Саженов Н. Д. *
ЛОЙЯ ДЖИРГА В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ СОВРЕМЕННОГО АФГАНИСТАНА
Sazhenov Nickolay**
LOYA JIRGA IN THE SYSTEM OF POLITICAL INSTITUTE OF MODERN AFGHANISTAN
DOI: 10.31696/2227-5568-2020-02-111-121
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы роли и места в политической системе современного Афганистана такого специфического института, как Лойя Джирга - всеафганского совета, созываемого ad hoc для решения различных политических вопросов высокой важности. Даются краткие сведения об институте джирги в Афганистане, который из архаичного племенного органа самоуправления был трансформирован в политический институт государственного уровня; выделяются четыре возможных уровня созыва джирги. Особое внимание уделено конституционным нормам, которые определяют порядок формирования, статус и полномочия Лойя Джирги в политической системе современного Афганистана; приводится краткая характеристика всех шести Лойя Джирг, проведенных с момента свержения режима талибов и начала формирования новых основ афганского государства.
Автор приходит к выводу, что ни одна из проведенных в современном Афганистане Лойя Джирг не соответствовала конституционным нормам, согласно которым в состав Лойя Джирги входят главы провинциальных и уездных советов, именно из-за трудностей с проведением выборов в данные государственные органы. Поэтому последние четыре Лойя Джирги, созванные уже после принятия действующей конституции в 2004 году, получали статус «консультативной», а в одном случае «традиционной». По всей видимости, данный статус Лойя Джирги в политической системе Афганистана в ближайшее время останется неизменным, поэтому автор в завершение предлагает два варианта обращения к институту джирги (не обязательно это будет Лойя Джирга). Первый предполагает «ратификацию» гипотетического мирного соглашения кабульского правительства с движением «Талибан», второй - созыв региональной джирги пуштунских племен по обе стороны афгано-пакистанской границы при возможном участии политиков обеих стран для обсуждения актуальных вопросов трансграничного сотрудничества двух стран и снижения существующего уровня конфликтности. Автор также считает, что на фоне возникших в последние годы (в особенности при созыве Лойя Джирги в 2019 году) тенденций к оспариванию легитимности созываемой Лойя Джирги, для афганского правительства крайне важным будет обеспечение широкого представительства таких групп населения, как женщины и молодежь.
* Саженов Николай Дмитриевич - м.н.с. Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН; e-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-4126-6855
** Nickolay D.Sazhenov - junior researcher of Centre for the Study of Near and Middle Eastern Countries, IOS RAS; e-mail: [email protected].
Ключевые слова: Лойя Джирга, Афганистан, мирный процесс, Конституция Афганистана.
Abstract: The article is devoted to the analysis of Loya Jirga's role and place in the political system of modern Afghanistan. General information about Jirgas in Afghanistan is provided because this institution replicates similar traditional tribal bodies on the national level. The author describes four possible types of Jirga in terms of participants and territorial coverage. Special attention is given to the analysis of constitutional rules which determine the powers of the Loya Jirga and its status in the political system of post-Taliban Afghanistan. Moreover, the author provides a brief characteristic of all the Loya Jirgas which have been organized since the overthrow of the Taliban regime.
The article shows that in modern Afghanistan none of the convened Loya Jirgas have complied with the relevant constitutional rules. According to the Constitution of Afghanistan, the Loya Jirga must include "presidents of the provincial as well as district assemblies". But this provision cannot be respected due to some difficulties in the conduct of elections in provinces and districts. That is why four Loya Jirgas, convened after the adoption of the Constitution in 2004, were called "consultative" or "traditional". The issue of Loya Jirga's legitimacy is also remaining relevant now. Apparently, Loya Jirga's status in the political system of Afghanistan will remain the same in the short term. In conclusion, the author proposes two options for modern Afghanistan, when the Loya Jirga may be convened. The first one touches upon the issue of adoption of a hypothetical peace agreement with the Taliban and the second variant implies the convening of the Pashtun tribes jirga in the region of Afghan-Pakistani border to discuss vital issues.
Key Words: Loya Jirga, Afghanistan, peace process, the Constitution of Afghanistan.
