Научная статья на тему 'ЛОЖЬ КАК БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. СПОСОБЫ СИМУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ'

ЛОЖЬ КАК БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. СПОСОБЫ СИМУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОЖЬ / СИМУЛЯЦИЯ / ИМИТАЦИЯ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончаренко Е.В., Тайсаева С.Б., Цоцонава Ж.М., Полумордвинова Н.Ю.

В статье анализируются особенности проявления лжи в подростковом возрасте как особенности проявления человеческой природы. Ложь и обман изучаются через призму социокультурного рассмотрения, приводятся примеры из клинической практики. Введение. Ложь - это не черта личности, не свойство характера, не признаки патологии развития, она феномен человеческой природы и составляющая коммуникации любого человека. В толковом словаре С.И. Ожегова ложь определяется как намеренное искажение истины, неправда, обман. В Оксфордском словаре английского языка говорится: «В современном употреблении слова (ложь), обычно имеется оттенок ярко выраженного морального осуждения, и в вежливой беседе его стараются избегать, часто заменяя такими синонимами, как «обман» и «неправда», имеющими относительно нейтральное звучание». Цель исследования. Классификация различных видов симуляции соматических и неврологических заболеваний у подростков в клинической практике врачей и психолога. Материалы и методы исследования. Использовались следующие методы: сбор психологического анамнеза, метод интервью, методы верификации (безинструментальной детекции лжи), метод «Система кодирования лицевых движений FACS». Результаты и их анализ. Подростки с акцентуациями характера склонны к проявлениям симуляции и лжи в стрессовых ситуациях. Таким образом они избегают стресс-факторы, прибегая к самым примитивным и естественным способам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LYING AS BIOPSYCHOSOCIALPHENOMENON. WAYS TO SIMULATE ADOLESCENTS IN CLINICAL PRACTICE

The article analyzes the features of the manifestation of lies in adolescence as features of the manifestation of human nature. Lies and deceit are studied through the prism of sociocultural consideration, examples from clinical practice are given. Introduction. The lie is not personality trait, not character trait, not a sign of pathology of development, it is a phenomenon of human nature and component of communication of any person. In the explanatory dictionary S.I. Ozhegov lie is defined as a deliberate distortion of the truth, untruth, deceit. The Oxford English Dictionary states: “In modern usage of the word (false), there is usually connotation of strong moral condemnation, and in polite conversation this is avoided, often replaced by synonyms such as “deceit” and “untruth”, which have relatively neutral sound. ". Purpose of the study. Classification of various types of simulation of somatic and neurological diseases in adolescents in the clinical practice of doctors and psychologists. Materials and research methods. The following methods were used: psychological history taking, interview method, verification methods (non-instrumental lie detection), FACS Facial Movement Coding System method. Results and their analysis. Adolescents with character accentuations are prone to manifestations of simulation and lies in stressful situations. Thus, they avoid stress factors by resorting to the most primitive and natural methods.

Текст научной работы на тему «ЛОЖЬ КАК БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. СПОСОБЫ СИМУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Психологические науки

УДК 159.97

ЛОЖЬ КАК БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. СПОСОБЫ СИМУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Елена Вячеславовна Гончаренко, медицинский психолог, старший лаборант, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Светлана Борисовна Тайсаева, кандидат психологических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Жужуна Мурмановна Цоцонава, кандидат медицинских наук, доцент, Наталья Юрьевна Полумордвинова, врач-невролог, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

