Научная статья на тему 'Лю Дачжун и «Академическая независимость» экономической науки Китая (1947 г. )'

Лю Дачжун и «Академическая независимость» экономической науки Китая (1947 г. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КИТАЙ / ЛЮ ДАЧЖУН / ХУ ШИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REPUBLICAN CHINA / LIU DAZHONG / HU SHI / ACADEMIC INDEPENDENCE / ECONOMIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борох Ольга Николаевна

Статья посвящена обсуждению в 1947 г. китайскими интеллектуалами планов обретения «академической независимости» путём повышения научного уровня небольшого числа университетов и подготовки докторантов внутри страны. На этой основе Лю Дачжун разработал программу развития экономической науки в Китае, сделав приоритетом овладение современными методами экономического анализа. Рекомендации учёного опирались на глубокое знание западного экономического мейнстрима и вместе с тем учитывали реальное положение в китайских экономических кругах второй половины 1940-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liu Dazhong and “academic independence” of China’s economics (1947)

This article focuses on the discussion held by Chinese intellectuals in 1947 on the plans of achieving “academic independence” by means of increasing scholarly level of small group of universities and opening training of doctorate students in China. Liu Dazhong developed on this foundation the program of economic education in China by setting the priority of mastering contemporary methods of economic analysis. His recommendations were based on deep knowledge of Western mainstream economics, at the same time he took into consideration the real situation in Chinese economic circles of the second half of the 1940s.

Текст научной работы на тему «Лю Дачжун и «Академическая независимость» экономической науки Китая (1947 г. )»

О.Н. Борох*

Лю Дачжун и «академическая независимость» экономической науки Китая (1947 г.)

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена обсуждению в 1947 г. китайскими интеллектуалами планов обретения «академической независимости» путём повышения научного уровня небольшого числа университетов и подготовки докторантов внутри страны. На этой основе Лю Дачжун разработал программу развития экономической науки в Китае, сделав приоритетом овладение современными методами экономического анализа. Рекомендации учёного опирались на глубокое знание западного экономического мейнстрима и вместе с тем учитывали реальное положение в китайских экономических кругах второй половины 1940-х годов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: республиканский Китай, Лю Дачжун, Ху Ши, академическая независимость, экономическое образование.

После завершения Второй мировой войны во второй половине 1940-х годов в Китае появились планы обретения «академической независимости» (сюэ-шу ду-ли ^ЩЩ^) путём заметного повышения качества университетского образования. С этими предложениями в 1947 г. выступил влиятельный учёный и общественный деятель Ху Ши.

Ещё во время пребывания в США в сентябре 1945 г. Ху Ши получил от властей республиканского Китая назначение на пост ректора Пекинского университета. Он вернулся в Китай летом 1946 г. и приступил к руководящей работе в Пекинском университете в сентябре.

Осенью 1947 г. Ху Ши предложил гоминьдановскому правительству за десятилетие заложить основы «академической независимости»

* Борох Ольга Николаевна, к.э.н., Институт Дальнего Востока РАН, Москва, Россия; E-mail: borokh@hotmail.com

© Борох О.Н., 2016

316

Китая, которая должна опираться на небольшое количество исследовательских университетов мирового уровня. По его мнению, существовавшие в то время 140 высших учебных заведений получали скудное финансирование («ели жидкую кашу»), не имея возможности развития [28, с. 673]. Власти должны были выбрать пять университетов и дать им достаточные средства для выхода на мировой уровень, в следующие пять лет к ним следовало добавить ещё пять вузов [26, с. 667; 27, с. 663-664; 28, с. 673].

Ху Ши сформулировал четыре основных характеристики «академической независимости». Во-первых, при осуществлении базовой университетской подготовки в соответствии с уровнем современной мировой науки Китай должен опираться на собственные университеты, а не на массовую отправку студентов за рубеж. Во-вторых, кадры, уже получившие базовое современное образование, должны иметь рабочие места с хорошим оборудованием и способными преподавателями, чтобы у них была возможность продолжать научные исследования. В-третьих, Китаю нужны специалисты и исследовательские организации, которые могли бы решать проблемы в сферах науки, промышленности, здравоохранения и обороны. В-четвёртых, китайские учёные должны сотрудничать с учёными и исследовательскими организациями других стран, поскольку «академическая независимость» не означает самоизоляции и обособления от мировой науки [5, с. 167-168; 29, с. 805].

