Научная статья на тему 'ЛОКАЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США'

ЛОКАЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование в США / сообщество практиков / локальная педагогика / интерактивное образовательное пространство / локальный метод обучения / education in the USA / community of practice / local pedagogy / interactive learning environment / place-based learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алейникова К. А.

Введение. Направленность образовательного процесса на формирование многогранной личности, обладающей широким спектром исследовательских, социальных, адаптивных навыков и умений, требует от преподавателя применения в учебном процессе новых методов работы с учащимися. Одним из таких методов обучения является локальный метод обучения, разработанный учеными США. Целью статьи является выявление сущности локального метода обучения и описание модели реализации этого метода в практике современного образования США. Методология и методы исследования: анализ и обобщение зарубежного педагогического опыта. В результате исследования было установлено, что сущностным для локального метода обучения является включение сообщества обучающихся, сформированного по интересам, в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на изучение локальных культурных, природных, социальных, исторических феноменов. Анализ источников позволил сделать вывод о том, что сегодня в практике образования США встречаются разные модели реализации данного метода обучения. Большое внимание современные американские исследователи уделяют комбинированным моделям реализации локального метода обучения, основанным на применении в обучении мобильных устройств. В заключении делается вывод о том, что благодаря своим широким образовательным возможностям локальный метод обучения активно используется в практике современного американского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE-BASED LEARNING METHOD IN THE PRACTICE OF MODERN EDUCATION IN THE UNITED STATES

Introduction. The focus of the educational process on the development of a multifaceted individual with a wide range of research, social, adaptive skills and abilities requires teachers to use new learning methods in their teaching practice. One of these learning methods is place-based learning, developed by US scientists. The purpose of the article is to consider the nature of the place-based learning and describe the model for implementing this method in the practice of modern education in the United States. Methodology and methods of research: analysis and generalization of foreign teaching practice. The study identified that the essential for the place-based learning is the engagement of a community of practice, grouped by interests, into independent research activities aimed at studying local cultural, natural, social, historical phenomena. The analysis of the sources led to the conclusion that today in the practice of US education there are different models for the implementation of this learning method. Modern American researchers pay much attention to combined models for the implementation of the place-based learning method based on the use of mobile devices. Conclusions: the author makes a conclusion that due to its wide learning opportunities; the place-based learning method is actively used in the practice of US modern education.

Текст научной работы на тему «ЛОКАЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 37.02

К. А. Алейникова

Соискатель лаборатории педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: aleinikova86@ yandex.ru

Ksenia A. Aleinikova

External Doctorate Student, Laboratory of Pedagogical Comparative Studies, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ЛОКАЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

Введение. Направленность образовательного процесса на формирование многогранной личности, обладающей широким спектром исследовательских, социальных, адаптивных навыков и умений, требует от преподавателя применения в учебном процессе новых методов работы с учащимися. Одним из таких методов обучения является локальный метод обучения, разработанный учеными США.

Целью статьи является выявление сущности локального метода обучения и описание модели реализации этого метода в практике современного образования США.

Методология и методы исследования: анализ и обобщение зарубежного педагогического опыта.

В результате исследования было установлено, что сущностным для локального метода обучения является включение сообщества обучающихся, сформированного по интересам, в самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на изучение локальных культурных, природных, социальных, исторических феноменов. Анализ источников позволил сделать вывод о том, что сегодня в практике образования США встречаются разные модели реализации данного метода обучения. Большое внимание современные американские исследователи уделяют комбинированным моделям реализации локального метода обучения, основанным на применении в обучении мобильных устройств.

В заключении делается вывод о том, что благодаря своим широким образовательным возмож-

Как цитировать статью: Алейникова К. А. Локальный метод обучения в практике современного образования в США // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1 (74). С. 114-124.

ностям локальный метод обучения активно используется в практике современного американского образования.

Ключевые слова: образование в США, сообщество практиков, локальная педагогика, интерактивное образовательное пространство, локальный метод обучения.