В статье анализируются особенности проявления лжи в подростковом возрасте как особенности проявления человеческой природы. Ложь и обман изучаются через призму социокультурного рассмотрения, приводятся примеры из клинической практики. Введение. Ложь - это не черта личности, не свойство характера, не признаки патологии развития, она феномен человеческой природы и составляющая коммуникации любого человека. В толковом словаре С.И. Ожегова ложь определяется как намеренное искажение истины, неправда, обман. В Оксфордском словаре английского языка говорится: «В современном употреблении слова (ложь), обычно имеется оттенок ярко выраженного морального осуждения, и в вежливой беседе его стараются избегать, часто заменяя такими синонимами, как «обман» и «неправда», имеющими относительно нейтральное звучание». Цель исследования. Классификация различных видов симуляции соматических и неврологических заболеваний у подростков в клинической практике врачей и психолога. Материалы и методы исследования. Использовались следующие методы: сбор психологического анамнеза, метод интервью, методы верификации (безинструментальной детекции лжи), метод «Система кодирования лицевых движений FACS». Результаты и их анализ. Подростки с акцентуациями характера склонны к проявлениям симуляции и лжи в стрессовых ситуациях. Таким образом они избегают стресс-факторы, прибегая к самым примитивным и естественным способам.

Ключевые слова: ложь, симуляция, имитация, подросток.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p564-569

LYING AS BIOPSYCHOSOCIAL PHENOMENON. WAYS TO SIMULATE ADOLESCENTS IN CLINICAL PRACTICE

Elena Vyacheslavovna Goncharenko, the medical psychologist, senior laboratory assistant, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Svetlana Borisovna Taysaeva, the candidate of

sciences in psychology, docent, Plekhanov Russian University of Economics; Zhuzhuna Murmanovna Tsotsonava, the candidate of medical sciences, docent, Natalya Yurievna Polu-mordvinova, the neurologist, Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Abstract

The article analyzes the features of the manifestation of lies in adolescence as features of the manifestation of human nature. Lies and deceit are studied through the prism of sociocultural consideration, examples from clinical practice are given. Introduction. The lie is not personality trait, not character trait, not a sign of pathology of development, it is a phenomenon of human nature and component of communication of any person. In the explanatory dictionary S.I. Ozhegov lie is defined as a deliberate distortion of the truth, untruth, deceit. The Oxford English Dictionary states: "In modern usage of the word (false), there is usually connotation of strong moral condemnation, and in polite conversation this is avoided, often replaced by synonyms such as "deceit" and "untruth", which have relatively neutral sound. ". Purpose of the study. Classification of various types of simulation of somatic and neurological diseases in adolescents in the clinical practice of doctors and psychologists. Materials and research methods. The following methods were used: psychological history taking, interview method, verification methods (non-instrumental lie

detection), FACS Facial Movement Coding System method. Results and their analysis. Adolescents with character accentuations are prone to manifestations of simulation and lies in stressful situations. Thus, they avoid stress factors by resorting to the most primitive and natural methods.

Keywords: lie, simulation, imitation, teenager.

Социальные и поведенческие психологи дают свои дифференцированные понятия лжи. О. Фрай определяет обман как успешную или безуспешную намеренную попытку, совершаемую без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным [5]. Митчелл дает свое определение как «ложной коммуникации, предположительно приносящую пользу коммуникатору» [5]. П. Экман ложь и обман использует как синонимы. Обман -действие умышленное; лжец всегда обманывает намеренно. И он может иметь оправдание только в своих глазах, а может также и во мнении общества [6].

В.В. Знаков, дифференцирует ложь, обман и неправду: 1) есть ли у говорящего субъекта намерение ввести в заблуждение слушающего; 2) соответствует ли фактическое содержание сообщения действительности и 3) верит ли говорящий в правдивость того, что сам говорит. При таком подходе можно выделить три феномена: неправда как «высказывание, основанное на заблуждении, неполном знании или шутливом намерении»; ложь как «сознательное искажение известной субъекту истины, осуществляемое с целью введения в заблуждение собеседника»; обман как «такая полуправда или правда, которая, по мнению обманщика, спровоцирует обманываемого на ошибочные выводы из достоверных фактов» [3].

В книге Л.М. Мартьяновой «Лжец: Отклонить» ложь описывается как оценочное суждение людей. Правда и ложь - категории социальные. Человеку свойственно одно и тоже событие оценивать по -разному, исходя из окружающего контекста. Ложь - это всегда умышленное введение в заблуждение, по причине владения лжецом рентной информацией, которая став известной жертве обмана способна нанести лжецу вред в виде угрозы наказания и разрушить намерения лжеца иметь позитивную социальную оценку со стороны общества и окружающего лжеца контекста [2].