По мнению Ху Ши, прежней системы четырёхлетней подготовки студентов (бэнь-кэ-шэн бакалавр) уже недостаточно, в на-

стоящих университетах должны быть исследовательские институты (янь-цзю-юань ЩЙ1Й), которые будут готовить докторантов и присуждать докторские степени [5, р. 169; 29, с. 807]. Появление в университетах первоклассных научных центров станет основой для академической независимости Китая, поскольку это позволит создать условия для подготовки научных кадров и проведения исследований внутри страны.

Рекомендации Ху Ши вызвали неоднозначную реакцию, так как в одном из первых выступлений он перечислил пять учебных заведений, которые, по его мнению, должны получить от государства повышенное финансирование — Пекинский университет, Университет Цинхуа, Центральный университет в Нанкине, Чжэцзянский и Уханьский университеты [26, с. 667; 27, с. 664; 28, с. 673]. Ху Ши был в то время ректором Пекинского университета, что дало основания упрекнуть его в корыстных помыслах. Не меньше споров вызвала его рекомендация сократить бюджетное финансирование обучения студентов за рубежом ради того, чтобы передать эти деньги

317

китайским вузам. Критики указывали, что препятствием на пути реализации этих планов станут коррупция и неэффективность государственного аппарата (см. [20]).

В начале дискуссии на первое место вышли вопросы о социальной справедливости предложенных мер и допустимости развития одних вузов за счёт других. Возник очевидный конфликт интересов возможных членов привилегированной пятёрки и всех остальных. Желая избежать споров, Ху Ши в последующих публикациях на эту тему предложил передать вопрос о выборе первой пятёрки университетов на усмотрение правительства, он также обошел стороной тему резкого сокращения отправки студентов на обучение за границу [5, p. 168-169; 29, с. 805-806].

Предложения Ху Ши стимулировали обсуждение перспектив развития высшего образования в Китае и возможности его выхода на мировой уровень. Одним из единомышленников Ху Ши стал экономист Лю Дачжун (1914-1975).

В 1936 г. Лю Дачжун получил инженерное образование в Тань-шаньском техническом институте Университета Цзяотун, после чего отправился на учёбу в США. Он поступил в Корнельский университет, где в 1937 г. получил степень магистра по технической специальности. Вскоре под влиянием приехавшего в США из Европы экономиста Ф. Махлупа он заинтересовался экономической наукой. Лю Дачжун быстро освоил новые знания и в 1940 г. получил в Корнеле докторскую степень за исследование национального дохода Китая в 1931-1936 гг. (см.: [9, p. 527]).

В 1941 г. Лю Дачжун стал первым китайцем, опубликовавшимся в журнале The American Economic Review, где была напечатана его статья о проблемах валютного курса в Китае [13]. После года работы в Институте Брукингса он устроился в торговую секцию китайского посольства в Вашингтоне, в должности заместителя торгового советника вошёл в состав китайской делегации на Бреттон-Вудской конференции 1944 г.

В 1946 г. Институт Брукингса опубликовал диссертацию Лю Да-чжуна о национальном доходе Китая, хотя к тому времени фактические данные работы устарели на десять лет [14]. В том же 1946 г. учёный вернулся в Китай и стал преподавателем экономического факультета Университета Цинхуа.

В 1948 г. Лю Дачжун участвовал в создании либерального журнала Синь лу («Новый путь»). Став редактором отдела экономики, он уделял большое внимание актуальным в то время проблемам соотношения политической и экономической демократии [24], совместимости социализма с рыночной свободой, планирования и рыночного

318

хозяйства. Лю Дачжун выступал против всеобщего планирования, полагая, что в случае перехода к общественной собственности она должна быть соединена с частичным планированием [23, с. 8-9]. Он выражал несогласие с всеобщим увлечением проблемами распределения на фоне недооценки важности производства [25]. Лю Дачжун участвовал в обсуждении перспектив индустриализации Китая, комментировал проект денежной реформы [22]. В публикациях в журналах Шэхуй кэсюэ («Общественные науки») и Цзинцзи пинлунь («Экономическое обозрение») учёный знакомил китайских читателей с новейшими достижениями мировой науки в сфере макроэкономического анализа.

