Научная статья на тему 'Лунница из Рождественского городища'

Лунница из Рождественского городища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпоха средневековья / украшение / лунница / техника изготовления / орнамент / зернь / филигрань / Рождественское городище / the Middle Ages / decoration / lunnitsa / production technology / ornament / granulating / fili- gree / Rozhdestvenskoye settlement.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крыласова Наталья Борисовна, Подосенова Юлия Александровна

В период родановской археологической культуры (XII–XIV вв.) в костюме жителей Пермского Предуралья появился новый вид нагрудных украшений — подвески-лунницы. Среди них выделяются круторогие и замкнутые лунницы, причем последние в основном характерны для финно-угорских территорий. Эти украшения, которые использовались в мужском костюме, нельзя отнести к числу массовых, но, тем не менее, они образуют достаточно представительную серию. Типологически они довольно однообразны, но одинаково декорированных подвесок не известно. В 2018 г. серия замкнутых лунниц пополнилась новой находкой из Рождественского городища. Подвеска, изготовленная методом литья по оттиску ювелирного изделия, отличается необычным декоративным оформлением, в котором присутствуют изображения животных и солярного знака. В статье рассматриваются особенности технологии изготовления данного артефакта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lunnitsa from the Rozhdestvenskogo Settlement

In the period of the Rodanovskaya archeological culture (XII-XIV centuries) a new type of chest ornaments — lunnitsas-appeared. There are curved and closed lunnitsas among them, the latter are mainly characteristic of the Finno-Ugric territories. These decorations which were used in a men’s clothes cannot be considered as mass ones but, nevertheless, they form a fairly representative series. Typologically, they are pretty monotonous but identically decorated pendants are not known. In 2018 a series of closed lunnitsas was replenished with a new finding from Rozhdestvenskoye settlement. The pendant made by casting on the imprint of a jewel is distinguished by an unusual decorative design in which there are images of animals and solar marks. The article considers the features of the production technology of this artifact.

Текст научной работы на тему «Лунница из Рождественского городища»

Н.Б. Крыласова, Ю.А. Подосёнова

Пермский Федеральный научно-исследовательский центр УрО РАН

(Пермь)

Лунница из Рождественского городища

Традиционно в «Вестнике Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья» мы публикуем наиболее

выдающиеся находки прошедшего полевого сезона, поступившие в музей на временное хранение. К числу таких находок, обнаруженных на Рождественском городище, принадлежит подвеска-лунница с уникальным декором, в котором присутствуют изображения животных (рис. 1).

В 2018 г. исследования проводились на раскопе VIII в северо-восточной части площадки Рождественского городища, недалеко от вала. На раскопе площадью 288 кв. м была изучена часть типичного ломова-товского жилища с канавками по периметру, которое существовало до второй половины XI в., и часть мастерской медника,

И

р

исходного образца часть зерен была утрачена, что отобразилось и в отливке), а у верхней и нижней оконечностей вертикальных рядов скани — треугольники зерни. Вдоль обрамления отверстия также прослеживается зернь, укрепленная с периодичностью 5 мм, а вдоль нижнего края отверстия — 4 крупных шарика диаметром 3 мм, окруженные рядами скани.

По бокам от вертикальных ядов скани, разделяющих поле подвески на две части, прослеживаются контурные изображения животных, которые на исходном образце были выложены из гладкой проволоки. Левая фигурка по характерным признакам (удлиненный, слегка изогнутый нос, большое ухо) может быть интерпретирована как изображение лося. В правой фигурке по

датируемой ХП-ХШ вв., в пределах которой и был обнаружен рассматриваемый предмет.

Лунница имеет округлую форму диаметром 4,3 см, в нижней части - овальное отверстие размерами 1,6 х 1,4 см. Она отлита по оттиску ювелирного изделия с зерно-сканым декором.

У исходного ювелирного образца вдоль внешнего края и вокруг отверстия были

характерному грациозному

изгибу без сомнения определяется пушной зверь семейства куньих. У обеих фигурок внутри проволочного контура укреплена одна зернинка. Оба животных ориентированы влево.

