное искусство / театр / творчество / творческое саморазвитие / подросток с ограниченными возможностями здоровья / amateur theatre art / theater / creativity / creative self-development / adolescents with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашкина Елена Владимировна, Шаршов Игорь Алексеевич

Раскрываются особенности театрального искусства в контексте его воспитательного влияния на эмоции и саморазвитие личности. Любительский театр рассматривается как развивающая среда, в которой в полной мере может реализоваться деятельность, направленная на становление личности на основе имеющегося потенциала в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и культурологическим контекстом. Выявляются характерные черты любительского театрального искусства по сравнению с профессиональным театром. Делается акцент на социальной доступности любительского театра, то есть его открытости для всех возрастных, социальных групп населения. Демократичный характер творчества в любительском театре позволяет проявить каждой заинтересованной личности свою творческую активность, вне зависимости от артистического потенциала, профессии, возрастных и других рамок социального статуса человека. Обосновывается важность занятий в этом театре подростков с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характерных свойств личности подростков с ограниченными возможностями здоровья, которые наиболее ярко проявляются во время участия в любительских театральных коллективах, выделены повышенная эмоциональность, динамическая смена настроений, интерес к творчеству, склонность к участию в различных формах игровой деятельности. Подробно раскрыты этапы включения подростков данной категории в деятельность любительского театра: тренинг-этюдный, осознанно-ролевой, показательно-рефлексивный. Особое внимание обращается на вариативность форм и методов работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного театрального творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашкина Елена Владимировна, Шаршов Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amateur theatre arts as a means of creative self-development in adolescents with disabilities

Revealed features of theatre art are in its educational influence on emotions and selfdevelopment of personality. We consider amateur theater as a developing environment in which activities aimed at personal development based on the available potential can be fully realized in accordance with the norms of morality and cultural context accepted in society. The characteristic features of amateur theatre art in comparison with professional theater are revealed. The emphasis is placed on the social accessibility of amateur theater, that is, its openness to all age and social groups of the population. The democratic nature of creativity in the amateur theater allows each interested person to show their creative activity, regardless of artistic potential, profession, age and other limits of a person's social status. The classes in this theater are important for adolescents with disabilities. The most clearly manifested in amateur theater groups characteristic personality traits of adolescents with disabilities, are increased emotionality, dynamic mood changes, interest in creativity, and a tendency to participate in various forms of gaming activities. The stages of inclusion of teenagers of this category in the activities of amateur theater are training-etude, conscious role-playing, demonstrative-reflexive. There is also a variability of forms and methods of working with adolescents with disabilities in joint theatre creative activities.

Текст научной работы на тему «Любительское театральное искусство как средство творческого саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 37.036.5:792.077 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-67-75

Поступила в редакцию / Received 14.12.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.01.2024 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024

оригинальная статья

Любительское театральное искусство как средство творческого саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья

Кондрашкина Елена Владимировна ® Ф , Шаршов Игорь Алексеевич О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

н alena7kondra@gmail.com

Аннотация. Раскрываются особенности театрального искусства в контексте его воспитательного влияния на эмоции и саморазвитие личности. Любительский театр рассматривается как развивающая среда, в которой в полной мере может реализоваться деятельность, направленная на становление личности на основе имеющегося потенциала в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и культурологическим контекстом. Выявляются характерные черты любительского театрального искусства по сравнению с профессиональным театром. Делается акцент на социальной доступности любительского театра, то есть его открытости для всех возрастных, социальных групп населения. Демократичный характер творчества в любительском театре позволяет проявить каждой заинтересованной личности свою творческую активность, вне зависимости от артистического потенциала, профессии, возрастных и других рамок социального статуса человека. Обосновывается важность занятий в этом театре подростков с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характерных свойств личности подростков с ограниченными возможностями здоровья, которые наиболее ярко проявляются во время участия в любительских театральных коллективах, выделены повышенная эмоциональность, динамическая смена настроений, интерес к творчеству, склонность к участию в различных формах игровой деятельности. Подробно раскрыты этапы включения подростков данной категории в деятельность любительского театра: тренинг-этюдный, осознанно-ролевой, показательно-рефлексивный. Особое внимание обращается на вариативность форм и методов работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного театрального творчества.