Среди институтов, определяющих очертания политической системы современного Афганистана, Лойя Джирга, является, пожалуй, самым российской и зарубежной научной литературе она упоминается весьма редко и, как правило, вписывается в контекст исследований, посвященных этнополитическим вопросам или каким-либо поворотным точкам в истории Афганистана, где дальнейшее его развитие во многом определялось решением Лойя Джирги. Весьма ограничен и круг авторов - в России эту тематику затрагивали В. Г. Коргун, Ю. П. Лалетин, К. А. Лебедев1, однако в их работах (за исключением Ю. П. Лалетина) деятельность Лойя Джирги не выступает в качестве объекта исследования и является составной частью исследования политической системы Афганистана или его общества. Статья, полностью посвященная Лойя Джирге, вышла в 2004 году за авторством Х. Хашим-бекова, однако там основной фокус исследования направлен в прошлое,
1 См.в частности: Коргун В. Г. История Афганистана. XX век. М., 2004. C. 125-127, 154-159, 217-218, 227, 308-309, 328-329, 344, 388-390; Лалетин Ю. П. Племя и государство в Афганистане: идеальный тип (модель) политсистемы ряда стран Западной Азии. М., 2008. 106 с.; Лебедев К. А. Афганский народ - паштуны. М., 1997. C. 14.
на описание исторической эволюции этого института2. Кроме того, существенной проблемой для исследователя остается малое количество материалов о Лойя Джирге в постталибском Афганистане. Настоящее исследование во многом направлено на создание целостной картинки деятельности данного органа и устранение существующих эмпирических лакун.
Для понимания роли и места Лойя Джирги в современной политической системе Афганистана следует, прежде всего, дать ей общую характеристику и рассмотреть конституционные основы ее функционирования. Следует оговориться, что автор не ставит своей задачей подробный анализ исторического развития Лойя Джирги, основное внимание будет сосредоточено на ее деятельности в Афганистане после 2001 года, когда сформировалась политическая система страны в ее нынешнем виде. Исторический анализ данного института заслуживает отдельного глубокого исследования с привлечением массива документальных источников и трудов по афганской тематике XIX-XX веков и разбором существующих в научной среде взглядов на эту тему3. Поэтому целесообразным видится дать лишь краткий абрис о сущности джирги как специфического властного органа в Афганистане.
Исторически джирга являлась традиционным властным институтом пуштунских племен4, созываемым ad hoc из племенных старейшин (иногда - глав семей)5 для решения того или иного вопроса критической важности. Учитывая доминирование пуштунов в афганских структурах власти со времен создания независимого государства в 1747 году, джирга оказалась адаптирована к условиям системы государственного управления и стала одним из политических институтов. Для джирг характерно различие по масштабам в зависимости от степени важности решаемой проблемы. Российский востоковед Ю. П. Лалетин выделяет 3 их уровня:
• Местный уровень. Джирга созывается как «орган управления в деревне или в городском квартале» для решения вопросов локального значения;
2 Хашимбеков Х.Лоя Джирга как представительный орган государственной власти Афганистана // Афганистан в начале XXI века. М., 2004. C. 73-79.
3 Так, в частности, заслуживает внимания и рассмотрения точка зрения немецкого исследователя Бенджамина Бухольца, альтернативная сложившейся в отечественной научной литературе. По его мнению, Лойя Джирга как политический институт появилась лишь во времена правления короля Амануллы (1919-1929 гг.) и явно не имеет многовековой истории. Также Б. Бухольц ставит под сомнение факт избрания в 1747 году Ахмад Шаха Дуррани эмиром Афганистана на Лойя Джирге, не уточняя, впрочем, каким способом это было сделано. См.: Buchholz B.The Nation's Voice? Afghanistan's loya jirgas in the historical context [Electronic resource] / Afghanistan Analysts Network.URL: https://www.afghanistan-analysts.org/the-nations-voice-afghanistans-loya-jirgas-in-the-historical-context/.
4 Хотя подобный совещательный институт в различных вариациях встречается и среди иных этносов Афганистана, в частности, у хазарейцев (прим.авт.).
5 Пластун В. Н. Изнанка афганской войны 1979-1989 гг.: Дневниковые записи и комментарии участника. М., 2016. C. 31.
