Лондон - Нью-Йорк: практика повышения уровня гуманности городской среды
Г.Н.Черкасов
Крупный город в силу специфики своей организации всегда находится в состоянии определенной конфронтации с человеком. Тем важнее представляются попытки создать приемлемые условия жизни, позволяющие человеку сохранять позитивный душевный настрой, поддерживать здоровье и двигаться вперед, развиваясь и генерируя новые идеи.
В Нью-Йорке с появлением небоскребов стали действовать рекомендации, направленные на то, чтобы жизнь в городе сделать более удобной. Здания по вертикали начали строить с уступами, так, чтобы больше света попадало на уровень земли, где ходят люди. Этот уровень выполняется весьма изобретательно, со скульптурными композициями, устройствами для цветов и зелени, фонтанами, оригинальными элементами вечернего освещения и информации (номера домов, названия организаций и пр.). Первые этажи небоскребов часто проектируются открытыми, свободными для прохода и оборудованными местами для отдыха.
Нью-Йорк. Небоскреб Трамп-тауэр. Деревья на фасаде здания
Нью-Йорк. Пешеходная зона в районе небоскребов -качественное замощение, фонтан и зелень
В трехуровневый вестибюль небоскреба Трамп-тауэр, на ступенчатом фасаде которого растут деревья, каждый желающий может войти, подняться на эскалаторе на верхние этажи, задержаться в кафе и магазинах, спуститься и выйти сдругой стороны в дворик, отгороженный отулицы стеклянной стеной. Подъем по эскалатору происходит на фоне стены высотой в три этажа, по которой постоянно стекает вода; стена имеет выступы, где размещены свисающая зелень и светильники. На первом открытом уровне небоскребов люди садятся на гранитные стилобаты для зеленых насаждений, чтобы отдохнуть или съесть бутерброд.
В отношении питания любопытным местом является Брайант-парк на б-й авеню. Пространство размером примерно 200 на 200 метров находится в окружении плотной городской застройки, при этом зажато с двух сторон небоскребами. Во время обеденного перерыва служащие из этих зданий располагаются со своими припасами на открытом травяном газоне в центре и по периметру сквера за столиками под тенистыми деревьями. Здесь же работает павильон, где можно купить съестное. Почти все столики в это время заняты. Люди выглядят умиротворенно, поедая свой ланч и весело болтая с коллегами. Кстати, такой обед стоит намного дешевле, чем еда в ресторане или кафе.
Нечто подобное можно увидеть в Лондоне на Рассел-сквер. На траве и скамейках служащие обедают тем, что принесли с собой из дома. Но на Рассел-сквер ничего не
Нью-Йорк. Брайант-парк - сквер, где сотрудники из расположенных рядом офисов обедают за столиками под деревьями или на открытой лужайке
1 2012 39
Нью-Йорк. Яркая абстрактная скульптурная композиция на фоне лаконично решенной стены здания
сделано специально для такого «важного» события, как принятие пищи, нет столов и стульев, не организовано пространственное зонирование. Это просто сквер для отдыха. На Брайант-парк же ясна идея - замысел, который воплотился в соответствующую архитектурную и ландшафтную организацию.
Есть еще одна особенность, проявляющаяся чаще в Лондоне и обеспечивающая удобство пребывания человека в городской среде: часть пространства улицы, примыкающая к зданию, ограждается от дождя и ветра светопрозрачными кровлей и стенами, при этом вертикальные плоскости стеклянных стен не доходят до земли на высоту человеческого роста.
Очень важная тенденция - приоритет пешеходного движения, особенно в центре, перед автомобильным. В Манхэттене власти стараются превратить Бродвей в улицу, удобную для пешеходов. При движении по Бродвею в районе площади Голды Меир установлена тумба, с которой каждый желающий может взять буклет с информацией о событиях в городе. Непосредственно к проезжей части примыкают пешеходные площадки, часто они расширены за счет сокращения полосы для движения автомобилей и отгорожены от дороги кадками с деревьями и вазами с цветами. На площадках установлены столики и стулья.