Ключевые слова: любительское театральное искусство; театр; творчество; творческое саморазвитие; подросток с ограниченными возможностями здоровья

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Кондрашкина Е.В., Шаршов И.А. Любительское театральное искусство как средство творческого саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 1. С. 67-75. DOI 10.20310/1810-231X^024-23-1-67-75

© Кондрашкина Е.В., Шаршов И.А., 2024

original article

Amateur theatre arts as a means of creative self-development in adolescents with disabilities

Elena V. Kondrashkina ® © , Igor A. Sharshov ©

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

® alena7kondra@gmail.com

Abstract. Revealed features of theatre art are in its educational influence on emotions and self-development of personality. We consider amateur theater as a developing environment in which activities aimed at personal development based on the available potential can be fully realized in accordance with the norms of morality and cultural context accepted in society. The characteristic features of amateur theatre art in comparison with professional theater are revealed. The emphasis is placed on the social accessibility of amateur theater, that is, its openness to all age and social groups of the population. The democratic nature of creativity in the amateur theater allows each interested person to show their creative activity, regardless of artistic potential, profession, age and other limits of a person's social status. The classes in this theater are important for adolescents with disabilities. The most clearly manifested in amateur theater groups characteristic personality traits of adolescents with disabilities, are increased emotionality, dynamic mood changes, interest in creativity, and a tendency to participate in various forms of gaming activities. The stages of inclusion of teenagers of this category in the activities of amateur theater are training-etude, conscious role-playing, demonstrative-reflexive. There is also a variability of forms and methods of working with adolescents with disabilities in joint theatre creative activities.

Keywords: amateur theatre art; theater; creativity; creative self-development; adolescents with disabilities

There is no conflict of interest

For citation: Kondrashkina E.V., Sharshov I.A. Amateur theatre arts as a means of creative self-development in adolescents with disabilities. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 67-75. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-67-75

ВВЕДЕНИЕ

Каждый вид искусства имеет свои неповторимые особенности, свой набор художественных средств, влияющих на процессы развития и саморазвития личности. Театральное искусство в этом смысле обладает наибольшими возможностями: оно включает в себя возможности литературы с помощью слов воссоздавать жизнь в ее внутренних и внешних проявлениях, но слово в театре не повествовательное, а действенное. Художественное слово действует на человека не только своим смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия. Театр имеет сходство и с изобразительным искусством, но картины неподвижны, а театральное действо развивается во времени. Те-

атр близок и музыке - погруженностью зрителя в мир переживаний, но опять же, являясь синтетическим искусством, располагает большим количеством художественно-выразительных средств [1].

Можно сказать, что, вбирая в себя свойства литературы, изобразительного искусства, музыки, сценического движения, театр создает образ через живого действующего человека. Особенность театра как способа воспитания, средства гармоничного и всестороннего развития и саморазвития личности состоит в том, что театральное искусство, влияя на мышление, эмоции, восприятие зрителя, тем самым формирует целостный его облик; способствует духовному развитию, воспитывает мораль, мотивирует на общественно-полезную деятельность.

Цель исследования: анализ специфики работы любительского театрального коллектива и особенностей использования выразительных средств сценического искусства для творческого саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе подготовки данной научной работы анализировались отечественные психолого-педагогические исследования в области театральной педагогики, применялись теоретические (обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация) и эмпирические (аналитическое осмысление педагогического опыта, изучение продуктов творчества подростков с ОВЗ) методы исследования. При подготовке статьи также использовался авторский опыт работы с особыми подростками в психотерапевтическом инклюзивном театре «Мы», созданном в рамках проекта «Театр учит» при поддержке Фонда президентских грантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Значение искусства в воспитательном пространстве и, в частности, в процессах развития и саморазвития личности, трудно переоценить. Оно является самостоятельным средством воздействия, а также усиливает и обогащает воспитательное воздействие образования, труда, бытовых условий, религии, морали. Искусство, безусловно, не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Для развития и саморазвития личности важную роль играют также наука, политика, идеология, мораль, право. Но каждая из этих форм занимает свою локальную нишу: политика отвечает за формирование гражданской позиции, идеология - за идейно-мировоззренческое воспитание, наука - за компетентность в соответствующих отраслях, право - за юридическую грамотность, мораль - за нравственное воспитание. На фоне этих форм общественного сознания искусство является всеобъемлющей формой, в связи с тем, что в нем преобладающее значение имеют эмоции. «Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариантность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации» [2]. На основе эмоций возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства. Эмоциональная мыслительная деятельность непосредственно влияет на действия человека, наполняя их смыслом.

