УДК 811.133.1
DOI 10.25688/2076-913X.2021.42.2.06
С. А. Герасимова
Луи де Жокур: пассионарная личность эпохи Просвещения или «раб энциклопедии»?
Статья посвящена изучению пассионарности — социокультурного феномена XVШ в., взаимосвязанного с личностью ученого-энциклопедиста как индикатора изменения роли научного знания в интеллектуальной культуре социума. Выявлены взгляды французского просветителя Луи де Жокура, определена степень его научного вклада в становление французской энциклопедии. Уточнено определение пассионарности как способности к сверхнапряжению сил для выполнения большого объема работы за краткий промежуток времени, что позволяет достичь значимой цели и ведет к изменению личности и общества.
Ключевые слова: научно-популярный дискурс; Луи де Жокур; биография ученого; пассионарная личность; статьи Французской Энциклопедии.
Пассионарность ученого в качестве предмета и объекта изучения интересна для многих социогуманитарных наук как социокультурный феномен и как отражение цивилизационных достижений в особых жанрах письменной речи. Цель предпринятого исследования можно обозначить как попытку анализа проблемы пассионарности в научно-популярном дискурсе, репрезентированном в деятельности просветителей XVIII в. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена взаимосвязью обозначенного феномена пассионарности с личностью ученого-энциклопедиста как индикатора изменения роли научного знания в интеллектуальной культуре социума.
История эпохи Просвещения тесно связана с развитием науки и различных форм коммуникации, когда обновлялись ценностные категории, понятия и символы. В XVIII в. наука превращается из неопределенной, замкнутой сферы для узкого круга избранных в профессиональный институт общества. Ученые чувствовали себя членами сообщества, занимавшими достойное место в социальном и культурном пространстве эпохи, и все глубже осознавали важность и общественную пользу научного знания.
Новые формы дискурсивных практик (академии, салоны, клубы) формировали особые разновидности коммуникативного обмена: общение, происходившее внутри них, порождало общественное мнение, шлифовало критику всех сторон жизни общества, влияло на формирование публичного пространства. В такой среде ставились вопросы о роли знания, развитии социума, отношении к власти, что привело к духовным и философским изменениям в интеллектуальной сфере,
© Герасимова С. А., 2021
повлияло на переосмысление понятия «философ» как человека, размышляющего и изучающего природу личности и общества с целью сделать их лучше и счастливее. «В практику вошло узуальное понимание термина philosophe как человека, занимающегося проблемами общества и его нравов, чтобы доводить до него понятие истины как верного отражения действительности» [3, с. 208]. Указанные изменения способствуют возникновению социабельности — способа организации социальных связей между людьми и нового принципа общения между ними.
Одной из новых форм дискурсивной практики, призванной воспитывать личность на основе новых ценностей и норм, становится научно-популярный дискурс, воспроизводивший новые научные знания, жанровым воплощением которого выступали различные энциклопедические издания. Создание, публикация и дальнейшее распространение энциклопедических справочных книг позволило читателям связать личные интересы с общественными, утверждать свою принадлежность к культурной общности, осваивать нормы морали и правила поведения.
Необходимость теоретического осмысления научных достижений привела к созданию знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» / Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers, издававшейся с 1751 г. и широко известной как Энциклопедия Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбера. Используя титанические умственные способности, обладая связями и знакомствами, Д. Дидро организовал и направил исследовательскую энергию около ста шестидесяти ученых на создание общего коллективного труда, убедив их принять участие в написании «Энциклопедии».
Издание олицетворяло характерные для того времени передовые взгляды: веру в достижение прогресса благодаря науке и разуму, признание человеческого достоинства, осуждение церковного и государственного угнетения. «Энциклопедия» стала символом нового отношения к миру и осуществляла для читателя эпохи Людовика XV функцию социальной идентификации [15].
Заметим, что для обоснованного суждения о научных взглядах ученого важным представляется нарративный подход в историографической перспективе. В этом случае значимы исторический и личностный контексты, позволяющие оценить атмосферу создания текстов и конкретный языковой материал [10]. Большую роль в таких исследованиях играет биографический метод, получивший распространение среди ученых во второй половине XX в. и названный культурантропологическим. Изучение биографий помогает выявлять особенности личности, роль культурных и социальных факторов, оказавших существенное влияние на ее становление, в том числе профессиональное, а также воздействие самой личности на социокультурную ситуацию [2, с. 22]. Полагаем, что использование указанных методов составит новизну исследования как вектор дальнейшего движения исследовательской мысли, стремящейся моделировать феномен профессионализма, поскольку способствует более глубокому осознанию специфики профессиональной картины мира ученого, его профессионального видения мира во всем многообразии [9, с. ????].