В пятницу между проезжей частью Бродвея и Юнион-сквер днем разбиты палатки, что-то вроде «ярмарки выходного дня». Вечером палатки исчезают. В субботу они снова появляются, на каждой написано название фермы, вырастившей продаваемые здесь цветы, овощи, фрукты, кур и цыплят, изготовившей варенье и пр. Посетители с интересом разглядывают и охотно покупают продукцию. Весь этот процесс приспособления, модернизации, корректировки многих
Нью-Йорк. Парапет, сделанный на удобную для сидения высоту, ограждает квадратный участок, внутри которого помещен монолит из гранита с абстрактным рисунком. На дне этого квадрата «трепещет» вода
Лондон. На идеально ровной поверхности замощения из гранитных брусков устроены узкие каналы, в которых струится вода
Нью-Йорк. На поверхности невысокого постамента для скульптур - пленка непрерывно струящейся воды
Лондон. Перед стеной здания сделано дополнительное стеклянное ограждение, не доходящее до уровня земли
Нью-Йорк. Проход под небоскребом с одной поперечной улицы на другую
Лондон. Около офисного здания участок треугольной в плане формы выделен светопрозрачной кровлей и стеклянным ограждением, под которым можно проходить
Лондон. Две скульптуры - мужчина и женщина - с первого взгляда почти идентичные. За ними перед зданием (по проекту фирмы БОМ) -устройство треугольной формы для забора воздуха
Лондон. Полоса движения для автобусов четко выделена и цветом, и буквами
компонентов городской среды идет в основном по инициативе самоорганизующихся групп граждан. Эти группы оказывают давление на городские власти для реализации выдвигаемых проектов.
Целесообразно более подробно остановиться на трех позициях, достаточно новых, представляющих более широкий, чем для одного мегаполиса, интерес, что дает основание рассуждать о трех принципах повышения качества городской среды.
Принцип «Без автомобиля»
Речь идет о сознательном, добровольном ограничении пользования личным легковым автомобилем. Преимущества и недостатки личного автотранспорта хорошо известны, в частности проблемы, связанные с коллапсом транспортных потоков в крупных городах. Пути их решения достаточно подробно разработаны. Среди предлагаемых мероприятий - обеспечить приоритет общественного транспорта, создать максимальное удобство для пешеходов и условий для велосипедного движения.
Основные потоки пассажирского транспорта связаны с приездом на работу и отъездом с работы. Много людей приезжает работать в Нью-Йорк из Нью-Джерси, с другой стороны Гудзона, и с острова Стейтон. Наличном автомобиле добраться из Нью-Джерси до Нью-Йорка сложно, дороги перегружены. В час пик одну полосу движения по мосту в сторону Нью-Джерси освобождают и отдают для проезда только общественного транспорта в обратном направлении, в Нью-Йорк.
Город как будто говорит своим жителям: если пойдете нам навстречу, откажетесь от поездки на автомобиле, не будете загрязнять воздух выхлопными газами, создавать шум от
Нью-Йорк. Удобные места для сидения около небоскребов (фото вверху) и под ними
двигателя, мешать пешеходному движению, занимать драгоценную городскую землю под стоянку автомобиля, то и город пойдет вам навстречу. И вот 1800 автобусов мчат работников, жителей Нью-Джерси, по встречной полосе в Нью-Йорк, в то время как легковые автомобили на трех полосах движения стоят в пробке. С острова Стейтон на работу в Нью-Йорк город перевозит людей бесплатно и круглосуточно на пароме «Стейтон-Айленд ферри», при этом услугами парома могут воспользоваться все желающие и также бесплатно.
Остров Стейтон - район Нью-Йорка. В 1964 году был построен подвесной мост Верразано - Нэрроуз, связывающий Бруклин с островом. Во время нью-йоркского марафона по нему пробегает 30 ООО человек, а в остальное время в обе стороны несутся потоки автомобилей. И многие люди отказываются от использования машины, чтобы быстро и удобно доехать до центра города на пароме.
Для автобусов в Лондоне и Нью-Йорке выделены четко обозначенные полосы движения. Как и для велосипедистов. Все это делается за счет сокращения площади движения для автомобилей.
При съезде с Бруклинского моста устроен специальный туннель для велосипедистов, чтобы они удобно могли пройти на велосипедную дорожку. Около парка Баттери на южной оконечности Манхэттена организован прокат велосипедов. Вдоль всей береговой линии Манхэттена параллельно с парковой полосой для велосипедистов устроены две достаточно широкие полосы.
Нью-Йорк. Бродвей. Фрагменты проезжей части отданы пешеходам для прогулок и отдыха. Вазы с цветами отмечают границу между проезжей частью и пешеходной зоной
Нью-Йорк. Полоса движения только для автобусов
Нью-Йорк. Бруклинский мост. Вверху указатель подземного перехода для велосипедистов.
Он выводит непосредственно к велосипедной дорожке
Лондон. Стоянка для велосипедов у вокзала Ватерлоо. Здесь горожане оставляют велосипед и пересаживаются на электричку
Таймс-сквер. Люди сидят на трибуне, позволяющей отдыхать и наблюдать за тем, что происходит на площади. На переднем плане - прохожие стали одновременно зрителями импровизированного выступления двух танцоров
Весь остров можно проехать по периметру и в других направлениях.
