Научная статья на тему '«Любительское коллекционирование» и современный музей: перспектива конструктивного взаимодействия'

«Любительское коллекционирование» и современный музей: перспектива конструктивного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
387
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / МУЗЕЙ / ТУРИЗМ / СУВЕНИР / ПОСТМОДЕРНИЗМ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / МИКРОКОЛЛЕКЦИИ / ЛЮБИТЕЛЬ (ДИЛЕТАНТ) / PRIVATE COLLECTING / MUSEUM / TOURISM / SOUVENIR / POSTMODERNISM / MASS CULTURE / MICROCOLLECTIONS / DILETTANTE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кириллова Ольга Сергеевна

Современное состояние культуры провоцирует повышенный интерес к индивидуальному микроколлекционированию. Коллекционирование даже весьма тривиальных вещиц и ординарных сувениров это попытка выстроить в нашем непостоянном культурном пространстве хотя бы свой личный порядок в тех границах, которые каждый обыватель найдет приемлемыми для себя. Современный музей вынужден принимать во внимание эту тенденцию, например, открывая музейные сувенирные лавки или музеефицируя со временем варианты прежде любительских коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amateur Collecting" and Modern Museum: the Prospects of Constructive Interaction

The current state of culture provokes keen interest in an individual microcollecting. The collecting even of very trivial things and ordinary souvenirs is an attempt to build in our changeable cultural space at least the personal order in those borders which each inhabitant will find accepted for themselves. The modern museum is forced to take this tendency into account, for example, opening museum souvenir shops or adding to the category of museum objects options before of trivial collections over time.

Текст научной работы на тему ««Любительское коллекционирование» и современный музей: перспектива конструктивного взаимодействия»

УДК 379.824

О. С. Кириллова

«ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ» И СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ: ПЕРСПЕКТИВА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Мы уже «привыкли» к тому, что помимо узкоспециализированных индивидуальных интересов люди стремились сохранить тексты, материальные артефакты, военные и культурные трофеи, дающие возможность зафиксировать представление о культурном ареале или исторической эпохе. Была создана некая почти универсальная модель музейного пространства, которая строилась на спектре ключевых культурных ценностей материального и духовного порядка. Однако современная культура стала слишком многогранна и динамична. Что же происходит сейчас, когда универсальные ценности теряют прежний культурный легитимный статус, смыслы «рассеиваются», все вокруг неустойчиво и негарантированно, когда даже фундаментальная оппозиция между сакральным и профанным в регламентации культурного пространства начинает стираться? Перефразируя классика постмодернизма Ж.-Ф. Лиотара, современная культура зачастую не способна выдать некий «универсальный набор», если можно так выразиться, метаколлек-ций, нет больше единого режима коллекционирования. Музейное дело—по-прежнему важнейшая составляющая культурологического анализа, но ряд акцентов современного подхода к феномену коллекционирования может быть частично смещен в область анализа конструирования коллекций в частной практике как овеществленного воплощения актуальных символических ценностных ориентаций.

В качестве базовой сверхзадачи необходимо обнаружить и описать стратегии конструктивного взаимодействия модели современного музея и любительского «тривиального» частного коллекционирования (то есть не ставящего перед собой цели собрания действительно уникальной, аутентичной, научной коллекции, а скорее куда более скромного, часто поверхностно туристического, дилетантского, обывательского, ординарного набора «безделушек»). (Строго говоря, термин «тривиальное» может быть употреблен весьма условно даже к такого рода явлению, как и к любому виду сугубо человеческой деятельности, поскольку в культуре нет ничего случайного и простого.)

Не станем останавливаться на оценке современного состояния концепта «коллекционирование» с точки зрения положительной или отрицательной динамики, важно взглянуть на саму актуализацию темы любительского коллекционирования как на культурную тенденцию эпохи. Тем более что микроколлекции продолжают выполнять роль конструирования идей, создавать мир нашей повседневности, задаваться нашими локальными ценностями и микронарративными установками. В нашем фрагментарном и неустойчивом мире собрание коллекции даже в «индивидуальном масштабе»—это попытка «нащупать» некий стержень, смысл, выстроить хотя бы свой «личный порядок», свою «полноту бытия», в тех границах, на которые данная личность способна, которые она сочтет приемлемыми для себя. Г. Зиммель в своей работе «Понятие и трагедия культуры»1 писал,

1 См.: Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // URL: http://lib.ru/FILOSOF/ZIMMEL/445_74.txt (дата обращения: 01.02.2016).

