Научная статья на тему 'Лётный и инженерно-технический состав на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в период похода с 2013-2014 Г. Г. И его профилактический отдых'

Лётный и инженерно-технический состав на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в период похода с 2013-2014 Г. Г. И его профилактический отдых Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТЧИК / ПОХОД / ОТДЫХ / УТОМЛЕНИЕ / PILOT / HIKING / RELAXATION / FATIGUE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лётный и инженерно-технический состав на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в период похода с 2013-2014 Г. Г. И его профилактический отдых»

летальному исходу [1, 3].

Выводы. Профессиональное мастерство, или искусство врача - это творческий процесс, который сочетается с чутким, сердечным, душевным отношением к больному. Успех в медицине начинается с внимания к больному, а все неудачи и беды, как правило, начинаются с дефицита такого внимания. Особенно яркое тому свидетельство - категория врачебных ошибок, обозначаемых как деонто-логические, в основе которых лежит нарушение принципов должного поведения врача по отношению к больному, иначе говоря, несоблюдение этических норм в медицине. Такие ошибки ведут к очень серьезным и даже роковым последствиям для больных.

Литература

1. Белкина, Е. А. Сущность и основные принципы биоэтики как прикладной науки / Е. А. Белкина // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2011. - № 8. - С. 218-226.

2. Эльштейн, Н. В. Современный взгляд на врачебные ошибки // Терапевтический архив. - М.: Медицина, 2005. - № 8. — С. 88-92.

3. Шарабчиев, Ю. Т. Врачебные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи: социально-экономические аспекты и потери общественного здоровья / Ю. Т. Шарабчиев // Медицинские новости. - 2007. - № 13. - С. 32-39.

УДК 612.821

А.В. Романов1, А.А. Канякин2

ЛЁТНЫЙ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НА ТЯЖЕЛОМ АВИАНЕСУЩЕМ КРЕЙСЕРЕ «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ» В ПЕРИОД ПОХОДА С 2013-2014 Г.Г. И ЕГО ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ОТДЫХ17

ФГКУ "1469 ВМКГ" Минобороны России МО РФ, Североморск. alvero1@mail.ru. 2Лаборатория авиационной медицины СФ МО РФ,

Североморск, Россия

Одним из острых проблемных вопросов во время похода, в связи с продлением его сроков свыше трех месяцев, явилась необходимость соблюдения

17

A. V. Romanov, A. A. Kanyakin Flight and engineering composition for heavy aircraft carrying cruiser "admiral kuznetsov" during hike with 2013-2014 y.y. and prevention recreation

требований пункта 56 приказа ГК ВМФ от 1995 г. («после трёх месяцев плавания производится замена лётного и инженерно-технического состава на АНК или его профилактический отдых»).

Требования данной статьи были обоснованы специалистами испытательного научно-исследовательского центра авиационной и космической медицины в ходе исследований, проводимых в дальних морских походах, когда было научно доказано, что через три месяца у личного состава развивается утомление. Следствием утомления может явиться учащение рисков совершения ошибочных действий личного состава при выполнении своих функциональных обязанностей.

В части, касающейся личного состава авиагруппы, это могут быть ошибки при обслуживании и эксплуатации авиационной техники, особенно в ситуациях, требующих повышенной концентрации внимания или быстрого принятия решения, что может привести к возникновению неисправности летательных аппаратов в полете или ошибкам в технике пилотирования.

Основным пусковым механизмом развития утомления в процессе боевой службы являются условия обитаемости на боевом корабле как таковые. Основные неблагоприятные факторы и условия длительного плавания на авианесущих кораблях общеизвестны: это технические шумы и запахи, вибрации, качка, явления десинхроноза, возникающие при плавании в разных часовых поясах, повышенные показатели температуры и влажности в помещениях корабля при нахождении в низких широтах, отсутствие возможности постоянного доступа к пресной воде, особенно горячей, для соблюдения личной гигиены, ограниченность пространства, недостаток свежего воздуха внутри корабля, духота в каютах, однообразие окружающей обстановки, круглосуточная работа трансляции и частая подача звуковых сигналов, периодические аварийные тревоги. Устранение влияния перечисленных негативных факторов на корабле невозможно.

