Научная статья на тему 'Ловитель конвейерной ленты на уклонных и бремсберговых ленточных конвейерах'

Ловитель конвейерной ленты на уклонных и бремсберговых ленточных конвейерах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1890
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР / ЛОВИТЕЛЬ КОНВЕЙЕРНОЙ ЛЕНТЫ / ТОРМОЗНАЯ СТАНЦИЯ / ДАТЧИК КОНТРОЛЯ ОБРЫВА ЛЕНТЫ / BELT CONVEYOR / CONVEYOR BELT CATCHER / BRAKE STATION / BELT RUPTURE CONTROL SENSOR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ушаков Егор Николаевич

Описывается принципиально новая конструкция ловителя конвейерной ленты и механизм его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conveyor belt catcher at inclined gallery belt conveyors

Principally new design of conveyor belt catcher and it's work principle are described.

Текст научной работы на тему «Ловитель конвейерной ленты на уклонных и бремсберговых ленточных конвейерах»

Е.Н. Ушаков

научный сотрудник ОАО «НЦ ВостНИИ»

УДК 622.647.2

ЛОВИТЕЛЬ КОНВЕЙЕРНОЙ ЛЕНТЫ НА УКЛОННЫХ И БРЕМСБЕРГОВЫХ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРАХ

Описывается принципиально новая конструкция ловителя конвейерной ленты и механизм его работы.

Ключевые слова: ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР, ЛОВИТЕЛЬ КОНВЕЙЕРНОЙ ЛЕНТЫ, ТОРМОЗНАЯ СТАНЦИЯ, ДАТЧИК КОНТРОЛЯ ОБРЫВА ЛЕНТЫ

В настоящее время в условиях угольных шахт в выработках с углами наклона свыше 100 эксплуатируются брем-сберговые конвейеры. При этом, как правило, ни на одном конвейере не устанавливаются ловители ленты. В соответствии с п. 382 г ПБ 05-618-03 [1] ленточные конвейеры, независимо от направления движения ленты, должны оборудоваться устройствами, улавливающими грузовую ветвь ленты при ее разрыве, в выработках с углом наклона более 100.

Ленточные конвейеры как вид непрерывного транспорта давно се-

бя зарекомендовали в горной промышленности, и рассматривать их преимущества и недостатки не имеет смысла. Каждый вид транспорта должен применяться в зависимости от конкретных производственных условий.

Те транспортные средства, которые применяются на сегодняшний день, уже давно известны, эксплуатируются, но им необходима доработка в соответствии с современными требованиями качества, надежности, экологии и безопасности. В связи с этим сотрудниками ОАО «НЦ ВостНИИ» во исполнение п.382 г ПБ 05-618-03 [1] разработаны универсальные улавливающие устройства оборвавшихся конвейерных лент.

В настоящее время существуют и другие типы ловителей, которые имеют серьезные недостатки, снижающие эффективность и делающие невозможным их применение. Ранее сотрудниками ОАО «НЦ ВостНИИ» были разработаны устройства для улавливания оборвавшейся конвейерной ленты (УУКЛ) и методика расчета их установки на ленточном конвейере [2]. Эти устройства в настоящее время нашли широкое применение на

конвейерном транспорте, но их применение ограничено только уклонными конвейерами, так как привод связан с направлением движения ленты. На конвейерах, где движение рабочей ветви ленты происходит вниз по уклону (бремсберговые конвейеры), а также осуществляется перевозка людей по нижней ветви ленты вниз, остаются нерешенными вопросы их безопасной эксплуатации. Эксплуатирующие организации не выполняют требований правил безопасности. В то же время заводы-изготовители не комплектуют бремсберговые ленточные конвейеры ловителями конвейерной ленты. Причина нежелания производителей комплектовать выпускаемые бремсберговые конвейеры ловителями заключается в отсутствии рациональных конструкторских решений.

Существующие конструкции ловителей конвейерной ленты брем-сберговых конвейеров не отвечают современным требованиям безопасности.