что «объективной культуры», объективных культурных артефактов в современном социальном пространстве становится слишком много, индивид пребывает в замешательстве, его одолевает чувство беспомощности, поскольку он оказывается не в состоянии ассимилировать все культурные ценности объективного духа. В этом контексте синдром любительского коллекционирования (даже, на первый взгляд, в самом тривиальном варианте) —попытка очертить границы интереса к миру материальных ценностей и пребывать в рамках этих границ как полноправный уверенный субъект.

Словом, речь пойдет о неуклонно возрастающим интересе к миниатюризации и индивидуализации коллекционирования всевозможных артефактов.

Какие же факторы современной культуры способствуют такому положению дел? Начнем с того, что представитель современной западной цивилизации в большей степени подвержен жажде обладания вещами (а это одна из ключевых характеристик частного коллекционера), поскольку живет в обществе, ориентированном на потребление. «Современные общества, в первую очередь западные, давно характеризуются социологами как общества потребления. Их основой является практика потребления перманентно обновляющихся и все новых товаров на индустриальной высокотехничной базе. Если развитой индустриализм создал широчайшую материальную базу для современного коллекционирования, то те реальные социокультурные изменения, которые позволяют говорить о том, что идея постиндустриального общества небеспочвенна, придали мощный импульс развитию самого коллекционерства. С одной стороны, коллекции собираются уже не годами, передаваясь из поколения в поколение, а формируются коллекционером, располагающим средствами, за достаточно короткий период. С другой стороны, идея коллекции твердо обосновалась в сфере самого производства, рассчитанного на элиту общества. Коллекции одежды, обуви, аксессуаров, часов, шоколадных конфет и т. д. предлагаются к продаже не в антикварных лавках, а в элитных магазинах»2.

Если исходить из запросов и установок «культуры „пост"», предметом современной коллекции должно быть нечто транспарентное, пограничное, ускользающее, замещаемое, симулятивное, неустойчивое, де- и реконструируемое, имитативное, принципиально незавершаемое, обладание которым может вызывать специфическое эстетическое наслаждение. Особенность культурной традиции постмодерна в том, что она продуцирует расплывчатые, схватывающиеся скорее интуитивно объекты для коллекции. Кроме того, если прежде коллекционирование «ровнялось» на прошлое и на традиции, теперь вектор направлен на будущее, на новое, уникальное, не существовавшее ранее.

Квинтэссенцией, идеальным воплощением постмодернистской коллекции можно считать запах, а более точно, — парфюм. Современные мыслители не зря пишут о том, что мы живем «в тени Парфюмера» — «идеального постмодернистского коллекционера» (речь идет о романе П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»). Заложенные в книге Патрика Зюскинда повествовательные уровни и сюжетные инстанции в различных модификациях регулярно воспроизводятся в постмодернистской традиции и имеют в ней успех, поскольку под эту модель коллекционирования можно подвести целый ряд актуальных культурных тенденций. Правда, благодаря П. Зюскинду (а до этого Дж. Фаулзу с его романом «Коллекционер») образ коллекционера существенно демонизировался, иногда излишне гротескно.

Еще один вариант—и в рамках современного информационного общества весьма актуальный (особенно для молодежи) способ социокультурной идентичности—это

2 Малинкин А. Коллекционер. Опыт исследования по социологии культуры. М.: Изд. дом Гос. ун-та—Высшей школы экономики, 2011. С. 50.

«коллекционирование друзей» в социальных сетях или «лайки» (одобряющие значки «Мне нравится») под фотографиями или «постами» на своих виртуальных страницах в социальных сетях.