• Племенная джирга созывается «на уровне одного или нескольких племен при возникновении племенных столкновений и конфликтов»;
• Общенациональная джирга (Лойя Джирга - в переводе с языка пушту «большой круг (людей)»). Созывается для решения вопросов общегосударственной важности, ее решения обязательны к исполнению. Изначально на Лойя Джирге были представлены старейшины племен, избираемые местными или племенными джиргами. Впоследствии, во многом под влиянием политической модернизации, в ее состав были введены основные политические деятели страны, ученые, представители этнических меньшинств. В постталибском Афганистане отмечается тенденция к постепенному расширению участия женщин в Лойя Джирге6. Созыв Лойя Джирги находится в компетенции президента страны.
В приведенную классификацию, по мнению автора, можно добавить еще один, региональный, уровень, имплицитно упоминаемый Ю. П. Лалетиным в тексте во фразе «Довольно широкое распространение получили джирги ряда племен или совокупности племен того или иного региона»7. Возможно, целесообразным будет отделение этого уровня от племенного, который получается весьма широким - от собрания старейшин одного-двух племен до крупных джирг, например, в масштабе нескольких провинций. Критерием, по всей видимости, должен стать территориальный охват - региональный уровень джирг может начинаться с собрания представителей племен в масштабах минимум одной провинции Афганистана.
В действующей Конституции Афганистана, принятой в 2004 году, Лойя Джирге посвящена глава 6 (ст. 110-115). Согласно конституционным нормам, Лойя Джирга формируется из:
1. Членов Национальной ассамблеи (двухпалатного парламента) Афганистана;
2. Руководителей провинциальных и уездных советов.
При этом министры, судьи Верховного суда и Генеральный прокурор Афганистана имеют право принимать участие в заседаниях Лойя Джирги, однако не могут голосовать (ст. 110). Таким образом, можно констатировать определенную трансформацию «формы» Лойя Джирги при сохранении ее «содержания» - вместо избираемых делегатов со всех уголков страны в заседаниях участвуют государственные чиновники. Впрочем, это не нововведение конституции 2004 года - аналогичное положение было зафиксировано в статье 78 конституции 1964 года8.
6 Лалетин Ю. П. Афгано-пакистанские отношения и джирга мира // Азия и Африка сегодня. 2008. № 5. С. 64.
7 Там же.
8 The Constitution of Afghanistan 1964. URL: https://web.archive.org/web/20110917002320/http:// www.afghan-web.com/history/const/const1964.html.
В Конституции очерчен и круг вопросов, для решения которых созывается Лойя Джирга (ст. 111):
1. Принятие решений по вопросам, связанным с независимостью, суверенитетом, территориальной целостностью и фундаментальными интересами страны ^Uc ^JLu.);
2. Внесение поправок в действующую Конституцию;
3. Вынесение решения об отрешении от должности президента Афганистана в соответствии с положениями статьи 69 Конституции9.
На первом заседании Лойя Джирги делегаты избирают Председателя, его заместителя, а также Секретаря и помощника Секретаря (ст. 112). Наличие кворума для проведения голосования определяется присутствием простого большинства делегатов. Решения Лойя Джирги принимаются простым большинством голосов присутствующих делегатов, за исключением случаев, явно оговоренных в тексте настоящей Конституции (ст. 113). Заседания Лойя Джирги могут проводиться в закрытом режиме в случае вынесения соответствующего предложения Ул делегатов, принятого общим голосованием (ст. 114). Во время заседания Лойя Джирги на делегатов распространяются положения статей 101 и 102 настоящей Конституции (ст. 115)10,11.
Соответствующая глава афганской конституции открывается словами, что «Лойя Джирга представляет собой высшее воплощение выражения воли народа Афганистана». Несмотря на определенный пафос это выражения, по сути, Лойя Джирга является одним из вариантов представительной демократии, пусть и в весьма архаичной общинно-вечевой форме, которую пытаются адаптировать к нынешней неустойчивой политической системе Афганистана. Она не является всенародным собранием,
U U __Г)
в действующей конституции четко очерчен круг ее участников. В то же время, при формировании состава джирг на региональном, племенном и местном уровнях сохраняется определенная элитарность - решаются официальными и теневыми органами местной власти при поддержке совета племенных старейшин и религиозных авторитетов.