Как культурные образцы биографии известных людей служат средством культурной и социальной интеграции общества. Реализация качеств, установок, ценностных ориентаций, присущих человеку, происходит в процессе развертывания биографии, включающей несколько этапов (или фаз) [11, с. 244-272]:
- мотивационный, связанный с исходными стремлениями личности;
- актуализированный, когда в конкретной жизни человека реализуются мотивационные установки;
- аксиологический, связанный с оценкой результата деятельности личности.
Последний этап часто именуют пассионарной фазой, знаменующей осуществление человеком основной цели его жизни. Биография отдельного ученого становится типичным проявлением определенных социокультурных процессов. Передовые идеи, возникающие в переломные моменты истории, к которым с полным правом отнесем эпоху Просвещения, могли представлять активную силу только в умах конкретных людей [2]. Именно ученые, занимаясь в XVIII в. просветительской деятельностью, распространяли новые идеи и знания. Думаем, что деятельность шевалье Луи де Жокура стала одной из ярчайших страниц в истории создания и публикации Французской Энциклопедии.
Участие в энциклопедическом предприятии можно назвать пассионарной фазой биографии Луи де Жокура как ученого, отразившей его научные и философские идеи, а также ценностные ориентации. Его успешная реализация как автора энциклопедических статей во многом зависела от черт характера, свойственных пассионариям: энтузиазма и идейности, настойчивости и способности действовать активно и энергично.
Пассионарность (лат. passio) понимается как способность человека жертвовать собой ради идеологических целей, что сопряжено «с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели... представляется ему ценнее даже собственной жизни» [4, с. 138]. Слово «пассионарность» уже в латинском языке включало в себя значения с противоположным смыслом: 'претерпевание, страдание, страдательность' VS 'страсть, аффект'. В европейских языках можно найти разные значения этого слова: от 'подвижничество' до 'неукротимое желание'. В связи с этим термин «пассионарий» часто сопоставляют с существительными «энтузиаст», «фанатик», «страстотерпец» [6].
Пассионарная личность легко мыслит, с удовольствием решает сложные задачи, становясь активным творцом истории. Но главное для пассионария — это способность к сверхнапряжению — длительному крайнему напряжению всех сил для удовлетворения доминирующей социальной или идеальной потребности, когда индивид совершает за относительно краткий промежуток времени значительный объем работы, невыполнимый для обычного человека. Сверхнапряжение необходимо для достижения значимой цели и ведет к изменению самой личности и окружающей ее среды [4, с. 144-148].
Обратимся к биографии Луи де Жокура, поддержавшего эпистемологическую модель Энциклопедии Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбера и идею «древа знаний», воплощенного в ней. Полагаем, что биография ученого отражает динамику ценностей общества эпохи Просвещения. Как пассионарная личность Л. де Жокур прослыл энтузиастом и отчасти фанатиком своего дела. Он поставил свою энциклопедичность (наличие огромного объема знаний как свойство одного человека) на службу энциклопедизму — новому просветительскому движению, трансформировавшему способ мировосприятия человека, когда при написании Энциклопедии Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбера человеческие знания осмыслялись коллективом специалистов (дискурсивным научным экспертным сообществом). Этот факт подчеркивает коммуникативное лидерство и высокий профессионализм Л. де Жокура, входившего в группу ученых, составивших влиятельное социокультурное движение эпохи Просвещения.
