Научная статья на тему '«ЛЮБИТЬ ИСКУССТВО И СЛУЖИТЬ ЕМУ»: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ П.М. ДУЛЬСКОГО'

«ЛЮБИТЬ ИСКУССТВО И СЛУЖИТЬ ЕМУ»: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ П.М. ДУЛЬСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.М. ДУЛЬСКИЙ / ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / МУЗЕЙНАЯ РАБОТА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖНИК / УЧЁНЫЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сабитова Камилла Бахрамовна

Настоящая статья посвящена анализу жизненного и творческого пути отечественного исследователя культуры Петра Максимилиановича Дульского (1879, Орхей (ныне - Молдова) - 1956, Казань) - художника, музейного деятеля, искусствоведа, педагога, заслуженного деятеля искусств Татарской АССР (1940), кандидата искусствоведческих наук (1938). В статье приведен обзор исследований, охарактеризовавших основные вехи биографии П.М. Дульского, выделены ключевые направления его деятельности, дана авторская оценка наследия ученого и его вклада в развитие различных отраслей научного знания. Автор отмечает, роль Петра Максимилиановича Дульского особенно велика при изучении отечественного искусствоведения, музейной работы и издательского дела первой половины XX века. Отмечается, что П.М. Дульский стал основоположником казанского искусствознания. Его многочисленные исследования, посвященные местной архитектуре, графике, искусству оформлению книг, персоналиям, способствовали оживлению культурной жизни провинции. П.М. Дульский был инициатором и организатором крупных выставочных мероприятий по пропаганде изобразительного искусства в республике. Его труды способствовали созданию базиса для изучения ведущих направлений изобразительного искусства и архитектуры Татарской АССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сабитова Камилла Бахрамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«TO LOVE ART AND SERVE IT»: LIFE AND CREATIVE WAY OF P.M. DULSKY

This article is devoted to the analysis of the life and creative path of the domestic researcher of culture Dulsky Peter Maksimilianovich (1879, Orhei (now - Republic of Moldova) - 1956, Kazan) - artist, museum worker, art critic, teacher, honored art worker of the TASSR (1940), PhD in Art criticism (1938). The article provides an overview of studies that have characterized the main milestones in the biography of P.M. Dulsky; highlighted the key areas of its activities; the author's assessment of the scientist's heritage and his contribution to various branches of scientific knowledge is given. The author notes that the role of Dulsky Peter Maksimilianovich is especially great in the study of Russian art history, museum work and publishing in the first half of the 20th century. It is noted that P.M. Dulsky became the founder of Kazan art history. His numerous studies on local architecture, graphics, the art of book design, personalities, contributed to the revival of the cultural life of the province. P.M. Dulsky was the initiator and organizer of major exhibition events to promote the fine arts in the republic. His works contributed to the creation of a basis for studying the leading areas of fine art and architecture of the Tatar ASSR.

Текст научной работы на тему ««ЛЮБИТЬ ИСКУССТВО И СЛУЖИТЬ ЕМУ»: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ П.М. ДУЛЬСКОГО»

технические достижения студентов, аспирантов, молодых ученых строительно-архитектурной отрасли. Сборник научных трудов VII Республиканской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. В 4-х т. - Макеевка, 2021. С. 80-92.

12. Барышникова Таисия Васильевна // Волейбол: Энциклопедия / Сост. В.Л. Свиридов, О.С. Чехов. - Томск: Компания «Янсон», 2001.

13. Гладкова (Кусова) Валентина Андреевна // Волейбол. Энциклопедия / Составитель Свиридов В.Л. - М.: Человек, Спорт, 2016. - 592 с. С..

14. Матвеева (Кисленко) Элеонора Наумовна // Волейбол. Энциклопедия / Составитель Свиридов В.Л. - М.: Человек, Спорт, 2016. - 592 с.

References and Sources

1. Turicyn I.V. Velikaya rossijskaya revolyuciya 1905-1927 gg.: ot istoricheskih klishe - k novomu ponimaniyu fenomena // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2017. - №6. - S.30-39.

2. Turicyn I.V., Karmov R.K. «Poyas druzhby» ili transkavkazskij zimnij probeg 1935-1936 gg.: Iz istorii rossijskih konnyh perekhodov // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2018. - N° 1. - S. 45-60.