9 Согласно статье 69 Конституции ИРА, в случае выдвижения против президента обвинений в преступлениях против человечности или в государственной измене, в поддержку которых проголосовали 2/3 членов Волучи Джирси (нижней палаты парламента), в течение месяца созывается Лойя Джирга. Если 2/3 ее делегатов проголосуют в поддержку выдвинутых обвинений, президент отрешается от должности, а его дело передается в Специальный суд (Special Court), в состав которого входят спикер Мешрано Джирги (верхней палаты парламента), 3 представителя Волуси Джирги и 3 представителя Верховного суда, притом последние назначаются Лойя Джиргой (прим.авт.).
10 Статьи 101 и 102 Конституции ИРА касаются депутатов Национальной ассамблее Афганистана. Ст. 101 гласит, что ни один депутат не может преследоваться по закону за отданный голос или выраженные в ходе исполнения обязанностей взгляды. Ст. 102 регламентирует преследование по закону парламентариев, совершившие какое-либо преступление (прим.авт.).
11 Qanun-e asasi [Electronic resource] / President.gov.af [Official page]. URL: http://president.gov.af/fa/ %d9%82%d8%a7%d9%86%d9%88%d9%86-%d8%a7%d8%b3%d8%a7%d8%b3%db%8c/.
Таблица 1
Созывы Лойя Джирги в современном Афганистане (2001 г. - н.в.)
Сроки проведения Председатель Количество делегатов Предмет обсуждения
Июнь 2002 г. (Чрезвычайная Лойя Джирга) Исмаил Касимъяр Около 1600 Выборы главы Переходной администрации, утверждение ее структуры и состава. Обсуждался также проект федеративного устройства Афганистана, поддерживаемый этническими меньшинствами12.
13 декабря 2003 года - январь 2004 года. (Конституционная Лойя Джирга) Себгатулла Моджаддеди 502 Принятие конституции Афганистана
Июнь 2010 г. («Джирга мира», говорилось о ее консультативном статусе) Бурхануддин Раббани 1600 Переговоры с вооруженной оппозицией. Создание Высшего совета мира.
Ноябрь 2011 (Получила известность как «Традиционная Лойя Джирга») Себгатулла Моджаддеди 2030 Стратегическое партнерство Афганистана и США.
Ноябрь 2013 г. (Носила консультативный характер) Себгатулла Моджаддеди 2500 Договор о безопасности между США и Афганистаном
29 апреля - 3 мая 2019 г. (Носила консультативный характер) Абдуррасул Сайяф 3200 Мирные переговоры с движением «Талибан», вопросы формирования переговорной делегации правительства Афганистана13.
Составлено автором по: Smith S. Loya Jirgas and Political Crisis Management in Afghanistan: Drawing on the Bank of Tradition / United States Institute of Peace, Special Report, № 457, September, 2019, p.21-23.
Среди перечисленных случаев проведения Лойя Джирги в Афганистане первые две стоят особняком - их проведение выпало на период нахождения у власти Временной, а затем и Переходной администраций под руководством Хамида Карзая. То есть, режим талибов к тому моменту
12 Лалетин Ю.П. Межэтническое взаимодействие в Афганистане // Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные. М., 2008. С. 311-312.
13 Afghanistan Loya Jirga Demands "Immediate and Permanent" Ceasefire [Electronic Resource] / Egypt Indepent. URL: https://egyptindependent.com/afghanistan-loya-jirga-demands-immediate-and-permanent-ceasefire/.
уже был отстранен от власти в результате вооруженного вмешательства международной коалиции, а новая политическая система находилась в стадии формирования. По всей видимости, для Хамида Карзая первые проводимые Лойя Джирги, де-факто заложившие основы современной политической системы Афганистана, стали не только инструментом формирования контуров новой политической системы Афганистана, но и средством дополнительной легитимизации его лидерства через обращение к традиционным институтам власти.