Лю Дачжун с интересом воспринял предложенный Ху Ши план обретения «академической независимости». Подобно Ху Ши, Лю Дачжун вернулся в Китай после длительного пребывания в США и пришёл к сходным выводам о необходимости ускоренного развития высшего образования. К тому же Ху Ши упомянул среди членов привилегированной «пятёрки» Университет Цинхуа, где преподавал Лю Дачжун. Это обстоятельство также могло настроить Лю Дачжуна на позитивное отношение к предложениям Ху Ши.

В конце 1947 г. Лю Дачжун опубликовал в журнале Цзинцзи пинлунь статью о перспективах обретения Китаем «академической независимости» в области экономической науки [21]. Учёный отметил, что обнародованный Ху Ши план движения к «академической независимости» вызвал активный отклик в научных кругах. В этих дискуссиях главное место занимало обсуждение предложений Ху Ши в целом. Однако для осуществления всестороннего проекта требуется его конкретизация применительно к отдельным научным дисциплинам, включая экономическую науку.

В качестве «предварительной проблемы», которая нуждается в решении, Лю Дачжун указал на распространённые суждения о том, что в сфере общественных наук Китаю не нужно учиться у иностранцев, у Китая собственная «национальная специфика» (го-цин 1Я№), методы зарубежной науки не помогут решить китайские социальные проблемы. Учёный назвал этот подход продолжением идеологии эпохи поздней династии Цин, утверждавшей, что Китаю «иностранные ружья и пушки нужно изучать у других, а этика и культура имеются собственные» (ян-цян да-пао гэнь жэнь сюэ, ли-цзяо вэнь-хуа во цзы-ю » ШШХ^Ш ЁШ) [21, с. 3].

Эти взгляды устарели, но сохранили влияние, и потому Лю Дачжун призвал принимать их во внимание.

Учёный полагал, что методы экономического анализа универсальны и могут быть применены при изучении экономик разных

319

стран, включая Китай. «Важность национальной специфики, естественно, никто не отрицает. Но главное содержание экономического знания — это техника анализа фактов и методы решения проблем. Экономические факты и проблемы разных стран неодинаковы, но главные методы и техника анализа не имеют государственных границ. В области техники и методов анализа мы не только отстали, но отстали очень намного» [21, с. 3].

В качестве примера учёный указал на знакомую ему по собственному опыту Бреттон-Вудскую конференцию 1944 г., где многие страны обсуждали мировые валютно-финансовые проблемы в соответствии с планами, которые разработали американцы и англичане. «Эти планы не обязательно подходят для нас, не всегда нам выгодны. Где наши собственные планы? Почему мы уступаем незначительной Канаде, и не можем выдвинуть какое-либо более или менее подходящее предложение, выступить на конференции с рекомендациями от имени многих экономически отсталых стран?» [21, с. 3].

Лю Дачжун отметил, что ряд международных соглашений уже подписаны, уже создан МВФ. Учёные многих стран высказывали ценные соображения о механизмах и возможных последствиях использования средств Фонда. «Где вклад наших учёных? Можем ли мы в полной мере понять вклад других учёных? Мы должны знать, что исследования относительно МВФ не используют какой-либо действительно высокой техники. Если мы хотим стремиться к прогрессу, мы не можем не признать, что экономическая наука Китая очень отсталая. Пока ещё она не может быть независимой» [21, с. 3].

Учёный полагал, что недостаток «академической независимости» в области экономики и финансов ослабляет позиции страны в международных делах. Вместе с тем он хотел продемонстрировать, что отсталость экономической науки в Китае не является безнадёжной, более того, на основании уже достигнутого уровня познаний в обозримом будущем можно обрести «академическую независимость». Лю Дачжун выделил четыре основных условия независимости экономической науки.

