Научная статья на тему 'Луций Анней Сенека: “Отвоюй себя для себя самого..."'

Луций Анней Сенека: “Отвоюй себя для себя самого..." Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
738
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Г. Ходасевич

Миллионер-мудрец, христианин до христианства, знаменитый ритор, чьи речи, пусть в пересказе менее умелых ораторов, до сих пор красуются в учебниках. “Что такого может сказать христианин, о чем не говорил прежде этот язычник?” воскликнул блаженный Августин. Великолепный стилист прозу, написанную им, принимали за образец Петрарка, Монтень и Ломоносов. Из всех его сочинений перед нами встает образ целителя, заботящегося о душевном и физическом здоровье читателей и презирающего мирскую суету. И что с того, что в жизни ему не удалось дать ответ, достойный мудреца, на множество вопросов, которые время и люди ставили перед ним: “Почему твои обеды готовятся не по рецептам твоей философии? К чему столь пышное убранство в доме? И почему здесь пьют вино, которое старше тебя по возрасту? Почему твоя жена носит в ушах целое состояние богатой семьи?” На все упреки в том, что он живет не так, как рассуждает, Луций Анней Сенека отвечал: “С меня довольно, если я каждый день буду избавляться от одного из своих пороков и бичевать свои заблуждения. Я не выздоровел и, вероятно, никогда не буду здоров; против моей подагры я применяю больше болеутоляющие средства, чем исцеляющие, и радуюсь, если приступы повторяются реже и зуд слабеет; впрочем, по сравнению с вашими ногами я, инвалид, выгляжу настоящим бегуном”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Луций Анней Сенека: “Отвоюй себя для себя самого..."»

 Любимцы муз

Григорий ХОДАСЕВИЧ Луций Анней Сенека: "Отвоюй себя для себя самого..."

Миллионер-мудрец, христианин до христианства, знаменитый ритор, чьи речи, пусть в пересказе менее умелых ораторов, до сих пор красуются в учебниках. "Что такого может сказать христианин, о чем не говорил прежде этот язычник?" - воскликнул блаженный Августин. Великолепный стилист - прозу, написанную им, принимали за образец Петрарка, Монтень и Ломоносов. Из всех его сочинений перед нами встает образ целителя, заботящегося о душевном и физическом здоровье читателей и презирающего мирскую суету. И что с того, что в жизни ему не удалось дать ответ, достойный мудреца, на множество вопросов, которые время и люди ставили перед ним: "Почему твои обеды готовятся не по рецептам твоей философии? К чему столь пышное убранство в доме? И почему здесь пьют вино, которое старше тебя по возрасту? Почему твоя жена носит в ушах целое состояние богатой семьи?" На все упреки в том, что он живет не так, как рассуждает, Луций Анней Сенека отвечал: "С меня довольно, если я каждый день буду избавляться от одного из своих пороков и бичевать свои заблуждения. Я не выздоровел и, вероятно, никогда не буду здоров; против моей подагры я применяю больше болеутоляющие средства, чем исцеляющие, и радуюсь, если приступы повторяются реже и зуд слабеет; впрочем, по сравнению с вашими ногами я, инвалид, выгляжу настоящим бегуном".

Занятия философией повлияли на образ жизни Сенеки: он ежедневно вечером, по обычаю пифагорейцев, считал своей обязанностью подводить итоги сказанному и сделанному за день. Увлекшись учением Сотиона, в течение целого года юный Сенека не ел мяса, но отказался от вегетарианства по настоянию отца, испугавшегося вышедшего сенатского постановления, которое запрещало египетские и иудейские религиозные обряды и преследовало поклонявшихся им.

Молодой Сенека выбрал для себя карьеру в сенате, но постоянные приступы астмы помешали его продвижению по служебной лестнице. Наряду с физическим недомоганием на юношу напала тоска, и медики рекомендовали

ему поездку в Верхний Египет, сухой климат которого и впрямь благотворно подействовал на его здоровье. Астма, по-видимому, преследовала Сенеку до самой смерти, недаром он уподоблял ее приступы последнему вздоху и находил, что ничто в жизни не кажется ему более неприятным. Но страшная слабость отступила, вернулся и интерес к жизни.

Возвратившись в Рим, Сенека с потрясающей активностью восполняет упущенное и вскоре, получив должность трибуна, входит в сенат, что чуть было не стоило ему жизни. Дион Кассий свидетельствовал, что Калигула уже отдал приказ об убийстве, но отменил его по совету одной из своих любовниц, которая уверяла, что Сенека слишком слаб здоровьем

и все равно скоро умрет. Причиной же недовольства императора стало то, что Сенека в его присутствии произнес в сенате блестящую речь. С соперниками тогда особо не церемонились...