Биография Л. де Жокура стала ярким доказательством профессионального отношения к своей деятельности. Как большинство авторов Французской Энциклопедии шевалье Луи де Жокур / Louis de Jaucourt (1704-1779), происходивший из бургундской дворянской семьи, получил блестящее образование. В 1720 г. в возрасте шестнадцати лет он начал изучать теологию в Женевском университете. Затем три года учился математике и физике в Кембридже, после изучал медицину в Лейденском университете, где получил степень доктора медицины. Помимо родного — французского — и латыни свободно владел несколькими иностранными языками: немецким, английским, итальянским, испанским, греческим. Он хорошо знал классическую и современную литературу, профессионально разбирался в истории, политике, философии, химии, ботанике, гуманитарных науках и изобразительном искусстве. С 1728 г. Л. де Жокур начал писать и редактировать статьи в нескольких научных журналах, двадцать лет своей жизни (1730-1750) он посвятил составлению универсального медицинского словаря на латыни Lexicon medicum universale, который насчитывал шесть томов. Начиная с 1738 г. Л. Де Жокур вел активную академическую деятельность и был избран членом академий Бордо, Берлина, Стокгольма, Королевского общества в Лондоне [12].
В сентябре 1751 г. Д. Дидро, по рекомендации одного из четырех издателей «Энциклопедии» — М. А. Давида (Давида-старшего), приглашает Л. де Жокура написать статьи в готовившуюся к изданию «Энциклопедию, посвященную наукам и искусству. Полагаем, что его участие в энциклопедическом предприятии стало не случайным, так как Л. де Жокур выступал своеобразным научным гарантом издания, которому было дозволено говорить о современных достижениях в обществе. Язык начал осознаваться как творческая способность человека, средство, позволяющее открывать другому человеку свои мысли, а социальный статус ученого делал легитимным дискурс, касающийся специализированных знаний [8, с. 62].
Первые статьи Л. де Жокура появились во втором томе (1752). Вот что писал сам Д. Дидро в предисловии ко второму тому «Энциклопедии» (цит. по:
[14, с. 164-165]): «M. le Chevalier de Jaucourt, que la douceur de son commerce et la variété de ses connaissances ont rendu cher à tous les gens de Lettres, et qui s'applique avec un succès distingué à la Physique et à l'Histoire naturelle, nous a communiqué des articles nombreux, étendus, et faits avec tout le soin possible. On en trouvera plusieurs dans ce volume, et nous avons eu soin de les désigner par le nom de leur auteur. Ces articles sont les débris précieux d'un ouvrage immense... et dont il n'a pas voulu que les restes fussent inutiles à sa patrie» / «М. Шевалье де Жокур, который своей мягкостью и разнообразием знаний дорог всем литераторам, с выдающимся успехом применяя свои знания в физике и естественной истории, передал нам многочисленные, обширные статьи, сделанные со всевозможной тщательностью. Многие из них можно найти в этом томе, и мы бережно отнеслись в них к имени автора. Эти статьи — драгоценные осколки огромного труда... останки которого он не хотел бы оставить бесполезным для своей страны» (здесь и далее перевод наш. — С. Г.).
В дальнейшем, вплоть до 1765 г., ученый стал самым плодовитым автором Французской Энциклопедии, написав для нее единолично или в соавторстве в общей сложности 17 266 статей, что составило почти четверть всех материалов справочного издания.
Отмечается, что именно благодаря титанической работоспособности Л. де Жокура после восьмилетнего запрета Парламента публикация «Энциклопедии» возобновилась. Ученый пишет либо сам, либо диктует секретарям от четырех до восьми статей в день. В декабре 1765 г. одновременно выходят из печати последние десять томов, где каждая вторая статья написана Л. де Жокуром. Рабом «Энциклопедии» (esclave de l'Encyclopédie) с любовью называл его Д. Дидро и воздал должное его авторскому самопожертвованию в Предисловии к восьмому тому «Энциклопедии» [1]: «Le sentiment honnête & généreux qui nous a soutenus, nous l'avons aussi rencontré dans les autres. Tous nos Collegues se sont empressés à nous seconder <...> mais puisqu'il n'en est qu'un seul que nous ayons la liberté de nommer, tâchons du-moins de le remercier dignement. C'est M. le Chevalier de Jaucourt. <...> Que n'a-t-il pas fait pour nous, sur-tout dans ces derniers tems? Jamais le sacrifice du repos, de l'intérêt & de la santé ne s'est fait plus entier & plus absolu. Les recherches les plus pénibles & les plus ingrates ne l'ont point rebuté. Mais c'est à chaque feuille de cet Ouvrage à suppléer ce qui manque à notre éloge: il n'en est aucune qui n'atteste & la variété de ses connoissances & l'étendue de ses secours» / «Честное и щедрое чувство, которое поддерживало нас, мы встречали и в других. Все наши Коллеги быстро нам помогли <...> но есть один, кого мы можем назвать свободно, давайте попытаемся отблагодарить его с достоинством. Это месье Шевалье де Жокур. <...> Что он только не сделал для нас, особенно в последнее время? Никогда еще жертвование покоем, интересами и здоровьем не было столь полным и абсолютным. Самые тягостные и неблагодарные поиски не оттолкнули его. Но каждый лист этого Труда должен восполнить то, чего не хватает в нашей
хвале: нет ничего, что не свидетельствовало бы о многообразии его познаний и степени его помощи».