3. Goloshchapov B.R. Istoriya fizicheskoj kul'tury i sporta. - M: Akademiya, 2001.

4. Kun L. Vseobshchaya istoriya fizicheskoj kul'tury i sporta. - M: Raduga, 1982.

5. Roshchin I.I. Kavalery ordena Slavy vsekh stepenej. - M., 1981.

6. Mikopa V. Zhenshchiny - kavalery ordena Slavy // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 1976. - № 3.

7. Petrova Nina Pavlovna // Sovetskaya voennaya enciklopediya: v 8 t. / predsed. Gl. red. Komissii A.A. Grechko (t. 1, 8), N.V. Ogarkov (t. 2-7). - M.: Voennoe izdatel'stvo Ministerstva oborony SSSR, 1976-1980. - T.6.

8. Markov G.P. «Prababushka» sovetskogo lyzhnogo sporta // Lyzhnyj sport: [Sbornik]. - M., 1983. - Vyp. 2.

9. Svetlova O.M. Kulakova Lyubov' Alekseevna // [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa URL: http://moypolk.ru/soldiers/kulakova-lyubov-alekseevna // (Data obrashcheniya 07.11.2021).

10. Podvig naroda v Velikoj Otechestvennoj Vojne 1941-1945 gg. Elektronnyj bank dokumentov // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.podvignaroda.ru/?#tab=navHome (Data obrashcheniya: 17.01.2022).

11. Marmazova T.I., Fomenko M.V., Severilova P.V., Teten'kina E.V. Osmyslenie istoricheskoj sud'by Rossii i ee messianskoj roli v mirovom kul'turno-istoricheskom processe v russkoj filosofskoj literature XIX-XX vv. // Nauchno-tekhnicheskie dostizheniya studentov, aspirantov, molodyh uchenyh stroitel'no-arhitekturnoj otrasli. Sbornik nauchnyh trudov VII Respublikanskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, studentov. V 4-h t. -Makeevka, 2021. S. 80-92.

12. Baryshnikova Taisiya Vasil'evna // Volejbol: Enciklopediya / Sost. V.L. Sviridov, O.S. Chekhov. - Tomsk: Kompaniya «Yanson», 2001.

13. Gladkova (Kusova) Valentina Andreevna // Volejbol. Enciklopediya / Sostavitel' Sviridov V.L. - M.: Chelovek, Sport, 2016. - 592 s. S..

14. Matveeva (Kislenko) Eleonora Naumovna // Volejbol. Enciklopediya / Sostavitel' Sviridov V.L. - M.: Chelovek, Sport, 2016. - 592 s.

ФОМЕНКО МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат философских наук, доцент, кафедра истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (maryfom@mail.ru).

МАРМАЗОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА - доктор политических наук, профессор, кафедра истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (t.i.marmazova@yandex.ru).

ХИЖНАЯ АННА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами», Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (xannann@yandex.ru).

УГРЮМОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и документоведения, Нижневартовский государственный университет (mugruymova@mail.ru).

FOMENKO, MARINA V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University (maryfom@mail.ru).

MARMAZOVA, TATIANA I. - Doctor of Political Sciences, Professor, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University (t.i.marmazova@yandex.ru).

KHIZHNAYA, ANNA V. - Ph.D. in Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (xannann@yandex.ru). UGRYUMOVA, MARIYA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and Documentation, Russian Nizhnevartovsk State University (mugruymova@mail.ru).

УДК 929Дульский(47) Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-1-67-72

САБИТОВА К.Б. «ЛЮБИТЬ ИСКУССТВО И СЛУЖИТЬ ЕМУ»: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ П.М. ДУЛЬСКОГО

Ключевые слова: П.М. Дульский, творчество, искусство, музейная работа, преподавательская деятельность, художник, учёный.