В продолжение исследований по данной теме сотрудниками ОАО «НЦ ВостНИИ» разработана новая конструкция ловителя конвейерной ленты ленточных конвейеров.

Разработанный ловитель является универсальным, так как может работать как на уклонных, так и на бремсберговых конвейерах неограниченной длины. Эта многофункциональность обеспечивается конструктивной независимостью привода тормозных элементов в рабочем положении от направления движения конвейерной ленты. Предложенный ловитель состоит из следующих основных узлов: датчиков контроля обрыва конвейерной ленты, тормозных станций, приводов. Количество необходимых узлов определяется расчетом, их расположение по трассе конвейера - производственными условиями. Датчик обрыва конвейерной ленты представляет собой механизм, который определяет обрыв ленты и выдает сигнал на приведение тормозных станций в рабочее положение. Датчик выполнен в виде штанги, на одном конце которой имеется колесо или «лыжа» для постоянного контакта с лентой, на другом - противовес для создания необходимого усилия прижатия. Тормозные станции представляют собой рамы с комплектом тормозных элементов, расположенные

под лентой. Они не ограничивают пространство над рабочей ветвью конвейерной ленты и не представляют опасности для пассажиров. В рабочем положении тормозные элементы, рабочим органом которых являются заточенные скребки, имеющие форму поперечного сечения ленты, приподнимаются в вертикальное положение до упоров и выступают выше уровня горизонтальных роликов, обхватывая ленту по профилю. За счет скольжения ленты по заточенным скребкам тормозных элементов создается сила сопротивления движению ленты и происходит ее остановка при обрыве. В нерабочем положении тормозные элементы лежат на упорах, не касаясь конвейерной ленты. Все тормозные элементы, расположенные на одной раме, соединены между собой тягами, обеспечивающими их одновременное включение от отдельного привода, не имеют противовесов и сигнальной связи с лентой.

Привод тормозных элементов устанавливается отдельно под лентой конвейера и включается от датчиков контроля обрыва ленты, которые срабатывают при появлении

разрыва ленты непосредственно над ним.

Конструкция предложенных ловителей ленты проста в изготовлении, не требует больших трудозатрат при монтажных, демонтажных работах и при обслуживании, может быть изготовлена в условиях шахтных мастерских.

Исходя из вышеперечисленного, следует, что для повышения уровня безопасной эксплуатации конвейерного транспорта при перевозке грузов и людей и приведения условий эксплуатации в соответствие с требованиями нормативных документов по безопасности необходимо разработать конструкторскую документацию и провести эксплуатационные испытания ловителя. Ловитель не мешает движению груза и пассажиров по верхней ветви конвейерной ленты, обеспечивает надежное улавливание верхней ветви ленты в случае ее обрыва, не оставляет значительных повреждений на ленте. Все эти качества отличают предложенную конструкцию от ранее известных, что повышает уровень безопасной эксплуатации уклонных и бремсберговых ленточных конвейеров.

CONVEYOR BELT CATCHER AT INCLINED GALLERY BELT Ушаков Егор Николаевич

CONVEYORS тел. 8-913-301-6874

Ye. N. Ushakov

Principally new design of conveyor belt catcher and it's work principle are

described.

Key words: BELT CONVEYOR, CONVEYOR BELT CATCHER, BRAKE

STATION, BELT RUPTURE CONTROL SENSOR

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ПБ 05-618-03. Правила безопасности в угольных шахтах. -М., 2003. -295 с.

2. Пат. 2067070 СССР, МПК6 В65G43/06. Способ остановки ленты конвейера в случае ее обрыва и устройство для его осуществления / Г. К.Герасимов, А.В. Ещеркин, РИ. Чернов; заявитель и патентообладатель Восточный науч.-исслед. ин-т по безопасности работ в горной промышленности. - № 94018354/03; заявл. 19.05.94; опубл. 20.11.01, Бюл.№32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.