Научная статья на тему 'Локальный агропродовольственный рынок: теоретический подход'

Локальный агропродовольственный рынок: теоретический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / MARKET / LOCAL MARKET / AGROFOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грёнлунд А. Ю.

Статья посвящена теоретическим основам локального агропродовольственного рынка. Автор предлагает собственную трактовку основных понятий, развивающих теорию рынков, в частности аграрного рынка, агропродовольственного рынка, функций данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL AGROFOOD MARKET: THE ORETICAL APPROACH

This article is dedicated to the theoretical bases of local agrofood market. Author skillfully presents own interpretation of the main concepts, which developing the theory of the markets, in particular agrarian market, the agrofood market, functions of this market are investigated also.

Текст научной работы на тему «Локальный агропродовольственный рынок: теоретический подход»

ЛОКАЛЬНЫЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Грёнлунд А.Ю., преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга НОУ ВПО «Московский университет им. С.Ю. Витте»

Статья посвящена теоретическим основам локального агропродовольственного рынка. Автор предлагает собственную трактовку основных понятий, развивающих теорию рынков, в частности аграрного рынка, агропродовольственного рынка, функций данного рынка.

Ключевые слова: рынок, локальный рынок, агропродовольственный рынок.

LOCAL AGROFOOD MARKET: THE ORETICAL APPROACH

Gronlund A., the lecturer of chair of the management and marketing Moscow Witte University

This article is dedicated to the theoretical bases of local agrofood market. Author skillfully presents own interpretation of the main concepts, which developing the theory of the markets, in particular agrarian market, the agrofood market, functions of this market are investigated also.

Keywords: MARKET, local market, agrofood market

Рыночные отношения на уровне отдельных предприятий, отраслей и регионов требуют управления процессами, происходящими в аграрном секторе экономики и на продовольственном рынке. Ведущая роль в этом принадлежит формированию и развитию конкурентной среды, повышению конкурентоспособности продукции отдельных хозяйствующих субъектов.

Исследование теоретических основ функционирования агро-продовольственного рынка в последнее время становится все более актуальным. Это связано, прежде всего, с конкурентной борьбой на международном рынке; резким увеличением импорта продуктов питания, зачастую низкого качества; спадом производства сельскохозяйственной продукции; снижением уровня доступности потребления продуктов питания значительной части населения, вступлением России в ВТО.

Проблемы совершенствования организационно-экономических отношений агропродовольственного рынка нашли отражение в трудах А.И. Алтухова, Н.Н. Воробьева, Э.Н. Крылатых, Е.Г. Лысенко, В.З. Мазлоева, А.С. Миндрина, Н.Н. Мироновой, О.А. Родионовой,

А.А. Шутькова и ряда других исследователей.

Однако, исследование теоретических аспектов локального аг-ропродовольственного рынка представляется невозможным без предварительного изучения сущности таких категорий как «рынок», «локальный рынок», «аграрный рынок». Эти категории в современной науке являются весьма дискуссионными. Эволюция взглядов на понятие рынка представлена в таблице 1.

До сих пор не получила полноценного научного обоснования

категория «локальный рынок», хотя чаще всего в экономической литературе эта категория трактуется как «рыночный сегмент национальной экономики, выделяемый по товарному, функциональному и другим признакам».

Е.В. Саталкина выделяет факторы, влияющие на формирование и развитие локального рынка. Ряд этих факторов универсален и оказывает влияние на рынки любого типа, часть факторов присуща только локальным рынкам и необходима для более полной их характеристики и точной идентификации.

К основным факторам она отнесит:

• хозяйственную специализацию региона;

• геополитическое положение региона;

• емкость регионального рынка;

• традиции производства и потребления;

• наличие межрегиональных связей;

• социально-экономические предпосылки;

• экономические риски (товарная диверсификация рынка).