Во-первых, китайские экономисты уже соприкоснулись с современными инструментами и методами экономического анализа. «Способности наших соотечественников не являются низкими». После достижения необходимой профессиональной квалификации они «смогут стоять на одном уровне с высококлассными экономистами мира, участвовать в их обсуждениях, вносить должный вклад в разных областях, улучшать имеющиеся технику, инструменты и методы» [21, с. 3].

320

Во-вторых, китайские учёные должны обрести глубокое понимание различных экономических идейных течений (чжу-и ^ЁШ), верований, институтов и политических установок. Экономистам необходимо осознать их объективные преимущества и недостатки, при этом взгляды китайских исследователей могут отличаться от воззрений учёных из других стран. В качестве примера современного по тем временам подхода к анализу социалистического учения Лю Дачжун упомянул статью будущего лауреата Нобелевской премии по экономике (1980 г.) Л. Клейна «Теории эффективного спроса и занятости» [7], отметив, что перед китайскими экономистами открывается большой простор для улучшения понимания различных идейных течений, верований, институтов и политических установок.

Лю Дачжун пояснил, что это условие академической независимости тесно связано с первым, все четыре условия взаимосвязаны — если хотя бы по одному из них будут установлены слишком низкие критерии, то продвижения вперёд не будет по всем направлениям.

В-третьих, китайские экономисты должны знать, какие методы используются в других странах при подготовке материалов, статистики и информации по экономике этих стран, и какие «ограничения» возникают при их использовании. Одни страны засекречивают экономические данные, другие публикуют их без разъяснений, что осложняет понимание этих материалов. Затруднения способны вызвать даже статистические материалы стран, придерживающихся открытой позиции, поскольку разные страны (например, Англия и США) используют неодинаковые методы сбора показателей и их анализа. Без полного понимания этих различий китайские экономисты не смогут претендовать на знание экономик зарубежных стран и тем более не смогут использовать зарубежную статистику для изучения проблем, касающихся Китая.

В-четвёртых, китайские экономисты должны собрать и упорядочить базовые экономические данные, статистику и информацию о Китае. Содержание этих данных и степень их точности, по мнению Лю Дачжуна, должны быть примерно такими же, как в других странах. Учёный подчеркнул, что скудость и неполнота собранных в Китае данных обусловлена недостаточной квалификацией китайских экономистов. Однако главную причину сложившейся ситуации учёный видел в том, что правительство не уделяло должного внимания сбору экономических данных и их обработке, не хотело тратить средства и готовить кадры. Работа по заказу властных структур носила разрозненный характер, срочные задания по сбору информации часто были приурочены к проведению официальных совещаний или к приезду иностранных делегаций. В таких условиях работающие на

321

правительство исследователи теряли аналитические навыки и превращались в простых исполнителей.

Если реализация первых трёх условий может быть осуществлена силами учёных, то в последнем случае главную ответственность несёт правительство. Без выполнения четвёртого условия экономисты окажутся в положении «героев, которым негде использовать своё оружие» [21, с. 4]. Лю Дачжун пояснил, что у китайских учёных не будет возможности использовать технику и методы анализа материалов, которыми они овладели, для анализа экономики собственной страны. Они не смогут сделать правильные выводы относительно экономической политики и институтов, которые должен использовать Китай. Учёные будут неспособны соединить эти материалы в единое целое с иностранными материалами ради того, чтобы наравне с зарубежными коллегами обсуждать мировые экономические проблемы, затрагивающие Китай.

Лю Дачжун с оптимизмом оценивал перспективы развития китайской экономической науки: «За исключением четвёртого условия, зависящего от прозорливости и решимости правительства, по трём другим основным пунктам нам достаточно самим приложить активные усилия в правильном направлении, и за пять лет мы сможем добиться стремительного прогресса, за десять лет абсолютно реально достигнуть уровня независимости. Естественно, для достижения этих трёх целей нам также требуется содействие правительства. Но степень необходимого содействия намного меньше, чем для выполнения четвёртого условия, поэтому мы в значительно большей степени можем поручиться за успех» [21, с. 4].