Введение. Современное образование развивается на фоне стремительных процессов глобализации общества. В этих условиях характерным для него становится постоянное обновление и поиск эффективных подходов к организации учебного процесса. Исследователь И. А. Тагунова отмечает, что мировой педагогический опыт показывает, что новые подходы к обучению и содержанию образования выстраиваются сегодня на основе концепции «Экология образования и развития ребенка», утверждающей, что личность обладает многочисленными связями и развивается во взаимодействии с обществом [1, с. 110].

Серьезное внимание этой концепции уделяется сегодня в США. Опираясь на отдельные идеи концепции «Экология образования и развития ребенка», американские исследователи разрабатывают новые методы обучения, направленные на организацию взаимодействия обучающихся со всеми субъектами образовательной деятельности и окружающей средой. Особое место среди этих новых разработок занимает сегодня локальный метод обучения (Place-Based Learning), направленный на объединение учащихся в небольшие сообщества, мотивированные на проведение разнообразных исследований. Данный педагогический метод, по утверждению ученых Д. Собеля и Д. Груневальда, был разработан для преодоления проблем современного образования, неизбежно возникающих на фоне стандартизации [4; 8]. В современной образовательной практике он применяется как многофункциональный педагогический инструмент, с помощью которого эффективно решаются задачи, связанные с развитием, воспитанием и социализацией личности.

Этот метод обучения разработан совместными усилиями таких известных американских педагогов-исследователей, как Д. Собел, Д. Смит, С. Андерсон, Д. Груневальд, Л. Лейн-Цукер. Он представляет собой практико-ориентированный вариант обучения, основанный на изучении сообществом практиков, сформированным по интересам, локальных культурных, природных, социальных, исторических феноменов [2; 4; 5; 7; 8].

Сегодня данный метод обучения используется в качестве ядра ряда

учебных программ, разработанных в рамках концепции локальной педагогики, направленной на организацию обучения в реальных условиях проживания. Согласно Д. Смиту, такое обучение должно быть основано на использовании локальных феноменов как фундамента для разработки учебного плана; применении в работе с обучающимися учебных практик, направленных на формирование созидателей новых знаний; ориентации на личностно значимые для обучающихся исследовательские проблемы; выполнении педагогом функций наставника, соисследовате-ля и проводника в мир местных проблем; расширении возможностей взаимодействия между школой и сообществом [7].

Цель статьи состоит в рассмотрении локального метода обучения и описании модели его реализации в практике современного образования США.

Методология и методы исследования. Основными методами данного исследования стали анализ и обобщение результатов американских педагогических исследований и практики применения локального метода обучения в образовательных учреждениях США.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования было установлено, что на современном этапе локальный метод обучения широко применяется в практике американского образования. Кратко рассмотрим, что именно понимают под локальным методом обучения современные американские исследователи, какие образовательные задачи он решает и как реализуется в практике современного образования США.

Большинство исследователей локальный метод обучения понимают как специфический способ организации учебного процесса, при котором местное сообщество и окружающая действительность становятся условиями для усвоения учащимися содержания образования. В современной американской психолого-педагогической литературе встречается несколько подходов к определению данного понятия. Так, к примеру, Д. Собел характеризует его как педагогический подход, при котором окружающая среда и местное сообщество выступают в качестве механизма, запускающего учебный процесс, основанный на вовлечении сообщества обучающихся в практико-ориентированные виды активности с новым учебным материалом. Исследователь поясняет, что материалом для обучения в данном случае становятся уникальные практики, ситуации, события, происходящие в конкретном сообществе, или ландшафт родной местности [7; 8]. Несколько иначе понимает данный метод обу-

чения исследователь С. Андерсон. Ученый говорит об этом методе как о специфическом подходе к организации учебного процесса, благодаря которому обучение, адаптация и развитие личности осуществляются в условиях локального сообщества [2]. Педагог-практик Л. Лейн-Цукер определяет локальный метод обучения как способ обучения внутри сообщества, при котором индивидуумы для восстановления связей с местом своего существования погружаются в среду своего естественного проживания [5].