Настоящая статья посвящена анализу жизненного и творческого пути отечественного исследователя культуры Петра Максимилиановича Дульского (1879, Орхей (ныне - Молдова) - 1956, Казань) - художника, музейного деятеля, искусствоведа, педагога, заслуженного деятеля искусств Татарской АССР (1940), кандидата искусствоведческих наук (1938). В статье приведен обзор исследований, охарактеризовавших основные вехи биографии П.М. Дульского, выделены ключевые направления его деятельности, дана авторская оценка наследия ученого и его вклада в развитие различных отраслей научного знания. Автор отмечает, роль Петра Максимилиановича Дульского особенно велика при изучении отечественного искусствоведения, музейной работы и издательского дела первой половины ХХ века. Отмечается, что П.М. Дульский стал основоположником казанского искусствознания. Его многочисленные исследования, посвященные местной архитектуре, графике, искусству оформлению книг, персоналиям, способствовали оживлению культурной жизни провинции. П.М. Дульский был инициатором и организатором крупных выставочных мероприятий по пропаганде изобразительного искусства в республике. Его труды способствовали созданию базиса для изучения ведущих направлений изобразительного искусства и архитектуры Татарской АССР.

SABITOVA, K.B.

«TO LOVE ART AND SERVE IT»: LIFE AND CREATIVE WAY OF P.M. DULSKY Key words: P.M. Dulsky, creativity, art, museum work, teaching, artist, scientist.

This article is devoted to the analysis of the life and creative path of the domestic researcher of culture Dulsky Peter Maksimilianovich (1879, Orhei (now - Republic of Moldova) - 1956, Kazan) - artist, museum worker, art critic, teacher, honored art worker of the TASSR (1940), PhD in Art criticism (1938). The article provides an overview of studies that have characterized the main milestones in the biography of P.M. Dulsky; highlighted the key areas of its activities; the author's assessment of the scientist's heritage and his contribution to various branches of scientific knowledge is given. The author notes that the role of Dulsky Peter Maksimilianovich is especially great in the study of Russian art history, museum work and publishing in the first half of the 20th century. It is noted that P.M. Dulsky became the founder of Kazan art history. His numerous studies on local architecture, graphics, the art of book design, personalities, contributed to the revival of the cultural life of the province. P.M. Dulsky was the initiator and organizer of major exhibition events to promote the fine arts in the republic. His works contributed to the creation of a basis for studying the leading areas of fine art and architecture of the Tatar ASSR.

В современном искусствоведении России, в целом, и Республики Татарстан - в частности, отражены особенности формирования художественной культуры страны. При этом необходимо отметить, что искусство и культура Татарстана достаточно многолики, что обусловлено его срединным положением между Востоком и Западом, и, соответственно, синтезом православной и мусульманской культур [1]. В связи с модернизационными процессами ХХ века, значительно возрос интерес к региональному изобразительному искусству и архитектуре - и в перспективе, и в ретроспективе. Если останавливаться на рассмотрении непосредственно искусства и культуры Казани и советской Татарии, в целом, то значительные успехи в развитии изобразительного искусства, а также библиофильства и музейного дела 1920-1930-х гг. связаны с фундаментальными исследованиями П.М. Дульского.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью осветить «белые пятна» в биографии ученого-искусствоведа, тем самым проиллюстрировать для широкой аудитории своеобразный тип советских учёных, который, в частности, воплощал собой П.М. Дульский. «Золотой» фонд Петра Максимилиановича включал в себя результаты разнообразных археолого-географических экспедиций, музейных выставок, полевые наблюдения, которые сосредотачивались в записях, зарисовках и иных визуальных материалах, а затем уже находили отражение на страницах научных работ. В течении творческой жизни ученого, им было опубликовано около 300 научных работ.

Исследование творческого и научного наследия П.М. Дульского осуществлялось на основе анализа исследований ряда авторов, работы которых включены в библиографический список, а также с учетом собственных мыслей искусствоведа, закрепленных в его творческом и художественном наследии. В статье нашли применение сравнительно-исторический и сопоставительный методы, позволяющие проследить формирование компетенций П.М. Дульского и его становление как ученого. Также использовался аналитический метод, способствующий критическому осмыслению творческого наследия П.М. Дульского.

8 марта 2022 г. исполняется 143 года со дня рождения Петра Максимилиановича Дульского (23.03/8.03.1879 - 15.02.1956) - художника, искусствоведа, музейного деятеля, педагога. В его дореволюционном паспорте как день рождения значится 23 марта, но по заявлению самого П.М. Дульского, его днем рождения следует считать дату 8 марта. В фондах Национального музея Республики Татарстан хранится личный архив П.М. Дульского. Коллекция (около 7 тысяч единиц хранения) поступила в музей от дочери Петра Максимилиановича - Людмилы Петровны Дульской. Богатый архивный материал позволяет воссоздать основные вехи биографии и раскрыть аспекты становления исследователя. В целом, данное собрание представляет собой письменные источники личного и официального происхождения, в том числе переписку П.М. Дульского с выдающимися деятелями искусства СССР, письма-обращения, материалы черно-белой негативной фотопленки, материалы научного и творческого наследия, печатные издания и т.д. Однако, следует отметить и неатрибутированность ряда источников, что затрудняет процесс прочтения и расшифровки их данных.