Товарная наполненность локального рынка в первую очередь будет зависеть от специализации региона в народном хозяйстве, поскольку продукция именно местных производителей будет формировать предложение на локальном рынке. Причем для каждого экономического района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи между отдельными его частями, что превращает регион в целостную систему. В свою очередь региональное разделение труда в значительной степени зависит от геополитического положения субъекта РФ. Таким образом, локальные рын-

Таблица 1. Эволюция определения понятия «рынка» в истории

A. О. Курно Рынок - не какая- либо конкретная рыночная площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов, столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться

Ф. Коттл ер Рынок- совокупность существующих и потенциальных покупателей товара

Э. Долан, Д. Линдсей Рынок- любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом

К. Макконнелл, С. Брю Рынок - это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг

И. А. Минаков, Н. П. Касторнов, Р. А. Смыков Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей, возникающий при покупке и продаже товаров. Кроме того, рынок — это сфера отношений между людьми, связанная с обменом товара на деньги и денег на товар, с признанием общественного характера труда, воплощенного в товаре

Н. И. Куликов, О. В. Соколов Рынок — это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда

ки формируются под влиянием традиций производства и потребления тех или иных товаров (товарных групп).

Понятие аграрный рынок можно определить как совокупность различных видов рынков, на которых складываются экономические отношения между субъектами агропромышленного комплекса и различными категориями потребителей по поводу обращения и распределения продукции, работ и услуг, производимых в аграрной сфере.

В сферу аграрных рынков могут быть включены рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предо-ставляемых предприятием АПК и др., однако базовым здесь все же является агропродовольственный рынок.

При этом, многие исследователи отмечают, что термины «аг-ропродовольственный рынок» и «рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия» являются разными названиями одного понятия. В этой связи необходимо уточнить понятие сельскохозяйственного рынка.

По мнению А.Э. Осипова, сельскохозяйственный рынок можно определить как систему экономических отношений по поводу производства и реализации различной сельскохозяйственной продукции, оказания соответствующих услуг, складывающуюся между субъектами рынка.

Соответственно после понятия сельскохозяйственного рынка необходимо определение экономической сущности агропродоволь-ственного рынка, который представляет собой систему экономических отношений по поводу производства, переработки и реализации различной сельскохозяйственной продукции, оказания соответствующих услуг, складывающуюся между субъектами рынка.

Э.Н. Крылатых предлагает трактовать агропродовольственный рынок как систему экономических отношений и институциональных структур доведения сельскохозяйственной продовольственной продукции до конечного потребителя через системы биржевой, оптовой, розничной торговли путем использования логистических и информационных сетей. По мнению автора в качестве основ аг-ропродовольственного рынка можно выделить три базовые составляющие:

- субъекты агропродовольственного рынка: продавцы (производители продукции или посредники), покупатели (оптовики, перерабатывающие предприятия, хранилища, население, государственные учреждения);

- институциональные основы агропродовольственного рынка: законодательные акты и правила торговли; органы и методы регулирования рыночной конъюнктуры и пр.;

- инфраструктура агропродовольственного рынка: материально-техническая и организационная системы закупки, транспортировки, хранения и продажи продукции, биржи, оптовые структуры, сети розничной торговли, системы финансовых расчетов между продавцами и покупателями, информационные маркетинговые службы и пр.

Авторы выделяют следующие функции агропродовольствен-ного рынка: стимулирующая, ценообразующая, посредническая, регулирующая, санирующая и информационная. Устойчивое функционирование агропродовольственного рынка создает благоприятные условия для стабильной и прогнозируемой деятельности как сельхозтоваропроизводителей, так и перерабатывающей промышленности, торговых организаций.

Агропродовольственный рынок имеет существенные особенности, которые отличают его от других товарных рынков. В частности, сельхозтоваропроизводители в силу специфики сельскохозяйственного производства, не могут оперативно наращивать или сокращать производство продукции в связи с колебаниями спроса; потребители сравнительно равномерно потребляют продовольствие и не могут отложить его потребление на длительный срок; сельское хозяйство подвержено влиянию погодных условий, предложение продукции колеблется по годам; производимая сельскохозяйственная продукция является в основном скоропортящейся; имеет место слабая эластичность спроса и предложения по сравнению с ценами на продовольственные товары.

Продовольственные товары - это особый вид товаров, представляющих собой основу жизнеобеспечения населения. Они являются важнейшей жизненной необходимостью, но в то же время, с наступлением насыщения, спрос на них снижается, и потребитель переключает внимание на другие категории товаров, в частности предметы длительного пользования.