Кроме изображения пушного зверька в верхней части правого поля наблюдается круг (солярный символ) с крестовидной фигурой внутри, также выложенный гладью. На боковых ветвях крестовидной

проложены двойные ряды сканой проволоки с разным направлением витков («косичка»). С отступом 2 мм к центру от внешнего обрамления подвески была выложена сканая проволока в один ряд. По вертикальной оси подвески располагались две сканые проволочки, вдоль которых с внешних сторон находились ряды зерни (у

фигуры прикреплены зернинки. Справа от круга — треугольник зерни.

Исследование химического состава металла изделия с помощью рентгенофлфлюоресцент-ного анализа (исследовалась по-поверхность лицевой и изнаночной сторон изделия, петля для подвешивания) показало, что оно было выполне-

В период родановской археологической культуры (XII-XIVвв.) в костюме жителей Пермского Предуралья появился новый вид нагрудных украшений — подвески-лунницы. Среди них выделяются круторогие и замкнутые лунницы, причем последние в основном характерны для финно-угорских территорий. Эти украшения, которые использовались в мужском костюме, нельзя отнести к числу массовых, но, тем не менее, они образуют достаточно представительную серию. Типологически они довольно однообразны, но одинаково декорированных подвесок не известно. В 2018 г. серия замкнутых лунниц пополнилась новой находкой из Рождественского городища. Подвеска, изготовленная методом литья по оттиску ювелирного изделия, отличается необычным декоративным оформлением, в котором присутствуют изображения животных и солярного знака. В статье рассматриваются особенности технологии изготовления данного артефакта. Ключевые слова: эпоха средневековья, украшение, лунница, техника изготовления, орнамент, зернь, филигрань, Рождественское городище.

N.B. Krylasova, Yu.A. Podosenova Perm Federal Research Center UrD the Russian Academy of Sciences (Perm)

Lunnitsa from the Rozhdestvenskogo Settlement

Abstract. In the period of the Rodanovskaya archeo-logical culture (XII-XIV centuries) a new type of chest ornaments — lunnitsas-appeared. There are curved and closed lunnitsas among them, the latter are mainly characteristic of the Finno-Ugric territories. These decorations which were used in a men's clothes cannot be considered as mass ones but, nevertheless, they form a fairly representative series. Typologically, they are pretty monotonous but identically decorated pendants are not known. In 2018 a series of closed lunnitsas was replenished with a new finding from Rozhdestvenskoye settlement. The pendant made by casting on the imprint of a jewel is distinguished by an unusual decorative design in which there are images of animals and solar marks. The article considers the features of the production technology of this artifact. Key words: the Middle Ages, decoration, lunnitsa, production technology, ornament, granulating, filigree, Rozhdestvenskoye settlement.

Крыласова Наталья Борисовна

д.и.н., ведущий научный сотрудник Пермский федеральный исследова-

тельский центр УрО РАН (г. Пермь)

Подосенова Юлия Александровна

к.и.н., старший научный сотрудник Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН (г. Пермь)

но из оловянно-свинцовой бронзы (табл. 1). Как отмечают исследователи [7, с. 81], такая бронза являлась универсальным сплавом для изготовления мелких изделий разными способами. Этот сплав обладает жидкотеку-честью, что влияет на качественное заполнение литейной формы, и приемлем для последующей механической обработки.

Техника изготовления изделия представляет большой интерес. Не смотря на то, что после изготовления на изделии были выполнены некоторые операции по его доработке, визуальное обследование подвески позволило предположить следующую схему ее изготовления, включавшую несколько этапов: изготовление основы изделия с ложным фили-гранно-зерневым декором, изготовление петли для подвешивания и доработка изделия.

На первом этапе мастер отдельно изготовил округлую основу украшения, которая являлась репликой оригинального готового изделия с настоящим филигранно-зерневым декором. Мягкость контуров рисунка на лицевой стороне отливки свидетельствует о том, что форма была пластичной, глиняной, сделанной путем оттиска в глине первоначального изделия. Оригинал поочередно оттискивался в глине (земле) на лицевой и оборотной створках формы. После разъединения створок формы и извлечения оригинала к полученным гнездам был подведен будущий литниковый канал. Затем створки формы вновь совместили, высушили и залили металл. Орнамент в пластичной форме не дорабатывался, и в отливке были воспроизведены дефекты, связанные с нечетким оттиском с оригинала или особенностями формовочного материала. На лицевой стороне изделия фиксируются «непролитые» витки ложных филигранных проволочек, заливы металла в

узких местах между декорирующими элементами (рис. 2).

