Научная статья на тему 'Лучевая диагностика шейного отдела позвоночника при краниоцервикальной травме в остром периоде'

Лучевая диагностика шейного отдела позвоночника при краниоцервикальной травме в остром периоде Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
505
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА / ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Чехонацкий И. А., Чехонацкий В. А.

Актуальность. В структуре повреждений при краниоцервикальной травме, поражения шейного отдела позвоночника занимают особое место. Всё это обуславливает большую значимость правильного применения лучевых методов диагностики Материалы и методы. 57 пациентов с «хлыстовым» механизмом травмы без прямого удара шеи, которую они получили во время дорожно-транспортного происшествия. Всем пациентам выполнялась рентгенография черепа и шейного отдела позвоночника. Результаты. Жалобы, указывающие на травму шейного отдела позвоночника, в первые часы после ДТП предъявляли 29 (50,9%) больных, 28 (49,1%) на вторые, третьи сутки. Рентгенография позвоночника выявила сохранение физиологического шейного лордоза у 11 (19,3%) пациентов, у 39 (68,4%) выпрямление шейного лордоза, у 7 (12,3%) больных диагностирована кифотическая инверсия шейного отдела позвоночника. У 14 (24,6%) пострадавших выявлялась ротация позвонков на уровнях СIII-СV. В 11 (19,3%) случаях диагностирован лестничный или комбинированный спондилолистез на уровнях СIII-СVI. У 5 (8,8 %) больных костные изменения (сочетание переломо-вывихов с повреждением суставных отростков, реже дуг, тел позвонков, поперечных и остистых отростков). При краниоцервикальной травме характерно сочетание травматических костных проявлений на двух соседних уровнях. Выявлению повреждений связок позвоночника способствовали косвенные признаки: наличие протрузии или грыжи межпозвоночного диска, наличие «вакуум-феномена» в эпидуральном пространстве. Выводы. При краниоцервикальной травме происходит непрямое повреждение дисков, ушибы, растяжения мышечно связочного аппарата шеи, подвывихи и вывихи тел и суставных отростков шейных позвонков, особенно атланто-окципитальных и атланто-аксиальных, что часто приводит к нестабильности травмированных позвоночно-двигательных сегментов, развитием в них дегенеративно-дистрофических изменений. Cтруктурные изменения позвоночника у пострадавших с краниоцервикальной травмой показали необходимость выполнять всем пациентам прямую и боковую рентгенографию шейного отдела позвоночника для исключения костной патологии и нестабильности повреждений даже при минимальном подозрении на данный вид травмы. Лучевое исследование позвоночника у пострадавших дополнило клиническую картину объективными данными для проведения эффективного лечения пострадавших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лучевая диагностика шейного отдела позвоночника при краниоцервикальной травме в остром периоде»

Заключение. Все потерпевшие и подозреваемые в насильственных действиях сексуального характера должны направляться к венерологу, совместная работа с экспертами позволит совершенствовать профилактическую работу.

Ключевые слова: ИППП, сексуальное насилие, профилактика.

ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ СЕПСИСА, ПО ДАННЫМ РЕАНИМАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГУЗ СО «СГКБ № 2 ИМ. В.И. РАЗУМОВСКОГО» г. САРАТОВА

Ивличев А.В., Чувашова М.С., Ляпина Е.П., Ли-ско О.Б., Царёва Т.Д.

ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, кафедра инфекционных болезней лечебного факультета

Введение. В XXI в. сепсис остается одной из самых актуальных проблем медицины в связи с неуклонной тенденцией к росту заболеваемости, значительным экономическим ущербом от данной патологии и стабильно высокой летальностью.

Цель: выявить особенности течения сепсиса у пациентов инфекционного профиля, госпитализированных в реанимационное отделение (РО), на примере ГУЗ СО «СГКБ № 2 им. В.И. Разумовского» г Саратова (2 ГКБ).

Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ 66 историй болезни больных с диагнозом «Тяжелый сепсис», находившихся на лечении в РО 2 ГКБ с 2012 по 2015 г Изучались отечественные и зарубежные публикации по теме исследования. Обработка материалов осуществлялась с использованием программы MS Exel (2007).

Результаты. Установлено, что критериям тяжелого сепсиса соответствуют все исследованные пациенты. Это подтвердилось наличием: синдрома системной воспалительной реакции (по трем параметрам у 36,4% и по четырем параметрам у 63,6% пациентов), очага инфекции (преимущественно локализовался в легких, плевре, сердце, головном мозге и почках: 2 и 4 очага подтверждено у 13 и 14% пациентов соответственно, 3 очага у 73% пациентов), органной дисфункции (100% случаев). Этиологическая структура сепсиса, по данным 2 ГКБ, не отличалась от таковой в популяции. Подавляющее большинство составили стафилококки, протей, кишечная и синегнойная палочки. Летальность от сепсиса в РО 2 ГКБ за 20122015 гг. составила 15,2%, что не превышает общероссийские показатели.