П.М. Дульский родился в г. Орхееве, в Бессарабии (в настоящее время Республика Молдова). С 1889 г. он обучался в Кишиневской гимназии. На профессиональный путь художника П.М. Дульский встал, начиная с Одесской рисовальной школы (1894-1898). Затем он обучался в Казанской художественной школе (1899-1904), окончив граверное отделение [2]. По окончании

ее, он был назначен преподавателем рисования в г. Слободской Вятской губернии. Во время работы в данном городе П.М. Дульский принимал активное участие в работе художественного кружка. Кроме того, его интересы распространялись и на занятия журналистикой, в связи с чем он пишет для местных газет публикации, касающиеся основных вех культурной жизни. Именно вятский период жизни ознаменован возникновением интереса исследователя к книжной графике и к книгам, которые издаются в провинции.

Важным событием в жизни молодого художника становится его командирование за границу с целью изучения педагогических основ организации преподавания черчения и рисования. Именно тогда исследователь открывает для себя музеи крупных европейских городов - Вены и Парижа. По возвращении к месту преподавания, П.М. Дульский, опираясь на прогрессивный европейский опыт, вводит новые методы преподавания художественных наук в свою педагогическую практику. И это не остается не замеченным для научного сообщества. В 1911 г. карьера П.М. Дульского претерпевает ряд изменений: его переводят в 1-е Казанское реальное училище. Его ученик и последователь, искусствовед П.Е. Корнилов отмечал то, какие положительные перемены произошли в образовательной организации с появлением Петра Максимилиановича: «ученики получили красивое помещение, расположенное амфитеатром, по которому «пробегали» металлические подставки с пюпитрами, по стенам были развешены прекрасные репродукции с произведений выдающихся живописцев» [3, с. 22-29].

В 1915-1919 гг. П.М. Дульский обучался на историко-филологическом факультете Казанского университета - на кафедре теории и истории изящных искусств. Причем уже в этот период Петр Максимилианович издает книгу «Памятники казанской старины» (Казань, 1914), где автор «открыл самим казанцам глаза на памятники местного искусства - архитектурного, иконописного, скульптурного, - мимо которых многие из них проходили до того, совсем их не замечая или не понимая их красот» [4]. Данный труд был посвящен не только анализу сохранившихся памятников, но и исчезнувших зданий конца XVIII - начала XIX в. Опорой для анализа стали данные, полученные из архивных источников и изо документов, и это стало толчком для П.М. Дульского провести в дальнейшем более глубокое изучение работ казанских художников, творения которых относились к началу XIX века.

В период революционных событий и гражданской войны в стране направления научной деятельности П.М. Дульского значительно расширяются. Так, если раньше его интересы лежали в области художественной и педагогической деятельности, истории искусств, то сейчас они были расширены до изучения музейного дела, редакционно-издательской и полиграфической деятельности. Заведующим художественного отдела музея Петр Максимилианович становится в 1919 г. и занимает эту позицию вплоть до 1930 г. Действительно «золотым» периодом пополнения коллекции Центрального музея ТАССР, отразившимся на всей его деятельности стали 1920-е годы, когда должность директора музея занимал выдающийся ученый, музейный деятель, профессор Казанского университета - Б.Ф. Адлер, превративший Центральный музей в передовой музейный центр Советской России. В 1920-1924 гг. при музее издавался первый и единственный на тот период времени в советской России, журнал по музейному делу - «Казанский музейный вестник», основателем которого являлся П.М. Дульский, стремившийся сплотить специалистов музейного дела страны вокруг журнала. Кроме того, он являлся редактором издания «Казанский библиофил» (1921-1923), публиковался в «Вестнике научного общества татароведения» (19251930), «Материалах по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР».