Первая Чрезвычайная Лойя Джирга имела принципиальное отличие от остальных - механизм ее созыва был обговорен еще в Боннских соглашениях 2001 года, которые ознаменовали начало строительства новой государственной системы постталибского Афганистана. Более того, в тексте соглашений была уже задана повестка будущей Лойя Джирги: «На чрезвычайной Лойе Джирге будет принято решение о переходном органе, включая Переходную администрацию на широкой основе, который будет осуществлять управление Афганистаном до того времени, когда будет обеспечена возможность избрания полностью представительного правительства в результате свободных и справедливых выборов, которые должны быть проведены не позднее, чем в течение двух лет после даты созыва чрезвычайной Лойи Джирги»14. Отдельный раздел в соглашении был посвящен описанию полномочий и процедуры работы Специальной независимой комиссии по созыву Лойя Джирги15. В Боннских соглашениях был заложен и механизм созыва через 18 месяцев Конституционной Лойя Джирги для утверждения текста новой конституции страны.
Хронологически последние четыре Лойя Джирги также можно объединить в одну группу. Их сходство определяется созывом в условиях действия конституции Афганистана 2004 года и упомянутых выше ее норм. Примечательно, что все четыре Лойя Джирги получали в своем названии какую-либо характеристику: в трех случаях использовалось прилагательное «консультативная», в одном - «традиционная». Связано это было с принципиальной невозможностью созвать Лойя Джиргу в соответствии с конституционными нормами - в стране так и не были избраны провинциальные и уездные советы. В случае с уездами проблема и вовсе выглядит неразрешимой - некоторые из них находятся под контролем вооруженной оппозиции, проведение выборов на их территории не представляется возможным. Серьезной трудностью для афганских властей стала и ограниченность ресурсов для проведения выборов - здесь симптоматично недавнее (от 29 мая 2019 г.) заявление главы Независимой избирательной комиссии Хавы Алам Нуристани о неготовности провести в сентябре 2019 года вместе с президентскими выборами также выборы
14 Письмо Генерального секретаря от 5 декабря 2001 года на имя Председателя Совета Безопасности ^/2001/1154) / Совет Безопасности ООН, 5 декабря 2001 г. С. 3.
15 Там же. С.6-7.
депутатов нижней палаты Парламента (Волуси Джирги) в провинции Газни и провинциальных советов16. В итоге в стране были проведены лишь президентские выборы.
Вышеуказанным способом можно было обойти конституционные нормы, что и было сделано. Также привлекает внимание и факт постепенного увеличения с 2003 года численности делегатов на проводимых Лойя Джиргах. Как представляется, это отражает стремление кабульского правительства продемонстрировать, с одной стороны, вовлеченность широких слоев населения в принятие политических решений, с другой - прочную базу лояльности среди населения страны, вне зависимости от этнической или региональной идентификации. Тем более, фоном для проведения этих заседаний Лойя Джирги была возрастающая активность вооруженной оппозиции, а в случае с Лойя Джиргой 2019 года еще и переговоры между спецпредставителем президента США по афганскому урегулированию Залмаем Халилзадом и представителями движения «Талибан» без участия афганского правительства.
В современном Афганистане Лойя Джирга как традиционный институт власти на практике имеет в определенном смысле дуалистическое положение. С одной стороны, этот политический институт не присутствует в системе государственной власти на постоянной основе и созывается по каким-либо особо важным поводам. С другой стороны, ценность Лойя Джирги связана не только с критической важностью для любого государства тех вопросов, которые находятся в сфере ее компетенций. Теоретически, институт джирги (в различных ее вариантах и масштабах) может сыграть свою роль в мирном процессе в Афганистане и, как бы это парадоксально ни звучало, даже в развитии двусторонних отношений.
В первом случае речь идет о возможном закреплении решением Лойя Джирги потенциального мирного соглашения между правительством Афганистана и Движением талибов. Однако стоит оговориться, что пока этот сценарий остается лишь «благим пожеланием» - варианты прямых переговоров между Кабулом и «Талибаном» не просматриваются, в афганском обществе существует сильная оппозиция любым договоренностям с террористическим движением. К тому же, даже подобное гипотетическое решение Лойя Джирги, как представляется, не гарантирует возникновения новых противоречий и оставления ряда экстремистских групп за бортом мирного процесса, что может привести к новому витку межафганского конфликта.