Театральное искусство обладает уникальной способностью сливаться с жизнью, «отвечает за удовлетворение определенных социальных потребностей, за социализацию личности, за формирование этических и эстетических представлений и норм, за создание условий для развития общества и чело-века».1 Российскими психологами, в первую очередь Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, достаточно глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние театра на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к театральному искусству как форме деятельности.

В большей мере это касается именно любительского театра, участник которого является не только зрителем, но и активным участником. Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, любительский театр преследует другие цели и задачи, в отличие от профессионального, среди которых ведущей не является профессиональная подготовка актеров и режиссеров. Любительский театр воспитывает личность участника средствами театрального искусства: он предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, познаваемый формирующейся личностью.

1 Основы развития театра и театрального дела в Российской Федерации. Результаты исследования. М.: Рос. ин-т театр. искусства - ГИТИС, 2019. 320 с.

В любительском театральном творчестве актуализируется педагогическая составляющая творчества, при этом вектор педагогического воздействия направлен не только на зрителя, но в первую очередь на актера-любителя. Здесь цели искусства и цели педагогики пересекаются. Любительский театр является средством творческого развития и саморазвития личности, то есть той средой, где в полной мере может реализоваться деятельность, направленная на становление личности на основе имеющегося потенциала в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и культурологическим контекстом. Увлеченные искусством театра, участники любительского коллектива воспитывают в себе новые, а также совершенствуют уже накопленные в них качества, так как имеют много общего, независимо от уровня осведомленности в данной сфере и одаренности. Именно интерес и страсть в творчестве дают значимый, неповторимый и оригинальный результат [3].

Любительские театры имеют свою специфику и цели. Творчество их участников воспринимается по иным критериям, в отличие от профессионального театра, но в своей сущности актеры-любители так же, как и актеры профессиональных театров, отдают себя театральному искусству. «Заботясь о судьбе самодеятельного искусства, и в частности театра, надо в первую очередь освободиться от предрассудка, что он должен быть всего лишь подобием театра профессионального, - писал режиссер 3.Я. Корогодский, -для любителя актерская техника вторознач-на. На первом месте для него должны стоять любовь к самостоятельному активному творчеству, к игре, к сочинению» [4]. Актеры любительского театра все делают сами: если в профессиональном театре существуют цеха (декорационный, осветительный), звукорежиссеры, гримеры, рабочие сцены, то в любительском театральном коллективе все эти функции ложатся на плечи руководителя коллектива и его участников.

Важно также отметить, что любительский театр имеет социальную доступность, то есть, открытость для всех возрастных, социальных групп населения. Демократичный характер творчества в любительском театре позволяет проявить каждой заинтересован-

ной личности свою творческую активность, вне зависимости от артистического потенциала, профессии, возрастных и других рамок социального статуса человека.

Это особенно актуально для подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В подростковом возрасте отмечается особая обостренная реакция на происходящие изменения, и происходит это из-за того, что потребность в самоутверждении и самовыражении, которая особенно актуальна в этот период, напрямую зависит от внешних условий. Подростки стремятся реализовать заложенные в них творческие способности, которые являются глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл жизни и значимости в глазах других людей [5].