Не повезло нашему герою и со следующим владыкой: убить Сенеку Клавдий не пытался, но зато по наущению своей третьей жены Мессалины сослал его в корсиканскую глушь. Повод состряпали на скорую руку - предполагаемая любовная связь оратора с Юлией Ливиллой, племянницей Клавдия и сестрой Калигулы. С другой стороны, в ссылке Сенека не только вернулся к позаброшенным было занятиям философией, но и приобрел ореол жертвы несправедливости, так ценимый и в наше время. После смерти Клавдия Сенека по-

Любимцы муз

своему расправится с тираном -напишет едкую сатиру на мертвеца, озаглавленную "Превращение Клавдия в тыкву". Пока же император жив, философ отправляет его секретарям послания с просьбой разрешить вернуться к управлению империей. И послания были услышаны: четвертая жена Клавдия Агриппина не только добивается возвращения Сенеки из ссылки, но и делает его воспитателем своего сына Нерона. Мало того, после смерти Клавдия (насильственной, как и у большинства властителей того смутного времени) Сенека становится советником 19-летнего Нерона: официально он именовался "друг принцепса", а фактически вместе с тремя другими наставниками управлял империей. Именно его влиянию на императора приписывают необычайный либерализм первых пяти лет правления Нерона.

Но Сенека знал, что его воспитанник отличается чудовищно жестоким характером, и в узком кругу не раз повторял: "Если этот дикий лев однажды попробует человеческой крови, ничто не остановит его от возврата к своей природной жестокости". Приближался момент, когда участие в политической жизни вступало в непримиримое противоречие с мудростью.

Примерно в это время Сенека пишет трактат "О спокойствии духа", в котором говорит о трех внешних причинах, заставляющих человека отказаться от деятельности. Вот эти причины: отсутствие ораторского таланта, отсутствие

личного богатства, слабое здоровье. Что касается первых двух, то они совершенно неприменимы к Сенеке: его ораторский дар по-прежнему не знал себе равных, недаром он писал все речи императора; богатство же росло как на дрожжах, вызывая ненависть окружающих, а после женитьбы на девушке из богатого и знатного рода перевалило, по некоторым сведениям, за триста миллионов сестерциев - невиданной по тем временам суммы. Да и с третьим пунктом всё было не так уж плохо. Хотя Сенека всегда был весьма болезненным, он уделял большое внимание своему здоровью: учитывая свои возможности, разработал комплекс гимнастических упражнений, в который входили бег, зарядка с гантелями, прыжки в длину, в высоту и на месте. Также философа круглый год, не исключая января, можно было встретить купающимся в канале. В одном из позднейших писем Сенека рассказывает, как ежедневно совершает пробежки с мальчиком-рабом, и жалуется, что подросток бегает слишком быстро, так что за ним не угнаться. Сенеке тогда шел 64-й год.

В другом письме Сенека вспоминает, что, находясь в Риме и почувствовав приступ астмы, он тотчас же сел на колесницу и направился в один из своих загородных домов, вопреки настояниям жены, пытавшейся удержать его. Сенека постарался уверить ее, что болезнь гнездится не в его теле, а в Риме. "Она отпустила меня, стро-

жайше наказав мне заботиться о моем здоровье. И вот, так как я знаю, что ее жизнь зависит от моей, я начинаю заботиться о себе, заботясь тем самым о ней".

Но прежде чем Сенека удалился от дел, ему пришлось стать соучастником преступлений Нерона, совершенных в страхе потерять власть. Философ неоднократно просит об отставке, проводя большую часть времени вне Рима под предлогом "дурного самочувствия и необходимости ученых занятий". Его литературная деятельность в последние годы поистине безгранична, так же как и жанровое разнообразие его трудов: до нас дошли 9 трагедий, приписываемых Сенеке, 10 диалогов, большое количество писем, философские и естественнонаучные трактаты, а также небольшое число стихотворений и эпиграмм. Согласно исследователям, подавляющее большинство этих произведений создано за эти несколько лет, которые философ загодя описал в своем труде "О счастливой жизни". "Если я скрылся с глаз, если я замкнул свои двери, то сделал это ради того, чтобы послужить еще большему числу людей", - писал Сенека.

Героическая смерть старца, выполнившего кровавый приказ Нерона, запечатлена в "Анналах" Корнелия Тацита и в "Опытах" Мишеля Монтеня, пересказавшего Тацита. По словам Сенеки, не только он, но и Платон, Эпикур и Зенон рассуждали о том, как им следовало бы жить, а не о том, как живут. К смерти же он готовился давно...

Портрет Сенеки. Гравюра из "Галереи древних греков и римлян". 1801 г.; Калигула; Нерон; Петер-Пауль Рубенс. Смерть Сенеки. 1615 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.