Наравне с символическими коллекциями, объектами коллекционирования становятся технические «гаджеты», потому что они представляют собой важную ценностную составляющую современного представителя западной цивилизации. Технические гаджеты активно внедряются и в музейное пространство и в качестве «помощников», и в качестве экспонатов.

Что касается России, то «поколения россиян, родившихся после Второй мировой войны и воспитывавшиеся в условиях социалистической экономики с характерными для нее проблемами в производстве и распределении материальных благ, так сказать, с молоком матери впитывали склонность к бережливости и накопительству. На этом фоне и при увеличении свободного времени у населения в период брежневского „развитого социализма" страсть к собирательству всякого рода коллекций была довольно распространена в СССР. Марки, значки, этикетки от спичечных коробков, минералы и т. д. собирали почти все, от мала до велика»3. Эта тенденция сохранилась в менталитете россиян в той или иной степени до сегодняшних дней, даже «пережив» времена нескольких финансовых кризисов.

Можно отнести такие наблюдения исключительно к одержимости, нездоровой тяге к приобретению, к фетишизму, но отрицать тот факт, что данные сюжеты имели место в огромном масштабе нельзя, и, следовательно, оставлять без внимания тоже. Кстати, все эти тривиальные предметы могут музеефицироваться и становиться открытыми для публичного доступа, известны и музеи марок, и музеи монет, и музеи минералов, и музеи парфюма. Некоторые варианты, правда, представляют откровенный музейный си-мулякр—квазимузеи, нет там ни фонда, ни истории, ни хранителя, зато есть проектная инициатива и оперативный менеджмент, они вообще полностью ориентированы на «су-вениризацию», вроде Музея мыши в Мышкине. Но о сувенирах—чуть позже.

Современные тенденции в практике любительского коллекционирования можно проиллюстрировать двумя явлениями, характерными сейчас и для зарубежных стран, и для России.

Явление первое. В последнее десятилетие масштабный характер приобрела практика «партворков» (название происходит от англ. слов part—«часть» и work—«работа», то есть дословно «работа по частям», а если более точно — некая цельность по частям). Партворки—это долгосрочные (обычно выходят на протяжении года-двух-трех) периодические (каждую неделю-две) тематические журнальные издания по принципу «собери коллекцию». Обычно к каждому выпуску журнала прилагается деталь для сборки (и только собрав все выпуски «партворка», вы сможете объединить все детали в единую модель), либо целостный предмет (монета, миниатюрная фигурка, минеральный камень), каждый из которых интересен сам по себе, но по большому счету представляет ценность лишь в целостной коллекции подобных себе, то есть изначальная задача, вложенная в не-го,—стать частью коллекции. Большая часть партворков ориентирована на детей и подростков, потому что именно детский и подростковый возраст, по наблюдениям психо-логов,—пик «собирательной активности». Либо к этому возрасту аппелируют—люди начинают собирать то, что коллекционировали в детстве и что напоминает им о детстве

3 Малинкин А. Коллекционер. С. 75.

(оловянные солдатики, фигурки куколок, монеты, марки и т. д.). За коммерческим проектом «партворков» стоит достаточно сложный и имманентно присущий культуре феномен, культурная тенденция времени: нам предлагается огромное множество вариантов коллекций, и мы вправе выбрать интересующую, исходя из личных предпочтений. Тут же «работает» и принцип принципиальной незавершенности коллекции. Издательства, выпускающие «партворки», с этой психокультурной особенностью знакомы и используют ее в коммерческих целях — существует дополнительный сервис заказа недостающих выпусков, если заинтересованный покупатель не успел или забыл купить их вовремя.

Технология «партворков» является порождением массовой культуры. Здесь легко угадать ее черты—общедоступность, занимательность, серийность и установку на коммерческий успех. Речь не идет о собирании уникальной коллекции (даже если акцент делается на росписи фигурок-миниатюр вручную или неповторимость каждого экземпляра природного минерала), но это личная коллекция, маленькая, систематизированная часть личного бытия, доступная практически каждому среднестатистическому обывателю.