Еще ранее он писал рецензии на художественные выставки в Казани, Вятке, Одессе для таких общественно-политических и литературных изданий как «Голос Вятки» (1910-1911), «Вятская речь» (1907-1917), «Приволжский край» (1909-1910), «Казанский телеграф» (1893-1917) и др. Рецензии были подготовлены им также на книги «История русского искусства» И.Э. Грабаря (1910), «Игрушка. Ее история и значение» Н.Д. Бартрама (1912), «Лепка в семье и школе» К.М. Лепилова (1912). Также просветитель популяризировал провинциальную культуру на страницах столичных журналов «Старые годы» (1907-1916) и «Аполлон» (1909-1917) [3, с. 24].

Следует отметить, что Петр Максимилианович в искусствоведческой среде менее известен как художник. В качестве художника он принимал участие в выставках, которые проводила Казанская художественная школа в период 1913, 1914 и 1916 гг. Его картины воплощают синтез традиций русской реалистической школы с новыми веяниями европейского модернизма. Будучи

художником, П.М. Дульский предпочтение отдавал графическим видам искусства - офорту и акварели. Безусловно, именно разнообразные композиции художника представляют собой своеобразную летопись жизни, «лирический, почти исповедальный художественный дневник» [5, с. 11], в полной мере иллюстрируя географию его перемещений, а также профессиональные интересы. Однако уже с середины десятилетия П.М. Дульский, стал редко выставляться, посвящая себя полностью исследовательской работе.

В сложной ситуации послереволюционного времени ученый взял на себя решение задач внешнего оформления издаваемых им книг, разрабатывая определенный модуль изданий, который становится ведущим методом его издательской работы в Полиграфшколе им. А.В. Луначарского. Наряду с этим, в изданной в соавторстве с Я.П. Мексиным книге «Книга и ее художественная внешность» (Казань, 1925) речь велась об истории книгопечатания в Казани в XIX в., особенностях внешнего художественного оформления изданий на русском языке.

Кроме того, П.М. Дульский с 1919 г. был занят работой в подотделе Всероссийского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (с 1923 г. - музейная комиссия при Академическом центре Татарского Народного Комиссариата Просвещения [6, с. 75]), Доме татарской культуры (с 1927), Татарском научно-исследовательском экономическом институте (1930), уделяя особое внимание проблемам сохранения, всестороннего и глубокого исследования и развития национальной культуры, актуальной на тот промежуток времени в интеллектуальном пространстве провинциального города. О плодотворном сотрудничестве П.М. Дульского с художественным сообществом Татарии свидетельствует его избрание в 1936 г. председателем Правления Союза художников ТАССР (занимал данную должность вплоть до 1939 г.).

Наибольшую ценность для отечественной науки представляют труды П.М. Дульского о художниках и архитекторах Казанской губернии первой половины XIX века - Л.Д. Крюкове [7], М.П. Коринфском [8, с. 105-122], К.В. Барду [9, с. 14-20], В.С. Турине [10], Н.И. Фешине [11], Э.П. Турнерелли [12] и др. В подавляющем большинстве случаев он первым реконструировал на основе архивных и музейных источников их жизненный и творческий путь.

В 1938 г. ему была присуждена ученая степень кандидата искусствоведческих наук без защиты диссертации (по совокупности опубликованных работ) [13], а в 1940 г. Дульский получает звание заслуженного деятеля искусств ТАССР.

В годы Великой Отечественной войны Петр Максимилианович продолжал заниматься выставочной и исследовательской деятельностью. Им были опубликованы более 30 научных работ и организованы 6 выставок фотохроники на тему войны [14]. В одной из своих автобиографий П.М. Дульский отмечал, что «жить в сталинскую эпоху большое счастье, каждый из нас может заниматься любимым делом, которое его волнует и увлекает» [14, с. 1].

Вместе с тем, необходимо отметить, это было непростое время в жизни ученого. В архиве П.М. Дульского сохранилось его письмо в Народный Комиссариат торговли СССР товарищу А.В. Любимову от 24 ноября 1943 г. с просьбой о содействии в выдаче дополнительного персонального пайка [15].

В первые послевоенные годы Петр Максимилианович продолжает преподавать в Казанском авиационном институте (ныне «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ») на кафедре графики до 1948 года. С 1948 г. и до конца жизни он занимал должность доцента в Казанском институте инженеров гражданского строительства (ныне «Казанский государственный архитектурно-строительный университет») [16]. Примечательно, в 1947 г. П.М. Дульский избирался в Казанский городской совет, однако, в конечном счете, не избрал своей стезей политическую карьеру [17].