Очень удобно ходить пешком. От набережной в Нижнем Манхэттене до Центрального парка можно пройти по прямой 9,4 километра, не встретив ни одного подземного или надземного перехода. Таким же образом можно передвигаться и в центральной части Лондона. Если бы пришлось дополнительно опускаться и подниматься при проходе через улицы, движение было бы сильно осложнено.
Небольшое отступление от темы крупных городов. В Сиене, средневековом итальянском городе, приходится ходить поузким улочкам, где нет тротуаров, все время уворачиваясьотавтомоби-лей. Безусловно, машины мешают осматривать город,тем более проводить экскурсии. Для сравнения можно привести Чинкве-Терре - пять небольших городков на Лигурийском побережье Италии. К ним можно подъехать на автомобиле и оставить его на платной стоянке. Жители этих мест вообще отказались от использования автомобиля в городе. Там только пешеходное движение, а между городами - пешеходное, судоходное и железнодорожное сообщение.
Принцип «Таймс-сквер»
Таймс-сквер - это неформально главная площадь в Нью-Йорке, названа в память о редакции газеты «Нью-Йорк тайме», которая находилась на этом месте. Площадь расположена на пересечении под острым углом Бродвея и 7-й авеню; ее размер примерно 500 на 70 метров. Этот прямоугольник пересе-
Нью-Йорк. Таймс-сквер
кается пятью перпендикулярными улицами, от 42-й до 47-й. На юге и севере, где происходит пересечение продольной авеню и диагонального Бродвея и где площадь несколько расширяется, она фланкируется двумя узкими небоскребами, которые расположены на участках треугольной формы. Слева и справа от этихбашен проходят Бродвей и 7-я авеню.
Примерно 20% площади приходится на дорогу для автомобилей и велосипедистов, остальное пространство - для пешеходов. Здесь могут проходить любые мероприятия: создание аэрографом картин и их продажа, импровизированные выступления молодых людей, показывающих различные пластико-акробатические движения, и пр. Ви-
Нью-Йорк. Днем и ночью жизнь на Таймс-сквер весьма разнообразна,
димо, демонстрируются исключительно новые, так сказать, инновационные формы самовыражения в живописи,танце или пластике. Все плоскости фасадов, которые смотрят на площадь и частично выходят за ее границы, представляют собой сплошное панно, комбинацию из рекламных изображений, статичных и динамичных, меняющихся постоянно или в определенном ритме.
Площадь сформировалась стихийно, как символ суперсовременного мира с особой энергетикой, настроением и характером. Обширные плоскости рекламы создают достаточную освещенность, чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно прогуливаться, фотографировать, сидеть за столи-
а освещенность в любое время суток почти одинаковая
ком. Многие хотят запечатлеть этот миг жизни - себя, близких людей и все это почти сюрреалистическое, но одновременно совершенно реальное пространство, стараясь оставить в памяти картинки происходящего. Первые этажи заняты магазинами и кафе, которые всегда открыты, на площади происходит постоянное движение, от одной зоны к другой. Всех, кто здесь оказался, охватывает легкое возбуждение, жизнь кажется окрашенной исключительно в позитивные тона, энергетика пространства придает людям заряд оптимизма. Группы молодежи начинают двигаться быстрее обычного, смеяться и что-то выкрикивать. Автомобилистам тоже передается это настроение, они замедляют ход, а пока ждут сигнала светофора, заставляют свои машины подпрыгивать. Водители показывают, что мысленно они вместе с людьми, пришедшими на площадь.
Многие компоненты, о которых уже говорилось, определяют архитектуру площади. В поле зрения все время попадают повышенные небоскребные башни, на них приходится максимум рекламной нагрузки, и они, как световые столбы и своеобразные дольмены, обозначают начало и конец площади или «начало и конец» в сакральном понимании.
Сравнительно недавно в северной части Таймс-сквер построили трибуну. Зрители сидят там, как в театре, и смотрят на площадь и город. Это удивительно: люди смотрят не на вымышленные картины, не на экран, не на сцену, а на архитектуру города, на саму жизнь, состоящую из машин и пешеходов, дорог и зданий, рекламы, игры света и цвета. Появление трибун на Таймс-сквер - это признание
статуса площади как особого городского и архитектурного явления, одного из принципов организации общественного пространства.
Принцип «Хай-лайн»
Хай-лайн - это пешеходная прогулочная эстакада над проезжими улицами города и одновременно общество друзей Хай-лайн. Некоторые исследователи считают реализацию этой идеи героической акцией, потребовавшей много усилий и денег. Ранее в этом индустриальном районе вдоль Гудзона проходила Вестсайдская линия грузовой железной дороги,обслуживавшая большое количество промышленных предприятий. В 1900 году в этом районе Нижнего Манхэт-тена было около 250 мясокомбинатов и множество других предприятий. В 2003 году, когда район Гансворт-Маркетбыл объявлен исторической зоной, в нем оставалось около 35 мясокомбинатов.