Помимо традиционных форм театров существуют музыкальные театральные студии, молодежные кукольные театры, театры пантомимы, театры танца, которые тоже оказывают воздействие на творческое развитие и саморазвитие личности, у каждого из них имеются свои специфические особенности

[6]. Многообразие форм театральных коллективов различной направленности предоставляет подросткам с ОВЗ реальные возможности для творческой самореализации, личностного самоутверждения в противовес социальным сетям, компьютерным играм, улице.

Театр - коллективный вид искусства и, значит, школа общения, а молодой человек с особенностями развития, имеющий негативный опыт социального взаимодействия, имеет одну доминирующую мотивацию - стать частью коллектива. «Человеку с особенностями развития абсолютно невозможно самовыразиться в одиночку в чуждой ему культуре. Лишь в контексте поддерживающей его субкультуры, искусственно созданной для этого, он может участвовать в создании коллективных произведений искусства»

[7]. Именно занятия театральным творчеством способствуют возникновению неформальной коммуникации со сверстниками, что является необходимой потребностью в подростковом возрасте, пониманию, что все люди разные, принятию их различий, умению сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. К характерным свойствам личности подростков с ОВЗ, которые

наиболее ярко проявляются во время участия в любительских театральных коллективах, можно отнести повышенную эмоциональность, динамическую смену настроений, интерес к творчеству, склонность к участию в различных формах игровой деятельности.

Любительский театральный коллектив может являться для подростка с ОВЗ своеобразной питающей средой - школой жизни, выступающей в качестве источника информации об окружающем мире, о людях. Для таких ребят занятия в любительском театральном коллективе - это во многом уникальный вид деятельности, направленный на формирование и становление творческих способностей личности в духовном освоении мира и в осознании собственных потенциальных возможностей. «По мере развития личности растет и ее активность, ориентированная на управление собственным саморазвитием, на осмысление своей жизни как целостного процесса» [8].

Творческое саморазвитие подростков с ОВЗ реализуется в различных формах работы любительского театрального коллектива. На диагностико-адаптационном этапе происходит знакомство участников коллектива, проходят беседы, первые упражнения и этюды. Этот этап в коллективах особенных людей может несколько отличаться от аналогичного периода в обычном коллективе. Так, не все его участники могут быть готовы усвоить задание упражнения или этюда, запомнить текст. Взаимодействие с другими участниками в ходе занятий тоже реализуется не сразу, может потребоваться время. В любом случае необходим индивидуальный подход к каждому участнику, требуется больше времени. Вместе с тем важно понимать, что «затягивать» занятие нельзя из-за быстрой утомляемости отдельных участников и необходимости смены вида деятельности. Но этот этап очень важен как для режиссера-педагога, так и для подростков - участников коллектива. Они чувствуют себя в центре внимания, общаются с другими, среда любительского театра способствует раскрытию, доверительному общению - и это ново и странно для большинства подростков с ОВЗ, которых, к сожалению, не всегда адекватно воспринимают в школе, колледже, а некоторые и вовсе испытывают дефицит общения, обучаясь дома.

Внимание, одобрение, похвала, высказанные педагогом, появление общих дел со сверстниками - все это способствует творческому саморазвитию подростков с ОВЗ на начальном -диагностико-адаптационном этапе совместной деятельности. «Система взаимоотношений в творческом процессе выстраивается театральным педагогом таким образом, чтобы организовать максимальные условия для создания свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы» [9].

Все начинается с создания творческой атмосферы, доброжелательных и доверительных отношений, которые влияют на всю последующую работу коллектива. На тренингах по актерскому мастерству подростки с ОВЗ внутренне раскрепощаются, учатся видеть и слышать партнера по сцене, что поможет им быть более уверенными и общительными не только в творческой театральной работе, но и в дальнейшей жизни. Все эти умения и навыки творческого взаимодействия способствуют формированию у подростков с ОВЗ системы установления и развития контактов между людьми. В начале работы с данными подростками в любительском театре лучше всего использовать тренинги, направленные на знакомство, установление контакта, создание позитивной атмосферы для того, чтобы эта работа максимально способствовала дальнейшему творческому взаимодействию участников коллектива.