Откуда берет свои истоки обман? О. Фрай в своей книге «Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи» ссылается на определение Митчелла, который «предполагает, что не только люди, но и животные, и даже растения могут лгать. Некоторые психологи, в частности Бонд и Робинсон, с этим согласны. Они описывают, как орхидеи завлекают самцов ос путем иллюзии сексуального контакта. Также Де Вааль, приводит ряд примеров изощренного обмана в животном мире, включая случаи блефа со стороны шимпанзе [5]. В природе, действительно множество ухищрений во флоре и фауне. Плотоядные растения: росянка и венерина мухоловка, стапелия заманивают своим запахом, соком и внешним видом даже крупных насекомых создавая иллюзию безопасности. Приматы прячут еду от соплеменников, а самцы низшей иерархии стараются через груминг-поведение привлечь самку для спаривания, стараясь обойти альфа-самца.

Медицинские работники оказывают помощь в лечении и восстановлении людям с различными заболеваниями. Но и медикам приходиться нередко сталкиваться с различными формами обмана пациентов. Мотивы и выгода для такого поведения различные по своей природе, и зачастую остаются загадочными для самого врача. Врачи не верификаторы, поэтому в профессиональной терминологии есть несколько терминов, которые озвучиваются и понимаются неверно, и в картине мира медиков являются синонимами лжи. Состояние больного, не укладывающегося в клиническую картину заболевания, озвучиваются как «конверсия», «аггравация», «ипохондрия», «панические атаки». У педиатров принято избегать слова «лгун» и «симулянт» в связи с врачебной этикой и деонтологией, поэтому факт самого существования такого явления как ложь подменяется более корректной лингвистикой. Перечисленные термины не слова-синонимы, а

самостоятельные клинические состояния или нарушения и не имеют никакого отношения к введению в заблуждение другого человека. Для определения обмана в медицинской практике больше подходит термин «симуляция». В Большой советской энциклопедии слово симуляция (лат. БтиМю - видимость, притворство) - создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием. Различают умышленную и патологическую симуляцию [1].

ОБСУЖДЕНИЕ

В своей работе и в описании клинических примеров мы акцентируем внимание на детей без психической патологии, которые не страдают психическими расстройствами и все приведенные примеры относятся к обману. Как правило, жалобы пациента не укладываются в клиническую картину заболевания, вербальная продукция достаточно расплывчатая и хаотичная. В наш век цифровых технологий при доступности и популяризации медицинских знаний в интернете лингвистика таких больных может быть заученной, а речь пестрит терминологией и диагнозами. Симулянты часто приходят эрудированными и подготовленные теоретически и практически на прием к врачу. Дети подросткового и юношеского возраста в силу развития интеллектуальной сферы, и длительного времяпровождения с гаджетами более информированы, описывают и изображают свои недуги разнообразно и реалистично. В видеохостинге УоиТиЪе при запросе «как заболеть» выходит большое количество видеоматериала, где подростки проводят импровизированные мастер-классы и практические кейсы по симуляции. Просмотр роликов некоторых ютуберов доходит до 500 тысяч. Мы провели собственный анализ способов обмана у подростков, ознакомившись с видеороликами и профилями в социальных сетях различных блогеров и пранкеров. Клинические примеры нами описанные, являются реальными и достоверными в практике психолога и невролога. Медицинский психолог, который выявлял обман и фальсификацию больных имеет дополнительное профессиональное образование в области детекции лжи и владеет методами верификации. Все методы по распознаванию обмана являются безопасными и экологичными в системе коммуникации. В этих примерах, дети дали признание о том, что намеренно причинили вред своему здоровью.

Абсолютными лидерами в симуляции являются остро-респираторные заболевания и ангина.