Внимание общественности к творчеству Петра Максимилиановича не ослабевает и поныне. 6 сентября 2013 г. коллекция московского собирателя и библиофила Г.Е. Климова, насчитывающая почти 130 произведений П.М. Дульского экспонировалась в Национальной художественной галерее «Хазинэ» (филиале Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан) под названием «Отражение пережитых настроений» [18]. Особенность этой коллекции заключается в том, что она в полной мере раскрывает широту творческого диапазона художника, включая не только графику (акварель, рисунок тушью, карандашом и другими инструментами), но и живопись (20 работ пастелью и 23 работы маслом).

В апреле 2019 г. в Музее-заповеднике истории остров-града Свияжска, при поддержке Казанского (Приволжского) федерального университета, состоялась выставка «Петр Дульский -деятель и творец», на которой были представлены материалы фондов отдела редких рукописей и книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ. [19]

В целом, роль П.М. Дульского - основоположника казанского искусствознания, трудно переоценить. Его многочисленные исследования, посвященные местной архитектуре, графике, искусству оформлению книг, персоналиям, способствовали оживлению культурной жизни провинции. П.М. Дульский не столько принимал участие в проведении крупных выставочных мероприятий по пропаганде изобразительного искусства в республике, сколько был их инициатором и организатором. Кроме того, его труды способствовали созданию базиса для изучения ведущих направлений изобразительного искусства и архитектуры ТАССР, определив ключевые особенности русского и татарского профессионального и народного искусства. Личные архивы П.М. Дульского с его исследованиями по истории художественной культуры и архитектуры в настоящее время представляют собой важнейший источник по изучению национального искусства периода позднеимперской России и Советской Татарии.

Литература и источники

1. Могильникова Г.А. История формирования коллекции русской живописи Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан // Русское искусство XVII - начала XX века. Живопись: каталог. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. - Казань, 2005. - С. 9-15.

2. Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ). Архив П.М. Дульского. Оп. 1. П. Личный листок по учету кадров.

3. Петр Максимилианович Дульский, 1879-1956. Каталог выставки из собрания московского библиофила Г.Е. Климова: Забытые имена подвижников культуры: Добровольное общество любителей книги РСФСР, Всероссийская ассоциация библиофилов, Выставочный центр «У книгоиздателя И.Д. Сытина». - М: Внешторгиздат, 1990.

4. Дульский П.М. Выставки Центрального музея Т. С. С. Р. // Материалы Центрального музея Т. С. С. Р. - Казань, 1927. - № 1.

- С. 21-23.

5. Ключевская Е.П. Петр Максимилианович Дульский - художник // Дульский Петр Максимилианович (1879 - 1956) к 130-летию со дня рождения. Каталог произведений из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ. - Казань: Заман, 2009.

6. Фаттахова Г.А., Валеев Р.К. Академический центр Татарии: 1920-е годы. - Казань, 2002.

7. Дульский П.М. Лев Крюков: Материалы к истории миниатюры в России. - Казань, 1923. - 68 с.

8. Дульский П.М. Михаил Петрович Коринфский (1788-1851): Очерк из истории провинциальной архитектуры первой половины XIX в. - М.: б.и., 1917.

9. Дульский П.М. Карл Барду в Казани // Среди коллекционеров. - Казань, 1923. - Июль-окт.

10. Дульский П.М. Василий Турин, казанский художник начала XIX века. - Казань: Типолитография Императ. унив-та, 1915.

- 24 с.

11. Дульский П.М. Николай Иванович Фешин. - Казань: Казанское отд-ние Гос. изд-ва, 1921. - 29 с.

12. Дульский П.М. Э.П. Турнерелли. Очерк. - Казань: Издание автора, 1921. - 32 с.

13. Личный архив П.М. Дульского // Научный архив Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ). Ф. 4. Оп. 2. Д. 92.

14. Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ). Архив П.М. Дульского. Оп.1. №120181.

15. Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ). Архив П.М. Дульского. Оп.1. Б/н.

16. Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ). Архив П.М. Дульского. Оп.1. П. Биография П.М. Дульского.

17. Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ). Архив П.М. Дульского. Оп.1. П. Листовка кандидата в депутаты П.М. Дульского.