Обязательно нужно упомянуть о просветительской функции части «партворк»-про-ектов, ведь многие из них дают красочно оформленную и концентрированную информацию о важнейших страницах социальной памяти («Великие художники», «Великие музеи мира», «Дворцы и усадьбы», «Великие композиторы», «Великие писатели», «Шедевры русской живописи» и т. п.).

Явление второе. Гораздо более распространенное. И еще более спорное.

Что же чаще всего коллекционирует современный обыватель? Ответ обнаруживается быстро—это сувениры: набор неких небольших вещиц на память о поездках. Современный человек имеет возможность достаточно активно путешествовать, он зачастую буквально одержим путешествиями и перемещениями. Кстати, именно индустрия туризма в значительной части ориентирована на музеи, а музеи ориентированы на туриста. Но, если в традиционном обществе странствия выполняли преимущественно функцию религиозного паломничества, то сейчас отношение к путешествиям даже «по святым местам» упрощено, пространство десакрализируется, а привезенный из поездки пусть и коммерческий продукт станет «доказательством» совершенного вояжа и талисманом. Чаще всего сувениры незамысловаты и неоригинальны—тиражированные магниты на холодильник, колокольчики, фигурки и статуэтки. Как правило, к сожалению, подобные сувениры отчасти представляют собой тривиальный «симулякр»: магнитик, купленный в Риме или Париже, на самом деле произведен в Китае. Однако, привезенный действительно из Италии или Франции, он приобретает иной статус, начиная играть роль «свидетельства» и «туристического трофея». На «погружение в чужую культуру» такой сувенир не претендует, в лучшем случае изображены и подписаны ключевые достопримечательности, эмблемы места—страны или города, это просто поверхностный «фрейм». И все-таки через тривиальные коллекции демонстрируются перспективы реальной межкультурной коммуникации. Коллекции сувениров — не самоцель, а маркер траектории регионов взаимодействия, где действительно осуществляется «диалог культур» через порой и поверхностное, но, тем не менее, самое непосредственное культурное взаимоузнавание и взаимовлияние.

Надо отметить, что сувенир как маркетинговый ход давно взят на вооружение музеями. «Музейный сувенир (сувенир, приобретенный в музее) актуализирует воспоминания о посещении музея, которые, в свою очередь, могут являться частью более обширного переживания, например, если речь идет о посещении музея как части туристической

программы. В современной музейной практике сувенир занимает особое место как для музея, так и для посетителя. Для музея сувенир выполняет несколько функций: создание музейного бренда, получение прибыли при продаже, адаптация музейных смыслов к языку массовой культуры. Для посетителя сувенир служит маркером памяти о пережитых им событиях и чувствах во время туристической поездки или отдельного посещения музея»4. Одно из качеств человеческого сознания — способность к забыванию. Именно поэтому стоит отметить особую важность тех факторов (пусть на первый взгляд они выполняют функцию тривиальной покупки), которые не позволяют нам бесследно потерять образ того или иного события. Сувенир—один из факторов, который дает нам возможность вспомнить, реконструировать в сознании событие—посещение того или иного места (например, музея), исходя из наглядных представлений и ассоциаций. Любой предмет коллекции является носителем информации, знаком.

Проведены подробные исследования музейного сувенира5. Однако, одновременно, есть мнение о том, что изготовление и продажа сувениров в музеях—лишь дань массовой культуре и к формированию хорошего вкуса и культуры посетителя музея отношения не имеет.

На наш взгляд, необходимо без лишнего снобизма и привычного «бросания камней» в сторону так называемой массовой культуры выработать конструктивные стратегии в работе с ней. «Музей—для избранных»—позиция неверная ни с точки зрения менеджмента, ни с точки зрения маркетинга, но—самое главное—неверная с точки зрения самой культуры. Многие ли музейные предметы изначально изготавливались для музейной экспозиции? Отнюдь. Как часто бытовой обыденный предмет со временем трансформируется в предмет музейный.