Способы для имитации «красного горла»: до 5-6 капель йода на сахар, чтобы вызвать раздражение и покраснение гортани; рассасывание кубиков льда вместе с компрессом из ткани пропитанной ледяной водой; полоскание горла фукорцином, этот препарат имеет название «красная зеленка» и окрашивает гортань в красный цвет; употребление смородинного варенья, так как сок смородины является натуральным красителем; употребление леденцов и напитков красного цвета; разжевывание стручка красного перца для раздражения гортани; длительное пение или крик в подушку; для красноты глаз используются красная губная помада и вазелин для втирания в веки, острый красный перец, горчица, репчатый лук, парфюмерия, клей ПВА.

Для повышения температуры популярны в молодежной среде способы: поедание карандашного грифеля, поднимает температуру тела до 38 градусов; употребление йода, капается на сахар, эффект длится до 3 часов; натирание подмышечных впадин различными согревающими мазями, солью или чесноком перед измерением температуры; употребление холодных продуктов питания и жидкости: большое количество мороженого в сочетании с мятной жевательной резинкой, холодного молока или ледяной воды, освежающие конфеты ЯОМБО в сочетание с дыханием ртом холодным воздухом; употребление 2-3 столовых ложек кофе. Кофе оказывает воздействие на сердечно-сосудистую и вегетативную систему, может давать недолгий субфебрилитет; «водные процедуры»: холодный душ и горячие ванны сочетают с прогулкой в холодную погоду или стаканом холодной воды.

Клинический пример. Девочка 14 лет, неоднократно проходила обследование и лечение в аллергологическом отделении ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница имени Н.Н. Силищевой» с диагнозом: лихорадка неуточненная. После проведённого комплексного обследования и отрицательных результатов исследований была консультирована психологом. При установленном раппорте и доверительных отношениях в психотерапевтической работе призналась, что обманывала родителей из-за школьного буллинга и в интернете нашла способ, чтобы поднимать себе температуру тела. Она размельчала грифель простого карандаша до порошкообразного состояния и принимала его во внутрь запивая небольшим количеством воды. В интервале от 30 до 60 минут, у нее поднималась температура выше 37,5 градусов после чего оставалась дома.

На втором месте в рейтинге симуляций у школьников сердечно-сосудистые и гастроэнтерологические заболевания (гастродуоденит, диарея, нарушение ритма сердца, артериальная гипертензия):

• употребление большого количества воды до 2-3 литров. Интенсивное количе -ство жидкости в организме приводит к увеличению давления;

• принятие «правильных» поз до или вовремя измерении артериального давления. К примеру: скрестить бёдра, как ножницы, и сильно их сжать или поставить одну ногу на стул перед собой и как можно сильнее наклониться телом вперёд;

• употребление большого количества натурального кофе или свежезаваренного черного чая «чифирь» также приводят к артериальной гипертензии и тахикардии;

• для диареи подростки в аптеке покупают дешевые слабительные препараты и жалуются на отравление. После опорожнения кишечника «отравление» купируется, а ребенок день-два по уважительной причине не посещает учебное заведение;

• создание искусственных улик для правдоподобности. В сети интернет существуют множество советов, чтобы создать инсценировку «тяжелого недуга». К примеру, на одном из сайтов мы нашли описание бутафории рвоты, автор рекомендовал из спагетти, молока, размятого банана, шоколадного коктейля или сливок сформировать рвотную массу и размазать ее по полу и кровати;

• вызывание рвоты рекомендуется нажатием пальца на миндалины гортани. Затем нужно набрать полный рот овсяной каши или мелко пережеванной пищи и выплюнуть в раковину для демонстрации. Авторы также советуют съесть соленные огурцы и запить молоком, выпить соленную теплую воду чтобы вызвать у себя рвотный рефлекс.