Учёный использовал применительно к сфере экономической науки основные положения десятилетнего плана Ху Ши. Лю Дачжун заявил, что следует сосредоточить усилия на поддержке нескольких располагающих научной базой университетов (не обязательно тех, которые были названы Ху Ши), а также на развитии экономических факультетов исследовательских институтов этих вузов. 80% средств, расходуемых на обучение студентов за границей, следует направить на финансирование экономических факультетов исследовательских институтов. Оставшиеся 20% средств Лю Дачжун предложил потратить на приглашение иностранных специалистов для преподавания в китайских вузах и на направление китайских выпускников за границу в аспирантуру или на практику сроком на полтора-два года.

Важная проблема заключалась в содержании курсов, которые должны читать на экономических факультетах исследовательских институтов. Лю Дачжун сосредоточил внимание на преподавании техники и инструментов экономического анализа как «центрального

322

пункта и основы экономического знания» [21, с. 4]. Если в течение пяти лет студенты смогут овладеть этими знаниями, то впоследствии они сами найдут себе сферу деятельности (международная торговля, деньги, финансы, экономика труда и т.д.). Он поддержал предложение Ху Ши о подготовке докторантов в Китае, указав на возможность начать через три-четыре года на базе ведущих университетов отбор кандидатов на получение докторской степени по экономике. Введение курсов экономического анализа было призвано обеспечить появление за это время в исследовательских институтах университетов качественных преподавательских кадров, способных вести исследования и руководить докторантами, чтобы те ещё через три года смогли получить докторскую степень по экономике.

Лю Дачжун указал на главные компоненты университетского курса экономического анализа и ключевые публикации, с которыми должны ознакомиться докторанты. Основные знания по математике они смогут получить из учебника Р. Аллена «Математический анализ для экономистов» (1938) [1], им также потребуются знания дифференциальных уравнений и метрик. По мнению Лю Дачжуна, китайские университеты в состоянии предоставить соответствующие курсы.

Во-вторых, докторанты должны не только уметь использовать статистические формулы, но также чётко понимать их теоретические истоки и значение. Лю Дачжун призвал обратить особое внимание на три новых направления — теорию малых выборок, статистическую теорию временных рядов и новейшие методы оценки параметров системы одновременных уравнений. Рекомендованная им для чтения статья «Некоторые проблемы, возникающие при оценке экономических отношений» [4] принадлежала выходцу из России Л. Гурвицу, который шесть десятилетий спустя получил Нобелевскую премию по экономике (2007 г.).

В-третьих, докторанты должны владеть экономической статистикой. Это требование не было трудным, оно подразумевало знание параметров ВВП, национального дохода, индексов производства, цен и потребления, международного баланса доходов и расходов, а также методов их вычисления.

Четвёртое требование знания собственно экономического анализа было, по признанию Лю Дачжуна, «достаточно сложным». Он полагал, что докторанты должны познакомиться с анализом частичного равновесия, анализом общего равновесия и макроэкономическим анализом. Учёный объективно признал, что за три года подробно прочитать все книги и статьи на эти темы невозможно, докторанты должны понять общий смысл различных подходов, уяснить взаимосвязь между ними,

323

получить знания об их преимуществах и недостатках с тем, чтобы продолжить их изучение после окончания обучения.

Лю Дачжун подчёркивал, что основная часть инструментов экономического анализа (функции спроса и издержек, производственная функция, связи накопления капитала, потребления, роскоши и экономии, и совокупного дохода страны) могут быть применены к экономикам с различным типом организации. Если китайские докторанты смогут как следует освоить эти методы, они смогут использовать их для анализа разных экономических систем. Такие знания можно почерпнуть из книг О. Ланге «Экономическая теория социализма» [10] и А. Лернера «Экономическая теория контроля» [12].

Для понимания анализа частичного равновесия китайские докторанты не должны ограничиваться прочтением трудов Э. Чэмберлина и Дж. Робинсон о несовершенной конкуренции. Им также необходимо уяснить реальные оценки функции спроса и функции издержек по книге Г. Шульца «Теория и измерение спроса» [19] и работе американского Национального бюро экономических исследований «Динамика затрат и ценовая политика» [2]. Кроме того, докторантам следует знать методы динамического анализа экономики.