В приведенных определениях местное сообщество и окружающая среда рассматриваются как необходимые условия реализации учебного процесса. Организованный с учетом этих условий процесс обучения, по мнению Д. Собеля и Л. Лейн-Цукер, позволяет преподавателям значительно расширить границы стандартного учебного плана, наполнить его интересным и значимым для обучающихся культурным, историческим, социальным и экологическим содержанием, а также разнообразить его увлекательными видами деятельности.

Следует отметить, что в современной образовательной практике локальный метод обучения применяется как многофункциональный педагогический инструмент, с помощью которого преподаватели эффективно решают задачи, связанные с развитием, воспитанием и социализацией личности. Его обучающая функция заключается в формировании у учащихся в реальных условиях практических навыков организации и ведения исследований, воспитательная — в развитии у обучающихся чувства глубокой привязанности, любви и уважения к месту своего проживания, социализирующая — во включении обучающихся в жизнь сообщества практиков и формировании у них чувства принадлежности к локальному сообществу.

Локальный метод обучения, как утверждают Д. Собел, Д. Смит, С. Андерсон, А. Деринджер и С. Вултортон, выполняет и другие задачи. С его помощью у обучающихся формируются навыки эффективного взаимодействия в условиях сообщества, улучшаются адаптивные способности, повышается интерес к обучению и совместной исследовательской деятельности, появляется стремление участвовать в демократических процессах, развивается чувство привязанности и любви к месту своего проживания, расширяются представления о культуре, народе, традициях, экономике своего региона, воспитывается экологическая культура и повышается уровень экологической грамотности [2; 3; 7; 8; 11].

На начальном этапе своего становления локальный метод обучения преимущественно использовался в сфере сельского школьного образования.

Сегодня он все чаще применяется в работе с детьми, посещающими городские образовательные школы, организации скаутов, секции и центры творческого, научного, социального или физического развития. Стоит отметить, что в последнее время практика использования локального метода получила значительное распространение в США. Это происходит благодаря созданию в стране сети специальных образовательных центров, расположенных на отдаленных территориях. В данных центрах на основе локального метода разрабатываются образовательные исследовательские программы для школьников и их родителей, студентов и сотрудников различных организаций. Примером такого образовательного учреждения служит научная школа Тетон, расположенная в штате Вайоминг (Teton Science School). В этой школе обучающиеся превращаются в сообщество практиков, совместно осваивающих разнообразные парциальные программы, акцент в которых делается на изучении экологии, экономики и культуры региона нахождения школы. С помощью этих программ можно исследовать географические и природные особенности территории, понять специфику ведения сельского хозяйства в конкретных условиях пребывания, познакомиться с культурой местного населения, изучить экономические отрасли региона и т.д. [9]

Кроме того, в современной практике обучения все чаще появляются новые варианты реализации данного метода, предназначенные для работы со взрослыми. Так, к примеру, этот метод обучения сегодня применяется в работе с мигрантами, волонтерами, а также пенсионерами, посещающими клубы и центры досуга для пожилых людей. Интересно, что доминантой программ для обучения взрослых является не образовательный, а социализирующий компонент. В этом случае целью метода обучения становится формирование сплоченного сообщества практиков, разделяющих общие интересы.

Важным требованием к организации обучения с привлечением возможностей местных сообществ и окружающей среды является соблюдение принципов локальной педагогики, а именно: принципа активного взаимодействия участников образовательного процесса с местностью проживания и локальным сообществом; принципа построения учебного плана с учетом реальных условий проживания обучающихся; принципа

связи обучения с жизнью; принципа рационального сочетания проблемного и практико-ориентированного видов обучения; принципа вовлечения учащихся в сообщество практиков, исследующих особенности региона пребывания; принципа учета индивидуальных особенностей всех участников учебного процесса и т.д.