Клинический пример. Трое юношей в возрасте 14-15 лет, ученики 8-9 классов находился на госпитализации в кардиологическом отделении в связи с гипертонией. Во время лечения состояние улучшилось, резких скачков давления не наблюдалось. Накануне перед выпиской у всех одновременно произошел резкий скачок давления от 160 до 200/90 мм. рт. ст. Психологом были проведены индивидуальные консультации с детьми. Один подросток дал признание, что двое являются выпускниками 9 класса, и одновременно готовились на выписку. Со слов: «На следующий день в школе должны быть пробные экзамены по ОГЭ, мы решили их пропустить, так как не готовились», «Мой сосед по палате предложил способ, чтобы поднять быстро давление. Мы выпили по 3 литра воды каждый, а восьмиклассник за компанию, чтобы не сдал нас». При общении с «зачинщиком» было выявлено, что он в течении года пользовался этим способом, чтобы пропускать занятия в школе, причиной пропусков были конфликты с педагогами.

Третье место занимает неврологическая патология, а именно головные боли и мигрень:

• в основном для создания впечатления окружающих рекомендуют способы невербального поведения (позы, мимика, жесты-иллюстраторы) для разыгрывания публичного представления о сильных головных болях и демонстрации обморочных состояний. Также в большом количестве предлагаются речевые контексты для правильного озвучивания жалоб;

• употребление препаратов, резко снижающих артериальное давление. Таблетка нитроглицерина, положенная под язык, при сохранении вертикального положения тела рекомендуется для кратковременной потери сознания;

• на сайте Lady Kisa.com есть подробный инструктаж для искусственного обморока. «Расслабьте мышцы всего тела, как будто вы спите. Представьте, что не владеете мышцами лица. По лицу легче всего вас разоблачить. Старайтесь не дышать, пока «валяетесь без сознания», или дышите едва заметно, слабо. Падение начинайте с ног, подгибайте их, за ними упадёт остальное тело. Ноги затормозят падение. Это выглядит аккуратно, позволяет избежать сильно удара. От стоп ноги должны уклониться в сторону. Первыми приземляются колени, потом попа, туловище». (https://ladykisa.com/zdorove/upast-v-obmorok-specialno-bezopasno-sposoby.html).

В социальных группах на тему «как прогулять школу» найдены тренажеры по вербальной коммуникации с родителями, учителями и школьными медработниками состоящие из заготовленных ответов на возможные вопросы. Также множество «лайфхаков» по психологическим манипуляциям и встраивания тревоги родственникам.

Помимо распространенных существуют эксклюзивные способы членовредительства. Членовредительство можно отнести к одной из форм аутоагресии. Аутоагрессия как врожденный поведенческий паттерн встречается не только у человека, но и у млекопитающих в виде самоповреждения, к примеру, животное испытывая гнев к более сильной особи покусывает себя от бессилия. Подростки часто наносят себе самоповреждение на верхних и нижних конечностях в виде «насечек» острыми и колющими предметами. Древние японские обычаи харакири и сэппуку тоже аутоагрессивны по своему происхождению.

Клинический пример. Мальчик, возраст 13 лет, находился на госпитализации в отделении аллергологии ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница имени Н.Н. Силищевой» с диагнозом аллергическая крапивница. Поступил с жалобами на сыпь на верхних и нижних конечностях. Ранее, амбулаторно в течении года проходил обследования у дерматологов и аллергологов города. На консультации психолога рассказывал: «Пятна сами появлялись, как будто из воздуха. Мама зовет меня ужинать, а я ей говорю, чувствую, что сейчас пятно появится. И через несколько минут на глазах у всех появляется красный волдырь. Через несколько дней он лопается, оттуда льется жидкость и появляется болячка». «Мы уже кучу всяких больниц объездили, никто не знает, что у меня за загадочная болезнь!», «Мама переживает за меня, но в больницах у меня такого не бывает, только дома». При осмотре, у ребенка на нижних и верхних конечностях в области голеней и предплечий на симметричных участках кожи пятна и корки багрового цвета около 4-5 штук. Мальчик из полной семьи, отношение к нему хорошее и заботливое со стороны родственников, в школе учиться средне, связывает низкую мотивацию с конфликтами со сверстниками. На вопросы, специалиста которые касались его здоровья отвечал уклончиво, в мимике отмечалось микровыражение эмоции страха, придерживался «легенды» о загадочном заболевании. После нескольких консультаций признался, что втайне посыпал кожу солью и прикладывал лед. Прочитал о таком способе в интернете и обманывал родителей, чтобы не посещать учебное учреждение, так как испытывал гнев на соучеников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В приведенных нами примерах дети были психически здоровыми, но с акцентуированными чертами характера. Мотивами поведения, по их признанию было избегание стресс-факторов: буллинг в школе, выпускные экзамены, трудности в обучении. Дети из-за боязни и нежелания озвучивать взрослым собственные проблемы, воспользовались обманом и деструктивными способами нейтрализации внутриличностного конфликта. По сути, они отреагировали естественным лимбическим способом избежать опасности.