В области анализа общего равновесия Лю Дачжун рекомендовал прочитать «Ценность и капитал» Дж. Хикса [3], «Теорию общего равновесия в международной торговле» Я. Мозака [16], для понимания условий стабильности потребуется знание работы В. Леонтьева «Структура американской экономики, 1919-1929» [11].

Наиболее перспективным направлением Лю Дачжун считал макроэкономический анализ. Докторантам предлагалось изучить «Общую теорию занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса [6], а также статью Л. Клейна об использовании эконометрических моделей в экономической политике [8].

По мнению Лю Дачжуна, установление этих критериев поможет вывести подготовку китайских докторантов на уровень лучших университетов США и Европы. Нет оснований заранее объявлять о том, что за три года этой цели достигнуть невозможно, поскольку её осуществлению способны помочь повышение уровня знаний студентов (за время учёбы студенты должны будут усвоить основное содержание работ Р. Алена, Дж.М. Кейнса, Дж. Хикса, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина, О. Ланге и А. Лернера) и подготовка высококвалифицированных преподавателей для докторантов.

Лю Дачжун честно признал, что таких преподавателей в Китае пока нет. Чтобы они появились через три года, учёный рекомендовал, прежде всего, уменьшить преподавательскую нагрузку для исследо-

324

вателей, чтобы они могли заниматься экономическим анализом. Нужно попытаться вернуть в Китай перспективных учёных, в качестве примера был упомянут занятый преподаванием в США Пу Шоушань, обладавший уникальными познаниями в сфере математической экономики. Помимо этого, следует приглашать в Китай для совместных исследований иностранных специалистов, что будет содействовать повышению уровня китайской профессуры. Лю Дачжун заметил, что вместо известных зарубежных учёных старшего поколения лучше позвать исследователей среднего возраста, находящихся в авангарде развития экономической науки, к тому же их приглашение в Китай обойдётся дешевле. Внимание Лю Дачжуна к работам Л. Клейна и Л. Гурвица показывает, что он был способен чётко разглядеть интеллектуальных лидеров среди западных учёных среднего поколения. Лю Дачжун с уверенностью заявил, что если эти мероприятия будут осуществлены, то за десятилетие экономическая наука Китая сможет обрести независимость.

В конце 1948 г. в преддверии смены власти в Пекине учёный покинул Китай и вернулся в США. Он работал в МВФ, потом Ф. Махлуп помог ему устроиться преподавателем экономики в Университет Джона Хопкинса. В 1958 г. Лю Дачжун стал профессором экономического факультета Корнельского университета, в 1970-м — деканом факультета. Лю Дачжун был одним из первых экономистов китайского происхождения, сумевшим добиться признания в американском научном мейнстриме. Учёный занимался изучением эконометрики и составлением эконометрических моделей экономики США. Его американский ученик, специалист по методам анализа экономической статистики Р. Энгл в 2003 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике. Научные заслуги Лю Дачжуна получили высокую оценку мирового экономического сообщества. После смерти учёного в 1975 г. Л. Клейн, М. Нерлов и Цзян Шоцзе опубликовали в журнале «Эконометрика» некролог, в котором анализировался вклад учёного в развитие экономической науки [9]. Памяти Лю Дачжуна был посвящён сборник статей «Количественная экономика и развитие» [18]. Награждённый медалью Дж.Б. Кларка известный американский экономист М. Нерлов написал статью о Лю Дачжуне для первого издания словаря The New Palgrave («Новый Палгрейв») [17]. Примечательно, что Лю Дачжун — единственный экономист китайского происхождения, биография которого была включена в этот авторитетный словарь.

В 1950-е годы Лю Дачжун продолжал начатую в 1930-е работу по изучению китайской экономики. Несмотря на скудость данных

325

по экономике КНР, в 1965 г. он вместе с Е Кунцзя написал книгу о национальном доходе и экономическом развитии Китая в период с 1933 по 1959 гг. [15]. Эта фундаментальная работа, где были соединены данные республиканского периода и первого десятилетия существования КНР, оказала большое влияние на формирование представлений западных учёных об экономике Китая.