Все же Лойя Джирга - институт уже общеафганский, несмотря на свои племенные корни. Если в пуштунских племенах обязательность решений джирги подкреплялась наказаниями по нормам обычного права,
16 Entexabat-e parlemani dar Ghazni wa entexabat-e shuraha-e welayati dar Afghanistan bargozar nemishawad [Electronic Resource] / BBC Farsi/ URL: https://www.bbc.com/persian/afghanistan-48444515 (на перс. языке).
то в масштабах государства (тем более, нестабильного) обеспечить контроль за выполнением решения Лойя Джирги гораздо сложнее. Кроме того, возможны попытки делегитимации решений Лойя Джирги со стороны отдельных полевых командиров вооруженной оппозиции, которые не признают нормы действующей конституции Афганистана и не считают легитимным кабульское правительство, которое неизбежно будет участником и инициатором созыва Лойя Джирги. Симптоматично, что последняя Лойя Джирга, прошедшая весной 2019 года подверглась критике в афганском обществе, где ее восприняли как пиар-ход действующего главы государства Ашрафа Гани в преддверии президентских выборов17. Наконец, проблема заключается и в уже упомянутом выше статусе Лойя Джирги - для ее проведения в соответствии с конституционными нормами потребуется решение проблемы с выборами провинциальных и уездных советов, что пока представляется маловероятным.
Тезис о роли джирги в развитии двусторонних отношений следует пояснить отдельно. Прежде всего, в данном контексте речь идет лишь об отношениях Афганистана с Пакистаном - на территории последнего проживает значительная часть пуштунского этноса (численность пакистанских пуштунов больше численности афганских приблизительно в 2 раза). Учитывая разделенность пуштунов государственной границей между Афганистаном и Пакистаном (которую афганская сторона не признает), совместная джирга представителей афганских и пакистанских племен могла бы быть приемлемой площадкой для двустороннего диалога по насущным вопросам. В частности, к таковым можно отнести вопросы безопасности, учитывая напряженную обстановку в районе афгано-пакистанской границы. Опыт проведения подобных мероприятий у обеих стран уже есть - джирга с участием старейшин пуштунских племен по обе стороны границы, а также политиков Афганистана и Пакистана прошла 9-12 августа 2007 года18. К тому же, такая джирга в региональном формате не подпадает под нормы конституции и может формироваться не исключительно из госслужащих, а из людей, имеющих реальное влияние на местах и соответствующее этническое происхождение.
В качестве недостатков Лойя Джирги как политического института называется ее сдерживающая роль в политической модернизации иных властных институтов, представляющих, в частности, законодательную и судебную ветви власти19. Сюда же можно отнести и невысокую скорость
17 См., в частности: Critics Brand Peace Jirga An Election Campaign / Tolo News. URL: https://tolonews. com/afghanistan/critics-brand-peace-jirga-election-campaign; Afghanistan: President Ghani Seeks to Restore His Legitimacy With a Loya Girga / Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/en/afghanistan-president-ghani-seeks-to-restore-his-legitimacy-with-a-loya-jirga/a-48528211.
18 Лалетин Ю. П. Афгано-пакистанские отношения и джирга мира // Азия и Африка сегодня. 2008. № 5. С. 63.
19 Smith S. Loya Jirgas and Political Crisis Management in Afghanistan: Drawing on the Bank of Tradition / United States Institute of Peace, Special Report, № 457. September, 2019. P. 3.
принятия решений - проблему, характерную для демократических институтов и систем, где ведутся реальные обсуждения и дискуссии по сути принимаемых решений. В автократических системах решение принимается гораздо быстрее, поскольку всецело зависит от воли автократа и, в некоторых случаях, группы приближенных к нему лиц. Но, безусловно, качество принимаемых решений в автократических системах несравненно ниже. Наконец, в научной литературе отмечается нечеткость правовых норм в отношении формирования и полномочий организационного комитета Лойя Джирги, который осуществляет подготовку к ее проведению20.