18. Улемнова О.Л. Графика П.М. Дульского из коллекции Г.Е. Климова в Казани. - 2013. - № 19. - С. 91-97.

19. Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского. Выставка «Петр Дульский - деятель и творец». [Электронный ресурс]. - URL: https://kpfu.ru/library/vystavka-39petr-dulskij-ndash-deyatel-i-tvorec39.html (дата обращения: 4.07.2021).

References and Sources

1. Mogil'nikova G. A. Istoriya formirovaniya kollekcii russkoj zhivopisi Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel'nyh iskusstv Respubliki Tatarstan // Russkoe iskusstvo XVII - nachala XX veka. Zhivopis': katalog. Gosudarstvennyj muzej izobrazitel'nyh iskusstv Respubliki Tatarstan. - Kazan', 2005. -S. 9-15.

2. Nacional'nyj muzej Respubliki Tatarstan (NM RT). Arhiv P.M. Dul'skogo. Op.1. P. Lichnyj listok po uchetu kadrov.

3. Petr Maksimilianovich Dul'skij, 1879-1956. Katalog vystavki iz sobraniya moskovskogo bibliofila G.E. Klimova: Zabytye imena podvizhnikov kul'tury: Dobrovol'noe obshchestvo lyubitelej knigi RSFSR, Vserossij skaya associaciya bibliofilov, Vystavochnyj centr «U knigoizdatelya I.D. Sytina».

- M: Vneshtorgizdat, 1990.

4. Dul'skij P.M. Vystavki Central'nogo muzeya T. S. S. R. // Materialy Central'nogo muzeya T. S. S. R. - Kazan', 1927. - № 1. - S. 21-23.

5. Klyuchevskaya E.P. Petr Maksimilianovich Dul'skij - hudozhnik // Dul'skij Petr Maksimilianovich (1879 - 1956) k 130-letiyu so dnya rozhdeniya. Katalog proizvedenij iz sobraniya Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel'nyh iskusstv RT. - Kazan': Zaman, 2009.

6. Fattahova G.A., Valeev R.K. Akademicheskij centr Tatarii: 1920-e gody. - Kazan', 2002.

7. Dul'skij P.M. Lev Kryukov: Materialy k istorii miniatyury v Rossii. - Kazan', 1923. - 68 s.

8. Dul'skij P.M. Mihail Petrovich Korinfskij (1788-1851): Ocherk iz istorii provincial'noj arhitektury pervoj poloviny XIX v. - M.: b.i., 1917.

9. Dul'skij P.M. Karl Bardu v Kazani // Sredi kollekcionerov. - Kazan', 1923. - Iyul'-okt.

10. Dul'skij P.M. Vasilij Turin, kazanskij hudozhnik nachala XIX veka. - Kazan': Tipolitografiya Imperat. univ-ta, 1915. - 24 s.

11. Dul'skij P.M. Nikolaj Ivanovich Feshin. - Kazan': Kazanskoe otd-nie Gos. izd-va, 1921. - 29 s.

12. Dul'skij P.M. E.P. Turnerelli. Ocherk. - Kazan': Izdanie avtora, 1921. - 32 s.

13. Lichnyj arhiv P.M. Dul'skogo // Nauchnyj arhiv Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel'nyh iskusstv Respubliki Tatarstan (GMII RT). F. 4. Op. 2. D. 92.

14. Nacional'nyj muzej Respubliki Tatarstan (NM RT). Arhiv P.M. Dul'skogo. Op.1. №>120181.

15. Nacional'nyj muzej Respubliki Tatarstan (NM RT). Arhiv P.M. Dul'skogo. Op.1. B/n.

16. Nacional'nyj muzej Respubliki Tatarstan (NM RT). Arhiv P.M. Dul'skogo. Op.1. P. Biografiya P.M. Dul'skogo.

17. Nacional'nyj muzej Respubliki Tatarstan (NM RT). Arhiv P.M. Dul'skogo. Op.1. P. Listovka kandidata v deputaty P.M. Dul'skogo.

18. Ulemnova O.L. Grafika P.M. Dul'skogo iz kollekcii G.E. Klimova v Kazani. - 2013. - № 19. - S. 91-97.

19. Nauchnaya biblioteka im. N.I. Lobachevskogo. Vystavka «Petr Dul'skij - deyatel' i tvorec». [Elektronnyj resurs]. - URL: https://kpfu.ru/library/vystavka-39petr-dulskij-ndash-deyatel-i-tvorec39.html (data obrashcheniya: 4.07.2021).