Лю Дачжун сыграл заметную роль в разработке экономических реформ на Тайване. В 1954 г. вместе с покинувшим материковый Китай экономистом Цзян Шоцзе он предложил отказаться от валютного контроля и ввести плавающий курс. В середине 1960-х годов он помогал разрабатывать политику экономического планирования и методы расчёта национального дохода. В 1968-1970 гг. Лю Дачжун возглавлял на Тайване комиссию по налоговой реформе, принимал участие в разработке закона о подоходном налоге и положения о поощрении инвестиций. Гоминьдановские власти острова в 1970 г. наградили экономиста Орденом Сияющей звезды с большой лентой 2-й степени.

Планы обретения «академической независимости» экономической науки были отчасти воплощены на Тайване. Ещё в 1950-е годы Лю Дачжуна пригласили на должность профессора Национального Тайваньского университета, в 1960 г. учёный был избран членом Академии Синика. В 1970-е он создал на Тайване группы докторантов по экономике, которые начали получать докторские степени.

В материковом Китае развитие экономической науки на базе западного мейнстрима оказалось невозможным из-за идеологических ограничений. В 1950-е годы в КНР была осуществлена широкомасштабная перестройка высшего образования, одним из результатов которой стало предоставление приоритетного статуса марксистской политэкономии. Центром преподавания марксистского обществоведения стал новый Народный университет Китая, появление которого не было предусмотрено планом Ху Ши, но вместе с тем соответствовало идее создания эталонных высших учебных заведений. Прибывшие из СССР преподаватели стали непосредственными участниками процесса внедрения знаний по марксистской политической экономии в образовательный процесс. Лишь в период реформ и открытости предложенное Лю Дачжуном изучение методов экономического анализа стало в Китае частью нормативного экономического образования.

Литература

1. Allen R.G.D. Mathematical Analysis for Economists. London: Macmillan and Co., Ltd., 1938.

326

2. Cost Behavior and Price Policy // N.B.E.R., Price Studies, No. 4, New York, 1943.

3. Hicks, J.R. Value and Capital. Oxford: Clarendon Press, 1939.

4. Hurwicz, L. Some problems arising in estimating economic relations // Econometrica. Vol. 15, № 3. July 1947. P. 236-240.

5. Hu, Shih. Ten-Year Plan for China's Academic Independence / C.-P. Chou (ed.) and S. Hu. English Writings of Hu Shih: Literature and Society: in 3 vol. Volume 1. China Academic Library. Foreign Language Teaching and Research Publishing Co., Ltd and Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2013. P. 167-171.

6. Keynes, J.M. The General Theory of Employment, Interest and Money. London: Macmillan, 1936.

7. Klein, L.R. Theories of Effective Demand and Employment // The Journal of Political Economy. Vol. 55. No. 2. April 1947. P. 108-131.

8. Klein, L. The Use of Econometric Models as a Guide to Economic Policy // Econometrica. April 1947. Vol. 15. No. 2. P. 111-151.

9. Klein L.R., Nerlove M. and Tsiang S.C. Ta-Chung Liu, 1914-1975 // Econometrica. Vol. 45, No. 2. March 1977. P. 527-529.

10. Lange, O., Taylor, F.M. On the Economic Theory of Socialism. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1938.

11. Leontieff, W.W. The Structure of American Economy, 1919-1929. Cambridge MA: Harvard University Press, 1941.

12. Lerner, A.P. The Economics of Control: Principles of Welfare Economics. New York: Macmillan, 1946.

13. Liu, Ta-Chung. China's foreign exchange problems: A proposed solution // American Economic Review. Vol. 31. Issue 2. June 1941. P. 266-279.

14. Liu, Ta-Chung. China's National Income, 1931-36. Washington, D.C.: Brookings Institution, 1946.

15. Liu, Ta-Chung; Yeh, Kung-Chia. The Economy of the Chinese Mainland: National Income and Economic Development, 1933-1959. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1965.