Встает и еще один часто обсуждаемый в музейной практике вопрос—об оригинале и копии. «Одновременно со стремлением владеть подлинными артефактами прошлого возникает практика копирования этих предметов (копия-учебная, копия-бутафория, копия-подделка, реплика-товар, копия-замена). Следовательно, важны при формировании коллекций не те ценностные и информационные параметры предмета прошлого, но сам факт обладания им. Мотивы и формы владения таким предметом в дальнейшем влияли на формирование музейности, расширяя спектр предметного поля от природных уникумов до произведений художественного творчества. Уже в древности, в Римскую эпоху, прослеживается приоритет идеального носителя. Копия как знак памятника полностью заменяла его и осмыслялась как идентичная. Она осознавалась не как самоценная, а как излучающая „полную" информацию о подлиннике и в то же время имела дополнительную информацию, становилась знаком, маркером существования аутентичного предмета»6. В современном мире соотношение «копия—оригинал» усложнилось многократно. Мы живем в обществе, где очень ценится аутентичность вещи, однако копирование,

4 Антипов Д. А., Костылев И. О. Музейный сувенир: эволюция музея // URL: http://enotabene. ru/ca/article_17712.html (дата обращения: 01.02.2016).

5 См. например: Зеленцова Е., Мельвиль Е., Гладких Н. Аналитический доклад «Музейный сувенир и музейный магазин в России» // URL: http://amcult.ru/index.php/ru/knowledge/articles/657-muzejnyj-suvenir-i- (дата обращения: 01.02.2016); БалашА.Н. Музейный предмет и музейный сувенир: аутентичность и ее трансформация в современной музейной практике // Вопросы музеологии. 2014. №2 (10). С. 22-27 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynyy-predmet-i-muzeynyy-suvenir-autentichnost-i-ee-transformatsiya-v-sovremennoy-muzeynoy-praktike (дата обращения: 01.02.2016).

6 Философия музея: учебное пособие / под ред. М. Б. Пиотровского. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 69.

серийность, симулятивность стала нормой нашей жизни и иногда копия становится «интереснее и понятнее оригинала».

Любительское коллекционирование, безусловно, стоит на порядок ниже традиционного музейного, но в культуре выполняет важную и оправданную функцию «первичной сборки» ценностного и символического предметного пространства. И вполне возможно, что в основе обоих видов коллекционирования лежит один и тот же культурный инстинкт. В случае с феноменом коллекционирования мы сталкиваемся с явлением «обратного времени»—культурное время имеет возможность двигаться назад, создавая через временной срез из серийности и тривиальности уникальные и раритетные коллекции. Тривиальная любительская коллекция с течением времени может превратиться в антиквариат, а затем, возможно, стать музейным экспонатом.

Информация о статье Автор: Кириллова Ольга Сергеевна—кандидат философских наук, старший преподаватель, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, oskirillova@mail.ru.

Заглавие: «Любительское коллекционирование» и современный музей: перспективы конструктивного взаимодействия.

Абстракт: Современное состояние культуры провоцирует повышенный интерес к индивидуальному микроколлекционированию. Коллекционирование даже весьма тривиальных вещиц и ординарных сувениров — это попытка выстроить в нашем непостоянном культурном пространстве хотя бы свой личный порядок в тех границах, которые каждый обыватель найдет приемлемыми для себя. Современный музей вынужден принимать во внимание эту тенденцию, например, открывая музейные сувенирные лавки или музее-фицируя со временем варианты прежде любительских коллекций. Ключевые слова: частное коллекционирование, музей, туризм, сувенир, постмодернизм, массовая культура, микроколлекции, любитель (дилетант).

Information on article Author: Kirillova Olga Sergeevna —PhD in Philosophy, Institute of philosophy and sociopolitical sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, oskirillova@mail.ru. Title: "Amateur collecting" and modern museum: the prospects of constructive interaction. Abstract: The current state of culture provokes keen interest in individual microcollecting. The collecting even of very trivial things and ordinary souvenirs is an attempt to build in our changeable cultural space at least the personal order in those borders which each inhabitant will find acceptable for themselves. The modern museum is forced to take this tendency into account, for example, opening museum souvenir shops or adding to the category of museum objects options before of trivial collections over time.

Keywords: private collecting, museum, tourism, souvenir, postmodernism, mass culture, microcollections, dilettante.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.