Подчеркнем, что реализация локального метода обучения представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий от преподавателя выполнения ряда несвойственных традиционным представлениям о его деятельности функций. Изучая деятельность преподавателей, работающих с сообществами практиков, исследователь К. Онк и ее научная группа установили, что главной задачей такого преподавателя является организация и ведение динамичного учебного процесса, при котором преподаватель выполняет функции фасилита-тора, стимулирующего учебный процесс, и медиатора, ответственного за организацию взаимодействия между обучающимися и локальным сообществом [6]. Как фасилитатору педагогического процесса ему необходимо обладать хорошо развитыми организаторскими навыками, позволяющими мотивировать и объединять в образовательных целях сообщество практиков и сообщество местных жителей, навыками ведения полноценных исследований и масштабных проектов, навыками организации исследовательской деятельности, а также специфическими знаниями и умениями, связанными с работой в конкретных условиях (лес, горы, водоемы и т.д.). В свою очередь, как медиатору во взаимоотношениях между сообществом практиков и локальным сообществом, ему крайне важны навыки ведения переговорного процесса, навыки разрешения конфликтных ситуаций, навыки ведения диалога, в том числе и в условиях межкультурной коммуникации и т.д.

Сущностным для локального метода обучения является создание сообщества практиков, участники которого расширяют свои знания, практический и личностный опыт путем взаимодействия с местным сообществом и окружающей средой. Особенность организации обучения с помощью локального метода проявляется в том, что сообщества практиков не функционируют на постоянной основе. Они формируются для проведения исследований, исключительно исходя из личных потребностей и интересов обучающихся. В рамах такого обучения, утверждают исследователи Т. Вандер-Арк, Э. Либтаг и Н. Маккленнак, локальные сообщества и окружающая среда становятся уникальным

«учебным классом» для сообщества практиков, превосходящим по эффективности традиционный школьный кабинет [10]. Таким образом, местонахождение личности, окружающий ее социум и физическая среда превращаются в своего рода интерактивное образовательное пространство, наполненное оригинальными аутентичными информационными источниками и разнообразными зонами реальной активности. Интересно, что в качестве этих источников и зон активности могут выступать любые природные и культурные объекты (парки, музеи, леса, поля и т.д.). Из таких источников информации учащиеся черпают неповторимые по содержанию знания о культурном наследии региона, социальных и природных условиях проживания в нем, а в зонах активности — осваивают опыт совместной исследовательской деятельности.

Применение в практике образования локального метода обучения предполагает самостоятельную организацию группой обучающихся исследовательской деятельности, направленной на решение личностно значимых проблем. Модель реализации данного метода заключается в совместном прохождении участниками сообщества всех или большинства этапов процесса организации и ведения исследований. К этим этапам относят: этап возникновения замысла для исследования; этап формирования сообщества практиков, интересующихся темой исследования; этап сбора данных и изучения фактов и явлений; этап выяснения непонятных явлений, подлежащих исследованию; этап формулировки гипотез; этап совместного проектирования исследовательской деятельности; этап осуществления плана исследования; этап подготовки выводов на основании полученных данных; этап распространения результатов исследования. На каждом из этих этапов преподаватель направляет и поддерживает работу сообщества. Он организует встречи сообщества практиков с представителями локального сообщества, ведет переговоры с финансовыми организациями, организует поездки на местность, помогает обучающимся преодолеть трудности, направляет исследование и следит за обеспечением связи между обучением и исследовательской деятельностью.

Практические примеры реализации локального метода обучения, раскрывающие его суть, приводит в своих работах Д. Собел. Представим один из них. Исследователь описывает опыт применения данного педагогического метода в одной из школ, расположенных в лесистой части штата Луизиана. Учащиеся начальных классов этой школы объединились в сообщество практиков для осуществления исследования,