16. Mosak J.L. General Equilibrium Theory in International Trade. New Delhi: Principia Press, 1944.

17. Nerlove, M. "Liu, Ta-Chung (1914-1975)" // The New Palgrave: A Dictionary of Economics. First Edition / Eds. John Eatwell, Murray Milgate and Peter Newman. Palgrave Macmillan, 1987. The New Palgrave Dictionary of Economics Online. Palgrave Macmillan. 09 November 2015. <http://www.dictionaryofeco-nomics.com/article?id=pde1987 X001333> doi:10.1057/9780230226203.2978

18. Quantitative Economics and Development. Essays in Memory of Ta-Chung Liu / Eds. L.R. Klein,M. Nerlove, S.C. Tsiang. New York: Academic Press, Inc., 1980.

19. Schultz, H. The Theory and Measurement of Demand. Chicago: University of Chicago Press, 1938.

327

20. 1947 «Ши нянь сюэшу дули цзихуа» чжэнъи чжун лючань («Десятилетний план академической независимости» 1947 г. провалился в ходе споров) // Наньфан цзяоюй шибао. 28 февраля 2014 г.

21. Лю Дачжун. Вого цзинцзи сюэшу дули дэ тяоцзянь (Условия независимости экономической науки в нашей стране) // Цзинцзи пинлунь. Т. 2. № 12. 20 декабря 1947. С. 3-6.

22. Лю Дачжун. Гайгэ бичжи фанъань дэ цзяньтао (Обсуждение проекта денежной реформы) // Синь лу. Т. 1. № 16. 28 августа 1948 г. С. 9-11.

23. Лю Дачжун. Цзинцзи цзыю, шэхуйчжуи хэ тоуцзы дэ цзихуа (Экономическая свобода, социализм и план инвестиций) // Синь лу. Т. 1. № 21. 2 октября 1948 г. С. 8-9.

24. Лю Дачжун. Чжэнчжи миньчжу юй цзинцзи миньчжу (Политическая демократия и экономическая демократия) // Синь лу. Т. 1. № 13. 7 августа 1948 г. С. 3-6; 9-10.

25. Лю Дачжун. Шэхуйчжуи ся дэ шэнчань чжэнцэ (Производственная политика при социализме) // Синь лу. Т. 1. № 4. 5 июня 1948 г. С. 8-15.

26. Ху Ши сян Цзян чжуси цзяньи ши нянь цзяоюй цзихуа (Ху Ши предложил председателю Цзяну десятилетний план образования). 6 сентября 1947 г. // Ху Ши жицзи цюань бянь (Полное собрание дневников Ху Ши): в 8 т. Т. 7 / Ху Ши чжу, Цао Боянь чжэнли (Написано Ху Ши, упорядочено Цао Боянем). Хэфэй: Аньхуй цзяоюй чубаньшэ, 2001. С. 665-667.

27. Ху Ши тань цзяньго гэньбэнь яоту — дасюэ ин ю ши нянь цзихуа (Ху Ши говорит о коренной программе национальной реконструкции — у университетов должен быть десятилетний план). 6 сентября 1947 г. // Там же. С. 663-665.

28. Ху Ши цзы Цзин гуйлай чантань сюэшу цзычжу цзихуа (Ху Ши вернулся из столицы и говорит о плане академической самостоятельности). 6 сентября 1947 г. // Там же. С. 672-674.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Ху Ши. Чжэнцюй сюэшу дули дэ ши нянь цзихуа (Десятилетний план достижения академической независимости) // Ху Ши вэньцзи (Сочинения Ху Ши): в 12 т. / Под ред. Оуян Чжэшэна. Т. 11. Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 1998. С. 805-808.

O.N. Borokh*

Liu Dazhong and "academic independence" of China's economics (1947)

ABSTRACT: This article focuses on the discussion held by Chinese intellectuals in 1947 on the plans of achieving "academic independence" by means of increasing scholarly level of small group of universities and opening training of doctorate students in China. Liu Dazhong developed on this foundation the program of economic education in China by setting

328

the priority of mastering contemporary methods of economic analysis. His recommendations were based on deep knowledge of Western mainstream economics, at the same time he took into consideration the real situation in Chinese economic circles of the second half of the 1940s.

KEYWORDS: Republican China, Liu Dazhong, Hu Shi, academic independence, economic education.

* Borokh Olga Nikolaevna, PhD (Economics), Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: borokh@hotmail.com

329

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.