Тренинг - это не только последовательность упражнений, теоретических блоков и разминок, Это творческое взаимодействие участников группы с режиссером-педагогом и друг с другом, оно является важной и неотъемлемой частью воспитательной работы в любительском театре. Участие в тренинге требует от участников коллектива активности, открытости, готовности выполнять практические упражнения, делиться своими переживаниями, анализировать свои ошибки.

Тренинговые упражнения не только влияют на развитие подростка в творческом плане, но и способствуют формированию умений самоорганизации, самодисциплины. Также «психотехника позволяет разобраться, откуда берутся чувства, эмоции, оценки, желания, как они работают и как ими управлять» [10]. Органическое действие актера-

любителя подчинено законам жизненного действия. Без познания законов жизненного действия, а это одна из задач психофизического тренинга, невозможно освоить сценическое действие. В рамках психофизического тренинга режиссер-педагог, решая задачи, определенные изучаемой темой, выбирает упражнения и наполняет их нравственно-ценностным содержанием с учетом индивидуальных способностей участников, и степени освоения ими предыдущих тем.

Большое значение в творческом саморазвитии подростков с ОВЗ в любительском театральном коллективе имеет работа с этюдами. Театральный этюд - это цепь действий, связанных единым сюжетом, в котором есть событие, меняющее поведение персонажа. Этюдный метод дает возможность подростку с ОВЗ обрести внутреннюю свободу существования в предлагаемых обстоятельствах вымышленной, воображаемой проблемной ситуации, «в таких условиях, которые максимально вынуждали бы, провоцировали бы его действовать подлинно, целесообразно, продуктивно» [11].

Как правило, этюдами занимаются в следующей хронологии: в начале - это этюды на наблюдение, психофизическое самочувствие, органическое молчание, этюды с предметами и без предметов на память физических действий (ПФД); этюды на тему «животное реальное» и «фантастическое животное», этюды на темы циркового искусства и др. Начинать применение таких этюдов следует уже на диагностико-адаптационном этапе, погружая участников коллектива в знакомые, или, наоборот, воображаемые ситуации, которые помогают раскрепоститься, способствуют снятию мышечных зажимов. На последующих этапах содержание этюдов может усложняться. К вышеперечисленным добавляются парные и групповые этюды, этюды со словами и пением, этюды по произведениям искусства и др. При коллективной рефлексии, анализе учебных этюдов в любительском театре повышается степень творческой самореализации всех участников коллектива.

Особое внимание уделяется репетиционным этюдам - то есть этюдам, сопровождающим работу над спектаклем. Они позволяют максимально вовлечь подростков с ОВЗ в предлагаемые обстоятельства, «примерить»

большое количество ролей. В работе над этюдами эти подростки самостоятельно «улавливают» волнующие их проблемы, тему и замысел воображаемой ситуации через поиск выразительных средств к воплощению этого замысла. Смоделированная таким образом сценическая ситуация и присутствие в ней подростка с ОВЗ выступает в качестве продукта его творческого саморазвития.

Не менее важным шагом является знакомство с драматургией как основой для постановки любительского спектакля, «ибо чтение может оказывать сильное воспитательно-психологическое воздействие на личность» [12]. Освоение драматургического материала для подростков с ОВЗ является одним из возможных инструментов творческого постижения действительности. При читке пьесы важно вызвать интерес у будущих участников спектакля, раскрыть так смыслы пьесы, чтобы они смогли их принять. А это возможно только в том случае, когда драматургический материал будет соответствовать их психологическим возрастным особенностям, отвечать насущным потребностям, устремлениям, мечтам подростков с ОВЗ. Любая пьеса всегда имеет конфликт и пути его разрешения. Понимая и принимая смыслы произведения, его идейную составляющую, участники любительского театра находят ответы на многие волнующие их вопросы, формируя тем самым в себе нравственные ценности.