На украшении фиксируются литейные швы по внешнему краю изделия и по краю внутреннего отверстия, а также пролив металла во внутреннем отверстии основы украшения, вызванный плохой совместимостью створок формы в этом месте (рис. з). На одной половине створки формы оттиск с изделия был глубоким, а на второй половине створки формы не глубоким, только намечающим форму украшения (литниковый шов смещен к изнаночной стороне изделия).

После извлечения остывшей отливки из формы литник был обрублен, а место обрубки зашлифовано (рис. 4). Таким образом, была получена основа лун-ницы.

На втором этапе происходил процесс изготовления петли для подвешивания.

С изнаночной стороны полуфабриката подвески была присоединена вылепленная (вырезанная) из воска петля вместе со стержневой вставкой (для будущего отверстия петли). К верхней части петли был подведен литниковый канал из воска. Полученная конструкция была полностью заформована в глину, воск вытоплен, и в полученную форму снова залит металл. Грубая нашлепка металла и соединительный шов между двумя частями подвески отчетливо прослеживаются на изнаночной стороне изделия на месте соединения петли с основой (рис. 5). Возможно, для надежности «прихвата» доливаемого металла, первую отливку вторично подогревали в форме. После отливки петли форма была разбита, литник удален, и получено готовое изделие, требующее уже поверхностной обработки.

При изготовлении петли осуществлялась своеобразная «сварка» частей украшения пу

тем долива новых порций расплавленного металла на готовую отливку. Как отмечают исследователи, способ доливки расплава на холодный металл часто применялся древними литейщиками при устранении литейного брака, изготовлении отдельных изделий, восполнении утрат на поломанных изделиях. При доливе новой порции металла происходит сплавление и сцепление контактных зон, в то время, когда основная масса металла остается в твердом состоянии [4, с. 78, 124, 142 195].

На последнем этапе полученное изделие было подвержено механической обработке — шлифовке, обрезке лишнего металла. Очень тщательно и грубо были зашлифованы изнаночная сторона изделия и петля (рис. 1/а; рис. 5/а). Отчетливо видно, что мастер начал обрабатывать край украшения и лицевую часть лунницы, но по каким-то причинам не закончил процесс: внешний край украшения и край внутреннего отверстия в луннице обработан не полностью, здесь же не вырублен полностью лишний затекший металл (рис. 3).

Считается, что истоком лун-ничных украшений, распространившихся в Прикамско-Поволжском регионе, послужили древнерусские образцы. На Руси, в свою очередь, образцами для копирования лунниц послужили сирийские ювелирные украшения [2, с.17-20]. Ювелирные подвески-лунницы XII-XIII вв., найденные в пределах Волжской Булгарии и на преду-ральских финно-угорских территориях, по мнению специалистов, сформировались под бул-гарским влиянием. Они типологически довольно однообразны (хотя подвесок с совершенно одинаковым декором не известно), декорированы сканью и зернью, иногда дополнены вставками из цветных камней или стекла [5, с.194].

Наряду с подлинными ювелирными изделиями изготавливались и их литые копии. В частности, в Билярской коллекции имеется серия литейных форм для отливки лунниц [5, с. 195196].

Тем не менее, как отмечает К.А.Руденко, лунничные украшения не были характерны для булгарского костюмного комплекса. Основной областью бытования таких украшений является Предуралье [5, с. 194].

Наиболее полная подборка лунниц, обнаруженных на территории Пермского Предуралья, осуществлена А.М.Белавиным [1, рис. 36, 40/9, 13]. Среди находок представлены как круторогие лунницы, так и замкнутые, к числу которых принадлежит и новая находка с Рождественского городища. Замкнутые лунницы, по мнению В.В. Гольмстен, в основном происходят из финно-угорских памятников и датируются XII в. [2, с. 1-20]. По мнению М.В. Седовой, замкнутые лунницы были распространены в северных районах Восточной Европы в XIII в., но доживали, видимо, и до середины XIV в. [6, с. 69]. В Пермском Предуралье к числу изделий, которые имела в виду М.В. Седова, принадлежат лунницы, отлитые из легкоплавких сплавов в каменных формах по образцам древнерусских украшений. Они представлены в погребальном инвентаре поздних могильников (Плотников-ский, Телячий Брод) [3, 2017, с. 125-126]. А ювелирные подвески-лунницы и их литые подражания из высокотемпературных сплавов характерны для XII-XIII вв.