посвященного контролю численности комаров. Идея проведения такого исследования не была случайной. Один из родителей школьницы, болеющей астмой, заинтересовался проблемой уменьшения численности комаров без привлечения средств защиты, содержащих инсектициды. Родитель предложил преподавателю исследовать данную проблему. Заинтересованные учащиеся с этой целью объединились в сообщество практиков. Для ознакомления с проблемой исследования они отправились на встречу с местными энтомологами, которые познакомили обучающихся с жизненным циклом, поведением и привычками насекомых. После этого обучающееся сообщество продолжило работу по изучению комаров самостоятельно. Учащиеся узнали, что одним из способов контроля численности комаров является выращивание специального вида рыб. Совместно с преподавателем они организовали эксперимент по выращиванию рыб, поедающих насекомых. Эксперимент не оправдал ожиданий обучающихся, и они обратились за помощью к специалистам, которые объяснили им, что выращенный вид рыб не подходит для обозначенных ими научных целей. Повторный эксперимент привел к положительным результатам. Выращенные рыбы были выпущены учащимися в близлежащие водоемы. Ход эксперимента и его результаты отражались и в учебном процессе. Так, на занятиях по математике учащиеся подсчитывали количественный прирост потомства и вычисляли период репопуляции рыб, на занятиях по окружающему миру изучали жизненный цикл рыб, на занятиях по обществоведению обсуждали влияние проведенного эксперимента на окружающую среду, на занятиях по развитию творческих способностей изготавливали информационные брошюры и презентации для местных жителей [8].

Отметим, что в современной практике обучения встречаются комбинированные модели реализации локального метода обучения. Эти модели, как правило, основаны на рациональном сочетании локального метода обучения с микрообучением посредством смартфонов. Использование в процессе обучения смартфонов, считают некоторые ученые, позволяет не только расширить представления обучающихся о месте исследования за счет дополнительного включения в него виртуальной информации, но и с помощью возможностей современных устройств значительно усовершенствовать сам исследовательский процесс.

Примером реализации комбинированной модели локального метода обучения служат разработки разнообразных мобильных приложений,

предназначенных для неформального обучения мигрантов. Целью таких разработок является стимулирование процессов интеграции мигрантов в локальное общество. Их суть состоит в том, что пользователи-мигранты используют специальный социальный сервис, мотивирующий их на получение важных для жизни в новых условиях знаний. Так, мобильные помощники, встроенные в подобные социальные сервисы, рекомендуют пользователям в течение дня выполнять различные виды активности. Они могут предложить обучающимся осуществить тренировочные действия, принятые в стране пребывания (улыбка, рукопожатие, обмен приветствиями, соблюдение дистанции и т.д.); определить местоположение пользователя и перенаправить его на образовательные ресурсы, связанные с этим местом; перевести непонятные слова; показать расположенные вблизи социальные объекты; представить список социальных сетей по интересам; подобрать ориентированные на изучение языка и культуры мобильные игры и т.д.

Заключение. Анализ материалов, посвященных локальному методу обучения, обнаружил, что данный педагогический метод широко применяется в практике современного американского образования. Он используется в школьном, профессиональном, взрослом и дополнительном образовании. Интерес преподавателей и тренеров к данному методу обучения не является случайным. Он объясняется большим развивающим, воспитательным и социализирующим потенциалом локального метода обучения. Благодаря этому методу у учащихся формируется широкий спектр необходимых для успешного существования в современном мире умений и навыков, связанных с организацией и ведением исследований, компетенций, позволяющих эффективно выстраивать коммуникацию, а также чувств, способствующих развитию глубокой привязанности, любви и уважения к месту своего проживания.

Литература

1. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. № 6. С. 106-113.

2. Anderson S. K. Bringing School to Life: Place-Based Education Across the Curriculum. Rowman & Littlefield Publishers, 2017. 200 p.

3. Deringer A. S. Mindful Place-Based Education: Mapping the Literature // Journal of Experiential Education. 2017. Vol. 40, No. 4. P. 333-348. DOI: 10.1177/1053825917716694.

4. Gruenewald D. A., Smith G. A. Place-Based Education in the Global Age: Local Diversity. Routledge, 2014. 408 p.

5. Lane-Zucker L. Place-based Education, Entrepreneurship and Investing for an "Impact Economy". 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://yourmarkontheworld.com/tag/laurie-lane-zuck-

er/ (дата обращения: 26.11.2020).