Выводы. Таким образом, у всех пациентов (100% случаев) в РО 2 ГКБ при постановке диагноза «Сепсис» и проведении терапевтических мероприятий использовались критерии, соответствующие международным и российским рекомендациям.

В РО госпитализировались больные с наличием критериев, подтверждающих диагноз «Тяжелый сепсис».

Несмотря на своевременную постановку диагноза и адекватность лечения, сохраняются высокие показатели летальности у больных с диагнозом «Тяжелый сепсис» и актуальность поиска новых подходов к терапии.

Ключевые слова: тяжелый сепсис, критерии диагностики и лечения сепсиса.

ЛУИ ПАСТЕР - ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ ИММУНОЛОГИИ

Караваева Н.В.

ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, кафедра клинической аллергологии и иммунологии

У истоков иммунологии стояли двое выдающихся ученых: Э. Дженнер и Л. Пастер. Они находились в поиске ответа на вопрос: «Можно ли отнести иммунологию к самостоятельной науке?». Разрешить этот вопрос удалось с помощью сопоставления опытов Дженнера и наблюдений Пастера. Таким образом, слияние умов этих ученых и является источником зарождения иммунологии.

Луи Пастер заслуженно считается основоположником микробиологии и иммунологии. Выдающимся с точки зрения фундаментальной науки является блистательное опровержение Пастером популярной со времен древних греков теории о самопроизвольном зарождении жизни. Празднуя свою научную победу, Пастер сказал: «Не существует никаких условий, при которых микробы появлялись бы на этот свет иначе как от подобных себе родителей».

В разгар экспериментов по брожению и опровержению самопроизвольного зарождения микробов Пастеру поступил запрос от Министерства сельского хозяйства разобраться с загадочной болезнью шелковых червей, разорявшей производство шелка во Франции. Пастер научился сам и научил хозяев плантаций отделять подверженных болезни особей от здоровых, что останавливало инфекцию и в итоге полностью решило проблему. Именно это открытие впоследствии сослужит неоценимую службу при разработке вакцин.

Венцом научной карьеры Пастера следует признать выявление инфекционной природы заболеваний и создание вакцин для защиты от них. Блистательная победа над сибирской язвой, куриной холерой и бешенством принесли Пастеру поистине мировую славу.

Луи Пастер уделял особое внимание распространению науки. Он вдохновил своим примером немало великих ученых. Среди его учеников великий русский иммунолог И.И. Мечников. Пастеровцам принадлежат 8 Нобелевских премий, среди наиболее известных открытий можно назвать разработку вакцины БЦЖ, открытие бактериофагов, создание синтетических антигистаминных препаратов. Именно Л. Пастер заложил один из краеугольных принципов научного исследования - доказательность, сказав знаменитое «никогда не доверяйте тому, что не подтверждено экспериментами».

Ключевые слова: Луи Пастер, основоположник, иммунология, создание вакцин, доказательность.

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА ПРИ КРАНИОЦЕРВИКАЛЬНОЙ ТРАВМЕ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ

Чехонацкий И.А., Чехонацкий В.А.

ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, кафедра нейрохирургии

Актуальность. В структуре повреждений при кра-ниоцервикальной травме особое место занимают поражения шейного отдела позвоночника, чем и обу-

Саратовский научно-медицинский журнал. 2016. Т. 12, № 2.

словливается большая значимость правильного применения лучевых методов диагностики.

Материал и методы. Изучали состояние 57 пациентов с «хлыстовым» механизмом травмы без прямого удара шеи, которую они получили во время дорожно-транспортного происшествия. Всем пациентам выполнялась рентгенография черепа и шейного отдела позвоночника.

Результаты. Жалобы, указывающие на травму шейного отдела позвоночника, в первые часы после ДТП предъявляли 29 (50,9%) больных, 28 (49,1%) - на вторые, третьи сутки. Рентгенография позвоночника выявила сохранение физиологического шейного лордоза у 11 (19,3%) пациентов, а у 39 (68,4%) - выпрямление шейного лордоза, у 7 (12,3%) больных диагностирована кифотическая инверсия шейного отдела позвоночника. У 14 (24,6%) пострадавших выявлялась ротация позвонков на уровнях Сш-СУ В 11 (19,3%) случаях диагностирован лестничный или комбинированный спондилолистез на уровнях СШ-^1. У 5 (8,8%) больных установлены костные изменения (сочетание переломовывихов с повреждением суставных отростков, реже дуг, тел позвонков, поперечных и остистых отростков). При краниоцер-викальной травме характерно сочетание травматических костных проявлений на двух соседних уровнях. Выявлению повреждений связок позвоночника способствовали косвенные признаки: наличие про-трузии или грыжи межпозвоночного диска, наличие «вакуум-феномена» в эпидуральном пространстве.