При этом на примере разбора событий, в которые попадают персонажи пьесы, подростки с ОВЗ учатся осознавать природу собственных поступков. Такой подход формирует в них новые поведенческие модели, которые они смогут применить в собственной жизни. Один из первых этапов репетиционной работы в любительском театре - это совместный анализ пьесы, когда определяется тема, идея и главная мысль автора произведения. Во время поиска и размышлений особые подростки учатся анализировать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Обсуждение пьесы выявляет и формирует мировоззрение всех участников, появляется собственная система оценок отношения к разным конфликтным вопросам, к проблемным ситуациям.

Следующим важным моментом является распределение ролей. Г.В. Кристи считает, что: «Вовлекая в работу самые разнообразные специальности и дарования, театр требует от каждого участника уменья делать в большой общей работе свое маленькое дело, жертвовать своими эгоистическими интересами во имя всем дорогого общего дела» [13]. На данном этапе каждый особый подросток с момента выбора своей «роли» самостоятельно отвечает за свою работу. В процессе создания спектакля участники начинают понимать, что успех зависит от всех, и только благодаря сотрудничеству всего коллектива может получиться целостный спектакль. У ребят происходит процесс персона-лизации и самореализации, осознание своих способностей и своего места в общем деле, ценности труда другого человека, проявляется умение доводить работу до конца. Тем самым у подростков формируются фиксированные установки, регулирующие поведение в тот момент времени, когда ему это будет необходимо. Период работы над ролью учит понимать и принимать своего героя. Зная его прошлое, характер, взгляды и убеждения, подросток начинает понимать логику действий своего героя, логику его поступков и мыслей, учится давать нравственную оценку поступкам персонажа, исходя из содержания мотивов, которыми герой руководствовался. В процессе такой работы подросток с ОВЗ начинает лучше понимать себя и других, у него формируются новые стереотипы межличностных отношений, стилей поведения, коммуникативные навыки, опыт принятия себя и других.

Итогом постановочного процесса становится спектакль. Заключительный этап является одним из главных, так как в нем подводится итог совместной деятельности. Безусловно, в работе любительского театрального коллектива процесс важнее результата, но все же именно спектакль как итоговый про-

дукт творческой деятельности позволяет подвести промежуточные итоги, выявить достоинства и недостатки проделанной работы, скорректировать дальнейшую творческую деятельность. При этом рефлексия, анализ своей работы и работы всего коллектива, понимание личной и коллективной ответственности способствуют становлению самопознания, самовоспитания, самореализации, самоуправления, самоизменения и через все эти процессы - творческому саморазвитию подростков с ОВЗ. «С одной стороны, театральная деятельность способна обеспечить условия для творческой самореализации людей с разными возможностями и потребностями через раскрытие их способностей в области театрального искусства. С другой стороны, театральная деятельность создает условия для формирования обратной инклюзии, то есть помогает сформировать не только у участников, но и у зрителей особую социальную позицию» [14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические возможности театрального искусства, реализуемые в конкретных формах работы (тренинги, этюды, действенный анализ пьесы, постановочная работа, выпуск спектакля) и используемые на различных этапах организационно-творческой деятельности любительского театрального коллектива, выступают как эффективное средство творческого саморазвития подростков с ОВЗ. При этом происходит решение следующих воспитательных задач - раскрытие индивидуальных особенностей подростков с ОВЗ, обучение их вариативным способам общения, взаимодействию, обретению веры в себя, свои возможности, используя многообразный арсенал выразительных средств сценического искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макарова Л.Н., Козодаев П.И. Педагогический потенциал функций любительского театрального искусства // Искусство и образование. 2008. № 3 (53). С. 117-126. EDN: JUIRGJ

2. ИзардК.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 460 с. EDN: OYDPVF

3. Подкорытова М.В. Роль молодежного любительского театра в системе вузовского образования // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. № 7. С. 346-350. EDN: NCGLAH

4. Корогодский З.Я. Начало. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1996. 434 с. EDN: TPRFIP

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2012. 456 с. EDN: QYFCTN

6. Гаврилова Е.Э. Влияние школьного театра на формирование личности подростка // Молодой ученый. 2011. №2-2. С.77-80. EDN: UGVRYL

7. АфонинА.Б. «Особый театр» как жизненный путь. М.: Городец, 2017. 156 с.