Эксплуатация железной дороги, пересекающей большое количество поперечныхулиц, часто приводила к несчастным случаям. Поэтому в 1930 году дорога была поднята на эстакаду, проходившую над улицами. В 1980 году грузоперевозки были прекращены в связи с оттоком многих промышленных предприятий из этого района и переходом на более экономичный автомобильный транспорт. В 1990 году власти решили разобрать эстакаду с железнодорожными путями. Но жители близлежащих домов воспротивились. К тому времени полотно железной дороги заросло травой и превратилось в своеобразную парковую зону, с которой открывался кра-
Прогулка по Хайн-лайн позволяет увидеть Нью-Йорк с необычной высоты и во всем его многообразии
сивый вид на город с возвышающимся шпилем небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг.
В 1999 году был основан фонд друзей Хай-лайн, в 2004 году был создан фонд в поддержку реконструкции Линии с капиталом в 50 млн. долларов.
ПротяженностьХай-лайн составляет около 3 километров, она проходит примерно на высоте 3-го этажа (30 футов) от улицы Гансворт на юге до 34-й улицы на севере.
Хай-лайн стала одним из любимых мест для ньюйоркцев. Отсюда открываются чудесные виды на небоскребы Нью-Джерси на противоположной стороне Гудзона и с другой стороны - на почти романтическую застройку, состоящую
из многоэтажных краснокирпичных фабричных зданий и жилых домов конца XIX - начала XX века и современных офисных зданий.
Проход по Хай-лайн крайне любопытен. Перед зрителем предстает жизнь большого города - внизу видно, как из громады здания-холодильника выезжают грузовые фуры с готовой продукцией, недалеко возникла модернистская постройка Фрэнка Гери - его последняя работа, около Линии -открытая стапельная парковка автомобилей в 5 ярусов. Рядом с эстакадой, буквально в двух метрах, можно наблюдать деятельность студии красоты, где стилисты колдуют над своими клиентами. По мере движения при пересечении 19-й, 18-й,
Нью-Йорк. Схема Хай-лайн Хай-лайн. Смотровая площадка в виде амфитеатра
над 10-й авеню
Хай-лайн в исторической городской застройке. Слева в галерее - витринное окно, за которым находится смотровая площадка
Смотровая площадка Хай-лайн над 10-й авеню
Вид на одну из перпендикулярно пересекающих Хай-лайн поперечных улиц
1 2012 49
17-й улиц, и так до 12-й улицы, открываются новые и новые виды как рядом с эстакадой,так и на много километров вдаль.
Хай-лайн выполнена в концепции соединения пешеходного движения и ландшафтной организации эстакады. Здесь можно посидеть за столиком и на скамьях, которые, по замыслу проектировщиков, являются продолжением формы плит покрытия. Частично между плитами оставлены отверстия для роста травы, видно, что комбинациям различных видов озеленения придается особое значение. Несколько скамей сделаны в форме, удобной для загорания. Когда жаркая погода, некоторые посетители сидят на скамейках со снятой обувью, опустив босые ноги в струящуюся по плитам воду, которая подается на поверхность в этой части эстакады. Между 16-й и 17-й улицами Хай-лайн делает поворот таким образом, чтобы над 10-й авеню можно было устроить смотровую площадку. Она сделана в форме амфитеатра, деревянные ряды которого спускаются отуровня пешеходного движения к витринному окну. Посетители, как и на Таймс-сквер, просто сидят и смотрят на улицу, которая проходит под ними, на город, на здания и облака над ними.
С появлением Хай-лайн в городе образовался новый центр притяжения, соединивший исторический аспект - индустриальную застройку двух прошлых веков - и гуманный подход к реконструкции городской среды.
Нью-Йорк сегодня - суперсовременный мегаполис, стремящийся всегда вверх и вперед, при этом общество пытается включить в его контекст традиционные ценности и найти
механизмы человеческого измерения в развитии большого города.
London-New York: the Practice of Increasing Humanity
of Urban Environment. By G.N.Cherkasov
Living in a big city inevitably affects people harmfully creating a lot of high-stress situations. Urban community is working out certain methods of environment organization providing comfortable living. This article studies them using the examples of two big cities. These methods include organization of pedestrian areas at the ground level and arrangement of lunch break points; development of traffic, including «non-auto» principle; formation of broad public space («Times-square» principle), creation of pedestrian ways (galleries) above ground level in historical district - «high-line» principle.
Ключевые слова: Хай-лайн, Таймс-сквер, историческая городская среда.
Key vsords: the High-line, Times Sguare, historic urban environment.
В статье использованы фотографии автора Лондон, 2010 - Нью-Йорк, 2011