Рынок продовольствия означает совокупность всех товарноденежных отношений между сельскохозяйственным производителем, закупщиком, переработчиком, оптовой и розничной торговлей, конечным потребителем. На первый план здесь выходит многоуровневая система связей между производством, переработкой, транспортировкой, хранением, распределением и потреблением. Как отмечает Т.С. Сухих, спрос на продовольствие характеризуется низкой эластичностью, которая свойственна сельскому хозяйству в целом, как отрасли весьма консервативной. В то же время, товары сельскохозяйственного производства в большинстве своем являются продукцией первой жизненной необходимости, многие ее виды -незаменимы. Следовательно, спрос на них может и не уменьшаться при повышении цен. Исходя из этого, предложение продукции отрасли через производство внутри страны представляет собой сферу человеческой деятельности, которая не может измеряться только экономической целесообразностью, поскольку отсутствие ее несовместимо с жизнью. Спрос на продукцию сельского хозяйства изменяется сравнительно медленно и определяется многими факторами, специфическими, характерными для наших отечественных условий (ЛПХ, дачи, подсобные хозяйства предприятий других отраслей).

Предложение аграрной продукции в зависимости от изменения цен обладает инерционностью, особенно в земледелии и в отраслях животноводства с длительным циклом производства. При этом объем производства и величина предложения существенно зависят от почвенных и климатических условий, которые носят вероятностный характер и повышают риски. Причем, между производством и предложением продовольствия на рынке возникает определенный лаг, что усиливает негативное инфляционное воздействие на сферу сельского хозяйства. Без учета этих особенностей отрасли невозможно принимать правильные управленческие решения, которые в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность.

В сельском хозяйстве производится большой объем скоропортящейся и сезонной продукции. Это объективно требует интеграции и кооперации производства, переработки и реализации в сравнительно сжатые сроки. Отсюда возникают объективные факторы, определяющие особенности агропродовольственного рынка: с одной стороны, разрыв актов купли-продажи во времени и пространстве, с другой - развитие интегрированного рынка.

Таким образом, агропродовольственный рынок, не будучи в современных условиях ни саморегулируемым, ни самодостаточным, не может успешно функционировать без постоянного государственного вмешательства и поддержки. Масштабы последней, как правило, весьма значительны - в большинстве зарубежных стран они существенно превышают весь объем расходов нынешней российской казны.

В современном обществе потребление сельскохозяйственной продукции сосредоточено в крупных промышленных центрах, что вынуждает сельского товаропроизводителя искать посредников и делиться с ними частью дохода. Существуют и другие внутриотраслевые особенности аграрного рынка, которые накладывают отпечаток на его формирование и функционирование, а также на конкурентную среду этого специфического рынка, которая, в свою очередь, оказывает влияние на сельскохозяйственного товаропроизводителя. Примечательно, что конкурентоспособность продукции, производимой сельским хозяйством, ниже, чем в других сферах экономики, что связано с особым характером этой продукции.

Анализируя ситуацию, складывающуюся на аграрном рынке России нельзя не отметить тенденцию, разрушающую его равновесие - сокращение объемов предложения собственных товаропроизводителей и ускоренный рост цен по сравнению с ростом денежных доходов населения. Это приводит к неэффективному использованию производственного потенциала сельского хозяйства, трудностям реализации продукции, экономической замкнутости территорий, сдерживанию формирования и эффективного функционирования агропродовольственных рынков не только национального, но и локального уровней.

Таким образом, исследование теоретических аспектов локального агропродовольственного рынка позволило выявить, что данное понятие должно рассматриваться в тесной взаимосвязи с такими категориями, как «локальный рынок», «аграрный рынок», «агропродовольственный рынок» и в настоящий момент остается недостаточно исследованным. Требуется уточнение факторов, оказывающих влияние на локальные агропродовольственные рынки,

формулирование принципов развития локальных агропродоволь-ственных рынков, совершенствование методологии их социальноэкономической оценки.

Литература:

1. Алексеев А.Н., Филатов В.В. Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка // В мире научных открытий. - 20ІІ. - № З (І5).

2. Саталкина Е.В. Локальные рынки продовольственных то-

варов: инфраструктура и классификация [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?d&nd= 466201504&пЬ=1.

3. Крылатых Э.Н. Агропродовольственные системы: исследование процессов интеграции, конкуренции, инновации [электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.rosnou.ru/pub/conferens/03.doc.