8. Макарова Л.Н., Козодаев П.И. Творческое саморазвитие студентов средствами любительского театрального искусства. Москва; Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. 152 с.

9. Ильев В.А. Когда урок волнует (Технология театральной педагогики в педагогическом пространстве). Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, 2008. 376 с. EDN: QWWEGJ

10. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 377 с. EDN: QQQAQP

11. Козодаев П.И. Сценический этюд как метод развития импровизационных способностей студентов театральных специализаций на начальном этапе обучения // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 304-313. EDN: WGALJV

12. Гройсман А.Л. Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера. М.: Когито-Центр, 2007. 143 с. EDN: SDSGTP

13. КристиГ.В. Основы актерского мастерства. М.: ВЦХТ, 2012. 159 с. EDN: QSZNBB

14. Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 1. С. 68-80. DOI 10.17759/chp.2017130107; EDN: ZBBTXF

REFERENCES

1. Makarova L.N., Kozodaev P.I. Pedagogical potential of the functions of amateur theatrical art. Art and Education, 2008, no. 3 (53), pp. 117-126. (In Russian).

2. Izard K.E. Psychology of Emotions. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 460 p. (In Russian).

3. Podkorytova M.V. The role of youth amateur theatre in the "high school" education. Proceedings of Irkutsk State Technical University, 2010, no. 7, pp. 346-350. (In Russian).

4. Korogodsky Z.Ya. Beginning. St. Petersburg, St. Petersburg University of the Humanities, Trade Union Publ., 1996, 434 p. (In Russian).

5. Mukhina V.S. Age psychology: Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence. Moscow, Akademiya Publ., 2012, 456 p. (In Russian).

6. Gavrilova E.E. School theater influence on the adolescent's personality. Molodoy ucheniy, 2011, no. 2-2, pp. 77-80. (In Russian).

7. Afonin A.B. "Special Theater" as a Way of Life. Moscow, Gorodets Publ., 2017, 156 p. (In Russian).

8. Makarova L.N., Kozodaev P.I. Creative Self-Development in Students by Means of Amateur Theatrical Art. Moscow, Tambov, Dezhavin TSU Publ., 2006, 152 p. (In Russian).

9. Ilyev V.A. When a Lesson Excites (Technology of Theatrical Pedagogy in the Pedagogical Space). Perm, PSIAC Publ., 2008, 376 p. (In Russian).

10. Gippius S.V. Acting Training. St. Petersburg, Praim-Evroznak Publ., 2007, 377 p. (In Russian).

11. Kozodaev P.I. Scenic study as a method of development of improvisation skills of drama students at the initial stage of teaching. In: Personal and professional Development of a Future Specialist. Tambov, Dezhavin TSU Publ., 2016, pp. 304-313. (In Russian).

12. Groisman A.L. Psychology of the success of professional training and creative activity of an actor. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2007, 143 p. (In Russian).

13. Christie G.V. Fundamentals of Acting. Moscow, VTXT, 2012. 159 p. (In Russian).

14. Rubtsova O.V., Sidorov A.V. "Special theatre" as a tool of social inclusion: Russian and International experience. Cultural-Historical Psychology, 2017, vol. 13, no. 1, pp. 68-80. (In Russian). DOI 10.17759/chp.2017130107

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Кондрашкина Елена Владимировна - аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: alena7kondra@gmail.com ORCГО: https://orcid.org/0009-0006-1072-8048 Вклад в статью: анализ литературы, обобщение опыта, подготовка текста статьи.

Шаршов Игорь Алексеевич - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: silans@mail.ru

ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-2844-0185 Вклад в статью: общая концепция статьи, систематизация результатов исследования, корректировка текста.

Elena V. Kondrashkina - Post-Graduate Student, Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: alena7kondra@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0009-0006-1072-8048 Contribution: literature analysis, experience evaluation, article text preparation.

Igor A. Sharshov - Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: silans@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2844-0185 Contribution: main study concept, research results classification, text editing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.