САБИТОВА КАМИЛЛА БАХРАМОВНА - аспирант кафедры отечественной истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет (runaway94@mail.ru).

SABITOVA, KAMILLA B. - Ph.D. student of the Department of National History, Kazan (Volga Region) Federal University.

УДК 94(47.41).08:625.1 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-1-72-78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СУСЛОВ А.Ю.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МУЗЕИ ТАТАРСТАНА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Ключевые слова: железная дорога, модернизационные процессы, индустриализация, музеи, история, транспорт, Казанская губерния, Татарстан.

В общем контексте истории развития транспортной инфраструктуры региона, рассматриваются особенности становления железнодорожных музеев Республики Татарстан. Анализируются история строительства железных дорог в Казанской губернии в XIX веке, его воздействие на экономическое и социальное развитие региона. Изучена динамика изменения железнодорожной инфраструктуры Республики Татарстан в XX веке, освещены проблемы состояния отрасли и перспективы ее развития на современном этапе. В частности, показано, что Казань долго оставалась тупиковой станцией, не получив выхода в восточные районы страны. Поэтому, если в 1860-х гг. она достигала апогея своего экономического положения, являясь самым богатым и благоустроенным пунктом на Волге, с развитой фабрично-заводской промышленностью, инфраструктурой для обработки, хранения, обмена товаров и сырья со всего северо-востока Европейской России и Сибири, то поведение железной дороги от центра страны через Самару до Челябинска и соединение её с Транссибом в 1890-х гг. окончательно перекрыло транзитный восточный путь через Казань, лишив её значения главного пункта обмена между западной и восточной частями России. Более активно железнодорожная инфраструктура региона стала развиваться в условиях индустриализации. В частности, уже в 1928 г. в результате строительства южного обхода Казань- Дербышки тупиковая ранее станция Казань получила непосредственный выход на главную магистраль в восточном направлении.

SUSLOV, A.Y.

RAILWAY MUSEUMS OF TATARSTAN IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TRANSPORT SYSTEM

Key words: railway, modernization processes, industrialization, museums, history, transport, Kazan province, Tatarstan.

In the general context of the history of the development of the regional transport infrastructure, the features of the formation of the railway museums of the Republic of Tatarstan are considered. The history of the construction of railways in the Kazan province in the XIX century, its impact on the economic and social development of the region are analyzed. The dynamics of changes in the railway infrastructure of the Republic of Tatarstan in the XX century is studied, the problems of the state of the industry and the prospects for its development at the present stage are highlighted. In particular, it is shown that Kazan for a long time remained a dead-end station, having no access to the eastern regions of the country. Therefore, if in the 1860s it reached the apogee of its economic position, being the richest and most comfortable point on the Volga, with a developed factory industry, infrastructure for processing, storing, exchanging goods and raw materials from the entire northeast of European Russia and Siberia, then the behavior of the railway from the center of the country through Samara to Chelyabinsk and its connection with the Trans-Siberian in the 1890s finally blocked the transit eastern route through Kazan, depriving it of the importance of the main exchange point between the western and eastern parts of Russia. The railway infrastructure of the region began to develop more actively in the conditions of industrialization. In particular, already in 1928, as a result of the construction of the southern bypass Kazan-Derbyshki, the previously dead-end Kazan station received direct access to the main highway in an easterly direction.

Железнодорожный транспорт на паровой тяге возник и развивался параллельно с первой промышленной революцией, став одним из важнейших её условий, определяющим фактором экономической модернизации. Железные дороги, в отличие от сезонно ограниченных речных артерий, могли подвозить сырьё, топливо и вывозить готовую продукцию регулярно, обеспечивая устойчивую круглогодичную работу промышленных предприятий. Они во много раз превосходили гужевой транспорт по грузоподъёмности и скорости. Соответственно, железные дороги быстро превратились в становые жилы всего хозяйства, способствовали ускорению и расширению товарооборота продукции сельского хозяйства, повышая его товарность и стимулируя развитие в нём капиталистических отношений, содействуя формированию общероссийского рынка и межрегиональному разделению труда [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.