Самая архаичная часть мозга отвечает за эмоции человека, а страх напрямую связан с инстинктом сохранения жизни. Лимбический мозг окрашивает будущее тревогой, автоматически запускается реакция «Беги» на стрессор. Самый легкий вариант - обмануть и получить долгожданную отсрочку от проблем. Сослаться на нездоровье - один из распространенных и популярных способов у многих подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия. Энциклопедия. В 30 томах. Том 23. Сафлор - Соан / А.М. Прохоров. -3-е издание, - Москва : Советская энциклопедия, 1976.- 640 с.

2. Мартьянова Л.М. Лжец: Отклонить / Л.М. Мартьянова, Ю.В. Елизарова. - Москва : Концептуал, 2019. - 201 с.

3. Молчанов, А.Ю. Инструментальная детекция лжи / А.Ю. Молчанов, С.И. Оглоблин. -Ярославль : Нюанс, 2004. - 462 с.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - 27-е издание, исправленное, - Москва : Мир и образование, 2021. - 1376 с.

5. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи/О. Фрай. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. - 284 с.

6. Экман П. Психология лжи / П. Экман. - Санкт-Петербург : Питер, 2019.- 480 с.

REFERENCES

1. Prokhorova, A.M. (1976), The Great Soviet Encyclopedia. Encyclopedia. In 30 volumes. Saf-flower - Soan, Vol. 23, 3rd ed., Soviet encyclopedia, Moscow.

2. Martyanova, L.M. (2019), Liar: reject, Conceptual, Moscow.

3. Molchanov, A.Y. and Ogloblin S.I. (2004), Instrumental lie detection, Nuance, Yaroslavl.

4. Ozhegov, S.I. (2021), Explanatory dictionary of the Russian language. About 100,000 words, terms and phraseological expressions, World and education Moscow.

5. Fry, O. (2006), Lie. Three ways to detect. How to read the thoughts of a liar, how to deceive the ji detector, Prime Eurosign, St. Petersburg.

6. Ekman, P. (2019), Psychology of lies, Peter, S.t Petersburg.

Контактная информация: taisaeva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2022

УДК 159.9:796/799

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА» СПОРТСМЕНА КАК ВНУТРЕННИЙ И

ВНЕШНИЙ ФЕНОМЕН

Виктор Иванович Гончаров, доктор психологических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

Аннотация

В статье рассматривается понятие «психологическая защита» как внутренний и внешний феномен. Первый проявляется как «психологическая защита» в классическом понимании по Фрейду, которая использует неосознаваемые механизмы психической саморегуляции сознания и поведения для ограждения его от негативных и острых переживаний страха, неудачи, тревоги или неуверенности в своих действиях. Второй - как внешняя «психологическая защита» в виде официальной и неофициальной психологической поддержки и защиты спортсмена со стороны государственных органов, спортивных федераций, руководства команд, семьи, друзей и др. При этом анализируется содержание и структура этих видов психологической защиты, уровни проявления их отдельных компонентов. Для этого используется и контент-анализ современных исследований в области проявления психологической защиты в спортивной деятельности. В статье приводится схема «психологической защиты», включающая как ее внутреннюю, так и внешнюю структуры. Внутренняя психологическая защита представлена непроизвольной (оперативной и долговременной) и произвольной (поведенческой и когнитивной) защитами, внешняя - формальным (со стороны государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.