Лучшими статьями Л. де Жокура считаются публикации по следующим темам: «Совесть», «Демократия», «Национальное равенство», «Рабство», «Франция», «Правительство», «Война», «Инквизиция», «Естественная свобода», «Гражданская свобода», «Политическая свобода», «Основной закон», «Отечество», «Народ», «Пресса», «Республика», «Суеверия» и «Работорговля». В дополнение к ним он написал множество статей по физике, химии, ботанике и патологии [16]. Эти лексемы-термины, семантика которых конвенционально и нормативно связана с означиванием оценивающей деятельности ученого-философа, обладают большим дискурсивным потенциалом, поскольку отражают ценностные взгляды ученого на эволюцию культуры и общества.
В рассуждениях Л. де Жокура прослеживается достаточно высокий уровень терминологической культуры в различных статьях «Энциклопедии» находим подробное разъяснение многих науковедческих терминов. Определения были верны, хотя иногда носили слишком общий и в целом архаичный характер, что связано с процессом активного разделения картины мира на обиходную и научную. Переосмыслялись понятия знания, полученного в результате индивидуального и социального опыта. Сложность состояла в способах описания опытного знания, которое было необходимо представить на двух уровнях — как языковое и как текстовое знание [7].
Длительное время считалось, что Л. де Жокур был только компилятором чужих идей [13, 15]. Но уже во второй половине XX в. исследователи стали указывать на то, что он раскрывается перед скрупулезным читателем как первоклассный энциклопедист благодаря изобилию и смелости изложенных материалов. Дабы избежать бдительности цензоров, он лишь в редких случаях высказывался прямолинейно по тому или иному вопросу. Его личное мнение, умело завуалированное, напоминает рапсодию, а статьи выглядят как полифонические тексты, в которых голос компилятора смешивается с голосом авторов, на которых он ссылается, поддерживая или оспаривая их точку зрения. Оставаясь самостоятельным автором, Л. де Жокур умело комбинирует источники, создавая свой собственный дискурс [13, 16].
Реальная картина мира, существовавшая в виде определенных когнитивных структур в сознании Л. де Жокура как ученого-просветителя и энциклопедиста, вербально нашла свое воплощение в виде статей, написанных для Французской Энциклопедии и позиционируемых автором как средства порождения нового смысла. Коммуникативно-прагматическая и творческая деятельность Л. Де Жо-кура как пассионарной личности привели к его соучастию в зарождении и осмыслении нового для читателей той эпохи научно-популярного дискурса. Язык при этом являлся одновременно и способом, и результатом такой деятельности. В этом ракурсе можно говорить о пассионарном воздействии энциклопедических статей на читательскую аудиторию в качестве реакции на их восприятие.
Как один из талантливейших авторов Л. Де Жокур провозглашает в них конкретные и желаемые жизненные ситуации, описание и анализ которых закрепляются в ментальном общественном сознании. Читатель не остается безучастным к усилиям, прилагаемым автором-ученым, активно включаясь в процесс восприятия материала. Исходя из специфики статей «Энциклопедии» (социальной, прагматической, профессиональной и пр.) как основы научно-популярного дискурса, адресат начинает анализировать смысл текстов, включает полученные сведения в персональные представления о предмете дискурса, постигает и усваивает, принимает или не принимает его содержание [5, с. 105].
Социогуманитарная научная парадигма, изучающая научно-популярный дискурс XVIII в. как сложный многоуровневый феномен, ставит новую для науки о языке задачу нарративного воссоздания личностного портрета ученого, привлечения узкого и широкого научного контекста, отражающего особенности его рефлексии.