Несмотря на указанную неповторимость декора лунниц, в них можно выделить некоторые общие черты, которые прослеживаются и на подвеске с Рождественского городища. Среди них

Рис.2.

Фиксация на лицевой стороне изделия «непролитых» витков ложных филигранных проволочек, заливов металла в узких местах между декорирующими элементами.

Рис.3.

Фиксация литейных швов (а), пролив металла во внутреннем отверстии основы украшения (б).

Рис.4.

Обрубленное и зашлифованное место литникового канала.

Рис.5.

Нашлепка металла и соединительный шов между двумя частями подвески: а - оборотная сторона подвески, б -профиль подвески.

наиболее часто повторяющейся чертой является использование двойных рядов скани по внешнему контуру изделий и выкладка сканью контуров внутреннего отверстия. На подвесках из д. Харино, д. Рыжково и Рождественского клада, а также на лун-нице с сокольничим с могильника Телячий Брод под внутренним отверстием прослеживается ряд крупных зерен, обрамленных сканью [1, рис. 36/19, 21-22; 40/9]. На подвеске из д. Рыжково орнаментальное поле разделено двумя вертикальными рядами скани [1, рис. 36/21]. Вместе с тем, присутствие в оформлении лунницы с Рождественского городища изображений животных и солярного знака сближают ее с известной серией медальонов «с охотничьим сюжетом», среди которых имеются и замкнутые лунницы. Центральное место в сюжете этих медальонов занимает фигура сокольничего, которого обычно

окружают изображения животных. Среди последних почти повсюду имеются фигурки пушных зверьков и довольно часто изображения лося, стилистически схожие с фигурками на луннице с Рождественского городища [1, рис. 40]. У головы сокольничего справа и слева расположены солярные символы, обычно слева месяц, справа солнце. На рассматриваемом предмете изображение солнца тоже размещено справа. Однако в данном случае в сюжете участвуют только звери без фигуры охотника.

Таким образом, найденная на Рождественском городище под-веска-лунница принадлежит к числу сравнительно немногочисленных украшений [5, с. 194], а декоративное оформление, включающее изображения животных, делает ее абсолютно уникальной.

Литература :

1. Белавин А.М. Камский торговый путь. Средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000. 200 с.

2. Гольмстен В.В. Лунницы императорского исторического музея имени императора Александра III. М.: Типография Синода, 1914. 20 с.

3. Крыласова Н.Б., Брюхова Н.Г. Плотниковский могильник. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. 259 с.

4. Минасян Р.С. Металлообработка в древности и в средневековье. СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2014. 472 с.

5. Руденко К.А. Булгарское серебро. Древности Биляра. Казань: Изд-во Заман, 2015. 528 с.

6. Седова М.В. Украшения из меди и сплавов // Древняя Русь. Быт и культура: сб. науч. ст. М.: Изд-во Наука, 1997. С. 63-78.

7. Урвачев В.П., Кочетков В.В., Горина Н.Б. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди. Челябинск: Изд-во Металлургия Челябинское отделение, 1991. 168 с.

Рис.1.

Лунница из материалов Рождественского городища (раскопки 2018 г.): а - лицевая сторона, б - оборотная сторона.

Таблица 1.

Химический состав металлического сплава изделия

Место пробы* ^ (%) Sn (%) Pb (%) Остальные элементы (менее 0,5%)

Петля, изнаночная сторона 61,8 27,4 9,46 Fe, N , Sb

Петля, изнаночная сторона 66,5 23,5 8,75 Fe, N , Sb

Петля, лицевая сторона 63,4 24,3 11,5 Fe, N , Sb

Основа, изнаночная сторона 69,7 22,1 7,84 Fe, N , Sb

Основа, лицевая сторона 66,9 22,8 8,73 Fe, N , Sb

Основа, лицевая сторона 72,5 19,1 7,55 Fe, N , Sb

Исследование химического состава металла было проведено с помощью рентгенофлюоресцентного

анализа. На месте проб проводилось только химическое очищение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.