6. Oonk C., Gulikers J. T., den Brok P. J, et al. Teachers as Brokers: Adding a University-Society Perspective to Higher Education Teacher Competence Profiles // Higher Education. 2020. Vol. 80. P. 701718. DOI: 10.1007/s10734-020-00510-9.

7. Smith G. A., Sobel D. Place — and Community-Based Education in Schools (Sociocultural, Political, and Historical Studies in Education). Routledge, 2014.186 p.

8. Sobel D. Place-Based Education: Connecting Classrooms and Communities. Orion, 2013. 147 p.

9. Teton Science School. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tetonscience.org/pro-grams/ (дата обращения: 26.11.2020).

10. Vander-Ark T., LiebtagE., McClennen N. The Power of Place: Authentic Learning Through Place-Based Education. ASCD, 2020. 150 p.

11. Wooltorton S., Collard L., Horwitz P., et al. Sharing a Place-Based Indigenous Methodology and Learning // Environmental Education Research. 2020. Vol. 26, No. 7. P. 917-934. DOI: 10.1080/13504622.2020.1773407.

PLACE-BASED LEARNING METHOD IN THE PRACTICE OF MODERN EDUCATION

IN THE UNITED STATES

Introduction. The focus of the educational process on the development of a multifaceted individual with a wide range of research, social, adaptive skills and abilities requires teachers to use new learning methods in their teaching practice.

One of these learning methods is place-based learning, developed by US scientists. The purpose of the article is to consider the nature of the place-based learning and describe the model for implementing this method in the practice of modern education in the United States.

Methodology and methods of research: analysis and generalization of foreign teaching practice.

The study identified that the essential for the place-based learning is the engagement of a community of practice, grouped by interests, into independent research activities aimed at studying local cultural, natural, social, historical phenomena. The analysis of the sources led to the conclusion that today in the practice of US education there are different models for the implementation of this learning method. Modern American researchers pay much attention to combined models for the implementation of the place-based learning method based on the use of mobile devices.

Conclusions: the author makes a conclusion that due to its wide learning opportunities; the place-based learning method is actively used in the practice of US modern education.

Keywords: education in the USA, community of practice, local pedagogy, interactive learning environment, place-based learning.

References

• Anderson S. K. Bringing School to Life: Place-Based Education Across the Curriculum. Rowman & Littlefield Publishers, 2017. 200 p.

• Deringer A. S. Mindful Place-Based Education: Mapping the Literature // Journal of Experiential Education. 2017. Vol. 40, No. 4. P. 333-348. DOI: 10.1177/1053825917716694.

• Gruenewald D. A., Smith G. A. Place-Based Education in the Global Age: Local Diversity. Routledge, 2014. 408 p.

• Lane-Zucker L. Place-based Education, Entrepreneurship and Investing for an "Impact Economy". 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://yourmarkontheworld.com/tag/laurie-lane-zucker/ (data ob-rashcheniya: 26.11.2020).

• Oonk C., Gulikers J. T., den Brok P. J, et al. Teachers as Brokers: Adding a University-Society Perspective to Higher Education Teacher Competence Profiles // Higher Education. 2020. Vol. 80. P. 701-718. DOI: 10.1007/s10734-020-00510-9.

• Smith G. A., Sobel D. Place — and Community-Based Education in Schools (Sociocultural, Political, and Historical Studies in Education). Routledge, 2014.186 p.

• Sobel D. Place-Based Education: Connecting Classrooms and Communities. Orion, 2013. 147 p.

• Tagunova I. A. Mirovye tendencii razvitiya shkol'nogo obrazovaniya // Pedagogika. 2019. № 6. S. 106113. [In Rus].

• Teton Science School. 2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.tetonscience.org/programs/ (data obrashcheniya: 26.11.2020).

• Vander-Ark T., LiebtagE., McClennen N. The Power of Place: Authentic Learning Through Place-Based Education. ASCD, 2020. 150 p.

• Wooltorton S., Collard L., Horwitz P., et al. Sharing a Place-Based Indigenous Methodology and Learning // Environmental Education Research. 2020. Vol. 26, No. 7. P. 917-934. DOI: 10.1080/13504622.2020.1773407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.