Выводы. При краниоцервикальной травме происходит непрямое повреждение дисков, ушибы, растяжения мышечно-связочного аппарата шеи, подвывихи и вывихи тел и суставных отростков шейных позвонков, особенно атланто-окципитальных и ат-ланто-аксиальных, что часто приводит к нестабильности травмированных позвоночно-двигательных сегментов с развитием в них дегенеративно-дистрофических изменений. Структурные изменения позвоночника у пострадавших с краниоцервикальной травмой показали необходимость выполнять всем пациентам прямую и боковую рентгенографию шейного отдела позвоночника для исключения костной патологии и нестабильности повреждений даже при минимальном подозрении на данный вид травмы. Лучевое исследование позвоночника у пострадавших дополнило клиническую картину объективными данными для проведения эффективного лечения пострадавших.

Ключевые слова: лучевая диагностика шейного отдела позвоночника.

Материал и методы. Эксперименты проводили на половозрелых белых нелинейных мышах весом 25-30 г Животные содержались на стандартной диете вивария и имели свободный доступ к воде. Кровь забирали декапитацией через 1, 2 и 5 суток после внутрибрюшинного введения синегнойного экзотоксина в дозах 0,1 LD50, 1,0 LD50 и 5,0 LD50. Для определения биохимических показателей сыворотки собирали кровь от пяти мышей в одну пробирку, анализировали по 5 образцов в каждой из 10 экспериментальных групп. Всего использовали 250 мышей. Сыворотку крови получали осаждением кровяного сгустка центрифугированием при 900 g в течение 10 минут.

В рамках эксперимента для определения степени повреждения печени в сыворотке определяли активность АЛТ, АСТ, а-гидроксибутиратдегидрогеназы (а-ГБДГ), креатинкиназы (КК), лейцинаминопептида-зы (ЛАП), общее содержание белка, билирубина, ли-пидов и холестерина стандартными методами.

Результаты. Активность АСТ возрастала в 7-8 раз только при введении сверхлетальной дозы ЭТА. Активность АЛТ увеличивалась начиная с первых суток при введении 5,0 LD50. Активность а-ГБДГ возрастает уже на 2-е сутки интоксикации при введении сублетальных доз ЭТ-А. Гиперферментемия а-ГБДГ сохранялась до конца срока наблюдения. Активность КК повышается через сутки после введения всех изученных доз ЭТ-А и увеличивается по мере возрастания доз токсина. Активность ЛАП снижается спустя 5 суток после введения ЭТ-А. Исследование билирубина не выявило достоверного изменения его содержания даже при введении сверхлетальной дозы ЭТ-А. Изменение липидного метаболизма состояло в развитии выраженной гиперхолестеринемии, связанной с увеличением содержания общего холестерина. Результаты исследования белкового обмена выявили выраженное нарушение белоксинтезирующей функции печени.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о значительных изменениях состояния гепа-тоцитов, проявляющихся в изменении содержания в крови биохимических маркеров функционального состояния печени, характеризующих повреждение ее клеток. Таким образом, установлено выраженное гепатотоксическое действие экзотоксина А Pseudomonas aeruginosa во все сроки наблюдения, проявляющееся даже при воздействии сублетальных доз токсина.

Ключевые слова: гепатотоксические эффекты синегнойной палочки, экзотоксин А Pseudomonas aeruginosa.

гепатотоксические эффекты

ЭКЗОТОКСИНА А PSEUDOMONAS AERUGINOSA У БЕЛЫХ МЫшЕЙ

Васютина В.О., Моррисон В.В.

ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, кафедра патологической физиологии им. академика А.А. Богомольца

Актуальность. Для оценки развития патологического процесса при синегнойной инфекции немаловажное значение имеют экспериментальные данные комплексного исследования биохимических показателей периферической крови, отражающие функциональные органные изменения.

ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости геморрагической

ЛИХОРАДКОЙ С ПОЧЕЧНЫМ СИНДРОМОМ В саратовской области с 2003 по 2014 год

Долич В.Н., Урядова Л.П., Малюгин Д.С., Хво-ростухина А.И.

ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, кафедра эпидемиологии

Актуальность. Впервые в истории геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) была выявлена и научно доказана учеными в 1944 г Однако проблема заболеваемости ГЛПС остается

Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2016. Vol. 12, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.