Будучи самым активным автором «Энциклопедии», Луи де Жокур нашел в ней инструмент для изменения общественного образа мышления. Качество его работы, упорство и своеобразное авторское мужество выдвигают ученого-философа на передний план философского движения эпохи Просвещения. Для Л. де Жокура как пассионарной личности значимым стало духовное удовлетворение от участия в создании Французской Энциклопедии, коррелировавшее с сохранением собственной индивидуальности и креативностью.
Библиографический список Источники
1. Diderot D. Avertissement // Encyclopédie Home Page. T. 8. URL: https://artflsrv03. uchicago. edu/philologic4/encyclopedie1117/navigate/8/2/ (дата обращения: 25.05.2021 г.).
Литература
2. Беспалова Ю. М. Биографические исследования в социологии культуры // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 4. С. 21-33.
3. Викулова Л. Г., Серебренникова Е. Ф., Герасимова С. А. Эволюционная семиометрия знака интеллектуальной культуры: философ/philosophe // Методология современных семантических исследований в развитии и перспективе: коллективная монография / под общ. ред. О. А. Сулеймановой. М.: Флинта, 2018. С. 197-212.
4. Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М.: АЙРИС-пресс, 2016. 318 с. (Библиотека истории и культуры) (Полное собрание сочинений Л. Н. Гумилева).
5. Гусейнова Т. С. Пассионарность когнитивного содержания фразелогических трансформ в публицистическом дискурсе // Вестник Социально-педагогического института. 2015. № 1 (13). С. 101-111.
6. Дебель М. А. Взаимосвязь личностных качеств и особенностей ценностно-смысловой сферы людей среднего возраста, проявляющих себя как пассионарные личности // Научный диалог. Психология. Педагогика. 2013. № 9 (21). С. 32-40.
7. Нечаева Н. А. Языковая картина мира: наивная и научная // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. № 2 (22). С. 70-77.
8. Осипова Л. И. К вопросу о сущности языка в философском и собственно лингвистическом понимании // Вестник МГПУ Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 3 (19). С. 61-68.
9. Профессиональная картина мира. Методология. Варианты. Практика: коллективная монография / под общ. ред. С. В. Мыскина и Е. Ф. Тарасова. М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2020. 308 с.
10. Радченко О. А. Горизонты нарративной историографии в новом столетии // Вестник МГЛУ. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Вып. 9 (801). С. 25-39.
11. Сильницкий Г. Г. Россия в поисках смысла: в 2 ч. Ч. 1. Смоленск: [б. и.], 2001. 313 с.
12. Birnstiel E. Louis de Jaucourt. Musée virtuel du protestantisme. URL: http:// www.museeprotestant. org/en/ notice/louis-de-jaucourt-1704-1779-2/ (дата обращения: 25.05.2021 г.).
13. Chavoz N. Voltaire dans l'Encyclopédie: au rendez-vous manqué des «idoles» et des «harengs» // Acta fabula. 2017. Vol. 18. № 7. URL: http://www.fabula.org/acta/docu-ment10458.php
14. Etienvre F. Avant Masson, Jaucourt: L'Espagne dans l'Encyclopédie de Diderot et d'Alembert // Bulletin Hispanique. 2002. Vol. 104. № 1. Р. 161-180. DOI: https://doi.oig/10.3406/ hispa.2002.5106. URL: https://www.persee.fr/doc/hispa_0007-4640_2002_num_104_1_5106
15. Moureau F. Le roman vrai de l'Encyclopédie. Paris: Gallimard, 1990. 176 p.
16. Perla G. A. La philosophie de Jaucourt dans l'"Encyclopédie" // Revue de l'histoire des religions. 1980. T. 197. № 1. P. 59-78. DOI: https://doi.org/10.3406/rhr.1980.5108. URL: https://www.persee.fr/doc/rhr_0035-1423_1980_num_197_1_5108
References
Istochniki
1. Diderot D. Avertissement // Encyclopédie Home Page. T. 8. URL: https://artflsrv03. uchicago. edu/philologic4/encyclopedie1117/navigate/8/2/ (дата обращения: 25.05.2021 г.).
Literatura
2. Bespalova Yu. M. Biograficheskie issledovaniya v sociologii kul'tury' // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004. № 4. S. 21-33.