Поскольку основной исследовательский фокус в настоящей статье сосредоточен на Лойя Джирге, будет корректным предположить сохранение на первый взгляд периферийного положения Лойя Джирги в рамках нынешней политической системы Афганистана. В условиях кризисных ситуаций или для решения критически важных государственных вопросов, вероятно, власти Афганистана будут обращаться к институту джирги, в том числе для демонстрации реального или имитируемого народного единства, однако, по всей видимости, в консультативном формате, из-за трудностей с созывом конституционной Лойя Джирги. Учитывая нынешний характер дискуссий внутри афганского общества (сейчас они ведутся главным образом вокруг участия различных групп населения в мирном процессе и легитимности действующего правительства - прим.авт.), при созыве очередной Лойя Джирги на повестку дня автоматически будет поставлен схожий вопрос о репрезентативности - нормы конституции ограничивают круг участников лишь чиновниками. Если будет принято решение о созыве консультативной Лойя Джирги или какой-либо региональной джирги, то вопрос участия женщин и представителей молодежи все равно возникнет, равно как и вопрос прозрачности формирования состава этого органа. От решения этих вопросов афганским правительством и будет зависеть не только восприятие проводимой Лойя Джирги в обществе, но и доверие к этому институту как таковому.
Литература/References
1. Коргун В. Г. История Афганистана. XX век. М.: ИВ РАН: Крафт+, Ин-т Востоковедения, 2004. 529 с.
2. Лалетин Ю. П. Афгано-пакистанские отношения и джирга мира // Азия и Африка сегодня. 2008. № 5. С. 60-64.
3. Лалетин Ю. П. Межэтническое взаимодействие в Афганистане // Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные / Отв. ред. А. Д. Воскресенский; МГИМО (У) МИД России. М.: Аспект пресс, 2008. С. 289-314.
20 Р. 8.
4. Лалетин Ю. П. Племя и государство в Афганистане: идеальный тип (модель) политсистемы ряда стран Западной Азии. Москва, 2008, 106 с.
5. Лебедев К. А. Афганский народ - паштуны. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 95 с.
6. Письмо Генерального секретаря от 5 декабря 2001 года на имя Председателя Совета Безопасности (S/2001/1154) / Совет Безопасности ООН, 5 декабря 2001 г., 13 с.
7. Пластун В. Н. Изнанка афганской войны 1979-1989 гг.: Дневниковые записи и комментарии участника. М.: Институт востоковедения РАН, 2016.- 756 с.
8. Хашимбеков Х. Лоя Джирга как представительный орган государственной власти Афганистана // Афганистан в начале XXI века. М., 2004, с. 73-79.
9. Afghanistan Loya Jirga Demands "Immediate and Permanent" Ceasefire [Electronic Resource] / Egypt Indepent. URL: https://egyptindependent.com/ afghanistan-loya-jirga-demands-immediate-and-permanent-ceasefire/.
10. Afghanistan: President Ghani Seeks to Restore His Legitimacy With a Loya Girga [Electronic Resource] / Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/ en/afghanistan-president-ghani-seeks-to-restore-his-legitimacy-with-a-loya-jirga/a-48528211.
11. Buchholz B. The Nation's Voice? Afghanistan's loya jirgas in the historical context / Afghanistan Analysts Network. URL: https://www.afghanistan-analysts.org/ the-nations-voice-afghanistans-loya-jirgas-in-the-historical-context/ (на англ. языке).
12. Critics Brand Peace Jirga An Election Campaign / Tolo News. URL: https:// tolonews.com/afghanistan/critics-brand-peace-jirga-election-campaign.
13. Entexabat-e parlemani dar Ghazni wa entexabat-e shuraha-e welayati dar Afghanistan bargozar nemishawad / BBC Farsi. URL: https://www.bbc.com/ persian/afghanistan-48444515 (на перс. языке).
14. Smith S. Loya Jirgas and Political Crisis Management in Afghanistan: Drawing on the Bank of Tradition / United States Institute of Peace, Special Report, № 457, September, 2019, 28 p. (на англ. языке).
15. The Constitution of Afghanistan 1964. URL: https://web.archive.org/ web/20110917002320/http://www.afghan-web.com/history/const/ const1964.html (на англ. языке).
16. Qanun-e asasi [Electronic resource] / President.gov.af [Official page]. URL: http://president.gov.af/fa/%d9%82%d8%a7%d9%86%d9%88%d9%86-%d8%a7%d8%b3%d8%a7%d8%b3%db%8c/ (на перс. языке).