4. Шутьков А.А., Шутьков С.А. Аграрная политика России: социально-экономические проблемы. - М.: НИБ, 2008. - 339 с.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Корнеева Т.П., преподаватель кафедры общей и социальной психологии Московского гуманитарно-экономического института

(Волгоградский филиал)

В статье раскрываются особенности и базовые характеристики психологической адаптации воспитанников детских домов к обучению в средних профессиональных учебных заведениях, условия, позволяющие избежать трудностей в реализации данного процесса.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социализация, процесс адаптации, учебная среда.

THE SPECIFIC FEATURES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF HOMELESS CHILDREN EDUCATION IN SCHOOL EDUCATION SYSTEM

Korneeva T., the lecturer of the Moscow Institute of Economics and Humanities

The article defines the specific points and basic features of social and psychological adaptation of homeless children in the system ofprofessional school education, and some ways to cope with the problems in this sphere.

Keywords: socio-psychological adaptation, socialization, the process of adaptation, educational sphere.

Дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не имеет возможности без помощи и поддержки государства и социальных институтов осуществлять собственную жизнедеятельность и поэтому нуждается в социальной защите.

До 16 лет ребенок находится под надежным крылом детского дома. Государственное обеспечение на сегодняшний день способно накормить и одеть ребенка. Воспитанник в детском доме учится в школе, получает дополнительное образование, развивает свои интересы и способности. Пока он в детском доме, он защищен со всех сторон. Самые трудные времена наступают для него после выпуска из детского дома.

Перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений и др.

В.С. Мухина, проводя анализ особенностей развития детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, выявила следующее [2].

Во-первых, такой ребенок не осваивает навыков продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отвергает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Испытывая острую потребность в любви и внимании, он не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Это приводит к ситуации, характеризующейся формированием негативной позиции ребенка к окружающим людям.

Во-вторых, у воспитанника интернатного учреждения формируется эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка из-за постоянного нахождения в многочисленном окружении сверстников и необходимости адаптироваться к ним.

В-третьих, у данной категории детей появляется иждивенческая позиция, ситуация «социального иждивенчества», отсутствует чувство бережливости, ответственности.

В-четвертых, в таких условиях жизни у детей складывается, стихийно, детдомовское (интернатское) «МЫ». Это особое психологическое образование, вызванное делением мира на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляя по отношению к ним агрессию. Но и по отноше-

нию к своей группе дети, живущие в интернате, часто проявляют жестокость.

Вокруг детей, воспитанников детских домов, формируются условия, отличающиеся от условий проживания «семейных» детей. Особенностями таких условий являются:

- замкнутость и ограниченность пространства жизни;

- преобладание директивно-опекающего стиля в системе отношений «взрослый-ребенок»;

- ограниченные и однообразные социальные контакты;

- обеднение контактов с семьей и родственниками (прерывание личной истории, у ребенка нет перед глазами примеров благополучного, удачного самоопределения его предков);

- затрудненность в проявлении собственной активности в решении жизненных задач.

Наличие этих условий обуславливает основную особенность самосознания детей-сирот: склонность избегать ответственности за выбор собственного жизненного пути, перекладывая его на текущие обстоятельства или на опекающего его взрослого, неумение конструктивно разрешать проблемные ситуации, затруднения в выборе жизненного пути (прежде всего, в создании семьи) и профессии.

И.А. Яковлева характеризует систему воспитания в сиротских учреждениях, как казарменную, подчеркивая, что детей не готовят к последующей жизни, а только «взращивают до определенного возраста».

Полная или частичная неприспособленность воспитанников детских домов, по мнению З.М. Соловьевой [2], возникает в связи с полуизолированными условиями их жизни, следствием чего у них в той или иной степени проявляются и закрепляются временем такие нежелательные черты, как трудности в общении (замкнутость, недоверчивость и пр.), т.е. неспособность строить здоровые отношения с окружающими людьми; инфантилизм, иждивенчество, замедленное самоопределение, незнание самого себя, как личности; перегруженность сознания негативными ситуациями и впечатлениями прошлых лет, дефицит положительных образцов личного позитивного опыта и успеха в своей жизнедеятельности; отсутствие познавательной структуры отношений «дом-родители-ребенок» приводит к слабой, незрелой ориентации в самостоятельной жизни, к неправильным реакциям и непродуманным поступкам.

Б.А. Куган также подчеркивает, что «условия, в которых нахо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.