Поэтому главным в организации профилактического отдыха является устранение этих факторов, т.е. удаление летного и инженерно-технического состава, обслуживающего авиационную технику, с корабля на период отдыха, либо его замена.

Действующий приказ Министра обороны РФ от 10 сентября 2012 г. №2550 «О медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает проведение на безвозмездной основе реабилитационных мероприятий, которые осуществляются по

окончании выполнения специальных задач и только для лиц, у которых выявлены признаки утомления. Для направления на реабилитацию при этом необходимо прохождение военнослужащими медицинского освидетельствования в лечебно-профилактических учреждениях МО РФ после выполнения ими специальных задач для определения степени утомления и отсутствия противопоказаний к реабилитационному лечению. При этом военнослужащим, признанным по результатам медицинского освидетельствования нуждающимися в медико-психологической реабилитации, бесплатный проезд к месту лечения не предоставляется.

Необходимо подчеркнуть, что медико-психологическая реабилитация -это лечение и восстановление функций организма, т.е. ликвидация возникшего в результате деятельности в определенных условиях утомления, в то время как профилактический отдых направлен на предупреждение возникновения утомления и его последствий для организма и лечением не является.

Предложения по организации профилактического отдыха летного и инженерно-технического состава авиагруппы:

1. Формирование дублирующего состава в пункте основного базирования для замены летного и инженерно-технического состава через три месяца плавания. Рассмотреть вопрос о разработке в МО РФ документа, позволяющего прикомандировывать на АНК одиночного базирования вертолетную авиагруппу «не своего» флота (например: если АНК одиночного базирования Северного флота, по истечении трех месяцев плавания, находится в Средиземном море, разрешать для замены авиагруппы использовать личный состав морской авиации ЧФ на период отдыха «своей» авиагруппы).

2. Разработать в МО РФ документы, регламентирующие организацию профилактического отдыха личного состава авиагрупп, участвующих в дальних морских походах на АНК свыше трех месяцев в учреждениях санаторно-курортного типа МО РФ, находящихся в прибрежных зонах РФ. В состав группы при этом для оказания консультативной помощи в вопросах авиационной медицины, необходимо включать специалиста лаборатории авиационной медицины, находящегося на АНК.

3. Рассмотреть вопрос о возможности доставки личного состава авиагруппы к месту проведения отдыха на территории РФ, при осуществлении делового захода АНК в порт иностранного государства, самолетом военно-транспортной авиации, экипаж которого имеет допуск к международным пере-

возкам. В состав группы при этом необходимо включать специалиста лаборатории авиационной медицины.

4. Рассмотреть возможность, при осуществлении делового захода АНК в порт иностранного государства, о направлении личного состава авиагруппы на отдых в местный дом отдыха или гостиницу. В состав группы при этом необходимо включать начальника медицинской службы авиагруппы, специалиста лаборатории авиационной медицины и врача-терапевта медицинской службы АНК. Данный вариант наиболее экономически целесообразен (не требует затрат на морские перевозки и рейсы ВТА), укладывается в минимальные временные рамки.

Литература

1. Порожников П.А. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно-морского флота в зависимости от вида деятельности / П.А. Порожников, Е.В. Федоров, А.Н. Ятманов // Новая наука: От идеи к результату. - Стер-литамак: РИЦ АМИ, 2016. № 1-2 (60). С. 16-18.

2. Солодков А.С. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ / А.С. Солодков, Е.В. Федоров, К.В. Днов и др. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 12 (130). - С. 318-322.

Ключевые слова: летчик, поход, отдых, утомление. Key words: pilot, hiking, relaxation, fatigue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.