3. Vikulova L. G., Serebrennikova E. F., Gerasimova S. A. Evolyucionnaya semio-metriya znaka intellektual'noj kul4ury\ filosof/philosophe // Metodologiya sovremenny'x semanticheskix issledovanij v razvitii i perspektive: kollektivnaya monografiya / pod obshh. red. O. A. Sulejmanovoj. M.: Flinta, 2018. S. 197-212.
4. Gumilev L. N. Ot Rusi do Rossii: ocherki e'tnicheskoj istorii. M.: AJRIS-press, 2016. 318 s. (Biblioteka istorii i kultury) (Polnoe sobranie sochinenij L. N. Gumileva).
5. Gusejnova T. S. Passionarnost kognitivnogo soderzhaniya frazelogicheskix transform v publicisticheskom diskurse // Vestnik SociaFno-pedagogicheskogo instituta. 2015. № 1 (13). S. 101-111.
6. DebeT M. A. Vzaimosvyaz' lichnostnyx kachestv i osobennostej cennost-no-smy' slovoj sfery' lyudej srednego vozrasta, proyavlyayushhix sebya kak passionarny'e lichnosti // NauchnyJ dialog. Psixologiya. Pedagogika. 2013. № 9 (21). S. 32-40.
7. Nechaeva N. A. Yazykovaya kartina mira: naivnaya i nauchnaya // Vestnik MGPU. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazy'kovoe obrazovanie. 2016. № 2 (22). S. 70-77.
8. Osipova L. I. K voprosu o sushhnosti yazyka v filosofskom i sobstvenno lingvis-ticheskom ponimanii // Vestnik MGPU. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazy'kovoe obrazovanie. 2015. № 3 (19). S. 61-68.
9. Professionalnaya kartina mira. Metodologiya. Varianty'. Praktika: kollektivnaya monografiya / pod obshh. red. S. V. My'skina i E. F. Tarasova. M.: OOO «Agentstvo so-ciaFno-gumanitarnyx texnologij», 2020. 308 s.
10. Radchenko O. A. Gorizonty' narrativnoj istoriografii v novom stoletii // Vestnik MGLU. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018. Vy'p. 9 (801). S. 25-39.
11. Sil'niczkij G. G. Rossiya v poiskax smy'sla: v 2 ch. Ch. 1. Smolensk: [b. i.], 2001. 313 c.
12. Birnstiel E. Louis de Jaucourt. Musée virtuel du protestantisme. URL: http:// www.museeprotestant. org/en/ notice/louis-de-jaucourt-1704-1779-2/ (data obrashheniya: 25.05.2021 g.).
13. Chavoz N. Voltaire dans l'Encyclopédie: au rendez-vous manqué des «idoles» et des «harengs» // Acta fabula. 2017. Vol. 18. № 7. URL: http://www.fabula.org/acta/docu-ment10458.php
14. Etienvre F. Avant Masson, Jaucourt: L'Espagne dans l'Encyclopédie de Diderot et d'Alembert // Bulletin Hispanique. 2002. Vol. 104. № 1. R. 161-180. DOI: https://doi. org/10.3406/hispa.2002.5106. URL: https://www.persee.fr/doc/hispa_0007-4640_2002_ num_104_1_5106
15. Moureau F. Le roman vrai de l'Encyclopédie. Paris: Gallimard, 1990. 176 p.
16. Perla G. A. La philosophie de Jaucourt dans l'"Encyclopédie" // Revue de l'histoire des religions. 1980. T. 197. № 1. P. 59-78. DOI: https://doi.org/10.3406/rhr.1980.5108. URL: https://www.persee.fr/doc/rhr_0035-1423_1980_num_197_1_5108
S. A. Gerasimova
Louis de Jocourt: Passionary Personality of the Enlightenment or "The slave for the Encyclopedia"?
The article dwells on passionarity which is a sociocultural phenomenon of the 18th century interconnected with the personality of an encyclopedist indicating the role of scientific knowledge in the intellectual culture of society has changed. The views of the French enlightener Louis de Jocourt were identified, the extent of his scientific contribution to the formation of the French Encyclopedia was determined. The author also clarifies the definition of passionality as the ability to be more alert enough to be be ready to complete a large amount of work in a short period of time. The latter allows you to achieve a significant goal and leads to a change in personality and society.
Keywords: popular scientific discourse; Louis de Jocourt; biography of the scientist; passionate personality; articles of the French Encyclopedia.